Последняя заповедь Спасителя – диакон Георгий Максимов

О первом евангельском чтении на утрене - священник Феодор Людоговский.

1-е воскресное евангелие на утрене - Мф 28:16–20 (зач. 116):

В те дни одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И, приблизившись, Иисус сказал им:

дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.

Евангельские чтения на воскресной утрене расположены в том же порядке, в каком они идут в Четвероевангелии: сначала - из Евангелия от Матфея, затем - от Марка, Луки и Иоанна. Казалось бы, это очевидно - но литургийные чтения имеют иной порядок: от Пасхи до Пятидесятницы - Иоанн, затем Матфей, Марк, Лука и снова Марк (другие зачала).

Как было сказано во , 28-я глава Евангелия от Матфея целиком читается на литургии Великой субботы. Напомним, Великая суббота - один из дней, когда в древней Церкви совершалось крещение оглашаемых. Многое в службе этого дня - и в ее композиции, и в содержании - связано с таинством крещения. Одно из наиболее ярких и очевидных напоминаний об этой связи - замена на литургии обычного Трисвятого перед чтением Писания на «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия».

Почему мы говорим о службе Великой субботы , в то время как наша тема - воскресные евангелия? Во-первых, потому, что эта служба во многом именно воскресная: на утрене, совершаемой обычно вечером в Великую пятницу, мы слышим воскресные тропари «Ангельский собор…» и пророчество Иезекииля о всеобщем воскресении; вечерня Великой субботы - это вечерня накануне Пасхи (другой вечерни в этот день уже не будет - дальше только полунощница и пасхальная утреня). Во-вторых, Великая суббота, как мы только что отметили, тесно связана с крещением; но в наше время крещение совершается в самые разные дни года - и при этом всякий раз мы слышим одни и те же слова из Евангелия, а именно-то самое первое воскресное евангельское чтение на утрене, о котором и ведем сегодня речь.

Итак, каково содержание этих пяти стихов, завершающих первое из четырех Евангелий? Евангелист Матфей описывает одно-единственное явление Христа апостолам; таким образом, согласно его замыслу, согласно композиции его Евангелия (а композиция у Матфея продумана достаточно тщательно), перед нами встреча - и одновременно прощание. Тем важнее и значимее каждое слово Учителя.

Ст. 16. Одиннадцать учеников идут в Галилею, т. е. на родину большинства из них. Как мы знаем, галилеянином называли и самого Христа как жителя Назарета (о Его рождении в Вифлееме мало кому было известно). Зачем они идут туда? В надежде увидеть воскресшего Учителя, поскольку перед своими страданиями Иисус сказал апостолам: по воскресении Моем предварю вас в Галилее (см. Мф 26:32). Об этом же мироносицам (а они - апостолам) напомнил ангел, отваливший камень от входа в гробницу: Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите (Мф 28:7).

Ст. 17: и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. Усомнились, конечно, не ближайшие ученики, но некоторые из тех, кто вместе с ними увидел воскресшего Иисуса. Их сомнение вполне понятно: ведь даже один из Двенадцати, Фома, не спешил поначалу верить свидетельству своих собратьев о явлении им воскресшего Христа (Ин 20:24–25).

Ст. 18: И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Казалось бы, что же тут нового и неожиданного? Мы, живущие две тысячи лет спустя после описываемых событий, слишком хорошо знаем, что Иисус - это Бог. Вполне естественно думать, что Ему как Богу и Сыну Божию действительно принадлежит господство над всем миром. Это верно, но смысловой акцент здесь, конечно, иной. Пришествие Христа на землю - этой мыслью пронизано всё Евангелие - было не в славе и не во внешнем могуществе. Царь Иудейский, к разочарованию иудейской революционной партии, не составил конкуренции Ироду, не сбросил иго римлян, не воссел на престол Давида. Вместо этого Он предпочёл умереть. Но теперь, после Креста, «Бог… прославил Сына Своего Иисуса» (Деян 3:13) - время уничижения прошло, настало время славы, время радости.

А дальше идут крайне важные слова, которые нам - мирянам, священникам, архиереям - хорошо бы вспоминать почаще. В протестантской литературе для этой фразы есть даже специальный термин: великое поручение. Вот оно, это поручение, данное Спасителям апостолам и всем нам:

Стт. 19-20а: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам.

Новостью - возможно, несколько неприятной и смутительной - для апостолов здесь было то, что крестить нужно не одних лишь уверовавших представителей избранного народа (вспомним, что сам Иисус проповедовал лишь среди своих соплеменников, да и учеников посылал только по городам Иудеи - см. Мф 10:5–6, 15:24), но и чужаков, язычников - «гойим». Пройдет время - и проповедь среди язычников станет чем-то очевидным (начнется это, как мы знаем, с апостола Петра - см. Деян 10). А еще позже всё перевернётся: христиане - вчерашние язычники, идолопоклонники - будут с превозношением и презрением смотреть на народ, избранный и созданный самим Богом - да, народ, отступивший от своего Создателя, но не отвергнутый Им до конца и по-прежнему призванный ко спасению (об этом подробно говорит апостол Павел в 11-й главе своего послания римлянам). Но это уже совсем другая история…

В повелении Христа есть, думаю, новости и для нас. Обратим внимание на то, в каком контексте дано повеление крестить: научите… крестя… уча. Само по себе крещение - дело совершенно недостаточное; да и не с него надо начинать. Апостол Павел, как мы помним, едва ли не с обидой говорил: Христос послал меня не крестить, а благовествовать (1 Кор 1:17; по-церковнославянски, пожалуй, даже выразительнее: Не посла… мене Христос крестити, но благовeстити).

