Профессиональнопедагогическое ораторское искусство (информативно-речевое воздействие педагога)

ОРАТОРАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ -
ОРАТОРАМИ СТАНОВЯТСЯ
Основу данного раздела составляют материалы,
предоставленные Б.В. Найденовым

Предмет и задачи ораторского искусства

Ораторское искусство преподавателя составляет важнейший элемент его деятельности. Предметом ораторского искусства являются закономерности публичных выступлений, принципы подготовки и произнесения устной речи, формы и методы взаимодействия оратора с аудиторией. Наиболее ярко ораторское искусство проявляется на лекциях. Вместе с тем, для начинающего педагога, который лекции еще не читает, важно овладеть элементами этого искусства для успешного проведения групповых и практических занятий, лабораторных работ и практик.
Ораторское мастерство преподавателя состоит из многих слагаемых, особое значение при этом имеет культура и техника речи.
Основу ораторского искусства любого преподавателя составляют понимание целей и задач подготовки специалистов, глубокое знание материала, который он преподает и свободное владение этим материалом, овладение современной научной методологией и высокая общая культура. Если преподаватель желает достичь мастерства в своем деле, то овладение ораторским искусством он должен овладеть обязательно. Если же свою задачу он видит только в передаче информации, то он уподобляется некоторому техническому средству, например, магнитофону или компьютеру. Достоинства устной речи следует измерять не только количеством сообщенного материала, но и тем, какое воздействие она произвела на обучающихся, насколько преподаватель убедил их в правильности и важности изучаемого материала.
Отличительная особенность устной речи состоит в том, что преподаватель выражает свое отношение к изучаемому материалу не только словами, ни и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой и жестами. Важную роль при этом играют общая культурная и эмоциональная подготовка педагога, его педагогические, и в известном смысле актерские задатки. Практически любой нормальный человек, умеющий мыслить, способен научиться хорошо говорить, но для этого необходимо много и постоянно работать над собой.
Таким образом, задачами ораторского искусства являются разработка и апробация следующих принципов:
· Использование в устной речи логических законов мышления;
· Произнесение устной речи;
· Взаимодействие преподавателя с аудиторией.

Основные сведения о логических законах мышления.

Знания, сообщаемые студентам, выражаются в понятиях. Одни из них студентам знакомы, другие являются новыми. В любом познавательном акте, усвоение знаний происходит через установлении связей известного с неизвестным. Преподаватель должен обеспечить усвоение нового понятия, опираясь на знание старого. В понятиях различают содержание и объем, нужно раскрыть их в процессе занятия или при ответе на вопрос. При этом необходимо опираться на знание студентами уже известных, «старых» понятий.
Одним из важнейших элементов убедительного изложения материала является рациональное построение логического хода рассуждений. Здесь преподаватель использует известные формы умозаключений: дедукцию, индукцию и аналогию. В каждом конкретном случае преподаватель должен выбрать такую форму умозаключений, которая обеспечивает наибольшую строгость, доходчивость и полноту доказательств. Естественно, в процессе проведения занятий необходимо четко следовать общеизвестным законам логики: закону тождества, закону противоречия, закону исключения третьего и закону достаточного основания.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО (Информативно-речевое воздействие педагога)

Так как педагогу приходится по роду своей работы выступать перед группой детей, аудиторией коллег, слушателями лекционного зала, то он нуждается в умениях и навыках ораторской деятельности.

Ораторская деятельность педагога - это завершенное развернутое выступление перед аудиторией на обозначенную тему при определенной цели и логическом обосновании.

Предложим технологическую картину обеспеченности педагогического ораторского искусства.

Конструирование содержания базируется на древней античной формуле «тезис - аргумент - иллюстрация». Тезис - любого порядка суждение по определенной теме и по поводу предмета рассмотрения. Тезис всегда содержит в себе личностный элемент, так как отражает точку зрения оратора или точку зрения другого автора, но разделяемую оратором. Суждение всегда утверждает некую оценку оратора, поэтому способно вызывать возражения. Приведем примеры самых разных тезисов на одну и ту же тему - «Вода»: ...Вода - источник жизни. Вода - основное средство гигиены. Вода - замечательная иллюстрация движения. Вода - отличный помощник закаливания организма.

Аргумент поддерживает суждение тем, что предлагает один или несколько доводов в пользу утверждаемого. Аргумент - это то, что позволяет оратору выдвигать определенное суждение и что вынуждает слушателя соглашаться с оратором (или не соглашаться). Мера согласия публики с оратором определяется силой найденного аргумента. Не сила голоса, не авторитет оратора, не его социальный статус или научные звания - именно аргумент становится той великой силой, которая увлекает публику, ведет ее по интеллектуальной дороге оратора.

Тезис и аргументы нуждаются в иллюстрации, чтобы слушатели (дети, коллеги) могли представить явление, о котором идет речь, в ходе восприятия конкретной картинки (образа) жизненного явления.

