Снятие внутреннего блока сплит системы. Демонтаж кондиционера своими руками: порядок выполнения работ и рекомендации. Подготовка рабочего места

Причины снятия с места составных частей сплит-системы могут быть разными – капитальный ремонт в комнате, переезд в новое жилище. Если для демонтажа кондиционера приглашать специалиста, то за эту услугу придется заплатить от 2 800 до 4 500 рублей (в зависимости от модели). Но главное не в этом – сколько придется ждать мастера? А если обстоятельства сложились так, что времени нет? Разберемся, как все сделать своими руками.

Первое, что необходимо проделать – убедиться, что заземление не нарушено. Элементарная предосторожность, не более.

Удаление хладагента из внутреннего блока

  • Газ циркулирует по замкнутому контуру. Следовательно, путь его поступления к внутреннему блоку следует перекрыть. Для этого закрывается краник на том, что за окном (внешнем). Он располагается на подходящей к нему медной трубке (тонкой). Чтобы его закрутить, нужен ключ-шестигранник.
  • Включается кондиционер. Режим – охлаждение.

Здесь может возникнуть ряд вопросов и проблем:

Во-первых , система сразу же даст «отказ». Очень редко, но случается. Выход простой – подключить внешний блок напрямую к розетке. Естественно, для этого необходимы хотя бы элементарные познания в эл/технике. Если для хозяина такая перекоммутация представляет сложность, то не грех обратиться и к знающему соседу. Выход всегда есть.

Во-вторых , сколько так «гонять» систему? Точного ответа не даст никто. Продолжительность работы зависит от модели. Кстати, этим секретом не любят делиться сотрудники сервисных служб, чтобы не терять потенциальных клиентов. Но анализ всех отзывов и советов по этому вопросу позволяет сделать вывод, что в пределах 60 секунд (± 2).

В процессе работы кондиционера газ будет удален из внутреннего блока и частично – из соединительной трубки. Естественно, некоторых потерь фреона в процессе дальнейшей разборки системы не избежать, но это уже издержки самостоятельного демонтажа.

Прибор выключается и перекрывается кран на второй подходящей к наружному блоку трубке – более толстой, а также дополнительно подтягивается первый (если необходимо). Все - хладагент «загнан» и закупорен в конденсаторе.

Обесточивание системы

Если вилка включена в розетку, то она вытаскивается. В случае подключения напрямую к щитку с помощью удлинительного кабеля – отключается автомат защиты и отсоединяются все концы.

Демонтаж коммуникаций

Откуда начинать? Как удобнее. Задача – снять все трубки и провода. Главную сложность представляет отсоединение от внутреннего блока. Если потребуется его «отжать» от стены, бояться не нужно – корпус зафиксирован только в верхней части, на горизонтальной планке.

На заметку! Если необходимо трубки свернуть в бухту, то ее допустимый минимальный диаметр – 0,6 м. При более плотном скручивании есть риск повреждения (расплющивания, излома) стенок.

Снятие внутреннего блока

Никаких сложностей в этом нет. Достаточно открыть крышку кожуха, и сразу станет понятно. Как правило, блок просто приподнимается немного вверх, и на себя. Кстати, это удобный момент, чтобы , а также фильтры.

Наружный блок

Если все отсоединения сделаны, то он просто вынимается из посадочного «гнезда». Сложность в том, что он имеет значительный вес. У каждой модели этот параметр свой. Возможно, понадобится и помощь. Но как вдвоем работать в оконном проеме, чтобы не мешать друг другу? Все это необходимо продумать.

На заметку! Вес наружного блока можно уточнить по его паспорту. Если он утерян, то в интернете достаточно информации по различным системам.

  • Если предполагается перевозка блока и неизвестно, когда он будет смонтирован вновь, все патрубки желательно закрыть заглушками. Например, скрученными кусками ткани, плотной бумагой. Но это необходимо сделать, чтобы в каналы не попала пыль. Иначе придется вызывать мастера и оплачивать принудительную очистку системы.
  • При отсоединении трубок, проводов их концы необходимо помечать (маркировать). Дополнительно все зарисовать. Неизвестно, когда будет производиться повторная сборка, поэтому надеяться на собственную память и на то, что со временем метки не сотрутся, не стоит.
  • Следует учесть, что нарушение правил демонтажа наружного блока часто приводит к утечке хладагента. Значит, потребуется вызов специалиста для его закачки. Сама работа оценивается невысоко (порядка 650 рублей), но газ довольно дорогой. Восстановление работоспособности внешнего блока сопоставимо со стоимостью услуг профессионалов по демонтажу. Если нет уверенности в своих силах, то целесообразнее обратиться к ним сразу.
  • При перевозке кондиционера следует соблюдать осторожность. Самая «нежная» часть системы – вакуумный насос, который стоит достаточно дорого. Плюс – его установка и регулировка системы.

