Как я работал в армии. Военные и гражданские. Военная и гражданская пенсия военнослужащего: в чем отличие

Статус военных и гражданских лиц существенно различается. В чем конкретно это может выражаться?

В чем специфика статуса военного?

В РФ военный - это лицо, которое исполняет свои обязанности, связанные со службой в вооруженных силах, решением задач в области обеспечения безопасности страны.

Приобретать статус военного граждане России могут:

  • вследствие призыва на службу в армии;
  • вследствие подписания контракта с вооруженными силами.

Российские военные проходят службу в специализированных формированиях - воинских частях, на объектах инфраструктуры армии, в различных учреждениях, на военных базах, на боевом дежурстве (в рамках обеспечения функционирования объектов ПВО, флота, военно-воздушных сил).

Важнейшая отличительная характеристика военного человека - наличие звания. Оно присваивается исходя из уровня опыта, квалификации и заслуг военнослужащего. Как правило, наличие у человека более высокого звания предполагает, что он может отдавать распоряжения, обязательные к исполнению, если иное не установлено в нормативных актах, в адрес людей званием ниже.

Российские военнослужащие имеют ряд ограничений на осуществление некоторых видов деятельности. К примеру, предпринимательской и иной, которая оплачивается. Вместе с тем у военных РФ есть довольно большое количество социальных преференций - таких как, например, возможность получения жилья, поступления в вузы на льготной основе.

Военные должны быть готовы к участию в боевых действиях. В случае если они вступают в вооруженный конфликт, то получают особый статус - комбатанта. На них начинает распространяться действие Женевской конвенции о военнопленных, которые должны рассматриваться пленившим их субъектом главным образом как лица, исполняющие приказ и потому заслуживающие человеческого отношения и обеспечения нахождения в приемлемых условиях.

В чем специфика статуса гражданина?

Человек, имеющий статус гражданина государства, обладает основными правами и обязанностями, гарантированными национальной конституцией и иными законами страны. В современных развитых странах перечень прав гражданина довольно масштабен - они связаны, в частности, со свободой слова, передвижения, выбора занятий, выезда за рубеж, получения определенного объема государственных услуг и социальных гарантий.

Важное место в спектре прав граждан современных государств занимают политические права - избирать кандидатов в органы власти и быть избранным, организовывать объединения в защиту интересов тех или иных социальных групп, взаимодействовать с действующими органами власти.

Обязанности граждан в современных развитых странах чаще всего связаны:

  • с необходимостью исполнения норм законов, принятых государством;
  • с необходимостью уплаты налогов;
  • с необходимостью содействия реализации интересов своего государства, недопустимостью государственной измены, инициирования политических изменений революционным путем;
  • с участием в защите своего государства.

Во многих государствах мира, в том числе и в РФ, в обязанности граждан - мужского (в России) или же обоих полов - входит служба в армии, приобретение статуса военнослужащего.

Сравнение

Главное отличие военных от гражданских заключается в том, что первые наделены особыми правами и обязанностями, сущность которых предопределена прохождением ими службы в вооруженных силах государства.

Военные имеют звания, делающие возможным отдавать распоряжения в адрес солдат и офицеров званием ниже и в то же время обязующие подчиняться военнослужащим с более высоким званием. В гражданской среде подобная субординация отсутствует.

Военнослужащий должен быть готов к участию в боевых действиях - в том числе и за рубежом. Гражданин в общем случае является субъектом мирной жизни и при отсутствии всеобщей мобилизации населения даже при участии страны в вооруженном конфликте не вступает в боевые действия.

Военнослужащие обычно имеют больший объем социальных преференций, предоставляемых государством. Вместе с тем у них есть не характерные для гражданских лиц ограничения, в частности, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

У военных и гражданских может существенно различаться образ жизни. Первые значительную часть своего времени тратят на боевую подготовку, освоение различных видов техники и вооружений, изучение тактик ведения войны. Гражданские же могут заниматься совершенно иными видами деятельности.

Определив, в чем разница между военными и гражданскими, зафиксируем выводы в таблице.

  • Условия начисления государственной пенсии
    • Различия между обычной и военной пенсией
  • Порядок начисления пенсионных выплат
  • На какие гражданские социальные выплаты можно рассчитывать?

Гражданская пенсия военнослужащего — это право на получение выплат из страховой части пенсионных накоплений (по старости лет). В страховой стаж включают только те периоды работы, которые не брались во внимание при назначении выплат по выслуге лет. Смешанная пенсия, военная и гражданская, выплачивается тем военнослужащим, которые достигли 55-60 лет (возраст женский и мужской), имеют страховой стаж не меньше 6 лет (с 2015 г).

  1. Определяется выслуга лет.
  2. Уточняется страховой стаж.
  3. Вычисляется объем получаемого денежного довольствия.
  4. Рассчитывается сумма военной и заработанной страховой пенсии на гражданском поприще. Размер гражданской пенсии для военных пенсионеров напрямую зависит от суммы отчислений в страховую часть пенсии и накопленного гражданского стажа.

Оформление гражданской пенсии для военного пенсионера осуществляется в Пенсионном фонде РФ.

