Кто похоронен в исаакиевском. Исаакиевский собор

Самая главная тайна лично для меня в Исаакиевском Соборе -правда ли то, что на мощах (ну, естественно, на частицах) Александра Невского стоит надпись -Иисус Навин.

-Пожилая ленинградка заполняет в каком-то ЖЭКе анкету-
-"Васильева....Нина....Исааковна...
-Еврейка, поди?
-Ну да, а Исааковский Собор,- таки,- синагога?

ХРАМ ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛ АНТИЧНЫМ!!! И ВЕРОЯТНО ДО РОЖДЕНИЯ ПЕТРУШИ...

Исаакиевский собор считается одним из шедевров православной, российской христианской архитектуры. На первый взгляд в нем нет ничего странного.

Но это лишь на первый взгляд. Смотреть нужно внимательней.
Вот его ворота.



Образы очень напоминают античные, но не это самое важное. В храме нет ни одного....православного распятия

А найти восьмиконечный православный крест оказывается делом нелегким.



Эти православные кресты редкие православные элементы--в совершенно не православном храме
Обратите внимание--над иконой находится нечто иное как всевидящее око, которое православные считают символом масонов и сатанистов

Вот про распятия


Вот оно православное распятие


А вот католическое и это изображение одного из ниш Исаакиевского собора, в то время как православные распятия там отсутствуют

Внизу второе, католическое изображение с распятым Иисусом находится снаружи над одним из входов в собор.


Вообще-то, согласно официальному историческому мифу, Исаакиевский собор после освящения был главным кафедральным собором Российской империи.

И как так получилось, что при оформлении главного собора практически не используется основная символика, а распятие вообще показывается согласно чужим канонам?!

А вот узоры на полу собора

На полу и стене малозаметные узоры, они древнегреческие

Это эллинский ГРЕЧЕСКИЙ орнамент-меандр.

Вот на стене храма Адриана

Вот из храма Юпитера
Точно такие же орнаменты можно увидеть кроме всего прочего в Бальбеке

70-страница иллюстрации Монферана
Внешние признаки

Теперь немного о внешних особенностях собора--православный храм внутренне не православный, а внешне уже античный

А вот это уже римский пантеон

Почти тоже самое здание, только без купола

Парижский пантеон, как и в Иссакии вы там православных распятий не найдете

А это уже американский Капитолий,храмы в России, Европе и полит. здания в США строили по одному архитектурному стилю
Вот бостонский капитолий

Но куда интересней его старое изображение

Это что копия александрийского столпа?
Ну и вот Капитолий штата Айова в Де-Мойне

Он более всех похож на Исаакиевский собор
Кто построил Иссакиевский собор
Считается что собор спроектировал и построил иностранный скульптор Монферан. Но это не так.
Вот интересная иллюстрация из работы самого Монферана.

Это 1820 год, по изображению можно сделать вывод что идет не стройка, а скорее реставрация собора
На самом деле история такова
В 1809г. и 1813г. объявлялся конкурс о перестройке собора. Еще до объявления первого конкурса под руководством президента Академии художеств графа А.С. Строгонова была разработана программа нижеследующего содержания:
"Великлепные здания, воздвигаемые в северной столице России, подают мысль обратить внимание на собор Святого Исаакия Далматского.
Сей храм..., - требует по стечению столь важных обстоятельств приличного в отделке своей великолепия. Сие намерение открывает обширное поле к отличию художникам, известным дарованиями своими в зодческом искусстве; при сем случае могут они показать изящные свои способности в решении следующих задач:
1. Изыскать средства к украшению храма Святого Исаакия Далматского приличною и великолепною архитектурою, не закрывая (сколько можно) богатой мраморной его одежды.
2. Вместо ныне имеющихся на сем храме главы и колокольни приискать форму купола, могущего придать свойственное величие и красоту столь знаменитому зданию.
3.Придумать удобный способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя при том окружность оной в надлежащую правильность".
РГИА, ф.789, оп. 20 Строганов, д.36, л3. Сообщила Н.И. Никулина (Глинка), напечатано: Шуйский В.К. Огюст Моферран.
История жизни и творчества. - СПб.: ООО "МиМ-Дельта"; М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. стр 82-83.