И последнее - прежде чем разбирать систему кондиционирования, следует изучить устройство именно данной модели, принцип ее функционирования хотя бы в общих чертах. Лезть с отверткой и ключом «вслепую» – гарантия того, что придется отдавать климатический прибор в ремонт.

Частичный или полный демонтаж кондиционера производится по различным причинам - ремонт в квартире, переезд, установка в другое помещение и так далее. Стандартный подход - вызвать для правильного снятия сплит-системы сотрудников специализированной фирмы, оплатив данную услугу. Более экономный вариант - демонтировать кондиционер своими руками, разобравшись в тонкостях процедуры. Нельзя сказать, что она проста, но при верном подходе вполне реализуема.

О способах и трудностях демонтажа своими руками

Как правило, владельцы частных домов и квартир устанавливают 2 разновидности кондиционеров - моноблочные (мобильные) и сплит-системы. С первыми особых проблем не возникает, поскольку в подобных моделях все основные элементы заключены в едином корпусе, и для перемещения агрегата достаточно просто отсоединить воздуховод.

Помимо моноблоков и «сплитов», существуют другие разновидности климатических установок - кассетные, канальные и колонные. Но обычно такую технику устанавливают в офисах, торговых центрах и других помещениях большой площади, в частных жилищах она используется достаточно редко.

Сплит-система состоит из двух секций, расположенных внутри и снаружи жилища. Они соединены между собой двумя магистралями, по которым в различных агрегатных состояниях циркулирует хладагент - фреон. По медной трубке малого диаметра он в виде жидкости течёт из внешнего блока во внутренний. По магистрали большого диаметра газообразный хладагент движется в противоположном направлении. Отсюда возникает ряд трудностей, поджидающих несведущего пользователя при попытке самостоятельного демонтажа:

  1. Полная либо частичная потеря фреона в результате неквалифицированного отсоединения магистральных трубопроводов.
  2. Попадание в трубки и теплообменники воздуха, содержащего влагу. При неправильной установке сплит-системы в другом месте несжимаемая влага попадёт в компрессор и может нанести ему вред.
  3. Засорение медных трубок при вытягивании их из стены и во время транспортировки. Влага или песок во фреоновом контуре - это быстрая «смерть» компрессора.
  4. При отключении магистралей от патрубков внутренней секции можно случайно свернуть припаянные к ним резьбовые сгоны.
  5. Отсоединение проводов электропитания без пометок на клеммах, куда они были подключены, ведёт к путанице в процессе повторного монтажа.
  6. Слишком короткая обрезка дренажной трубки, выводящей на улицу конденсат.
  7. Потеря во время перевозки винтиков и прочих мелких деталей, не закреплённых после демонтажа.

Большинство из перечисленных случаев ведут к дорогостоящему ремонту вашего кондиционера в специализированной мастерской, поэтому перед снятием сплит-системы необходимо внимательно изучить инструкцию, приведённую ниже.

Демонтировать внутренний и наружный блок можно тремя способами:

  • простая разборка с выпуском хладагента в атмосферу;
  • с сохранением фреона в системе по методике «на глазок»;
  • с применением специального оборудования, позволяющего полностью сберечь хладагент в контуре.

Наилучший результат даёт последний способ, хотя в определённых обстоятельствах применяются все три. Чтобы у вас не возникло проблем с установкой снятого кондиционера и его дальнейшей эксплуатацией, рекомендуется действовать по третьему варианту, предварительно ознакомившись с методикой сохранения фреона.

Подготовительные мероприятия

Первым делом необходимо приготовить такой комплект инструментов и приспособлений:

  • отвёртки с крестообразным и плоским шлицем;
  • набор рожковых ключей;
  • канцелярский нож;
  • шестигранные ключи размерами 5…10 мм;
  • манометрический коллектор либо манометр с трубкой и резьбовым соединением, рассчитанный на максимальное давление 10-15 Бар;
  • скотч малярный и маркер;
  • изоляционная лента либо обычный скотч.

Манометрический коллектор точно понадобится в том случае, когда вы планируете смонтировать сплит-систему в другом помещении, так что его лучше взять в аренду, а покупать выйдет слишком дорого.

Также для удобного и безопасного ведения работ необходима стремянка, чтобы спокойно добраться до внутреннего модуля, установленного под потолком. Внешнюю секцию, расположенную на стене многоквартирного дома, лучше втягивать через окно, предварительно обвязав верёвкой. Здесь нелишними будут услуги помощника.