Условия начисления государственной пенсии

На государственную выплату военнослужащие могут претендовать в следующих случаях:

  1. Ежемесячная сумма за выслугу лет начисляется тем, кто прослужил не менее 20 лет в вооруженных силах РФ. На данный ежемесячный вид пособия могут рассчитывать военнослужащие, которые были уволены из рядов российской армии по достижению ими определенного периода пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с внутренними должностными перестановками, а на момент подписания приказа об увольнении достигли возраста 45 лет. Причем общий трудовой стаж должен составлять 25 лет, из которых ½ отдана службе.
  2. Пенсионное пособие по инвалидности назначается лицам, которые потеряли трудоспособность и получили определенную травму во время пребывания в рядах вооруженных сил РФ, или не позднее 3 месяцев после подписания приказа об увольнении. Инвалидность должна быть подтверждена соответствующими медицинскими комиссиями, причиной должна послужить контузия, травма или иное заболевание, приобретенное в период службы.
  3. На доплату при потере кормильца могут рассчитывать вдовы или лица, опекающие детей погибшего. Супруга, вторично вышедшая замуж, на данную выплату претендовать не может. Порядок назначения, расчета доплат регулируется законодательно.
  4. Государственные доплаты положены тем лицам, которые, завершив свою деятельность на поприще военного дела, продолжили работать на предприятиях и к пенсионному возрасту имеют необходимый трудовой стаж.

Зная об основных видах начислений, можно не тратить время на походы по инстанциям, а жать определенного момента, подходящего для подачи документов на ежемесячные начисления.

Вернуться к оглавлению

Различия между обычной и военной пенсией

Пенсионное обеспечение военнослужащих, как и обычное, зависит от величины оклада и отработанного страхового стажа. Различия заключаются в следующем:

  1. Для военнослужащих увеличен минимальный размер стажа. В отличие от гражданских лиц, у которых данный показатель определен в размере 15 лет, военные должны отслужить не менее 20 лет.
  2. При расчете ежемесячных начислений военнослужащим не учитываются пенсионные коэффициенты.
  3. В отличие от гражданских лиц военные могут подать документы на назначение пенсионного обеспечения даже в 40-летнем возрасте. Единственное условие, которое должно при этом соблюдаться — стаж прохождения службы не менее 20 лет.

Вернуться к оглавлению

Порядок начисления пенсионных выплат

Все начисления четко регламентируются и контролируются государством. Самое главное условие, которое должно соблюдаться — определенный стаж или выслуга. Возраст военнослужащего, сумма его денежного довольствия в этом случае не оказывают никакого влияния.

Законом оговорено 2 варианта наступления случая для пенсионных выплат:

  1. Продолжительность службы в войсках РФ не менее 20 лет.
  2. Военнослужащий осуществляет трудовую деятельность вне стен военных учреждений, имеет общий стаж, равный 25 годам, из которых более половины срока он служил.
  3. Если военнослужащий подпадает под обе категории, то это значит, что ему будет начисляться военная пенсия и пенсия по старости одновременно.

Какие факторы влияют на величину выплат? Главный критерий — это объем денежного довольствия, которое военнослужащий получает ежемесячно. Данная сумма состоит из:

  • оклада;
  • надбавка за приобретенную должность и звание;
  • общий стаж прохождения службы.

Соответственно, чем выше должность или звание, срок службы, тем выше будет размер выплат. Важно знать, что начиная с 2015 года сумма начислений пенсионного пособия увеличена с 54% до 62,12 %, и с каждым последующим годом этот коэффициент будет увеличиваться на 2%.

Те, кто получил травму или заболевания на военной службе, могут рассчитывать на надбавку, размеры которой определяются в зависимости от присвоенной группы инвалидности. Для инвалидов 1 группы надбавка составляет 300% от пенсионного пособия. Инвалиды 2 группы могут рассчитывать на прибавку в размере 200%. Лица, получившие инвалидность 3 степени вследствие производственной травмы на службе, имеют право на дополнительное пособие в размере 150% от пенсии.

Вернуться к оглавлению

На какие гражданские социальные выплаты можно рассчитывать?

При каких условиях военным пенсионерам полагаются дополнительные выплаты? К этой категории относятся те лица, которым назначено пенсионное обеспечение Министерством обороны за выслугу лет или по инвалидности. Для них на законодательном уровне предусмотрена выплата второй социальной пенсии по старости. Это связано с тем, что очень многие военнослужащие, прекращая службу, находятся в хорошем моральном и физическом состоянии и еще способны приносить пользу людям, работая на «гражданских» предприятиях.

Пенсионер в отставке, занимаясь трудовой деятельность после увольнения из рядов армии, обязательно уплачивает соответствующие отчисления с заработной платы в Пенсионный фонд . Этим самым он получает право на получение социальной гражданской трудовой пенсии. Условия оформления данного пособия:

  1. Иметь подходящий возраст. Для женщин он составляет 55 лет, а для мужской части населения — 60.
  2. Выработать страховой стаж на гражданской работе не менее 6 лет. Как утверждают в Министерстве, этот показатель будет увеличиваться ежегодно на один год, пока не достигнет 15 лет.
  3. Военные пенсионеры, выбравшие предприятия с тяжелейшими условиями труда или в районах тяжелой климатической обстановки, имеют право на начисление доплат.

Документы для оформления гражданской пенсии военному пенсионеру:

  • паспорт;
  • заявление в ПФ по месту проживания;
  • свидетельство о пенсионном страховании;
  • справка из ПФ о том, какой срок и в каких размерах идет начисление по выслуге лет;
  • документы, являющиеся основанием для точного определения стажа.

