Показатели оценки эффективной работы логистических предприятий. Эффективность логистических систем и пути ее повышения

Экономические параметры логистической системы (на уровне микрологистики) определяются рыночными и внутрипроизводственными экономическими отношениями. Они возникают в ходе организации и логистического управления информационными и материальными, товарными и финансовыми потоками в процессе материального обеспечения производства, изготовления и реализации продукции.

Эти параметры зависят от ряда факторов и отражаются в показателях экономической деятельности предприятий (рис. 6.1).

Критерием экономической эффективности логистической системы служит достижение наилучших результатов при наименьших затратах ресурсов. Общий критерий эффективности логистической системы дополняется частными критериями : научно-технической (обновление технической базы), социальной (жизнеобеспечение и охрана здоровья) и экологической (охрана окружающей среды) эффективности. Показателями экономической эффективности подсистем ЛС (снабженческой, производственной и сбытовой логистики) могут быть ускорение , при прочих равных условиях, движения материальных и товарных потоков, сокращение продолжительности производственных циклов, объема материальных и товарных запасов, управленческих расходов в логистической системе в целом. На практике для отражения результативности системы чаще всего используют такие взаимосвязанные критериальные показатели, как: рентабельность; фондоотдача; производительность труда.

В условиях рыночной экономики в качестве конечных экономических результатов ЛС выступает чистая прибыль от реализации продукции и услуг за вычетом налогов, платежей и отчислений. В условиях акционерной формы хозяйствования в качестве экономического результата может выступать также чистый доход , включающий чистую прибыль от реализации, оплату труда, социальное страхование и дивиденды.

Рис. 6.1.

Единовременные затраты, обеспечивающие эти результаты, относятся к капитальным вложениям, т.е. к инвестициям - финансовым ресурсам, направляемым в капитальные вложения (см. п. 5.1). Следовательно, экономическая эффективность, когда речь идет об эффективности мероприятий, направленных на повышение рентабельности логистической системы, может определяться как отношение чистой прибыли (или чистого дохода) к единовременным затратам (капитальными вложениям).

Уменьшение ресурсоемкости продукции является главным источником повышения экономической эффективности логистической системы, поскольку охватывает все три вида ресурсов.

Она отражается в таких показателях, как: материалоемкость, фондоемкость, капиталоемкость и трудоемкость продукции .

Эффективность использования основных производственных фондов и капитальных вложений получает экономическую оценку с помощью показателей фондоотдачи и капиталоотдачи, рентабельности фондов и экономической эффективности единовременных капитальных затрат.

Снижение материале-, фондо- и трудоемкости продукции приводит к снижению себестоимости продукции, а следовательно, к росту прибыли. Если в это же время происходит увеличение в пределах рыночного спроса физического объема выпуска и реализации продукции и обеспечивается повышение качества и договорной цены, то данные факторы существенно повлияют на изменение прибыли от реализации.

Эффективность логистической системы достигается путем максимизации результатов труда (максимум продукции/услуг при неизменном расходе ресурсов), минимизации ресурсов (минимум ресурсов при неизменном объеме производства) и оптимизации результатов, когда обеспечивается максимизация объема реализации продукции и прибыли при минимизации текущих и единовременных затрат. При оценке эффективности ЛС необходимо оценивать возможности и резервы повышения результативности ЛС от использования как оборотных, так и основных фондов.

Оборотные средства представляют один из трех элементов производства. Предметы труда получают стоимостную оценку и в обороте представляют денежные средства, которые вещественно не входят в продукцию. Как известно, свою стоимость они переносят на себестоимость продукции полностью и обеспечивают непрерывность изготовления и реализации продукции и услуг.

Экономическое значение улучшения использования оборотных производственных фондов и средств обращения заключается в том, что становится возможным: высвободить оборотные средства; повысить объем реализации продукции (если есть рыночный спрос); увеличить дивиденды - при увеличении прибыли от реализации, а также использовать высвобожденные оборотные средства в других сферах, что дает дополнительный экономический эффект.

Улучшение использования оборотных средств в логистической системе достигается за счет повышения коэффициента оборачиваемости, длительных хозяйственных связей, сокращения радиусов поставки материальных ресурсов и отгрузки готовой продукции, улучшения организации и управления снабженческой, складской и сбытовой деятельностью, нормирования, учета и контроля за использованием материальных ресурсов, рационального их потребления и экономии, ускорения документооборота по отгруженной готовой продукции и по оплаченным счетам.

При анализе использования основных фондов необходимо учитывать не только традиционные положения, касающиеся всех систем, но и специфику ЛС.

Основные производственные фонды, являясь частью основных фондов и одним из трех элементов производства, составляют 60-70% уставного капитала предприятия, являются технической базой производства и в процессе эксплуатации не меняют своей натуральной формы. Эти фонды изнашиваются физически (износ устраняется ремонтом), морально (устраняется путем комплексной модернизации) и экономически (устраняется посредством замены). Кроме того, они обладают стоимостью (первоначальной балансовой, восстановительной балансовой, остаточной, ликвидационной, залоговой, биржевой) и переносят свою стоимость на готовый продукт по мере экономического изнашивания в течение срока службы путем амортизации (по нормам).

Уровень использования активной части основных фондов (парка машин и оборудования) характеризуется несколькими показателями (коэффициентами сменности и внутрисменного использования, показателями фондоотдачи и рентабельности). Эффективность использования парка технологического оборудования (ПТО) зависит от многих факторов, важнейшим из которых является сбалансированность. Степень сбалансированности парка технологического оборудования определяется с учетом его соответствия требованиям производства, сопряженности и пропорциональности.

Коэффициент сбалансированности ПТО в машиностроении не превышает 0,33. Это означает, что две трети мощности предприятия в настоящее время не загружены из-за несбалансированности парка технологического оборудования и транспортно-погрузочных средств. В целом ПТО машиностроения необоронного назначения имеет среднюю загрузку по прямому назначению 25%, а с учетом его сбалансированности не более 10-15%.

Экономия капитальных вложений связана с фондоотдачей и повышением производительности труда. В свою очередь, экономия условно-постоянных расходов также связана с повышением производительности труда, а следовательно, увеличением объема выпуска и реализации продукции.

Источником экономии в сфере основных фондов служат амортизационные отчисления и рациональная техническая политика. Более половины резервов по объему затрат на производство составляют материальные ресурсы, потоки которых проходят через все сферы снабженческой и производственной логистических подсистем. Эти резервы (экономия) возникают за счет обоснованного нормирования, изменения договорных цен и уменьшения фактических затрат.

Экономия ресурсов может быть количественно оценена и по отдельным сферам и подсистемам ЛС, а также по отдельным факторам, влияющим на конечные результаты деятельности предприятия. При этом однородные факторы должны быть объединены в группы с позиций их влияния на себестоимость продукции. Среди них можно выделить четыре группы.

