Результаты нир и их характеристика. Основы исследования. Виды научно-исследовательских работ

Под внедрением результатов научных исследований понимается реализация основных положений работы в промышленности. Ононачинается с передачи производству научной продукции в удобном для реализации виде: отчетов, инструкций, рекомендаций, технических заданий (ТЗ), технических условий (ТУ), технико-экономических обоснований(ТЭО) и т.д. Различают два основных этапа внедрения НИР: опытно-промышленное и серийное внедрение. Наиболее сложным является первый этап. Он требует больших финансовых затрат, значительной трудоемкости и связан с испытаниями, требующими -корректировок и переделок.

Опытно-промышленным внедрением завершаются практически все опытно-конструкторские работы (ОКР), направленные на создание новой и совершенствование существующей техники и технологии. В то же время прикладные теоретические исследования могут завершаться разработкой временных рекомендаций, указаний, инструкций и т.п., которые, в свою очередь, в дальнейшем проходят опытно-промышленную проверку в производственных условиях.

В заключении по законченной НИР Исполнитель (организация, выполняющая исследование) обязан сформулировать предложения по внедрение исследований и оценить его ожидаемые результаты. Эти предложения рассматриваются Заказчиком (организацией, финансирующей работу) направляются на производство для внедрения.

Внедрение НИР занимает значительный период времени, нередко превышающий период проведения исследований и создания научно-технических разработок. Для успешного внедрения достижений науки и техники в производство необходимы следующие основные условия:


Внедрение должно производиться по специальной разработанной программе, учитывающей производственные возможности предприятий, под постоянным авторским надзором и при помощи со стороны разработчика;

Работники предприятия, на котором планируется внедрение, должны иметь соответствующую подготовку и учитывать специфику объекта внедрения;

Должна быть обеспечена моральная и материальная заинтересованность в освоении достижений науки и техники как со стороны разработчика, и со стороны производства.

Контрольные вопросы и задачи

1.Структура отчета о научно-исследовательской работе.

2.Что должно содержаться в заключении отчета по НИР?

3.Структура статьи.

4.Подготовка рукописи к печати.

5.Составить рецензию на статью, предложенную преподавателем (или по выбору студента).

6.Что такое изобретение и полезная модель?

7.Что является и что не является предметом изобретения?

8.Структура заявки на изобретение.

9.Что такое аналог и прототип?

10.Чем отличается однозвенная формула изобретения от многозвенной.



11.Составить макет заявки на изобретение (прототип предлагается преподавателем).

12.Этапы внедрения результатов НИР.

Контрольная работа № 9

Литература

1.Основы научных исследований /В.И. Крутов, И.М. Грушко, В. В. Попов и др. /УМ.: Высшая школа. 1989. - 399 с.

2.Фрумкин Р.А., Михеев О,В. Основы научных исследований. - М. : Изд-во МГИ, 1990. - 114 с.

3.Основы научных исследований. Методические указания для самостоятельной работы студентов специальности 550600 "Горное дело" - Кемерово: ротопринт КузГТУ, 1995. - 40 с.

4.Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика М.: Наука, 1977. - 351 с.

5.Новиков Э.А., Егоров B.C. Информация и исследователь. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1974. - 192 с.

6.Универсальная десятичная классификация (УДК). Отраслевые таблицы по горному делу и смежным отраслям науки и техники. - М.: Изд-во ЦНИЭИУголь, 1974. - 152 с.

7.Езекиэл М., Фокс К. Методы анализа корреляций и регрессий. - М.: Статистика, 1966, - 559 с.

8.Венецкий И.Г., Венецкая В.И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. - М.: Статистика, 1976. - 447 с.

9.Айвазян С.А., Бежаева З.И., Староверов О.В. Классификация многомерных наблюдений. - М.: Статистика, 1974. - 292 с.

10.Бонепкий В.А., Богатырев В.Д., Казаков С.П. Классификация и оценка выемочных полей по фактору эндогенной пожароопасности. /Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых, № 4, 1982. - С. 73 - 77.

11.Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ. - М.: Статистика, 1977. - 156 с.

12.Гнеденко Б.В., Беляев Ю.К., Соловьев А.Д. Математические методы в теории надежности. - М.: Наука, 1965. - 524 с.

13.Резниченко С.С. Математическое моделирование в горной промышленности. - М.: Недра, 1981. - 216 с.

14.Рогов Е.И., Грицко Г.И., Вылегжанин В.Н. Математические модели адаптации процессов и подсистем угольной шахты. - Алма-Ата: Наука, 1979. - 239 с.


15. Вылегжанин В.Н. Физические и геомеханические основы оптимизации угольных шахт. - Новосибирск: Наука, 1981. - 210 с.

16.Потапов В.Д. Яризов А.Д. Имитационное моделирование производственных процессов в горной промышленности. М.: Высшая школа, 1981. - 189 с.

17.Седов Л.И. Методы теории размерностей и подобия в механике. - М.: Гостехиздат, 1957. - 428 с.

18.Веников В.А. Теория подобия и моделирования. - М.: Высшая школа, 1976. - 479 с.

19.Моделирование в геомеханике /Ф.П. Глушихин, Г.Н. Кузнецов, М.Ф. Шклярский и др. - М.: Недра, 1991. - 240 с.

20.Ушаков К.З., Бурчаков А.С., Пучков Л.А., Медведев И.И. Аэрология горных предприятий. – М.: Недра, 1987. - 421 с.

21.Пучков Л.А., Каледина Н.О. Динамика метана в выработанных пространствах шахт. – М.: Изд-во МГГУ, 1995. - 312 с.

22.Мясников А.А., Казаков С.П. Проветривание подготовительных выработок при проходке комбайнами. - М.: Недра, 1981. - 272 с.

23.Подготовка и оформление заявок на изобретения (методическое пособие) - М.: Госкомитет СССР по делам изобретений к открытий, 1987. - 115 с.

25.Свайрс ДЖ. Практическая физика. - М.: Мир, 1971. - 246 с.

26.Фрянов В.Н. Управление геомеханическими процессами и обоснование параметров систем разработки гидрошахт Кузбасса. Автореферат дисс. ... докт. техн. наук: Кемерово: ИУ СО РАН, 1989. - 42 с.


Темплак 1997 г., поз. 2

Сергей Павлович Казаков

В таблице 1 представлены этапы выполнения студентами различных видов научно-исследовательской работы.

Технологическая карта процесса выполнения НИР

1. Выбор темы.

2. Постановка проблемы.

3. Составление ориентировочного плана.