Важно отметить, что социальная гражданская пенсия военнослужащего будет назначаться ровно с того момента, когда будет подано заявление в Пенсионный фонд. На сегодняшний день согласно законодательству военнослужащие могут претендовать на выплату не только за выслугу лет или в связи с полученной инвалидностью, но и при продолжении работы на гражданском поприще.

Пенсионное обеспечение, которое начисляется соответствующими органами, будет зависеть от размера оклада военнослужащего и периода отработанного страхового стажа.

Зная, что входит в пенсию военного, от каких показателей зависит ее размер, можно сверить свои вычисления с теми данными, которые предлагает Пенсионный фонд.

Учебные вопросы:

1. Сущность и содержание военно-гражданских отношений.

2. Гражданский контроль – неотъемлемый атрибут военно-гражданских отношений.

Проблема военно-гражданских отношений имеет давнюю историю. Еще мыслители древности, раскрывая структуру общества, отводили много внимания взаимодействию в ней военных и гражданских людей. Жизнь меняла отношения между ними, вносила значительные коррективы в их содержание, но роль военно-гражданских отношений, как фактора устойчивого развития общества, его безопасности, никогда не теряла своего значения.

Интерес к изучению данной проблемы в нынешних условиях вызывается глубокими модернизационными процессами, которые происходят сегодня в мире и которые несут в себе кардинальные перемены всех сторон общественной жизни. Особенно остро проблема военно-гражданских отношений стоит в современной России, переживающей сложный период своего исторического развития, перехода к принципиально новой форме государственности.

1. Сущность и содержание военно-гражданских отношений

Традиционно в мировой и отечественной политической мысли военно-гражданские отношения рассматривались преимущественно через призму принадлежности военной организации государству. В современной науке «государственный фактор» мощи вооруженных сил не считается единственным. Существует еще и собственный дух армии. Он формируется не столько принадлежностью армии государству, сколько принадлежностью к ценностям своих поколений, ее особой социальностью как источника силы и могущества.

Безусловно, деятельность военной организации регулируется и направляется государством, его социально-политическими и правовыми структурами. Ее содержательное наполнение во многом зависит от уровня и компетенции этих структур, эффективного проведения ими своей политики. Однако военная организация не может не испытывать на себе влияния традиций, ценностей и качеств гражданского общества. Все без исключения его качественные компоненты (права, интересы, ценности, традиции, культура, институты) так или иначе, проявляются в социальном портрете военной организации, в жизнедеятельности военнослужащих и воинских коллективов. При этом влияние гражданских ценностей общества на военную организацию всегда придает ей определенный смысл и направленность.

С другой стороны, возможно и обратное влияние. Военная организация, прежде всего, армия как основной ее элемент, может при определенных условиях оказывать влияние на гражданское общество. Например, для ряда стран современного мирового сообщества традиции вооруженной защиты своего государства стали одновременно и гражданскими традициями, а военный компонент – частью содержания национального менталитета.

Словом, военно-гражданские отношения представляют собой сложную систему взаимосвязей и взаимовлияний военной организации и гражданского общества. Неся в себе такую качественную определенность, они выступают в форме социального феномена, имеющего характер целостного явления и свою специфику.

Таков определяющий подход к пониманию военно-гражданских отношений в самом широком смысле. В узком плане их сторонами принято называть военных и гражданских, как носителей определенного социального представительства. Чаще всего такой точки зрения придерживаются зарубежные исследователи, занимающиеся военно-гражданскими отношениями. Категории «гражданские» и «военные» они доводят до абсолютного противопоставления, считая, видимо, что они отражают различные миры – «мир военных» и «мир гражданских», сферы гражданской и военной жизни. Те и другие, как социальные образования, различаются между собой по многим критериям. Так, военные – это особая, по их мнению, социальная группа вооруженных людей, призванных решать политические проблемы при помощи военного насилия. Они выполняют особый вид государственной службы в вооруженных силах. Их профессия – умение вести вооруженную борьбу, использовать свои навыки для защиты жизненно важных интересов страны. Военные обладают специфическим стилем мышления, действуют на основе особых принципов, требующих способности противоборствовать с оружием в руках. Образ врага – явного или скрытого – определяет характер их умений, навыков, мировоззрения и нравов. Военные отличаются от гражданских образом жизни, ограниченностью прав и свобод.

Гражданские, составляющие большинство населения, являются главным двигателем прогресса. Своей деятельностью они обеспечивают воспроизводство жизни как таковой, в том числе и удовлетворение потребностей государства.

Действительно, военные и гражданские обладают многими специфическими качествами, обусловленными и своим статусным положением и целевой предрасположенностью. Но это, на наш взгляд, вряд ли можно считать основанием для противопоставления военных и гражданских, их автономного существования. Так, в частности, в древние и средние века, когда существовали кастовые военные сословия, то приток в них из мирского населения был практически невозможен. Сегодня же то современная общественная практика свидетельствует о совершенно иной социальной трансформации общества.

К «миру» военных сегодня относят даже тех, кто формально военными не является, но в той или иной мере причастен к обеспечению вооруженных сил. Известно, что в армиях развитых государств, кроме военнослужащих, имеется довольно многочисленный гражданский персонал, составляющий от 25% до 50% по отношению к числу военнослужащих. Гражданский персонал Вооруженных Сил России также составляет значительную часть личного состава армии.