Первая группа факторов - внедрение достижений науки и техники и повышение технического уровня производства - позволяет снизить себестоимость за счет повышения производительности труда. Вторая группа связана с повышением уровня организации производства , труда и управления. Эти факторы способствуют снижению себестоимости в результате увеличения объема производства продукции и услуг. Третья группа - рациональное использование и экономия материальных ресурсов в материальном потоке логистической системы, что достигается за счет применения более прогрессивных и дешевых материальных ресурсов. Наконец, четвертая группа факторов включает внешние факторы , такие, как структурные сдвиги в ассортименте продукции и услуг, изменение рыночных цен, рыночного спроса и т.д.

Рассмотрим особенности расчета основных показателей, которые непосредственно подвергаются анализу при оценке эффективности деятельности предприятия в целом. К таким показателям мировая практика относит рентабельность и затратоемкость, финансовое состояние, а также управление финансами и ресурсами.

Показатели рентабельности демонстрируют отношение прибыли к затратам, вложениям, инвестиционным затратам, т.е. характеризуют долю прибыли на единицу вкладываемых затрат:

рентабельность продукции (услуг) R npj , т.е. отношение прибыли изделия (П;) к себестоимости (С) выпускаемой единицы продукции, %:

Этот показатель используется для выявления наиболее рентабельной продукции (в том числе логистических услуг);

экономическая рентабельность активов фирмы (R ф), т.е. отношение величины годовой прибыли (П год) к активам предприятия (К а) или сумме основного (К осн) и оборотного (К об т) капитала, %:

Уровень Я ф характеризует эффективность деятельности фирмы (использования активов), т.е. показывает долю прибыли, приходящейся на 1 долл, активов. П год включает балансовую прибыль (П ба11) плюс проценты за кредит, относимые на себестоимость;

рентабельность собственного капитала фирмы (Я ск ), т.е. отношение величины чистой годовой прибыли фирмы (после налогообложения) к величине собственного капитала на конец отчетного периода (К соб), %:

рентабельность используемого капитала (/? , %) характеризует эффективность как собственного, так и привлеченного капитала (кредиты, займы, ссуды) фирмы и рассчитывается по формуле:

По этим же показателям можно определять рентабельность логистической деятельности фирмы и эффективность использования ресурсов в Л С. Однако приходится принимать во внимание изменения в составе фондов, которые происходят в динамике. В балансе предприятия на начало и конец каждого отчетного периода отражаются стоимостные данные об основных средствах - первоначальная стоимость, величина износа (амортизация), остаточная стоимость.

В течение года происходит движение основных средств (выбытие или поступление), поэтому их наличие в бухгалтерском учете показывается ежемесячно. Стоимость основных фондов на конец периода (К оф к) определяется по балансовой схеме:

где К 0 ф нач - стоимость основных фондов на начало периода; к 0ф п - стоимость приобретенных основных фондов; к 0ф в - стоимость выбывших основных фондов.

В стоимость приобретенного оборудования включаются: покупная стоимость, расходы на транспортировку, страхование, монтаж, установка, наладка.

Для оценки уровня использования основных средств необходимо иметь информацию о среднегодовой стоимости основных фондов (К сроф).

где К о ф нач - стоимость основных фондов на начало года; к 0ф к - стоимость основных фондов на конец года.

В процессе ведения бизнеса (в том числе в сфере логистики) необходимо регулярно оценивать уровень использования оборудования с помощью показателя фондоотдачи (? фот).

Фондоотдача характеризуется отношением годового объема реализованной продукции (выручкой 0 год) к среднегодовой стоимости основных фондов (К), т.е.

Каждая фирма, исходя их своих особенностей, устанавливает приемлемый уровень фондоотдачи (ориентир) и в процессе деятельности стремится к его повышению.

Важными характеристиками эксплуатации оборудования как активной части основных фондов являются коэффициенты экстенсивного (А, „) и интенсивного использования „„„„).

к характеризует загрузку оборудования по времени:

где Тф акт - фактическое время работы оборудования;

Т мах - максимально возможное (нормативное) время работы оборудования.

к ннтенс характеризует уровень достижения проектной производительности оборудования:

где б факт - фактически достигнутая производительность (выпуск продукции в единицу времени);

Q nrinev , - проектная (паспортная) производительность обору-

Важнейшей составляющей основных средств ЛС являются производственные площади. Для оценки уровня использования площадей используются показатели съема продукции (услуг) с 1 м 2 площади.

Важным элементом анализа ЛС является определение затра- тоемкости (к с), которая показывает долю элемента затрат (С (.) в выручке (В), т.е.

Например, к показателям затратоемкости относится арендоем- кость (в том числе и складов):

Аналогично определяются и такие коэффициенты, как зарплате- и затратоемкость сбытовых операций, доля общефирменных (общефирменная затратоемкость) и логистических издержек.

Важным показателем является норма (коэффициент) прибыли, или коммерческая маржа (р), который отражает уровень конкуренции, ценовую тактику, рыночную стратегию, эффективность. Он определяется как отношение годовой (валовой) прибыли к выручке (объему реализации), выраженное в процентах, т.е.

Прибыль (П „) равна сумме выручки от реализации (() „) за

вычетом себестоимости реализованной продукции (С) без процентов за кредит, относимых в себестоимость.

Норма прибыли позволяет определить соотношение между затратами и выручкой. Стабильность нормы прибыли обуславливается следующими факторами:

  • отсутствием конкурентного давления;
  • поддержанием производственных и общефирменных издержек

в заданном диапазоне значений;

  • постоянством среднего уровня цен поставщиков;
  • изменением норм прибыли по отдельным видам продукции (услуг), которые не влияют на средний уровень нормы прибыли по фирме в целом, т.е. по всей совокупности реализуемых товаров.

Для оценки финансового состояния фирмы определяются возможности компании за короткий период погасить свои текущие обязательства (долги). Погашение текущих обязательств (краткосрочной кредиторской задолженности, обязательных платежей и т.п.) осуществляется из оборотных средств предприятия (наличных денежных средств, остатков товарной продукции, запасов материалов и т.д.). На практике используются три основных показателя финансового состояния. Способность фирмы платить по своим краткосрочным обязательствам, связана с ликвидностью. Предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнять свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы (оборотные средства).

К показателям ликвидности относятся:

- коэффициент общей ликвидности (& об л), т.е. коэффициент покрытия, который выражает соотношение между оборотными (текущими) активами фирмы (W Q ^ и краткосрочными (текущими) обязательствами (К обяз), т.е.

В мировой практике нормативный диапазон покрытия составляет 2-2,5, однако отраслевые особенности бизнеса могут влиять на эту величину. Так, если объем незавершенного производства незначителен (или отсутствует), то коэффициент общей ликвидности может быть меньше 2,0. В то же время минимально необходимый коэффициент покрытия должен быть не менее 1,0 - иначе фирма будет признана неплатежеспособной.

