Сочинение “В форме письма”. Методика создания оригинального текста (сочинения)

Цели и задачи урока:

  • показать ценность эпистолярного жанра, его особенности, составить анкету жанра;
  • обогащение словарного запаса, формирование культуры речи учащихся;
  • воспитание внимательного, бережного отношения к слову; ознакомление с нравственно-этическими нормами общения человека с помощью письма;
  • популяризация жанра письма.

Оборудование:

  • книги в эпистолярном жанре (Ф.М. Достоевский «Бедные люди»; А.П.Чехов «Ванька»; К.Симонов «Пять страниц»; С.Есенин «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо деду»; А.С. Пушкин «Роман в письмах») и др.;
  • сочинения учащихся в эпистолярном жанре;
  • высказывания о письме.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Сочинение, я думаю, - самая творческая форма работы ученика, к тому же самая универсальная. Создавая текст сочинения, ученик должен продемонстрировать свою читательскую квалификацию, речевую компетентность, аналитические способности и эрудицию.

Не секрет, что многие учащиеся с подобной работой справляются не вполне удовлетворительно, потому что не чувствуют готовности достойно выразить себя в слове.

Однако научиться хорошо говорить и писать способен каждый человек. Римский политический деятель, оратор и писатель Марк Тулий Цицерон говорил: «Ораторами становятся». А русский писатель А.П. Сумароков считал, что «прекрасный наш язык способен ко всему».

Сегодня мы будем вести речь об одном из оригинальных жанров школьных сочинений – письме, познакомимся с анкетой жанра, послушаем образцы сочинений в форме письма.

II . Письмо – особая форма общения, служащая для передачи информации на расстояние.

1. Что такое письмо? Обратимся к словарю С.И. Ожегова. Читаем:

письмо – а, мн.ч.; письма – сем.

  • Написанный текст.
  • Умение писать.
  • Та или иная система знаков для передачи речи.
  • Манера художественного изображения.

(Примеры записать в тетрадях).

2. Виды писем.

А теперь давайте разберемся, все ли письма одинаковы? Кто и кому пишет? (другу, родным, близким, знакомым, письмо – записка, президенту, учителю и т.п.)

  • личное,
  • деловое,
  • дружеское,
  • официальное,
  • поздравительное,
  • письмо в газету.

(Запись в тетрадях.)

3. Эпистолярный жанр в литературе.

греч. еpistola – послание, письмо.

Эпистолярный жанр – одно из направлений художественной литературы. В русской литературе известны произведения в эпистолярном жанре: «Бедные люди» Ф.М.Достоевского, «Ванька» А.Чехова, поэма «Пять страниц» К. Симонова, лирические стихи «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо к деду» С.Есенина, «Роман в письмах» А.С. Пушкина.

Эти произведения являются художественной ценностью, потому что отражают время, его проблемы, отношения людей.

С письмами вы столкнулись при изучении романа «Евгений Онегин». (письмо Татьяны, Онегина)

Учащиеся могут прочесть эти письма.

4. Анкета жанра.

В жанре письма моно написать и школьное сочинение. Чаще всего сочинения данного вида отражают впечатления учащихся от литературных произведений и представляют собой рассуждения по их поводу.

Для того чтобы уметь писать сочинения в жанре письма, надо определить анкету жанра. В нее войдут основные признаки письма. (см. с.50 в кн. Дорожкиной Т.Н. и др. «Прекрасный наш язык способен ко всему…»; с.21 в кн. «Лучший урок письма»)

5. Речевые формулы письма.

Основные части письма

Речевые формулы

1. Место и дата написания.

2. Приветствие.

3. Обращение

Здравствуйте!

Добрый день!

Шлю тебе привет!

Приветствую тебя!

Дорогой (милый, любимый, родной мой)!

Имя и все его формы.

Друг, мамочка и т.д.