К сожалению, ни церковнославянский, ни русский переводы не способны в точности передать значение слов греческого оригинала Евангелия от Матфея. Первое из двух слов - «научите» - буквально означает «делать учеником». Ученичество предполагает определенную устойчивость отношений, их длительности и постоянство. Сначала человек должен стать учеником апостолов и их преемников, а затем в течение довольно продолжительного времени его будут учить. И только потом совершится крещение. Ибо, как прекрасно говорит блж. Иероним Стридонский, «тело не способно принять таинство крещения, покуда душа не приняла истину веры». Излишне говорить, что на протяжении большей части истории Церкви дело обстояло совершенно иначе. Результат - налицо.

Ст. 20б.: и се, Я с вами во все дни до скончания века. Эти слова Спасителя, конечно, не могут оставить христианина равнодушным: Христос с нами, с каждым человеком! Каждую минуту и секунду нашей жизни - Он рядом! Но если вчитаться внимательнее, мы увидим здесь отсылку к самому началу евангельской истории, рассказанной нам евангелистом Матфеем. Описав события, последовавшие за зачатием Марией Сына Божия, евангелист резюмирует: А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Во время земной жизни Иисуса из Назарета не называли Еммануилом. Но теперь Иисус обещает быть с нами всегда. И если мы вместе с апостолами верим, что Иисус есть Христос, Сын Божий и Бог, то значит - поистине с нами Бог, как говорил еще Исаия (Ис 8:10).

Конечное Аминь («истинно», «так») имеется далеко не во всех рукописях Нового Завета. Возможно, это слово было добавлено позже - как ответ Церкви своему Учителю, как ответ христиан на Благую весть, возвещенную евангелистом Матфеем.

Предлагаемый цикл публикаций о воскресных евангелиях на утрене было бы логично начать летом, после праздника Пятидесятницы, когда открывается первый цикл евангельский чтений - так называемый первый евангельский столп. Но летом не получилось, получилось лишь сейчас - осенью, почти уже зимой. Однако прошу заметить вот что: сегодня мы говорили о первом воскресном евангельском чтении, которое - единственное - взято из Евангелия от Матфея. Если вы заглянете в календарь, то увидите, что 16/29 ноября - память апостола и евангелиста Матфея. Вот так неожиданно получилось. Я не подгадывал специально - честно.

В качестве приложения приведем те богослужебные тексты, которые зависят от евангельского чтения на утрене. Это ексапостиларий, его богородичен и евангельская стихира. Эти песнопения раскрывают и дополняют содержание прочитанного эпизода из Евангелия.

Мы приводим обычный церковнославянский текст (не будем забывать, что это отнюдь не оригинал, а перевод с греческого языка), а также перевод на русский язык иером. Амвросия (Тимрота).

Ексапостиларий:
Со ученики взыдем на гору Галилейскую,
верою Христа видети
глаголюща власть прияти вышних и нижних, научимся:
како учит крещати во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, языки вся,
и пребывати с таинники, якоже обещася, до скончания века.

Перевод:
С учениками соберемся на горе Галилейской,
чтобы верою увидеть Христа,
о получении Им власти над горним и дольним возвещающего;
узнаем, как Он учит крестить все народы
во имя Отца, и Сына, и Святого Духа,
и как обещал с посвященными в Его тайны пребыть
до скончания века.

Богородичен:
Со ученики радовалася еси, Богородице Дево,
яко Христа видела еси воскресшаго от гроба тридневна, якоже рече:
имже и явися, научая и являя лучшая,
и крещати во Отце, и Сыне, и Дусе повелевая,
еже веровати нам Того востанию, и славити Тя, Отроковице.

Перевод:
С учениками Ты радовалась, Богородица Дева,
ибо увидела Христа, воскресшего из гроба
на третий день, как Он сказал.
Им и явился Он, уча и открывая высшие тайны,
и крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа повелевая,
чтобы мы веровали воскресению Его
и славили Тебя, Отроковица.

Утренняя стихира:
На гору учеником идущим за земное вознесение,
предста Господь, и поклонившеся Ему,
и данныя власти везде научившеся,
в поднебесную посылахуся
проповедати еже из мертвых воскресение,
и еже на небеса возшествие:
имже и во веки спребывати неложный обещася Христос Бог,
и Спас душ наших.

Перевод:
Ученикам, на гору восходившим,
пред Своим вознесением от земли предстал Господь.
И они, поклонившись Ему
и узнав о данной Ему повсюду власти,
были посланы в поднебесную провозгласить
о воскресении Его из мертвых и восхождении на небеса.
С ними и пребывать во веки обещал
чуждый лжи Христос Бог
и Спаситель душ наших.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

О детском крещении

Что написано в Священном Писании о крещении? Посмотрим основные места. 1) Мф.28:19-20 "Итак идите, научите ВСЕ НАРОДЫ, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами до скончания века. Аминь."