Этот коэффициент необходим для планирования общего финансового состояния фирмы на предстоящий период, а также для определения рациональных (экономически целесообразных) абсолютных величин оборотных средств и краткосрочных обязательств.

Как известно, оборотные средства могут быть быстро реализуемые - высоколиквидные (денежные средства, ценные бумаги, дебиторская задолженность) и трудно реализуемые - низколиквидные (запасы товарно-материальных ценностей, незавершен-

ное производство и др.), поэтому кроме показателя общей ликвидности используется коэффициент быстрой ликвидности (& бл).

Он аналогичен коэффициенту общей ликвидности, однако характеризует способность компании компенсировать краткосрочные задолженности за счет высоколиквидных составляющих оборотных средств, т.е.

Рекомендуемым уровнем коэффициента быстрой ликвидности, исходя их мировой и отечественной практики, считается величина больше или равная единице, т.е. К бл > 1,0. Однако каждая фирма устанавливает нормативный диапазон К бл, исходя из особенностей и состояния своего бизнеса. Финансовое состояние фирмы характеризуется ее способностью немедленно оплатить краткосрочные обязательства. Такую платежеспособность отражает показатель абсолютной ликвидности (^ абсл), который представляет собой отношение величины денежных средств фирмы к краткосрочным обязательствам, т.е.

Рекомендуемый нормативный диапазон для финансово устойчивых предприятий составляет 0,2 - 0,3. В отечественной практике диапазон реальных коэффициентов абсолютной ликвидности значительно ниже. Необходимо также учитывать, что низкие значение коэффициентов ликвидности могут быть обусловлены динамичным развитием компании.

Соотношение между собственными средствами и привлеченным (заемным) капиталом устанавливается с помощью показателя «процент собственного капитала в общем капитале {имуществе) фирмы», или «коэффициент концентрации собственного капи- тала» (? собств), %:

Чем выше доля собственного капитала в балансе предприятия, тем больше финансовая независимость фирмы от заемного капитала. Рекомендуемый диапазон составляет от 0,5 до 0,7. Однако

если фирма финансово надежна и имеет хороший имидж, это соотношение может быть значительно ниже.

Для оценки эффективности управления финансовыми средствами используются показатели, характеризующие оборачиваемость оборотных средств (запасов), сроки погашения дебиторской и кредиторской задолженности, а также финансовый поток. Показатель оборачиваемости оборотных средств особенно важен для ЛС. Он представляет собой соотношение между величиной продаж (выручкой) и уровнем оборотных средств, которые обеспечили получение этой выручки. Эффективность использования оборотных ресурсов характеризуется либо числом оборотов (п о6) оборотных средств (W q6) в заданный период (обычно - год), либо средней длительностью одного оборота (Т об) оборотных средств:

где бр еал - годовой объем реализованной продукции (выручка);

fr cp об - средняя величина оборотных средств за определенный период.

Более значимые для ЛС составляющие оборотных ресурсов - это производственные запасы (материально-товарные запасы) и дебиторская задолженность.

Число оборотов запасов (п) за годовой период представляет собой отношение годовой суммы переменных затрат на выпуск и реализацию продукции, т.е. прямых производственных затрат к средней величине запасов за тот же период:

Данный показатель характеризует среднюю длительность периода от покупки ресурсов до продажи готовой продукции в планируемый период. Большое число оборотов (малый период оборачиваемости) свидетельствует об эффективном использовании материальных ресурсов, противоположная тенденция свидетельствует об излишках запасов, замораживании оборотных средств,

снижении ликвидности фирмы, неэффективной торговой политике и др.

Важным показателем движения денежных средств является длительность периода погашения дебиторской задолженности (Г дб), который характеризует средний срок оплаты счетов-фактур заказчиками (потребителями) и прямо влияет не величину наличных денежных средств. Для того чтобы определить средний период возврата долгов по дебиторским задолженностям (количество оборотов долгов), необходимо знать величину дневных продаж (Q) и среднюю дебиторскую задолженность (JV б) за год или планируемый период, т.е.

Длительность периода погашения дебиторской задолженности и время оборачиваемости (оборота) запасов характеризуют длительность замораживания денежных средств и составляют операционный цикл (Т’цщщ), т.е. количество дней, необходимых для превращения материально-товарных (производственных) запасов и дебиторской задолженности в денежные средства:

Срок погашения кредиторской задолженности составляет время, необходимое фирме для своевременной оплаты полученных кредитов и других краткосрочных обязательств, т.е. период погашения (7^^) - отношение средней величины кредиторской задолженности (Д кред) на конец года (планируемого периода) к сумме однодневного объема реализации товаров за этот же период :

Чем больше доля долговых обязательств, тем выше риск для инвесторов, поставщиков, кредиторов фирмы.

Степень использования имеющихся трудовых и материально- технических ресурсов, оценивается уровнем отдачи с помощью показателя реализации (выработки) продукции на одного работа

ющего (# реал), т.е. выручки, приходящейся на одного работника, 4 р еал определяется как соотношение

где (? еал - суммарная выручка за определенный период;

Чраб - число работающих на фирме (весь персонал полностью или частично занятый в определенный период времени).

Этот показатель характеризует валовую отдачу (производительность) работника и позволяет управлять соотношением между выручкой и численностью работающих. Увеличение численности работников без повышения объема продаж (выручки) приведет к уменьшению отдачи. Кроме данного показателя, для этих же целей рекомендуется использовать показатель прибыли, приходящейся на одного работающего за этот же период (П уд), т.е.

где П бш[ - общая (балансовая) прибыль фирмы за определенный период (до налогообложения).

Позитивная тенденция (рост) выручки и прибыли на одного работника свидетельствует об эффективном использовании персонала.

Снижение себестоимости продукции и услуг (удельный вес которой в рыночных ценах доходит часто до 80%), является основным источником увеличения прибыли и повышения рентабельности ЛС в целом и ее элементов. Логистическим издержкам в формировании себестоимости продукции и услуг принадлежит немаловажная роль. Способы снижения этого вида затрат рассмотрены в гл. 3 и 4.

Компании, организовавшие службы логистики на своих предприятиях, непременно должны проводить оценку эффективности их деятельности. Оно осуществляется в виде обратной связи — задания управленческим звеньям — принятие решений службой логистики — их осуществление — оценка результатов деятельности управленческих звеньев.

Существует несколько методов оценки. Любой из них, предполагает сравнение результатов деятельности того или иного направления логистики с намеченными ранее целями и анализ затрат, продуктивности или сервиса. Рассмотрим их более подробно.

Метод затрат . Он основан на том, что фирма устанавливает стоимостной критерий для каждой отдельной функции логистики на предприятии. Стоимостной критерий может также устанавливаться на единицу веса, поставляемого или отгружаемого продукта, поставку в целом или конкретный заказ.

