«Зачем нам нужен нос». Занятие первое «Как мы дышим. Исследовательская работа «Для чего нам нужен нос? О «мертвой точке» и «втором дыхании»

В. БУКОВ, доктор медицинских наук

«Без носа человек – черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..»

Н.В. Гоголь

Спросите опытного врача, даже из числа обладающих научными степенями и званиями: «Для чего человеку нос?». В лучшем случае вы получите ответ: «Для очищения вдыхаемого воздуха от пылевых частиц, увлажнения его и согревания», И еще добавят: «Для обоняния». Но очевидно, что все упомянутые важные для жизни процессы прекрасно осуществляются и у животных, не имеющих носа, но обладающих верхними дыхательными путями, то есть гортанью, трахеей и бронхами.

Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы критически к нему ни относиться, – украшение лица. Представить человека с двумя дырками на ровном месте просто невозможно!

А если серьезно?

Для чего нос появился у «человека разумного»? Ведь у его предков – человекообразных обезьян – такого органа не было! Давайте искать ответ вместе.

«Злые языки страшнее пистолета»

Говорят: слово ранит. Но это относится лишь к человеческой психике. Животные воспринимают не сами слова, а лишь интонацию, с которой они произнесены. Дело в том, что способность говорить, мыслить присуща человеку благодаря так называемой второй сигнальной системе мозга, которая у животных отсутствует. Чрезмерное раздражение клеток коры больших полушарий мозга – нейронов – у зверей, птиц, рыб происходит только по механизму первой сигнальной системы – через физическую боль. У людей, кроме того, и через слово, которое может действовать сильнее любой боли. Это делает наш мозг иногда беззащитным и ставит его в опасное положение.

Если бросить в стоячую воду один крупный камень, а в другом месте – с десяток поменьше, можно видеть, что волнение в первом случае будет сильнее и длительнее. Мелкие круги на воде быстро гасят друг друга. Такой же принцип используется мозгом для ослабления очагов возбуждения, он получил название индукционного. Получив сильное раздражение (испуг, боль, нервное потрясение), организм включает защитную систему. Животные начинают визжать, метаться, прыгать. Человек тоже неосознанно прибегает к использованию индукционного механизма – он стремится двигаться, громко говорит, иногда кричит, стискивает зубы или вызывает у себя сильную боль. От всего этого в нейронах коры больших полушарий возникают многочисленные дополнительные очаги вторичного возбуждения. Они-то, подобно волнам от мелких камней в нашем примере, отчасти гасят первичный очаг раздражения. По этой же причине зубная боль переносится легче днем во время бодрствования. И становится порой совершенно нетерпимой ночью, когда кора мозга спокойна, и в ней действует только один очаг раздражения – болевой.

Согласно законам физиологии, чрезмерное раздражение нервной клетки (нейрона), выходящее за пределы выносливости, обязательно приводит к возникновению в ней защитного торможения, которое называется «запредельным». Благодаря этому, клетка ослабляет или вообще перестает воспринимать какие бы то ни было раздражения, и тем самым спасает себя от повреждения. Надо сказать, что такая ситуация очень опасна для организма, ибо может надолго отключить целые группы нейронов. Обморок в этом случае, если можно так сказать, лучший выход из положения – он обычно недолог и проходит сам по себе. Иногда же нейроны отключаются на длительное время – дни, месяцы и даже годы, что сопровождается потерей человеком жизненно важных функций – способности говорить, слышать, видеть, двигаться. Такие состояния известны медикам как функциональные параличи на истерической основе. К счастью, иногда они обратимы, то есть исчезают при сильном нервном потрясении.

Эти свойства человеческой психики были, по-видимому, известны церковникам. Порой они пытались использовать их в своих интересах, совершая «чудесные исцеления» страждущих. Похожий случай высмеян в давнишней кинокомедии «Праздник святого Йоргена».

В суровой жизни древнего человека было много причин для страха, и потому нейроны коры больших полушарий мозга наших пращуров должны были испытывать непомерные нагрузки. Обладая такой невыгодной особенностью нервной системы, первобытный человек не смог бы выжить в борьбе за существование Но его спас новый защитный механизм, возникший одновременно со второй сигнальной системой. Этот защитный механизм – слезы.

Поплачь – легче будет...

Суть «слезного механизма» заключается в том, что в нейронах коры больших полушарий при стрессовых ситуациях мгновенно может возникать новый мощный, как бы отвлекающий очаг возбуждения.

Рис. 1. Слезный механизм: а) расположение функциональных центров; б) возникновение дополнительных очагов возбуждения

а) Рецепторы верхних дыхательных путей связаны с разными нервами: рецепторы носовых путей – с тройничными и обонятельными, а рецепторы гортани, трахеи и бронхов – с блуждающими нервами. Поступающие по тройничным и обонятельным рецепторам импульсы попадают в сосудодвигательный, дыхательный центры, в нейроны коры больших полушарии, в сердце. Они активизируют деятельность этих структур и всей центральной нервной системы, органов и систем организма. При сильном раздражении рецепторов верхних дыхательных путей повышается артериальное давление, усиливается дыхание и пульс, ускоряется обмен веществ. Человек начинает испытывать состояние нервного напряжения. Импульсы, поступающие по блуждающим нервам, действуют противоположно – снижают артериальное давление, замедляют дыхание и пульс.

б) Нос хорошо приспособлен к тому, чтобы слезы, вытекающие из носовых каналов, орошали все рецепторы – чувствительные окончания – тройничного и обонятельного нервов. Их раздражение вызывает в нейронах коры мозга встречный очаг возбуждения, который ослабляет чрезмерно опасный очаг, возникший от боли или в стрессовых ситуациях. Рыдания, нередко сопутствующие плачу, усиленно раздражают рецепторы блуждающих нервов в гортани. Идущие от них сигналы ослабляют функции нервных центров, сердца, нейронов коры головного мозга.