2) Рим.6:3-5 "Неужели вы не знаете, что все мы, во Христа крестившиеся, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения."

3) 1 Пет. 3:21 "Так и ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа."

Каждый из этих текстов говорит о том или ином аспекте таинства крещения. В Евангелии от Матфея Господь говорит прежде всего о миссии - Он посылает апостолов на проповедь "всем народам" (в противовес тому, что до Своих страданий Он посылал их только к "погибшим овцам дома Израилева" - см. Мф.10:5-6). И здесь говорится не столько о крешении данного конкретного человека, сколько именно о свидетельстве "перед многими". Интересно также обратить внимание на то, что сказано "НАУЧИТЕ, КРЕСТЯ во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам", т.е. не сказано "научите и крестите". "Научите" не предшествует "крестите", а как бы параллельно. Само научение невозможно без крещения - это надо отметить. Апостол Павел говорит о глубинной сути крещения (вспомним, что со словом "крест" это понятие связано только в русском языке, а в греческом стоит "баптизо" - т.е. "погружать"). Эта суть - в "погружении" в смерть и воскресение Христово, в установлении связи с ними. Это соединение со смертью и воскресением Христа имеет характер таинственный (ударение на 1-м слоге). Апостол Петр говорит о психологических следствиях крещения - последствиях его для духовной жизни человека. Человек, приняв крешение, соединившись со смертью и воскресением Христа, дает Богу "обещание доброй совести". Впрочем, смысл греческого оригинала можно передать и немного иначе. В церковно-славянском переводе (а этот перевод представляет собой фактически подстрочник греческого текста, поэтому он полезен, если не знаешь греческого сам) этот стих переведен так: "Егоже воображение ныне и нас спасает крещение, не плотския отложение скверны, но совести благи вопрошение у Бога воскресением Иисус Христовым". ("Воображение" - не имеет смысл "фантазия", как в русском, а есть производное от "образ") Т.е. смысл - в том, что крешение испрашивает у Бога "благую совесть". Мне кажется, что этот смысл глубже и ближе к истине, чем те слова, которые стоят в русском переводе, т.к. здесь возникают интересные параллели с учением ап.Павла об оправдании верой и.т.д. В любом случае, у ап. Петра речь идет о плодах таинства крещения, которые приносит человек, уверовавший и крестившийся. Я, конечно, рассмотрел не все, что говорится в Новом Завете о крешении, но для нашего вопроса этого достаточно.