Путем сравнения затрат в комплексе и по всем направлениям в соответствии со стоимостными критериями и поставленными целями определяется расхождение по конечным результатам. Это дает возможность внесения необходимых поправок и дополнений в деятельность службы логистики.

Метод продуктивности . Оценка эффективности деятельности службы логистики при его применении носит количественный характер и выражается, как правило, в физических единицах измерения, например, отгрузка продукции в тоннах, выполнение какого -то количества заказов, поставок партий товаров в соответствующей комплектации

Количественные характеристики на “входе” сравнивают с результатами на “выходе”. В расчет принимаются человеко-часы, затраченные на выполнение определенного объема работ; количество персонала, участвующего в выполнении этих работ; количество и технические параметры задействованной техники на конкретном объеме работ; используемые площади складских помещений. Оценивается общий объем работ в соотнесении к единице продукции.

Метод сервиса . По этому методу критерием выступает оценка оказываемых услуг по следующим параметрам: времени (протяженность оказания услуг); точности (исполнение в срок); последовательности (соблюдение графика технологического процесса); размеру убытков (количество повреждений конечной готовой продукции в результате погрузки-разгрузки, транспортировки и складского хранения).

Качество сервиса приобретает все большее значение в условиях возрастающей конкуренции как на внутренних, так и на международных рынках. Совокупность результатов оценки услуг различных фирм позволяет выявить приоритет того или иного предприятия в эффективности функционирования службы логистики.

Факторы оценки

Эффективность работы менеджеров службы логистики на предприятии оценивается, как правило, по трем факторам: регулярному управлению, решению проблем, осуществлению проектов. Рассмотрим их.

Регулярное управление . Управление ежедневными операциями и выполнение конкретных целей, поставленных фирмой по производительности, финансированию проектов, многим другим аспектам деятельности логистики.

Решение проблем . Умение менеджера диагностировать возникающие проблемы и находить оптимальные решения, постоянно улучшать сервис и повышать окупаемость затрат как по времени, так и по абсолютной величине.

Осуществление проектов . Возможности менеджера осуществлять задуманные и планируемые проекты, оперативно корректировать действия по ним, способствовать повышению производительности труда как в целом на предприятии, так и по отдельным направлениям логистики.

Компании также оценивают своих менеджеров по их способности находить и развивать управленческие качества служащих, заинтересовывать их в реализации различных проектов.

Стандарты оценки эффективности

Практика выработала стандарты, в соответствии с которыми компании оценивают деятельность службы логистики и их менеджеров. К ним относятся;

  • Постоянный контроль запасов товаров в текущем году и нахождение возможности их сокращения на складах предприятия и в системе распределения.
  • Обслуживание потребителей но уровне 92% доступности продукта и готовности его к отгрузке в течение 5 дней со дня принятия заказа.
  • Постоянное поддержание расходов на деятельность службы логистики на предприятии на уровне 3,5% от объема продаж в текущем году.
  • Доля всех видов транспортных расходов до 2,5% от объема продаж в текущем году и 2,4% в следующем году.
  • Сокращение различных повреждений товаров при погрузке-разгрузке до 10% от объема продаж в текущем году.
  • Поддержание высокой точности исполнения заказов по времени и необходимой комплектации товаров на уровне 98%.

Повышение эффективности управления логистикой

Фирмы стремятся различными средствами и путями повысить эффективность управления логистикой, например, ориентированием на достижение намеченных целей, повышением заинтересованности сотрудников, использованием аналитических средств.

Ориентирование на достижение намеченных целей предполагает использование технических систем инжиниринга для проектного планирования и контроля результатов принятых решений. Такие системы существуют в виде пакетов и компьютерных программ. В настоящее время разработаны системы по конкретным направлениям деятельности отдельных служб предприятия: “рабочее место бухгалтера”, “рабочее место менеджера”.

Повышение заинтересованности сотрудников предполагает мотивацию к наилучшему выполнению доверенной работы. Важно создать нормальный жизненный и рабочий микроклимат в коллективах, чему способствует удовлетворение работой, поощрение за оригинальность принятых решений, за добросовестный труд и преданность фирме.

Использование аналитических средств позволяет моделировать процессы — экономические (происходившие ранее на фирме, а также опыт других компаний), имитационные (ситуации, которые возможно возникнут в будущем, и варианты выхода из этих ситуаций). Экономические и имитационные модели должны быть легко доступны сотрудником фирмы и разработаны в виде компьютерных программ.

В повышении эффективности управления службой логистики на фирме значительную роль играет и соблюдение перечисленных ранее стандартов. Путем сопоставления их с полученными результатами в количественном выражении, сравнением с планируемыми оценивается деятельность сотрудников службы логистики.

Развитие логистических систем осуществляется в взаимосвязи с эволюцией концепции логистики. В соответствии с этапами развития и внедрения логистики (см. Раздел 1) выделяют стадии развития логистических систем. На первой стадии развития логистическое управление связано только с выполнением отдельных задач в сферах снабжения или сбыта (складирование, транспортировка), на последующих стадиях системы логистики охватывают функциональные области логистической деятельности, затем их контроль распространяется на все логистические процессы предприятия от закупки материальных ресурсов к обслуживания потребителей, создается локальная Микрологистическая система, адаптируется к динамичной внешней среды. Также выделяют стадию развития логистических систем предприятий, осуществляющих деятельность на глобальном уровне и соответственно создают глобальные логистические сети. Характерной тенденцией развития логистических систем является передача части функций специализированным фирмам (логистическим провайдерам).

В практической деятельности системы логистики отдельных предприятий находятся на разных стадиях развития. Переход к более высокой стадии развития может проходить от нескольких месяцев до нескольких лет. С целью внедрения логистики и ее совершенствования в хозяйственной практике на фирмах промышленно развитых стран организуют консультативные отделы. Они проводят диагностику состояния логистики на предприятии, исследования в области логистики, разрабатывают предложения по ее совершенствованию, проводят занятия по изучению проблем логистики, опыта других фирм.

На сегодня отсутствует единый взгляд ученых и практиков по критериев оценки продуктивности деятельности логистической системы и эффективности обслуживания потребителей.

Рассмотрим более подробно основные подходы к оценке эффективности логистических систем ведущими специалистами по логистике.

Крикавский Е.В. оценки эффективности логистических систем видит в определении уровня производительности интегрированного цепи поставок через качественные и количественные характеристики. К качественным характеристикам он относит: удовлетворение клиента (уровень удовлетворения клиента); эластичность (уровень реакции цепи поставок на изменения спроса); уровень интеграции перемещения информации и сырья; эффективное управление риском (степень минимизации риска); эффективность поставщика (процент своевременных поставок и качество поставок), а к количественным характеристикам: производительность (максимизация производительности, максимизация привлечения средств); расходы (уменьшение расходов); возможности реагирования (уровень реализованных заказов, частота несрочных поставок, время реализации заказа, уменьшение дублирования функций, частота возвратов, рентабельность логистических затрат); максимизация продаж; максимизация прибыли; возврат от инвестиций.