4. Подбор литературы по проблеме:

а) работа в библиотеке с каталогами (алфавитным, предметным, систематическим) по отбору литературы;

б) составление библиографических карточек на статьи, книги;

в) уточнение понятийно-категориального аппарата (работа со словарями, энциклопедиями, справочниками).

5. Изучение подобранной литературы:

а) работа с текстом;

б) конспектирование, аннотирование.

6. Систематизация материала, классификация его по определенным признакам и группам.

7. Написание текста первой главы работы «Теоретический анализ проблемы» (обзор литературы) в котором должны быть представлены:

а) исторический аспект исследуемой проблемы;

б) научные положения общей и специальной педагогики и психологии, характеризующие объект исследования;

в) методические, дидактические положения;

г) выводы по результатам анализа литературы по теме исследования;

д) формулировка гипотезы исследования.

8. Научно-теоретическое обоснование и разработка (адаптация) методики и методов исследования, определение изучаемых параметров, критериев оценки результатов эксперимента.

9. Проведение констатирующего эксперимента. Обработка результатов исследования, их качественно-количественный анализ. Составление и оформление таблиц, схем, иллюстраций. Формулирование выводов.

10. Рекомендуется (но не обязательно) провести формирующий эксперимент по разработанной студентом коррекционно-развивающей программе, включающей пояснительную записку с указанием цели и задач, теоретическую и практическую часть, формы реализации, количество часов, методы проверки эффективности.

11. Анализ экспериментальных данных, оформление результатов в таблицах, схемах, графиках, диаграммах, гистограммах. Формулирование выводов и рекомендаций по данным констатирующего (формирующего) эксперимента.

12. Оформление работы.

Структура и содержание научно-исследовательской работы студента

Работа состоит из двух взаимосвязанных частей: обзорной и содержательной. В первой отражается ход научно-теоретического исследования проблемы (по данным литературы). Вторая включает методику исследования и полученный результат.

В обзорную часть входят введение и глава I.

Научно-исследовательская работа начинается с введения, в рамках которого должны найти отражение следующие позиции (аспекты):

1. Обоснование актуальности.

2. Определение проблемы исследования.

3. Выявление предмета, объекта исследования.

4. Формулирование цели и задач исследования.

5. Выдвижение гипотезы и прогнозирование положительного эффекта, который может быть, достигнут в результате решения проблемы.

6. Определение теоретической и практической значимости, новизны исследования.

7. Выбор методов исследования.

8. Формулирование положений, выносимых на защиту (является факультативным).

Научно-исследовательская работа студента должна содержать следующие элементы:

– титульный лист;

– перечень условных обозначений (при необходимости);

– введение (общую характеристику работы);

– основную часть, представленную главами;

– заключение;

– список использованной литературы;

– приложения (при необходимости).

Титульный лист. Титульный лист должен содержать следующие сведения:

– полное наименование учебного заведения, факультета, кафедры, на которой выполняется научно-исследовательская работа;

– фамилия, имя, отчество студента;

– название работы, которое должно определять область проведенных исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию исследования;

– номер и название специальности;

– жанр работы, например, выпускная квалификационная работа;

– фамилии, инициалы, научные степени и звания научного руководителя и рецензента;

– город, в котором находится учебное заведение;

– год защиты научно-исследовательской работы.

Оглавление. Оглавление включает названия структурных частей работы (перечень условных обозначений, введение, названия глав, параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение) с указанием номеров страниц, на которых находится начало соответствующих структурных элементов. Оглавление должно быть помещено в начале работы, поскольку это дает возможность сразу увидеть ее структуру.

Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов.

Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень может быть представлен в виде отдельного списка, помещаемого перед введением.

Перечень обычно имеет вид столбца, в котором слева (в алфавитном порядке) приводится сокращение, справа - его детальная расшифровка.

Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

Введение - вступительная, начальная часть работы. В нем дается общая оценка состояния проблемы исследования (при необходимости исторический экскурс), очерчивается круг проблем, нуждающихся в изучении, определяется направление исследования. Введение, как правило, представляет собой краткий раздел объемом до 4 страниц.

Актуальность темы. Указывается и кратко характеризуется необходимость проведения исследований для решения конкретной задачи, развития направлений по определенной теме логопедии, отражается важность решаемых вопросов для специальной педагогики.

Постановка проблемы - первоочередная задача, суть научной проблемы заключается в «знании о незнании». Проблему создают противоречия, требующие разрешения. В педагогическом исследовании противоречия свидетельствуют о несоответствии между какими-либо явлениями внутри объекта изучения. Наличие противоречия требует научного поиска, совершенствования педагогических технологий (см. словарь) и проведения исследования по их реализации.

Проблема исследования должна быть актуальна (см. словарь), отвечать потребностям практики, иметь соответствующее научное решение. Обоснование актуальности проблемы позволяет конкретизировать тему исследования, которая, в свою очередь, должна быть тщательно продумана и корректно сформулирована. Например, «Профилактика предрасположенности детей дошкольного возраста с ОНР к дислексии».

Объект и предмет исследования. Конкретизировать рамки исследования позволяет определение его объекта и предмета. Обратимся к толкованию этих понятий.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Применительно к вышеуказанной теме объектом исследования является состояние устной речи и процессов, обусловливающих формирование предпосылок нарушения процесса чтения у детей дошкольного возраста с ОНР.

Объект исследования можно определить следующим образом: особенности формирования речевых и психических функций, обеспечивающих становление навыка чтения, у детей «группы риска».

Следующей основной характеристикой исследования является его предмет.

Предмет исследования - это представления автора о том, как рассматривается объект (с какой стороны, какие аспекты и т. п.).

Определение предмета исследования позволяет конкретизировать предполагаемый конечный результат. Предмет исследования является составной частью объекта, чаще всего он совпадает с темой исследования.

Предмет исследования - психолого-педагогическая технология выявления предрасположенности к дислексии и профилактика дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель и задачи исследования. Формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения этой цели. Формулируя цель, необходимо записать ее в нескольких вариантах, а затем определить наиболее подходящий.

Целями педагогического исследования могут быть:

1) разработка педагогических, научно-методических основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

2) выявление, обоснование, экспериментальная проверка педагогических условий формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

3) обоснование содержания, форм, методов и средств формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

4) разработка методики;

5) разработка теоретической модели чего-либо;

6) разработка требований, критериев эффективности педагогической деятельности.

Цель исследования в нашем примере можно определить следующим образом: разработка комплексных методик выявления предрасположенности к дислексии и профилактика дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В качестве цели педагогического исследования обычно формулируется в обобщенном виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Задачи исследования можно формулировать как этапы или части исследования.

