Древние индийские храмы. Древние храмы индии

Храмы Индии: буддистские и джайнистские храмы Индии, храмы Аджанты, храмы Эллоры, храм Махабодхи, Золотой храм.

Любые Юнеско

    Самое-самое

    Аджанта

    Аджанта - это рукотворный пещерный монастырь, состоящий из двадцати девяти храмов и прилегающим к ним кельям монахов-отшельников. Он находится в самом сердце страны, но при этом даже в наше время является труднодоступным, ведь до ближайшего населенного пункта отсюда нужно пройти более десяти километров.

    Самое-самое юнеско

    Паттадакал

    Немногие памятники штата Карнатака могут похвастаться тем, что включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Их всего два - руины Виджаянагара и храмы Паттадакала. У Паттадакала богатое прошлое - в начале 7 века он принял эстафету у Айхоле и стал столицей молодого и могущественного царства Чалукья.

    Самое-самое

    Хампи

    Хампи – это множество построек во главе с храмом Вирупакши. Это довольно известное место, о котором говорится в «Рамаяне». В этом произведении рассказывается о событиях, которые происходили в Хампи. Зачем сюда ехать? Чтобы увидеть скульптуры, храмы, статуи, в лучшем виде представляющие историю Индии. Это довольно значимый кусок истории страны.

    Самое-самое юнеско

    Храм Махабодхи

    Храм Махабодхи - всемирно известный буддийский храм в городе Бодх-Гая, штат Бихар. Он находится ровно на том самом месте, где Гаутама Сидхартха достиг просветления и стал Буддой. В храмовый комплекс входит святое дерево Бодхи, которое выросло из семени дерева Шри Маха Бодхи на Шри-Ланке.

    Самое-самое

    Храм Минакши

    Шива - одно из главных божеств триады тримурти (вместе с Вишну и Брахмой). Он является верховным богом в шиваизме и одним из центральных персонажей в пантеоне индуистских божеств. Некогда Шива женился на богине Парвати, и вместе они стали олицетворять мужской и женский аспекты творческой энергии.

Уже не одну тысячу лет на древних землях Индии мирно уживаются едва ли не все существующие в мире конфессии. В вопросах религиозной толерантности стране можно только позавидовать. А потому и храмы Индии как главное тому подтверждение столь разнообразны и уникальны. Будь то скромные гималайские святилища, пещерные монастыри Аджанты, златоглавые храмы Варанаси или архитектурные шедевры Хампи - все равно они прекрасны и оригинальны.

Крупнейший комплекс пещерных храмов Индии расположен в деревне Эллора, штат Махараштра. Главная ценность комплекса - монолитный храм Кайласанатха, посвященный богу Шиве. Более века храм высекали в скале посредством примитивных инструментов. А получился восхитительный шедевр, грациозный и искусный - просто загляденье. Кстати, кроме него в Эллоре насчитывается еще порядка нескольких десятков храмов.

На побережье Аравийского моря высится один из древнейших храмов страны - Сомнатх - «Храм Луны». Согласно преданию, сам бог Луны воздвиг его Шиве во славу. На деле же храм несколько раз разрушался и вновь восстанавливался. Сомнатх очень ценен в индуизме. Говорят, что духовно развитый человек в процессе молитвы вместо каменных резных стен может видеть огненные столпы, пронизывающие небо и землю.

Средневековый шиваистский храм Кхаджурахо, более знаменитый как «Храм любви», около 700 лет находился в забвении, окутанный непроходимыми джунглями. Впервые его открыли европейские колонизаторы. Открыли и ужаснулись: внешние и внутренние стены храма были всецело изукрашены эротическими скульптурами самого непристойного характера. Ныне же красотой Кхаджурахо не только восхищаются, но еще и объектом Всемирного наследия величают.

Самое посещаемое религиозное сооружение в мире тоже находится в Индии. Это храм Тирумалы Венкатешвары, так называемый индуистский Ватикан.

На отделку куполов храма Каши Вишванатх в Варанаси ушла почти тонна золота. Посетить «Золотой храм» и искупаться в священных водах Ганга (на западном берегу которого и расположен храм) мечтает каждый уважающий себя индуист. А представителям других религий попасть внутрь весьма проблематично. Остается довольствоваться внешним убранством Каши Вишванатх, что в общем-то тоже немало. Кстати, похожая ситуация и с храмом Джаганнатхи в Пури. Здесь существует поверье, что всякий белокожий, едва попав в храм, тут же попытается выкрасть главную его святыню - статую бога Джаганнатхи - одну из форм Кришны.