Джонсон Д. указывает на то, что практически невозможно оценить все аспекты функционирования логистической системы, а потому предлагает осуществлять системный анализ на основе:

Анализа выгодности потребителя как системного анализа маршрутов, позволяет проанализировать выгодность каждой остановки на маршрутах и эффективно перераспределить время;

Анализа эффективности товарных составов, определяется их основными функциями, а также показателями эффективности и производительности, которые затем сопоставляются с расходами на зарплату, оборудование, складской пространство и с финансовыми инвестициями. Эти сопоставления проводятся как отдельно по функциям, так и для всех функций вместе;

Анализа транспортных расходов;

Анализа консолидации грузов, проявляется в определении транспортных расходов и объединении малых партий груза в большие;

Анализа доходности продукта как расчета "реальных затрат и доходности для производителя от распределения каждого отдельного наименования продукта вдоль всего цепи распределения (транспортировка, обработка, хранение, обработка заказов и т.п.) до конечного потребителя";

Определение эталона, который предусматривает анализ показателей эффективности от четырех до шести конкурирующих фирм с целью определения метода сравнения фирм при выполнении ими различных задач и / или процессов;

Анализа нормативной базы и отраслевых стандартов.

В работе известных американских исследователей в области логистики Бауэрсокс Д. и Клоса Д. измерения эффективности логистической системы ориентируется на определении двух групп логистических показателей: внутренних и внешних. Внутренние показатели они делятся на следующие категории: расходы, обслуживание потребителей, производительность, управление активами, качество. Эти показатели должны отразить эффективность осуществления основных логистических операций внутренних процессов. То есть они нужны для управленческого контроля за всеми аспектами деятельности предприятия. Потребность во внешних показателях видят в выявлении и реализации ожиданий потребителей, как основного ориентира логистической системы.

Основными инструментами анализа эффективности логистических процессов Сковронек Ч. и Сариуш-Вольский С. считают методы экономического анализа, позволяющие: оценивать фактическое состояние логистических явлений и процессов; устанавливать и выявлять источники и причины проблем; уточнить краткосрочные прогнозы развития конкретных явлений и процессов; формулировать выводы и предложения, которые обеспечат рост эффективности хозяйствования. Экономический анализ логистических процессов они предлагают осуществлять по трем тематическим блокам: анализ материальных и информационных процессов (анализ процесса закупки, анализ запасов, анализ складских процессов, анализ процессов продаж); управленческий анализ логистических процессов (собственное производство или закупка, источников закупок, эффективность транспортного обслуживания, эффективность складских инвестиций, выбор каналов дистрибуции) анализ логистических затрат (анализ затрат на продвижение, анализ затрат на запасы, анализ затрат на информационные процедуры) .

Веселовский М. вопрос эффективности рыночно-экономической деятельности предприятия предлагает рассматривать на основе формулировки положений и основ формулы эффективности системного логистически-маркетингового управления. В рамках системы эффективности он выделяет пять компонентов структуры эффективности, которые являются одновременно основными элементами системы управления, то есть подсистему целей, подсистему расходов, подсистему средств, подсистему эффектов и подсистему стоимости для клиента. Основными детерминантами системной формулы эффективности логистически-маркетингового управления предприятием он определяет:

Комплексность потребностей покупателей и многомерные стратегические эффекты (ориентация на создание преференций клиентов, рост адаптацийности деятельности, на процессы, на взаимодействие, на инновации, на качество, на время, на место, на готовность и надежность системы);

Предпосылки развития интеграции в системе маркетинга и логистики;

Процесс формирования эффективности (процессы трансформации, координации, интеграции и создания стоимости).

Эффективность логистически-маркетингового управления предприятием Веселовский М. выражает в виде следующей формулы:

где S - эффективность логистически-маркетингового управления:

SWD - стратегическая добавленная стоимость при логистически-маркетингового управления;

kZL _M - расходы логистически-маркетингового управления .

Мейер С. предложил характеристику и идентификацию целевых критериев эффективности и успеха логистически-маркетинговых систем, выделяя классические и новые критерии оценки и управления системами. Как классические критерии называет: расходы, время и качество, а как новые критерии, принимает такие категории как: готовность и скорость приспособления ("Agilität») - скорость с которой предприятие может приспосабливаться к оптимальной структуры затрат, способность реакции - то есть скорость, с которой предприятие может реагировать на неплановые требования со стороны потребителей, а также "схудлисть" (исключение ненужных расходов) - исключение всех ненужных расходов относительно всех существенных средств.

Миротин Л.Б. важнейшим показателем оценки эффективности функционирования логистических систем считает прибыль, который, по его мнению способен отобразить результаты всей логистической деятельности. Саму эффективность логистической системы он рассматривает как показатель (или система показателей), характеризующих уровень качества функционирования системы при заданном уровне общих логистических затрат. Она должна определить: границы логистической системы, ее звенья, основные ресурсы, используемые, основные виды продукции логистической системы, ожидаемые или желаемые результаты, критерии результативности системы, процесс оценивания, регулирования обратной связи и планирования улучшения. Ученый выделяет основные факторы и показатели, отражающие эффективность функционирования логистических систем по логистическими функциями, которые представлены в таблице 3.3.

Таким образом, единого мнения у ученых по решению вопроса оценки логистических систем нет, однако можно выделить ряд критериев эффективности, получили наибольшее распространение. Основным среди этих критериев является уровень логистических затрат, однако не менее важным является ориентация предприятия на потребителя и достижения необходимого уровня логистического сервиса. Наибольшее распространение получили такие критерии оценки как: расходы, удовлетворение потребителей / качество, время и активы. Факторы или показатели их оценки представим в таблице 3.4.

Таблица 3.3. Основные факторы и показатели, отражающие эффективность функционирования логистических систем по логистическими функциями

Логистическая функция

Фактор и показатель

Логистическое администрирование

Выработка на одного работника. Трудоемкость и зарплатомисткисть. Уровень квалификации персонала

Обработка

и оформления

Продолжительность оформления заказа.

Качество обслуживания заказу потребителя.

Расходы на принятие заказа.

Ассортимент услуг.

Количество отказов.

Уровень удовлетворения заявок

Планирование производства

Объем расходов сырья и материала. Объем производимой продукции. Производительность. Себестоимость продукции

Закупка продукции

Оптимальный размер закупки. Объем заказываемой. Периодичность размещения заказов. Срок выполнения заказа. Количество поставщиков. Расходы на закупку

Поставка продукции

Время поставки. Частота поставок. Безотказность поставок. Интервал поставок

Складирования и хранения продукции

Складировании. Количество поставок на склад. Запасы в пути.

Уровень механизации складских работ. Коэффициент оборота продукции на складе. Коэффициент использования площади складов. Затраты на складирование и хранение

Сбыт продукции

Объем реализованной продукции. Скорость товарооборота. Количество потребителей. Коэффициент реализации

Доставка заказа

Выполнение заказов.