Граф Строганов прямо указывал что был конкурс на переделку уже стоявшего храма, задачей было снять с него мрамор.
Это никак не вяжется с утверждением что 3-й Исаакиевский собор бы закрыт в в 1816 году. Именно 3-й собор был частично уделан мрамором

Википедия тоже цитирует Строганова, но цитирует так:
"Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность"
Вот такая схема подлога--википедия выдергивает из записки Строганова самое важное, то что собор уже был
Приписывать Монферану авторство Исаакиевскогоо собора глупо, еще вот выдержка из задания по перестройке Исаакиевского собора в "Записках" Вигеля:
"На словах Государь просил Бетанкура поручить кому-нибудь составить проект перестройки Исаакиевского собора так, чтобы сохранить все прежнее здание, разве с небольшою прибавкою, дать вид более великолепный и благообразный сему великому памятнику."

Ф.Ф.Вигель в своих записках прямым текстом указал что Исаакиевский собор не строился, а перестраивался
Признаки перестройки можно найти и сейчас

Три по центру - настоящие, а те что по бокам - свежие, это всё, что осилил Монферан при реконструкции собора, ему не хватило либо мастерства, либо времени на повторение оригинала.
Вот еще новодел

Одним словом примеров много
Никакого строительства 4-го Исаакиевского собора не было, то что сегодня есть это тот самый "третий" храм, как скорее всего "первый" и второй" храм.
Но зачем нужно было разбивать историю одного собора на 4-части и фальсифицировать его строительство Монфераном?
Дело в том что древний храм с элементами язычества и католичества, не имеющий никакого отношения к нынешнему православию.
Строительство 4-х соборов не более чем четыре реконструкции, где стиралось его языческо-католическое прошлое.

Но даже после всего этого удивляет что фальсификаторы не сняли католические распятия и не заменили их на православные. Они будто знали что это совсем не обязательно.

Действительно--утруждать себя было не нужно, ведь православные верующие настолько оболванены и слепы что не замечают что приходят в чужой храм.
Хотя от них это никто не скрывает, все на самом видном месте.

Добавлю что наличие католических распятий в Исаакии еще одно доказательство в пользу того что ранее католицизм и православие были одной конфессией, как впрочем христианство и ислам.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – православный храм с многовековой историей, «жемчужина» мировой и отечественной архитектуры. Посвящен святому Исаакию Далматскому. Исаакиевский собор, фото которого представлены на нашем сайте, является одним из символов Петербурга. Его золоченный купол и высокий барабан видны еще с Финского залива.

Исаакиевский собор. История создания

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге насчитывает более 300 лет. Над ним трудилось множество именитых архитекторов, живописцев, инженеров, скульпторов, ломщиков гранита и камнерезов.

Исаакиевский собор в Петербурге: начало

В XVII веке берега Невы подвергались частым подтоплениям и не подходили для заселения. Но молодой Петербург должен был расти, поэтому Петр I распорядился возвести здесь Адмиралтейство – центральную верфь страны.

Ее строительством занималось более 10 тысяч человек, которым требовались место для обращения к Богу. Но храмов, куда могли бы ходить люди, рядом не было. В конце 1706 года Петр I приказал найти помещение и переоборудовать его под церковь. Выбор пал на большой амбар, расположенный с западной стороны Адмиралтейства.

Первая Исаакиевская церковь создавалась под руководством графа Апраскина Ф. М., а проектирование шпиля занимался архитектор Х. ван Болес. Храм получился одноэтажным, с небольшой колокольней. Высота Исаакиевского собора была 4-4,5 м. Крыша покрыта восково-битумной водонепроницаемой смесью, которую использовали для пропитки днищ кораблей.

Создание храма заняло всего 3 месяца. Освятили его в мае 1707 года именем святого Исаакия Далматского, которого Петр I считал своим покровителем. Государь придавал Исаакиевской церкви большое значение. В 1712 году здесь произошло его венчание с Екатериной Алексеевной, а в 1723 году царь издал указ, согласно которому моряки должны были присягать только в Исакиевом храме. Церковь прослужила городу больше 10 лет и была разобрана, когда стало ясно, что она очень мала для развивающегося Петербурга.

Вторая Исаакиевская церковь в Петербурге

Второй Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге был построен в 90 метрах к западу от Адмиралтейства по чертежам архитектора Г. И. Маттарнови. Официальная закладка первого камня произошла в августе 1717 года. Храм высотой несколько десятков метров имел куранты, шпиль и небольшой центральный купол.