Например, педагог произносит суждение «Красота начинается там, где нет ничего лишнего» и выдвигает аргумент: «Отсутствие лишних деталей позволяет нам видеть главное в предмете, воспринимать истинное содержание предмета, и тогда его форма точно отражает содержание - что и предстает перед нами как гармония формы и содержания, то есть красота». Ученики поражены услышанным. А педагог предлагает им бросить на пол клочок бумаги и поглядеть, как изменится интерьер комнаты и наше самочувствие...

Современные технические средства позволяют широко применять музыкальное сопровождение для предъявляемого наглядного материала.

Наглядный материал обладает многообразием своих видов: натуральный предмет (например, живой заяц), графическое изображение предмета (например, рисунок моста), художественное описание предмета в произведениях искусства разных жанров (например, нежность в вальсах Шопена), рассказ а реальном событии (например, что видел оратор на праздничных улицах), факт персоналии выдающейся личности (например, путь юного Ломоносова в учебное заведение Москвы), символы и условные знаки (например, функции современной семьи, представленные как лучи солнца), а также апелляция к воспоминаниям присутствующих слушателей («Вспомним, как мы...»).

Предварительно для слушателей следует очертить совокупность вопросов изложения. Представляется план рассмотрения заявленной темы. Он строится обычно в логике перечисления вопросов: «что-зачем-где-когда- как?». Но не менее удачным станет построение плана, обусловленное основным тезисом: тогда каждое слово тезиса должно быть рассмотрено, эти слова и составляют пункты плана.

Например, педагог заявляет тему разговора - «Творчество - единственный способ саморелизации «Я». Планом такой беседы станет поочередно выдвигамые понятия: «Я» - «саморелизация» - «разные способы самореализации» - «творчество» - отличительные свойства творчества». Такая последовательность позволит следовать за мыслью оратора и согласиться с его общим выводом.

Определение ключевого понятия следует за планом и позволяет оратору и слушателям размышлять об одном и том же предмете, ибо определение предмета разговора было дано заранее. Многозначность слов вынуждает неукоснительно исполнять данное требование к ораторскому выступлению. Нетрудно перечислить длинный ряд понятий, которые даже среди взрослых людей понимаются по-разному.

Например, такие понятия, как «свобода», «дисциплина», «справедливость», «смелость», «счастье», «долг», «чистоплотность», «джентельмен», «порядочность» и другие.

Поэтому привычным для педагога должно быть обращение к словарю, к научной литературе, чтобы, прежде чем выстраивать выступление, обрести и точно сформулировать исчерпывающее определение ключевого понятия. Если педагог собирается говорить о каком-либо явлении, он должен предложить слушателям свой вариант лексического значения понятия. При этом неплохо проговорить и другие значения, которые на время разговора исключаются оратором.

Например, педагог-оратор предлагает рассмотреть процесс приобретения детьми жизненного опыта. Первоначально следует определить, что имеется в виду под словом «опыт», исключить понимание под «опытом» «научного эксперимента»...

Предположим, педагог объявляет своим вопросом «воспитание гражданственности». Необходимо тут же очертить ракурс рассмотрения: с точки зрения этики или же политики предполагается данное рассмотрение заявленного понятия.

Скажем, педагог с детьми планирует разговор о взрослости. Открыв толковый словарь, убеждается в ряде значений этого слова. Теперь ему предстоит, развернув перед слушателями семантический веер, избрать объектом рассмотрения одно из значений.

Надо помнить, что любое определение выстраивается таким образом, что сначала указывается на его отношение к более широкой группе предметов - «подведение под широкое понятие» (скажем, стул - это мебель.., совесть - этическая ктегория...), а затем выделяется существенный признак предмета, наличие которого и делает предмет тем, чем он является (например, «Совесть - этическая категория, указывающая на способность человека со- ведать о самочувствии и сопереживать самочувствию другого человека при каких-либо действиях субъекта»).

Ораторская техника требует, чтобы оратор умел произносить по-особому то центральное понятие, которое отражает рассматриваемое явление: с акцентом на данном слове, с опорой на гласные звуки, с артикуляционной тщательностью, с определенной экспрессивной окраской, несущей в себе отношение оратора.

Организация работы оратора складывается из следующих организационных блоков:

  • - обустройство оратора (подготовка места работы, расположение стола, стула, кафедры, доски, мела и прочих средств, а "также расположение приготовленного наглядного материала);
  • - пластический образ оратора (свободная, открытая, расположенность к слушателям и доброжелательная мимика, некоторый наклон в сторону слушателей);
  • - предъявление и демонстрация наглядного материала (совпадение момента предъявления с произнесением понятия, общедоступность восприятия материала, инструкция для восприятия материала, фиксированность расположения материала для последующего к нему обращения, пластическое отражение отношения к демонстрационному материалу);
  • - при современных технических средствах использование фонозаписи, видеозаписи, диапозитивов, кинофрагментов; такая демонстрация нуждается в предварительной проверке незадолго до начала выступления оратора; хорошо прибегать к помощи ассистента; не исключается вариант просьбы о помощи к аудитории;
  • - работа с доской и графическое обозначение рассматриваемого материала или анализируемой идеи (чистая доска, четкость записи, логичность распределения записей, понятность символических знаков, аккуратность и доступность всех записей для всех слушателей).