Применение транспортных концепций.

Унификация и стандартизация тары.

Коэффициент использования транспортных средств.

Суммарные простой транспортных средств.

Объем перевозок.

Время доставки.

Тарифы транспортировки.

Потери груза

Таблица 3.4. Факторы (показатели) оценки наиболее распространенных критериев оценки

эффективности логистических систем

Критерий оценки эффективности

Фактор (показатель) оценки

Отражают общей денежной суммой расходов, денежной суммой в расчете на единицу продукции, или долей в объеме продаж. Стремятся к снижению их уровня

Удовлетворение потребителей / качества

Оценивается длиной функционального цикла, уровнем совершенства выполнения заказа и способности предприятия реагировать на претензии, предъявляемые потребителем. Важным показателем является доставка до назначенного срока, расходы гарантийного обслуживания, время реакции на претензии потребителей и их удовлетворение

Есть степени способности предприятия быстро реагировать на претензии потребителей. Ключевыми показателями продолжительности выполнения заказа являются: длительность производственного цикла, продолжительность внесения соответствующих корректировок в оперативные планы; продолжительность выполнения производственного плана и степень соблюдения календарных планов выпуска продукции

Предметом их оценки является эффективность использования капитала вложенного в сооружения и оборудование, а также оборотный капитал. Ключевыми показателями использования активов является точность прогнозов, старения запасов, загрузки мощностей и т.д.

Необходимо отметить, что оценка логистической системы проводится как на стадии ее проектирования, планирования, а также оцениваются и уже действующие системы. В процессе оценки необходимо сравнивать потенциальные или полученные выгоды с затратами на реализацию проекта. Выгоды выражаются в совершенствовании обслуживания, снижении издержек, улучшения использования активов и т. Под совершенствованием обслуживания понимают увеличение доступности и повышение качества услуг, развитие сервисных возможностей, способствует привлечению потребителей. Снижение затрат возможно как разовое сокращение капитала (например, распродажа излишних складских помещений, грузоперерабатывающие, транспортного и другого оборудования) и снижение текущих расходов благодаря новым технологиям грузопереработки, снижению затрат на хранение, содержание и эксплуатацию транспорта и др. Полученные значения сравниваются с критериями (нормативными значениями) эффективности логистической системы. Например, трогов уровень обслуживания определяют нормативами продолжительности функционального цикла, доступность запасов, ассортимента дополнительных услуг. Особое внимание в последнее время уделяется времени реагирования на запросы потребителей, полноте выполнения заказов, точности отгрузки и состояния грузов. Критерии должны охватывать всю логистическую процесс, а не только отдельные логистические функции.

С целью оптимизации логистической системы и согласования интересов участников логистических цепей разных уровней часто в качестве показателя ее эффективности рассматривают соотношение между совокупными логистическими затратами и уровнем обслуживания (выполнения заказа).

Рассмотрим другие подходы к оценке эффективности логистических систем. Для этого объединим в три группы показатели, используют разные авторы:

1. Показатели, характеризующие функционирование логистических систем :

- Коэффициент связи "поставщик - потребитель" (КПС) - отображает эффективность связи данного потребителя с тем или иным поставщиком. Вычисляется как отношение количества ресурсов (сырья, материалов и др.), Поступивших к потребителю за отчетный период от данного поставщика (0г), к общему количеству ресурсов, поступивших к потребителю (0: Кпс = 0г- / 0

- Коэффициент готовности к поставке (К "г") - определяется как отношение (в процентах) количества выполненных заказов данным предприятием (Зе) с количеством заказов, поступивших на данное предприятие (3), или как отношение объема поставляемого в объема заказываемой со стороны потребителей: Кгп = 3/3. Увеличение коэффициента готовности к поставке до величины, приближается к единице в некоторых случаях является экономически нецелесообразным для предприятия-поставщика, так как затраты растут быстрее, чем доходы (рис.3.12).

Объем и расходы

Рис. 3.12. Влияние коэффициента готовности к поставке на прибыль предприятия

- Показатель количества звеньев логистической системы - среднее количество торговых звеньев (посредников), через которые проходит материальный поток от производителя до конечного потребителя ресурсов (готовой продукции).

2. Показатели эффективности логистической системы с точки зрения потребителя:

1) качество обслуживания;

2) цена обслуживания.

Также используется итоговый показатель, характеризующий способность фирмы достичь полного удовлетворения потребителей, он называется "совершенное заказ". Этот показатель характеризует, насколько равномерно и бесперебойно происходит выполнение заказа на всех этапах, при этом организация логистической деятельности должен соответствовать следующим нормативам :

Полная доставка всех товаров по всем заказными товарным позициям;

Доставка в необходимый потребителю срок с допустимым отклонением 1 день:

Полное и аккуратное ведение документации по заказу;

Безупречное соблюдение согласованных условий поставки (установка, комплектация, отсутствие повреждений).

3. Показатель эффективности логистической системы с точки зрения ее участников (поставщика, посредника, производителя). В этом случае критерием эффективности логистической системы является максимизация прибыли на единицу логистических затрат при условии обеспечения требуемого качества сервиса. На основе предложенного критерия используется агрегированный показатель эффективности функционирования логистической системы - рентабельность логистических затрат :

где П - годовая прибыль; влоги - логистические расходы.

Уровень развития (совершенства) логистических систем можно оценивать по степени интеграции логистических процессов, а именно:

Фрагментарный уровень (интеграция на уровне отдельных логистических процессов, функций);

Функциональный (интеграция охватывает отдельные функциональные области);

Системный (интеграция охватывает логистическую деятельность предприятия);

Интеграция на уровне цепи поставок (с охватом всех участников логистической сети).

Введение

В нынешнем мире тема оценки эффективности логистической деятельности актуальна тем, что в логистике деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. Для оценки финансового положения организации используют оценку эффективности логистической деятельности на основании доступной информации. При помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платёжеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.

Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных обстоятельствах рынка - необходимое условие повышения эффективности бизнеса, организации, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия.

Целью данной работы является исследование оценки эффективности логистической деятельности ОАО «GTL». Объектом изучения выступает ОАО «GTL»

Предметом исследования выступили теоретические и методические вопросы организации логистической деятельности на предприятии и способы повышения эффективности логистической деятельности предприятия.

В процессе выполнения работы использовались методы наблюдения и соотнесения, методика организации логистической деятельности на предприятии.

Важная роль оценки показателей эффективности работы организации в подготовке информации для планирования, оценке качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов. Оценка показателей является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и заканчивается оценкой показателей эффективности работы предприятия. Оценка показателей позволяет увеличить уровень планирования, сделать его детально точным. Большая роль отводится оценке в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства.

Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:

1. Рассмотреть методы оценки эффективности логистической деятельности.