Архитектор Исаакиевского собора Маттарнови умер в 1719 году, и работы возглавил Н. Ф. Гербель. Через 3 года храм подвели под крышу, а еще через пару лет закончили сооружение купола и двух ярусов колокольни. С этого времени в соборе начали проводить службы. Куранты, шпиль и третий колокольный ярус доделали через 8 лет.

Ширина церкви составляла 17,5 м, высота колокольни – 24 м, сечение стен – 1,5 м. Главной «изюминкой» интерьера являлся золоченый резной иконостас, выполненный из дерева по эскизу И. П. Зарудного.

К сожалению, строительство Исаакиевского собора происходило в неудачном месте. Неукрепленный прибрежный грунт периодически подмывался водами Невы, что вызывало неравномерную осадку и трещины. В мае 1735 года в церковь попала молния, вызвавшая сильный пожар. В процессе ремонтных работ стало ясно, что даже после восстановления храм будет разрушаться из-за постоянной осадки грунта. Собор решили демонтировать, а новый построить подальше от реки.

11 июня (30 мая ст.ст.) 1858 года состоялась торжественная церемония освящения Исаакиевского собора.

У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба ‑ его строили четыре раза.

Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I. Заложили храм в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, ‑ отсюда и название. Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые. В 1735 году в собор ударила молния и начался пожар. В этом событии увидели "божье знамение", и храм был заброшен.

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого "Медного всадника", памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.

В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император, Александр I, предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект.

С последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Монферрану и было доверено возводить новый Исаакий. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах ‑ Александре I, Николае I и Александре II.

Работу сдерживал целый ряд причин ‑ многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также то, что фундамент ставился на болоте. Пришлось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. На этой мощной опорной подушке и возводился собор. Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии.

Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен. В марте 1822 года в присутствии царской семьи и толпы горожан была поднята первая колонна. Последнюю же поставили только через 8 лет, и лишь тогда началось строительство стен. Когда все уже двигалось к финалу, на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил присущее им пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Каменная громада собора вместе с куполом и крестом поднялась над городом более чем на 100 метров.

Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 11 июня (30 мая по ст. ст.) 1858 года.

Интересные факты .

Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет и на них было задействовано 125 тысяч рабочих ‑ каменщиков, плотников, кузнецов. На каменоломнях острова Пютерлакс под Выборгом шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Работы велись круглый год.

В каменоломнях Карелии осуществлялась добыча огромных гранитных блоков весом от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора добывались на Тивдийских и Рускольских мраморных ломках. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые ‑ в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских ‑ светлосерый с синеватыми прожилками.

Доставка этих блоков к месту строительства, возведение купола и установка 112 монолитных колонн, были труднейшими строительными операциями, потребовавшими от строителей множества технических нововведений. Когда один из инженеров, возводящих Исаакиевский собор, изобрел полезный механизм для облегчения труда строителей, он получил строжайший выговор за то, что не изобрел такую полезную штуку раньше, введя, тем самым, казну в напрасные расходы.

На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.

Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом на основе масла миро. Готовят миро по специальному рецепту, соединяя масло священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Смесь варится на огне, в чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.

Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Неотъемлемой частью золочения куполов собора было использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.

В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Когда приезжаешь в Санкт-Петербург, то одним из пунктов посещения обязательно должен быть Исаакиевский собор. Пожалуй, ни один из других православных храмов в России не овеян столькими легендами и тайнами. История строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге имеет столь длинную летопись, которая по времени практически сровнялась с историей самого города, что иногда в это сложно поверить. На данный момент он представляет собой уже четвертое по счету сооружение, которое попеременно возводили под одним названием в одном и том же месте различные правители. Именно о тайнах строительства Исаакиевского собора на протяжении веков и будет рассказано в данной статье.

Зарождение идеи

Само начало строительства Исаакиевского собора принято считать со времен Петра Великого. Как известно, величайший монарх в истории России родился 30 мая, в день, который находится под покровительством святого Исаакия Далматского, бывшего при жизни монахом в Византии.

Всю свою жизнь царь считал именно этого святого своим главным покровителем, а потому вполне понятно, почему он решил заложить для него первую церковь. Хотя особых заслуг у данного монаха и нет, его принято причислять к лику святых из-за того, что его подвергал гонениям император Валент в 4 веке нашей эры. Самое значительное его действие - основание после гибели Валента собственной церкви, которая прославляла единосущие Бога-Сына и Бога-Отца. Даже свое прозвище, Далматский, он получил от следующего игумена этой церкви - святого Далмата.

