Задание 25 егэ по русскому языку. И не забудь: для тебя создан наш курс интенсивной подготовки к ЕГЭ

Лексические средства связи

  1. Лексический повтор. Например: Гроздья рябины наклонились к земле. Земля как будто тоже тянулась к дереву.
  2. Однокоренные слова. Например: Благодарность - это способ показать другому свое отношение. Уметь благодарить - быть человеком умным и понимающим.
  3. Синонимы.Например: Все поле, открывшееся перед взором нашим, было усеяно ромашками. Цветы разрослись до самого горизонта.
  4. Антонимы. Например: Злопамятность делает человека несчастным. А отходчивость и добродушие, наоборот, облегчают жизнь.
  5. Описательные обороты. Например: Лев не любит, когда ему мешают. Грозный царь зверей не привык к суете.

Грамматические средства связи

  1. Личные местоимения. Например: Во вторник Сергей пришел снова. Он хотел еще раз увидеть Ольгу, увидеть ее глаза и каштановые волосы.
  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот). Например: Купить билет на самолет можно через Интернет. Такой способ очень удобен: он экономит ваше время и позволяет спокойно принять решение.
  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.). Например: Люблю и одновременно ненавижу старые, заброшенные деревни. Там меня охватывает странное и противоречивое чувство.
  4. Союзы (преимущественно сочинительные). Например: Михаил ушел. Но Аня, хоть и расстроенная, осталась.
  5. Частицы. Например: Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день?
  6. Вводные слова и конструкции (может быть, итак, во-первых и др.). Например: Все билеты были раскуплены. Может быть, это и к лучшему.
  7. Единство видовременных форм глаголов. Например: Запахло свежей травой. Пригрело лучами солнца.
  8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста. Например: На завтра мы запланировали прогулку по парку. На послезавтра - посещение детской выставки.
  9. Синтаксический параллелизм. Например: Эти люди не покупали продукты в магазинах. Эти люди не носили привычную одежду.

Советую повторить и знать наизусть, как таблицу умножения, классификацию местоимений по разрядам.

Разряды местоимений по значению

  1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
  2. Возвратное: себя.
  3. Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой.
  4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.:эдакий (этакий), сей, оный.
  5. Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк.
  6. Вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
  7. Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
  8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
  9. Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.

Задание 25 предлагает найти в тексте и определить средства языковой выразительности.

Для успешного выполнения задания 25 ЕГЭ по русскому языку рекомендуем:

1. Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.

2. Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства - это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства - это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы - это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.

3. Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме, номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены — через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.

4. Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

Список терминов:

Анафора (=единоначатие) — повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:

Август — астры,
Август — звёзды,
Август — грозди
Винограда и рябины…
(М. Цветаева)

Антитеза - сопоставление противоположного:

Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
(М. Цветаева)

Вопросно-ответная форма изложения - изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
— Откуда?
- От верблюда.
(К.И. Чуковский)

Восклицательное предложение - предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Сколько яблок! Яблок!

Гипербола — преувеличение, например: Сто лет не виделись!

Градация - расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:

В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.

Диалектизм - диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. Примеры: векша (белка), бурак (свёкла), закут (хлев), кочет (петух), коты (лапти), новина (суровый холст).

Инверсия - изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:

На, кажется, надрезанном канате
Я маленький плясун.
(М. Цветаева)

И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность ».

Ирония — использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой! (в значении: глупый, дурак ).

Контекстные антонимы, контекстные синонимы - слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.

Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.

Холодной - выстуженной - не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.

Лексический повтор - повтор слова:

Ветер, ветер —
На всём божьем свете!
(А. Блок)

Литота - преуменьшение: мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.

Метафора — перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд.

август — грозди
винограда и рябины
ржавой — август!
(М. Цветаева)

Метонимия — перенос по смежности:выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова.

Назывные предложения — предложения с одним главным членом - подлежащим: Полдень. Жарища страшная.

Неполные предложения — частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

Она пришла ко мне вчера (1) . Пришла и говорит… (2) .

Во втором предложении опущено подлежащее она , чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.

Параллелизм (= использование параллельных конструкций) — сходное синтаксическое оформление соседних предложений:

То не ветер ветку клонит,
не дубравушка шумит.
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
(Русская народная песня)

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.
(М. Цветаева)

Парцелляция — деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Перифраза - замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.

Пословица — образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры: На вкус и цвет товарищей нет. Волков бояться — в лес не ходить. Ученье — свет, а неученье — тьма.

Просторечие — слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы: давеча, завсегда, тама, здеся, забулдыга, дохлятина, отродясь, улыбаюся, ихнего,не влазиет.

