Как составить опорный конспект: пошаговая инструкция

Пояснительная записка

Групповое диагностико-развивающее занятие «Моё Я» представлено из программы групповых диагностико - развивающих занятий для учащихся начальной школы (1-4 классы) «Тропинка к своему Я», которая является модификацией программы «Тропинка к своему Я – начальная школа» О.В. Хухлаевой, рассчитанная на четыре года пребывания детей в начальной школе. Программа должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья, с другой стороны, обеспечить выполнение возрастных задач развития.

Основные отличия моей программы:

Периодичность проведения занятий (раз в 2 недели с каждым четвертым классом);

Тематическое содержание изменено с учётом особенностей классного коллектива и индивидуальных особенностей конкретных учеников;

Включение диагностических методик в занятия, их обыгрывание, соотнесение с темой, целями, задачами занятия;

Все занятия согласуются с классным руководителем и завучем по начальной школе, так как проводятся после основных уроков (5 уроком).

№ занятия

Тема занятия

Диагностические

методики

Знакомство. Введение в мир психологии.

Кто Я? Мои силы, мои возможности

Анкета «Какой Я?»

Какой Я – большой или маленький?

Мои способности и «учебная сила»

«Уровень воспитанности» Н.П. Капустина, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Мои чувства

«Ежик» - методика получения обратной связи Бахтигиреева Т. Н.

«Маленький принц»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №3 г. Пудож

План-конспект группового диагностико-развивающего занятия

для учащихся 4 классов

«Моё Я»

Пудож, 2010

Пояснительная записка

Групповое диагностико-развивающее занятие «Моё Я» представлено из программы групповых диагностико - развивающих занятий для учащихся начальной школы (1-4 классы) «Тропинка к своему Я», которая является модификацией программы «Тропинка к своему Я – начальная школа» О.В. Хухлаевой, рассчитанная на четыре года пребывания детей в начальной школе. Программа должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья, с другой стороны, обеспечить выполнение возрастных задач развития.

Основные отличия моей программы:

Периодичность проведения занятий (раз в 2 недели с каждым четвертым классом);

Тематическое содержание изменено с учётом особенностей классного коллектива и индивидуальных особенностей конкретных учеников;

Включение диагностических методик в занятия, их обыгрывание, соотнесение с темой, целями, задачами занятия;

Все занятия согласуются с классным руководителем и завучем по начальной школе, так как проводятся после основных уроков (5 уроком).

Тематическое планирование для 4 классов

№ занятия

Тема занятия

Диагностические

методики

Знакомство. Введение в мир психологии.

Кто Я? Мои силы, мои возможности

Анкета «Какой Я?»

Какой Я – большой или маленький?

Мои способности и «учебная сила»

«Уровень воспитанности» Н.П. Капустина, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Мои чувства

«Ежик» - методика получения обратной связи Бахтигиреева Т. Н.

Моё Я

рисунок

«Маленький принц»

План-конспект диагностико-развивающего занятия

Тема занятия: «Моё Я»

Цели занятия: актуализировать у учащихся знания об эмоциональной сфере, качествах людей; провести рисуночную методику «Маленький принц»

Задачи занятия:

  1. Помочь детям усвоить понятия «качества человека», «эмоции и чувства».
  2. Научить детей анализировать свои сильные и слабые стороны.
  3. Научить делать выводы относительно своих возможностей и находить средства использования новых знаний о себе в реальной жизни и учебе.
  4. Помочь детям увидеть перспективы и средства развития своих возможностей.

Форма занятия: занятие с элементами тренинга

Адресат: учащиеся 4 класса (проводится со всем классом)

Планируемое время: 35 - 40 минут

Материалы: листы бумаги, фломастеры, карандаши, цветные ручки, заранее проведенная анкета «Какой Я?»

Ход занятия

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним, что мы делали на прошлом занятии? Чем мы занимались? Варианты ответов детей: рисовали ежика; слушали сказку; говорили об эмоциях и чувствах.