2. Рассмотреть методы анализа эффективности зонирования.

3. Проанализировать затраты на маршрутизацию складского хозяйства

Глава 1. Оценка эффективности логистической деятельности

Методы оценки эффективности логистической деятельности.

В любой компании существует логистическая система. Даже если компания не имеет собственного отдела логистики или отдела транспорта, она осуществляет логистическую деятельность. Главная задача логистической деятельности состоит в том, чтобы обеспечить своевременное и полное удовлетворение потребностей покупателей при минимальных затратах.

Для любой компании, уровень логистических затрат довольно высок. Эффективность логистической системы компании определят такие важные аспекты, как своевременное пополнение товарных запасов, а также своевременное и полное удовлетворение потребностей клиентов. К числу наиболее распространенных причин срыва заказов покупателей можно отнести следующие:

· несвоевременная поставка продукции (с опозданием на 1 день и более);

· поставка неполной партии товара;

· поставка товара в неполной комплекции;

· поставка товара ненадлежащего качества или нанесение вреда качеству товара при его транспортировке.

Таким образом, эффективность логистической деятельности следует определять не только по стоимостным критериям. Учитывая множество аспектов, которые влияют на эффективность логистической деятельности компании, можно выделить ряд критериев ее оценки:

1. Общие логистические издержки. К ним можно отнести затраты на транспортировку, складирование, погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, управление заказами и пр. Довольно часто из-за неэффективной логистической деятельности компания может нести вынужденные финансовые потери. Например, при транспортировке произошла кража; несоблюдение правил крепления крупногабаритных грузов привело к существенной потере качества. Подобные издержки также стоит относить к затратам логистической деятельности, поскольку их величина негативно влияет на прибыльность и общие результаты работы компании.

Разрешить вопрос высоких затрат на логистику помогут следующие действия:

· Внедрение прогрессивных методов контроля за передвижением транспорта (GPS-навигация);

· Оптимальное размещение продукции на складе, дальнейшее развитие многоуровневых стеллажей для хранения;

· Переход к системам адресного хранения товаров на складе;

· Обучение и нормирование труда на транспорте и в складском хозяйстве;

2. Качество логистического сервиса является, пожалуй, наиболее сложным критерием для оценки. Не всегда можно точно определить, предоставили ли вы клиенту качественную услугу. Возможны также оценочные суждения работы менеджмента компании, которые не отражают действительное качество услуг. Поэтому мы к данному критерию можем отнести:

· Качество продукции.

· Совершенный заказ.

Совершенный заказ можно считать наиболее универсальным показателем логистического сервиса. Он определяет то, насколько равномерно, бесперебойно и своевременно выполнялся заказ покупателя на всех этапах логистической деятельности. Косвенными критериями качества совершенного заказа могут служить полная доставка всех изделий по всем заказанным товарным позициям, доставка в необходимый потребителям срок, соблюдение согласованных условий поставок, а также качественное ведение документации по поставленной партии товаров.

· Удовлетворение потребителя. На степень удовлетворения потребителя вместе с вышеперечисленными показателями (качество продукции и качественное выполнения заказа) влияет и качественное обслуживание на всех этапах работы.

3. Продолжительность логистического цикла. Под логистическим циклом подразумевается общая продолжительность времени на закупку товаров, доставку на склад поставщика, продажу и доставку товаров потребителю. В упрощенном представлении такую продолжительность можно назвать общим временем обслуживания заказа покупателя.

Данный критерий оценки логистической деятельности очень важен для любой компании. В условиях конкуренции ключевыми факторами любого поставщика остаются цена, качество и соблюдение графика поставок. Причем если поставщик систематически срывает договорные сроки поставок, то это грозит для него не только штрафными санкциями, но полным разрывом отношений. Скорость выполнения заказа покупателя служит усилением конкурентоспособности на рынке.

4. Производительность. Это показатель результативности логистической деятельности. Он определяет количество предоставленных логистических услуг с помощью имеющихся технических средств, транспорта и оборудования. Производительность можно оценить при помощи ряда показателей:

1. количество удовлетворенных заказов потребителей на единицу времени;

2. средний уровень загрузки транспортных средств, которые осуществляют доставку товара потребителям;

3. соотношение затрат на логистику к общему объему реализованной продукции;

4. отношение затрат на логистику и общих инвестиций в логистические средства (транспорт, оборудование, технические средства и пр.).

5. Возврат вложенных средств в логистику. К основным направлениям инвестирования в логистику предприятий относят:

6. складское хозяйство (сюда входят все имеющиеся склады длительного и временного хранения товаров);

7. транспорт;

8. транспортную инфраструктуру (включает железнодорожные и автомобильные подъездные пути, подразделения по ремонту и сервису транспорта);

9. телекоммуникационные средства (к ним относят системы GPS, операторов и транспортных аналитиков).

Чем более развита система логистики в компании, тем ниже удельные затраты на логистику. И в этом ее эффективность. Однако если вложенные средства в транспорт, транспортную и складскую инфраструктуру не позволяют снизить затраты на логистику, то нет смысла инвестировать. Поэтому важно оценить уровень расходов на логистику до инвестирования и после. Если вы почувствовали разницу (в виде снижения затрат на логистику), значит вложенные средства приносят прибыль.

Важным этапом развития любой логистической деятельности компании является оценка ее эффективности. Только оценив работу логистический системы по всем критериям (расходы, качество обслуживания, продолжительность логистического цикла, а также окупаемость инвестиций), можно выбрать правильное направление ее совершенствования. Это позволит получить бесспорное преимущество на рынке в виде эффективно работающей логистики.

Общий вид формул для оценки эффективности:

Таблица 1.

(3) Удельный вес расходов на закупку материальных ресурсов в общей стоимости материальных ресурсов (4) Удельный вес транспортных затрат в структуре общих затрат на закупку материальных ресурсов (5) Доля затрат на приобретение материальных ресурсов в структуре затрат на снабжение или в структуре общих логистических издержек или (6) Коэффициент соотношения темпов роста затрат на приобретение материальных ресурсов (7)

По данным формулам можно наиболее точно оценить эффективность логистической деятельности.

Усиление конкуренции в сочетании с медленным экономическим ростом практически во всех отраслях вынуждает фирмы сосредотачивать больше усилий на логистической деятельности предприятия. Как результат, появляется все большее количество подходов к логистическому контролю по средствам оценки показателей логистической деятельности. Применение систем оценки логистических показателей в компании решает такие основные задачи, как мониторинг и контроль логистических операций и их оперативное управление.

Показатели мониторинга дают возможность проследить динамику работы логистических систем в прошлом. К таким показателям относятся показатели уровня сервиса, элементы структуры логиситических издержек и многие другие.

Показатели контроля предоставляют данные о текущих результатах деятельности. Данные показатели необходимы для корректировки логистического процесса, в случае отклонения от установленных нормативов. Примером таких показателей может служить отслеживание повреждения грузов при их доставке.