Наряду с требованием наглядного материала стоит требование использования художественных средств в тексте выступления оратора, назначением которых является создание образной картинки явления:

  • - эпитета, рисующего для воображения слушателей качества явления (блистательный юмор, мрачный дом, грязные слова, одухотворенное лицо);
  • - метафоры, которая создают яркий живой образ явления с его сущностными признаками (дружеские советы словаря, море сердитых голосов, наряды, предательски обнажающие отсутствие вкуса, извержение эмоций);
  • - сравнения, помогающего увидеть картинку явления за счет воспроизведения известного предмета (выцослив, как сорняк, красивая, как нежная незабудка, дорогой, как «Мерседес», работает упорно, как маленький трактор в поле, голоса детей, как колокольчики);
  • - аналогии, воссоздающей дополнительную картинку, помогающей понять сущность первой (подрались, как если бы это были два петуха, не понимающие из-за чего они так схватились; захватило дух, как если бы стремительно начал падать в пропасть; закончили работу, как если бы мы переплыли на другой берег);
  • - фрагмента художественного произведения или целостного произведения искусства, иллюстрирующих рассматриваемое явление (рисунки художника Бидструпа о различиях темпераментов людей - тому классический пример); экспозиция фрагмента художественного произведения может дополняться музыкальным фоном.

Технология взаимодействия со слушателями предполагает следующее:

  • - педагогическую инструментовку совместной работы со слушателями (общая позиция «Мы», риторические вопросы, апелляция к воспоминаниям, вопросы и ответы, фиксация состояния, согласия, реагирования, характера работоспособности слушателей, анализ и оценка общей совместной работы);
  • - просьба о помощи и оказание помощи в случае необходимости (просьба в оборудовании занятия, в ассистировании оратору, в отклике на материал, в более удобном расположении и другое);
  • - поло-ролевую дифференциацию слушателей (при обращении, при вопросах, при апелляции к воспоминаниям);
  • - соблюдение элементарных поведенческих норм, принятых в современной культуре, таких, как «правило одного голоса», тишина в аудитории, соблюдение чистоты, исключение дополнительных видов деятельности (беседа с соседом, питание, чтение газеты, вышивание и другое);
  • - этику взаимодействия со слушателями (обращение и приветствие слушателей, положительное подкрепление в адрес слушателей).

Этические нормы взаимоотношения людей играют продуктивную роль во взаимодействии «оратор - группа». Поэтому педагог, отправляясь на встречу с группой, наряду с тщательной отработкой содержания и методики подачи информации, продумывает также и те моменты, где отношение к публике (группе) выступает ярко, выпукло в качестве объекта внимания всех участников совместной работы. В первую очередь, таким моментом являются минуты встречи: обращение, приветствие, положительное подкрепление в адрес всех присутствующих.

Это выглядит примерно так: «Дорогие друзья, добрый день! Благодарю за честь работать в такой умной и доброжелательной группе...»

Немаловажное значение будет иметь завершение выступления, поэтому педагог и этот момент хорошо продумывает: благодарность в адрес слушателей, выражение удовлетворения работой, добрые пожелания, прощание.

А это выглядит примерно следующим образом: «Спасибо. Мне понравилось с вами работать. Буду рад встретиться с вами вновь! До свидания, уважаемые слушатели! Всего хорошего...»

В том случае, если со стороны группы звучит вопрос, оратор благодарит за вопрос, прежде чем ответить. Такая же благодарность направляется при замечаниях, добавлениях, репликах или выраженной благодарности слушателей. Подчеркнем: возраст публики не имеет значения, благодарность направлена и в адрес ребенка, поставившего вопрос оратору.

Не исключена возможность сопровожения ее положительным подкреплением в адрес активного слушателя. Оратор говорит: «Красивый вопрос. Благодарю вас», или «Очень интересное добавление. Я рад, что работаю с такой просвещенной и умной группой».

Поза оратора - это поза открытая для взаимодействия со слушателями, поэтому ей присущи все черты позы, характерные для общения: отсутствие «замков», «платье доброжелательности», «диагональ» (хотя именно оратору приходится инструментовать «вертикаль» как некоторый временный уход от слушателей в целях наибольшей сосредоточенности на материале изложения), отсутствие угрожающих поз и прочее.

Включая в текст высказывания других авторов, непременно следует сопроводить имя автора некоторыми сведениями о нем: национальное представительство автора, период творчества, название произведения, на которое ссылается оратор или из которого приводится цитата. Надо четко отграничить цитату от последующего текста выступления оратора (иногда для этого специально добавляют слова «конец цитаты»), В случае, если оратор избирает форму косвенной речи, тоже нужно подчеркнуть интонационно завершенность ссылки на другого автора. Неплохо, если трудная для звукового восприятия фамилия приводимого автора будет написана на доске (экране).