Всё правильно говорите, тема прошлого занятия была «Эмоции и чувства». Какие эмоции и чувства вы запомнили? Варианты ответов детей: радость, грусть, обида, удовольствие и т.д.

Разминка:

Молодцы, а теперь давайте сыграем в игру «Лишнее слово». Только хочу у вас спросить, как вам будет удобно воспринимать слова - на слух или зрительно, писать на доске. Хорошо, буду читать и записывать.

Задание «Лишнее слово»

Цель: разграничить понятия «качества человека» и «эмоции и чувства»

На доске написаны слова. Детям нужно догадаться, какое слово лишнее и объяснить почему.

Радость, глупость , злость (глупость – качество)

Честный, добрый, грустный (честный, добрый – качества человека, а не чувства)

Гнев, обида , злость (злость, гнев – синонимы)

Злость, обида, недоброжелательность (злость, обида – чувства, а не качества)

Грусть, печаль, страх (грусть, печаль – синонимы)

Честность, грусть , доброта (честность, доброта – качества, а не чувства)

Злоба, ярость, радость (злоба, ярость – синонимы)

А теперь давайте попробуем выполнить такое задание – я вам напишу на доске часть слова, а вы его закончите. А затем – попробуем угадать слова с пропущенными буквами.

Задание «Какие качества задуманы»

Цель: закрепить понятия «качества человека»

Детям предлагается догадаться по первому слогу и с пропущенной буквой по середине, какие качества людей задуманы:

Примечание для ведущего: важно включить в игру всех учащихся, не акцентировать внимание на правильности рассуждения, учить принимать свои ошибки.

Основное содержание занятия:

Молодцы, со всеми заданиями справились, а теперь сделаем тишину и послушаем новую тему «Моё Я».

«Какой Я?» - этот вопрос хотя бы раз в жизни задаёт себе любой человек. Каков он – мир моей души? Какие жители его населяют? Что они делают? Их жизнь наполнена впечатлениями. Она дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обмениваются подарками. У них есть свои страхи и обиды, они грустят и радуются, и каждый из них, каждая частичка души хочет быть востребованной, живой, счастливой.

Давайте вспомним одно из заданий, которое мы делали во второй четверти. Оно называлось «Какой Я?», мы слушали сказку «О девочке и её человечках» и описывали себя: внешность, характер, способности, интересы.

Сейчас я буду зачитывать ваши маленькие рассказы о себе. Кто-нибудь против озвучивания своего рассказа? Читать можно полностью?

Задание «Какой Я?»

Цели: сплочение учащихся; возможность показать себя с другой стороны.

Зачитываются рассказы учащихся о себе, задача детей угадать о ком идет речь.

Примечание для ведущего: важно получить согласия всех учащихся, если кто-то против, то не настаивать.

Вопросы для обсуждения:

  1. Кому понравилось или не понравилось задание?
  2. Что вы узнали о себе и других?
  3. Что мешало или помогало узнать из рассказа об авторе?

Как много мы узнали сегодня друг о друге, кто-то не узнал себя, у кого-то появились интересы, проявились новые способности.

Многим кажется, что удивляться в повседневной жизни нечему, и они ждут каких-то ярких событий, чтобы удивиться или обрадоваться. Но эти моменты быстро проходят, и человек опять впадает в уныние и скуку. Однако вокруг нас много удивительного, нужно только суметь заметить это.

Давайте посмотрим вокруг себя, что для вас сегодня кажется необычным?

Молодцы, очень интересно слушать ваши наблюдения.

А знает ли кто-нибудь из вас сказку «Маленький принц»? Варианты ответов детей – да, читал (а); да, мне читали, но я не помню о чем эта сказка; нет…

В ней рассказывается о мальчике, у которого была своя собственная планета. А давайте сейчас каждый из вас попробует представить и нарисовать свою планету? Подумайте, кто там будет жить, как она выглядит, где находится и т.д.

