Что хранилось в иерусалимском храме. Как называется еврейская церковь

Подавление антиримского иудейского восстания завершилось в 70 г. н. э. разрушением Иерусалима и сожжением великолепного нового храма Ирода на Храмовой горе. От храма осталась только культовая среди иудеев, оплакивающих крушение своего храма и начало рассеяния их народа по миру, Стена Плача.

СВЯТАЯ СВЯТЫХ

И Первый, и Второй Иудейские храмы были построены по образцу Скинии - походного храма иудеев (изначально - шатер, палатка).

Считается, что законы о постройке Скинии были даны Богом Моисею на горе Синай ок. XIII в. до н. э. По представлению древних иудеев, храм - точка соприкосновения земли с небом и изначально необходимый компонент мироздания; представляет собой вершину всех мыслимых совершенств, безусловную ценность. При этом большинство толкователей сходятся на том, что не Богу нужен храм, а людям.

Строительство стационарного каменного храма Соломона, потрясшего своим великолепием Восток, стало возможно в Золотой век евреев, вскоре после занятия ими Иерусалима в 1000 г. до н. э. и образования Израильского царства. Царь Давид (годы правления 1005-965 до н. э.) выкупил гору и начал подготовительные работы над проектом: собрал немалую часть средств, разработал подробный план здания, пристроек и трех окружавших храм дворов, а сами строительные работы завещал своему сыну Соломону. На строительство пошли огромные средства, в том числе щедрые дары библейской царицы Сав-ской (из аравийской Шабы). Соломон был хорошим администратором, дипломатом, строителем, промышленником (построил предприятие по выплавке меди возле рудника долины Вади-эль-Араба) и торговцем (в частности, занимался посреднической торговлей лошадьми и колесницами между Египтом и Азией, снаряжал экспедиции за золотом и благовониями в овеянную легендами страну Офир/ Пунт). По преданию, царь Соломон (правил в 965-928 гг. до н. э.) приступил к строительству Иерусалимского храма на четвертый год своего правления, в 480 г. после Исхода евреев из Египта. Строительство храма длилось 7 лет: с 967 по 960 гг. до н. э. Храм доминировал над всеми окружающими постройками, в том числе над царским парадным дворцом, летним дворцом и дворцом дочери египетского фараона, которую Соломон взял в жены. Весь дворцово-храмовый комплекс строили 16 лет. После падения Северного Израильского царства и разрушения ассирийцами храмов в Дане и в Вефиле Иерусалимский храм превратился в центральное святилище всех израильских колен, а после ликвидации языческих культов в 662 г. он приобрел статус главного национально-религиозного центра.

Здание храма окружало три двора. Примыкал к храму окруженный низкой оградой, позволявшей народу видеть священнодействие, Двор священников с медным жертвенником в виде распустившейся лилии на двенадцати волах. За оградой был Двор народа. За ним - Двор язычников, окруженный каменной стеной с четырьмя входами. Предположительно там же располагалось царское место. Главной частью храма Соломона были Святилище и Святая святых (кубическое пространство ниже Святилища на 5 м, образовывавших комнату для хранения священных вещей. Святилище освещалось светильником, горевшим день и ночь, а в Святая святых свет попадал только во время богослужений в открытые двери. В Святилище находились золотой кадильный алтарь, десять светильников и десять трапез предложения. Святая святых содержала в себе Ковчег завета - главную святыню иудеев, с каменными Скрижалями Закона, полученного Моисеем от Бога на Синайской горе. Изначально там же хранились и другие священные реликвии - жезл Аарона и чаши с манной, но к тому моменту уже были утеряны. Сам Ковчег был утерян во время полного разрушения первого Иерусалимского храма вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н. э. Иерусалим был сожжен, его стены срыты, выжившие в осаде жители угнаны в рабство...

Оба храма выстроены по образу Скинии, чье устройство и пропорции детально описаны. Облик самого храма также легко мысленно реконструировать по пространному библейскому описанию в Первой Книге Царств и из архитектурных аналогий.

КРУШЕНИЕ СИМВОЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Иерусалимские храмы были разрушены, но многие века остаются в памяти евреев не только символом веры, но и символом независимости.

Через полвека по указу Кира Великого евреям было разрешено вернуться в Иерусалим после Вавилонского пленения (598-539 гг. до н. э.) и отстроить заново свой храм. Но он не шел ни в какое сравнение с первым. Не этот «промежуточный» храм Зоровавеля, а храм Ирода Великого вошел в историю как Второй Иерусалимский храм. После реконструкции, произведенной царем Иродом, храмовый комплекс стал огромным сооружением на платформе (частично сохранилась) из белых мраморных плит размером 14 гектаров. Для размещения этой платформы Ирод расширил вершину Храмовой горы, возведя по краям искусственные террасы. Южный край платформы, укрепленный гигантскими плитами белого мрамора, отвесно поднимался над землей почти на 40 метров. Все сооружение вдвое превосходило по площади знаменитый форум Траяна в Риме. Реставрацией храма нелюбимый в народе Ирод хотел улучшить свою репутацию. Работы начались примерно в середине его царствования в 19 или 22 г. и продолжались еще очень долго. Согласно Евангелиям, когда в храме проповедовал Иисус, строительство продолжалось уже 46 лет. И фактически уже через 6 лет после окончания масштабных строительных работ в 64 г. Второй храм был разрушен римлянами при подавлении антиримского восстания (Первая Иудейская война 63-70 гг.). Разрушение Иерусалима и сожжение храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.

Город долгое время находился в руинах и запустении, пока в 130 г. император Адриан не повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию Элия Капитолина по образцу римского военного лагеря. На месте храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвященное Юпитеру, а там, где была Святая святых, воздвигли конную статую Адриана. Такого святотатства евреи не выдержали, и вспыхнула свирепая и затяжная война - новое еврейское восстание против Рима (Восстание Бар-Кохбы или Вторая Иудейская война, 132-136 гг.). Повстанцы удерживали город почти три года. Соорудили Скинию - временный храм, и возобновили жертвоприношения Единому Богу. После подавления восстания Скиния вновь была разрушена, а все иудеи изгнаны из города по указу Адриана.

Известно, что византийский император Юлиан Отступник (361-363 гг.), воцарившись в Константинополе, начал проводить политику веротерпимости, объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории и о возврате конфискованного имущества языческих храмов. Среди прочего Юлиан обнародовал свой план о восстановлении еврейского храма в Иерусалиме. Однако спустя месяц с небольшим Юлиан погиб, и храм не был восстановлен. Тем не менее тема эта не закрыта: по иудейскому преданию, Иерусалимский храм когда-нибудь будет восстановлен и станет главным религиозным центром иудеев и всего мира.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Сразу после смерти Соломона Израильское царство распалось на Иудейское Южное и Северное царства.

■ Когда Соломон официально запросил царя Хирама Тирского помочь в строительстве нового храма рабочими и материалами, тот отвечал: «Итак я посылаю тебе человека умного, имеющего знания, Хирама моего мастера каменщика, сына одной женщины из дочерей Дановых, - а отец его Тиря-нин, - умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы, и вырезать всякую резьбу, и исполнять все, что будет поручено ему вместе с художниками твоими и с художниками господина моего Давида, отца твоего».