Один из самых современных храмов Индии находится прямо в столице. Храм имеет довольно оригинальную конструкцию, имитирующую цветок лотоса. Так святилище и названо - храм Лотоса. В отличие от более строгих своих собратьев, этот храм открыт для всех и каждого, причем абсолютно бесплатно.

Самое посещаемое религиозное сооружение в мире тоже находится в Индии. Это храм Тирумалы Венкатешвары, так называемый индуистский Ватикан. Удивительно, что в качестве пожертвования посетители храма зачастую оставляют здесь свои волосы. А так как ежегодно храм посещают десятки тысяч паломников, то и волос здесь набирается предостаточно: по 15 тонн на год, если обобщить. Итого, доход от продажи волос составляет не меньше миллиона USD.

Почитают традиции, очень трепетно относятся к сохранению древних артефактов, поэтому храмы, построенные много веков назад, дошли до наших дней во всем своем величии, не утратив богатства и великолепия. Для того, чтобы увидеть изумительные храмы Древней Индии, в страну ежегодно приезжают тысячи туристов со всего мира. Какие же святилища непременно стоит посетить, оказавшись на территории самого большого государства Южной Азии?

Храм Шивы

В индуизме присутствует огромное множество богов, самым почитаемым из которых считается Шива. Шива олицетворяет вселенское сознание, а также мужское начало. Многие храмы Индии посвящены этому божеству. Самым известным культовым сооружением, посвященным Шиве является храм, расположенный в одном из древнейших индийских поселений, носящем название Байджанатх.

Величественное сооружение было выстроено в начале XIII века на средства купцов Ахука и Маньюка. Святилище украшено огромным количеством статуэток, изображающих Шиву и других богов. Внутри здания можно увидеть скульптуру Шивы, управляющего колесницей рядом со своей супругой, богиней Парвати.

Особую уникальность ему придает то, что на его территории расположено самое большое в мире скульптурное изображение Шивы, высота которого достигает 37 метров. Главный бог индуизма изображен сидящим в традиционной позе лотоса. Монументальная статуя окрашена в золотой цвет и словно купается в солнечном сиянии.

Святилище открыто для туристов и паломников. Особенно много паломников здесь собирается во время религиозных праздников, главным из которых является торжество, носящее название «Танец Шивы». В это время индуисты приезжают в Байджанатх, чтобы провести время в молитвах и медитации, а также полить молоком священные лингамы, то есть изображения половых органов Шивы и Парвати, которые также украшают этот величественный храм.

Золотой храм

Золотой храм, который жители Индии называют «Каши Вишванатх», располагается неподалеку от берега Ганга в городе Варанаси. Золотой храм - одно из 12 священных мест, где индуисты могут воздать почести богу Шиве.

Любой индуист, намеренный навсегда покинуть сансару или круг вечного перерождения, должен хотя бы раз в жизни совершить особый обряд: посетить Золотой храм и совершить омовение в Ганге. Поэтому святилище пользуется огромной популярностью. Правда, попасть внутрь могут только люди, которые исповедуют индуизм: для остальных дорога в это сакральное место закрыта.

Интересно, что на отделку куполов храма ушла почти тонна чистого золота. Правда, разглядеть это великолепие можно только с верхних этажей соседних построек.

Храм любви

Величественный комплекс Каджурахо или «Храм любви» можно назвать одним из самых необычных и своеобразных культовых сооружений Индии. Расположено это пристанище богов в заброшенном городе, который был поглощен джунглями много веков назад. Именно этому факту Каджурахо обязан своей сохранностью.

Неизвестно, когда именно был воздвигнут комплекс, однако историки полагают, что он появился примерно десять веков назад в период правления династии Раджпутов. Когда страна была завоевана мусульманами, многие храмы Индии были разрушены, однако Каджухаро чудом сохранился. Правда, до нас дошли всего 22 сооружения из некогда существовавших 85-ти. Не исключено, что храм не был разрушен потому, что местные жители покинули город, опасаясь вторжения афганских племен, и постройки были сокрыты от посторонних глаз густыми зарослями тропической растительности.

Найдены строения были лишь в 1838 году инженером из Британии Д.С. Бартом. В настоящий момент восстановление храма продолжается и неподалеку от него ведутся раскопки.