Вот как запускается этот механизм. Чрезмерное раздражение нейронов активизирует кору мозга. Усиливается функция всех систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, нервно-психической, центров мозга, желез внутренней и внешней секреции, в том числе и слезных Все это сопровождается расслаблением тонуса гладкой мускулатуры мочевого пузыря, прямой кишки, слезно носовых каналов. Именно поэтому при сильном испуге у некоторых людей с повышенной чувствительностью нервной системы и особенно у детей может произойти непроизвольное мочеиспускание и даже «медвежья болезнь». Но в первую очередь – слезы. Усиленно выделяясь из слезных желез, они поступают по слезно-носовым каналам в носовую полость. Нос человека отлично приспособлен к тому, чтобы слезы мгновенно орошали его слизистую оболочку, обильно насыщенную чувствительными окончаниями – рецепторами тройничного и обонятельного нервов. Раздражающие сигналы поступают в мозг и создают дополнительные очаги возбуждения. При нервном потрясении многие не просто плачут, а рыдают и даже кричат. С точки зрения физиологии это еще один защитный механизм, ослабляющий возбуждение нейронов коры мозга. При крике происходит усиленное раздражение рецепторов голосовых складок гортани (их почему-то часто ошибочно называют «связками»). Потоки импульсов из этой зоны, поступая в головной мозг, ослабляют возбуждение его структур. Поэтому неудивительно, что некоторые люди иногда пользуются таким способом обороны от вредного действия стрессов. Вероятно, они вынуждены так вести себя из-за слабой выносливости нервных клеток. Это свойство может быть не столько врожденным, сколько приобретенным по ряду причин. Например, «слезный механизм» работает плохо или совсем отсутствует, как бывает в случае непроходимости слезно-носовых каналов после перенесенного воспалительного процесса в слизистой оболочке. Такие люди плачут только «видимыми миру слезами», которые стекают по щекам. Поэтому, если человек не может плакать, – это не положительная особенность организма, а болезнь, требующая лечения.

Младенцы плачут по-особому. Вторая сигнальная система у них не развита, слезы выделяются в небольшом количестве, а слезно-носовые каналы еще не функционируют. Их крик служит сигналом физиологического неблагополучия, сообщить о котором малыши иначе не могут.

Встречаются люди с малой выносливостью нейронов к раздражениям. Когда потрясение очень сильно для них, а «слезный механизм» не успевает сработать, то деятельность нейронов затормаживается и их функция прекращается. Результат – обморок, Если в этот момент сильно раздражить рецепторы носа, например, дать понюхать нашатырный спирт, или причинить сильную боль, то под влиянием появившегося очага возбуждения торможение нейронов исчезает, и человек приходит в себя.

Люди с ослабленной функцией корковых нейронов чаще пользуются «слезным механизмом» – они плаксивы. И невропатологи по этому симптому судят о состоянии нейронов и его изменении при лечении. По мере выздоровления плаксивость пропадает.

В преклонном возрасте люди чаще пользуются носовым платком – выносливость их нейронов к раздражениям ослаблена, поэтому выше эмоциональная чувствительность.

Капризы погоды – капризы организма

Когда одновременно падает атмосферное давление, снижается температура воздуха и повышается влажность, самочувствие людей, особенно пожилых и больных, ухудшается. Труднее дышать, «скачет» кровяное давление, болит голова, быстрее устаешь. У страдающих гипертонической болезнью возникают кризы. Таковы печальные последствия капризов погоды.

Чтобы ослабить ущерб, наносимый здоровью переменой погоды, нужно знать механизм ее действия на организм. Казалось, погодные факторы прежде всего должны влиять на рецепторы кожных покровов. Однако эти предположения не подтвердились. Дело в том, что все существующие в организме человека рецепторы к постоянным, монотонным воздействиям быстро «привыкают» и не отвечают на них. Такое свойство рецепторов – благо. Нас не раздражает поэтому постоянная тяжесть одежды, мы не обращаем внимания на монотонный шум, ровный свет... Да ведь иначе и жить было бы невозможно! Зато рецепторы очень чувствительны к раздражениям переменной силы. Именно поэтому мы сразу ощущаем ничтожные перепады давления от ползущей, например, по телу мухи. Атмосферное давление, влажность и температура воздуха почти всегда изменяются медленно, их действие можно считать практически постоянным. Что же происходит с организмом при перемене погоды?

Основной фактор, раздражающий мозг при дыхании, – потоки импульсов, возникающие от перепадов давления воздуха в рецепторах дыхательных путей. При вдохе давление понижается, а при выдохе – повышается. Чем глубже и чаще дыхание, тем мощнее возникающие воздушные потоки и сильнее раздражение. Величина перепадов, в свою очередь, зависит от атмосферного давления: чем оно ниже – тем глубже вдох и длительнее выдох. Усиленно раздражаются структуры мозга, быстрее наступает их утомление. Оно и проявляется в затруднении дыхания, повышении артериального давления, головной боли, повышенной раздражительности и т.д. Таков в самых общих чертах механизм влияния на организм атмосферного давления.

Другой сильный раздражающий фактор – влага, особенно солоноватая, подобно слезам, крови, поту и другим физиологическим жидкостям. Как мы уже говорили, увлажнение рецепторов слизистой носа значительно повышает их чувствительность к иным раздражающим факторам – механическим, физическим, химическим. Конденсация на слизистой носа теплых водяных паров, насыщающих выдыхаемый воздух, и приводит к увлажнению. Причем процесс идет тем интенсивнее, чем ниже температура слизистой оболочки. Это, в свою очередь, зависит от степени охлаждения и влажности вдыхаемого воздуха, а также от интенсивности испарения влаги с поверхности слизистой, так как тепло при этом расходуется.

Наконец, раздражающим действием обладает мороз, начиная со слабого (от минус шести), а особенно после 20 градусов. Такое влияние холодного воздуха все мы не раз испытывали на себе. Во время зимних прогулок устаешь гораздо сильнее, чем после тяжелой работы в теплое время года. Даже если просто долго побыть на морозе, то вскоре утомишься – захочется спать. Происходит это потому, что вначале усиленное раздражение носовых путей морозным воздухом активизирует деятельность нервных центров головного мозга, всех функций организма. Через некоторое время наступает утомление – нужен отдых, сон.

Таким образом, при понижении атмосферного давления одновременно с похолоданием и увеличением влажности более интенсивно раздражаются рецепторы носовых путей, отчего усиливаются потоки импульсов к головному мозгу.

Безусловно, многих заинтересует: можно ли если не полностью, то хотя бы частично устранить отрицательные погодные влияния? И если да, то каким образом?

Пенсионерам, которые в основном и страдают от перемены погоды, вполне под силу выполнять следующие несложные рекомендации. При неустойчивой погоде необходимо по возможности «беречь дыхание». В эти дни избегайте повышенных физических нагрузок – временно прекратите занятия физкультурой, ограничьтесь минимумом работы на дому. Вредны и резкие запахи хвойного леса, цветов, духов, краски, особенно ацетона. Следует избегать повышенной влажности воздуха, которая бывает в квартире от стирки и сушки белья, кипячения воды, сжигания газа для отопления. Выходя на улицу, лучше всего укутать нос шарфом или платком, не переохлаждаться.

Постарайтесь меньше волноваться. Кору больших полушарий мозга надо беречь от дополнительного раздражения по механизму второй сигнальной системы – словом, шумом, музыкой и т.д. Полезно максимально ограничить круг общения с людьми – посещение общественных мест и особенно зрелищ (кино, театр, стадион).