На практике цели и задачи часто смешиваются. Задача - это обозначение конкретных вопросов, в совокупности обеспечивающих достижение общей цели исследования в области создания технологий педагогической деятельности, все элементы которых должны быть выявлены, обоснованы, спроектированы, разработаны и т. д., а затем экспериментально проверены, скорректированы и т. п.

Если задачи определяются как этапы, то они решаются последовательно, поскольку решение последующей задачи возможно только после решения предыдущей. Если задачи определяются как отдельные части исследования, то их можно решать одновременно, независимо друг от друга.

В нашем примере могут быть выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить методику исследования речевых и неречевых функций для выявления у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) предрасположенности к дислексии.

3. Провести исследования, направленные на выявление риска возникновения дислексии у дошкольников с ОНР.

4. Выявить особенности сформированности предпосылок овладения навыками чтения у дошкольников с ОНР.

6. Экспериментально проверить эффективность предложенных приемов коррекционной работы (в рамках формирующего эксперимента).

Цель обозначает то, что необходимо сделать, а задачи строятся в виде утверждений, направленных на достижение цели.

Гипотеза. После определения цели формулируется рабочая гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик и предвосхищающее результат исследования. Она формулируется на основе литературного обзора и является организующим и направляющим фактором первоначального этапа эксперимента, с позиций которого будет осуществляться исследование. В рамках гипотезы обобщаются данные эксперимента, она направляет исследование и прогнозирует его результат. Из гипотезы вытекает проект решения проблемы.

Гипотеза не должна носить очевидный характер и отражать явные предположения, поскольку проверка, а тем более исследование их, не имеет смысла.

В результате проведенных исследований гипотеза может подтвердиться или быть опровергнута. Выдвигать гипотезу нужно таким образом, чтобы она охватывала разные аспекты и стороны исследуемых явлений, процессов.

Для того чтобы гипотеза подтвердилась, а работа была практически значима, автор должен иметь хорошую теоретическую подготовку, осведомленность в проблеме исследования.

Гипотеза считается достоверной лишь после практической проверки и подтверждения ее соответствующими фактами.

Первая часть гипотезы является описательной, вторая - объяснительной, третья - прогностической. Однако такое построение не является строго обязательным.

Схема гипотезы может быть представлена в следующем виде: Если… то... так как...

Гипотеза исследования по специальной педагогике может содержать следующее:

2) утверждение о взаимодействии между особенностями психофизического развития, содержанием специальных коррекционных занятий и конкретными видами деятельности (игровой, учебной, трудовой);

3) утверждение о взаимодействии между видами коррекционной помощи (медицинской, психологической и педагогической);

4) утверждение о взаимодействии между видами коррекционных занятий, их содержанием и методикой, этапами и средствами коррекции;

5) утверждение о критериях и условиях реализации какого-либо вида деятельности (игровой, учебной, трудовой).

В нашем примере гипотеза может звучать следующим образом: Учитывая, что процесс чтения является сложной речевой деятельностью, овладение которой предполагает достаточный уровень развития устной речи, сформированности слухоречевой памяти и ряда невербальных психических функций, можно предположить, что комплексное изучение их состояния у дошкольников с ОНР позволит выявить группу риска возникновения дислексии и разработать психолого-педагогические технологии ее профилактики.

Формирование компонентов, обеспечивающих функциональный базис чтения, в процессе коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, позволит предупредить возникновение дислексии.

Методология и методы исследования. В процессе исследовательской работы (в студенческом научном обществе, при выполнении курсовой и дипломной работы) студентом решается вопрос о выборе методов. Методы научного исследования - это пути или способы, с помощью которых получают и систематизируют научные факты, на основании чего создаются новые теории, научные школы и направления. Программа исследования определяет очередность применения научного инструмента. Единый комплекс методов является методикой исследования. Используемая экспериментатором методика не только позволяет получать научные факты об изучаемом объекте, но и является инструментом проверки эффективности работы.

В работе приводятся названия и особенности использованных автором методов исследования. Детальное обоснование выбора методов исследования описывается в соответствующих главах работы.

Для получения достоверных результатов исследователь может опираться на различные классификации методов и методик научного исследования.

Одной из наиболее оптимальных является классификация Б. Г. Ананьева, включающая следующие группы методов:

1. Организационные методы, определяющие общую стратегию исследования:

а) сравнительный метод используется для сопоставления изучаемых величин и явлений, научных результатов;

б) лонгитюдный метод предполагает многократное обследование одной и той же выборки по заданным параметрам;

в) комплексный метод предполагает разделение функций между исследователями с целью более глубокого изучения объекта.

2. Эмпирические методы представляют собой способы сбора научных фактов. Это могут быть обсервационные методы: наблюдение, самооценка, рейтинг (суждение компетентных экспертов), биографические методы (анализ анамнестических данных, изучение документации).

Для определения потенциала развития речи и личности применяют диагностические методы: интервьюирование, анкетирование, тестирование и шкалы оценок.

Если ставится задача выявить зависимости между изучаемыми явлениями, то используются следующие экспериментальные методы: констатирующий эксперимент, формирующий и контрольный эксперимент.

Регистрировать акты поведения, анализировать продукты деятельности дошкольников, школьников позволяют праксиметрические методы.

3. Методы обработки данных Математико-статистические методы (количественная обработка результатов исследования, например, с помощью компьютерных программ).

4. Интерпретационные методы тесно связаны с организационными, являются способами обобщения и объяснения фактов и их связей: генетический способ объясняет материал с точки зрения генетических связей и явлений; структурный способ позволяет установить взаимосвязи между частями и целым, это путь к рождению новых гипотез и концепций.

В процессе научного исследования все методы должны использоваться в совокупности.

На нашем примере могут быть определены следующие методы исследования:

– организационные: сравнительный, комплексный;

– эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент;

– психодиагностические: тесты, диагностические задания, анкеты;

– биографические: сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации;

– интерпретационные и др.

Научная новизна. Во введении отмечаются признаки новизны исследования, его практическая, теоретическая и социальная значимость. Научная новизна может определяться в исследовании отличием полученных результатов от известных, в этом случае следует классифицировать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, обеспечено дальнейшее развитие и т.п.), раскрыть сущность новых результатов.

Новизна результатов научно-исследовательской работы определяется тем, насколько они развивают представления о том или ином явлении, системно проясняют сущность явлений, процессов, как они способствуют развитию науки и практики.

Научная новизна определяется, например, отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки целей, задач, гипотез.

Следует отметить новые данные, полученные в результате исследования, как в случае их соответствия с имеющимися в литературе данными, гак и в случае их расхождения с традиционными.

В нашем примере научная новизна может быть сформулирована следующим образом:

Научная новизна работы определяется:

Изучением особенностей проявления предпосылок возникновения дислексии у детей с ОНР.