Первая церковь

Однако насколько бы ни был прославлен святой Исаакий, Петр 1 приказал в 1710 году начать строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В частности, это можно аргументировать тем, что во время строительства города на Неве здесь уже жило несколько тысяч людей, которым попросту некуда было ходить молиться.

Новая деревянная церковь была построена достаточно быстро, полностью за счет царской казны. Проектом постройки занимался граф который для участия в возведении шпиля пригласил голландского архитектора Болеса. Строительство Исаакиевского собора на этом этапе проводилось с учетом главного из существующих в стране канона - необыкновенной простоты. Сама по себе церковь представляла обычный бревенчатый сруб, который поверх был попросту оббит досками. Крыша была наклонной, что обеспечивало хороший сход снега. При этом строительстве высота Исаакиевского собора была всего около 4 метров, что попросту не идет ни в какое сравнение с существующим в настоящее время сооружением.

Постепенно Петр проводил в здании реставрационные работы, чтобы улучшить конструкцию и внешний вид, однако сама по себе церковь оставалась весьма скромной. Но это вовсе не значит, что она не была исторически незначительной - именно здесь в 1712 году Петр 1 провел обряд венчания с Екатериной Алексеевной, о чем до наших дней сохранилась специальная запись.

Вторая церковь

Второй этап в истории строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге начался уже в 1717 году. Деревянная церковь попросту не смогла противостоять погодным условиям и обветшала. Было принято решение на ее месте возвести новый каменный храм. И снова это делалось только за счет государственных средств.

Считается, что царь Петр сам заложил первый камень в фундамент новой церкви, внеся в строительство свою лепту. Для курирования проекта был привлечен видный архитектор Г. Маттарнови, который служил при дворе с 1714 года. Однако окончить постройку он не успел по причине собственной смерти, а потому проект строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге был доверен сначала Гербелю, а потом и Якову Неупокоеву.

Окончательно достроили церковь только через 10 лет после начала работ. Она была намного больше, чем первоначальная - более 60 метров в длину. Строительство производилось в стиле "петровского барокко", сооружение по своему внешнему виду невероятно напоминало Петропавловский собор. Особенно данное сходство можно заметить в колокольне, часы-куранты в которой были созданы в Амстердаме по одному проекту с теми, что находятся в Петропавловском соборе.

Само строительство Исаакиевского собора проводилось на На бывшем месте сейчас находится всадника. Однако место для застройки оказалось невероятно неудачным, поскольку постоянно поднимающийся уровень воды в реке существенно повреждал фундамент.

Окончание этой постройки можно отнести к 1935 году, когда после удара молнии церковь почти полностью сгорела. Несколько попыток ее реконструкции никакого эффекта не принесли. Было принято решение разобрать храм и перенести его подальше от речных берегов.

Третий собор

Новый виток истории строительства Исаакиевского собора можно начать отсчитывать с 1761 года. Указом Сената 15 июля данное дело было поручено Чевакинскому, а после восшествия на престол в 1962 году Екатерины 2 она только поддержала указ, поскольку собор было принято олицетворять с Петром 1. Однако Чевакинский подал в отставку и главным архитектором стал А. Ринальди. Торжественная закладка самого здания была осуществлена только в августе 1768 года.

Строительство Исаакиевского собора продолжалось по проекту Ринальди вплоть до смерти Екатерины. После этого архитектор уехал из страны, несмотря на то что сама церковь была возведена только до карниза. Столь длительное строительство напрямую зависело от грандиозности проекта - собор должен был иметь 5 сложных куполов и высокую колокольню, а стены всего здания предполагалось облицевать мрамором.

Столь высокие расходы не понравились Павлу 1, и он приказал ускоренными темпами закончить строительство Исаакиевского собора в Петербурге. По его приказу архитектор Бренн попросту испортил великолепное сооружение - оно вызывало своим нелепым видом недоумение и усмешки. Третий собор был освящен 20 мая 1802 года и состоял из 2 частей - мраморного низа и кирпичного верха, что привело к написанию нескольких эпиграмм.

Новый проект

Своим современным видом данный собор во многом обязан императору Александру 1. Именно он приказал начать его разбор, ведь нелепый вид попросту не соответствовал парадному облику центральной части столицы. В 1809 году был объявлен среди архитекторов конкурс на проект, который предполагал не столько само строительство Исаакиевского собора, а нахождение подходящего купола для него. Однако этот конкурс ничего не принес, а потому создание проекта было предложено молодому архитектору О. Монферрану. Он предложил императору 24 эскиза, ориентируясь на совершенно разные архитектурные стили, которые весьма приглянусь правителю.