Почему мы, православные, считаем, что детей крестить можно? Именно в связи с тем, что говорил апостол Павел: крешение - это мистическая связь со смертью и воскресеним Христовым, и таковая связь может быть установлена и тогда, когда человеческое сознание еще мало развито, т.е. и у ребенка. В любом случае, мы спасены не делами, а благодатию Божией. Благодать - дословно "добрый дар", а дар зависит только от дающего, т.е. от Бога. И от нас зависит не то, даст нам Бог или нет (Он даст, т.к. Отец простил нас во Христе), а то, как мы примем Его дар. Так вот, главное, что должен делать крестившийся человек в течение всей своей жизни - это усваиивать данную в крещении благодать. Тут и научение требуется, чтобы знать волю Божию, изложенную в Священном Писании и исполнять ее. Поэтому, когда взрослый человек желает креститься, его сначала надо НАУЧИТЬ - иначе он не сможет воспринять благодать. А если крещен ребенок? По мере его роста надо научать его вере, т.е. делать то же, что и со взрослым, но как бы в обратном порядке. Если ребенок растет после крешения в христианской семье - то есть определенные надежды, что семья его воспитает в вере. Так, собственно, оно на протяжении многого времени и было - ребенка и грамоте в старину учили по Псалтыри (т.е. первые слова, которые он читал, были слова из Библии), и в церковно-приходской школе могли учить, как это было в конце прошлого и начале этого века в благочестивых крестьянских или купеческих семьях. Словом, ребенок рос в обстановке веры. В древности (до 5-6 века от Рождества Христова) крестили в основном взрослых. Как это было при апостолах - можно прочесть в Библии: проповедовали, потом уверовавших и наученных крестили. Где-то примерно с середины 2-го века научение желающих креститься развилось в Церкви в целую систему. Это называлось "катихизация" (от того же корня, что и слово "катихизис"), или по-русски еще "оглашение" (от слова "глас", т.е. "голос"). Людей учили понимать Священное Писание и жить в соответствии с ним. А потом, когда человек готов - крестили. И обычно ко крещению готовили по 2-3 года, а то и более. Сами люди, которые готовились принять крещение, назывались "оглашаемыми" (это по-русски, а по-славянски-"оглашенными"). Постепенно где-то с 5-6 века стали все более и более переходить ко крещению детей. Сначала крестили подростков, потом стали крестить детей все более и более маленьких, а к концу 11 века окончательно перешли на крещение младенцев. Покуда крестили детей "словесных" - какое-то оглашение существовало: их сначала учили, а только потом крестили. Ну, а как начали крестить "бессловестных младенцев" - учить, конечно, перед крещением перестали. Учили, как я говорил, уже после крещения, в заведениях типа церковно-приходской школы. В прочем, в одной из поместных Церквей - а именно в Карфагенской Церкви младенцев крестили и в более древнее время. Если в 3-4 веках в других Церквах крестили в основном взрослы, то есть свидетельства о том, что в Карфагенской Церкви начиная со 2-го века была распространена и практика младенческого крещения. Здесь практика Карфагенской Церкви стояла несколько особняком от практики других Церквей. Почему стали крестить детей - вопрос отдельный. Наверное, сказалось и то, что в христианских семьях дети росли обычно кристианами - ну так почему бы не покрестить пораньше. Постепенно стал развиваться страх того, что ребенок умрет некрещеным. В общем, возраст крещения все снижали и снижали, пока не дошли до крещения младенцев. Как ко всему этому относится? Вообще-то в Евангелии предложен хороший способ - "по плодам". Многие века в русской, например, церкви крестили практически только младенцев. В младенчестве были крещены и Сергий Радонежский, и Серафим Саровский, и такой выдающийся христианин нашего времени, как о.Александр Мень. Всякий, кто знает что-либо об этих столь различных ладях, не будет отрицать, что семя, которое Бог засеял в них, принесло обильный плод. И их не приходилось перекрещивать уже взрослыми - значит, их младенческого крещения хватило. Другое дело, что во всех этих случаях дети росли в семье верующих. Вера родителей - необходимое условие для того, чтобы можно было крестить маленького ребенка. Сейчас беда не просто в том, что крестят детей, а в том, что часто родители не имеют настоящей веры. Крестят "потому, что быбушка просила", "потому, что так принято", "чтобы не болел" и.т.д. В общем, по любой причине, кроме желания того, чтобы ребенок был соединен со Христом. Плоды понятны... Вообще, в какой-то степени вопрос о детском крещении - это вопрос целесообразности. Принципиально это допустимо, и плоды могут быть очень хорошие (см. выше). Другое дело - сейчас, в данной конкретной обстановки, для конкретных родителей: будет толк из этого или нет. Я выскажу свое мнение, если скажу, что детей из христианских семей, там, где родители по-настоящему воцерковлены, необходимо крестить как можно скорее, а если крещения своего ребенка просят люди маловерующие, то надо сначала стараться воцерковить родителей, а потом уже крестить детей. Но тут уже, как говорится, "возможны варианты". Я, например, знаю людей, которые были крещены в детстве, росли вне веры, а потом узнали, что являются крещеными - и пришли именно после этого к настоящей и крепкой вере. Все очень по-разному бывает... Михаил Зеленый

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста. Недавно столкнулся с таким мнением, что в Евангелии от Матфея слова "крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа..." появились в 5-6 вв. в связи с установлением канона; изначально же их не было. Разрешите, пожалуйста, этот вопрос, а то у меня в последнее время терзания развиваются... Спасибо.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19). Стих этот имеется во всех самых древних греческих кодексах: Синайском (Sinaiticus, IV в.; Британский музей), Ватиканском (Vaticanus, IV в.; Ватикан) и др.

Из бесед святителя Иоанна Златоуста видно, что он в 4-м веке пользовался текстом Евангелия, в котором имелся данный стих: «Что же Он сказал, явившись им? Дадеся ми всяка власть на небеси и на земли (ст. 18). Опять говорит с ними по-человечески, так как они не прияли еще Духа Святого, Который бы сделал их возвышеннее. Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (ст. 19, 20). Здесь Он говорит об учении и заповедях. Он ничего не упоминает о иудеях, молчит о прежних происшествиях, не укоряет и Петра за его отвержение, и никого из прочих за бегство. Он только повелевает возвестить по всей вселенной Его учение, которое сокращенно вручил им вместе с заповедью о крещении. Но так как Он заповедал им дело великое, то, ободряя их сердца, сказал: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Толкование на евангелиста Матфея. Беседа XC).

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Кирилл Александрийский

Мы оправдываемся, веруя в Бога Отца и в Сына Единородного и в Святого Духа, почему и Сам Спаситель заповедует Своим ученикам, говоря: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» . Если, поэтому, совсем ничего в наше мышление не вносит различие имен, но Отцем можно назвать Сына и, назвав Сына Его, можно указать на Отца, то какая же была надобность давать повеление креститься верующим не в единицу, но в Троицу? Поелику же речь о Божественной природе достигает до тройственного числа, то для всех, конечно, очевидно, что каждое из исчисляемых существует в особой своей ипостаси, так что, нисколько не изменяясь по природе, восходит к единому Божеству и имеет одинаковое поклонение.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.

Свт. Григорий Палама

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Отвергнутость Иудеев стала примирением мира, и мы были помилованы благодаря их противлению; потому что Говоривший Своим Ученикам ранее: «На путь язык не идите, и во град Самарийский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Исраилева» (Мф.10:5–6) , ныне Он же говорит: «Шедше научите вся языки» ; ибо когда и мы ранее были неверными, и сущего в мире и чрез красоту и порядок вселенной возвещаемого Бога не желали познать, тогда (оставив нас) справедливо Господь обращался и Сам непосредственно и чрез Своих Пророков к тем, которые покорно познавали Его; ныне же, когда они стали неверными, ничто не препятствовало праведному суду Божиему и нам оказать милость и чрез священных Апостолов научить нас о Себе. И посему сразу же следовало это: «Дадеся Ми всяка власть на небеси, и на земли» , так чтобы нас, которым праведный суд Божий не допускал ранее, как неверным, быть наравне с верными, помиловать и призвать (ныне) к небесным (благам).