Противопоставление — сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы . Пример (из банка заданий ФИПИ):

Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут - и турки сразу же выбросят белый флаг.

Разговорные слова — стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина. Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос — высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:Когда же это всё кончится? Где брать терпение?

Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ножкой ножку называть?..
(А. Ахматова)

Сравнение - сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, быстро).

Сравнительный оборот - развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзамикак, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота…
(М. Цветаева)

Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка.
(М. Цветаева)

Термин — слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора.

Цитирование — использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы заданий ФИПИ):

Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод ». Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие ».

Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё, вражина.

Эпитет - определение:

А он, мятежный , ищет бури,

Как будто в буре есть покой.
(М.Ю. Лермонтов)

Эпифора - (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:

Ведь звёзды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.
(А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")

Для подготовки к экзамену, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

Желаем Вам успешной сдачи экзамена!

КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ Задание 25 ЕГЭ по русскому языку.

Комментарий - слово, заимствованное в конце XV века из латинского языка, где commentarius «объяснение» - суффиксальное производное от commento «объ-ясняю». (Школьный этимологический словарь русского языка.)

Комментарий - объяснение, разъяснение, пояснение, толкование текста.

Создавая комментарий, выпускник должен показать, как автор раскрывает поднимаемую в тексте проблему.

Комментарий представляет собой рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме и дать понять свою позицию по этому вопросу.

комментарий

текстуальный

концептуальный

Текстуальный комментарий - это объяснение пишущим структуры исходного текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:

- какой случай из жизни (своей собственной, известного человека или вымышленных персонажей) приводит автор и как оценивает поступки своих героев?

- на каких мыслях своих героев акцентирует внимание читателей автор и почему?

- какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего?

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, JI. Андреев приводит развёрнутый монолог героя , который убеждает своего брата: безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Автор особо подчёркивает тот факт , что собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжёлом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека , которой, пройдя через тяжёлые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.

Концепционный комментарий - это интерпретация пишущим проблемы исходного текста: рассмотрение её актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу, существующих в обществе.

В отличие от текстуального, концепционный комментарий включает в себя ответы на следующие вопросы:

- насколько актуальна в наши дни эта проблема?

- почему эта проблема относится к разряду вечных?

- кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

- традиционна ли эта проблема или нова?

- если проблема традиционна, какие точки зрения существуют по её поводу?

- если проблема нова, что стало причиной её появления?

Приводя нравственные опенки военных действий своими героями, JI. Андреев размышляет над тем, почему человеческое сознание не может принять сам факт войны. Этот вопрос актуален как никогда . В последние годы вооружённые столкновения между людьми то и дело наблюдаются в разных частях земного шара. Поэтому проблема отношения человечества к войне является предметом постоянного обсуждения в средствах массовой информации. Как и автор данного текста, участники дискуссий уверены в одном : смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.

Концепционный комментарий не оценивается.

Необходимо создавать только текстуальный комментарий! То есть комментировать проблему только с опорой на предлагаемый для сочинения текст.

Именно об этом сказано в критериях 2016 года.

Требования, предъявляемые к текстуальному комментарию.

см.распечатку

  • При текстуальном комментарии пишущий акцентирует своё внимание на действиях и эмоциях автора исходного текста, показывая, как автор выстраивает свой текст и какие чувства испытывает, рассказывая читателям о той или иной жизненной истории .
  • Текстуальный комментарий не должен представлять собой простой пересказ исходного текста или его отрывка. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а составляя текстуальный комментарий показываем, что делает автор, привлекая внимание к той или иной проблеме .
  • Недопустима подмена текстуального комментария обширным цитированием исходного текста.
  • Текстуальный комментарий - это не цитирование обширного фрагмента исходного текста, не простой пересказ его содержания, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

4. При написании текстуального комментария выпускнику не следует пускаться в общие рассуждения по поводу всех проблем, затрагиваемых автором исходного текста. Необходимо показать, как автор раскрывает одну из проблем.

5. Чтобы избежать неоправданного лексического повтора, работая над текстуальным комментарием, необходимо варьировать слова, обозначающие автора исходного текста: «автор», «имя, отчество и фамилия», «публицист» и т.д. Для этого можно воспользоваться краткой информационной справкой, помещённой в КИМах после текста и содержащей общие биографические сведения о его авторе. Например: «Сикирич Елена Анатольевна (род. в 1956 г.) - современный публицист, философ, психолог, общественный деятель».

6. При написании комментария следует избегать фамильярности: не следует употреблять имя и отчество автора исходного текста без указания на его фамилию. Например: « Елена Анатольевна раскрывает поднятую проблему, приводя данные научных исследований, проведённых российскими учёными».