Задание «Маленький принц»

Цель: диагностика эмоционально-волевой сферы

Ведущий беседует с детьми о сказке «Маленький принц», который имел собственную планету, и предлагает представить, какой может быть собственная планета у каждого из них, а затем эту планету нарисовать.

Учащиеся закрывают глаза, получив задание нарисовать мысленную картинку. Ведущий подчеркивает, что каждый имеет право нарисовать то, что захочет, каждый имеет право видеть мир по-своему.

Ребятам предлагается рассказать, что они могут увидеть вокруг себя, что почувствовать, если превратятся в камушек, травку, облако, потолок. Делается вывод о том, что с разных позиций один и тот же предмет или явление видятся по-своему.

Затем учащиеся закрывают глаза, представляя дверку в какую-то маленькую страну, в которой все устроено по их желанию

Затем ребята рисуют то, что они «увидели» за этой дверкой. При обсуждении делается акцент на том, кто может открыть дверку в маленькую страну - внутренний мир. Кого хочется пригласить, а перед кем - запереть дверь на все засовы.

Примечание для ведущего: обсуждение рисунков переносится на следующее занятие. Спрашивается у детей, где будут храниться рисунки до следующего занятия. При согласии отдать рисунки на хранение психологу, можно провести диагностические процедуры.

Рефлексия занятия:

И так сегодня, мы немного поговорили о нашем «Я». Рисунки у всех получились разные, уникальные для каждого.

Вопросы для обсуждения:

  1. Чем мы сегодня занимались?
  2. Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало?
  3. С каким настроением, чувством мы заканчиваем занятие?

На следующем занятии мы продолжим наш разговор, у каждого будет возможность рассказать о своем «Я».

Спасибо, всем за работу. До свидания!!!

Самоанализ диагностико-развивающего занятия

Развивающая цель занятия «Моё Я» - научить делать выводы относительно своих возможностей и находить средства использования новых знаний о себе в реальной жизни и учебе. Диагностическая цель - проведение рисуночной методики «Маленький принц», проанализировать эффективность выбранной формы проведения групповых занятий и посмотреть в ходе занятия степень включенности в межличностное взаимодействие учащегося «группы риска».

Особенностями проведения занятий являются то, что они проводятся со всем классным коллективом и не в кабинете психолога, учащиеся сидят за партами. Часто возникает трудность определения позиции психолога, так как первоначально он воспринимается как учитель. На психолога переносятся опыт общения ребенка с учителем, позитивные и чаще негативные чувства, кроме того, учащиеся, как правило, обладают длительным опытом общения друг с другом, соответственно возникает риск выхода на поверхность застарелых конфликтов, больше времени требуется на установление атмосферы доверия. Так как занятия проводятся после основных уроков, то необходимо учитывать степень усталости учащихся именно в этот день, есть риск проявления неконтролируемых действий. И соответственно нужно подстраиваться под настроение учащихся класса.

Исходя из выше изложенного и путем практического опыта, групповые занятия с учащимися необходимо выстраивать в форме занятие с элементами тренинга. Структура занятия включает в себя:

  • приветствие учащихся - важно выработать свой ритуал приветствия и настроя на совместную работу;
  • повторение пройденного материала – проводится в форме устного группового обсуждения, даются тематические разминки, так же характер разминки определяется состоянием группы;
  • основное содержание занятия - используются частично групповое обсуждение и выполнение индивидуального задания (в данном случае рисунка);
  • рефлексия занятия - проводится небольшое обсуждение, обязательно выслушиваются мнения ребят. Если ребенок стесняется рассказать о своей проблеме, то договариваемся о личной беседе, где обсуждаем результаты его работы.

В групповые занятия с учащимися я включаю задание на повторение пройденного материала, так как встречаемся мы раз в две недели. Тематические разминки позволяют быстрее включиться в работу, настроить детей на нужную волну. Однако, именно, в начале занятия необходимо определить эмоциональное состояние каждого учащегося. Если ребенок не настроен на выполнение каких-то заданий, то я не настаиваю. Просто жду, когда ребенок сам проявит желание работать.