Каджухаро поистине поражает воображение. Стены храмового комплекса украшают многочисленные барельефы, выполненные с филигранной точностью: прорисовка деталей изумляет до глубины души. Несколько тысяч барельефов изображают батальные, мифологические и эротические сцены, причем последние удивляют своей откровенностью и чувственностью.

Согласно легенде, храм был воздвигнут для того, чтобы воспеть силу человеческой любви и страсти, а также женскую красоту. Можно лишь предполагать, сколько времени и сил потребовалось древним мастерам для того, чтобы создать этот таинственный, необычный и уникальный в своем роде комплекс. Он словно воплощает в себе всю полноту человеческого бытия во всей его красоте и страстности.

Храм Браджешвари Деви

Величественный белоснежный храм Браджешвари Деви пользуется у индуистов особой популярностью. Может быть, это связано с тем, что появление святилища окутано тайной красивой легенды. Когда супруга Шивы совершила самоубийство, бросившись в пламя, Шива вытащил ее тело из огня и, лишившись от горя разума, начал свой разрушительный танец. Вишну, опасаясь, что обезумевший Шива уничтожит мир, разрубил тело его жены на полсотни частей и разбросал их по всей Индии. Левая грудь богини и превратилась в храм Браджешвари Деви.

Браджешвари Деви получил известность благодаря своему тонкому, изысканному убранству. К сожалению, Браджешвари Деви не дошел до наших дней в первозданном виде: он не раз разрушался как человеческими руками, так и силами природы.

Храм Лотоса

Не только древние, но и созданные сравнительно недавно храмы Индии прекрасны и достойны восхищения. К последним относится великолепный Храм Лотоса, строительство которого было закончено в 1986 году. Пожалуй, его можно назвать одним из самых величественных и символичных храмов в Индии. Он представляет собой монументальное сооружение, сделанное в виде гигантского распускающегося цветка лотоса, окруженного девятью бассейнами с бирюзовой водой.

Он был построен на пожертвования людей, которые верят в единство всех мировых религий. Действительно, внешний вид храма и его убранство располагают к философским размышлениям: неяркий свет, покой и полная тишина заставляют отрешиться от земной суеты и задуматься о вечном. Кстати, о тишине в храме заботятся особо тщательно: здесь запрещены громкие разговоры и фотосъемка. Может быть, именно этот храм стоит посетить, оказавшись в Индии: идея единства всех мировых религиозных течений и необходимости жить в гармонии со всем сущим в наше нелегкое время актуальна, как никогда ранее…

В V в. до н. н. э. на северо — западную часть Индии распространила свою власть персидская династия Ахеменидов. Памятником этого периода руины Таксилы, расположенные у современного города Равалпинди (ныне это территория Пакистана). Застройка Таксилы осуществлялась в два этапа. Более древний город возводилось стихийно, без всякого порядка. Впоследствии хаос изменила четкая сетка кварталов. При исследовании Таксилы было обнаружено много замечательных скульптур, во внешнем виде которых сочетаются черты индийского, персидского и древнегреческого искусства, ведь в конце IV в. до н. э. государство Ахеменидов было разрушено Александром Македонским, и в Индию пришли завоеватели, греки.

Власти греков в Северной Индии противостояла империя Мауриев, которую возглавлял царь Чандрагупта. Его столицей был город Паталипутра (современная Патна), расположенный на берегу Ганга, второй по величине реки Индии. Греческий географ Мегасфен оставил нам описание древней столицы. Он рассказывает: «При слиянии реки Ганга с другой расположен город, котрый имеет 80 стадий длиной и 15 стадий шириной (то есть его площадь составляет что-то около 48 км 2 . По форме он очень напоминает параллелограмм, обнесенный деревянной стеной, в которой сделаны отверстия для пускания стрел. Перед стеной расположен ров, предназначенный для защиты и для приема сточной воды города. Этот ров окружает весь город, достигает 600 футов шириной и 30 локтей в глубину, а стена увенчана 570 башнями и имеет 64 ворот». Сейчас в Патни можно видеть остатки древних сооружений.

Внук Чандрагупты — царь Ашока принял буддизм. С его именем связано распространение этой религии, которая существенно потеснила более древний брахманизм. Вместе с новой религией распространяется и новый тип культовых сооружений — так называемые ступы, каменные футляры, которые скрывают в себе буддийскую святыню. Такие достопримечательности встречаются везде в Индии и других странах. Именно такое сооружение было построено в городе Амаравати во II в. до н. э.