В финально-аккордной части выступления очень важно следующее:

  • - завершить выступление итоговой благодарностью («Спасибо»), она означает, что выступление завершено;
  • - подвести итоги совместной работы («Итак,

мы с вами...»);

  • - произвести общий вывод («Таким образом, можно сказать, что...»);
  • - выяснить, не остались ли неясными какие-то из вопросов («Нетли сомнений..?» или «Осталисьли вопросы поданной проблеме?»).

Не надо пугаться, когда кто-то из слушателей заявляет, что не согласен с оратором. Достаточно «обрадоваться» тому, что существуют иные мнения, и заявить, что мир был бы скучным, будь все люди одинакового мнения. Такое заявление обычно обескураживает, успокаивает некоторых слушателей, сохраняет авторитет оратора, а главное - формирует терпимость к разнообразию личностных проявлений в обществе.

Разумеется, следует произнести обращение при прощании («Дорогие друзья, до свидания!»).

Не забыть произнести добрые пожелания в адрес слушателей («Всего хорошего!»).

Итак, профессиональное ораторское искусство педагога складывается в опыте его профессиональной работы и развивается при условии, когда педагог обращает внимание на такие стороны деятельности, как построение мысли, составление логически оправданного плана, выделение главной категории в содержании ораторского выступления, предъявление наглядного материала, сопровождение излагаемого собственным отношением, инструментовка совместной со слушателями интеллектуальной работы, этическое выражение своего отношения к слушателям, а также предварительное обустройство ораторской деятельности и финальное завершение ораторского выступления. Если педагог станет прослеживать качество выделенных блоков своего выступления (на семинаре, на собрании, в научной дискуссии, во время фрагментарного разъяснения вопроса или при написании статьи, отчета, обзора, даже при написании дружеского письма), то он со временем заметит повышенный интерес к его выступлениям. Наивысшей оценкой его собственных ораторских способностей станет «очень умная и доброжелательная публика», «внимательность и вдумчивость слушателей», «высокий интеллектуальный уровень аудитории» и прочие высокие характеристики, которыми оратор будет наделять слушателей своего ораторского выступления.

Вопросы для углубленного осмысления

  • 1. Составьте фрагмент выступления на тему... «Дождь» по формуле «тезис - аргумент - иллюстрация». Произнесите вслух и предложите слушателям^) повторить ваш тезис, ваши аргументы и приведенную вами иллюстрацию.
  • 2. Подберите и запишите ряд слов. Произносите их поочередно, одно слово из данного ряда произносите как «вкусное». А теперь представьте, что это слово есть тема вашего выстуления: как вы его произносите, когда объявляете тему вашего сообщения?
  • 3. Предположим, тема вашего выступления - «топор». Задайте ракурсы рассмотрения: с позиции рабочего инструмента; с позиции режущего средства; с позиции строительства дома; с позиции техники безо- пасноти. Как будут выглядеть ваши выступления при изменении ракурса?
  • 4. Проследите положение рук во время общения с людьми или во время спокойного расположения на кресле в транспорте: остерегайтесь «замка», постарайтесь держать руки свободными, несмещенными, ладонями развернутыми в сторону собеседника. Очень скоро вы заметите, что руки вам «не мешают».
  • 5. Время от времени воображайте, что кончики ваших ушей соединены с плечами палочкой, - держите осанку. Зафиксируйте изменившееся состояние. Скоро прямая осанка станет привычной для вас.
  • 6. Поупражняйтесь в художественных приемах описания таких явлений, как шум леса, крик детей на спортплощадке, глаза детей во время интересного рассказа, езда на велосипеде, белый снег на ветвях елок, чистая школьная доска.
  • 7. Попробуйте рассказать домашним, что вы видели на улице. Следите за тем, чтобы не было лишних слов, чтобы ваши суждения имели аргументы, а описания были красочными. Отметьте реакцию слушателей.
  • 8. Когда вы принесете в дом какой-либо новый предмет, используйте ситуацию для упражнения в демонстрации наглядного материала: положите предмет на руку, продемонстрируйте всем, покажите мимически, как вам нравится предмет, найдите ему достойное место. А затем - оцените свою работу по реакции своих домашних слушателей.
  • 9. Когда будете свободны от домашних хлопот, расположитесь удобнее и оглядитесь: вас окружают привычные веши. Найдите для каждой из них определение, вложите в найденное определение ваше отношение. Например, вы говорите: «трудяга-копьютер», «мудрый книжный шкаф», «старенький услужливый ковер».
  • 10. Приготовьте первую фразу вашего предполагаемого ораторского выступления. Произнесите ее «на голосовых связках», затем переводите голос в нижний регистр, потом вновь вернитесь к верхнему регистру. Определите изменение эмоционального фона сказанного вами.