■ При реконструкционных работах, проводимых царем Иродом, тысяча священников была обучена строительному мастерству для того, чтобы они могли произвести всю необходимую работу во внутренней части храма, куда разрешено входить только священникам. Строительство велось с тщательным соблюдением всех требований Галахи. Были приняты необходимые меры, чтобы во время работ обыкновенные службы в храме не прекращались.

■ Название Стена Плача, или Стена Стенаний придумано не евреями (для них она просто Западная стена), а арабами, наблюдающими стенающих об утраченном храме паломников-иудеев.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ От древнего храма стараниями римлян практически ничего не осталось, кроме священной для иудеев Стены Плача (Западной).
■ На месте Иерусалимского храма сейчас стоит исламское святилище Купол Скалы.

ЦИФРЫ

Площадь платформы храма Ирода: 14 га.
Размеры храма Ирода: высота 47 м, длина 485 м, ширина 280 м.
Святилище храма Ирода: 8 сажен длины, 4 сажени ширины, 13 сажен и 6 вершков высоты.
Дворов вокруг храма: 3.
Высота Стены Плача: 19 м (отрытая часть), предположительно всего 32 м.
Длина Стены Плача: 57 м (отрытого фундамента Западной стены).
Вес каменных блоков: до 100 т.

Атлас. Целый мир в твоих руках №247

Читайте в этом номере:

Этот фрагмент стены иудейского Храма, разрушенного римлянами более 2000 лет назад, привлекает евреев и паломников со всего мира. Люди приходят сюда, чтобы оплакать невосполнимую потерю святого Храма.

Что же на самом деле оплакивают эти люди? И о чем просят ту невидимую Высшую Силу, которая скрывается за куском каменной стены, оставшейся от иудейской святыни?

Два прекрасных Храма

А когда-то на Храмовой горе в Иерусалиме возвышался прекрасный сначала Первый, а затем Второй Храм. Известный историк , живший во времена существования Второго Храма и видевший его своими глазами описывал его так. «В Храме все настолько восхитительно, что при виде его радовались сердце и душа. Он был покрыт со всех сторон листами из золота и поэтому блистал очень ярко, ослепляя подобно солнечным лучам».

Согласно архитектурному плану Храм состоял из двух помещений: внутреннее, самое Святое, и внешнее. В Святая Святых находился Ковчег Завета, на котором были высечены 10 Заповедей. После разрушения Первого Храма он бесследно исчез.

Первый Храм, как всем известно, был возведен во времена правления мудрейшего царя Соломона около тысячи лет до нашей эры. Простояв почти 400 лет, он был уничтожен Навуходоносором, царем Вавилона. Жители Иерусалима попали к нему в плен, многие были убиты.

Спустя семьдесят лет после разрушения Первого Храма, был освящен Второй Храм. Это возвращение евреев на свою землю известно из истории . Второй Храм был немного меньше в размерах и не так красив, как первый. К началу нашей эры Храм был расширен и перестроен. Его вновь освятили почти перед самым разрушением, в 68 году.

Второй иерусалимский Храм был осажден императором Титом весной семидесятого года нашей эры. 5 месяцев длилась осада Святого Города. Храм пал, когда подожгли его ворота.

Оба Иерусалимских храма исчезли с лица земли в один и тот же день — девятого ава.

Иудеи ушли в самое длительное изгнание. Еврейские праведники оплакивали павшую Святыню. Только один праведник, рабби Акива, смеялся. Он объяснил свое отношение к такому печальному событию тем, что теперь он уверен в предсказании пророков о том, что начнется смешение душ и мы придем к окончательному исправлению.

Духовное назначение иудейского Храма

Храм иудеев являлся прототипом серьезного государственного учреждения. Из него велось руководство всей экономической, культурной и образовательной жизнью народа.

В Храме служили коэны и левиты, которые и управляли жителями страны. Регулярно заседал Синедрион — что-то вроде современной академии, где собирались мудрецы и издавали справедливые законы. Левиты ездили по стране, обучали людей грамоте.

Служители Храма заготавливали впрок продукты, дрова, для того, чтобы в холодные зимы и в неурожайные годы люди могли согреться и поесть. У Храма были свои склады, в его подчинении находились специальные города-убежища, в которых скрывались от мести нечаянно убившие кого-то люди.

Каждый житель страны сдавал десятую часть своего дохода служителям Храма. Эти деньги использовались для поддержания Храмовой службы, а также для многих народных потребностей: помощи бедным, строительства дорог и т.д. В Храм регулярно приносились жертвы в виде урожая или скота.

Все происходящее в Храме было не случайно, а подчинялось строгим духовным законам. Например, люди, которые приносили жертвы, или отдавали десятую часть своего дохода, при этом физическом действии возвышались. Они окунались в атмосферу взаимной отдачи и любви, царившей в Храме.

C утра до вечера в Храме были организованы обучающие курсы, на которых учили прихожан духовным законам. Пища, приносимая в жертву, съедалась всеми гостями на особенных трапезах, во время которых продолжалось духовное возвышение участников застолья. Мужчины и женщины обучались по отдельным программам и находились в разных помещениях.

В целом Храм иудеев предназначался для того, чтобы воспитывать и поддерживать в народе справедливость и . Все физические действия, о которых мы читаем в Святых Книгах, подразумевали под собой духовные корни.

И как только все эти духовные идеалы были попраны, не было основания существовать и самим каменным Храмам, поэтому они и были разрушены.

Еврейские мудрецы говорят, что Первый Храм был разрушен из-за поклонения идолам, а Второй Храм — из-за беспричинной ненависти, возникшей внутри народа.

Третий Храм

Как и было предсказано еврейскими пророками, народ Торы после разрушения Второго Храма вышел в самое последнее и длительное изгнание и упал с того высокого духовного уровня, на котором находился. Но этими же пророками предречено, что в наши времена изгнание закончится и иудеи вновь поднимутся на высокую ступень духовности. Но теперь уже не одни. После по чужим странам и смешения с другими народами не только на физическом уровне, но и на уровне душ, еврейский народ придет к окончательному исправлению вместе со всеми народами мира. И только после того, как сердца всех людей на земле объединятся в любви и согласии, наступит время Третьего Храма. Этот самый прекраснейший Храм будет выстроен в сердцах людей.

Видимо, о таком будущем мечтают собравшиеся у Стены Плача люди. О том, как в новом, прекрасном мире этот возрожденный Храм станет символом огромной любви и счастья.

Ханаанский культовый центр Гилгал был превращен израильтянами в святилище сразу же вслед за вторжением в страну. Согласно традиции, сюда после перехода израильтянами реки Иордан был доставлен Ковчег Завета (ИбН. 4:6, 19), здесь израильтяне прошли обряд обрезания и отпраздновали первый Песах в Земле обетованной (ИбН. 5:2–11). Со времени эпохи Судей (см. Судей Израилевых книга) в Гилгале существовал храм. Здесь, как и в Бет-Эле и Мицпе (см. Мицпа), Самуил «судил Израиль» (I Сам. 7:16), и здесь был провозглашен царем Саул (I Сам. 11:15). В Гилгале собралось израильское войско для войны с филистимлянами (I Сам. 13:4–15), а впоследствии представители колен Израилевых встречали Давида , возвращавшегося из Заиорданья после победы над мятежным Авшаломом (II Сам. 19:16, 41). Хотя в исторических повествованиях Библии Гилгал более не упоминается, он еще долгое время продолжал оставаться местом отправления культа (ср. Х ош. 4:15, Ам. 4:4, 5:5).