Именно Монферран стал новым императорским архитектором в чьи обязанности вменялось перестроить собор, но при этом сохранить его алтарную часть, где находилось 3 освященных алтаря. Однако дальше пошли сплошные проблемы - архитектору пришлось составлять несколько проектов, которые нещадно критиковались другими.

Проект 1818 года

Первый проект создан в 1818 году. Он был достаточно прост и учитывал все указания императора, предлагая всего лишь немного увеличить собор в длину и разобрать колокольню. По замыслу предполагалось сохранить 5 куполов, сделав центральный самым большим, а остальные четыре малыми. Проект уже был утвержден правителем, начались постройки и принялись за разборку, однако с весьма резкой критикой выступил архитектор Модюи. Он написал записку с замечаниями к проекту, содержание которой сводилось к 3 аспектам:

  1. Недостаточная прочность фундамента.
  2. Неравномерная осадка здания.
  3. Неправильное проектирование куполов.

Все вместе сводилось к одному - здание попросту не выдержит и обвалится, несмотря на опоры. Дело было рассмотрено специальным комитетом, который прямо признал, что подобная перестройка невозможна. Правоту этого факта признавал и сам автор проекта, который апеллировал на то, что ориентировался на указания императора. Александр 1 был вынужден принять это во внимание и объявить новый конкурс, существенно смягчив имеющиеся требования. Дата строительства Исаакиевского собора вновь была отодвинута.

Проект 1825 года

В новом конкурсе Монферрану разрешили участвовать только на общих основаниях, однако он все же сумел его выиграть. Он полностью учел в своем проекте замечания и советы, которые были даны иными архитекторами и инженерами. Утвержденный в 1825 году проект Монферрана олицетворяет тот вид Исаакиевского собора, какой существует в настоящее время.

Согласно его решениям, было принято решение оформить собор четырьмя колонными портиками, а также добавить четыре врезанные в стены колокольни. По своему внешнему виду собор стал более напоминать квадрат, чем прямоугольник, на который архитектор опирался ранее.

Начало строительства

Принято считать, что годы строительства Исаакиевского собора шли с 1818 по 1858 год, то есть почти 40 лет. Несмотря на то что первый проект в конечном итоге не был использован, работы начались именно с ориентацией на него. Проводил их инженер Бетанкур, который должен был органично соединить старый и новый фундаменты.

Всего для строительства опоры было использовано более 10 тысяч свай, которые были нужны для укрепления и предотвращения обрушения здания. Применялся стиль сплошной кладки, поскольку в те времена он считался наилучшим при строительстве крупных зданий в болотистой местности, на которой и располагается Петербург. Всего на обновление фундамента ушло около 5 лет.

Следующим этапом в строительстве считается вырубка гранитных монолитов. Велись эти работы непосредственно в каменоломнях близ Выборга на землях помещиков фон Экспарре. Здесь было не только обнаружено большое количество гранитных глыб, но их было достаточно просто транспортировать при помощи открытого пути к Финскому заливу. Первые колонны были установлены уже в 1928 году в присутствии членов королевской семьи и многочисленных российских и иностранных гостей. Сооружение портика проводилось почти до конца 1830 года.

Далее при помощи кирпичной кладки были выстроены весьма прочные опорные пилоны и непосредственно сами стены собора. Появилась вентиляционная сеть и световые галереи, которые дают церкви великолепное естественное освящение. Сооружение перекрытий началось через 6 лет. Были выстроены не только кирпичные, но и декоративные покрытия, облицованные искусственным мрамором. Подобные двойные перекрытия являются характерной чертой только этого собора, поскольку ранее ни в России, ни в других странах Европы попросту не использовались.

Возведение куполов

Одним из самых важных моментов строительства было возведение куполов. Их надлежало сделать максимально легкими, но при этом весьма прочными, поэтому было отдано предпочтение изготовлению из металла, а не кирпича. Изготовленные на заводе Чарльза Берда, данные купола стали третьими в мире, которые были сделаны с применением металлоконструкций. Всего купол состоит из 3 частей, каждая из которых взаимосвязана с другой. Помимо этого, для теплоизоляции и улучшения акустики пустое пространство было заложено гончарными коническими горшками. После установки куполов их покрыли позолотой при помощи метода огневого золочения, во время которого использовалась ртуть.