В основное содержание занятия было включено задание «Какой Я?», выполненное нами на предыдущих занятиях, основная цель которого помочь проанализировать свои сильные и слабые стороны, возможность раскрыться перед одноклассниками. Для меня здесь была возможность увидеть степень сплоченности коллектива, узнать, как воспринимают учащиеся друг друга.

Задание «Маленький принц» было использовано для завершения цикла занятий посвященных введению в мир психологии. Вот некоторые затруднения, с которыми столкнулись учащиеся: выбор формы планеты, размер, цвет, название, пространство вокруг, кем или чем населить и т.д. Здесь важно сказать учащимся об уникальном виденье мира каждого человека, что рисовать можно всё и никаких ограничений, для них нет. У девочек формы планет получились в виде сердец, земного шара, круга; цвета яркие и насыщенные. У мальчиков – летающие тарелки, череп, пирамиды; цвета неброские или выполнены ручкой, простым карандашом.

Обсуждения рисунков учащихся было перенесено на следующие занятие, с одной целью - дать возможность каждому ребенку проанализировать свои внутренние переживания, своё виденье мира. Дальше работа с рисунками предполагает дорисовывание или рисование новой планеты, после обсуждения каждого рисунка.

Атмосфера занятия была непринужденная, с одной стороны - моей задачей было «влиться» в коллектив детей, мягко направлять в нужную тему, с другой - избегать излишнего контроля над мнениями учащихся, дать им свободу в высказываниях и суждениях, не сводить их к правильности или неправильности. То есть дать возможность высказать свою точку зрения, помочь отстоять её перед одноклассниками.

И когда, начинались обсуждения или высказывания, я просто занимала позицию наблюдателя или слушателя. Конечно, в исключительных случаях приходилось напоминать учащимся о культуре общения, об умении не только высказать и аргументировать свою точку зрения, но и выслушать и понять чужую.

На протяжении всех занятий проводилось наблюдение за учащимся «группы риска», поначалу ни в совместной, ни в индивидуальной работе участия он не принимал. На этом занятии, пусть пассивно, но, уже проявляя интерес, он работал над своей маленькой страной.

Проведение групповых занятий с учащимися целого класса очень трудоемкая, но достаточно эффективная работа в плане возможности увидеть коллектив «изнутри». Для ребят такая работа дает возможность раскрыться перед одноклассниками, для классного руководителя - посмотреть, как общаются учащиеся во внеучебной обстановке.

Психологу диагностико - развивающие занятия дают возможность провести какие-нибудь диагностические процедуры и поработать с классом, так как времени охватить всех учащихся, часто нет. Но здесь важно правильно обыграть используемые методики, чтобы всю деятельность школьного психолога не сводили к тестированию.

Ограниченность временных рамок тоже существенно влияет на ход занятия, приходится сокращать обсуждения и трудно поддерживать рабочий настрой учащихся. Часто приходится перестраивать весь план занятия под настроения учащихся, что требует большей мобильности и импровизации. Поэтому в своей работе я стараюсь не использовать готовых план - конспектов, так как занятие в каждом классе идет по-разному и невозможно угадать заранее, куда приведут нас наши рассуждения.


ПО ГИМНАСТИКЕ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Хорошая подготовка учителя к урокам - залог успешного их проведения. Независимо от квалификации и педагогического стажа учитель должен отводить ей значительное место. Основ­ные задачи и содержание урока определяются на основе рабочей программы и плана-графика прохождения учебного материала. Главным документом , которым пользуется учитель для непо­средственной подготовки и проведения урока, является план-конспект . Каждый конспект урока должен содержать: задачи; физические упражнения, распределенные по частям (при этом в начале уясняется содержание основной части урока, затем под­готовительной и заключительной частей); дозировку физиче­ских упражнений, организационно-методические указания; но­мер урока, класс, место проведения и необходимый инвентарь.