Представление о том, что отрицательные последствия перемены погоды будто бы связаны с уменьшением в воздухе кислорода, глубоко ошибочно. Многие стремятся в такие дни поскорее выехать за город, погулять «на свежем воздухе». И зря. Кислорода в воздухе даже при резкой смене погоды вполне достаточно. Тем более для человека, не занятого физической работой, а живущего спокойно и размеренно.

О «мертвой точке» и «втором дыхании»

Утомление, усталость может испытывать не только организм в целом, но и некоторые группы его клеток в отдельности, об этом мы упоминали в начале статьи.

Плохо выносят раздражение нейроны коры больших полушарий мозга, и они почти отключаются от активной работы каждый раз, когда их хозяин спит. Если же им долго не давать отдыха, нейроны в конце концов заставят уснуть человека несмотря ни на что, – в любом, пусть самом неудобном, положении. Корковые нейроны могут постоять за себя! Собственно, они-то и вызывают в организме потребность в сне.

Гораздо труднее приходится нейронам дыхательного центра: они обязаны работать без остановок всю жизнь, ведь дыхание – это и есть жизнь! Правда, природа предусмотрительно снабдила дыхательный центр множеством «запасных» нейронов, которые подменяют уставшие клетки – «дежурят» в организме по очереди.

Но, увы, гомо сапиенс, человек разумный, не всегда благоразумен. Каким только испытаниям, даже издевательствам, не подвергаем мы часто свой организм. О пьянстве и курении и говорить нечего. Но вред здоровью – причем немалый – наносит и неосмотрительная погоня за спортивными достижениями В некоторых случаях запасных нейронов может оказаться недостаточно и дыхательный центр «объявит забастовку» – он резко ослабит и даже прекратит дыхание Если это продлится больше пяти минут, то наступит неизбежный финал – смерть. Не секрет, что во время спортивных соревнований бывают случаи остановки дыхания, в первую очередь у нетренированных новичков. И это несмотря на выработанную в организме защиту для предотвращения опасного раздражения нейронов дыхательного центра.

Суть этого механизма в следующем Главное «действующее лицо» здесь – голосовые складки гортани Как выяснилось, их тонус обусловлен состоянием дыхательного центра мозга. Когда этот центр усиленно работает, тонус складок повышен, и они плотно прижаты к стенкам гортани. Поэтому просвет голосовой щели максимально расширен и воздух проходит свободно.

Рис. 2.

Перевозбуждение дыхательного центра мозга грозит его остановкой. В процессе эволюции выработалась защитная реакция. При опасном перевозбуждении центра ослабляется тонус голосовых складок. Они частично закрывают голосовую щель, и их рецепторы усиленно раздражаются воздушной струей. Возникающие сигналы поступают по блуждающим нервам в головной мозг, замедляют функции нервных центров, двигательной зоны коры и работу сердца. Этим и объясняется так называемая «мертвая точка» – ослабление дыхания, способности к движению, снижение артериального давления и т.д.

По мере нарастания нагрузки (например, бег на длинную дистанцию) дыхательный центр устает, а когда возникает опасность торможения, тонус складок ослабляется, и они закрывают часть просвета голосовой щели. Дыхание у человека в это время интенсивное, поэтому мощная воздушная струя, проходя через суженную щель, усиленно раздражает рецепторы голосовых складок. Потоки импульсов по блуждающему нерву поступают в дыхательный, сосудодвигательный центры, сердце и двигательную зону коры полушарий, сигнализируя о необходимости сбавить обороты.

Команда выполняется: ослабляется дыхание, падает артериальное давление, пульс. Силы организма на исходе, но еще и не поздно остановиться, отдышаться. Если же, не вняв голосу организма, человек принудит себя работать или бежать дальше, то вскоре в прямом смысле упадет от изнеможения и не всегда его удается «откачать».

Такой резкий сбой в работе организма первыми подметили жокеи у лошадей. Ему дали название «мертвая точка», а наступающее, как правило, вскоре восстановление нормального дыхания и работоспособности организма назвали «вторым дыханием». Такие явления могут повторяться Вскоре они были обнаружены и у спортсменов. С ипподромов терминология перекочевала в спортивную медицину.

Подобное состояние живых организмов давно используют звероловы Они сутками с собаками преследуют зверя, не давая отдыха. Животное доходит до такого изнеможения, что не может двигаться и способно только огрызаться. Так при помощи лишь веревок и рогатин ловят даже тигров.

Опытные спортсмены утверждают, что при прочих равных условиях в спорте побеждает тот, у кого больше «остается» дыхания. Как пишет известный рекордсмен по бегу Петр Болотников, некоторые спорт смены начинают «умирать» от недостатка дыхания уже после нескольких сотен метров, другие же легко преодолевают «мертвую точку»

Недавно ученые выяснили, что если усиленно продувать верхние дыхательные пути воздухом, то можно экспериментально изучать, как возникают «мертвая точка» и «второе дыхание».

Дышите носом

О недугах, связанных с долгим нарушением носового дыхания, известно давно. В первую очередь это относится к детям. Постоянно «заложенный» нос, чаще от разросшихся аденоидов, может привести даже к отставанию малышей в умственном и физическом развитии. Нарушается сон, слабеет память, в облике появляется то, что медики называют «аденоидной маской». Помочь здесь может только оперативное восстановление носового дыхания. Причем обращаться к врачу надо не медля.

Как видим, недостаточное раздражение носовых рецепторов так же пагубно действует на здоровье, как и чрезмерное. Практические наблюдения были подтверждены экспериментами. Мало того: врачи доказали благотворное и даже лечебное влияние искусственного раздражения рецепторов носовых путей физическими, химическими и электрическими агентами. Этим объясняется умиротворяющее действие на организм запахов леса, лугов, полей, морского воздуха. Вдыханием приятных запахов в прошлом веке лечили многие болезни. Ингаляция паров химических веществ в носовые пути широко используется и в наше время.

Все то, что мы рассказали о роли носа и верхних дыхательных путей в работе организма, было установлено физиологами недавно. Теперь стало известно, что эти органы имеют еще большее значение: они обеспечивают рефлекторную регуляцию дыхания и участвуют в дополнительной регуляции кровообращения Но этот вопрос уже выходит за рамки нашей статьи.

И еще одно любопытное соображение, скорее гипотеза. Поскольку нос появился одновременно с гомо сапиенс как следствие возникновения второй сигнальной системы, видимо, по величине носовой кости можно судить о стадиях превращения человекообразной обезьяны в человека. Если это подтвердится, антропологи получат дополнительный критерий для определения возраста найденных при раскопках останков древних людей.

Литература:

  1. Костьиина Т., Никулина Г. Зачем человеку нос? Наука и жизнь, № 5, 1963.
  2. Буков В.А, Фельдербаум Р.А. Рефлекторные влияния с верхних дыхательных путей. М.: Медицина, 1980.
  3. Эйдельштейн С. Цивинский Е. Секреты дыхательных путей. Наука и жизнь, № 4, 1979.
  4. Самое загадочное чувство. Наука и жизнь, № 3, 1984.