Важный этап подготовки - обеспечить сохранение хладагента с наименьшими потерями. Для этого используется принцип действия кондиционера, благодаря которому весь фреон можно собрать в одном месте - контуре наружного блока. Приготовив инструменты, действуйте согласно инструкции:

  1. Прикрывая рукой инфракрасный элемент на пульте дистанционного управления, переключите сплит систему в режим «Турбо» и выставьте минимальную температуру. Уберите руку с элемента и направьте пульт на кондиционер. Таким способом вы запускаете компрессор сразу на полную мощность.
  2. Подключите шланг от манометра к сервисному штуцеру, расположенному на боковой стороне наружного блока, после чего он сразу покажет давление в системе. В некоторых моделях эти патрубки прячутся под крышкой, её нужно снять.
  3. Открутите 2 гайки - заглушки, находящиеся на торцах штуцеров. Под ними обнаружатся вентили, регулируемые шестигранным ключом. Подберите подходящий шестигранник по размеру.
  4. Перекройте кран магистрали с жидким хладагентом (это более тонкая трубка) и следите за показаниями манометра. В это время компрессор втягивает газообразный фреон через вторую трубку.
  5. Когда стрелка прибора упадёт на ноль и станет уходить в зону вакуума, закройте второй вентиль и быстро отключите кондиционер пультом дистанционного управления. На этом всё, хладагент в полном объёме находится в контуре внешнего модуля.

В сплит-системах, заправленных разными марками фреона (бывает R22 и R410), отличается диаметр резьбы сервисного штуцера, куда подключается манометр. Для R410 нужен специальный переходник, который следует приготовить заранее.

Сохранение хладагента по способу «на глазок» производится без манометрического коллектора. После закрытия жидкостного вентиля надо выждать около 40-50 секунд, после чего закрывать газовый кран и отключать бытовой прибор. Недостаток ясен: вы не узнаете, сколько фреона успело попасть в наружный блок, а долго держать работающий компрессор с перекрытой магистралью недопустимо. Результат проявится при следующей установке «сплита» и его запуске.

Инструкция по снятию внешнего модуля сплит-системы

Наружный блок кондиционера приходится демонтировать при переезде или его перестановке на новое место. Для проведения ремонта квартиры снимать внешнюю секцию необязательно, но отсоединить фреоновые магистрали, кабель и дренаж всё равно придётся. Работы выполняются в таком порядке:

  1. Открутите шланг манометра, используемого при перекачивании хладагента, и поставьте на место торцевые гайки - заглушки.
  2. Рожковым ключом открутите накидные гайки, прижимающие медные трубки к штуцерам, отогните их в сторону. С помощью скотча либо изоленты защитите все открытые отверстия в магистралях и патрубках внешнего модуля, чтобы внутрь не попал мусор и пыль в процессе работы.
  3. Чтобы отсоединить электрический кабель, отключите аппарат от электросети и снимите крышку, закрывающую клеммы (находится над фреоновыми вентилями). Прежде чем открутить провода, наклейте над клеммами полоску малярного скотча и подпишите маркером цвета, чтобы зафиксировать порядок подключения. Отсоедините жилы и уберите кабель.
  4. Отключённые магистрали привяжите к кронштейну наружного блока, чтобы медные трубки не болтались и не перегнулись, иначе их придётся менять.
  5. Открутите 4 гайки крепления внешнего модуля к кронштейну, обвяжите его верёвкой и вместе с помощником снимите агрегат.

Профессиональные холодильщики часто практикуют несколько другой подход: они не откручивают накидные гайки и не снимают фреоновые трубки со штуцеров наружного блока, а откусывают их. Тогда не нужно обматывать концы трубопроводов скотчем с целью защиты от влаги и мусора, потому что они сплющиваются кусачками. При последующем монтаже сплющенные концы обрезаются и выполняется развальцовка под соединение накидной гайкой.

После отсоединения кабельных жил от клемм закрутите винтики контактов и затяните их, поскольку они могут выпасть и потеряться при транспортировке.

Сам кронштейн лучше снять позже, когда вы отвяжете от него трубопроводы фреонового контура. Если магистрали выходят из стены не более, чем на метр, то привязывать их не нужно. Следует аккуратно выровнять трубки, чтобы их было легче втащить изнутри. Кронштейн чаще всего крепится на 4 анкерных болта, откручиваемых обычным рожковым ключом.

Правильное отключение магистралей от внешней секции - фотогалерея

Магистрали отсоединяются после откручивания накидных гаек Прикрутите на место пробки, закрывающие вентили портов Открутите крышку, чтоб отключить провода Пометив расположение жил, отсоедините кабель После отключения кабеля винты на колодке надо закрутить По правилам медные трубопроводы необходимо откусить Откушенные трубки нужно заглушить

Как снять наружный модуль с сохранением фреона - видео

Как самостоятельно демонтировать внутренний блок кондиционера

Чтобы снять со стены внутренний модуль, необходимо отсоединить от него все коммуникации - кабель, трубки для фреона и конденсата. Место скрутки трубопроводов находится, как правило, в нише корпуса, устроенной в нижней части. В зависимости от модели сплит-системы, применяется 2 способа добраться до этой ниши:

  1. Разблокировать 3-4 пластмассовых защёлки, фиксирующих нижнюю часть блока к монтажной пластине. Отклонить низ корпуса от стены и вставить между ними любой стержень, извлечь из ниши жгут коммуникаций.
  2. Если на вашей модели «сплита» защёлок нет, то нужно снять лицевую пластиковую панель, предварительно демонтировав жалюзи и дополнительные крышки (когда они есть).