При описании упражнений отдельных частей урока необхо­димо учитывать определенные требования. Так, например, при описании строевых упражнений в подготовительной части урока в графе «Содержание» желательно перечислять названия этих упражнений:

Упражнение на внимание (или перестроение на месте);

Разновидности ходьбы, бега и подскоков;

Перестроение для проведения комплекса ОРУ (а также вид размыкания при необходимости).

В гра­фе «Дозировка» в зависимости от характера упражнения может быть указано время, необходимое на проведение данного упраж­нения, количество повторений или расстояние, которое преодо­левается. В «Графической записи» приводятся схемы передвижений и перестроений.В необходимо дать точное описа­ние команд для выполнения того или иного строевого упражне­ния, на что и на какие детали необходимо обратить внимание при выполнении этих упражнений.

При описании общеразвивающих упражнений в графе «Со­держание» указывается исходное положение, затем под счет за­писывается само упражнение. В связи с тем, что уроки гимна­стики желательно проводить с музыкальным сопровождением, в графе «Дозировка» количество повторений каждого упражне­ния необходимо согласовать с длительностью музыкального пе­риода (32 счета). Поэтому каждое упражнение в зависимости от сложности и класса может быть выполнено на протяжении од­ного (32 счета) или двух (64 счета) периодов. Если отдельное уп­ражнение записано на два счета, например, 1 - присед, руки на пояс; 2 - и.п., то такое упражнение за один музыкальный период можно повторить 16 раз (32:2), за два периода 32 раза. В случае, когда упражнение рассчитано на 4 счета, то за один му­зыкальный период его можно выполнить 8 раз, за два периода 16 раз; упражнение на 8 счетов за один музыкальный период можно выполнить всего 4 раза или 8 раз за два периода. Эти же правила необходимо соблюдать при проведении танцевальных упражнений. В «Организационно-методических указаниях» сле­дует называть способ проведения общеразвивающих упражне­ний (раздельный, поточный, проходной, круговая тренировка), при описании каждого упражнения указывать способ информи­рования учащихся (показ, рассказ, показ и рассказ, по разделе­ниям), основные элементы техники исполнения и предполагаемые ошибки.

Упражнения основной части урока записываются в последо­вательности разучивания или совершенствования. Вначале идет наименование гимнастического снаряда или вида упраж­нения. В графе «Дозировка» напротив названия снаряда или ви­да упражнения указывается продолжительность занятий в ми­нутах, а напротив подводящих упражнений - количество по­вторений. В «Организационно-методических указаниях» могут быть записаны указания по организации урока (порядок смены упражнений, характер организации учащихся и самостоятель­ной работы, подготовка и уборка мест для занятий, страховка, помощь, способы организации учащихся: фронтальный, груп­повой и т. п.) и по методике обучения (изучение нового, повто­рение, совершенствование, устранение ошибок, оценка упраж­нения и т. п.).

Подвижные игры обычно записываются в форме игровой кар­точки и прилагаются к конспекту урока.

В заключительную часть урока записываются упражнения, способствующие успокоению организма занимающихся, зада­ния на дом. В методических указаниях даются замечания пре­имущественно о дыхании и осанке.

Планом-конспектом должны предусматриваться все стороны деятельности учителя и учащихся не только непосредственно на уроке, но и та работа, которую необходимо выполнить до его на­чала. Так, например, при постановке задач урока возникает не­обходимость в изучении литературы, подборе подводящих уп­ражнений, повторении терминологии, подготовке карточек с описанием последовательности упражнений. Может оказаться, что необходимо потренировать себя в подаче команд, в подсче­те темпа движений, проверить себя в элементах страховки, вы­боре места, показе упражнений, выучить общеразвивающие уп­ражнения. Если учитель чувствует себя недостаточно подготов­ленным для демонстрации какого-либо упражнения, то он дол­жен отшлифовать технику его выполнения.