Информационная часть

Основная информация, которую нужно изложить

Хочется сообщить…

Я хотел бы рассказать…

Вот некоторые новости…

Нет ничего нового…

Ты спрашиваешь, что у нас нового…

Концовка

1. Итоговые фразы:

просьба писать;
предположение, что переписка будет регулярной;

благодарность;

приветы и прощание;

уверение в уважении, дружбе и любви.

2. Попись.

С (глубоким, искренним) уважением…

Уважающий Вас…

Ваш (-а;- и)…

Всегда Ваш (-а;- и)…

Любящий тебя…

До свидания!

До скорого свидания!

Всего хорошего!

III . Образцы сочинений учащихся в жанре письма.

(см. сочинения учащихся)

IV . О Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма».

(см. материалы книг и газет)

V. Итог урока.

VI . Домашнее задание: написать сочинение в жанре письма на одну из предложенных тем (ветерану, другу, о родном крае и т.п.).

Как писать сочинение-рассуждение

Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:

  • умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);
  • один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);
  • функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание - придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).

Итак, рассуждение - это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.

Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис - утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.

Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.

Схема сочинения-рассуждения

1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
4. Вывод.

Вступление в сочинении-рассуждении - это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация - не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения - три.

В роли аргументов могут выступать:

  • исторические факты;
  • статистические данные;
  • эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
  • пословицы и поговорки, афоризмы;
  • мнения авторитетных людей…

Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.

Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:

Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)

Достаточно привести такой пример…

Это можно доказать следующим образом...

Подтверждением сказанному может служит следующий факт…

Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, ...

В этом легко убедиться, обратившись к…

Например...

Допустим…

По свидетельству (кого-либо)…

Предположим…

Так как; потому что…

Во-первых, во-вторых и т.д.

В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.

Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно ...

Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:

  • основной тезис соответствует теме сочинения,
  • отобранные доказательства достаточно весомы,
  • между частями сочинения тесная логическая связь,
  • выводы четко сформулированы.

Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

  1. Алиев Г. Учимся рассуждать [Текст] : школьное сочинение и проблемы его написания / Г. Алиев // Начальная школа: прил. к газ. "Первое сент.". - 2001. - № 30.
  2. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
  3. Никитина Н. Н. Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс .
  4. Статья «Рассуждение» в «Стилистическом словаре русского языка».

ПИСЬМО – РАССУЖДЕНИЕ:

Думаю, что было бы полезно обсудить эту проблему как с воспитателями,всеми сотрудниками детского учреждения,так и с родителями.

Наверно у каждого воспитателя за время своей педагогической работы встречались родители невежды.Хочется рассказать о наболевшем,о грубых и невоспитанных родителях.

В интернете на форумах, в средствах массовой информации. мы говорим и обсуждаем какие же грубые бывают воспитатели. Но зачастую наши мамы и папы бывают не просто грубы,не сдержанны в выражениях, а просто хамы, которые так и хотят найти что – ни будь этакое и высказать свое недовольство в грубой форме,не соблюдая норм этики, субординации. Молодых же специалистов вообще не воспринимают. Приведу такой пример конфликта:Девочка 2 лет испачкалась во время приема пищи или играя в песочнице испачкала вещи. При выяснении обстоятельства мама не сдерживалась в выражениях(за что вы только деньги получаете итд).

Я не вижу здесь великой проблемы,ребенок 10 часов находится в дошкольном учреждении, он играет,ест, пьет- он пришел на работу, а маме нужно чтобы ее чадо уходил домой идеально чистым. И еще такой момент, а если группа разновозрастная и в этой группе 30 детей от 2до 5 лет. И ведь найдется такая «мамочка» которой не устроит ответ воспитателя,ни его объяснения.складывается такое впечатление как будто мамочка «питается» негативными эмоциями. И вот эти «замечания» происходят на глазах других родителей А самое главное не стесняются присутствующих детей.

А мы же хорошо знаем какие у нас дети - лучшие психологи. Дети понимают,что взрослого интересует –(негативные рассказы) о детях и воспитателях. Ребенок может сочинить таки нелепости (для мамы) и вот он- искусственный конфликт.И родители тоже со своей стороны «правильно»задают своему малышу вопрос,такой какой ответ они хотят получить от ребенка.