Центральным святилищем израильского племенного союза в эпоху Судей стал Шило , служивший местом собрания колен Израилевых (ИбН. 18:1, 21:2, 22:9, 12). Здесь Иех ошуа бин Нун разделил по жребию наделы между семью коленами. На ежегодные религиозные празднества, сопровождавшиеся плясками девушек (Суд. 21:19–21), собирались паломники из всех израильских племен. Элкана, отец Самуила, ежегодно посещал эти празднества и приносил жертвы (I Сам. 1:3). Культ в Шило концентрировался вокруг помещения, называемого в Библии Дом Ях ве (I Сам. 1:7, 24; 3:15) или Дворец Ях ве (I Сам. 3:3), где находился Ковчег Завета. Согласно жреческой традиции, этим храмом была та скиния , которая стояла у горы Синай во время Исхода из Египта и которая была принесена сюда после завоевания Ханаана. Однако по другой традиции, храм в Шило был каменным строением с дверьми. В царствование Саула филистимляне нанесли израильтянам сокрушительное поражение у Афеки и, захватив сопровождавший израильское войско Ковчег Завета (I Сам. 4:1–11), двинулись на Шило и разрушили его. Раскопки показали, что город был уничтожен в середине 11 в. до н. э. и долгое время оставался в руинах.

Храм существовал также в Мицпе (см. выше), в наделе Биньямина . Библия повествует, что после совершенного жителями Гив‘ы преступления израильтяне собрались в Мицпе и «перед лицом Господа» принесли торжественную клятву (Суд. 20:1, 3; 21:1, 5, 8). Мицпа упоминается также в повествовании о Самуиле и Сауле: израильтяне собрались там, призвали Господа и принесли жертвы (I Сам. 7:16). Там Самуил «судил Израиль» (I Сам. 7:16), и Саул был помазан Самуилом на царство над Израилем. Мицпа еще раз упоминается в Маккавеев книге (I Мак. 3:46–54): евреи собрались там на священное празднество и молитву, «так как раньше Мицпа была местом молитвы для Израиля».

Библия повествует, что после теофании возле священного дерева и алтаря Ваала (см. Ваала культ) в Офре Гид‘он разрушил языческое капище и построил на его месте жертвенник Богу Израиля, который он назвал Ях ве-Шалом (Суд. 6:24). Одержав победу над мидианитами, Гид‘он принес в основанное им святилище эфод , сделанный из захваченных у врага сокровищ, что позволяет заключить, что святилище в Офре представляло собой храм.

В четвертый год своего царствования, в месяце ияр Соломон приступил к строительству Храма. Работы велись при содействии Хирама, царя финикийского Тира (см. также Финикия), поставившего кедровое дерево и опытных ремесленников. Потребность в меди для храмовых колонн и утвари, по-видимому, обеспечивалась поставками с медных копей Соломона в Эдоме (I Ц. 7:46). Военные трофеи Давида и торговые предприятия Соломона обеспечивали серебром. Согласно библейскому повествованию, 3300 специально назначенных надсмотрщиков руководили работами (I Ц. 5:30), на которых было занято 30 тыс. израильтян (I Ц. 5:17–32) и 150 тыс. ханаанеев (II Хр. 2:16, 17; ср. I Ц. 9:20–22). Работа была завершена в месяце бул (мархешван , см. Календарь), на 11-й год царствования Соломона (I Ц. 6:1, 38). Празднование освящения Храма в присутствии старейшин Израиля, глав колен и родов (I Ц. 7,8:1,2; II Хр. 5:2,3) длилось 14 дней (II Хр. 7:8). Ковчег Завета был торжественно установлен в Святая святых (см. Двир), и Соломон вознес публичную молитву.

Ухудшение политической ситуации в конце правления Соломона и в дни его преемников сказалось на судьбе Храма. Чтобы подорвать статус Иерусалима как культово-политического центра всех израильских колен, основатель Северного царства Иоров‘ам I восстановил старинные храмы в Бет-Эле и Дане (I Ц. 12:26–33). Политическая слабость и военные поражения Иудеи плачевно сказывались на храмовой сокровищнице: фараон Шишак (I Ц. 14:25–26; II Хр. 12:9), цари Арам-Даммесека Бен-Х адад I (I Ц. 15:18; II Хр. 12:9, 16:2) и Хазаэль (II Ц. 12:17,18), равно как и израильский царь Иех оаш (II Ц. 14:14; II Хр. 25:24), грабили храмовую казну или взимали дань, на уплату которой приходилось тратить храмовые сокровища. Чтобы выплатить дань ассирийцам, иудейский царь Ахаз «обломал... ободки у подстав, и снял с них умывальницы, и море снял с медных волов, которые были под ним, и поставил его на каменный пол» (II Ц. 16:17). Также и царь Хизкиях у «снял золото... с дверей дома Господня и с дверных столбов... и отдал его царю ассирийскому» (II Ц. 18:16).

В царствование Хизкиях у Иерусалимский храм был объявлен единственным законным местом отправления культа Бога Израиля в Иудее (II Ц. 18:3–6, 22; Ис. 36:7). Падение Северного царства укрепило положение Иерусалимского храма как центрального святилища всех израильских колен, и паломники из бывшего Израильского царства прибывали на Песах в Иерусалим (II Хр. 30:1). Правление Менашше сопровождалось возобновлением языческих капищ, и идолопоклонство проникло в самый Храм (II Ц. 21:2; II Хр. 33:2). Однако с восшествием на престол Иошиях у были ликвидированы все языческие формы богопочитания, разрушены алтари в культовых центрах северных колен, и Иерусалимский храм был окончательно превращен в единственный общеизраильский культовый центр (II Ц. 23:21; II Хр. 35:1–18).

Через несколько лет после смерти Иошиях у Навуходоносор II забрал «часть сосудов дома Господня... и положил их в капище своем в Вавилоне» (II Хр. 36:7). Спустя восемь лет Навуходоносор «вывез все сокровища дома Господня... и изломал... все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем» (II Ц. 24:13). Одиннадцатью годами позже (586 г. до н. э.) вавилоняне вновь ограбили Храм, сожгли его (II Ц. 25:9–17) и увели значительную часть населения Иудеи в Вавилонию (см. Пленение вавилонское).

Разрушение Храма было концом целой исторической эпохи в жизни еврейского народа. В народном сознании Храм выступал как национально-религиозный центр, а находящийся в нем Ковчег Завета символизировал Божье присутствие. Со времени пророка Михи (начало 8 в. до н. э.) пророки не переставали предостерегать, что в наказание за моральные и религиозные прегрешения Израиля Храм будет разрушен (Иер. 7:4, 14; 26:4–6; Иех. 5:11 и другие). Разрушение Храма и последовавшее за ним вавилонское пленение было подтверждением этих пророчеств и вызвало стремление к неукоснительному соблюдению Закона и надежду, в духе пророческих видений Иехезкеля (Иех. 40–48), на возвращение из изгнания и восстановление Храма. Восстановление Иерусалимского храма становится одной из центральных тем пророчеств этой эпохи. В память о разрушении Храма и сопровождавших его событиях было установлено четыре поста (Зх. 7:1; 8:19), среди которых пост Ава девятого знаменовал день, когда был сожжен Храм. В память об этой катастрофе были сложены ламентации, которые, по-видимому, публично читались уже в дни вавилонского пленения.