Нельзя не видеть и такой исторической тенденции: военные возникают из гражданских и, в конечном счете, возвращаются в их структуру. Налицо процесс формирования военных из гражданских и, наоборот, гражданская социализация военных. Характер и уровень этого процесса выступает важным показателем взаимодействия и взаимовлияния военных и гражданских.

В политологическом плане определяющее значение для понимания сущности и содержания военно-гражданских отношений имеет их общественный уровень, взаимодействие и взаимовлияние военной, государственной и гражданской структур общества. Рассмотрение военно-гражданских отношений на таком уровне позволяет увидеть всю их полноту и многообразие, характер и особенности развития в зависимости от изменения состояния их носителей, других общественных факторов.

Военно-гражданские отношения в современной науке классифицируются по ряду оснований, главным, определяющим среди которых является их социальное содержание, то есть интересы и цели в отношении к обществу, а также общества к армии. Согласно этому основанию военно-гражданские отношения делятся на следующие модели: военно-гражданские отношения согласия (совпадающие); военно-гражданские отношения разделения (различающиеся); военно-гражданские отношения конфликта (противоположные). Все модели военно-гражданских отношений существуют в современном мире и отличаются друг от друга. Каждой из них присущи свои особенности и формы взаимодействия их основных субъектов, своя специфика.

Первая модель военно-гражданских отношений присуща в основном странам, для которых свойственно традиционно-историческое преобладание государственных начал общественной жизни. Военно-гражданские отношения согласия – следствие высокого уровня интеграции между военными и гражданскими институтами, «оплодотворенной» ценностно-культурными взаимосвязями государства и гражданского общества. Их возникновение связано с длительным периодом становления и развития государств и их военной организации под длительным воздействием постоянного фактора внешней военной угрозы. Именно постоянно существующая угроза нападения в значительной степени определяет характер связи вооруженных сил и политических институтов, вооруженных сил и самого общества. Согласие между ними выступает не просто способом их взаимосвязи, а формой существования и развития общества и государства. Существенно влияет на возникновение и развитие военно-гражданских отношений согласия также территориальное формирование и размещение воинских контингентов, наличие преимущественно всеобщей воинской обязанности как принципа комплектования вооруженных сил, этническая и конфессиональная идентификация военнослужащих и т.п.

Наиболее характерным показателем согласия военных и гражданских выступает организационно-оформленная общественная самодеятельность военнослужащих. Наличие в вооруженных силах общественных объединений в ценностном отношении ничем не отличается от аналогичных структур гражданского общества. Деятельность общественных объединений, функционирующих в вооруженных силах, имеет свою специфику, но глубина согласия между военными и гражданскими имеет место.

Вторая модель военно-гражданских отношений присуща западным демократиям – государствам с развитыми и автономно функционирующими институтами гражданского общества. Центральной идеей военно-гражданских отношений разделения является законодательно установленное состояние отдельного функционирования военных и гражданских институтов, утверждение отношений между ними на основе жестких «правил игры», соблюдение которых становится привычным в обществе. Для них характерно: существование активного и развитого гражданского общества с хорошо отлаженным и воспринимаемым гражданским контролем над военной сферой; жесткое ограничение общественно-политической активности военнослужащих; правовое закрепление невмешательства военных во внутреннюю жизнь общества, в особенности политическую; комплектование вооруженных сил на преимущественно добровольной основе.

По мнению многих военных политологов, такая система военно-гражданских отношений обеспечивает стабильность общества своим неучастием военнослужащих в политической борьбе, отсутствием у них партийных симпатий и антипатий, ориентацию на поддержку законодательной и исполнительной власти. Основную смысловую нагрузку в содержании военно-гражданских отношений разделения несет идея гражданского контроля над военной организацией, всей военной сферой общественной жизни.

Третья модель военно-гражданских отношений присуща государствам, которые находятся на переходном этапе развития и стадии становления новой формы государственности. Как правило, в таких странах переходное состояние выступает моделью социально-экономического и государственно-политического устройства. К таким государствам в настоящее время относится и Россия.

Для военно-гражданских отношений конфликтного типа характерны: социальное расслоение общества и изменение социального статуса военно-служащих и гражданских структур; чрезмерная политизация военно-гражданских отношений и их идеологизация; слабость конституционно-правовых механизмов принятия и реализации важнейших военно-политических решений; обострение внутренних проблем обеспечения военной безопасности, реальная возможность втягивания военных во внутриполитические процессы; неизбежная смена принципов комплектования вооруженных сил и связанное с этим изменение военно-служебных отношений; снижение престижа военных и военной организации в обществе; активизация общественной самодеятельности военнослужащих вплоть до возникновения организаций, преследующих политические цели.

Следует заметить, что в западной политологической науке этот тип военно-гражданских отношений именуется неопределенным. Однако практика свидетельствует о том, что в основе всех неопределенностей в отношениях между военными и гражданскими лежит конфликтность переходного состояния: конфликт ценностей, политических властей, политических интересов и партий, государственных и общественных начал и др. Сама конфликтность, следовательно, выступает показателем глубины и системности кризисных условий переходного состояния, способом существования и выживания общественных структур, формой противоречивости общественного развития в переходный период. Таким образом, переходное общество, в котором не устоялись ни формы государственности, ни институты гражданского общества и их ценности, испытывает на себе воздействие военно-гражданских отношений конфликтного типа.