Наука и жизнь. 1986. №4.

См. также:

  1. Буков В. Насморк – благо или зло? , 2007.
  2. Плужников М.С. Среди запахов и звуков.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида №3 «Рябинка»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе

Тема: « Мой замечательный нос»

Составила: воспитатель

Уланова Ирина Петровна

2015г

СОДЕРЖАНИЕ:

    Цель.

    Задачи:

Образовательные (обучающие)

Развивающие

Воспитательные

    Предварительная работа

    Оборудование для НОД

    Ход образовательной деятельности:

Вводная часть. Беседа.

Фонопедические упражнения «В осеннем лесу».

Игра «Узнай по запаху».

Закаливающее носовое дыхание.

Самостоятельная работа детей.

Анализ детских работ.

    Список использованной литературы.

Цель.

Способствовать формированию у детей потребности быть здоровым.

Продолжать расширять представления о здоровом образе жизни

Задачи:

Образовательные (обучающие):

    формировать представление детей о носе человека, о его функциях и значении в нашей жизни

    продолжать закреплять знания детей о том, как беречь свой носи правильно за ним ухаживать (продукты, побеждающие насморк)

    учить упражнениям, улучшающим кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышающим устойчивость организма к холоду, инфекциям

    тренировать навыки правильного носового дыхания

    обогащать словарный запас детей словами-признаками: гордый, важный, вредный, горбатый и т.д.

Развивающие задачи:

    продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия

    развивать быстроту мышления, творческое воображение

    развивать чувство формы и композиции

    расширять умение составлять узор из геометрических фигур на квадрате

    продолжить формирование интереса к познанию своего тела

Воспитательные задачи:

    воспитывать культурно-гигиенические навыки детей

    воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму

Предварительная работа в течение нескольких дней:

Образовательная область:

    Познание

- беседа об органах чувств у животных и человека

Чтение стихов, загадывание загадок про нос, знакомство с поговорками о носе

Проведение опыта фильтрации воды

Рассматривание таблицы с изображением носа

    Коммуникация

Индивидуальные рассказы детей по описыванию внешнего вида человека

Индивидуальные рассказы детей о здоровом образе жизни

Дидактические игры «Узнай по запаху»,

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Доктор Айболит», « На приеме у врача»

Настольно-печатные игры «Составь узор», «Кубики Никитина»

Дидактические игры «Не болей!», «Часы здоровья», «Полезно – вредно»

    Художественное творчество

Свободное рисование с использование трафаретов

Работа ножницами

Конкурс рисунков «Быть здоровыми хотим»

Раскрашивание в альбомах декоративных узоров

Чтение поговорок о здоровье

- чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, «Неболейка» И.Семеновой;

Оборудование для НОД:

    костюм Буратино (для ребенка)

    интерактивная доска

    продукты: апельсин, чеснок, лук, соления

    живые цветы

    аудиозапись спокойной музыки

    клеенки, салфетки, ножницы

    цветная бумага разных цветов

    листы квадратной формы - платочки

    клей-карандаш

Ход НОД:

    Вводная часть. Беседа .

Предлагаю детям послушать стихотворение Э. Мошковской «Мой замечательный нос!»

Я ничего не знаю,

И вдруг мой нос говорит,

Что где-то и у кого-то

Что-то сейчас подгорит!

Я ничего не знаю.

Это нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И во-о-он туда положил.

Я ничего не знаю,

Я в духоте сижу!

Нос говорит: «Погуляем!

Очень тебя прошу».

Ходишь с ним и гуляешь.

Он говорит со мной.

Он говорит: «А знаешь,

Пахнет уже весной!»

Ребята, о какой части лица это стихотворение? Верно, про нос. Покажите свой нос. Сколько у вас носиков? Один. Один нос и две ноздри. Теперь посмотрите друг на друга. Одинаковые у вас носы? Совершенно верно, разные. Дети смотрят друг на друга и сравнивают носы. Чем-то вы все похожи, но в то ж время у каждого ребенка свой неповторимый нос. Чем они отличаются? Они различаются формой носа.

Он бывает очень разным:

Добрым, вредным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.

И каждый по-своему хорош! Зачем человеку нужен нос? (Ответы детей). Одни страдания с ним. То с горки упадёшь да нос разобьёшь. То он чихает. Дышать мы ведь и ртом можем. Так? Так, да и не так.

На самом деле даже самый маленький нос - это очень важная часть тела! Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост! Помните, есть такая песенка:

У всех людей, у всех зверей

Имеются носы.

Носы важны, носы нужны

Не только для красы!

И ни чихнуть, и ни вздохнуть

Без носа нам нельзя…

Так для чего же нам носы? Да, чтобы дышать. А чем мы дышим? Верно, воздухом.

Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. (Обращаю внимание детей на изображение носа в разрезе на интерактивной доске.) Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Попробуй вытереть внутри нос платком после того, как пройдёшь по пыльной дороге. Тёмное пятно на платке покажет, сколько пыли осело в носу.

Далее воздух проходит через лабиринт. Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм. Проходя по лабиринту, воздух согревается и попадает в лёгкие уже тёплым и очищенным от микробов. Вот почему надо дышать не ртом, а носом. Меньше опасности надышаться пыли и простудиться.

Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем, и нос очищается.

А для чего надо всё время вдыхать и выдыхать воздух? Ответы детей. Сможем мы не дышать? Выслушиваю ответы детей. Зажмите и рот, и нос. Вот видите, нам обязательно нужно вдохнуть, а потом выдохнуть. И какое это радостное ощущение, когда грудь наполнит свежий воздух!

Дело в том, что и люди, и животные нуждаются в кислороде. Всем маленьким клеткам нашего тела нужен кислород, он их питает. Они словно кричат: «Тотчас же пришлите нам кислород! Иначе мы все погибнем от голода!»

Вот как важен нос для человека, через который поступает воздух с кислородом и питает всё наше тело.

Давайте поиграем.

    Фонопедические упражнения «В осеннем лесу».

В осеннем лесу дует ветер. «Ф-ф-ф...» продолжительный выдох.

Листья дрожат на ветру. «Ш-ш-ш.,.» продолжительный выдох.

Листья опадают. «П! П! П!» - короткий активный выдох.

Почему наш нос называют сторожем организма? Выслушиваю ответы детей. Послушайте загадку:

Вокруг носа вьётся,

В руки не даётся.

Что это? Верно, запах. Значит, сторожем нос называют потому, что он единственный из всех органов умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно. Запахнет в воздухе дымом - и нос сразу сообщит об этом мозгу (голове). А тот уж сообразит, что где загорелось. Донесётся из духовки вкусный запах зарумянившейся корочки - и хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Понюхает повар принесенное мясо - почувствует неприятный запах и узнает: мясо начало портиться.