Архитектура Первого храма . Основные источники, по которым можно составить представление о внешнем виде и внутреннем устройстве Соломонова Храма, - это I Ц. 6–8, II Хр. 2–4 и Иех. 40–48.

Храм был относительно высок (около 15 м) - значительно выше среднего ханаанейского храма. Крыша не опиралась на колонны в центре зала, как это было принято в храмовом строительстве этого периода. Улам , предназначенный отделять святое от светского, был 10 м шириной и 5 м длиной. Вход в улам был с широкой стороны; ко входу вели ступени, а с двух сторон от входа стояли прямоугольные колонны (ширина 1,5 × 2,5 м), называвшиеся Яхин и Боаз. Двустворчатая кипарисовая дверь шириной в 5 м вела из притвора (улам ) в святилище (х ехал ). На косяке двери была укреплена мезуза из оливкового дерева. Толщина стены между уламом и х ехалом была 3 м. Х ехал , где велось богослужение, был самым большим помещением храма (приблизительно 10 × 20 м) и по размерам не уступал большим храмам Ближнего Востока. В верхней части стен были окна. Из х ехала дверь из оливкового дерева вела в квадратный в плане двир (Святая святых) площадью 10 × 10 м, высотой 10 м, то есть на 5 м ниже, чем остальные помещения, по-видимому, из-за более высокого пола и, возможно, более низкого потолка. Приподнятый пол служил платформой, на которой помещался Ковчег Завета. Над Ковчегом находились два херувима из оливкового дерева; высота фигур достигала 5 м, а размах крыльев, простиравшихся над Ковчегом, - 10 м. В Святая святых не было окон. По-видимому, двир стоял на скалистом выступе, называвшемся эвен штия (буквально `камень основания`), который с древнейших времен считался наиболее священной частью Храмовой горы (сегодня эвен штия возвышается приблизительно на 1,5 м над полом мечети Омара).

Перед входом в двир стоял небольшой квадратный в плане алтарь (1 × 1 × 1,5 м) из кедрового дерева, покрытого золотом, для воскурения фимиама . Большой бронзовый главный алтарь находился во дворе храма перед входом в улам ; этот алтарь служил для храмовых жертвоприношений. Он представлял собой квадратную трехступенчатую конструкцию. Первая ступень (10 × 10 м), погруженная в землю и обведенная кюветом, была высотой в 1 м; вторая ступень (8 × 8 м) - высотой 2 м; третья (6 × 6 м) - высотой в 2 м - называлась х арэль , на ее углах было четыре «рога». С восточной стороны к алтарю примыкали ступени. Бронзовое «море» (чаша огромных размеров), стоявшее в храмовом дворе к юго-востоку от здания Храма, было одним из наиболее значительных технических достижений храмовых ремесленников. Диаметр «моря» составлял 4 м, высота - 2,5, а емкость - около одной тысячи куб. м. Толщина его стенок была приблизительно 7,5 см, так что вес «моря» должен был быть около 33 тонн. «Море» стояло на 12 быках - по три с каждой стороны света.

Храмовая казна хранилась в сокровищнице в святилище (I Ц. 14:26; II Ц. 12:19, 14:14, 18:15, 24:13; I Хр. 9:16, 26:20; II Хр. 5:1). Кроме того существовала «сокровищница посвященных даров», в которой хранились захваченные в ходе военных действий трофеи, а также дары царей и военачальников (II Сам. 8:11,12; I Ц. 7:51; II Хр. 5:11), равно как и подношения частных лиц (Лев. 27; II Ц. 12:4,5 и в других местах). По-видимому, в Храме находились также десятина (зерно и крупный и мелкий рогатый скот) и продовольственные запасы, из которых выделялось содержание левитам. В Храме также хранилось царское оружие (например, стрелы и щит Давида, II Ц. 11:10; II Хр. 23:9).

Правом служить в Храме обладали священники (кох аним ) - потомки Аарона . Левиты же исполняли должности певчих, привратников, хранителей храмового имущества и казны; они также прислуживали священникам во время храмовых ритуалов. Царь обладал священным статусом в Храме (I Ц. 8:64, 9:25 и в других местах), однако, в отличие от священников, он не мог входить в х ехал и воскурять фимиам (II Хр. 26:16). Царь имел право планировать храмовое здание (I Ц. 6–7), устанавливать праздники (I Ц. 8:65–66), освящать в случае необходимости внутренний двор (I Ц. 8:64), изменять форму и местоположение алтаря (II Ц. 16:10–16), вводить дополнительные жертвоприношения (II Хр. 29:20, 21) и устанавливать распорядок службы священников и левитов (II Хр. 29:25).

Второй Иерусалимский храм . Иерусалимский храм находится в центре внимания библейских книг периода возвращения из вавилонского пленения. Второисайя (см. Исайя) предсказывает, что Бог возложит на персидского царя Кира миссию восстановления Храма (Ис. 44:28). Книги Хроник завершаются (II Хр. 36:22, 23), а книга Эзры начинается (Эзра I) осуществлением этого пророчества (ср. Иер. 29:10).

В начале 538 г. до н. э., после завоевания Вавилонии, Кир издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. Текст царского декрета сохранился в двух версиях - на иврите (Эз. 1:2,3; II Хр. 36:23) и на арамейском (Эз. 6:3–5). Ивритский текст гласит: «Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего Его народа... пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израиля, того Бога, который в Иерусалиме». Арамейская версия декрета устанавливает размеры Храма и содержит распоряжение об оплате расходов на его строительство и о возвращении Храму священной утвари, захваченной Навуходоносором. Этот декрет был свидетельством политики Кира и его преемников, состоявшей в уважении культов и святынь подвластных народов.

Работы по восстановлению Храма велись под руководством священника Иех ошуа и отпрыска дома Давида Зрубавела . Новоприбывшие очистили от обломков и пепла территорию Храма, возвели алтарь и восстановили жертвенный культ. В строительстве участвовали каменщики и плотники, через порт Яффу из Сидона и Тира поступало кедровое дерево. Работами руководили левиты. Закладка фундамента сопровождалась торжественной церемонией, в ходе которой пели хвалебные псалмы в ознаменование исполнения пророчества Иеремии (Иер. 33:10–11) и народ ликовал (Эз. 3:8). Новоприбывшие не позволили самаритянам принять участие в строительстве, и те стали всячески препятствовать восстановлению Храма. Строительство было прервано и возобновлено лишь 24 элула второго года правления Дария (Хаг. 1:15; по-видимому, соответствует 21 сентября 520 г. до н. э.), то есть после того, как в первый день месяца элула (29 августа) пророк Хаггай обратился к Зрубавелу и Иех ошуа с упреком, что они слушают тех, кто говорит, что «еще не пришло время восстановить Храм». По словам пророка, нищета и недавняя засуха - наказание за промедление в строительстве, а восстановление Храма принесет процветание (Хаг. 1). Вскоре после возобновления работ, в 21-й день месяца тишрей (17 октября), Хаггай произнес второе пророчество, поощрявшее строителей (Хаг. 2), и ему вторил пророк Зхария (Зх. 1).