Когда вы добрались до жгута, сделайте на нём продольный разрез канцелярским ножом, что позволит отодвинуть утеплитель и ухватиться ключами за гайки. Не делайте слишком длинный разрез, иначе потом придётся менять теплоизоляционный материал. Дальнейшие операции выполняйте в таком порядке:

  1. Двумя рожковыми ключами раскрутите стыки магистралей. Важный момент: сгон, припаянный к короткой трубке самого блока, нельзя вращать, его нужно удерживать ключом на месте, откручивая накидную гайку.
  2. Концы трубопроводов замотайте изолентой или скотчем, дабы защитить от попадания грязи.
  3. Найдите стык дренажного патрубка с выводящим трубопроводом и разъедините его. Не стоит резать гофру где попало, чтобы потом было удобнее её стыковать обратно.
  4. Снимите крышку электрического отсека (находится справа на торце корпуса либо под лицевой панелью), сделайте с помощью маркера и скотча пометки, после чего открутите винты и отключите жилы кабеля. Винты затяните обратно и прикрутите крышку.
  5. Когда все коммуникации отключены, возьмитесь за корпус с двух сторон и снимите с монтажной пластины, приподняв немного вверх. Передайте блок помощнику.
  6. Демонтируйте монтажную пластину, открутив все дюбели.

Учитывая, что в поддоне внутреннего модуля может оставаться конденсат, перед демонтажем желательно защитить стену полиэтиленовой плёнкой. Если вы снимаете кондиционер для квартирного ремонта, то подобная предосторожность излишняя.

После снятия внутренней секции со стены поставьте на неё все открученные детали, затяните винты и наденьте монтажную пластину. Торчащие патрубки уложите в нишу, зафиксировав малярным скотчем. Этим же материалом закрепите открывающуюся переднюю панель, чтобы она не болталась при перевозке.

Последний шаг - демонтаж коммуникаций, проложенных по стене либо внутри её. Здесь нет никаких сложностей, главное, - не перегнуть медные трубки под малым радиусом. От подобного обращения в месте изгиба уменьшается проходное сечение, а выровнять трубку с овальным профилем достаточно сложно. Из наружной стены жгут вытаскивайте аккуратно, чтобы не повредить утеплитель. Если отверстие было заделано монтажной пеной, то её необходимо вырезать по частям. По окончании жгут сверните в кольцо и скрепите скотчем.

Порядок демонтажа внутреннего модуля - фотогалерея

Для отключения электропроводки надо снять крышку электрического отсека Перед отсоединением жил запишите порядок их подключения Жгут, проходящий в нише, надрежьте ножом и доберитесь до стыка трубок Откручивание соединительных гаек Место соединения дренажных трубок Отключите кабель, проходящий в том же жгуте Внутренний блок спокойно снимается двумя руками Последний этап - снятие монтажной пластины Отклонив корпус, его нужно зафиксировать в таком положении

Как снимаются внутренние блоки разных конструкций - видео

Разборка в зимнее время

Если температура на улице снизилась до -5°С и более, рекомендуется воздержаться от демонтажа по следующим причинам:

  • не удастся перекачать хладагент во внешний модуль;
  • на морозе нельзя разбирать соединения, откручивать заглушки и закрывать сервисные порты;
  • в результате разборки часто выходят из строя сальники сервисных вентилей.

В ситуации, когда без снятия сплит-системы при отрицательной температуре не обойтись, обязательно прогрейте штуцеры наружного блока строительным феном. Затем открутите заглушки и закройте оба вентиля, сохранив таким образом часть фреона, оставшегося в контуре наружного блока. Затем медленно открутите магистрали от штуцеров и отсоедините их, выпустив вторую часть хладагента в атмосферу. Дальше действуйте по алгоритму, описанному выше.

Персонал специализированных фирм использует для откачки фреона в зимнее время манометрические станции. Но если брать в аренду такое оборудование, то демонтаж обойдётся дороже, чем оплата труда специалистов, а результат выйдет сомнительный.

При температуре выше -5°С работы можете выполнять по стандартной инструкции, но желательно пользоваться манометром для контроля над перекачиванием хладагента. Если станете действовать «на глазок», то можете не угадать время выдержки и всё равно потеряете часть фреона. Столь же опасно передержать компрессор в работе без охлаждения (а он охлаждается циркулирующим фреоном), от перегрева он может выйти из строя.

Вы успешно демонтируете домашний кондиционер, если возьмётесь за работу в тёплый период года и станете соблюдать приведённую инструкцию. Нельзя упускать ни единой мелочи, действовать очень аккуратно и без спешки. Не пренебрегайте манометром, поскольку потеря хладагента сведёт к нулю всю экономию от данной процедуры.