Как результат взаимодействия и взаимовлияния военно-гражданские отношения выступают в качестве феномена, имеющего свою специфику. Постоянно действующими факторами, определяющими специфику военно-гражданских отношений, их качественное своеобразие, являются следующие.

Во-первых, форма государственного устройства и сложившийся характер взаимосвязи государства и гражданского общества. Современные основы государственного устройства, как известно, определяются несколькими фундаментальными параметрами: конституционностью, формами правления, территориальным и национально-территориальным устройством. Характер государственного устройства определяет правовые основы военной сферы общественной жизни, то есть законные нормы и процедуры, согласно которым военный фактор включен в социальную ткань с целью обеспечения ее безопасного существования. Именно государство определяет предназначение вооруженных сил, принципы комплектования личного состава, способы использования военной силы, условия прохождения военной службы и другие обстоятельства, посредством которых военные взаимодействуют с обществом. Так, социальные и политические права военнослужащих, являющиеся показателем качественной определенности военно-гражданских отношений, устанавливаются и гарантируются именно государственным устройством, конституционными актами, либо законной легитимной властью.

Важнейшим следствием влияния государственного устройства на качественное своеобразие военно-гражданских отношений является социальный состав военнослужащих, особенно офицерского корпуса, их социальный статус. Именно такая характеристика военнослужащих либо изолирует, либо соединяет их жизнедеятельность с обществом, определяя социальный облик военно-гражданских отношений. Стабильность и достойный социальный статус военнослужащих, как показывает практика, является залогом безопасности гражданского общества, высокого престижа военной службы, согласия между военными и гражданскими, тесного взаимодействия воинских и гражданских коллективов.

Характер государственного устройства определяет также национально-этнические черты военно-гражданских отношений. Особенно это характерно для многонациональных государств. В условиях многонационального существования приоритет всегда отдается не национально-этническим, а государственным интересам, что не должно заслонять социально-психологических основ общения и взаимодействия военнослужащих различных национальностей. Социально-бытовой срез военно-гражданских отношений обусловлен национально-этническими факторами настолько, насколько последние беспроблемны или проблемны для существования самого общества и государства. Это – аксиома современной социальной практики во многих государствах с ярко выраженным национально-этническим составом.

Во-вторых, характер политического режима и зависящий от него господствующий в обществе тип принятия политических решений. Если, скажем, государственное устройство формирует правовое поле, в рамках которого реализуются военно-гражданские отношения, то политический режим определяет более конкретный функциональный способ взаимодействия военной и политической элиты, вооруженных сил и политической системы общества. Главное, однако, заключается в том, как и каким способом принимаются политические решения по военным вопросам, какими политическими правами наделяются военнослужащие, каков политический механизм выработки и реализации важнейших проблем военной безопасности.

В-третьих, исторически сложившиеся ценностно-культурные (ментальные) основы взаимодействия военного и гражданского компонентов общественной жизни. Без преувеличения можно сказать, что для ряда государств ценностно-культурный фактор становления, формирования и развития военно-гражданских отношений является не просто постоянно действующим, но и приоритетным в современных условиях. Для каждого государства шкала ценностно-культурных параметров имеет свое измерение. Так, для России – это коллективизм, приоритет интересов государства перед обществом, державность, традиция геройства, патриотизм и др. Все они являются доказательством того, что национальная «доминанта» (ментальность) есть ценностно-культурная характеристика военно-гражданских отношений, характерная в той или иной мере для каждого народа и государства. В этом состоит национальное своеобразие военно-гражданских отношений как отражение исторического военно-политического опыта народов и государств.

Следует также заметить, что отражением традиционно-исторических ценностей общества, мотивирующих в конечном счете поведение военных и гражданских, является национальная идея. Она является главным содержанием национально-государственного сознания и пронизывает их социальные действия, придавая им социально-значимый смысл.

В-четвертых,состояние государственно-политического развития того или иного государства. Это состояние для отдельных стран может выступать в разных формах – стабильное развитие, переходное состояние, состояние распада государственной целостности и т.д. В любом случае то или иное состояние вызывает конкретный вид военно-гражданских отношений.

Стабильное государственно-политическое развитие стимулирует эволюционное совершенствование сложившихся военно-гражданских отношений, придает им прочность и надежность, делает военную силу безопасной для гражданского общества, а гражданское общество – колыбелью ценностей для военнослужащих. Практика свидетельствует, что в стабильных условиях постоянно растет престиж вооруженных сил и военной службы, укрепляется статус военнослужащих, создаются обстоятельства, не позволяющие армии вмешиваться во внутриполитические процессы, в жизнь гражданского общества.

Совершенно иные процессы происходят в обществе, которое переживает период смены формы государственности, коренное политическое реформирование. Такие процессы неизбежно связаны с ломкой сложившегося социального статуса военнослужащих, потерей их авторитета и престижа в обществе, что доказывается современным российским опытом. Военно-гражданские отношения в условиях распада сложившейся и становлении новой государственности носят, как правило, конфликтный характер. Следствием этого является возможность вмешательства вооруженных сил в жизнь гражданского общества, внутренняя социальная напряженность среди самих военнослужащих, потеря боеспособности и боеготовности воинских коллективов. Если к тому же армия комплектуется на основе всеобщей воинской обязанности, то все проблемы, связанные с социальным расслоением общества, почти адекватно воспроизводятся в вооруженных силах, подрывая изнутри способность армии к выполнению своих задач.