Фундамент храма был заложен в 24-й день месяца кислев (17 декабря). Как Хаггай, так и Зхария видели в этом начало грандиозных событий и предсказывали будущее обретение независимости Иудеи под властью Зрубавела (Хаг. 2:6, 20; Зх. 1:16–17; 4:6; 6:12–13). Мессианские надежды (см. Мессия) строителей вызвали подозрения персидского наместника Трансэвфратии Таттеная и его помощника Шетар-Бозеная. В Иерусалиме, куда они прибыли, чтобы ознакомиться с ситуацией, им сообщили о декрете Кира. Таттенай письменно запросил Дария, и тот подтвердил декрет Кира и санкционировал продолжение работ; как и раньше, расходы на строительство, как и на регулярные жертвоприношения за благополучие царя и его близких, должны были покрываться из царской казны, а препятствующие восстановлению Храма должны были караться смертью. Работы были завершены в третий день месяца адар , на шестой год правления Дария, (12 марта) 516 г. до н. э., то есть приблизительно через 70 лет после разрушения Первого храма. При освящении Второго храма были принесены в жертву 100 быков, 600 голов мелкого скота и в качестве очистительной жертвы - 12 козлов - по числу колен Израиля.

Вернувшиеся из вавилонского пленения видели во Втором храме продолжение Первого и потому стремились в точности воссоздать разрушенное здание. Однако они не могли восстановить дорогостоящую отделку прежнего здания, и старики, видевшие в молодости прежний Храм во всем его великолепии, «плакали громко» (Эз. 3:12). В начале персидского периода Храм был скромных размеров и сравнительно небогато украшен. Однако по мере увеличения численности и улучшения экономического положения евреев они расширяли здание и украшали его. К восстановленному Храму примыкали два двора с комнатами (где хранились привезенные Эзрой из Вавилонии золото, серебро и храмовая утварь), воротами и площадью. На Офеле (южный склон Храмовой горы) и на территории между внешней стеной Храма и городской стеной жили священники и храмовые служители.

Организация храмового культа была в первую очередь заслугой Нехемии . Он установил ежегодный налог в треть шекеля на регулярные и праздничные жертвоприношения и обязанность по очереди поставлять дрова для жертвенника. Он также ввел обязательную ежегодную уплату десятины (прежде была добровольной - Чис. 18:21). Тем не менее пророк Мал’ахи рисует весьма плачевную картину: люди уклоняются от уплаты десятины и храмовых приношений, а священники пренебрегают своими обязанностями (Мал. 3:8–10). Пророк предвещает Божий гнев и суд, «чтобы приносили жертву Господу в правде» (Мал. 3:1–4).

Когда вслед за завоеваниями Александра Македонского Иудея подпала под власть греков, эллинистические цари относились к Храму с уважением и посылали туда богатые дары. Особой щедростью отличался Антиох III , жертвовавший для Храма вино, масло, благовония, муку и соль, а также древесину для строительства и ремонта храмовых зданий. Подобно персидским правителям до него, он освободил весь храмовый персонал, включая писцов , от уплаты царских налогов (Древ. 12:140–142). Селевк IV покрывал из царской казны все расходы на храмовые жертвоприношения (II Мак. 3:3), что, однако, не помешало ему попытаться конфисковать храмовые сокровища, когда он стал испытывать финансовые трудности. Отношение Селевкидских правителей к Храму резко изменилось в правление Антиоха IV Эпифана . В 169 г. до н. э. на обратном пути из Египта он вторгся на территорию Храма и конфисковал драгоценные храмовые сосуды; два года спустя он осквернил алтарь и превратил здание Храма в храм Зевса.

Храмовая служба была прервана более чем на три года и возобновлена лишь после захвата Храмовой горы Иех удой Маккавеем в 164 г. до н. э., заново освятившим Храм и учредившим в память об этом событии праздник Ханукка (I Макк. 4:58; II Макк. 1:9; 2:18). Иех уда укрепил гору Сион , окружив ее защищавшей Храм стеной (I Макк. 4:59). С этого времени храмовая служба велась без перерывов, даже когда грекам на время удалось овладеть Храмом. Согласно Иосифу Флавию , Шим‘он Хасмоней (см. Хасмонеи) снес господствовавшую над Храмом крепость Акру, так что Храм стал самым высоким местом в Иерусалиме (Древ. 13:217).

Собственно Храм имел «форму льва - был узок сзади и широк спереди» (Мид. 4:7). Высота Храма была увеличена на 20 м, а ширина - на 15 м. Фасад здания был обновлен и имел квадратную форму - 50 × 50 м. Задняя часть здания была такой же высоты, но лишь 35 м в ширину. Фасад был украшен четырьмя колоннами коринфского ордера. Здание имело плоскую крышу. Входные ворота (20 м высоты и 10 м ширины) были открыты, и через них была видна большая занавесь. Притвор (улам ) был узким (5,5 м); под его потолком висели золотые короны (атарот ) и цепи, по которым молодые священники взбирались, чтобы чистить короны. Из улама «Великие ворота» (5 м шириной и 10 м высотой) вели в х ехал (20 × 10 м), где стоял алтарь для курения фимиама, стол для хлебов предложения и менора . По сторонам х ехала было 38 помещений, расположенных в три этажа. За святилищем находился двир (10 × 10 м), отделенный от х ехала двойной занавесью. Двир был совершенно пуст, и лишь раз в году - в Иом-Киппур - первосвященник входил туда, чтобы возжечь фимиам. Талмуд утверждает, что «тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания» (ББ. 4а).

Гибель Второго храма . Начало антиримского восстания 66–73 гг. (см. Иудейская война I) ознаменовалось прекращением регулярных жертв за благополучие римского императора.

С началом осады Иерусалима все военные действия сфокусировались вокруг Храма. В 70 г., во время осады Иерусалима Титом , Иоханан Гисхальский укрепился в Храме и в ходе сопернической борьбы с Шим‘оном Бар-Гиорой соорудил на углах храмового здания башни. Согласно описанию событий у Иосифа Флавия (Война 6:150–281), первым шагом римлян к захвату Храмовой горы было разрушение части стены расположенной напротив Храма крепости Антония (в третий день месяца таммуз). На развалинах крепости римляне построили насыпь, которая достигала стены храмового двора. 17 таммуза прекратилось принесение жертвы тамид (см. ниже), - возможно, потому, что не было священников для проведения ритуала. Между 22 и 28 таммуза сгорели храмовые колоннады. Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, пока Ава девятого Тит не приказал поджечь храмовые ворота. На следующий день в римском штабе состоялся совет относительно судьбы Храма. Согласно Иосифу Флавию, Тит не хотел разрушения Храма, и уничтоживший его пожар был случаен, однако другой источник, вероятно, опирающийся на свидетельство Тацита, сообщает, что Тит требовал разрушить его. Как бы там ни было, здание Храма полностью сгорело. Удерживавшие Храм в течение пяти месяцев повстанцы сражались до конца, и когда пламя охватило здание, многие из них бросились в огонь. Согласно Иосифу Флавию, Храм сгорел в 10-й, а согласно Талмуду - в 9-й день месяца ав 70 г. н. э. (см. Ава девятое). Часть храмовой утвари уцелела и была захвачена римлянами; эти трофеи изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме.

Храмовая служба . Мишна, сочинения Иосифа Флавия, Новый завет содержат обширный материал относительно храмового ритуала. Хотя эти свидетельства по большей части относятся к последним годам существования Храма, в основных чертах храмовая служба сложилась в начальный период Первого храма и вряд ли претерпела существенные изменения.