Итак, идите, – говорит, – научите все народы, крестя и уча их, – и это принадлежит к власти, которую Он принял; ибо Он не сказал: «уча» только, но и – «научая [«Μαθητεύσατε» т.е. – как бы учениками делая все народы.] все народы» . «Учить» только – относилось к Апостолам, исполняющим Его заповедь; но приобретать учеников и крещать, и то из всех народов и родов в массе собранных, является делом уже не только учащих, но – и послушествующих, а более того – божественной благодати и силы Давшего такое повеление; что показывая, и Павел сказал: «Дадеся ми благодать и послушание веры во всех языцех» (Еф.3 и Рим.1:5) . «Крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» . Видите ли, что та же природа и то же достоинство у Трех покланяемых (Божественных) Лиц здесь ясно возвещается? Потому что единое Имя у Троих; единое освящение, бывающее от Них; единая вера в Них.

Часто же в Евангелии говорилось о Них, но не столь отчетливо. И во время Крещения Господня, ясно была показана триипостасность, но единая природа и единое достоинство Их – не столь ясно. Ныне же Господь заповедует всем проповедывать это и запечатлеть с самого начала в сердце верующих: потому что без сего основного догмата и веры в сию истину не возможно, отнюдь, положить основание благочестию.

Омилия 38. На 1-е утреннее воскресное Евангелие.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Ст. 19-20 Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Назначение православных святителей и пастырей – всемирное – приводить все народы земли к Богу чрез Церковь Христову. Для этой великой цели недостаточно одной лишь великой ревности проповедников – необходима еще помощь благодатная, которая дается лишь посланникам Церкви. Кто решается проповедовать христианскую веру без благословения Церкви Православной – тот самочинник и лишается благодатной помощи Божией в своем деле. Как проповедовать, если не будут посланы? (Рим. 10:15) . Вот почему не ведут к спасению души усилия ревностных сектантских проповедников, а также и труды прежних наших интеллигентов – самозванных богословов – В.В. Розанова, Мережковского и других. Игнорируя руководство Православной Церкви, полагаясь на свои лишь человеческие силы, они, естественно, впадают в разные ереси, из которых никак не выпутаться. И вместо добра они усердно работают в сторону зла. Иное дело – труды наших православных профессоров, прежних Духовных Академий и университетов, научно раскрывавших истины богословские во вселенском масштабе с благословения Церкви (к сожалению, впрочем, не все исключительно профессора, хотя подавляющее большинство было православными)… Но главными апостолами для всего христианского мира являлись продолжатели апостолов – православные святители и пастыри. При осуществлении этой всемирной миссии у служителей Христовых не должно быть уныния, когда они видят озлобление со стороны окружающих. Как бы ни был враждебно настроен против святой веры невер или еретик – и он может поддаться действию благодати Божией, лишь бы только у проповедника Христова была крепкая любовь к заблуждающимся и неустанность в труде. Разве только не поддадутся действию благодати Божией сознательные богоборцы, вроде книжников и фарисеев – современников Спасителя, видевших чудеса Господа, например – воскрешение Лазаря, и не только не уверовавших во Христа Бога, но еще более озлобившихся; или нынешних наших богоборцев – обновленцев главарей: Александра Введенского, Александра Сеченюка (Боярского), Владимира Красницкого, Николая Платонова и других сознательных разрушителей дела Божия на земле.

Все эти и им подобные – хулители Духа Святого (Мф. 12:31–32) . Не о них речь, они слепые вожди – и Господь советует апостолам оставить таких: оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15:14) . К погибшим овцам современного народа избранного – народа русского, увлеченного в неверие врагами, наш долг – идти и немолчно возвещать Царство Божие. Кто знает, быть может, многие из них и вообще из других народов, пребывающих в ересях, язычестве и неверии, обратятся на путь истины. «Народ, что земля, – говорит один православный пастырь-миссионер, – земля таит зачатки жизни и в холодную жесткую зиму, но нужно, чтобы к ней весной приблизилось солнце с неба своим теплом и светом: тогда все растет, цветет и приносит плод. Восток свыше, Солнце правды – есть Христос с неба: приблизьте Его через Церковь к духовной жизни всякого народа, всякого племени, и там, как на земле весною и летом, завьется, зацветет дивная жизнь и уплодоносятся духовные нивы» (Прот. И. И. Восторгов. «Церковность». М., 1910. С. 17–18).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Прп. Симеон Новый Богослов

Тот, кто говорит кому-либо: «сделай это» или «не делай этого», конечно говорит ему так потому что он может или сделать, или не делать. Ведь тот, кто говорил бы это не могущему, разве не говорил бы впустую? Сказал Господь Своим ученикам: «Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ». То есть сначала - очищение и сила через святое Крещение. А что после этого? «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам ». Итак, всякий, кто не был прежде укреплен этой силой, напрасно трудится, пытаясь исполнять заповеди Христовы, а тот, кто ему приказывает, - безумен и слеп, потому что нужно [его] сначала укрепить разумной благодатью Христовой, которая очищает принимающую ее душу, и только так [можно ему] приказывать. Иначе как возможно земле, полной терний и волчцев, принять чистое пшеничное семя и не заглушить посеянное?