Важнейшей группой факторов, влияющих на состояние военно-гражданских отношений, выступает также совокупность геополитических, демографических, конфессиональных, информационных и других обстоятельств, составляющих социальные грани военной безопасности. Сопрягаясь с другими факторами, они способны динамично воздействовать на военно-гражданские отношения, придавать им определенные признаки и свойства.

Специфика военно-гражданских отношений в России ХХ века состояла в наличии у них признаков всех трех традиционных моделей: согласия, разделения и конфликта. Состав офицерского корпуса, способ комплектования, военный менталитет нации позволяли строить отношения на основе «единства армии и народа». В то же время правящая элита постоянно держала под неусыпным контролем военную организацию. Политические решения по вопросам обороны и безопасности являлись исключительной прерогативой высшей гражданской власти. Тем не менее, в Советском Союзе существовали отношения согласия между обществом и Вооруженными Силами. Взаимодействия между военными и гражданскими были довольно тесными и плодотворными. Благодаря этому военная организация самым надежным образом выполняла свои задачи и функции, а воинская служба и защита Отечества считались священным долгом каждого гражданина. Общество считало армию и флот своим лучшим детищем, носителями идей свободы, равенства, братства и справедливости, особенно после Великой Победы над фашистской Германией, и не жалело ни сил, ни средств на их укрепление и развитие, что делало Вооруженные Силы фактором консолидации общества, символом дружбы всех народов страны, свидетельством мощи советского государства.

Социально-политические процессы, развернувшиеся в стране в начале 90-х гг. ХХ века, привели к резкому ухудшению социального положения Российской армии, как и всего общества. Россия во второй раз в этом столетии вступила в переходный период. Оценивая ее современные военно-гражданские отношения по основным их показателям, социальный состав и статус офицерского корпуса, порядок принятия и реализации военно-политических решений, способ комплектования вооруженных сил, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, офицерский корпус в условиях переходного периода, в особенности, когда речь идет о становлении новой государственности, испытывает состояние смены своего социально-государственного статуса со всеми вытекающими отсюда последствиями. В советские времена офицерский корпус был своего рода референтной группой для остальной части населения и по уровню жизни, и по ценностным ориентирам, и по моральным качествам. Потеря такого статуса, невозможность компенсации от привычного имиджа заставляет офицерский состав искать способы удовлетворения своих интересов на путях, далеких от прямых обязанностей кадровых военных. Во-вторых, военные отношения начинают развиваться не по логике военно-профессиональной деятельности, а по логике самостоятельного выживания самих военнослужащих. Начинает закрепляться материальная мотивация как господствующая в поведении офицеров.

Таким образом, в условиях переходного периода офицерский корпус становится амбивалентной (двойственной по природе, а, следовательно, конфликтной) социально-профессиональной общностью, ориентированной на стандарты поведения, порой далекие от военно-профессиональной направленности. Воинская служба в общественном мнении постепенно теряет характер почетной привилегии для лучшей части населения. В этом состоит одна из причин конфликтности военно-гражданских отношений в условиях переходного периода.

Неурегулированность и конфликтность военно-гражданских отношений в переходных условиях обнаруживаются и проявляются также в способах принятия политических решений по военным вопросам. Этот процесс характеризуется рядом особенностей. Ими являются: отсутствие конституционно-правового механизма принятия важнейших военно-политических решений; откровенная опора правящей политической элиты на военно-силовые структуры вплоть до обоснования внутренней функции вооруженных сил; экономическая и социальная невозможность полной реализации принятых решений по военным вопросам; возможность давления на военнослужащих и вооруженные силы в целом со стороны отдельных политических партий и течений; политизация военнослужащих, особенно генералитета, вплоть до участия во внутриполитической борьбе за власть и др.

Наличие отмеченных особенностей приводит либо к авторитарности как методу принятия военно-политических решений, либо к принятию таких решений на основе ведомственных интересов самих военных. Противоположность способов несомненна, что является еще одним доказательством конфликтности военно-гражданских отношений в условиях переходного периода.

Еще одной причиной и проявлением конфликтности военно-гражданских отношений является проблема комплектования вооруженных сил, так как способ комплектования выступает общепризнанным посредником между армией и гражданским обществом. В этом вопросе следует исходно признать, что если речь идет о смене форм государственности, то правилом является и соответствующая смена принципов комплектования, фактически их коренное изменение. В большем выигрыше в этом плане оказываются те государства, которые переходят к новому политическому режиму, не меняя формы социально-экономического строя.

Россия не вписывается в такой вариант перехода, а потому для нее смена принципов комплектования Вооруженных Сил является не столько военной, сколько общегосударственной задачей. Более того, смена принципов комплектования в условиях становления новой государственности сталкивается с проблемой необходимости обеспечения надежной военной безопасности государства. Скоординировать решение этих двух задач без конфликтного состояния военно-гражданских отношений практически невозможно. Сложившаяся в стране ситуация со всей очевидностью свидетельствует о том, что назрела острая необходимость решительных шагов по обеспечению реальной социальной защищенности кадровых военнослужащих, повышению их уровня жизни и престижа офицерской службы, изменению взглядов на военную службу населения. Ценностных позиций и установок самих офицеров.