Перед тем, как войти в храмовый двор, всякий, за исключением священников, должен был омыться, даже если он был ритуально чист (см. Чистота и нечистота ритуальные). Перед восхождением на Храмовую гору следовало снять обувь, и многие считали нужным приходить в белых одеждах. Храм был открыт для всякого еврея, за исключением подвергнутых отлучению (см. Херем). Всякий (за исключением тех, кто совершил особо тяжкое преступление) мог принести жертву: «жертва принимается и от преступников, чтобы они могли раскаяться» (Хул. 5а). В отличие от принятой в ближневосточных храмах практики, приходившие в Иерусалимский храм не только не должны были платить за право принести там жертву, но и получали бесплатно необходимые для жертвоприношения дрова. Покидая Храм, люди не поворачивались к нему спиной, а шли вокруг Храмовой горы, придерживаясь правой стороны; на пути они должны были 13 раз пасть ниц.

Иерусалимский Храм - место явного раскрытия Б-жественности, главное культовое сооружение еврейского народа. Храм был эпицентром служения Б-гу и всей религиозной жизни народа: здесь священники-коэны и их помощники левиты совершали жертвоприношения и другие храмовые службы (см. Служба в Храме), сюда 3 раза в год приходили еврейские паломники. В еврейской истории было два Храма, построенных на одном и том же месте и разрушенных в один и тот же день календаря - 9 Ава . Первый Храм называют Соломонов Храм : он был возведен еврейским царем Шломо (Соломоном) в X в. до н.э. (по другому мнению - в VIII в. до н.э.) на горе Мория в Иерусалиме, она же Храмовая гора . Строение Храма и храмового комплекса в целом повторяло строение Скинии Завета - Мишкана , переносного святилища, возведенного еще во время скитаний по пустыне по велению Б-га. Храм Соломона был разрушен вавилонянами через 410 лет, а евреи угнаны в плен. Спустя 70 лет изгнанники вернулись, восстановили Иерусалим и заново отстроили Храм на Храмовой горе, вошедший в историю как Второй Храм . Он простоял 420 лет и был разрушен римлянами в 70 г. н. э. (по другой версии - в 68 г. н. э). Остался лишь фрагмент западной опорной стены Храмовой горы - известная Стена Плача , сегодня - самое почитаемое место в иудаизме. Трагедию разрушения Храма евреи до сих пор поминают траурными постами. Согласно еврейской традиции, Третий Храм в Иерусалиме будет отстроен в конце времен после прихода Мессии (Машиаха) .

Храм. Разрушение и возрождение.

За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.

Строение Храма повторяло строение переносного святилища - Мишкана

Спасибо незнакомке за самоотверженный труд распечатки этой лекции .

Введение

«Смысл постов в том, чтобы побудить сердца людей задуматься о путях раскаяния; и, кроме того, пост должен быть напоминанием о наших дурных делах и делах наших отцов, которые были такими же, как наши дела сейчас, и о том, что именно эти дурные дела и вызвали те несчастья, которые пережили они и которые переживаем мы… И поэтому всякий человек обязан в эти дни посвятить все свое внимание тому, чтобы обдумать свои дурные дела и отказаться от них. Ведь главное — не в том, чтобы поститься. Пост нужен только для того, чтобы подготовить человека к раскаянию. Поэтому те люди, которые, постясь, ходят на прогулки и проводят время в праздности, держатся за второстепенное и оставляют самое главное».

Итак, это дни исправления. Чего? У каждого своё… И если это удастся, то только такой человек, человек сильный духом, душевно здоровый и крепкий, полный внутренней жизни, сможет по-настоящему беспричинно любить! И тогда он сможет вспомнить всех, кого беспричинно ненавидел. В школе, институте, на работе, знакомых, родственников, соседей. Вспомнить и почувствовать за это стыд, сожаление. И тогда можно постараться постепенно заменить эту неприязнь благосклонностью. Зарядить себя положительной мыслью. Представить, прокрутить в голове, как все ненавистники становятся симпатичными такими. И попробовать найти то конкретное, за что их можно любить. И тогда вдруг достоинства каждого начнут проявляться, ведь они есть в каждом человеке, надо только на них обратить внимание.

И вообще, когда любовь наполняет душу, это совсем другое состояние. Перестаёшь всё время нервничать, страхи уходят, настроение поднимается, тонус повышается, становишься более целеустремлённым.

Вот тогда-то удастся построить Храм своей души, построить себя. И тогда это состояние станет не временным, на три недели, а постоянным. Так можно построить Храм своей души. А когда каждый из нас в отдельности удостоится построить Малый Храм, тогда все удостоимся увидеть и Иерусалим, и Большой Храм всего народа в его величии и великолепии. Если человеку больно и плохо, что Храма нет, если ему его недостает, если оплакивает его разрушения, значит, Храм жив в его сердце, и о таком человеке сказали мудрецы, что он и удостоится увидеть Храм в радости.

монахиня Мариам (Юрчук)

Место, где встречаются эпохи

Величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом по библейской традиции так иудейской, как и христианской идентифицируется с горой Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, а царь Соломон построил известный ветхозаветный храм. Жертвенник Авраама, покрытый сейчас куполом мечети, был когда то естественной вершиной горы Мориа. Слово «мориах« происходит от еврейского слова «море» (страх, тревога), или «ора» (свет). Авраам назвал это место «Иегова ире», что означает «Господь усмотрит».

Площадь на Храмовой горе называется, по арабски Аль Харам Аль Шариф, что означает почтенный двор. Она имеет неправильную трапециевидную форму. Продолжительность западной стены составляет 491 метров, восточной 462м, северной 310м и южной 281м. Эта большая площадь с севера отделена канавой вырытой на холме Везефа, с юга холмом Oфель, с востока долиной Кедрон и с запада долиной Тиропеон. Она поднимается на высоту 740 м над уровнем моря. На Храмовую гору ведет восемь ворот - одни из них, Золотые Ворота сейчас замурованы. Выйти из нее можно любыми воротами, но войти - не будучи мусульманином - только одними: Мавретанскими (Муграби) - названными так, в честь мусульманских паломников из стран Северной Африки. Главный раввинат запрещает иудеям входить на Храмовую гору по галахическим соображениям (невозможность совершить в наше время очистительные обряды).

В этом месте патриарх Авраам, будучи испытываем Богом, зажег костер, чтобы принести в жертву Богу своего сына Исаака. Когда он поднял нож над его шеей, ангел посланный Богом остановил его руку. Жертва эта, прообразовала будущее Распятие и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа: «На третий день Авраам возвел очи свои и увидел это место» ().

Во времена царя Давида это место являлось собственностью евусея Орны (Арауна), который на вершине горы устроил себе место для молотьбы зерна. Царь Давида в конце своего правления, из-за гордости, приказал провести перепись народа, в результате чего постигло страну наказание Божие в виде эпидемии. На этом месте увидел царь ангела с мечом, поднятым над Иерусалимом, чтобы опустошить его.
В молитве, умоляя Господа, сказал Давид: «вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы что сделали?» Тогда Давид по указанию пророка Гада, отправился к Орне и купил у него гумно и построил жертвенник, чтобы умилостивить Бога и отвратить моровую язву (; 1Кор.21 )

С тех пор царь Давид хотел построить храм на этом месте, но честь эта выпала его сыну Соломону.

Выбор гумна Орны на место воздвижения ветхозаветного храма говорит о том, что обожженное солнцем место труда человеческого, где он приобретает честный хлеб для себя и своей семьи, имеет в глазах Бога больше благоволение, чем самые красивых места в мире, но не освящены трудом рук человеческих. Всякий раз, когда потом приносились сюда первые снопы, собранные с полей, согласно заповедям Моисея, оживал в глазах первоначальный образ этой горы и гумно Орны.