Ораторское искусство преподавателя составляет важнейший элемент его деятельности. Предметом ораторского искусства являются закономерности публичных выступлений, принципы подготовки и произнесения устной речи, формы и методы взаимодействия оратора с аудиторией. Наиболее ярко ораторское искусство проявляется на лекциях. Вместе с тем, для начинающего педагога, который лекции еще не читает, важно овладеть элементами этого искусства для успешного проведения групповых и практических занятий, лабораторных работ и практик.
Основу ораторского искусства любого преподавателя составляют понимание целей и задач подготовки специалистов, глубокое знание материала, который он преподает и свободное владение этим материалом, овладение современной научной методологией и высокая общая культура. Если преподаватель желает достичь мастерства в своем деле, то овладение ораторским искусством он должен овладеть обязательно. Если же свою задачу он видит только в передаче информации, то он уподобляется некоторому техническому средству, например, магнитофону или компьютеру. Достоинства устной речи следует измерять не только количеством сообщенного материала, но и тем, какое воздействие она произвела на обучающихся, насколько преподаватель убедил их в правильности и важности изучаемого материала.
Отличительная особенность устной речи состоит в том, что преподаватель выражает свое отношение к изучаемому материалу не только словами, ни и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой и жестами. Важную роль при этом играют общая культурная и эмоциональная подготовка педагога, его педагогические, и в известном смысле актерские задатки. Практически любой нормальный человек, умеющий мыслить, способен научиться хорошо говорить, но для этого необходимо много и постоянно работать над собой.
Таким образом, задачами ораторского искусства являются разработка и апробация следующих принципов:
 Использование в устной речи логических законов мышления;
 Произнесение устной речи;
 Взаимодействие преподавателя с аудиторией.

Ораторская деятельность педагога - это завершенное развернутое выступление перед аудиторией на обозначенную тему при определенной цели и логическом обосновании.

Предложим технологическую картину обеспеченности педагогического ораторского искусства.

«Тезис аргумент иллюстрация»

Конструирование содержания базируется на древней античной формуле «тезис - аргумент - иллюстрация». Тезис - любого порядка суждение по определенной теме и по поводу предмета рассмотрения. Тезис всегда содержит в себе личностный элемент, так как отражает точку зрения оратора или точку зрения другого автора, но разделяемую оратором. Суждение всегда утверждает некую оценку оратора, поэтому способно вызывать возражения.



Аргумент поддерживает суждение тем, что предлагает один или несколько доводов в пользу утверждаемого. Аргумент - это то, что позволяет оратору выдвигать определенное суждение и что вынуждает слушателя соглашаться с оратором (или не соглашаться). Мера согласия публики с оратором определяется силой найденного аргумента. Не сила голоса, не авторитет оратора, не его социальный статус или научные звания - именно аргумент становится той великой силой, которая увлекает публику, ведет ее по интеллектуальной дороге оратора.

Тезис и аргументы нуждаются в иллюстрации, чтобы слушатели (дети, коллеги) могли представить явление, о котором идет речь, в ходе восприятия конкретной картинки (образа) жизненного явления

План рассмотрения

Предварительно для слушателей следует очертить совокупность вопросов изложения. Представляется план рассмотрения заявленной темы. Он строится обычно в логике перечисления вопросов: «что-зачем-где-когда-как?». Но не менее удачным станет построение плана, обусловленное основным тезисом: тогда каждое слово тезиса должно быть рассмотрено, эти слова и составляют пункты плана.

Наш тренинг называется "Ораторское искусство".

Все мы ежедневно вступаем в контакты с другими людьми, и наша речь иногда оказывает на собеседника решающее впечатление.

Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу во все времена. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих. Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль. Что такое риторика? Риторика – это слово, которое имеет древнегреческое происхождение и означает дословно « ораторское искусство ». Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему? Каждому из нас приходится выступать на публике. И, наверняка, никто не сомневается в том, что чтобы отлично владеть ораторским искусством, нужно знать и уметь многое. Можно сказать, что способность выступать публично отражает наше интеллектуальное развитие и наши социальные навыки.

На минимальном уровне стоит владеть искусством красивой речи всем людям, для того чтобы в процессе ежедневного общения умело владеть своим голосом и быть интересным собеседником.

Те, кто только начинает обучение, совершают однотипные ошибки. К ним относятся:

    Недостаточно обширный словарный запас. В этом случае приходится буквально заучивать текст для произнесения перед аудиторией, а, когда слова из текста забываются, найти им замену - слишком сложная задача.

    Сбивчивый темп речи, когда оратор волнуется. Однако за быстрой речью слушателям сложно угнаться, а медленный темп заставляет погрузиться в скуку. Обучение и освоение риторики должны привести к тому, что человек сможет делать вовремя паузы, повышать и понижать темп речи.