Окончание строительства

Официально освящен собор был 30 мая 1858 года в присутствии императорской семьи и самого императора Александра 2. Во время освящения присутствовали войска, которые не только приветствовали императора, но и сдерживали огромные толпы народа, которые пришли посмотреть на открытие.

Кровавый собор

Невозможно не признавать величавую красоту собора, однако он имеет и другую сторону, причем весьма кровавую. По официальным сводкам при строительстве Исаакиевского собора погибло около 100 тысяч человек, то есть примерно четверть из тех, что вообще принимали участие в его строительстве. Подобные цифры попросту поражают, поскольку такие потери нередко даже превышают военные. А это было мирное строительство в столице весьма просвещенного государства. Даже по приблизительным расчетам жертвами строительства Исаакиевского собора каждый день было около 8 человек - и это при постройке христианского храма.

Впрочем, бытует мнение, что данные цифры являются совершенно неточными и приблизительное количество жертв колеблется в размере 10-20 тысяч, многие из которых умерли от болезней, а вовсе не от самого строительства, однако на данный момент точную информацию узнать невозможно. Считается, что большинство людей умерли от испарений ртути или несчастных случаев, поскольку работы велись без элементарных правил безопасности.

Внешний вид

Сам по себе Исаакиевский собор представляет собой великолепное здание, выстроенное в стиле позднего классицизма. Несмотря на то что архитектура данного сооружения уникальна и представляет собой самое высокое здание в центральной части Санкт-Петербурга, при близком рассмотрении можно заметить черты эклектики, неоренессанса и византийского стиля.

На данный момент высота собора превышает 101 метр, а длина с шириной около 100 метров, что делает его самым большим православным храмом в городе. Окружает его 112 колонн, а само здание облицовано светло-серым мрамором, что только добавляет величественности. Четыре фасада, названные по сторонам света, содержат различные статуи апостолов и барельефы, в том числе изображение самого архитектора.

Внутреннее убранство содержит 3 алтаря, посвященных самому Исаакию, великомученице Екатерине и Александру Невскому. Имеется витражное оформление, что характерно для католических, а не православных храмов, однако в этом случае было принято решение не опираться на данный канон. Внутри собор отделан мозаикой из смальты.

Заключение

Постройка одного из самых красивых и величественных соборов Российской Федерации велась на протяжении нескольких веков. Величественно храм выглядит даже на фото, и строительство Исаакиевского собора столь длительное и основательное становится совершенно понятным и объяснимым. Сейчас данное место уже практически не используется в роли самого храма, а считается с 1928 года музеем, но это достаточно знаменательно. Даже во времена Союза, который отвергал религию, никто не посмел покуситься на этот собор, хотя внутреннее убранство и было разорено.

В 20 веке наиболее пострадал храм во время Второй мировой войны, когда немцы проводили бомбежки, однако после были осуществлены реставрационные работы. После падения СССР в храме вновь начали проводиться службы, однако происходит это регулярно только по праздникам и воскресеньям, а во все остальные дни учреждение работает исключительно как музей.

С начала 2017 года были приняты попытки передать Исаакиевский собор в безвозмездное пользование Российской православной церкви, однако решение губернатора вызвало волны протеста. Решение Полтавченко косвенно поддержал президент Путин, который сказал, что собор изначально имел храмовое назначение. Но в преддверии выборов он отозвал столь непопулярное в народе мнение, и на данный момент вопрос о передаче соборе больше не стоит. Будет ли он подниматься в дальнейшем, пока неизвестно, поскольку представители РПЦ предпочитают отмалчиваться на данный счет. Однако их мнение достаточно ясно - собор является церковью, а потому вопрос не должен затрагивать политику, а строиться исключительно на любви и почитании к Богу.

Исаакиевский собор - крупнейший на момент постройки храм Российской Империи. Даже сегодня по высоте и объему он занимает почетное второе место после восстановленного Храма Христа Спасителя в Москве, причем по высоте отстает от него всего на полтора метра. Строительство собора велось без малого 40 лет, на работах по его возведению трудилось 400 тысяч человек, 100 тысяч из которых погибло. Результатом стал один из красивейших и величественнейших храмов мира, поражающий своими размерами, роскошью и качеством исполнения.