Выявлением взаимосвязи между нарушениями речевых и неречевых процессов при ОНР и риском возникновения дислексии, определением ведущего нарушения в комплексе проявлений нарушений базиса чтения, структуры этих нарушений.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов. В работе, имеющей практическое значение, приводятся сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию.

Следует показать возможность использования результатов работы в интересах совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми. Необходимо отметить, к каким положительным результатам приведет использование полученных данных, указать, какие основные результаты и где уже нашли применение с оценкой эффективности их использования (в рамках формирующего эксперимента).

Рассмотрим теоретическую и практическую значимость полученных результатов в нашем примере.

Теоретическая значимость:

– поставлена и исследована проблема комплексного подхода по выявлению предрасположенности дошкольников с ОНР к дислексии с учетом современного понимания особенностей формирования процесса чтения;

– выявлены особенности речевых и неречевых психических функций, обеспечивающих освоение навыков чтения у старших дошкольников с ОНР;

– разработаны направления и содержание логопедического воздействия по профилактике возникновения дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Практическая значимость работы заключается в подборе методик логопедического воздействия по предупреждению и устранению возникновения риска дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Основные положения, выносимые на защиту. Положения следует формулировать таким образом, чтобы было очевидно, чему посвящено исследование. Указывают не просто результаты анализа деятельности, а закономерности явлений и процессов, их механизмы, роль в прикладном решении отдельной задачи. Например:

На защиту выносятся следующие положения:

– Для выявления факторов риска возникновения дислексии у детей дошкольного возраста с ОНР необходимо комплексное обследование устной речи, слухоречевой памяти, ряда невербальных психических функций, лежащих в основе становления навыка чтения.

– Нарушения устной речи, слухоречевой памяти и ряда невербальных психических функций приводят к дислексии.

– Специально адаптированная методика, направленная на изучение вербальных и невербальных психических функций у дошкольников, позволяет выявить группу риска по дислексии и предупредить возникновение нарушения.

Все вышеперечисленные разделы должны присутствовать в дипломной работе, курсовая работа, цель которой лишь первоначальное приобщение студента к педагогическому исследованию, этого не предусматривает.

Например, во введении к курсовой работе могут отсутствовать такие характеристики, как гипотеза, новизна, практическая и теоретическая значимость.

После определения основных характеристик педагогического исследования важно проанализировать их с целью выяснения соответствия друг другу. Анализу подлежат основные характеристики понятийно-категориального аппарата: тема, проблема, объект исследования, его предмет, цель, гипотеза, новизна, практическая и теоретическая значимость исследования, положения, выносимые на защиту (табл. 2).

Проводя анализ вышеперечисленных характеристик педагогического исследования, необходимо соотнести их с выводами, которые делаются в заключении дипломной работы. Как показывает опыт, проведение подобного анализа позволяет исправить все логические ошибки «аппарата исследования» и его выводов, придать дипломной работе цельность и логичность.

Основная часть. Основная часть научно-исследовательской работы делится на главы, параграфы, пункты. Каждый элемент основной части представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

Основная часть работы (представленная главами) содержит:

– обзор литературы по теме и выбор направления исследований;

– описание источников информации;

– изложение общей концепции и основных методов исследования;

– анализ и обобщение результатов исследований.

Основная часть начинается с обзора литературных источников по исследуемому вопросу (глава I) и определяется как теоретический раздел, в котором студент раскрывает основные этапы в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме.

Цель теоретического раздела - продемонстрировать ориентированность в проблеме исследования, обосновать гипотезу исследования и выбор способов ее доказательства.

Литературный обзор начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Затем целесообразно проанализировать и сравнить разные точки зрения авторов. Литературный обзор не должен превращаться в сплошную цитату.

В теоретическом разделе кратко, но достаточно глубокой систематизировано следует изложить состояние проблемы на данный момент, дать характеристику предмета исследования: определить основные категории и понятия, провести их классификации, оценить достижения отечественной и зарубежной науки по исследуемой проблеме. Ссылаясь на научные публикации, нужно кратко изложить дискуссионные точки зрения по разным вопросам специальной педагогики и дать им собственную оценку с ясно выраженной позицией студента.

В заключение обзора следует кратко охарактеризовать состояние проблемы и указать недостаточно изученные, дискуссионные вопросы. Это даст возможность определить актуальность исследования;

Желательно закончить обзор кратким резюме о необходимости проведения исследований в данном направлении и определить предмет своего исследования.

Таким образом, текст аналитического обзора должен соответствовать следующим требованиям:

– достоверность и полнота информации;

– логичность структуры;

– ясность, четкость изложения;

– композиционная целостность;

– аргументированность выводов.

В первой части практического раздела (глава II) излагается общая концепция и основные методы исследований, дается теоретическое обоснование предлагаемых методов, алгоритмов решения задач, излагается их суть, дается научно-теоретическое обоснование выбора направления исследования, описывается организация и содержание исследования: характеристика испытуемых, конкретные методики, процедуры исследования, критерии оценки результатов исследования.

Во второй части практического раздела (главы III, IV) приводятся данные констатирующего (и формирующего) эксперимента. Излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи (результаты изучения и обучения). Автору необходимо дать собственную оценку достижения цели и полноты решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных авторов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований по конкретному вопросу.

Порядок изложения материала должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целенаправленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей.

При написании работы студент ОБЯЗАН указывать авторов и источники, из которых он заимствует материалы. Цитаты обязательно заключаются в кавычки. Свободное изложение заимствованного текста допускается только со ссылкой на источник заимствования.

В завершение каждой главы следует приводить краткие описательные выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования, дает возможность «освободить» основные результаты от второстепенных подробностей.

Заключение . В заключении содержатся основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе.

Список использованной литературы. Список использованной литературы - это перечень источников информации, на основе которых выполнена работа (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе исследования, но не нашедшие отражения в основном тексте работы). Список составляется в алфавитном порядке.

Приложения . В приложения включают вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия работы, оценки ее научной и практической значимости: формулы и расчеты; таблицы вспомогательных цифровых данных; дидактический материал (речевой, наглядный) к методике исследования; исходные тексты программ ЭВМ с комментариями, краткое их описание в соответствии с ЕСПД (Единая система программной документации); распечатки контрольных примеров, экраны пользовательского интерфейса; иллюстрации вспомогательного характера.

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

ИНСТРУКЦИЯ

Порядок выполнения и приемки этапов НИР

и НИР в целом

ПОДЛИННИК

КОНТРОЛИРУЕМАЯ КОПИЯ № _____

НЕКОНТРОЛИРУЕМАЯ КОПИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАН: начальником научного управления

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом ректора от «12» октября 2011 г. .