Целью управляющих показателей является улучшение качества работы персонала. Примером использования таких показателей является введение на предприятии сдельной оплаты труда.

Ключевые показатели эффективности (KPI) - это показатели деятельности компании, помогающие в достижении стратегических и тактических целей. Использование данных показателей даёт компании возможность оценить свое состояние и помочь в оценке реализации стратегий.

Хорошо разработанная система KPI даст компании возможность:

  • - Осуществлять стратегическое планирование логистики и контролировать достижение её целей.
  • - Комплексно оценивать деятельность логистики, основываясь на постоянном контроле управленческого анализа наиболее значимых аспектов (общие логистические затраты, отношения с клиентами, производительность, качество продукции и другие).
  • - Проводить анализ внутренних бизнес-процессов компании.
  • - Сравнивать динамику логистических показателей и оценивать достигнутые результаты.
  • - Определять важнейшие факторы успеха логистической деятельности компании и концентрироваться на них.
  • - Увеличивать скорость принятия логистических решений на основе сформулированных приоритетов.

При разработке и внедрении системы логистических показателей каждой компании стоит определить области применения данных показателей и их диапазон. Диапазон может варьироваться от общего процесса в целом до отдельных логистических операций.

Оценочные показатели в логистике подразделяются на внешние и внутренние. Система оценки по внутренним показателям помогает сравнить друг с другом прошлые и текущие результаты деятельности, а так же с намеченными целевыми нормативами. Данные показатели внутренней оценки часто используются предприятиями, так как хорошо известны источники информации и их легко собрать. Внутренние логистические показатели подразделяются на:

а) Издержки.

Основное отражение результатов логистической деятельности находится в фактической величине издержек, связанным с выполнением фактических задач. О эффективности логистической деятельности можно судить сравнивая фактические издержки компании с прошлыми и с ожидаемыми. Величина логистических издержек в компании, как правило, представлена общей суммой затрат или затрат на единицу продукции (удельные издержки). Основными показателями логистических издержек, применяемых на предприятиях, являются показатели, приведённые в таблице 1 (см. таблицу 1)

Таблица 1 - КПЭ издержек компании

Наименование показателя

Методика расчета

Общие логистические затраты

Сумма затрат, связанных с выполнением логистических операций

Удельные логистические затраты

Общие затраты / количество произведённой продукции

Доля издержек в продажах

(Общие затраты / выручка) * 100

Затраты на входящие и исходящие поставки на долю продаж

(Сумма затрат на поставки / Выручка) * 100%

Складские расходы на долю продаж

(Расходы на складирование / Выручка) * 100%

Административные расходы на долю продаж

(Административные расходы / Выручка) * 100%

Затраты на оплату труда на долю продаж

(Заработная плата всех сотрудников компании / Выручка) * 100%

Прибыльность продукта

(Прибыль / Выручку) * 100%

*Рассчитано по Казарина Л.А. Логистические издержки: проблемы учета и оценки // Вестник ТГПУ, № 9 (72),2007:

б) Обслуживание потребителей.

Данные внутренние показатели можно охарактеризовать как сервисные показатели. Они дают возможность проследить способность фирмы удовлетворять запросы и нужды потребителей. К таким показателям относятся: (см. таблицу 2)

Таблица 2 - КПЭ обслуживания потребителей компании

Наименование показателя

Методика расчета

Упущенные продажи

Предъявленный клиентами платежеспособный спрос / фактические продажи в периоде

Уровень сервиса по ассортименту товара

Количество наименований товаров/Количество максимально возможных наименований

Ошибки при отгрузке

Количество ошибок при отгрузке в год

Своевременность доставки, %

(Количество товара доставленного в срок/Общее количество доставленного товара)*100%

Продолжительность цикла исполнения заказа

Срок исполнения одного заказа

Количество претензий от потребителя

Количество претензий в год

*Рассчитано по Казарина Л.А. Логистические издержки: проблемы учета и оценки // Вестник ТГПУ, № 9 (72),2007

в) Управление активами.

Предметом оценки управления активов является эффективность использования капитала компании. Данный капитал подразделяется на вложенный в оборудования и сооружения и оборотный (вложенный в запасы). Оценка управления активами дает возможность проследить скорость оборачиваемости ликвидных активов, а так же успешность, с которые основные средства окупают вложенные инвестиции. К основным таким показателям относятся: (см. таблицу 3)

Таблица 3 - КПЭ управления активами компании

Наименование показателя

Методика расчета

Оборачиваемость запасов

Расход / Средний остаток

Затраты на создание и поддержание запасов

Затраты на хранение +Стоимость размещения заказа + Стоимость заказа

Запас товарной продукции

Запас на конец периода / Прогноз продаж на следующий период / Число дней в периоде

Срок обращения запасов

Объем продаж в периоде / Средний объём запасов

Запасоёмкость

Остаток запасов на начало периода учёта / товарооборот

Рентабельность основных средств

(Чистая прибыль / Величина основных средств) * 100%

Рентабельность инвестиций

(Прибыль за год / капитал в работе) * 100%

*Рассчитано по Кальницкий А.А. Логистические затраты в системе отчетности предприятий // Контроллинг. 2012.№ 5

г) Производительность.

Внутренние показатели производительности очень важны для любой компании. Производительность определяется как отношение между конечным результатом работы компании и объёмом ресурсов, потребляемых для выполнения заказа. К показателям логистической производительности относятся показатели, представленные в таблице 4 (см. таблицу 4).

Таблица 4 - КПЭ производительности продукции

д) Качество.

Качественные показатели определяют эффективность не отдельных операций, а их набора. Измерить качественные показатели трудно из-за неоднородности оцениваемых операций. К логистическим показателям качества относятся: (см. таблицу 5)

Таблица 5 - КПЭ качества продукции

Таким образом, можно сделать вывод, что внутренние оценочные показатели характеризуют результативность операций, необходимых для обслуживания покупателей. Оценка данных показателей и сопоставление их с нормативами, а так же результатами прошлых лет, необходима для повышения эффективности работы компании.

Внешние оценочные показатели применяются чаще всего только крупными логистическими компаниями. Данные показатели необходимы для исследования и выявления потребительских ожиданий, а так же освоения передового опыта других отраслей.

Так как ключевые показатели эффективности являются измерениями результата и затрат, в компании они успешно могут применяться для планирования и контроля деятельности логистики. Перед началом деятельности компания разрабатывает плановые показатели KPI. После осуществления деятельности компания должна измерить и фактическое отклонение показателей эффективности от планового. Если компанией будут выявлены серьёзные отклонения, стоит провести анализ деятельности и разработать комплекс корректирующих мероприятий.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистическая деятельность очень важна для любой компании. Как было выявлено, логистика для компании это инструмент повышения конкурентоспособности, возможность снижения затрат компании, повышения качества обеспечивающих процессов, а так же повышение доходности активов организации.