Исаакиевский собор расположен в центре города на Адмиралтейском острове в 500 метрах от самого сердца Петербурга, а некогда и всей империи - Дворцовой площади. Назван в честь преподобного Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра I:

Храм поражает! Монолитная громада 101 метр высотой. Строительство такого объекта стало бы вызовом даже для современных архитекторов, а в середине XIX века это было настоящее чудо инженерной мысли:

Фасады собора украшает большое количество бронзовых скульптур. Они вполне могли бы стать произведениями искусства сами по себе, но здесь выступают как часть ансамбля:

Фронтоны украшены бронзовыми барельефами. Это южный фронтон и барельеф "Поклонение волхвов":

Западный фронтон "Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием":

Портики собора поддерживают 48 гранитных колонн. Все они высечены из цельного куска камня, высота каждой 17 метров, вес - 114 тонн. Когда в порт Петербурга доставляли гранитные заготовки, из которых на месте высекали колонны, на набережной случалось столпотворение, в XIX веке транспортировка столь тяжелых грузов казалась немыслимой. Из установки первой колонны на фундамент будущего собора организовали целую церемонию: была приглашена царская семья, иностранные гости, ведущие архитекторы того времени. Благодаря хитроумному механизму установка колонн в вертикальное положение занимала не более 45 минут:

Эхо Второй мировой войны:

Колонны и ступени западного портика пострадали от немецких снарядов:

Сколы и выбоины решили не заделывать, оставили как напоминание о самой кровопролитной войне в истории человечества:

Вдоль колонн проложены водостоки, качество подгонки материала поражает, несмотря на стыки и использование разных материалов, желоб выглядит как единое целое:

Проработка деталей в Исаакии на высоте, здесь даже двери - произведение искусства:

Целый пост можно было бы посвятить одним только дверям:

Качество исполнения просто поразительное, это апостолы Петр и Павел:

Украшение потолка портика:

Самое время подняться наверх, билет стоит всего 150 рублей, очередь в кассу:

Как сообщает стенд у входа, наверх ведут 262 ступени:

Для удобства счета некоторые пронумерованы:

Подъем наверх занимает около трех минут:

По винтовой лестнице посетители выходят к одной из колоколен собора:

Отсюда нужно подняться по металлической лестнице, переброшенной от колокольни к колоннаде:

В соседней колокольне сделан лифт, он, как и огороженная площадка слева, предназначен для инвалидов, которым недоступен пеший подъем на саму колоннаду:

Вот я и наверху, высота 43 метра, отсюда отличный вид на Петербург:

Дворцовая площадь, вдалеке виден разведенный Троицкий мост:

Шпили Адмиралтейства и Петропавловского собора:

Купол Казанского собора:

Храм Спаса-на-Крови - собор, построенный на месте убийства императора Александра II:

На переднем плане купол католической Базилики св. Екатерины, на заднем - непонятный стеклянный диск, похожий на летающую тарелку. Если кто знает что это за здание, подскажите в комментариях:

Вид на Исаакиевскую площадь. Здание с колоннами - Мариинский дворец, стоянка автобусов организована на Синем мосту - самом широком мосту в мире, при длине всего в 30 метров, его ширина составляет 97,5:

В центре площади стоит конный памятник Николаю I:

Апостол Павел приветствует прохожих внизу:

Теперь пару слов о самой колоннаде. Она находится на высоте 43 метров и состоит из 24 колонн, уменьшенных копий тех, что поддерживают портик внизу, масса каждой - 64 тонны. Как их поднимали 180 лет назад на высоту четырнадцатого этажа - уму непостижимо:

Над колоннадой находится ангельская балюстрада. 24 бронзовых ангела стоят на чугунных постаментах аккурат над каждой из колонн расположенной ниже колоннады:

На балюстраду с колоннады ведет узкая винтовая лестница. Помню, что в 1999 году я поднимался по ней, но сейчас доступ наверх закрыт по соображениям пожарной безопасности - обеспечить быструю эвакуацию по такой узкой лестнице не представляется возможным:

Последний взгляд на обитателей крыши собора. Статуи ангелов поддерживают металлические крепежи и тросы, за ними спрятаны прожектора и камеры наблюдения:

С земли всего этого не видно:

Перед входом на лестницу заметил странную конструкцию - бетонные перекрытия уложены на обычные железнодорожные рельсы, скорее всего это следы послевоенной реставрации:

Путь вниз:

Слуховые окна разрисованы и заклеены наклейками, отношение к памятнику архитектуры как в