Демонтировать бытовую климатическую технику также ответственно, как и устанавливать ее. Особенно, если планируется ее дальнейшее использование, например, при переезде на другое место жительства. Рассмотрим основные правила того, как демонтировать кондиционер самостоятельно без потери его эффективной работоспособности.

Набор инструментов

Разборку, как и установку кондиционера настоятельно рекомендуется доверять профессиональным монтажникам. Это во многом гарантирует качественно проведенную процедуру монтажа, без появления неприятных последствий в обоих случаях. Но если средств на дорогостоящую услугу нет, при определенных умениях, навыках разборку возможно произвести самостоятельно.

Основной момент при демонтаже сплит-системы – аккуратное, последовательное соблюдение основных правил, которые позволят сохранить функционирование оборудования. Во многом здесь будут полезны специальные инструменты, которые помогут совершить разборку с наименьшими усилиями, более качественно. К ним относятся:

  • труборез
  • бокорез
  • строительный нож
  • отвертка крестовая
  • отвертка интегральная
  • шестигранные ключи торцевые
  • ключи рожковые
  • ключи разводные
  • дрель, шуруповерт

Набор этих инструментов обязателен, потому что не многие стандартные монтажные приспособления могут пригодиться. Используя последние, вероятно нанести непоправимые повреждения системе, после чего ее придется менять.

Как правильно демонтировать кондиционер? Правила безопасности

Существуют определенные правила, условия, которые необходимо соблюдать, чтобы обезопасить здоровье, оборудование от поломок, неисправностей. Перечислим их:

  • нельзя допускать разгерметизации охладительного контура. Он работает под давлением 15 А. При резкой утечке высока вероятность попасть под струю газа очень низкой температуры;
  • можно получить обморожение от струи холодного фреона при его утечке;
  • следует избегать при разборке попадания внутрь контура пыли, влаги, разрушающе действующих на систему;
  • при перевозке внешнего блока, содержащего фреон, может произойти взрыв;
  • во время транспортировки необходимо аккуратно обращаться с оставшимися отрезками труб, так как их повреждение приведет к замене всего блока;
  • запрещено отвинчивать со штуцеров накидные гайки;
  • аккуратно необходимо обращаться с защелками внутреннего блока, чтобы не сломать их.

Транспортировка фреона

При демонтаже наружного модуля первостепенной задачей является «упаковка» фреона. Необходимо качественно произвести эту процедуру, чтобы впоследствии не тратить время, деньги на дозаправку кондиционера. следует обратить внимание на точность, аккуратность проведения перекачки хладагента.

Воспроизвести возможно с помощью манометрического коллектора, либо без него. Этот прибор сможет показать, когда в охлаждающем контуре будет достигнут вакуум. Именно в этом случае и следует перекрывать второй вентиль для «запаковки» фреона внутри конденсатора.

  • манометрический коллектор подключить к ниппелю на штуцере вместо патрубка с жидкостью охладительного контура (он тоньше по сравнению со вторым, по которому проходит газовый фреон);
  • если прибор отсутствует, начинать необходимо со следующего пункта;
  • поставить сплит-систему на режим охлаждения, определив самую низкую температуру, на которую способно оборудование по своим техническим характеристикам (необходимо узнать в инструкции по эксплуатации). Так блок работает не менее 10 минут;
  • закрыть вентиль жидкостного патрубка (более тонкий. Закрывается шестигранным ключом под защитным колпачком);
  • на манометрическом коллекторе следить за стрелкой, пока она не достигнет уровня вакуум. Если манометра нет, необходимо засечь на часах 1 минуту;
  • по истечении времени/достижения нужного показателя на приборе закрыть вентиль газового патрубка шестигранным ключом;
  • выключить кондиционер;
  • защитные колпачки поставить обратно.

Непростая задача перегона хладагента может усложниться в холодное время года, когда кондиционер включать нельзя. Масло компрессора загустевает, его беспрепятственная работа невозможна. Если оборудование оснащено «зимним комплектом», позволяющим работать оборудованию на охлаждение даже при минусовой температуре, проблема легко решается запуском отогревающих приборов, размещенных в картере компрессора, дренажа. После 10 минут прогрева можно запустить климат-систему на охлаждение и перекачать фреон, следуя вышеописанным рекомендациям.

Если же системы зимнего подогрева нет, можно воспользоваться манометрической станцией для сбора хладагента. Она подключается по такому же принципу, как коллектор. Фреон перегоняется туда для транспортировки.

Демонтаж внешнего блока. Можно ли сделать самому?