Опробование и совершенствование движений, действий, кото­рые намечено демонстрировать учащимся, приемов помощи и страховки обеспечат двигательную подготовку учителя к прове­дению урока. В случае, когда упражнение не получается и учи­тель не может им овладеть, необходимо подготовить своих по­мощников из числа успевающих учеников, предусмотрев не только техническую, но и методическую подготовку. Немало­важное значение имеет безукоризненный внешний вид учителя: он должен быть всегда в соответствующем костюме, чистом и опрятном. Необходимо также отработать манеру держаться пе­ред учащимися, передвигаться, пользоваться жестом, умение подавать команды и объяснять упражнения.


КОНСПЕКТ

Конспект по развитию речи.

Тема: Составление рассказа на тему «Четвероногий друг»

Задачи:- связанная речь: учить развивать предложенный сюжет.

Словари и грамматика: активировать в речи союзные слова, учить употреблять слово варежка в разных падежах

Звуковая культура речи: учить использовать вопросительной и повествовательной интонации.

ООД: Сегодня вы будете придумывать рассказ на тему « четвероногий друг »,но прежде выполним такое упражнение я буду начинать,а вы заканчивать.

Миша пошел гулять…..

Он увидел щенка….

Он нашел его…

Он нашел себе друга, потому…..

Мише стало радостно…

Мише стало так радостно…..

Когда дети отвечают,воспитатель следит за смыслом и грамматической правильностью построения предложения.

Игра « Четвероногий друг»

Дети по нашей дверью оказался щенок. Кажется он потерялся. Чем мы можем ему помочь?(дети отвечают)

Как найти его хозяина(дети отвечают)

Наверное,лучше всего написать объявление. Надо так хорошо описать щенка,чтоб хозяин его сразу узнал: как он выгладит, чем отличаются от других собак, какой он по характеру?

Дети описывают щенка,выделяя его характерные особенности.

Давайте представим такую ситуацию. Вы нашли на улице щенка, принесли его домой и просите его маму оставить его у вас дома. А мама ни как не хочет щенка оставлять. Попробуйте доказать ей,что собака лучший друг для человека, и что этот щенок вам просто необходим.(дети и воспитатель обыгрывают ситуацию).

Хорошо, вы меня убедили. Щенок радуется вмести с вами и хочет узнать,где он будет жить.(ответ детей). Что умеют делать собака?

Дети называют,что умеют делать собаки.

Посмотрите щенок порвал книгу,и ее не возможно прочитать. давайте поможем восстановить текст рассказа. Я прочитаю начало, а вы будете продолжать и заканчивать. Однажды Миша пошел гулять. Вдруг он услышал,что кто-то под кустом жалобно пищит. Он был такой маленький, крошечный. Мише стало жаль щенка, он взял его на руки,прижал к себе и решил отнести домой.

Давайте закончим фразу,которую я начну, чтобы получилось созвучно. Мы на улицу пошли…(и щеночка там нашли)

Наш щеночек маленький …(грелся на завалинке)

Мы с собачкою гуляли …(не чего не потеряли)

Миша подружился со щенком,теперь они не разлей вода. Дети как вы это понимаете?(ответ детей). Дети вы теперь пожжете поиграть с щенком.

Конспект в отличие от плана представляет собой подробное и обстоятельное изложение материала лекции (книги), согласно ее внутренней логической структуре. В конспекте дается не только перечень вопросов и подвопросов, раскрывающих взаимосвязь идей книги, но и последовательное изложение прочитанного материала с отдельными выписками и цитатами, схемами и таблицами и пр. Конспектирование в большей мере, чем другие формы записи, способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.

Конспекты условно подразделяют на плановые, текстуальные, свободные, тематические .

План-конспект – запись, в которой каждому пункту плана отвечает определенная часть конспекта, кроме тех случаев, когда дополнений и разъяснений плана не требуется. При наличии навыка конспектирования план-конспект составляется достаточно быстро. Еще в процессе первоначального чтения он краток, прост и ясен по форме, что делает его незаменимым пособием при подготовке доклада, выступления на семинаре. Самым простым видом плана-конспекта является вопросно-ответный конспект, в котором на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы. Схематический план-конспект отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений источника чаще всего в графическом виде.

Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника (цитат), это прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Текстуальные выписки связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала и хорошее владение письменной речью. Это наиболее полноценный вид конспекта. Он способствует лучшему усвоению материала и развитию творческой активности читателя, не привязывая его к авторским формулировкам.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос (тему) на основе использования ряда источников. Специфика его в том, что, разрабатывая определенную тему, он может полно не отображать содержание каждого из изучаемых произведений. Тематический конспект учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения по одному и тому же вопросу.

Общий объем конспекта должен быть меньше изучаемого текста в 10–15 раз. Подобное сокращение достигается как за счет тщательного отбора материала, так и в результате краткого изложения и экономии речевых средств (сокращение слов и общеупотребительных выражений).

Рассмотренные формы записи можно успешно использовать при подготовке устного выступления (доклада) на семинарском занятии, написании письменной работы.

Преподаватель в часы самостоятельной подготовки призван постоянно стремиться к интенсификации общения со студентами путем постановки перед ними актуальных проблем для их научного анализа, к раскрытию взаимосвязи теоретических вопросов с практикой, с насущными задачами. В результате происходит ускорение процесса становления цельной личности, формирование ее мировоззрения и социальной позиции как результата повседневных действий студента, его поступков и социального поведения в целом.

В понятие «опорный конспект» авторы вкладывают разнообразные формы представления знания. В основу конструирования информации для опорных конспектов закладываются знаково-символические формы переработки учебной информации. Поэтому в определениях опорного конспекта его основа и суть передаются через наглядность, отражающую сведения, содержащую оценку значительного события, явления или признака. Опорный конспект один из авторов определяет через опорные сигналы в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную кон­струкцию, замещающую систему фактов, понятий как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В определение опорного конспекта нами вкладывается иной смысл.

Опорный конспект - это наглядное представление основного содержания учебного материала в логике познавательной деятельности учащихся. Разворачивается учебная информация согласно логике учебной деятельности. Сначала представляются в наглядной форме учебные элементы, создающие ориентировочную основу деятельности, затем - формирующие исполнительские и контролирующие действия. Это создает целостную систему знаний об изучаемом техническом объекте, с одной стороны, и общую систему уче­но-познавательных действий по их формированию - с другой. Суть опорного конспекта это система опор в виде ключевых слов, фраз, аббревиатур, рисунков, графиков, чертежей, формул, условных знаков и других способов кодирования, позволяющая представить основное содержание учебного материала в ходе его изучения и применения как целостный логически завершенный образ. Характеристика: компактность; одномоментная обозримость; легкое восприятие, запоминание и воспроизведение.

Основные правила разработки методической системы опорных конспектов заключаются в следующем:

Полное и блочное отражение основного содержания учебного материала в опорном конспекте с четким выделением главного. В одном опорном конспекте не должно быть более пяти блоков учебной информации;

    строгая логическая последовательность в расположении учебного материала. Произвольное нарушение последовательности выбранного порядка расположения недопустимо, так как сама логика представления учебной информации в опорном конспекте имеет обучающую значимость. Обучаемые привыкают к логике представления учебной информации, что помогает им ориентироваться в новой порции учебного материала;

    образная наглядность, лаконичность и цветовая кодировка информации.

Знаковая форма в опорных конспектах создает возможности: показа важной информации, основных связей благодаря отбору и акценту на отдельных единицах информации; однозначного по­нимания смысла за счет унифицированности основных знаков и символов; самостоятельной работы со смысловыми связками, передающими автономные смыслы.

Этапы разработки опорного конспекта:

1.отбор учебного материала.

2.структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации. 3.выделение основных понятий, определений, формул.

4.кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур. 5.расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий. 6.кодирование значимости учебной информации в цвете.