3. РАЗРАБОТАН в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО п.7.5.1.

4. ВВЕДЕН впервые.

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального

без разрешения ОмГМА

Область применения

Термины, определения и сокращения

Общие положения

Порядок выполнения НИР

Порядок приемки этапов НИР

Порядок приемки НИР в целом

Приложения

Форма договора на выполнение научно-исследовательских (опытно-конструкторских, технологических) работ

· «Об образовании» (-1).

· «О науке и государственной научно-технической политике» (от 01.01.2001 № 127-ФЗ).

· «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ).

Гражданский (часть четвертая), Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации.

Государственные стандарты:

· Межгосударственный стандарт. Система разработки и постановки продукции на производство. «Порядок выполнения научно-исследовательских работ» ГОСТ 15.101-98.

· ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Постановления Правительства РФ:

· Постановление Правительства РФ от 01.01.2001. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».

· «Об утверждении Положения о научной деятельности высших учебных заведений государственного комитете Российской Федерации по высшему образованию » (приказ Госкомвуза).

· Положение «Об организации научных исследований, проводимых подведомственными учреждениями в рамках тематических планов по заданиям Министерства образования Российской Федерации и финансируемых из средств федерального бюджета » (приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.01.2001 N2219).

· Положение о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» (приказ Министерства науки и технологий Российской Федерации от 01.01.2001 № 125).

3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

3.1. В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями согласно ГОСТ Р ИСО 9000 и другие определения:

· Документ – это информация и соответствующий носитель.


· Задания Министерства на проведение научных исследований – это форма договора на выполнение научно-исследовательских работ в подведомственных вузах из средств федерального бюджета [Экспертная оценка проведения, организации и результатов научно-исследовательской деятельности в вузе. Методические рекомендации. – М.: Национальный институт бизнеса, 2006. – 50 с. (Утверждены решением аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 9 ноября 2006 г.)].

· Заказчик – это предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), по заявке которого или контракту с которым производится создание и (или) поставка продукции (в том числе научно-технической) [ГОСТ 15.101-98].

· Исполнитель НИР – предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), выполняющее НИР [ГОСТ 15.101-98].

· Контракт – это коммерческий документ, которым оформляются сделки (в том числе внешнеторговые) по купле-продаже продукции или услуг, включая оказание экономического и технического содействия зарубежным странам [ГОСТ 15.101-98].

· Научная и (или) научно-техническая продукция – это научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации [Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 01.01.2001 № 127-ФЗ].

· Научно -исследовательская работа (НИР)– это комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции. Под комплексом теоретических и (или) экспериментальных исследований понимаются фундаментальные, поисковые, прикладные и экспериментальные исследования, в результате которых будет получен научный или научно-технический результат (продукция) [ГОСТ 15.101-98].

· Отчетная научно-техническая документация (ОНТД) – это комплект документов, отражающих объективную информацию о содержании и результатах НИР (этапов НИР), а также содержащих рекомендации по ее использованию.

· Техническое задание на научно-исследовательскую работу (ТЗ) – это исходный технический документ для проведения НИР, устанавливающий требования к содержанию, объемам и срокам выполнения этих работ [ГОСТ 15.101-98].

· Этап НИР – часть НИР, являющаяся объектом планирования и финансирования.

3.2. В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ГОСТ – межгосударственный стандарт

ГОСТ Р – национальный стандарт

НИР – научно-исследовательская работа

НТС – Научно-технический совет

ПК – проблемная комиссия

ОмГМА – Омская государственная медицинская академия

ОНТД – отчетная научно-техническая документация

ТЗ – техническое задание на научно-исследовательскую работу

ФЗ – Федеральный закон

ЦНИЛ – Центральная научно-исследовательская лаборатория

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Цель и задачи:

Целью процедуры является обеспечение информационно-организационного и технического сопровождения планируемых и выполняемых НИР в структурных подразделениях ОмГМА.

Основными задачами процедуры являются:

· организация и представление научно-технической информации на государственную регистрацию и учет в вышестоящие органы научно-технической информации;

· обеспечение информационно-организационного и технического осуществления работ по мониторингу созданных научных или научно-технических результатов (продукции) и их первичному освоению (внедрению);

· регистрация полученных результатов научно-технической деятельности.

4.2. В процессе выполнения НИР должно быть обеспечено соблюдение требований ТЗ, в том числе разработаны и реализованы требования:

· по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды , совместимости и взаимозаменяемости;

· по стандартизации , унификации и метрологическому обеспечению;

· по ограничению номенклатуры применяемых материалов и комплектующих изделий;

· по экономическому и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов при создании и эксплуатации создаваемой продукции;

· по обеспечению конкурентоспособности продукции, намечаемой к созданию.

4.3. Основанием для выполнения НИР служит контракт (договор) (Приложение А) с заказчиком - в случае наличия заказчика, техническое задание на НИР (Приложение Б), календарный план выполнения НИР (Приложение В) и (или). Приложениями к договору являются протокол соглашения о договорной цене на научно-техническую продукцию (Приложение Г) и смета расходов на выполнение научно-исследовательских работ (Приложение Д).

4.4. Процесс выполнения НИР в общем случае состоит из следующих этапов:

· выбор направления исследований; проводят с целью определения оптимального варианта направления исследований на основе анализа состояния исследуемой проблемы, в том числе результатов патентных исследований, и сравнительной оценки вариантов возможных решений с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по аналогичным проблемам;

· теоретические и экспериментальные исследования; проводят с целью получения достаточных теоретических и достоверных экспериментальных результатов исследований, для решения поставленных перед НИР задач;

· обобщение и оценка результатов исследований, выпуск ОНТД по НИР; проводят с целью оценки эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем (в том числе оценки создания конкурентоспособной продукции и услуг);

· предъявления работы к приемке и ее приемка.

Этапы конкретной НИР, а также необходимость их приемки должны быть определены в ТЗ и контракте на ее выполнение.

4.5. Для экспериментальной проверки возможности создания образца продукции и определения его технических характеристик, проверки правильности результатов теоретических исследований и выбора оптимального технического и конструкторско-технологического решения и в процессе выполнения НИР при необходимости создают макеты, модели, экспериментальные образцы (далее - макеты).

4.6. Для обеспечения своевременного выполнения НИР и ее этапов, осуществления оперативного контроля за выполнением работ и составлением ОНТД исполнитель НИР при необходимости разрабатывает, согласовывает и утверждает план совместных работ на выполнение НИР*** (план-график, сетевой план-график или другой планирующий документ), содержащий последовательность и сроки выполнения этапов НИР, состав исполнителей, номенклатуру и сроки составления ОНТД по этапам НИР и НИР в целом, сроки приемки этапов и НИР в целом.