Положение в военной сфере, состояние вооруженных сил становятся нетерпимыми и требуют принятия экстраординарных мер. Однако эти меры должны иметь легитимный и действенный характер и потому не могут вырабатываться ограниченной группой лиц в закрытых кабинетах, без участия общества. Общество и его институты не должны отстраняться и не могут самоустраняться от этой работы. В данном случае имеется в виду их право и обязанность контролировать, насколько принципы строительства и реальное состояние, внутренняя организация и условия жизнедеятельности вооруженных сил соответствуют их предназначению, а также влиять на положение дел. Речь идет о гражданском контроле над военной сферой и всей военной деятельностью. Мировой опыт свидетельствует: именно гражданский контроль над вооруженными силами служит тем фактором, который позволяет им не только быть соответствующим институтом государства, но и выступать в качестве важнейшего инструмента защиты интересов гражданского общества, наполнять военно-гражданские отношения цивилизованным содержанием.

Гражданские смотрят на военных с восхищением только женскими глазами, и только в случае, если в уездный городок входят гусары. Невоенное мужское население испытывает к военным легкое презрение, смешанное с жалостью.

Мне и самому не раз приходилось с осторожностью подбирать примеры из своей тридцатилетней военной службы на лекциях для «гражданских штафирок» потоков МВА. Я видел на их лицах явное разочарование - они не ожидали разоблачить во мне отставного служаку, даже если и полковника.

И в то же самое время, я, в свою очередь, испытывал искреннюю жалость к ним, гражданским, поскольку так управлять людьми и коллективами, как это делают они, просто смешно на грани с опасным. В армии с таким «управлением персоналом» обошлись бы вполне определенно. Для начала, разжаловали бы до рядовых, а потом только попробовали бы научить, начиная с сержантских погон. Ну, а если бы такие манагеры успели бы наломать дров, то уж точно трибунал, а то и расстрел.

Военные и гражданские живут в совершенно разных мирах, что и определяет разницу между ними. Однако, приурочив эту статью ко «Дню Защитника Отечества», я хочу показать некоторые особые ракурсы различий, а именно в том, как непривычно и даже неприемлемо для гражданских, военные управляют, организуют и руководят, называя это не менеджментом, а командованием.

А начну я с самого начала. Нет, не с того, что армия имеет самый древний «менеджмент», а с того, как начинается военная служба для любого гражданского человека.

В то время, как гражданские менеджеры более чем озабочены подбором персонала, возводя это в ранг залога успеха любого предприятия, военные берут на военную службу практически кого ни попадя. Странно?

Ничего странного! Просто военные не считают личные и деловые качества новобранца чем-то важным. Физическая пригодность среднего уровня и интеллектуальный уровень ниже среднего являются проходным баллом в армию.

Казалось бы, при таком подходе рассчитывать на победы можно лишь в том случае, если солдаты противника еще слабее и тупее. Однако секрет военных в другом. Принимая за точку отсчета, что все новобранцы слабы и тупы, командиры сосредоточивают свои усилия на физическом укреплении солдат и обучении их тому, что они будут делать в ходе армейской службы. Физподготовка и муштра боевой подготовки.

Через поразительно короткое время командиры имеют физически крепких, сильных, выносливых, с быстрыми реакциями бойцов, уверенно обращающихся с оружием и техникой. Качественные показатели солдат на достаточном для войны уровне.

Гражданские манагеры ищут, выбирают, изобретая дурацкие тесты, и все равно ошибаются, выгоняют «непригодных» и не оправдавших надежд, а потом расстраиваются и жалуются на жизнь - «Народ нынче не тот!». Им в голову не придет мысль научить нанимаемых работников работать. Я повсеместно наблюдаю странную гражданскую логику: «Они же учились в школе/колледже/институте! Пусть думают сами!».

Эта разница подходов неминуемо ведет к еще более серьезной беде - инициативе. Командир, научивший солдата воевать, бдительно следит за тем, чтобы тот неукоснительно придерживался вбитых в него навыков, иначе… Стоит только сороконожке задуматься, какой ногой шагнуть, как она начинает путаться в ногах и падает. Это жизненно важно в бою - действовать автоматически. Не время изобретать велосипед. Каждое движение отточено десятками, сотнями, тысячами лет и является наилучшим из множества возможных вариантов.

В противоположность этому, манагеры, полагающиеся на сообразительность, интуицию, здравый смысл, опыт, инициативу необученных работников, обрекают их на медленные и ошибочные действия, и те проигрывают в простых ситуациях. Это повсеместная статистика.

Ну, конечно, гражданские штафирки обязательно обвинят военных в подавлении свободы творчества, но военные тем и хороши, что не понимают и принимают близко к сердцу такие беспочвенные обвинения. Известная армейская максима гласит: «Инициатива наказуема!». Не командирами наказуема, а жизнью, и часто это приводит к смерти.

Справедливости ради стоит заметить, что коренное отличие военных командиров и гражданских манагеров сводится к тому, что первые действуют на поле боя - поле жизни и смерти, а вторые - на поле бизнеса, поле доходов и расходов. При том, что и то, и другое суть обратная связь, военный вариант оказывается гораздо более влияющим на поведение человека, на выбор наилучших вариантов и вообще на скорость обучения.

Еще один ракурс на разницу между военными и гражданскими позволяет обнаружить, что командиры полностью соответствуют критериям лидера, но более высокое командование не дает разгореться пламени лидерства слишком жарко, иначе бы… Это была бы не армия, а партизанского типа менеджмент, где каждый «Сам себе Петлюра!».