После «упаковки» охлаждающего вещества можно приступать к снятию наружного модуля с креплений. Как демонтировать кондиционер своими руками:

  1. отключить наружный блок от электросети;
  2. если планируется дальнейшее использование патрубков, они отвинчиваются. Открытые штуцеры необходимо надежно защитить от пыли, влаги. В случае, когда повторное использование не предвидится, медные трубы обрезаются, остаются 15-20 см каждой ветви от креплений. Концы зачеканиваются тисками от влаги, мусора;
  3. когда известно, что кондиционер не будет долго использоваться, оставшиеся патрубки рекомендуется заполнить азотом, вытеснив тем самым воздух, закупорить. Это предотвратит окислительную реакцию металла с кислородом воздуха;
  4. убрать теплоизоляцию с фреонового контура;
  5. отсоединить наружный блок от электрокабеля, сняв предварительно отмеченные клеммы;
  6. демонтировать гайки, удерживающие модуль на кронштейнах, снять модуль. Рекомендуется делать вместе с помощником, потому что блок тяжелый, высока вероятность его уронить;
  7. поместить в специальную коробку с пенопластом или другим наполнителем во избежание механических повреждений корпуса, отводов труб;
  8. перевозить, хранить только в вертикальном положении.

Как демонтировать внутренний блок сплит-системы?

Внутренний блок кондиционера снимается с креплений только после демонтажа наружного. Здесь также необходимо соблюдать осторожность, особенно с фиксаторами испарителя, самого оборудования. Если эти элементы повредить, впоследствии заново установленный блок будет вибрировать при работе, что приведет его к поломке.

Как самостоятельно демонтировать кондиционер:

  1. снять лицевую панель, чтобы можно было добраться до фиксаторов;
  2. отсоединить трубопровод охладительного контура;
  3. отключить электропитание;
  4. снять испаритель (аккуратно отщелкнуть фиксаторы, закрытые крышкой)
  5. отжать фиксаторы внутреннего блока, снять его с направляющих;
  6. демонтировать пластину, на которой крепился внутренний блок;
  7. извлечь трубопровод охлаждающего контура из стеновых штроб;
  8. извлечь дренажный патрубок;
  9. демонтировать декоративный короб.

Последствия неправильного демонтажа

Приведем некоторые неприятные последствия неаккуратного демонтажа сплит-системы:

  • разгерметизация охладительного контура, как следствие – утечка фреона. При установке техники заново придется заплатить за дозаправку системы охлаждающим веществом;
  • механическое повреждение корпуса внешнего блока, наружного модуля, каких-либо деталей, фреоновых патрубков, особенно если они приводят к разгерметизации контура;
  • засорение охладительного контура пылью, мусором, попадание влаги. Пыль неизменно окажет влияние на работе компрессора, в скором времени его придется заменить за неисправностью. Влага опасна тем, что она будет окислять внутреннюю поверхность медной фреонотрассы, металл начнет корродировать, что выведет систему полностью из строя;
  • падение наружного модуля с высоты. Не имеет значение, насколько высоко он был закреплен – падение в любом случае приведет к его полной замене.

Как правильно демонтировать сплит-систему расскажет видео

При смене жительства часто перевозят с собой кондиционер, все-таки оборудование дорогостоящее. Чтобы произвести это без потерь, настоятельно рекомендуется обратиться к профессиональным монтажникам, которые все произведут правильно, качественно. Если уж разборка кондиционера планируется своими силами, необходимо строго соблюдать правила демонтажа, при этом делать все максимально аккуратно, четко, слаженно.

Друзья! Еще интересные материалы:


Кондиционирование помещений

Очень часто возникают ситуации, когда необходимо демонтировать и перевозить какую-либо технику. Если стиральную машину или телевизор достаточно просто отключить от сети и убрать, то сплит-систему отсоединить несколько сложнее. Рассмотрим подробнее, как провести демонтаж кондиционера своими руками без посторонней помощи. Таким образом, вы сможете сэкономить кругленькую сумму на услугах специалистов.

Ошибки при демонтаже сплит-системы

Для чего может понадобиться демонтаж сплит-системы? Причины могут быть абсолютно разными, например:

  • Люди переезжают с одного места жительства на другое,
  • В квартире намечается ремонт и необходимо убрать технику из комнаты, чтобы она не мешала проведению отделочных работ.
  • Оборудование поломалось и нуждается в ремонте, либо профилактике.

Ни в коем случае не приступайте к этой сложной процедуре, не узнав предварительно, как правильно это сделать. Например, по незнанию вы можете открутить штуцера там, где они соединяют блок и медные трубки. В этом случае весь хладагент просто выйдет из системы. И тогда придется повторно заправлять кондиционер фреоном, а это дополнительные расходы.

Если допустить ошибки при деинсталляции климатической системы, то в будущем это может негативно сказаться на сроке эксплуатации кондиционера. А иногда это может привести к тому, что оборудование придет в негодность и его придется либо серьезно ремонтировать, либо полностью менять.