* Отчет о НИР – в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 (для зарегистрированных НИР), аннотированный отчет.

*** План совместных работ разрабатывают при выполнении НИР по созданию сложных изделий с участием нескольких соисполнителей.

Согласованный и утвержденный план совместных работ на выполнение НИР является обязательным для всех участников НИР.

В процессе выполнения работ исполнитель НИР по согласованию с заказчиком может уточнять и корректировать план совместных работ в пределах условий ТЗ и контракта на выполнение НИР.

4.7. Обеспечение информационно-организационного сопровождения планируемых и выполняемых НИР ОмГМА осуществляет Научное управление на основе анализа плановых документов и документов, отражающих результаты научно-исследовательской деятельности кафедр и ЦНИЛ ОмГМА.

На основе анализа плановых документов и экспертных оценок ежегодно формируется Тематический план НИР ОмГМА (Приложение Е).

Мониторинг результатов и эффективности научной деятельности проводится:

– по отдельным показателям ежеквартально на основании Отчета кафедры о выполнении отдельных показателей эффективности деятельности за __ квартал ___ года (Приложение Ж). По итогам мониторинга формируются Сведения о выполнении целевых показателей эффективности деятельности ОмГМА (раздел наука).

ежегодно на основании:

– Отчета о выполнении тематического плана НИР ОмГМА (Приложение И).

– Отчета кафедры о проведенных в __ году научных исследованиях и созданной научно-технической продукции (Приложение К).

По итогам мониторинга формируются Годовой отчет о результатах научно-исследовательской деятельности ОмГМА (Приложение Л).

5. П ОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ НИР

5.1. Выполнение требований ТЗ, в том числе по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости при изготовлении и испытаниях макетов и при реализации НИР осуществляют:

· на этапе выбора направлений исследований – путем проработки вопросов безопасности и экологии, формирования необходимых требований и разработки мероприятий по их выполнению;

· на этапе теоретических и экспериментальных исследований – путем уточнения и экспериментальной проверки этих требований при изготовлении и испытаниях макетов;

· на этапе обобщения и оценки результатов исследований – путем включения уточненных требований в отчетную научно-техническую документацию (далее – ОНТД).

Эффективность и достаточность разработанных требований и принятых мер по их реализации оценивают при приемке этапов НИР и НИР в целом и отражают в актах приемки и протоколах испытаний макетов.

5.2. Патентные исследования проводят на всех этапах НИР. Содержание и объем патентных исследований устанавливают в ТЗ и контракте.

5.3. Для оказания методической помощи при выполнении работ по, для участия при выполнении НИР в рассмотрении ее результатов или ее этапов, для оценки научно-технического уровня НИР, рассмотрения ОНТД и выдачи заключений на нее, для участия в контроле и приемке НИР и ее этапов могут по контракту с исполнителем НИР привлекаться головные НИИ по виду техники или другие специализированные организации, в том числе по технологии и материаловедению.

5.4. По результатам выполнения НИР составляется заключительный отчет о работе в целом. Кроме того, по отдельным этапам НИР могут быть составлены промежуточные отчеты, что отражается в ТЗ на НИР и в календарном плане выполнения НИР.

5.5 Ответственность за достоверность данных, содержащихся в отчете, и за соответствие его требованиям настоящего стандарта несет организация-исполнитель.

5.6. Структурные элементы отчета о НИР:

- титульный лист (Приложения М, Н, П);

- список исполнителей (Приложение Р);

- реферат (Приложение С);

Определения;

Обозначения и сокращения;

- введение ;

- основная часть ;

- заключение ;

Список использованных источников;

Приложения.

Обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом. Остальные структурные элементы включают в отчет по усмотрению исполнителя НИР с учетом требований заказчика.

6. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ ЭТАПОВ НИР

6.1. После завершения этапа НИР его результаты и разработанная ОНТД должны быть рассмотрены на заседании ПК ОмГМА или на заседании НТС с участием заказчика, головного НИИ по виду техники или других заинтересованных организаций по решению исполнителя НИР и заказчика.

Результаты рассмотрения этапа НИР оформляют протоколом.

6.2. Приемка этапа НИР заключается в рассмотрении и оценке результатов выполненных работ, качества предъявленной ОНТД и других материалов по этапу в соответствии с требованиями ТЗ и контракта, а также в подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов, если это указано в ТЗ или контракте.

6.3. К приемке этапа предъявляют:

· промежуточный научно-технический отчет по НИР / аннотированный отчет (Приложение Т) и другую ОНТД по НИР, предусмотренную ТЗ и контрактом;

· протокол о рассмотрении этапа НИР на ПК или НТС.

Этап НИР принимает комиссия, утвержденная приказом ректора по представлению проректора по НИР.

Результаты приемки оформляют актом сдачи-приемки этапа НИР (Приложение У), утверждаемым проректором по НИР. Утвержденный акт является основанием для того, чтобы считать этап НИР завершенным.

7. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ НИР В ЦЕЛОМ

7.1. После приемки этапов НИР исполнитель НИР оформляет ОНТД и другие материалы по НИР в целом, которые должны быть рассмотрены на заседании ПК (НТС).

7.2. Приемку НИР осуществляют постоянно действующие или специально создаваемые комиссии.

7.3. На приемку НИР исполнитель НИР предъявляет:

· утвержденное ТЗ, календарный план выполнения НИР;

· утвержденные акты приемки завершенных этапов НИР;

· окончательный научно-технический отчет по НИР/аннотированный отчет и другую ОНТД по НИР, предусмотренную ТЗ и контрактом;

· протокол о рассмотрении НИР на ПК или НТС.

· макеты, программы и методики испытаний макетов, если это предусмотрено ТЗ и контрактом;

7.4. Приемка НИР заключается в рассмотрении и проверке результатов выполненных работ на соответствие ТЗ, анализе качества принятых технических решений, а при необходимости и в подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов.

При приемке НИР оценивают научно-технический уровень исследований, обоснованность предлагаемых решений и рекомендаций по реализации и использованию результатов НИР для создания конкурентоспособной продукции и услуг.

7.5. По результатам сдачи-приемки НИР комиссия оформляет акт закрытия НИР (Приложение Ф), подписанный председателем и всеми членами комиссии и утверждаемый проректором по НИР.

Датой окончания НИР считают дату утверждения акта приемки НИР.

7.6. Результаты законченной НИР реализуют в соответствии с рекомендациями, изложенными в акте.