Как и во многих случаях, правоту сторон проявляет отклонение от обыденного. У военных это война. У гражданских - кризис. Лучшее, до чего смогли додуматься гражданские, так это антикризисное управление, суть которого - умереть организованно и похоронить бизнес достойно.

Военные… У них нет кризисов. У военных есть варианты развития ситуации. На каждый вариант есть план действий, карта местности с уже нанесенными цветными карандашами маршрутами, позициями - и своими, и соседей, и противника, а также расчетами всего потребного - от патронов до пачки соли для полевой кухни.

Куда бы ни повернула кривая военной удачи - есть заранее подготовленный план. Достал пакет, распечатал, отдал приказ и… Вперед, к победе!

Может быть исключительно из-за того, что военные любят цветные карандаши для карт и маленькие танчики на макетах местности, недалекие гражданские смеются над ними.

Однако есть особая статья отличий командиров и манагеров. Командир отвечает за смерть солдата своей жизнью, а манагер… Эта особая статья особенным образом формирует дух командира и влияет на его душу. Командиры - это совсем другие люди. Вернее, они-то люди и есть. А раз так, то поучиться у военных уму-разуму в том, как они управляют людьми, вовсе не зазорно, а в высшей мере полезно.

Я же поздравляю боевых своих товарищей с Днем Советской Армии и Военно-морского Флота.

Честь имею!

Сергей Александрович Русаков.

Русаков Сергей Александрович

Бизнес-консультант "Управление Малым Бизнесом"

Профессию военного принято считать истинно мужской, но и женщины могут успешно построить военную карьеру, полноценно реализовав себя с точки зрения госслужбы. С получением воинских званий и продвижением по служебно-карьерной лестнице традиционно ассоциируется не только престиж, но и высокий уровень ответственности.

Название Общий рейтинг профессии Средняя заработная плата*
Для девушек 54 0
Военный связист 52 0
Военный психолог 57 35 500
Военный переводчик 47 50 000
Военный летчик 51 110 000
Военный инженер 57 0
Военный врач 44 45 000

* - по данным Федеральной службы государственной статистики за 2017 год.

** - экспертная оценка редакции портала по шкале от 0 до 100. Где 100 - максимально востребованная, наименее конкурентная, с низким входным барьером по знаниям и доступности их получения и наиболее перспективная, а 0 наоборот.

Чем хороши военные профессии

Во все времена людям был свойствен страх войны, а потому общество всегда нуждается в организованных, грамотных, физически подготовленных бойцах. Умственный труд в данной сфере не менее востребован: техника и технологии зачастую являются ключевыми стратегическими моментами в военном деле, да и наука постоянно вносит свой вклад в обеспечение социальной и государственной безопасности.

В связи с подобными разграничениями сфер военной деятельности в их рамках выделяют различные должности. Все они относятся к категории государственной службы, несение которой подразумевает право служащего на получение ряда льгот и преимуществ:

  1. Достаточно высокая заработная плата.
  2. Возможности карьерного роста (повышения по службе).
  3. Все условия для обучения, повышения квалификации.
  4. Государственные и социальные гарантии служащему и всем членам его семьи (например, жилье, медицинское обслуживание и пр.)
  5. Широта выбора специализации в рамках военного дела (об этом читайте ниже).

Кроме того, военная служба побуждает человека к поддержанию физической и умственной формы, делает его организованным и собранным. Впрочем, это сугубо личностные преимущества данной профессии, а что касается экономически-социальных выгод, то они приведены в списке выше.

Какие бывают военные профессии

Как уже было сказано, в рамках государственной службы существует достаточно широкий выбор военных профессий. Каждая из них специфична и стратегически важна: в целом все они составляют некий оборонный комплекс. В зависимости от личных склонностей и соответствия определенным критериям профпригодности, человек может построить карьеру в следующих военных областях:

  1. Профессии специального назначения . Они составляют, пожалуй, самый обширный сегмент военного дела и требуют высокого уровня физической подготовки. Воздушно-десантные войска, спецназ, военно-морской флот, сухопутные войска, ФСБ и прочие - все это исконно военные профессии, в рамках которых существует своя должностная дифференциация.
  2. Военно-технические профессии . Служат для обеспечения функционирования военных машин и оборудования. Они востребованы в сферах связи, военной авиации и т.д.
  3. Водительские военные профессии - без комментариев. Боевые машины, военные автомобили, самолеты, корабли и подводные лодки: есть транспорт - есть водитель.
  4. Научно-исследовательская деятельность в рамках военного дела . Это технологии, разработки, изыскания и пр. Сюда также можно отнести педагогический труд в соответствующей сфере.

Учеба и карьера

Для успешного и быстрого построения военной карьеры нужно пройти следующие этапы образования:

  1. Среднее общее образование - школьное с военно-профессиональной ориентацией (кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища).
  2. Высшее профессиональное образование - военные училища и академии, по окончании которых можно получить лейтенантское звание.

Дальнейшее продвижение по службе закономерно, но во многом зависит от личностных качеств выпускника. Если же человек получал среднее общее образование в обычной школе, он также может построить карьеру военного, но для этого ему обязательно нужно пройти срочную службу. Затем можно заключить контракт и, получив минимальную выслугу лет, продолжить свое образование.

Военные профессии, список которых вы видели выше, являются наиболее востребованными и престижными. Ознакомившись с их описаниями, вы сможете убедиться, подходит ли вам карьера военного, и если да, то выберете подходящее направление.