Составить развёрнутый текстуальный комментарий и показать, как автор выстраивает свой текст, чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, помогают ответы на следующие вопросы :

- какой случай из собственной жизни вспоминает автор?

- какие факты из биографии известных людей приводит автор?

- к каким историческим событиям обращается автор текста и что с их помощью хочет доказать?

- какими собственными впечатлениями и жизненными наблюдениями делится автор и чем они вызваны?

  • о каких поступках своих героев рассказывает автор и какую оценку им даёт (за что осуждает; чем восхищается)?
  • на каких мыслях своих героев акцентирует внимание читателей автор и почему?
  • какие мудрые изречения великих людей упоминаются в тексте и какое яв-ление или морально-нравственное понятие с их помощью автор стремится осмыслить?

- какие данные научных исследований приводит автор и какие жизненные наблюдения автора они подтверждают?

- какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы прояснить читателям своё отношение к поставленной проблеме?

Текстуальный комментарий должен содержать пояснительные замечания пишущего о действиях и эмоциях автора исходного текста, вызванных теми или иными жизненными событиями, наблюдениями, воспоминаниями .

Перейти от формулировки проблемы к её комментарию позволяют следующие речевые клише.

Примечание. Подобные клишированные фразы настраивают эксперта, читающего экзаменационную работу, на восприятие следующего за этими речевыми конструкциями микротекста как комментария .

Текстуальный комментарий предполагает, что пишущий акцентирует своё внимание не только на действиях автора исходного текста, но и на его переживаниях, вызванных анализом тех или иных жизненных явлений . Поэтому важно знать речевые конструкции, которые позволяют ввести в комментарий указание на эмоции и чувства автора.

Обозначение проблемы текста М.С. Крюкова и комментарий к ней

В чём заключается значимость человеческой личности? Как каждому из нас найти своё место в жизни? Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте из-вестного писателя М.С. Крюкова. Однако наиболее детально автором рассматри-вается проблема самооценки человеческой личности.

М.С. Крюков приглашает читателей поразмыслить над тем, почему каждому из нас необходимо правильно оценивать себя и к каким последствиям приводит за-вышенное или заниженное представление человека о своих возможностях. С этой целью автор обращает внимание общественности на тот факт, что некоторые люди нередко живут по принципу «я лучше, я умнее всех». Как показывает публи-цист, те, кто избрал эти слова своим жизненным девизом, обладают завышенной самооценкой. М.С. Крюков приводит убедительные примеры того, как завышенное представление о своих возможностях мешает не только самому человеку, но и окружающим его людям, а также общему делу, каким они занимаются. Поэтому писатель осуждает руководителей, завышенная самооценка которых не позволя-ет им поддержать дельное предложение, если оно исходит не от них самих, а от

кого-то из подчинённых.

Стремясь донести до нас свою мысль о том, что «истинная цена человека ра-но или поздно обнаружится», автор упоминает историю открытия имени под-линного создателя Александрийского маяка. Хоть по приказу и было выбито на нём имя фараона, но под этой надписью была со временем обнаружена другая: «Со-стрит, сын Дексифана из Книда - богам-спасителям ради мореходов». Так люди узнали о настоящем архитекторе.

Обозначение проблемы текста JI. Андреева и комментарий к ней

В тексте Л. Андреева рассматривается проблема отношения человека к вой-не. Писатель приводит нравственную оценку военных действий братом героя по-вествования, который не может привыкнуть «к самому факту войны». Считает, что это безумие, потому что невозможно постигнуть смысл необходимости убивать друг друга, когда от этого несчастны обе стороны военного конфликта «и всем одинаково больно».

Рассказчик неохотно участвует в дискуссии, потому что, только что вернув-шись с воины калекой, стремится быстрее окунуться в мирную жизнь, наслаж-даться самыми обыкновенными вещами, оценив их по-новому после суровых во-енных испытаний, мечтает о свободном, созидательном труде, о творчестве и заботе о своих детях.

Избегайте типичных ошибок при написании комментария:

1. Прямой пересказ исходного текста и его обширное цитирование приводят к снижению баллов при оценивании сочинения по критерию К2 («Комментарий проблемы»).

2. Не требуется констатации актуальности проблемы и характеристики её как социальной, нравственной или философской.





Задание 25 ЕГЭ 2018 по русскому языку, теория.

Алгоритм выполнения задания.

1) Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.

2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.

3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме, номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.

4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

Определения

Гипербола

Преувеличение

Сто лет не виделись,

Изображение людей или явлений в фантастическом, уродливо - комическом виде, основано на преувеличении

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

Дикие проклятья дорогой изрыгая.