· Законченную НИР считают реализованной, если в соответствии с целями, поставленными в НИР, ее результаты использованы при разработке:

· основных направлений или федеральных (региональных, межгосударственных) целевых программ развития техники;

· новых (модернизации существующих) образцов продукции или их составных частей;

· технических заданий, по которым разрабатывают новые (модернизируют существующие) образцы продукции;

· решения о коренном изменении направлений отдельных научно-исследовательских, опытно–конструкторских или опытно–технологических работ;

· технических заданий на другие НИР;

· нормативных, технических и организационно–методических документов (стандартов, положений, методик, инструкций, руководств), используемых при разработке, производстве, эксплуатации и ремонте продукции;

· программ и методик испытаний новых (модернизированных) образцов продукции.

7.7. Права владения, распоряжения и использования объектов промышленной и интеллектуальной собственности, созданных в НИР, определяются действующим законодательством и контрактом.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Форма договора на выполнение научно-исследовательских

(опытно-конструкторских, технологических) работ

ДОГОВОР № ___

на выполнение научно-исследовательских

(опытно-конструкторских, технологических) работ

г. Омск «___» __________ 20__ г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, именуемая в дальнейшем ИСПОЛНИТЕЛЬ, . И. Новикова, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ______________________________________________,

(наименование объединения, организации, предприятия)

именуемое в дальнейшем ЗАКАЗЧИК, в лице ________________________ ,

(должность, фамилия, отчество)

действующего на основании ______________, с другой стороны, именуемые в дальнейшем СТОРОНЫ, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Заказчик поручает, оплачивает расходы и принимает выполненную работу, а Исполнитель обеспечивает выполнение и сдачу работы

Общая трудоемкость научно-исследовательской работы – 30 ЗЕТ.

Разработчики программы:

доцент каф. ГПГПиТП, доцент, к.ю.н. А.Н. Федорова

5. Структура и содержание научно-исследовательской работы

№№ пп Вид работ Сроки выполнения Исполнитель
Курс 5
1. Составление (актуализация) тематики исследовательских работ До 20 ноября Научный руководитель
2. Выбор темы исследования До 1 декабря
3. Составление библиографии по теме До 10 декабря Студент совместно с научным руководителем
4. Обоснование темы исследования и составление плана работы До 30 декабря Студент
5. Подготовка реферата по теме исследования До 1 янврая Студент
6. Один раз в семестр Научный руководитель
7. Зачет по НИР Зачетная неделя Научный руководитель, студент
Курс 6
8. Проведение НИР Студент
9. Доклады на конференциях, семинарах В течение года Студент
10. Корректировка плана исследования Один раз в семестр Научный руководитель
11. Зачет по НИР Зачетная неделя Научный руководитель
Курс 6
12. Проведение НИР Согласно Индивидуальному плану студента Студент
13. Подготовка научных публикаций Не менее 1 в год Студент
14. Завершение написания диссертации Студент, научный руководитель
15. Составление отчета о проделанной НИР и его представление на научно-исследовательском семинаре Зачетная неделя Студент, научный руководитель
Подготовка и защита магистерской диссертации Курс 7.
16. Предварительная защита диссертации За 2 месяца до ГЭК Студент
17. Подготовка автореферата магистерской диссертации За 2 месяца до ГЭК Студент
18. Подготовка заключения научного руководителя по магистерской диссертации Научный руководитель
19. Подготовка отзыва по магистерской диссертации Не менее чем за 2 недели до ГЭК Научный руководитель.
20. Защита магистерской диссертации На основании УП и графика защит Студент


Курс № 5.

1. Составление или актуализация тематики исследовательских работ. Тематика научно-исследовательских работ составляется в соответствии с научным профилем магистерской программы и должна соответствовать таким наукам как: теория государства и права; история государства и права; история учений о праве и государстве. Тематика магистерских диссертаций утверждается на заседании кафедры из числа наиболее актуальных проблем теории государства и права, истории государства и права, истории учений о праве и государстве. Преподаватели, за которыми закреплены магистранты представляют на утверждение примерную тематику магистерских диссертаций

2. Выбор темы исследования. После утверждения примерной тематики диссертационных исследований они вывешиваются на информационном стенде кафедры (института). Магистрант по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедры может предложить собственную тему исследования. Утверждение тем магистерских диссертаций происходит на заседании кафедры в октябре месяце.

3. Составление библиографии по теме. После утверждения темы исследования студент приступает к составлению библиографического списка по данной проблеме. Кроме научной библиотеки ТГУ студенту необходимо обратиться к электронным каталогам «Юридической библиотеки Спарк», Федеральному образовательному порталу «Юридическая Россия», Российской государственной библиотеки, Самарской областной библиотеки. Настоятельно рекомендуется просмотреть такие периодические издания как «Государство и право», «Правоведение», «Юрист», «Журнал Российского права», «Российская юстиция», «Законность», «Конституционное и муниципальное право и др» за последние 5 лет. Большую помощь в подборе литературы могут оказать также и информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант+». Основной акцент в подборе литературы должен быть сделан на научную литературу, использование учебников допускается только в исключительных случаях. Список подобранной литературы должен состоять из следующих основных разделов: нормативно-правовые акты; монографии; научные статьи; авторефераты диссертаций; диссертации; литература на иностранных языках.



4. Обоснование темы исследования и составление плана работы . Магистрант в декабре месяце предоставляет научному руководителю обоснование темы магистерской диссертации, в котором содержится: а) актуальность; б) объект и предмет исследования; в) цели и задачи; г) методология; д) планируемые результаты. Совместно с научным руководителем составляется план диссертации, который утверждается на заседании кафедры.

5. Подготовка реферата по теме исследования. Тема реферата исследования должна соответствовать теме диссертационного исследования. Реферат в данном случае представляет «мини» магистерскую диссертацию, в котором в сжатом виде излагаются основные проблемы исследования и возможные пути их разрешения. Реферат по теме диссертации оценивается научным руководителем. Объем реферата 25-30 страниц машинописного текста.

6. Корректировка плана исследования. Корректировка плана исследования происходит на основе реферата, в котором магистрант выявил наиболее спорные и проблематичные аспекты. Возможен и такой вариант, когда корректировка плана не требуется. Скорректированный план диссертации подлежит утверждению на заседании кафедры.

7. Зачет по НИР. Зачет принимается на основе отчета по НИР на научно-исследовательском семинаре

8. Научно-исследовательская работа студента проводится согласно индивидуального плана и включает: анализ нормативно-правовых актов; выявление пробелов в нормативном регулировании общественных отношений; анализ имеющийся научно литературы; обзор научных позиций по наиболее спорным проблемам; выработка рекомендаций, направленных на устранение пробелов правового регулирования; выработку обобщений, свойственных наукам теории государства и права; истории государства и права. Формулирование указанных проблем непосредственно в тексте диссертационной работы.