Сейчас в этом городе можно видеть ее руины. Другая известная достопримечательность Амаравати — индуистский храм, знаменитый своим скульптурным убранством. Особое внимание привлекают местные барельефы, изображающие апсар — небесных танцовщиц.

Чаще жилые строения Индии — от хижины до роскошного дворца — делались деревянными, а каменными были только культовые сооружения, причем в некоторых своих деталях они имитировали деревянную архитектуру. Важное место в индийской культурной наследии занимают пещерные храмы, буддийские и индуистские. Пещеры были искусственными, их высекали в скале, и на их потолках можно видеть имитацию деревянных бантин. Самыми известными достопримечательностями такого типа являются пещерные храмовые комплексы Аджанта, Эллора и пещеры острова Элефанта. Все они были созданы в VII — VIII вв. н. э. Аджанта является буддийской достопримечательностью, стены ее пещер покрыты яркими фресками. Храмы Эллоры, расположены не очень далеко от Аджанты, посвящены индуистским божествам. В толще скалы здесь высекали залы, которые достигали в глубину 40 м и были расположены друг над другом, образуя два-три этажа. Стены залов и галерей, которые соединяли, украшают многочисленные скульптурные изображения богов и героев. Потолок в пещерах поддерживают толстые колонны, базы и капители которых покрывают сложные скульптурные узоры. Индийская скульптура очень своеобразна, ее невозможно спутать ни с чем. Шиву, бога, котрый сотворил мир с помощью танца, художники изображали многоруким, благодаря чему им удалось передать мощный ритм его танца. Других божеств тоже иногда изображали многорукими и многоголовыми, но независимо от того, какое количество конечностей у каменных богов и героев, они всегда выглядят живыми и подвижными.

Другим чрезвычайно интересным видом индийских памятников является скальные храмы, то есть храмы, имеющие вид строения, но они не сложены из кирпича или даже из больших каменных глыб. Они вырезаны из цельной скалы. Некоторые спорят, можно ли считать такие храмы памятниками архитектуры, или они являются скульптурными памятниками, ведь внутренний объем в них или играет очень незначительную роль, а то и вообще отсутствует. Все внимание уделяется внешнему убранству, которое поражает не меньше, чем отделка пещер в Эллори.

К таким памятникам относятся пять небольших сооружений, так называемых Ратх, которые можно видеть в городе Махабалипурам на морском побережье недалеко от Мадраса. Для их строительства были использованы гигантские глыбы золотистого цвета.

Каждая из Ратх не похожа на другую, но вместе они образуют гармоничный ансамбль, котрый органично дополняют скульптуры животных: быка, льва и слона. Эти животные выглядят, как будто они случайно забрели на территорию храмового комплекса. Сами ратхи являюся каменными моделями традиционных для Индии деревянных сооружений, все мелкие детали которых воссозданы с ювелирной точностью. В комплекс входит также каменный рельеф, который имеет 9 м высотой и 27 м в ширину. Он изображает восхождение на землю священной реки Ганг.

Вершиной индийской скальной архитектуры считают построеный в VIII в. н. э. храм Кайласанатха в Эллори. Своими общими чертами храм напоминает ратхи Махабалипурама, но значительно более крупного масштаба. Строительство пирамидальной постройки храма начиналось сверху. Ее будто постепенно освобождали из каменного плена, начиная с ребристого купола и заканчивая восьмиметровым цоколем, который окружали трехметровые горельефные фигуры священных львов и слонов. Кроме этого главного храма, в комплекс входят и другие постройки. Все они так плотно покрыты скульптурами, что нельзя отыскать и метра гладкой стены.

Начиная с IX в. индийцы уже не вырубают свои храмы из цельной скалы, а составляют их из крупных блоков тесаного камня, но это не имеет существенного влияния на внешний вид архитектурных памятников, которые, как и раньше, больше напоминают скульптуры. Отдельные каменные блоки скрепляли металлическими скобами или с помощью деревянных клиньев, которые забивали в специальные отверстия. Храмы строили по единой системе. Главным сооружением комплекса было кубическое по форме святилище, увенчанное высокой в ансамбле башней. В небольшом внутреннем помещении святилища были скрыты от посторонних священные реликвии. Наряду строились галереи или многоколонный зал, где собирались верующие. Кубическое святилище называется Вимана, башня над ней — шикхара, помещение для верующих называется мантапам. Постепенно сложился северный и южный тип храмовых сооружений. На юге башни строили пирамидальной формы, как и в более ранних памятниках Махабалипурама.