Любые нарушения в технологии работ по отключению системы могут привести к утечке фреона. Это вещество находится под большим давлением внутри фреоновой магистрали. Если при неосторожном обращении с устройством допустить появление микротрещин в теплообменнике, то внутрь может попасть воздух или влага. Такое упущение скажется негативно на работе компрессора кондиционера, приведя к его поломке.

Деинсталляция оборудования кондиционирования, прошедшая с нарушениями, может привести к тому, что на новом месте устройство проработает очень недолго. Для того чтобы не наделать ошибок, вам понадобится инструкция к кондиционеру. Там должно быть указано, как его правильно демонтировать. Что касается практических рекомендаций, то они будут даны ниже.

Процесс демонтажа системы кондиционирования

Итак, для того чтобы отсоединить кондиционер, следует проделать следующую последовательность действий:

В то время как будет деинсталлироваться внутренний блок, во внешний блок может попасть воздух, из-за которого внутри труб пройдет окислительная реакция. По этой причине, хранить долго отключенный кондиционер, нельзя. Решить данную проблему можно при помощи закачки в трубы азота и их закупорки.

Особенности снятия внешнего блока своими руками

Так как работы подобные демонтажу кондиционного оборудования, выполнить не так уж легко, то лучше отдельно разобрать подробнее разборку внешнего и внутрикомнатного блока.

Самостоятельное отключение уличного блока осуществляется тем же способом, которым пользуются профессионалы. Вам также могут понадобиться специальное оборудование и инструменты. Возможно, нужно будет приобрести манометрический коллектор, который нужен для корректного демонтажа путей, соединяющих внешний и внутренний блоки, то есть трассы. При этом любая утечка фреона будет полностью исключена. Единственным недостатком является высокая стоимость такого оборудования. Цена его сравнима со стоимостью вывоза профессионального мастера.

Еще одна деталь, на которую следует обратить особое внимание – это вакуумный насос в компрессоре. Он очень хрупкий, особенно под действием агрессивных факторов извне. Для того чтобы защитить его, при сборке кондиционера насос заключили в плотно закрытую оболочку, а механизм насоса находится в вакууме.

Выполнять собственноручно демонтирование уличного блока следует только в том случае, если к нему есть свободный доступ. Не стоит изображать из себя альпиниста, выполняя работы на большой высоте. С этим легко справится профессиональный монтажник-высотник.

Но если к внешнему блоку можно подобраться без особых усилий, то приступайте к отвинчиванию его крепежей.

Как самому демонтировать внутренний блок?

Очень важным этапом является демонтаж комнатного блока кондиционера. Мы уже рассматривали схему выполнения работ по его разборке и снятию. Теперь нужно более подробно остановиться на том, как отсоединить все важные детали и не упустить существенные мелочи.

Нужно быть очень аккуратным при работе с испарителем, так как его очень легко повредить при снятии, точнее можно испортить его систему крепления. Рядом с испарителем находятся провода, которые закреплены защелками. Их также нужно постараться не задеть. Очень часто крышка, которая закрывает испаритель, находится с той стороны, где кондиционер примыкает к стене и до нее бывает очень трудно добраться.

Выйти из сложной ситуации поможет отвертка, точнее ее часть. Нужна отвертка с наконечником в виде креста. Удерживая ее при помощи пассатижей, действовать нужно будет вслепую. В то время как вы отвинчиваете шурупы, удерживающие блок кондиционера на стене, ваши помощники должны держать его, иначе, когда крепления ослабнут, кондиционер может упасть, а это чревато поломкой оборудования.

Таким образом, если вы надумали самостоятельно разбирать данное оборудование, то нужно быть хоть немного уверенным в своих силах и успехе операции. Даже, если все работы были выполнены правильно, и самостоятельный демонтаж кондиционера прошел в целом успешно, возможны проблемы при самой транспортировке.

Перевозя такое хрупкое оборудование, как кондиционер, тряска в автомобиле недопустима, так как устройство может существенно пострадать. Если вы вдруг услышали негромкий хлопок где-то в коробке с кондиционером, то возможно вам придется вскоре приобретать новое устройство.

При проведении ремонта или переезде на новое место жительства иногда бывает необходимо снять кондиционер. Для этого обычно вызывают профессионалов, но при желании можно выполнить процедуру и своими руками. Процесс довольно сложный и требует соблюдения определённых правил и мер безопасности, но при достаточной аккуратности и точном следовании инструкции знакомому с техникой человеку можно хорошо сэкономить.

    Показать всё

    Возможные проблемы

    Неподготовленные люди часто совершают одни и те же ошибки при попытке демонтировать кондиционер своими руками. Такие недосмотры в работе могут привести к неприятным последствиям, среди которых:

    В большей части этих случаев решить проблему можно будет только с помощью дорогого профессионального ремонта, а иногда может понадобиться и полная замена прибора.