Царь Соломон начал строить храм в четвертый год своего царствования (962г): «И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов. И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? ().
Строительство длилось семь лет. Для строительства Соломон нанял финикийских мастеров, поэтому своим внешним видом напоминал он финикийские храмы. Храм окружал великолепный двор. Само здание храма было продолговатой формы и состояло из трёх смежных помещений одинаковой ширины - Притвора (Улам), Святилища (Хейхал) и Святая святых (Давир). В Притвор поднимались по ступеням, а с двух сторон от входа стояли две медные колонны: правая называлась «Яхин», левая «Боаз».

В Святилище стоял Семисвечник (Менора), по обеим сторонам которого располагались ещё по пять золотых семисвечников, которые отлил Хирам (в храме Ирода стоял уже только один семисвечник). Эти светильники горели постоянно и освещали храм и днём и ночью, а огонь зажигался в них исключительно от огня из костра на жертвеннике, как и все другие огни на территории храма. В случае угасания огня на жертвеннике, его нужно было возжигать особым образом. Один из светильников Семисвечника, называемый западным зажигался только раз в год. Семисвечник в библейской традиции, а также в современном иудаизме является символом Божественного света. Эта традиция видимо послужила основой для т.н. «Чина благодатного огня (света) «у Гроба Господня в Великую Субботу в Иерусалиме, т.к. Гроб Спасителя символизирует жертвенник, где было положено обескровленное Тело Христа, как и требовалось от пасхального агнца. Согласно православной традиции, вынос Святого Огня (Света) символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Христа. В древней церкви было распространено мнение, что освящение Храма Гроба Господня и ветхозаветного храма Соломона произошло в одно, и тоже время, т.е. в еврейский праздник Кущей, а совпадение дат воспринималось как один из знаков преемственности.

Кроме семисвечников, в Святилище размещались у стен, в два ряда, пять золотых столов хлебов предложения (в Храме Ирода только один). Перед входом в Святая святых стоял небольшой кадильный алтарь из кедрового дерева, покрытый золотом, для воскурения фимиама. Между святилищем и Святая святых, находилась завеса из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона (тонкого льна) с изображениями львов и херувимов. Считается, что именно эта занавесь разорвалась в момент смерти Христа на Голгофе: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот завеса в храме раздралась на-двое, сверху до низу… «().

В Святая святых стоял Ковчег Завета с фигурами херувимов над крышкой и Скрижалями Завета внутри. Ковчег был установлен на каменном помосте над вершиной скалы Авраама, высотою в 3 пальца от уровня пола. Два гигантских херувима высотой около 5 метров, вырезанных из оливкового дерева, и покрытые золотом простирались по двум сторонам Ковчегом Завета. Согласно традиции рядом с Ковчегом стоял на полу сосуд с манной и жезл Аарона. Ковчег Завета был сделан с благородного дерева ситтим (сорт акации). Статуи херувимов были вырезаны из дерева дикой маслины, а жезл Аарона из миндального дерева.

После освящения Храма царем Соломоном, Слава Божия присутствовала в Святая Святых в виде облака. Только Первосвященник имел право один раз в год, в День Очищения (Йом Кипур) войти внутрь. В Святая Святых не было окон, там царила полная темнота, потому, что Господь: » Мрак соделал покровом Своим» () .

В самом центре внутреннего двора, напротив входа в Притвор, стоял медный, огромных размеров жертвенник всесожжения, на который поднимались по наклонной плоскости. Огонь на нем по заповеди никогда не угасал.

Вавилонский царь Навуходоносор полностью разрушил Храма Соломона в 586 году д.н.э. Пророк Иезекииль видел, как «слава Иеговы» в виде облака покидает Иерусалим: И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города… () . Это была гора Елеонская, с которой впоследствии вознесся на небо Иисус Христос. Семьдесят лет спустя, Персидский царь Кир издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. После возвращения из плена началась восстановление храма под руководством Зоровавеля. Второй храм уступал место первому по величию и красоте. Святая Святых оставалось пустым, Божественное присутствие в виде облака покинуло его, а также Ковчег Завета со Скрижалями был утрачен навсегда. Сохранилось предание, что он найдется в конце времени.

В 167 году до н.э. Храм был осквернен селевкидским правителем Антиохом Эпифаном IV, который установил на его территории статую Зевса. Это событие стало причиной восстания Маккавеев, которые заново освятили Храм и установили в память об этом событии праздник Ханука (освящение).

Сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи, служивший при царском дворце, устроив переворот, воцарился и основал новую династию уничтожив прежде всех потомков Маккавеев. Его звали Ирод. Происходил он из тех самых идумеев (потомки Исава), которых Маккавеи насильственно обратили в иудаизм.

В 19 году до н.э. царь Ирод, чтобы добиться уважения народа и прикрыть перед евреями свое идумейское происхождение, склонность к эллинизму, а также многочисленные преступления, предпринял смелый план реконструкции Храма. Для этой грандиозной работы, было нанято десять тысяч рабочих, и тысяча священников обучалась строительному мастерству, чтобы мирские люди не имели доступа к священным помещениям.

Храм получился необыкновенно красивым. В него вело пятеро ворот (по другим источникам 12). Великолепная галерея украшала его с четырех сторон, включая знаменитый Королевский портик и так называемый портик Соломона.

Юго-восточный угол этого портика, часто называемый «вершиной храма», тянулся вдоль южной стены Храма и находился на самом краю глубокой долины Кедрон, на высоте около 180 метров. Здесь происходило описанное в Евангелии одно из искушений Христа: « Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» ().

С этого угла был также сброшен и побит камнями во время проповеди в 62 году, Иаков брат Господень, первый епископ Иерусалима.

На противоположном углу храмовой площади находилась знаменитая крепость Антония, которая использовалась римлянами главным образом, помимо хранения облачения первосвященника, как наблюдательная точка, откуда удобно было контролировать поведение богомольцев в Храме, особенно по случаю больших праздников. Здесь апостола Павел после посещения Храма избежал смерти от фанатически настроенных иудеев, объявив себя гражданином Рима ().

За внешней стеной находился двор, куда сгонялись предназначенные для продажи жертвенные животные, устраивались меняльные конторы, особенно перед праздниками. Доступ сюда был открыт всем, включая язычников. Внутренний двор был предназначен исключительно для израильтян и отделен забором из резного камня на котором были прикреплены таблички на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что необрезанным под страхом смерти запрещен вход внутрь. В восточной части храмового двора находился квадратный в плане так называемый женский двор окруженный балконом. В каждом из его четырех углов были квадратные приделы: для назореев, для прокаженных и для хранения масла и вина также двор для дров необходимых для существования жертвенника. За ним через внутреннюю преграду находились дворы израильтян и священников.

Еврейский историк Иосиф Флавий так описывает внешний вид храма: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел» (Иудейская Война V, 5-6). Иосиф Флавий пишет также, что из высокой террасы храма, можно было увидеть пространство от Средиземного до Мертвого моря.

Храм Ирода был построен с использованием элементов греко-римской архитектуры, его величественность впечатляла и апостолов: « Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» ().

Ветхозаветный храм кипел жизнью. Глазами воображения, можно представить себе его будничный день.