Родители могут и такое сделать:не выходя на контакт с педагогом на прямую, минуя завуча.директора,позвонить с жалобой в роно или департамент образования,хотя любой вопрос можно решить родитель +воспитатель.

Что делать если «крутая мама или «крутой»папа может нагрубить.накричать. даже угрожать (увольнением,СЭС прокуратурой).И почему такие родители (крутые) перестали к воспитателям относится как квалифицированным специалистам? А стали потребителями - вы должны,вы обязаны, вы за это деньги получаете.

Напрашивается вопрос,что же нужно поменять,чтобы такие или похожие конфликты не происходили?Это все таки зависит в большей мере от квалифицированного воспитателя потому,что в силу своей образованности не может грубостью ответить на грубость потому что он ВОСПИТАТЕЛЬ.

Привлекать конфликтных родителей к совместным мероприятиям?

Из опыта хочу сказать.каких сил нужно для этого(они же только могут критиковать, искать недостатки).

Я все таки склонна думать,что с повседневным мелким.бытовым хамством можно и нужно бороться.

Хочется донести до спесивых родителей слова поэта Ларисы Васильевой,которая в статье «Хамство» в частности пишет: « Хамство обходится дорого и пострадавшему, и самому хаму - волнуется и тот и другой. Кроме того хамство никогда не достигает цели, ибо само по себе никакой цели не преследует - оно своего рода духовный шлак, выбрасываемый одним человеком на другого.» К тому же грубящий еще и очень некрасив. Хорошо бы об этом помнить, женщинам и особенно молодым.

Вежливое, мягкое слово воспитателя,грамотное информирования родителей о жизни детей в группе.Воспитатель сохранить свое достоинство,ведь он не уронит себя не опустится до безобразного уровня хамящего родителя.

Конфликты между родителями и педагогами- это очень большая проблема современного социума в целом и самой системой образования.Но к счастью большинство родителей и педагогов понимают,что лучший выход – не борьба друг с другом,а в совместной работе на благо НАШИХ детей.

Вежливый,мягкий, грамотный воспитатель + вежливый, мягкий, грамотный родитель получиться в итоге воспитанный ребенок.

Теоретические сведения "Типы речи"

РАССУЖДЕНИЕ

1. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы.
2. Признаки рассуждения:
Построение (тезис – высказывается какая-то мысль; доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы, сопровождаемые примерами; вывод, или заключение). Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.
Между тезисами и аргументами в тексте, между отдельными аргументами должна быть установлена логическая и грамматическая связь. Логическая связь – это связь смысловая: все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно выдвинутый вами тезис, а не что-то другое.
Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом.
В рассуждении используются сложные предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как
Рассуждение может выступать разных жанровых формах: в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога.

В сочинениях-рассуждениях публицистического стиля речи полезно употреблять побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, риторические вопросы, с помощью которых усиливается выразительность речи. Обращения, повторы, пословицы, поговорки – все это также помогает яркости и выразительности языка.
Рассуждение (почему? зачем? что это значит?)
-воздействие на ум и чувства(д.б. логически стройная система аргументов)
1. Стили: худ.,публиц., научный, в форме письма, статьи, рецензии, доклада, полемического выступления
2. Медитативный текст (внутренний диалог), слова, обозначающие отвлеченные понятия.
3. Слова: конечно, разумеется, самое главное, во-первых, наконец, итак, следовательно и др.
4. Полезно использовать побуд., вопр., воскл. предложения, риторические вопросы, обращения, повторы, пословицы, поговорки.
5. Части рассуждения м.б. связаны по смыслу и интонационно.
6. Схема построения:
1. тезис
2. док-во
3. вывод
не всегда есть все 3 части.
7. Худ средства как в повествовании и описании.
8. Синтаксис:
Энтимема, неполные прерванные пр-ния, с/п пр-ния (потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что)