    Демонтаж кондиционера Как снять кондиционер с сохранением фреона

    Поэтому снимать кондиционер самостоятельно стоит только тем, кто полностью уверен в своих силах, соблюдает во время процесса предельную аккуратность и строго следует всем правилам.

    Разобрать сплит-систему так, чтобы ничего не повредить - это довольно трудный процесс, который требует больших затрат времени и сил. Для удобства своими руками можно поделить на несколько этапов, каждый из которых стоит подробно рассмотреть, чтобы учесть все нюансы.

    Подготовительный этап

    Перед началом работы с устройством стоит подготовить набор необходимых инструментов. Желательно, чтобы это было профессиональное оборудование, рассчитанное на работу с конкретным прибором, но подойдут и обычные приспособления, имеющиеся дома у каждого хоть иногда работающего с бытовой техникой человека. Для того чтобы разобрать кондиционер стандартной модели, нужны такие инструменты:

    Если часть сплит-системы расположена на стене высокоэтажного дома, необходимо позаботиться об оборудовании, позволяющем добраться до неё. Если рядом с ней есть окно или балкон, конструкцию можно обвязать верёвками и втащить, иначе необходимо будет покупать или брать в аренду специальную технику.

    Демонтаж кондиционера с последующей установкой в другом месте

    Спуск и сбор фреона

    Перед тем как снять кондиционер со стены, из него необходимо выкачать весь охлаждающий агент. Для этого его собирают в наружном блоке устройства. Чтобы добиться такого результата, необходимо выполнить следующие шаги:

    Понять, когда весь фреон собрался в испарителе, можно двумя способами. Первый: это примерно рассчитать время, выждав 40-50 секунд перед герметизацией наружного блока. Второй: определить давление с помощью манометра. Показания на нём должны быть -1 МПа перед выключением кондиционера. Эта цифра означает, что весь фреон собрался в наружном блоке, в то время как во внутреннем образовался технический вакуум.

    Демонтаж кондиционера своими руками

    Снятие наружного блока

    После того как фреон собран в наружном блоке, необходимо отсоединить наружный блок от внутреннего. Процесс требует осторожности, необходима подстраховка от помощника, так как работа будет вестись на большой высоте. Последовательность действий:

    Мастера вместо откручивания гаек от штуцеров чаще всего просто обрезают медные трубки на расстоянии примерно 15 см от них. Затем их края загибают и зажимают тисками, надёжно закрывая проход и минимизируя вероятность попадания внутрь воздуха, пыли и других посторонних частиц. Недостаток этого способа заключается в том, что после переноса кондиционера на новое место необходимо обрезать согнутые края и менять трубки - их наращивание и повторное использование запрещено.

    Кронштейн наружного модуля снимается последним, после отсоединения от него фреоновых трубок и прочих коммуникаций с внутренней частью прибора. Он крепится к стене обычными болтами, которые легко открутить с помощью гаечного ключа.

    Демонтаж внутреннего блока кондиционера

    Работа с внутренним модулем

    Последний шаг - это отсоединение той части сплит-системы, которая установлена внутри помещения. На этом этапе демонтировать кондиционер правильно нужно в следующем порядке:

    На этом снятие кондиционера можно считать законченным, но не стоит забывать про осторожность и при перевозке сплит-системы на новое место. Если во время транспортировки повредить какую-то из её деталей, то можно легко потерять фреон, и тогда все усилия по самостоятельному демонтажу прибора пройдут зря.


    Перевозку устройства нужно осуществлять только в прочной картонной коробке, все стенки которой обкладывают пенопластом, а затем заворачивают прибор в мягкую пузырчатую плёнку.

    Демонтаж в холодную погоду

    Если температура опускается ниже -5 °C (это предел охлаждения у большинства «домашних» кондиционеров, с промышленными машинами цифра может быть другой), то со снятием сплит-системы могут возникнуть дополнительные трудности. Это связано с тем, что при таких условиях полностью перекачать фреон во внешний модуль не получится, его часть придётся выпустить в атмосферу. Кроме того, при минусовой температуре нельзя снимать заглушки и открывать сервисные порты, поэтому устройство придётся прогревать. Ещё от морозов часто начинают протекать сальники сервисных вентилей.

    Если кондиционер всё же нужно снять, перед началом работы его наружный модуль нужно обработать строительным термофеном. Затем, пока температура не упала, необходимо открутить заглушки и закрыть служебные вентили - так сохранится часть хладагента, находящаяся во внешней части устройства. После этого прибор осторожно откручивают от патрубков, позволяя оставшемуся фреону вытечь. Остальные этапы разборки проводятся так же, как и при обычной температуре.

    Профессиональные рабочие при демонтаже кондиционера в холодную погоду используют для извлечения фреона манометрические станции, но их покупка или даже аренда обойдётся дороже, чем услуги самих мастеров. Потому, если сохранение всего хладагента является принципиальным вопросом, для самостоятельного снятия прибора понадобится дождаться тёплой погоды.