На севере храмы имели другой вид. Башне оказывали мягких округлых очертаний. Сверху они были увенчаны куполом, форма которого напоминала плод лотоса, священного растения. Грандиозным памятником северной индийской архитектуры является храмовый комплекс в городе Бхубанешваре. Это даже не комплекс, а целый отдельный храмовый город. Когда-то оно насчитывало 700 храмов. До нашего времени сохранились не все, но и сейчас Бхубанешвар производит неизгладимое впечатление. Его башни напоминают не каменные сооружения, которыми они на самом деле, а лес по каким-то экзотических растений, вроде кактусов. Самым и нарядные храмом Бхубанешвара есть храм Лингорандж, возведенный на рубеже X и XI веков. Его шикхара имеет высоту 40 м.

Скульптуры, покрывающие храмы Бхубанешвара, издалека воспринимаются как сплошной мелкий узор. Но когда подойдешь ближе, то видишь, что этот узор составляют отдельные скульптурные изображения отличаются живостью и непринужденностью жестов. Некоторые из них посвящены не религиозной теме, а изображают бытовые сцены.


Храм бога солнца Сурья. Общий вид. XIII в.

Вершиной южно-индийского средневекового строительства считают храм Брихадешвара в Танджур, построенный в то же время, что и Лингорандж. Пирамидальная форма его главной башни поражает своей правильностью, которую не нарушают даже скульптуры, покрывающие стены сплошным ковром, но полностью подчиненные общему силуэту сооружения. Башня Брихадешвара разделена на 13 ярусов и достигает 63 м в высоту. В нишах нижнего яруса установлены гигантские статуи Шивы, которому посвящен храм.

Особое место среди индийских памятников занимает храм бога солнца Сурья в поселке Конарак, строительство которого относится к XIII в. Храм Сурья более чем любое другое сооружение является храмом-скульптурой. Он изображает колесницу солнечного бога. Каменная платформа, на которой установлен храм, украшенная вырезанными из камня колесами. Всего колес — 24. Древние мастера также высекли из камня лошадей, котрые должны были тянуть колесницу.

Минарет Кутб — Минар в Дели. XIII в..

В XII в. Северная Индия попадает под власть мусульман. Старая индийская строительная традиция была несовместимой с идеологией ислама. В XIII в. появляется много достопримечательностей нового архитектурного стиля. Строятся мечети, минареты и медресе, скульптуру заменяет плоский орнамент. В это время в Дели строится огромный минарет Кутб-Минар. Он достигает в высоту 73 м, а диаметр его основания составляет 16м. Минарет представляет собой круглую башню, сложенную из красного, и золотистого камня — песчаника. Стройная вертикаль минарета разделена на ярусы неширокими узорчатыми полосами.

Во времена владычества в Индии мусульманской династии Великих Моголов развилась светская архитектура. По приказу правителя возводились целые города, украшенные дворцами и парками. Жемчужиной среди индийских городов стала Агра, построенная в XVI в. специально, как резиденция Великих Моголов. Среди ее достопримечательностей — дворец правителей, крепость Агра — форт, так называемая жемчужная мечеть, и самый знаменитый из всех мавзолей Тадж-Махал.

Очень интересным памятником индийского строительства является город Джайпур, названный так в честь Джай Синга, правителя, который построил его в первой половине XVIII в. Джай Синг был весьма образованным человеком, математиком и астрономом. Проект нового города он создал собственноручно. Для этого он приказал достать планы современных ему городов Европы, чтобы учесть опыт европейских коллег. Но план Джайпура не является копией какого-нибудь города, существовавшего ранее. Джай Синг создал свой собственный план, Джайпур и сейчас считается одним из самых удобных городов мира. Не обделен он и архитектурными произведениями. Среди них — дворцы Джай Синга, один из которых имеет поэтическое название Дворец Ветров, и астрономическая обсерватория, которой пользовался основатель города. Джайпур — одно из последних творений индийской цивилизации доколониального периода. В XVIII в. страна попадает под власть англичан.