По этой причине никогда не принесут плода те, кто берется за невозможное, не по естеству и порядку и не в соответствии с относящимися [к ним] словами, потому что словом все создано, и содержится, и завершается. А божественное Крещение Христово имеет могущественную силу, которой оно некрещенных и прежде склонных ко злу, когда они крестятся, делает неподвижными на зло. Но если и не так, все же на время делает их устойчивыми против настоящего, и это есть признак его силы. И оно располагает их быть склонными к добру, подобно Ангелам, крепкими силой, исполняющими волю Божию (Пс. 102:20) . И для того Христос дал Свою божественную Кровь верующим в Него, чтобы через приобщение и Причастие ее верующие в Него стали сначала причастниками Божеского естества (2 Пет. 1:4) , - ибо это кровь Бога, - [а затем,] как божественные и имеющие крепость божественной силы, жили по совершенному закону Евангелия Христова, творя Его волю как крепкие силой .

Слово 1 из корпуса «33 слов».

Прп. Иустин (Попович)

Прп. Максим Исповедник

Сам Господь после Воскресения сказал Апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам . Поэтому все, что заповедано, должен соблюдать всякий человек, крестившийся во имя Животворящей и Богоначальной Троицы. Ради этого Господь сочетал соблюдение всех заповедей с правой верой, поскольку Он ведал, что невозможно спасти человека одной только верой, отделенной от соблюдения заповедей. Поэтому и Давид, обладающий правой верой, обращается к Богу: Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Пс. 118:128) . Ибо против всякого неправедного пути даны нам Господом заповеди, и если хоть одна [из них] останется в небрежении, то непременно вместо нее будет проложен противоположный ей путь зла”.

Слово о подвижнической жизни.

Блж. Иероним Стридонский

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа

Сначала они учат все народы, потом поят наученных водой. Ибо не может быть, чтобы тело приняло таинство крещения, если душа прежде не восприняла истины веры. А принимают крещение они во Имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы один дар был от Тех, божество Которых едино: и имя Троицы - один Бог.

Блж. Феофилакт Болгарский

Евфимий Зигабен

Шедше убо научите вся языки

вполне полагаясь на данную Мне власть. Сказав: вся языки, разумели народ еврейский. Марк (16, 15) сказал яснее: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари ; а Лука (24, 47) еще подробнее: и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима . Незлопамятен был Господь по отношению к кающимся. Когда Он воскрес и являлся ученикам, то не только не упомянул о том, что претерпел от иудеев, но даже не упрекнул ни Петра в отречении, ни остальных учеников в бегстве.

Крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Вот наставление относительно Крещения и обучения. Одно имя у трех Лиц указывает на одно естество Святой Троицы. Имя разумей или Сый, или Бог, или другое какое-либо неизреченное; поэтому крестящие говорят только во имя…, ничего другого не присоединяя.

Экумений

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

В седьмой главе книги Исход Бог говорит божественному Моисею: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им (Исх 6:2 -3). Он показывает, что оно больше, чем может вместить челове­ческий слух. Поэтому, давая апосто­лам наставление о том, как должно совершать крещение обратившихся к познанию Бога, Господь сказал: крестя их во имя , а сказав: имя , Он не сообщил имена в подлинном звучании. Ведь не было возможности для Него сделать их звучание доступным, но вместо подлинных Он сообщил имена, указывающие на отношения и личные. Первые Он употребил, произнеся: во имя Отца и Сына , а личное - прибав­ляя: и Святого Духа . Вслед­ствие этого, что наиболее основатель­но, и в книге Откровения Он не допускает, чтобы всем было известно истинное имя Единородного.

протоиерей Геннадий Фаст

За последние двадцать лет Церковь в России значительно выросла и окрепла. Но и сегодня по-прежнему остро стоит вопрос о том, как научить основам веры людей, приступающих к святому крещению. В Сибири одним из старейших центров катехизации является Успенский собор г. Енисейска. Там уже с 1987 года оглашением занимается известный и уважаемый священнослужитель Красноярской и Енисейской епархии, клирик Успенского кафедрального собора протоиерей Геннадий Фаст.

Протоиерей Геннадий Фаст – священник, проповедник, писатель и богослов. Выпускник физического факультета Томского университета и Московской духовной академии, кандидат богословия.

С 1988 по 2010 г. - настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Енисейска. С 1998 по 2004 г. - благочинный православных церквей Енисейского округа. В настоящее время - штатный священник Успенского собора. Доцент кафедры религиоведения Красноярского государственного педагогического университета. Автор богословских монографий «Толкование на книгу Песнь Песней Соломона», «Толкование на Апокалипсис», «Этюды по Ветхому Завету», «Толкование на книгу Экклезиаст», а также книг «Ты воскресни, птица Феникс!», «Небесная лествица», «Енисейск православный», «Свет и тени Голгофы», «Семь дней на Святой Земле» .