Благодаря нашему замечательному носу мы можем наслаждаться чудесным запахом цветов.

    Игра «Узнай по запаху».

Предложить закрыть глаза и определить некоторые знакомые запахи. Для этого использую лук, апельсин, чеснок, цветы.

Раздаётся чихание, сопение. Входит Буратино, который жалуется, что чихает и вытирается рукавом, потом снова чихает на окружающих. Делаю ему замечание .

Здравствуй, Буратино. Пожалуйста, не чихай на нас. Ребята, подскажите Буратино, что надо иметь при себе? Правильно, носовой платок и им вытирать нос. Носовым платком при чихании надо закрывать нос.

А когда наш нос заболевает, необходимо обратиться к специальному врачу - оториноларингологу, который лечит болезни носа, ушей и горла. Наверное, ребята, вы с мамой ходили к такому доктору, и он выписывал вам лекарство (капли). Ты все понял, Буратино?

А еще насморк можно лечить не только каплями, но и продуктами, помогающими победить его. К таким продуктам относятся чеснок и лук.

Нос можно закалять. Повторяй, Буратино вместе с нами упражнения для закаливания носа.

    Закаливающее носовое дыхание.

Звучит спокойная музыка.

Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.

Открыть рот, кончик языка прижать к нёбу. (При этом включается ротовое дыхание.)

Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «ба-бо-бу».

Сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжав пальцы.

Для нормального дыхания в воздухе должно быть много кислорода. Для этого следует постоянно проветривать свою комнату или комнату нашей группы. Когда воздух свеж и чист, дышится легко у вас будет прекрасное самочувствие. А значит, вы будите меньше болеть.

А есть ли у вас дома комнатные растения? А у тебя. Буратино, есть дома комнатные растения? Как они называются? Комнатные растения радуют нас своей красотой, но не только для красоты они нужны. Они очень полезны для здоровья людей. Когда мы дышим, выделяется «плохой» газ (углекислый), воздух делается тяжёлым, спёртым, а растения поглощают «плохой» газ и выделяют «хороший» - кислород, необходимый для дыхания.

Растения обладают ещё одним чудесным свойством - они уничтожают микробов.

Все запомнил, Буратино? Буратино опять чихает и вытирается рукавом нос. Почему ты не пользуешься носовым платком? Буратино отвечает, что у него нет носового платка.

Ребята, давайте подарим Буратино красивые носовые платочки. Предлагаю составить узор на платке из геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? Круг, квадрат, треугольник, овал. Вырежете из цветной бумаги, которая лежит у вас на столе любые геометрические фигуры и составьте из них узор на платке.

    Самостоятельная работа детей

Дети вырезают из цветной бумаги геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы) и составляют из них узор на платке, приклеивают детали.

Во время работы напоминаю детям о технике безопасности при работе ножницами. Напоминаю. Чтобы дети пользовались салфеткой и клеенкой при выполнении аппликации. При необходимости, подсказываю как составить узор. Напоминаю про аккуратность при выполнении работы.

    Анализ детских работ

В конце образовательной деятельности предлагаю оформить выставку детских работ. Дети вместе с Буратино рассматривают «платочки», делятся впечатлениями.

Перед уходом Буратино с благодарностью принимает эти «носовые платочки», подаренные детьми.

« Ребята, вы все молодцы! Какие красивые платочки получились! Я обязательно буду ими пользоваться. Спасибо вам за помощь.»

    Итог НОД:

Ребята, о какой части лица вы сегодня узнали? Да, о носе. Зачем нам нужен нос? Ответы детей . Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Буратино обещает обратиться к врачу и использовать все полученные знания. Дети прощаются с Буратино.

Список использованной литературы:

1. М.Н.Щитинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» (издательство: АЙРИС ПРЕСС, Москва 2007г.)

2. Энциклопедия «Тело человека» Вкус и обоняние (издательство: ООО « Де Агустини» 2007г.)

3. Энциклопедия «Все обо всем» Мое тело (издательство: «АСТ», Москва 2002г.)

4. Энциклопедия для детей «Тело человека» (издательство: «Махаон» Москва 2008г.)

«Для чего человеку нос?»

Конспект ООД по валеологии.

Программное содержание:

Познакомить детей с важным органом чувств – носом;

Дать понятие об основных функциях носа (очищение и согревание воздуха, улавливатель запахов);

Закрепить правила гигиены и ухода за носом;

Словарная работа:

Уточнить значение слов: фильтр, сторожевой пост.

Материал:

Рисунок человека без глаз и носа;

два стакана: один пустой, другой с грязной водой, ватно-марлевый фильтр;

снежинки; иллюстрации фильтра, печки;

пограничника с собакой; материал для игры «Угадай по запаху»: мандарин, мыло, духи, банан.

Ход:

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.

Воспитатель: Отгадайте загадку: Между двух светил Я один. (Нос)

Стук в дверь. Входит Карандашкин с рисунком в руках.

Карандашкин: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карандашкин. Я нарисовал веселого человечка и принес вам его показать.

Воспитатель: Смотрите, дети, какой-то человечек странный. Чего-то у него не хватает?

Дети: У человечка не хватает глаз.

Воспитатель: Карандашкин, ты забыл нарисовать глаза. Дети, для чего человеку нужны глаза?

Дети: Глаза человеку нужны для того, чтобы он мог смотреть.

Карандашкин рисует глаза.

Воспитатель: Ребята, а теперь все правильно?

Дети: Нет, не хватает носа.

Карандашкин: Рисовать нос я не буду. Знаете почему? Если я нарисую ему нос, он его задерет и нас замечать не станет.

Воспитатель: Карандашкин, ты не прав. Нос нам нужен не только для того, чтобы его задирать. Ребята, для чего нам еще нужен нос?

Дети: Нос нужен для того, чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте подышим носиком. У вас под стульчиками лежат снежинки.

Дыхательное упражнение «Сдуем снежинку»: Раз, два, три . Возьми снежинку,

Раз, два, три. Сдуем пушинку

Полетела, покружилась

И на землю опустилась.

Карандашкин: Дышать можно и ртом.

Воспитатель: Да, можно, но через нос дышать лучше.

Нос очень важен для нас. Нос – это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Мы делаем вдох и втягиваем ноздрями воздух. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они все время колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой ленте, прилипают на лету пылинки.

Поэтому нас нос называют живым фильтром. А вы знаете, что такое фильтр? (Ответы детей)

Воспитатель: Фильтр – это механизм для очистки чего-то. Например, воды или воздуха. Я покажу вам, как работает простой фильтр из ваты и марли.