Я не бывала в Индии (и даже пока не определилась – хочу ли побывать!), но чисто теоретически страна эта не может не волновать поклонника истории искусств, каковым я и являюсь. В моём небольшом тесте для любителей архитектуры наибольшие затруднения вызвал вопрос об индийской ступе. Поэтому сегодня перед вами – моя попытка краткого исследования такого вопроса как древние индийские храмы. Итак, со ступы и начнем.

Ступа

Наверно это самая древняя форма буддийских культовых сооружений. И поражает она в первую очередь не столько архитектурными изысками, сколько рафинированным символизмом. Ведь с древних времен и по сей день полусферическая форма, которую имеют все ступы, является символом самого Будды. На сей счет и соответствующая легенда существует: якобы Будду как-то спросили, каким он желал бы видеть своё погребальное строение. Ответ был ясен без слов: на растеленный на земле плащ Будда поставил круглую чашу, перевернутую вверх дном.

В центре Индии, в месте под названием Санчи, находится самая древняя сохранившаяся ступа (около 250 г. до н. э.). По древним легендам именно отсюда началось проповедование буддизма. Напомню, что ныне буддизм – одна из трёх основных религий в мире.

На примере ступы в Санчи можно наблюдать интереснейшую особенность древней индийской архитектуры. Она заключается в том, что огромное внимание зодчие придавали не только храму, как таковому, но и возведению и украшению ограды и ворот. Именно эти элементы строения в Санчи очень пышно декорированы рельефными композициями.

Храмы Аджанты

Ещё в древние времена до н.э. в культовой архитектуре Индии появились пещерные храмы – чайтьи. Это следует понимать совершенно буквально: пещерные, значит и есть пещерные. Процесс обустройства такого храма вероятно происходил примерно таким образом: находили подходящую по размерам и местоположению пещеру. В ней вырубали громадное подковообразное окно – это было нужно не столько из декоративных соображений, сколько из чисто практических. Окно являлось основным источником естественного освещения в храме. Интерьер пещерного храма украшался рядами колонн и скульптурой. И вот тут уместно назвать древнейший и неподражаемый храмовый пещерный комплекс в Аджанте. Стенные росписи Аджанты, созданные в период со 2-го в. до н.э. по 7 в. н.э. , сыграли такую же роль для восточного искусства, как мрамор Парфенона для искусства Западной Европы.

Пещерный храм – чайтья

В 7-м столетии в Аджанте перестали высекать храмы, а спустя два-три века буддизм переместился за пределы Индии, и пещеры предали забвению. Лишь в 1829г. их обнаружил один английский офицер, охотившийся в окрестностях. Пещеры частично засыпали камни и земля, размыли мусонные дожди, а стенопись повредили летучие мыши, птицы, насекомые и костры случайных путников. С 1920 года усилиями Департамента археологии Индии и иностранных специалистов неповторимую живопись Аджанты стали консервировать и реставрировать.

Храмы Кхаджурахо

Судя по тому, что я читала и слышала об Индии, эта страна является просто сокровищницей по части древней храмовой архитектуры. Тем не менее и среди индийских храмов ярко выделяются некоторые образцы, подобных которым не имеется не только на Востоке, но и во всей мировой художественной культуре. Таков уникальный храмовый комплекс в городе Кхаджурахо. Когда-то он был столицей правителей династии Дханги. Древние индийские раджи возвели в Кхаджурахо десятки храмов, главной особенностью которых были богатейшие настенные рельефные композиции. Сюжетами для этих композиций служили геральдические символы, различные религиозные мотивы, сценки из окружающей природы. Но не это отличает храмы в Кхаджурахо от всех остальных культовых сооружений. Главной темой скульптурных рельефов этого комплекса является трактовка отношений мужчины и женщины. То, что европейцам кажется эротическими фантазиями, для индусов означало божественное единение противоположных полов. Но так или иначе, стены храмов Кхаджурахо покрыты таким количеством изображений сексуального содержания, каким не может похвастать ни одно сооружение в мире! Из 80-85 (по разным версиям) храмов, составлявших некогда славу и гордость этого города, ныне сохранилось лишь около двух десятков. Они высятся среди живописных руин на площади примерно 14 кв. км.