    Однообразная речь. Знак мастерства говорящего – в вовремя использованных цитатах, коротких историях и присказках, которые помогут поддерживать интерес аудитории. Цитаты заранее подбираются из книг и выступлений других ораторов, их используют, чтобы вовремя повысить интерес слушателей к речи.

К популярным упражнениям для развития ораторского мастерства относятся:

    упражнения напротив зеркала;

    упражнения с диктофоном;

    самостоятельную подготовку выступления с использованием заданных опорных точек.

В первом случае можно самому наблюдать за собой во время речи или монолога. Нужно стараться избегать суетливых движений. Эффективно очень записать речь на видео – эффект упражнения будет как в упражнении с зеркалом, причем говорящий не будет постоянно отвлекаться на отражение в зеркале.

«Опорные точки» можно самостоятельно найти в интернете или книге. Зная «схему» монолога, составить речь легко. Однако со временем потребуется усложнение задачи и тренировки по импровизации.

Читайте вслух. Чтобы научиться чувствовать то, о чем говоришь, пропитывать своими эмоциями каждое слово, каждый звук, обязательно нужно читать вслух стихотворения. Возьмите лирический сборник Вашего любимого поэта (так легче начать) и читайте, читайте, читайте! С разными интонациями, паузами, эмоциями, тембром. Одно и то же стихотворение обязательно нужно читать самому себе или публике в лице, скажем, кошки прочитать хотя бы десять раз каждый раз по разному. Самое главное, прочувствовать слово и мысль, увидеть картину перед мысленным взором, попытаться понять, что ощущал поэт.

Проговаривайте скороговорки. Можно и перед выступление, хорошо успокаивают.

Обязательно во время выступления устанавливайте зрительный контакт с аудиторией.

Путь к хорошему выступлению займет некоторое время, однако, результат того стоит – можно выступать на конференциях и собраниях перед незнакомыми людьми, общаться с коллегами и близкими без стеснения, волнения. Мгновенно формулируя мысли и умея добиваться нужной реакции на них.

Как я уже говорила ранее, если вы хотите развивать ораторское искусство, то нужно иметь большой словарный запас. Для его пополнения нужно читать много различной литературы: научную, художественную, , фантастику.
Читайте не торопясь, старайтесь проанализировать каждую фразу. Смотрите как она построена, с какой интонацией, какую эмоциональную нагрузку несет.

Обучение ораторскому мастерству важно в каждом возрасте, для молодых и для опытных специалистов, и при разнообразных видах деятельности. Время, которое уйдет на тренировки, принесет дивиденды на протяжении будущих лет. Кроме того, даже умея выступать публично, стоит периодически расширять знания и способности в области риторики – это поможет в учебе, в профессии и в личных отношениях.

Ну, а теперь потренируемся. Я подготовила для вас скороговорки и упражнение на умение задавать наводящие вопросы. начнем со скороговорок.

1) Интервьюер интервента интервьюировал.

2) Жили были три китайца: Як, Як - цедрак, Як - цедрак - цедрак - цедрони.


3) Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа - дрыпа, Цыпа - дрипа - дрыпа - дрымпампони.


4) Все они переженились: Як на Цыпе, Як - цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як - цедрак - цедрак - цедрони на Цыпе - дрыпе - дрымпампони.


5) И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як - цедрака с Цыпой - дрипой: Шай - шарах, у Як - цедрак - цедрак - цедрони с Цыпой - дрыпой - дрымпампони: Шах - Шарах - Шарах - Широни.

6) Расскажите про покупки! - Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,


5)Но заскороговошившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.


6) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

7) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

8) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

9) Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

10) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

11) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

12) Течет речка, печет печка.

13) Щипцы да клещи – вот наши вещи.

14) Тщетно тщится щука ущемить леща.

15) Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

16) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

17) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

18)Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай- "Попугай,попугай, попугай!"

19. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

20. Разнервничавшегося конституционалиста (Пропроколокропенко) нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

21. Розововолосовенькая глазовыколупывательница с полувыломанными ножками.

22. Столы белодубовые, ГЛАДКОТЕСОВЫСТРУГАННЫЕ.

23. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

24. Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.

25. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

26. Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не выприватизировали.

27. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.

28. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

29. Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями.

30. Их пестициды не перепестицидят наши по своей пестицидности.

31. Д еидеологизировали-деидеологизировали,и додеидеологизировались.

Упражнение «Встречают по одежке».

Цель : развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску».

Время проведения:15 мин.

Описание упражнения:

Участники садятся в круг. Каждый получает карточку с надписью, например: «Я плохо слышу», «Я богатый», «Похвалите меня», «Решаю все проблемы», «Люблю подраться», «Дам денег», «Я все умею», «Пожалейте меня», «Я вас обманываю» и т.п. Карточки держат так, чтобы обладатель ее не видел надпись, в то время как все другим она видна. Участники активно общаются друг с другом в соответствии с тем, что написано на карточке. Общение с обладателем карточки строится в форме вопросов, просьб или утверждений завуалированно, косвенно, намеками, а не «в лоб» и при этом он должен догадаться, что именно (желательно дословно) написано на его карточке. На вопросы, просьбы, утверждения он, естественно, пока принимает информацию, не отвечает и никаких наводящих вопросов никому не задает.