Опыт с фильтром:

У меня на столе два стакана. Один стакан пустой, а другой с грязной водой.

Серёжа, помоги провести опыт. В пустой стакан вставляем фильтр и выливаем через него грязную воду. Посмотрите, вода стала чистая, а фильтр – грязный.

Ребята, кто запомнил, что такое фильтр? Вывешивается изображение фильтра .

(Ответы детей)

Воспитатель: Изнутри стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым все время струится горячая кровь. Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Пробегая по этим извилинам, даже холодный морозный воздух успевает согреться и становится теплым. Вот почему нужно дышать не ртом, а носом – меньше опасности надышаться пыли и простудиться.

Вывешивается изображение печки. Карандашкин, ты понял, что нос делает с воздухом?

Карандашкин: Да, нос – очищает и согревает воздух.

Карандашкин: Ребята, я вспомнил одного своего друга, у которого очень длинный нос. Кто-нибудь из вас знает его?

Дети: Это Буратино

Карандашкин: Давайте немного подвигаемся. Вставайте на ножки.

Физкультминутка: Буратино потянулся

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

Карандашкин: Скажите, а нос – это только фильтр и печка?

Воспитатель: Нет, не только. Ещё нос называют сторожевым постом, потому что он единственный из всех органов чувств умеет воспринимать запахи. А это очень важно. Запахнет в воздухе дымом – нос сразу сообщит об этом. Донесется из духовки вкусный запах – хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Именно запах предупреждает иногда нас об опасности или помогает определить качество продуктов.

Выставляется иллюстрация с изображением пограничника с собакой.

Воспитатель: Послушай, Карандашкин, какое стихотворение знают ребята. Его написала Э. Машковская. Оно называется «Мой замечательный нос».

Стихотворение читают дети:

Я ничего не знаю

И вдруг мой нос говорит:

Что где-то у кого-то

Что-то сейчас горит.

Я ничего не знаю

Но мой нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И вон туда положил.

Я ничего не знаю

Я в духоте сижу.

Нос говорит: «Погуляем,

Очень тебя прошу»

Ходишь с ним и гуляешь

Он говорит со мной.

Он говорит: «А знаешь?

Пахнет уже весной!»

Карандашкин: Я хочу проверить, как мой нос умеет улавливать запахи. У меня есть волшебная шкатулочка, в которой собраны различные запахи. Узнаете ли вы, что находиться в баночках?

Карандашкин достает шкатулку, в которой лежат непрозрачные баночки с маленькими дырочками. В баночках находятся различные продукты, имеющие яркий запах.

Карандашкин: Молодцы! У вас носики очень хорошо умеют различать запахи. Так для чего еще нам нужен нос?

Дети: Нос нужен для того, чтобы улавливать запахи.

Спросить несколько детей.

Воспитатель: А теперь зажмите нос и скажите слово Ни-на. Получилось красиво? (Ответы детей)

Так для чего нам еще нужен нос?

Дети: Нос нужен нам для того, чтобы красиво разговаривать.

Воспитатель: А теперь скажите, почему наш нос заболевает?

Дети: Нос заболевает тогда, когда в него попадают микробы.

Воспитатель: Как наш нос старается освободиться от микробов?

Дети: Мы чихаем.

Воспитатель: Дети, мы много с вами говорили о носе. А теперь я хочу узнать, знаете ли вы правила гигиены и безопасности носа. Отвечайте можно или нельзя.

Карандашкин путает.

Ковыряться пальцем в носу или острым предметом (нельзя)

Вытирать нос своим носовым платком (можно)

Засовывать в нос мелкие предметы (нельзя)

Пользоваться чужим носовым платком (нельзя).

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете правила гигиены и безопасности носа. А как мы с вами в детском саду закаливаем наш носик?

Дети: Мы с ним гуляем. Мы его моем и прочищаем.

Воспитатель: Ну, что Карандашкин, ты понял, как важен для нас нос?

Карандашкин: Да, я понял как важен для нас нос. Нос и очищает и согревает воздух, а еще он улавливает запахи. А ещё помогает нам красиво разговаривать. Я сейчас нарисую нос человечку.

Карандашкин рисует нос.

Карандашкин: Мне пора идти. Я пойду и нарисую еще что-нибудь и принесу вам. До свидания!

Дети: До свидания! Приходи к нам еще.

Карандашкин уходит.

Воспитатель: А вы, дети, запомнили, для чего нам нужен нос?

Ответы детей. Помогают отвечать иллюстрации.


Неисповедимы и неожиданны пути поиска. Бывает, что случайно замеченный факт ведет к научному открытию. Такая случайность, как правило, закономерна. Недаром И. П. Павлов говорил, что тот, у кого в голове нет идей, не заметит и фактов. Виктор Андреевич Буков изучал рефлексогенную зону верхних дыхательных путей. Однажды, в сотый раз повторяя опыты по изучению влияния влаги на носовые пути кролика, он вместо воды случайно взял раствор поваренной соли. Животное погибло. В чем дело? Ведь поваренная соль - хлористый натрий - входит в состав слез, от которых, как известно, никто не умирает. Виктор Андреевич сознательно повторяет ошибку. Результат тот же. В чем же дело? Почему? Это почему присоединилось к десятку других. И один из вопросов был самым неясным. Если его сформулировать кратко, он будет звучать, пожалуй, не совсем серьезно: зачем человеку нос?

Оговоримся заранее: речь идет о наружном носе, победно сидящем посреди лица и привычном нашему взгляду. В сущности, вопрос мало соприкасался с темой исследований, но мысль пришла - и избавиться от нее было уже трудно.

У животных нет столь выраженного наружного носа, они великолепно обходятся без него. Нос есть только у человека. Зачем же он ему? Какую роль играет в организме? Что это - просто украшение?

В природе все целесообразно. Известно, что на длительном пути развития в организме сохраняются, развиваются и совершенствуются те же ткани и органы, которые связаны с определенными функциями. Все ненужное постепенно видоизменяется и отмирает. Но тенденции к исчезновению носов у людей не обнаружено. Значит, нос нужен?

Нос имеет свою историю. У древнего человека нос был очень маленьким. У первобытных людей он уже занимает более видное место на лице. Но лишь много позднее обретает нынешние размеры. Каждый человек в своем развитии как бы вкратце повторяет историю всего человеческого рода - от клетки к существу мыслящему. Претерпевают и все органы. Нос не исключение. У всех детей при рождении форма и величина носов более или менее одинакова. Ребенок растет, развивается, начинает говорить, и только годам к двум нос его, так сказать, обретает индивидуальность.

Человек без носа - нечто фантастическое… Помните крик души гоголевского майора Ковалева, у которого вместо носа - «место совершенно гладкое, как будто только что выпеченный блин»? «- Боже мой, боже мой! За что такое несчастие? Будь я без руки или без ноги - все бы это лучше, будь я без ушей - скверно, однако ж все сноснее; но без носа человек - черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин; просто, возьми да и вышвырни за окошко!»