Камушек куда кинешь, туда и полетит. Как войдешь в церковь, так и жить в ней будешь. Крещение - врата церковные. В наше время эти врата порой одиноко стоят в чистом поле, которое есть мир (ср.: Мф. 13, 38), и прошедшие через них оказываются там же, где и были. Врата в Никуда. Как же приладить их к храму, чтобы для вошедших в них мир оказался за дверьми, а сами они - в доме Божием? Многие пастыри, да и вся Церковь ищет ныне эти пути.

Вот скромный опыт, далеко не идеальный, но ради Христа совершаемый в городе Енисейске и приходах Енисейского благочиния Красноярской епархии.

В 1983 году в Енисейске было принято решение, во исполнение слов Господа нашего Иисуса Христа, учить народ, приходящий ко крещению. Крещаемым было предложено прослушать несколько бесед о вере. Количество таких бесед никогда не было строго регламентировано и содержание их также. Зависело это больше от оглашаемых, чем от священника.

Не разрабатывалась четкая катехизическая система. Чаще всего это было 6–8 бесед, иногда меньше, в зависимости от обстоятельств. Главная задача - достучаться до сердца, чтобы человек, услышав слово благовестия, обратился ко Христу, решился отложить ветхого человека и ступить на путь новой жизни. Всего не расскажешь, поэтому оглашенным до крещения предлагается самостоятельно прочитать дома хотя бы одно Евангелие. Иногда рекомендуется Евангелие от Марка как самое краткое и написанное рельефным, красочным языком. Кроме того, оглашенные должны выучить молитву «Отче наш» и Символ веры. С молитвой все справляются, а вот Символ учится трудно, догматические формулы воспринимаются нелегко.

В первой беседе священник больше спрашивает, чем говорит сам. Это вопросы о значении крещения и мотивации его принятия.

Очень часто представление о крещении у пришедших было далеко от евангельского, православного. Иногда ответы интуитивно верные, но четко не осознаваемые. Хотят креститься, потому что в роду все крещеные; ради здоровья, чтобы меньше болеть; чтобы иметь охрану, некое ограждение и опору в жизни; чтобы быть ближе к Богу; чтобы «бабка» взялась лечить… Кроме явно нелепых ответов, как лечение «бабки», катехизатор стремится в каждом варианте ответа находить не неправильное, а правильное и направлять человека уже к евангельскому пониманию. Почти никогда не встречается у вновь приходящих желание получить прощение грехов и изменить образ жизни. Вот для того чтобы это донести до человека, и нужны беседы.

После первой беседы следует беседа о Боге. Все дальнейшие темы не дают результата, пока у человека не появится понимание греха и осознание своей собственной греховности.

Лучше всего удается донести это через подробное обсуждение декалога, десяти заповедей Божиих. Этому посвящаются две-три беседы. Только после этого у человека появляется готовность к восприятию христианских истин. На этом этапе очень уместна первая исповедь или исповедальная беседа с оглашенными. Они открывают свою душу, и порой выявляются явные грехи, в которых человек живет и иногда вовсе не собирается с ними расставаться. Это может быть, например, блудное сожительство. Духовник наставляет человека и направляет его к оставлению грехов. Если грех является прямым нарушением Божией заповеди, как блудное сожительство или занятие оккультизмом, то человек предупреждается, что крещение совершается «во оставление грехов» и креститься он может только после прекращения этого своего греха.

Беседы продолжаются далее: о Христе как Сыне Божием и нашем Спасителе, о Церкви, о таинствах, об основах христианской жизни. Потом проводится предкрещальная исповедь во исполнение слов апостола Петра: покайтесь, и да крестится каждый из вас… для прощения грехов (Деян. 2, 38). Выявляется проделанный духовный труд подготовки к крещению, оставлена или нет греховнаяжизнь.

Исповедь совершается, естественно, не как таинство. Оглашенному говорится, что прощение грехов он получит от Господа в святом крещении.

Оглашенным предлагается в период оглашения посещение богослужений в храме. Им объясняется, что они присутствуют только на первой части Литургии (Литургии оглашенных), за которой они молятся, слушают чтение Священного Писания и проповедь.

Имеется практика «главопреклоненную молитву» над оглашенными произносить над их головами, для чего они подходят к амвону и после этого удаляются. В храме начинается Литургия верных. Характерно, что в храме колонии строгого режима оглашенные, удаляясь с Литургии верных, не расходились, но, дождавшись окончания службы, участвовали потом в общем чаепитии.

Первая группа оглашенных состояла из одной женщины. Вот она и была нашим «начатком» (см.: 1 Кор. 16, 15). Потом стало ходить больше и больше людей, а со временем и весьма много. За почти тридцать лет в связи с изменением обстановки в стране приток крещаемых и, соответственно, оглашаемых то возрастал, то убывал.