Вот левиты, совершив обряд очищения, спешат к своим обязанностям, а книжники и фарисеи, усевшись под колоннами, спорят о законе, и ищут аргументы, как бы опровергнут утверждения саддукеев. Священники и знатоки писаний, ожидая открытия заседания Синедриона, соревнуются в точнейшем истолковании закона.

Пришедший из поля земледелец с первыми снопами пшеницы встречается здесь с городским аристократом, который ведет на веревке трехлетнего тельца башанского, а набожный, но ревнивый муж тащит с собой свою легкомысленную жену, подозреваемую в измене, чтобы горькими водами испытать ее верность.

Под высоким портиком двора язычников народ увлеченно беседует с новоявленным пророком, а продавец голубей громко выкрикивают из-за прилавка.

Звуки торговли, пламенных споров, песнопений и частной молитвы, мешаются здесь со звуками труб, голосами убиваемых животных и с треском пламени на костре жертвенника.

Для нас, христиан, самыми ценными являются картины храма, запечатленными на страницах Евангелия. Здесь происходило введение во Храм Пресвятой Богородицы, здесь пророк Захария во время служения в храме получил весть от Ангела, о том, что его престарелая жена родит ему сына, будущего Иоанна Крестителя, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» ().

Сюда был принесен Богомладенец Иисус своими святыми родителями в дар Богу, на 40-й день после рождения, и встречен старцем Симеоном и пророчицей Анной. В память об этом событии был установлен христианский праздник – Сретение Господне.

Здесь нашли Его родители сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их так, что » все дивились разуму и ответам Его», здесь же на крыле храма был искушаемый от сатаны (). Отсюда выгнал всех продающих и покупающих, и опрокинул скамьи меновщиков и скамьи продающих голубей, сказав, что » дом Мой домом молитвы наречется для всех народов а, вы сделали его вертепом разбойников» (; ).

Здесь не осудил блудницы, предложив первому бросить камень тому, который никогда не согрешил (). К этому храму совершил свой славный «Вход Господень в Иерусалим», когда народ кричал «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (). Сюда вернул Иуда тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
сказав «согрешил я, предав кровь невинную».

В этом храме исцелял, проповедовал и говорил притчи, здесь же предсказал его будущее разрушение: И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. ().

Это ужасное пророчество, исполнилось в 70 году н.э. Иерусалим был полностью разрушен, а храм сожжен римской армией, во время осады Иерусалима сыном императора Веспасиана, Титом. От этого некогда величественного сооружения остались лишь развалины, ставшие для народа израильского знамением суда Божьего.

Этот день в истории Израиля стал символом всех несчастий, страданий и народных бедствий. Согласно еврейской традиции, в тот же день (9 Ава по еврейскому календарю) был полностью разрушен также и первый храм построенный царем Соломоном (Иосиф Флавий указывает 10 Ава).

В Талмуде говорится, что за 40 лет до разрушения храма построенного Иродом, ветхозаветные жертвоприношения потеряли свою силу: «зa сорок лет до разрушения храма жребий (козлов) не выпал на правую сторону; красная лента не побелела; западный свет перестал гореть; двери святилища (ворота храма) открылись сами по себе…» (Йома 39б).

В первом отрывке жребий и верёвка являются частью обряда Дня Очищения (Йом Кипура). Этот ветхозаветный праздник по толкованию святых отцов является прообразом искупительной жертвы Христа и Его Второго Пришествия.

Открывающаяся сама по себе дверь возвращает нас к завесе, разорвавшейся на две части во время смерти Христа на горе Голгофе. Последовавшее в момент смерти Христа землетрясение, видимо стало прямой причиной открытия ворот храма, для открытия которых по сообщению Иосифа Флавия требовалось двадцать священников. В тот же самый момент видимо разорвалась на две части и церковная завеса ().

Слова Спасителя «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (; ) или «Домом отца моего» (; ; ).

Долгое время храмовая площадь находилась в руинах и запустении. В 130 году н.э. император Адриан построил на развалинах Иерусалима римскую колонию под названием Элия Капитолина, а на храмовой площади языческое святилище в честь Юпитера Капитолийского, что стало непосредственной причиной восстания Бар-Кохбы в 132 году. Восстание было подавлено, и Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещён.

«По сей день неверным рабам запрещается входить в Иерусалим, ибо они убили слуг Бога и даже Сына Его. Им дозволено приходить в город лишь для того, чтобы оплакать его, и за деньги покупают они себе право оплакать разрушение своего города» - писал в IV веке блаженный Иероним.

В 363 году император Юлиан Отступник пытался восстановить храм Бога Израиля, чтобы опровергнуть пророчество Иисуса относительно Храма (), но как пишут историки, землетрясение, бури и огонь вырывавшийся из под земли, прервали начатую постройку, а вскоре наступившая смерть Иулиана положила конец всем его планам.

С тех пор священная площадь на горе Мория была заброшена, а в византийский период стала даже складом мусора.

Храмовая горя стала снова местом поклонения и молитвы после захвата Палестины арабами в 638 году. Халиф Омар, построил здесь первую деревянную мечеть, а Омейядский халиф Абд Аль Малик в 661 году заменил ее каменным Куполом над Скалой, который стоит здесь до сегодняшнего дня.

В южной части храмовой площади в 705 году, халиф Аль Валид, построил Мечеть Эль Акса, что означает «мечеть отдаленная».

После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 году, мечети на Храмовой горе были превращены в церкви: «Купол над скалой» стал Храмом Господа (Темплюм Домини), а Эль Акса - храмом Святого Соломона (Темплюм Соломонис).

В 1187 году, после поражения крестоносцев в битве на горе Хиттим, Иерусалим был завоеван войсками Саладина (Салах ад-Дина).

В ходе взятия города несколько мусульманских воинов взобралось на вершину « Купола над Скалой» где стаял золотой крест. В этот момент как передают арабские и христианские хроники - битва была прервана и глаза всех смотрели в одну точку, крест на куполе. Когда мусульманскими воинами крест был сброшен на землю, тогда по всему Иерусалиму разнесся такой крик, что земля задрожала. Мусульмане кричали от радости, христиане от ужаса. С тех пор над горой Мориа доминирует неизменно мусульманский полумесяц.

От ветхозаветного храма сохранился только фрагмент стены окружающей Храмовую гору, которая уцелела после штурма римских легионеров в 70 году. Эту стену обычно называют Стеной плача (Котель ха-Маарави) или Западная стена. В действительности эта стена не является частью ветхозаветного храма, а только частью подпорной стены выполненной так чтобы образовать ровное плато на уровне вершины горы Мориа.

После разрушения храма стала она самым святым местом иудаизма. В первые века после разрушения храма евреи собирались на молитву на Масличной горе, откуда открывается вид на всю Храмовую площадь. Начиная с V в. возникает обычай молиться у Стены плача и оплакивать разрушение храма. Постепенно Стена плача превращается в место символизирующее былое величие Израиля и упование на его будущее.

9 Ава (начало августа) в Израиле является днем национального траура. У Стены плача собираются иудеи, для того чтобы оплакивать разрушение храма. Читаются особые молитвы, книга пророка Иеремии и книга Плачь Иеремии:

«Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше. Наследие наше перешло к чужим, домы наши - к иноплеменным; Отцы наши согрешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их. (Пл. )

В древней христианской церкви, десятое воскресенье после Троицы было днем памяти о разрушении, Иерусалима. Сегодня эта традиция уже забыта.