Человеку даны глаза, чтобы видеть, уши - чтобы слышать. Нос - чтобы дышать, различать запахи, кроме того, согревать, увлажнять и очищать вдыхаемый воздух? Но животные справляются с этим не хуже, чем человек, и великолепно обходятся без наружного носа. Значит, существование наружного носа связано с функцией, присущей только человеку. Но какой?

Насморк. Казалось бы, пустяк, а как плохо себя чувствуешь. Голова кружится и болит, труднее работать. Если заложен нос, сон неглубокий, беспокойный. Дети, если они привыкли дышать только ртом, хуже учатся, чаще болеют.

Раздражением носовых путей врачи лечат больных. Назначают орошения, ингаляцию, электропроцедуры, и не только при насморке, но и при таких, казалось бы, далеких от носа болезней, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, различные неврозы. Человек в обмороке - ему дают понюхать нашатырный , и сознание возвращается.

А вот еще факты. Жители степей издавна заметили, что зрение обостряется, если дышать носом через мокрый платок. Отличное зрение, как правило, у моряков.

И научные исследования и житейский опыт утверждают одно: верхние дыхательные пути оказывают многообразное и сложное влияние почти на все функции организма. Носовые пути покрыты чрезвычайно богатой сетью рецепторов, которые раздражаются от температуры, влажности, запахов, движения воздуха. Здесь постоянно возникают мощные потоки , которые направляются в центральную нервную систему и через ее посредство влияют на весь организм: на дыхание, кровообращение, работу сердца, почек, желудочно-кишечного тракта…

Но носовая полость животных сплошь покрыта подобными же рецепторами, и функционируют они по тому же принципу. Зачем же все-таки наружный нос? Активное движение нередко приглушает и душевную и физическую боль. Если нечаянно прищемили хвост, она начинает мяукать, извиваться, царапаться, выражать свой протест в весьма активной форме. И человек при сильной боли кричит, плачет, делает массу, казалось бы, ненужных движений. В чем здесь дело? Боль, испуг, всякое сильное раздражение немедленно передается в кору головного мозга. А клетки коры чрезвычайно хрупки, невыносливы. Если они получают слишком большой заряд импульсов, возникает угроза срыва их деятельности, Чтобы помешать этому, защитить нежные корковые клетки, организм выработал специальную охранительную систему.

Кошка мяукает и бросается на стену, человек закусывает губу… Так инстинктивно создаются конкурентные очаги возбуждения. Два очага ослабляют, гасят друг друга. Только боль может вывести животных из состояния относительного «душевного» покоя. Они умеряют ее активными мышечными движениями. Это вступает в действие механизм индукционного торможения. Для защиты нервной системы животного его достаточно.

Иное дело у человека… Он спокойно сидит за письменным столом. Звонит телефон. Сообщают о несчастье. Нервные клетки получили сильный концентрированный удар, который превосходит их выносливость. Но человек не кричит, не бежит, не бьется головой о стенку спасаясь от неминуемой опасности, клетки коры могут мгновенно выключиться: это вступит в действие еще один охранник - запредельное торможение. Если оно разливается по всей коре головного мозга, человек теряет сознание, падает в обморок. Если выключаются отдельные участки коры, возникает временная потеря зрения, слуха, способности двигаться.

Вторая сигнальная система - возможность говорить, мыслить - неизмеримо возвысила человека над всеми живыми существами. Она сделала его бесконечно могучим и в то же время – ослабила. Слово приобрело решающую власть над нервной системой, сплошь и рядом подвергая ее опасности перевозбуждения. Когда человек относительно неподвижен, спасительное индукционное торможение отсутствует. Остается запредельное, но оно невыгодно для организма. Представьте, как невыносимо трудно было бы жить, если бы при любом мало-мальски сильном потрясении или испуге люди падали в обморок, лишались зрения, застывали на месте. Пожалуй, такое свойство, сопутствующее второй сигнальной системе, ликвидировало бы все ее положительные качества. Слишком дорогой ценой пришлось бы заплатить за возможность мыслить! Но на помощь пришел неожиданный друг - слезы. Человек не перестал говорить, зато научился плакать. Здесь-то и пригодился нос.

«Поплачь - легче будет»… В этом простом древнем совете скрыт глубокий смысл. Мгновенное обильное орошение слезами чрезвычайно сильно (вспомним погибшего кролика!) раздражает рецепторы носовой полости. В мозгу создается новый мощный очаг возбуждения, который отводит от корковых клеток опасность перенапряжения. Принцип действия «слезного механизма» несложен. Всеобщее возбуждение корковых клеток ведет к расслаблению «зажимов» слезно-носовых каналов. Слезы извергаются из своих хранилищ и прежде всего, стекают в носовые пути, орошая и возбуждая расположенные там рецепторы.

Организм регулирует роботу «слезного механизма» и редко запускает его на всю мощность. Когда раздражение клеток коры не слишком сильно, в «слезном механизме» нет надобности. Иногда «клапаны» носовых каналов расслабляются не полностью, слез стекает мало, а на поверхность они и вовсе не выходят. Только дыхание учащается и чувствуется щекотание в носу.

Чем сильнее возбуждение, тем интенсивнее плач. Человек всхлипывает, судорожно вздыхает, громко рыдает. К основным, исходным раздражениям рецепторов носовой полости прибавляются дополнительные раздражения рецепторов гортани, дыхательных путей и т. д., действующие в том же благодетельном направлении.

Слезам подвластны все люди независимо от характера, силы, выдержки. Не верьте, если человек утверждает, что он «не умеет плакать». Просто его корковые клетки очень выносливы к раздражениям; не так легко создается угрожающее перевозбуждение, и большей частью нет необходимости в использовании «слезного механизма». Но этот механизм бдительно стоит на страже нервного благополучия, готовый в случае надобности охранить мозг от слишком большого горя и слишком большой радости.

Могут ли плакать животные? Нет, не могут. Это одна из привилегий человека. Опоэтизированные слезы собак, загнанных зверей - это не следствие их чувств, а просто усиленное орошение роговицы глаз; предохраняющее ее от высыхания. Эту же работу «по совместительству» выполняют слезы и в нашем организме.

Но как все-таки слезы связаны с носом? Неужели без носа человек не мог бы плакать? Да, именно так. Видимо, форма нашего носа наиболее благоприятна для работы «слезного механизма».