158

Еще фильтры

У репетитора или ученика

У репетитора

У ученика

Дистанционно

Цена за час

От

До

руб

Показывать

Только с фото

Только с отзывами

Только проверенные

Аспирант

Школьный преподаватель

Преподаватель вуза

Частный преподаватель

Носитель языка

Больше 10 лет

Старше 50 лет

Статистика:

158 репетиторов найдено

432 отзыва оставлено учениками

Средняя оценка: 4,5 5 1 Средняя оценка репетиторов, найденных по фильтру

Найдено 158 репетиторов

Сбросить фильтры

Актерское мастерство Имидж Культура речи Москвоведение Ораторское искусство Писательское мастерство Постановка голоса +6 Развитие речи Риторика Сценарное дело Сценическая речь Техника речи Тьютор

Школьники 5-11 классов Студенты Взрослые

м. Славянский бульвар

Тимур Владимирович

от 1 350 руб / час

свободен Связаться

У репетитора, у ученика

Артист-вокалист Московского детского Театра эстрады, Солист Московского Дома Оперы, солист театра "Волшебная флейта". Закончил ГИТИС, получил специальность Развернуть артист-вокалист музыкального театра (дневное бюджетное отделение).Проходил стажировку в Италии в "Academia della Lirica" город Бари.Прошёл подготовку по курсу эстрадно-джазового пения Сета Риггса (США) у его ученика в России Ийи Давыдовой.Прошел курс обучения у профессора Элизабет Вильке - заведующей вокальной кафедрой в Высшей Школе Музыки "Моцартеум" (г. Зальцбург, Австрия), а так же у Ингрид Кремлинг - профессора Высшей Школы Музыки в Гамбурге (Германия). Является лауреатом международного конкурса "Музыкальный сад духа Гор"(Польша), номинация "академический вокал", а так же лауреатом международных конкурсов "Весёлый ветер" (Москва) и "Сияние звёзд" (Санкт-Петербург) - "эстрадный вокал".

Занималась у репетитора по эстрадному вокалу Тимура Владимировича около полугода. Очень понравилось! Тимур был очень внимательным ко мне, давал много Развернуть упражнений и домашних заданий, исходя из особенностей моей дикции, голоса и дыхания, но только на них не зацикливался: на каждом занятии мы обязательно работали над предложенными мной песнями. Здорово, что на уроках всегда была приятная, располагающая атмосфера, благодаря ему (даже если я приходила уставшая или "не в духе"). Очень жаль, что не смогла продолжить занятия, скучаю по ним! Все отзывы (18)

Актерское мастерство Ораторское искусство Постановка голоса Развитие речи Сценическая речь Техника речи

Дети 6-7 лет Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

г. Мытищи

Ксения Александровна

Частный преподаватель Стаж 9 лет

от 2 000 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по ораторскому искусству

Предлагаю Вашему вниманию занятия по:- технике речи;- актерскому мастерству;- подготовке в Театральные вузы и Институты телерадиовещания;- Развернуть освоению приемов риторики;- овладению ораторским искусством- содействию в подготовке текстов публичной речи;- созданию имиджа, посредством составления текстов, для размещения постов в социальных сетях и съемки видеороликов.1. Сила голоса, его объем, глубина, бархатный обертон, лёгкость речи, полетность звука, низкий тембр и чёткая дикция - одно из самых мощных оружий говорящего человека.Голос - это инструмент, владея которым в совершенстве, человек способен достигать немыслимых вершин. (с) В. ЛановойТехника речи. Риторика. Сценическая речь. Постановка голоса и диафрагмального дыхания, выработка дикции, пробуждение речевых резонаторов для бархатного звучания голоса, работа над логикой речи, подготовка к публичным выступлениям, снятие комплексов и зажимов, преодоление "барьера страха" выхода на публику. Практические тренинги работы с телесуфлером и в радиоэфире. 2. Актерская профессия - это уникальная возможность за одну жизнь прожить несколько жизней, испытать на себе несколько судеб, постичь истину пути человеческого. (с) В.ЭтушПодготовка к поступлению в театральные вузы. Подбор и проработка программы для поступления в театральные вузы. Работа с прозой, баснями, стихотворениями из русской классики, что поощряется приемной комиссией при поступлении. Высокий процент поступлений.Программа подготовки включает в себя: - подбор репертуара;- формирование программы к поступлению;- тренинги на раскрепощение;- речеголосовые тренинги;- тренинги на преодоление страхов перед выходом на публику;- Практика выхода на публику с подготовленной программой;- Психотренинги на преодоление комплексов и зажимов; - Консультирование в процессе прослушиваний и туров в театральных вузах.3. Ораторское искусство - это сочетание риторических приемов, техники речи, актерского мастерства и психологических техник. Во время публичных выступлений, человек получает уникальную возможность влиять на мысли, мнения и последующие действия аудитории, используя силу убеждения, прибегая к различным приемам и техникам.4. Убедительно составленная аргументированная речь, которая обращена не только к логике, но и к эмоциональному внутреннему миру слушателя - залог успеха. Написание текстов для публичных выступлений, учитывая характер аудитории. Структуризация и оформление мыслей выступающего в словесную форму с использованием риторических приемов; репетиции чтения публичной речи, корректировка интонаций, расставление логических и психологических пауз, создание эмоционального фона выступающего, преодоление барьера волнения, отработка выразительных жестов и других приемов для максимальной эффективности произносимой речи.5. Имидж человека - это не только опрятный внешний вид и удачно подобранный костюм. Имидж также формируют мысли и чувства личности, мечты и планы, принципы и убеждения, победы и достижения человека, которыми он делится с окружающими. К Вашим услугам написание эффективных текстов с использованием риторических приемов на основе материала заказчика для размещения постов и создания видеороликов с последующим размещением в социальных сетях.Кто мои заказчики:- дети школьного возраста;- абитуриенты Театральных вузов и Институтов Радио и Телевидения;- политические деятели;- адвокаты;- лица, выступающие на конференциях;- видеоблогеры;- актеры;- дикторы;- ведущие мероприятий;- менеджеры по продажам;- лица, занимающиеся активным саморазвитием.Программа подготовки разрабатывается индивидуально и корректируется в процессе работы.