При большом количестве крещаемых возникла проблема. Группа набрана, прошли одна-две беседы, а приходят новые люди. Им что, целый месяц ждать? Решение было разумным. Создавалось несколько групп, когда два священника и диакон вели каждый свою группу. Бывало, часть огласительных бесед вели пономари - послушники. Одно время часть бесед вела монахиня, жившая при храме. Потом возник другой способ решения этой проблемы - метод «циклической перестановки». Четко определены шесть тематических огласительных бесед, по одной каждую неделю. На любой неделе человек может присоединиться. Он может начать, допустим, с четвертой беседы и далее участвовать в остальных, а закончит свое оглашение третьей беседой. Не лучший способ, но приемлемый и снимающий напряжение долгого ожидания начала беседы.

Крещение совершается для всех только полным погружением.

Когда я приехал в Енисейск в 1983 году, встал вопрос: в чем крестить? Как и везде в то время, в храме была только детская купель. Во дворе церковном стояло несколько бочек. Одна была красивая, чистая, из оцинкованного железа. Вот она и стала купелью на семь лет, пока не удалось построить крестильню с хорошей стационарной купелью. А та бочка потом еще долго служила купелью в тюрьме. Часто можно услышать, что нет возможности крестить полным погружением. Возможность всегда есть, а вот желание это делать бывает не всегда. Ведь даже в советские времена и то ставили купола на храмах и возводили иконостасы. Сделать купель не сложней. И вовсе парадокс, когда строится специально крестильня, а купели для погружения в ней нет. Прямо уха без рыбы.

Нередко крещение совершается в реке, в Енисее или притоке его Кеми, чаще же на нашем святом месте - Монастырском озере близ Енисейска (20 километров). Крещение в естественных водоемах бывает чаще летом, но иногда и в другое время года. Бывает крещение и зимой в проруби - это уж если человек сам этого очень хочет. Крещение в реке или озере всегда особое событие. Особое переживание и для священника, который тоже входит в воду. Крещаемые с самого начала стоят в белых рубашках, в них и погружаются. Младенцы в этом не нуждаются, крестятся без ничего. Крестик возлагается на новокрещенного еще в воде. По выходе из воды происходит облачение в крещальную рубашку.

Во время крещения каждое священнодействие поясняется священником, и крещаемые сознательно воспринимают все над ними совершаемое. Обеты отречения и сочетания крещаемые и восприемники произносят сами, ни в коем случае нельзя, чтобы кто-то произносил за них.

Символ веры крещаемые произносят сами (хором), для этого им дается красиво оформленный лист с текстом Символа, чтобы это было исповедание веры, а не проверка их памяти. Также никогда никто не произносит Символ веры за крещаемых. Все «Господи помилуй» крещаемые поют сами. Через это складывается общая молитва священника и крещаемых. Освящение воды совершается непременно при каждом крещении. Использование ранее освященной воды, некое «преждеосвященное» крещение никак не оправдано.

При храме имеется книга записи крещаемых. Все новообращенные вносятся в эту книгу. Книга записи ведется уже 15 лет.

Существует практика раздельного совершения «чина оглашения» и «чина крещения». Однако это делают только некоторые священники, и то не всегда, а по обстоятельствам.

Иногда крещение совершается с участием всего прихода. Это бывает не часто, но это очень вдохновенные службы не только для крещаемых, но и для всей церкви. Некоторые прихожане потом в сердцах говорят: «Вот бы сейчас еще раз покреститься, но… такого не бывает!» Крещение возвращается «из частной требы» в дело всей Церкви.

Потом происходит Литургия, на которой новокрещенные впервые участвуют как верные и новопросвещенные чада церкви. Рекомендуется неделю после крещения всюду ходить в обычных, но белых или светлых одеждах. По окончании первой Литургии новокрещенные подходят к амвону, священник произносит им наставление, вручает свидетельства о крещении и приветствует их как чад церковных, так же и прихожане, подходя, приветствуют их как своих во Христе новых братьев и сестер.

Огласительные беседы посещают как сами крещаемые, взрослые и отроки, так и родители (хотя бы один из них) и восприемники детей. Посещать огласительные беседы приглашаются и невоцерковленные молодые люди, просящие венчание своего брака. С ними проводится отдельная пастырская беседа, относящаяся к теме брака. Бывало, что и новообращенные, но с детства крещеные люди также изъявляли желание прослушать огласительные беседы. Для крестившихся при их желании огласительные беседы сменяются участием в приходских воскресных библейских беседах.

При многих возникающих трудностях в деле оглашения оно доставляет радость и катехизаторам, и оглашенным и приносит свои добрые плоды. В перспективе хочется достичь большего участия прихожан в деле оглашения и большего участия оглашенных в приходской жизни, а также совершения крещальной Литургии, благословленной еще Святейшим Патриархом Алексием II.

Отдельный вопрос о приезжающих из глубинки. Таковым предлагается либо малое оглашение, состоящее из меньшего числа огласительных бесед, либо заочная подготовка. Дома они самостоятельно читают Евангелие, учат молитвы, а потом, приехав, исповедуются и принимают крещение.

Многие прошедшие оглашение стали верными чадами Церкви, а иные ступили и на путь священнослужения и не мыслят его без исполнения слов Господа нашего и Учителя Иисуса Христа о научении народа при его крещении.

Журнал Московской Патриархии