Помните любопытного из сказки Киплинга? Злой крокодил вытянул ему нос, превратил маленькую курносую пуговку в длинный, гибкий хобот. В развитии человека роль такого крокодила - только доброго - сыграли, очевидно, слезы. Сотни тысяч лет они усиленно раздражали носовые пути, а это приводило к постепенному росту числа рецепторов. Но чем больше рецепторов, тем больше должна быть и площадь слизистой оболочки, на которой они размещаются. Поэтому можно предполагать, что увеличение внутренней поверхности носа неизбежно сказывалось на изменении его костно-хрящевой основы - на размерах этого органа.

На первых этапах развития человечества вторая сигнальная система была примитивна, нейтрализовать ее опасное влияние было несложно. Крошечный носик наших предков вполне справлялся с этой задачей. Так что наш нос вырос не сразу, он послушно следовал за развитием второй сигнальной системы.

Современная жизнь дает человеку необозримое богатство впечатлений, чувств, переживаний. Нашей центральной нервной системе постоянно приходится выдерживать бурные атаки самых разнообразных раздражителей. По сравнению с ними переживания наших предков кажутся детски несложными. Но тем не менее современный человек значительно реже пользуется «слезным механизмом» - научился сдерживать свои чувства. Вспомните, как часто и горько плачут дети - по любому пустяку! Так же часто плакали наши предки, вспыльчивые и раздражительные.

Дело в том, что по мере развития рода человеческого развивался и совершенствовался еще один вид торможений - внутреннее. Оно связано с чертами характера, таким и как самообладание, выдержка; мужество, дающими человеку возможность возвыситься над любым несчастьем, воспротивиться ему.

Внутреннее торможение развивается постепенно, и поэтому оно не может дать мгновенного отпора нервному потрясению. Вот почему при всех его положительных качествах оно не заменило и не сможет заменить индукционное, внешнее торможение, проявляющееся в работе «слезного механизма». Очевидно, человек никогда не разучится плакать. А значит, ему всегда будет нужен нос!

P. S. О чем еще говорят британские ученые: о том, что еще благодаря нашим носам мы можем оценивать прекрасные ароматы, например, когда курим кальян. Тем более если это какой-нибудь качественный ehose starbuzz оптом оптом купленный у самих производителей.

В поисках иного смысла существования.

Пригласили в СХТ (Современный художественный театр). Сказали: «Будет весело». Журналисты пришли в конференц–зал, уселись в кресла, достали ручки и блокноты... Пустой круглый стол, за которым должны были вот–вот появиться артисты СХТ, нервировал: «Пора бы начинать нашу «веселую встречу». Но руководитель театра Владимир Ушаков все не шел, мы внимательно разглядывали противоположную стену, атрибуты конференц–зала: флаг, карту, герб... Медитацию прервали четыре маленьких человека, которые бесшумно проникли в зал, - серые клоуны с белыми носами. Они «с ногами» полезли на стол, кое–кто из них на флаг стал карабкаться, затрещал на птичьем языке... Жуть... Эти клоуны были совсем неуправляемы: казалось, закидают сейчас журналистов гнилыми помидорами или мукой обсыплют. Их появление было похоже на счастливый конец света - сидишь ты себе, как обычно, с блокнотом, ждешь чего–то серьезного, и вдруг приходят за тобой носатые, говорят: «Летим на Луну мандарины кушать...»

Под сводами СХТ родился новый клоун–проект «Люди с носом», в субботу у них премьера в клубе им. Дзержинского, спектакль «Лунатики, или Вторые люди». Рекомендую к просмотру всем, кому нравится творчество Вячеслава Полунина и его «Лицедеев». Белорусский вариант поэтической клоунады - «Людей с носом» - возглавил актер ТЮЗа Сергей Ковальский: пригласил в труппу мальчика и двух девочек (Михаил Зуй, Ольга Скворцова, Юлия Морозова), сейчас они вчетвером старательно репетируют премьеру. Мне трудно представить, как это будет на сцене клуба им. Дзержинского, спектакль в интерьере я не видела, но за попытку уйти от нашего хронического, стереотипного драмтеатра Ковальскому спасибо. Я все ждала на пресс–конференции, когда уже актеры «сбросят маски» и начнут отвечать на вопросы журналистов. Но нет, «люди с носом» ровно час держались перед журналистами в образе лунатиков, щебетали по–птичьи, а на человеческий язык так и не перешли. На моей памяти еще «клоуны» Саша и Сирожа умели долго держаться в своих «дурацких» образах: хочешь - час, а хочешь - и несколько лет. Автор и режиссер проекта «Люди с носом» Сергей Ковальский тоже усиленно акцентировал внимание на своей инфантильности: «От меня мало что зависит. Если бы не Ушаков...» Трагедия «маленького» человека в белорусском театре набила оскомину еще в конце прошлого века. Вот сегодня, на наших глазах рождается новый театральный проект - трансмодерн, так сказать, лицедейство в его первозданной форме. Казалось бы, ну отойдите вы от этой удобной позиции: «Моя хата с краю. Не знаем, что у нас получится...» Нет. Сергей Ковальский упорно опускает свой большой нос в стол и бормочет: «В нашем театре много предсказуемого». Ой, как много, Сережа...

Так что же это за проект такой? Что–то новое? Безусловно. Ускользающее от определений? Пожалуй. Смелое? Вот здесь ребятам есть над чем работать. Пока они мечтают даже не об аншлагах. Они просят публику не расходиться до конца сеанса: все чувства и эмоции в спектакле передаются фонемами, в пластике, жесте, мимике... А что как зритель не поймет? На мой взгляд, опасения совершенно беспочвенные: аншлаги в театре «Инжест», на спектаклях японских мастеров буто, в конце концов, полные залы на фестивале современной хореографии IFMC давно меня приучили к мысли: «Молодежь у нас - «эдвансд» (думающая, значит). Более того, музыку к «Лунатикам, или Вторым людям» Ковальский писал совместно с Леонидом Павленком: группа «Нагуаль» обещает присутствовать на сцене по ходу спектакля и «давать живака». Сторонники альтернативной музыки наверняка не упустят своего шанса за 15 тысяч рублей (средняя цена билета на спектакль) и «Нагуаль» послушать, и еще на печальных клоунов посмотреть.

На вопрос, о чем этот спектакль, Сергей Ковальский ответил так (цитата из пресс–релиза): «История о людях, которые помогают сделать нашу жизнь светлее и добрее, а взамен ничего не просят. Для кого–то это может быть бабушка, для кого–то друг, у кого–то это просто случайный знакомый. Да это и не важно кто. Просто от таких людей наше существование приобретает другое звучание, иной смысл».

Сверхидея Ковальского - вывести «Людей с носом» на улицу и устроить наконец в Минске карнавал с праздничным шествием артистов, со щедрой эксцентрикой и клоунадой и добрыми улыбками прохожих, с подбрасыванием чепчиков и дружескими поцелуями.

Поддержим премьеру? «Люди с носом» в наши дни - большая редкость...

Фото ЕвгениЯ Грабкина.