Занималась с Ксенией техникой речи. Узнала много нового и полезного, что очень помогло в публичных выступлениях. Также хочу отметить доброжелательность, Развернуть и умение найти подход к ученику. С ней очень комфортно и интересно работать! Все отзывы (9)

Актерское мастерство Имидж Культура речи Ораторское искусство Пиар Писательское мастерство Постановка голоса +4 Развитие речи Риторика Сценическая речь Техника речи

Дети 6-7 лет Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

м. Белорусская (кольцевая)

Александр Владимирович

Частный преподаватель Стаж 36 лет

от 950 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по ораторскому искусству

У репетитора, у ученика, дистанционно

Учился вокальной постановке голоса у солиста Большого театра, Народного артиста СССР, почетного члена Парижской Гранд опера Краузе (Петров) Иван Ивановича, Развернуть в доме ученых. Затем у профессора, заведующего кафедрой академического вокала Демченко М. И. 1995-1997 г. Работал в Московском музыкальном театре - "Третье Направление" при Союзе композиторов России. Которым руководил профессор РАТИ (ГИТИС) Олег Львович Кудряшов. (1986-1987 годы). С ноября 2000 по август 2006 года был первым тенором в Государственной Академической капелле России им. А. А. Юрлова. Также являлся солистом, артистом высшей категории и первым тенором оркестра ВМФ им. Римского-Корсакова с января 1996 по февраль 2002 года. Работал с оркестрами Юрия Башмета и Евгения Светланова. Для повышения квалификации окончил актерские курсы Театральной академии Голливуда (США) в 1994 году. Учился у педагога Жданова Георга Семеновича (Голивудский лабораторный театр - "Actor"s lab" - актерскому мастерству, по методике его ассистента, Михаила Чехова. Дополнительное образование: - (Мерзляковское) Академическое Музыкальное училище при Московской консерватории им. П. И. Чайковского, специальность - академический вокал, 1994 год педагог ЗАР Ельников Ю.Б. Так-же окончил Государственный музыкальный колледж им. Гнесиных (1995) специальность академический вокал педагог - Засл. Арт. России Ткачева Л.И. Работал солистом ГУК "Москонцерт - Музыкальная история". Научит петь, поставит голос на опору. Поможет улучшить дикцию, произведет коррекцию музыкального слуха. Занятия с детьми. Подготовка к вступительным экзаменам. Увеличение диапазона голоса. Учился в Джазовой студии МГУ. Работа с проблемными голосами. Устранение зажимов и страха перед сценой. Подбор репертуара. Уникальный диафрагмальный дыхательный тренинг. Преподаёт с супругой, учившейся у педагога мировой звезды, первой величины. Джазовая студия МГУ. Работа с проблемными голосами. Устранение зажимов и страха перед сценой. Подбор репертуара. Уникальный дыхательный тренинг. Результат виден и удивляет уже после двух, трех занятий.

Занимаюсь с Александром Владимировичем третий месяц, один раз в неделю. Мне 30 лет. Имею музыкальное образование (инструменталист). Педагог не авторитарен, Развернуть объясняет не простые вещи доступно. После уроков хочется заниматься ещё. Советую будущим ученикам всё записывать, информации много. Все отзывы (4)

Актерское мастерство Журналистика Культура речи Ораторское искусство Постановка голоса Развитие речи Сценическая речь +1 Техника речи