Страна с древней историей, глубокими национальными традициями, множеством религий и ритуалов - Индия и сегодня считается одним из самых интересных мест на планете. Индийская культура древности породила целый ряд замечательных, совершенно уникальных храмов, среди которых есть постройки с тысячелетним прошлым и храмы, возведенные в период средневековья. Есть и вполне современные шедевры, построенные во второй половине 20 века. Все без исключения храмы Индии имеют непреходящую религиозную ценность, в них содержатся святыни, почитаемые индийским народом.

Бесспорно, все храмы Индии начинаются с Дворца-мавзолея выстроенного в 17 веке шахом Джаханом для безвременно ушедшей жены, которую он любил больше жизни. Аллах дал шаху и красавице Мумтаз 17 счастливых лет совместной жизни, но при рождении последнего ребенка женщина умерла. Более двадцати лет строился дворец в Агре из дорогого полупрозрачного мрамора, драгоценных камней и жемчуга. Огромные были выполнены из чистого серебра, внутренние покои дышали восточной роскошью. После своей смерти шах Джахан был похоронен рядом с любимой Мумтаз. Тадж Махал - главный храм в Индии, но есть еще много шедевров, заслуживающих внимания.

В индийском городе Армитсар, прямо посредине с таким же названием, стоит золотой храм Хармандир-Сахиб - святыня сикхов. Подошедшие паломники, прежде чем войти, выполняют обязательный ритуал погружения в воды Армитсара. Сикхи по религиозным убеждениям достаточно толерантны, поэтому в их храм дозволено войти представителю любой религии, но только после омовения ног. При входе необходимо также надеть головной убор. Храм богато украшен золотыми плитами и множеством драгоценных камней как снаружи, так и изнутри.

Потрясающий храмовый комплекс находится в индийской деревне Эллора в штате Махараштра. Храмы Индии в Эллоре объединили целых три религии: индуизм, джайнизм и буддизм. Всего в комплексе насчитывается 34 монастыря, в которых на протяжении столетий живут монахи. А самым значительным в комплексе Эллоры всегда был и остается общий для всех религий, высеченый в монолитной скале, храм Кайласанатха - обитель Шивы. Этот храм высекался в течение ста лет несколькими поколениями рабочих-каменотесов.

В индийском штате Орисса, в городе Пури находится храм Джаганнатхи - божества, олицетворяющего Кришну. Этот храм чрезвычайно обособлен, вход в него возможен только для индуистов. Индус любой другой религии войти не может, а европейцы и подавно. У индуистов есть подозрение, что люди белой расы давно мечтают выкрасть из храма деревянную статую Джаганнатхи. Для того чтобы увидеть эту уникальную достопримечательность достаточно залезть на крышу стоящего поблизости здания. А божество Джаганнатхи и других богов из храма можно наблюдать в дни праздника колесниц, который проходит в Пури каждый год.

Храмы Индии находят свое отражение и в штате Мадхья-Прадеш - замечательном комплексе под названием "Кхаджурахо". Состоит он из 22 зданий, часть из которых посвящена богу Шиве. Один из храмов - Кандарья-Махадева - начали строить в 9 веке и строили около ста лет. Случилось так, что спустя двести лет храм предали забвению и он на долгие 700 лет исчез в дремучих индийских джунглях. Когда европейские колонизаторы обнаружили храм, то постарались не афишировать свою находку, так как все стены постройки были покрыты скульптурами откровенно-эротического характера. Однако в настоящее время Кандарья-Махадева является одним из самых посещаемых храмов.

Храм Вишванатх Каши (что означает расположен на берегу Ганга в городе Варанаси. В храме находится одна из святынь бога Шивы. В храм Каши мечтают попасть все индуисты страны, не индуисту попасть в храм нельзя, с этим очень строго. Индуисты считают купание в Ганге с последующим посещением храма, возможностью полного очищения души. Каши Вишванатх очень богато украшен настоящим золотом. На многочисленные купола потрачено около тонны драгоценного металла.

И великолепный молитвенный Дом в Дели. Шедевр сакральной архитектуры второй половины 20 века. Представляет собой огромный цветок лотоса из 27 лепестков, построен из белого мрамора. Храм окружают 9 бассейнов. При входе каждого посетителя охватывает чувство умиротворения, хочется разговаривать шепотом, даже мысли не возникает достать фотоаппарат и пощелкать затвором. Ощущается гармония единения с Храмом Лотоса. Хочется, чтобы это чувство продолжалось как можно дольше. Индии на этом не заканчиваются, но для их полного описания потребуется еще не одна статья.