Курс № 6

9. Участие в конференциях. Составной частью научной работы студента является участие в проводимых конференциях. В качестве обязательных определяются конференции «Студенческие дни науки в ТГУ», ежегодная городская научно-практическая конференция «Молодежь, наука, общество». В конференциях магистрант может участвовать как в очной, так и в заочной формах. В иных конференциях магистрант участвует по согласованию с научным руководителем. Тематика докладов на конференциях, семинарах согласовывается с научным руководителем.

10. Корректировка плана исследования. Корректировка плана исследования является факультативным элементом и проводится по мере необходимости с научным руководителем с учетом выявленных магистратом в ходе исследования проблем.

11. Зачет по НИР. Для приема зачета по научно-исследовательской работе в семестре (НИР) на зачетной неделе организуется научно-исследовательский семинар для студентов магистратуры. К участию в семинаре могут привлекаться представители работодателей и ведущие исследователи по профилю магистерской программы. В работе семинара принимают участие все сотрудники кафедры. На научно-исследовательском семинаре магистрант докладывает о основных результатах исследования, после чего следует их обсуждение, дополнительные вопросы и выставление оценки.

Курс № 6.

12. Проведение НИР студента проводится согласно индивидуального плана и включает: анализ нормативно-правовых актов; выявление пробелов в нормативном регулировании общественных отношений; анализ имеющийся научной литературы; обзор научных позиций по наиболее спорным проблемам; выработка рекомендаций, направленных на устранение пробелов правового регулирования; выработку обобщений, свойственных науки теории государства и права; истории государства и права. Формулирование указанных проблем непосредственно в тексте диссертационной работы.

13. Подготовка научных публикаций. По наиболее проблемным аспектам магистерской диссертации студент обязан подготовить одну публикацию, объемом 0,5 печатных листа. Публикация должна содержать указание на актуальность проблемы, ее описание и возможные пути разрешения, собственные выводы и рекомендации.

14. Завершение написания диссертации. К концу первого семестра второго года обучения у магистранта должен быть готов черновик диссертации, который сдается научному руководителю на проверку. Черновик диссертационного исследования обязательно должен включать введение, основную часть, заключение и библиографический список. Основная часть должна состоять из глав, а главы из параграфов. В исключительных случаях допускается наличие одной главы без деления на параграфы

15. Составление отчета о проделанной НИР и его представление на научно-исследовательском семинаре. Данный пункт тесно взаимосвязан с пунктом 14. По черновому варианту диссертации, магистрант составляет отчет о проделанной НИР. В отчете должны содержаться основные итоги диссертационного исследования. Отчет докладывается на научно-исследовательском семинаре. Для приема зачета по научно-исследовательской работе в семестре (НИР) на зачетной неделе организуется научно-исследовательский семинар для студентов магистратуры. К участию в семинаре могут привлекаться представители работодателей и ведущие исследователи по профилю магистерской программы. В работе семинара принимают участие все сотрудники кафедры. На научно-исследовательском семинаре магистрант докладывает о основных результатах исследования, после чего следует их обсуждение, дополнительные вопросы и выставление оценки.

Курс 7.

Подготовка и защита магистерской диссертации

16. Предварительная защита диссертации. Для предварительной защиты диссертации создается комиссия. Предварительная защита диссертации проводится в марте месяце. На предварительной защите диссертант излагает основные положения диссертации, после чего членами комиссии задаются вопросы, просматривается текст диссертации, заслушивается также и научный руководитель, который дает предварительный отзыв на диссертационное исследование. По итогам предварительной защиты может быть сделан одни из следующих выводов: «Допустить к защите без замечаний»; «допустить к защите с замечаниями»; «не допустить к защите». Исправление замечаний контролируется научным руководителем в рабочем порядке.

17. Подготовка автореферата магистерской диссертации. На основе диссертации составляется ее автореферат, который включает: актуальность, методологию исследования, степень разработанности проблемы, объект и предмет исследования, новизну, научно-практическую значимость, апробацию исследования, а также основное содержание работы. Объем автореферата до 1 п.л.

18-20. Подготовка отзыва научного руководителя, защита магистерскойдиссертации проводятся в соответствии с требованиям Министерства образования и науки РФ, а также локальных нормативно-правовых актов ТГУ

Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Общая схема выполнения научного исследования представлена на рис. 4.1.

Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования.

Применительно к магистерским работам можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения:

1) подготовительный;

2) проведение теоретических и эмпирических исследований;

3) работа над рукописью и её оформление;

4) внедрение результатов научного исследования.

Рис. 4.1. Схема выполнения научного исследования

Представляется необходимым сначала дать общую характеристику каждому этапу научно-исследовательской работы, а затем более подробно рассмотреть те из них, которые имеют большое значение для выполнения научных исследований студентами.

Подготовительный (первый) этап включает:

    выбор темы;

    обоснование необходимости проведения исследования по ней;

    определение гипотез, целей и задач исследования;

    разработку плана или программы научного исследования;

    подготовку средств исследования (инструментария).

Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты.

Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, список тем диссертаций и авторефератов диссертаций.

Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др.

Исследовательский (второй) этап состоит из:

    систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов;

    проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора социально-экономической и статистической информации, материалов производственной практики;

    обработки, обобщения и анализа полученных данных;

    объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.

Третий этап включает:

    определение композиции (построения внутренней структуры) работы;

    уточнение заглавия, названий глав и параграфов;

    подготовку черновой рукописи и её редактирование;

    оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.

Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов и результаты диссертационных исследований рекомендуются для внедрения в практическую деятельность органов управления и в учебный процесс.

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под накопление научных фактов?

2. Из каких этапов состоит научное исследование?

3. Какие вопросы решаются на первом этапе исследования?

4. На каком этапе проводятся эмпирические исследования?

5. Всегда ли оформление рукописи является завершающим этапом?

6. Что понимается под актуальностью темы исследования?

7. Дайте определение понятию «проблема»?

8. Что значит сформулировать научную проблему?

9. Является ли цель научного исследования отражением темы исследования?

10. Цели и задачи научного исследования.

11. Объект и предмет научного исследования.

12. Чем отличается объект исследования от предмета исследования? Как они соотносятся?

13. Что понимается под методами исследования?

14. В чем особенности фундаментальных исследований?

15. В чем особенности прикладных исследований?

16. Разработки и их значение в технических науках.

17. Расскажите о взаимосвязи структурных единиц научного направления.

18.Перечислите основные требования к теме научного исследования.

19. Какая информация содержится в выводах?