И вижу: сидят людей половины.

О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский)

Выражение насмешки или лукавства посредством иносказания

Едва ли кто польстится на такую красавицу

Преуменьшение

Небо с овчинку, мозг с орех

Метафора

Скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков

Лес рук, голова кипит, он шипит от злости, костер рябины красной

Метонимия

Замена одного слова или выражения другим на основе близости значений

Тарелку съел, лес шумит

Олицетворение

Наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного

Небо нахмурилось, солнце улыбнулось

Перифраз(а), парафраз(а)

Замена одного слова описательным выражением

Мы едем в город на Неве.

Царь зверей сидел на камне.

Синекдоха

Вид метонимии, название части вместо целого или наоборот

Француз бежал (имеется в виду французская армия); Эй, шляпа! (при обращении к человеку)

Сравнение

Уподобление одной ситуации другой, одного явления другому (обратите внимание на союзы: как, словно, будто)

Глаза, как океаны; Храбрый, как лев

Эмоционально красочное определение

Добрый ветер, живительная влага, горящие глаза

Синтаксические средства

Единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Антитеза

Противопоста-вление

Полюбил богатый-бедную,

Полюбил ученый-глупую,

Полюбил румяный-бледную,

Полюбил хороший-вредную

Градация

Последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Инверсия

Нарушение порядка слов в предложении

Говорю тебе я правду. (Прямой порядок – я говорю тебе правду)

Лексический повтор

Повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.

Это еще не сказка. Сказка только начинается.

Оксюморон

Сочетание

несовместимого

Смотри, ей весело грустить.

Убогая роскошь.

Горячий снег.

Риторический вопрос / восклицание / обращение

Вопрос / восклицание /обращение, не требующее ответа

Отчего мне так грустно, береза?

Здравствуй, солнышко!

Что за люди!

Синтаксический параллелизм

Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста

Летал сокол по небу, Гулял молодец по свету.

Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…

Умолчание

Стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком

Баснь эту можно бы и боле пояснить –

Да чтоб гусей не раздразнить…

Эллипсис

Синтаксическое средство, основанное на пропуске одного из членов предложения

Татьяна ах! , а он реветь (Пушкин)

Парцелляция

Я! Говорю! Хватит!

Я думаю. Что вы не правы.

Однородные члены предложения / ряды однородных членов

Слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.

А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие,

непрохожие леса.(Солженицын)

Лесной перегной и мох впитывают

этот дождь не торопясь, основательно

Вопросно - ответная форма

Текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них

Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.

Фонетические средства выразительности

Аллитерация

Стилистический прием, при котором повторяются согласные.

Свищет ветер, серебряный ветер

В шёлковом шелесте снежного шума

Ассонанс

Повтор гласных

Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е)

Звукоподражание

Воспроизведение природного звучания какими - либо напоминающими его звуками

Трах - так - так! - И только эхо

Откликается в домах...

Лексические средства выразительности

Антонимы

Слова, противоположные по значению.

День - ночь, умный - глупый

Контекстные антонимы

Слова, противоположные по значению только в пределах контекста.

Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая

Синонимы

Слова, различные по написанию, но близкие по значению.

Путь -дорога, говорить - болтать

Контекстные синонимы

Слова, близкие по значению только в пределах контекста.

Жалобно, грустно и тоще

В землю вопьются рога…

Снится ей белая роща

И травяные луга.

Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написаю слова

Ручка (инструмент для письма) – ручка (дверная), ласка (животное) – ласка (нежность)

Паронимы

Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие по значению

Дипломат – дипломант, каменный – каменистый, абонент - абонемент

Диалектизмы

Слово или оборот, употребляющийся в определенной местности

Петух – кочет, балка - овраг

Жаргонизмы

Речь социальной группы, отличная от общего языка

Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка)

Профессионализмы

Слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде

Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика)

Слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике

Суффикс, метафора, гипотенуза

Книжная лексика

Слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи

Гипотеза, генезис, адресат

Разговорная лексика

Слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи

Белобрысый, жвачка

Просторечная лексика

Слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служат для резких оценок

Башка (вместо голова), втемяшиться (укрепиться в сознании)

Эмоционально - экспрессивная лексика

Слова, которые носят оценочный характер

Брехня, выскочка

Архаизмы

Устаревшее слово или оборот речи

Очи (глаза), чело (лоб)

Историзмы

Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали

Лакей, треуголка

Заимствованные слова

Слова, пришедшие в русский язык из других языков

Латте, вуаль, такси, ландшафт

Фразеологизмы

Лексически неделимое, устойчивое словосочетание

Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу