Характеристики организационных структур. Организационная структура управления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие организационной структуры. Иерархический и органический типы структур управления. Характеристика многомерной организации. Основные преимущества и недостатки линейной структуры управления. Принцип многомерной организационной структуры управления.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2010

    Сущность организационной структуры управления персоналом, типы организации, этапы и принципы ее построения. Оценка организационной структуры и организационных звеньев предприятия, расчет экономического эффекта от мероприятий по ее совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 31.05.2010

    Сущность, значение организационной структуры предприятия. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности. Совершенствование организационной структуры.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2015

    Характеристика организационной структуры как категории менеджмента. Оценка сильных и слабых сторон ЗАО "Фарминдастриаз". Портфельный анализ деятельности организации. Процесс проектирования и пути совершенствования организационной структуры предприятия.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    Понятие организационной структуры. Преимущества и недостатки линейной формы управления. Сравнительная характеристика иерархического и органического типов. Направления совершенствования организационной структуры туристского предприятия ООО "Одиссея-тур".

    курсовая работа , добавлен 25.04.2014

    Понятие и сущность организационной структуры организации. Характеристика деятельности звукозаписывающей студии, анализ действия на организацию внешних и внутренних факторов. Рекомендации по улучшению организационной структуры и деятельности студии.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2011

    Сущность и элементы организационной структуры. Производственная структура организации на примере МКП "Тулгорэлектротранс". Типы организационных структур. Достоинства линейной структуры управления. Области применения функциональной структуры управления.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2016

Характеристиками организационной структуры являются: сложность (степень распределения деятельности на различные функции), формализация (уровень применения заранее установленных правил и процедур), централизация или децентрализация (уровень управления, на котором принимается большинство решений).

Сложность организационной структуры зависит от уровня вертикального и горизонтального разделения труда.

Вертикальное разделение труда связан с иерархией управления в организации: высший уровень управления - директор, президент; средний - руководители департаментов, отделов; ниже - руководители групп, бригад. Руководитель высшего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, то есть формально имеет большую власть и высокий статус.

Чем больше ступеней иерархической лестницы между высшим уровнем управления и исполнителями, то сложнее организация. Полномочия распределяются по должностям между руководителями, занимающих эти должности. Цель организации рассматривается как ориентир для направления потоков связей и полномочий.

Горизонтальная дифференциация отражает степень разделения труда между структурными единицами. Чем больше в организации различных сфер, требующих специализированных знаний и навыков, то она сложнее.

Горизонтальная специализация направлена на дифференциацию функций. Она включает определение работы (соединение различных отдельных заданий) и определение взаимосвязи между различными видами работ, которые могут выполнять один или много работники.

Функционализация - это разнообразие заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достичь целей организации, в результате чего образуются те или иные специализированные подразделения.

Также существует географический (территориальное) разделение труда, связанное со степенью распределения физических активов организации по разным регионам. В этой структуре коммуникации, координация и контроль усложняются.

Необходимо различать масштаб и глубину работ.

Масштаб работ - это количество выполняемых работ, их объем. Работник, выполняющий, например, восемь заданий, имеет более широкий масштаб работ, чем тот, кто выполняет четыре задачи. Понятие глубины работ принадлежит к объему контроля, осуществляет работник. Глубина работ имеет личный характер, в различных работников на одном организационном уровне она может быть разной. Например, руководитель отдела маркетинга в промышленной компании имеет большую глубину работ, чем, скажем, бухгалтер, отвечающий за текущий учет производства.

Многие работники и руководителей ежедневно выполняет ограниченный круг работ - однообразных, имеющих минимальный масштаб и глубину. Такие работы или задачи получили название шаблонных. Им не хватает завершенности, автономности, они монотонные и вызывают усталость. Прогулы, саботаж, текучесть кадров нередко является реакцией работников на монотонность работ, которые повторяются.

Исследования показывают, что существует критическая точка специализации операций (деление работ на более мелкие операции или сокращение контроля). После ее достижения получаемый доход начинает сокращаться. На это необходимо учитывать. Пути преодоления негативных последствий разделения труда - это укрупнение технологических операций, чередование работ и эффективное их планирование. В целом, если работа не имеет достаточного масштаба и глубины, то отношение к ней работников, как правило, негативное.

В течение десятилетий в теории и практике управления применяли принцип, согласно которому все виды работ должны быть сгруппированы так, чтобы каждый работник отчитывался только перед одним руководителем. Чем больше рекомендовалось, чтобы число работников, подотчетных одному руководителю, было строго ограничено. Срок мера (сфера) контроля - это число подчиненных, которые отчитываются перед одним руководителем.

Наиболее известная работа в этой сфере принадлежит В. С. Грайчунасу. Он считал, что, поскольку руководитель обладает ограниченной энергией, знаниями и квалификацией, он может координировать работу ограниченного числа работников. Грайчунас предположил также, что увеличение в арифметической прогрессии числа подчиненных вызывает рост в геометрической прогрессии количества взаимосвязей, находящихся под контролем руководителя. Потенциальный взаимосвязь, которая может возникнуть между руководителем и подчиненными, классифицируется как индивидуальное руководство, групповое руководство и перекрестный связь. Грайчунас разработал следующую формулу для определения количества потенциальных контактов руководителя с различным числом подчиненных:

где п - число работников, подчиненных руководителю;

С - количество потенциальных взаимосвязей.

В табл. 5.1. показано, что быстрый рост количества потенциальных взаимосвязей вызывает рост числа подчиненных. Решая вопрос об увеличении масштаба контроля, руководитель должен рассмотреть все потенциальные взаимосвязи, которые он может иметь с подчиненными, в частности их частоту и интенсивность.

Таблица 5.1.

Потенциальные взаимосвязи руководителя в зависимости от количества подчиненных

Сколько же подчиненных должно быть у руководителя? Это зависит от факторов частоты и типа взаимосвязей между руководителем и подчиненными.

В некоторых видах производственных, научно-исследовательских и других работ существует необходимость в частых контактах и высоком уровне координации деятельности, использования конференций, совещаний, личных встреч и консультаций. Например, руководитель научно-исследовательской группы должен часто консультироваться по поводу конкретных вопросов с членами группы, чтобы проект завершить вовремя и законченную работу представить на рынке. Широкий масштаб контроля выполняемых работ через частые контакты с подчиненными имеет определяющее влияние на выполнение и успешное завершение проекта.

Обучение подчиненных является основополагающим в установлении контроля на всех уровнях управления. Общепринято, что руководитель на низших уровнях организации может управлять большим числом подчиненных, поскольку работа на этих уровнях более специализированная и менее сложная, чем на более высоких уровнях.

Важную роль в налаживании эффективного механизма решения проблем в различных рабочих ситуациях, реальной и оперативной координации деятельности подразделений и работников играет способность общаться. Теоретически обоснованы такие соображения.

Руководитель А, в подчинении которого находятся двое служащих В и С, может иметь отношения отдельно с В и отдельно с С, а также с В и С вместе (положение здесь будет различным). Кроме того, он должен принимать во внимание отношения, складывающиеся между В и С. Таким образом, при наличии двух подчиненных есть минимум четыре различных вида взаимоотношений (или максимум - шесть), требующие внимания со стороны А.

Количество этих контактов увеличивается более высокими темпами, чем пропорциональный рост числа подчиненных. Грайчунас считает, что руководитель в состоянии иметь не более 12 непосредственных контактов и не более 28 косвенных, что соответствует наличию пяти подчиненных. При большей степени однородности проблем, которыми занимается руководитель, он может иметь в подчинении большее число работников. Становится очевидным, что количество подчиненных должно быть меньше на уровне высшего руководства организации и может быть значительным в низших звеньях управления.

С учетом рационального охвата контролем и в интересах достижения эффективной координации и управления всеми видами деятельности организация подразделяется на соответствующие структурные блоки (департаменты, отделы, службы). Такой подход к формированию организационной структуры называется департаментализация. В зависимости от признаков и критериев разделения организации на блоки принято различать: функциональную, территориальную, производственную, проектную и смешанную департаментализация.

Функциональная департаментализация. Многие организации группируют работников и деятельность в соответствии с функциями, которые выполняются в пределах фирмы (производство, маркетинг, финансы, бухгалтерский учет, управление персоналом). Соответствующие подразделения при этом состоят из экспертов и специалистов в определенных областях, обеспечивает наиболее обоснованное и эффективное решение проблем. Недостатком подобной схемы считается то, что поскольку специалисты работают в одной сфере интересов, общие цели организации могут приноситься в жертву целям данного департамента. Например, бухгалтер может видеть только проблемы своего подразделения, а не проблемы производства или маркетинга, или всей организации.

Территориальная департаментализация. Другой подход, который часто встречается - создание групп людей на базе определенной территории, где в той или иной форме осуществляется деятельность организации, которая должна подчиняться соответствующему руководителю. Для крупных организаций территориальное деление весьма важно, поскольку физическая распыление деятельности вызывает трудности для координации. Преимущество, часто связывается с территориальным делением, состоит в том, что оно создает условия для подготовки управленческого персонала непосредственно на месте.

Производственная департаментализация. Во многих крупных компаниях, в которых диверсифицированное производство, деятельность и персонал группируются на базе продукции. С увеличением масштаба фирмы сложно координировать усилия различных функциональных групп, поэтому становится целесообразным и перспективным создание производственных подразделений. Эта форма организации позволяет персоналу накапливать опыт в области исследований, производства и распределения продукции. Концентрация полномочий и ответственности в специальных департаментах дает возможность руководителям эффективно координировать все виды деятельности.

Проектная департаментализация. При проектной департаментализации деятельность и персонал сосредоточены в подразделении на временной основе. Руководитель проекта отвечает за все виды деятельности - от начала до полного завершения проекта или какой-то его части. После завершения работы персонал, занятый на временной основе, переводится в другие департаменты или привлекается к другим проектам. Руководитель проекта часто имеет в своем подчинении инженеров, бухгалтеров, руководителей производства, исследователей. Этот персонал часто приходит из специальных функциональных подразделений. Во время работы над конкретным проектом ответственный руководитель рассматривается как лицо, обладающее полнотой власти и правом контроля. В некоторых случаях этого не достигается, поскольку персонал, работающий над проектом, продолжает подчиняться своим постоянным функциональным руководителям. Возникающие противоречия решаются руководителями высшего ранга.

Смешанная департаментализация. Оценка названных выше форм департаментализации показывает, что у каждого ее вида существуют сильные и слабые стороны. Нередко в организациях вводятся смешанные структуры, особенно когда руководители пытаются одновременно решить проблемы текущих изменений на рынке, быстрого увеличения предложения товаров и услуг, внешнего регулирования. Не существует ни одной структуры, которую можно было бы описать как универсальную. Создание различных подразделений диктуется конкретными условиями функционирования организации.

Структура управления обеспечивает основу для определения задач каждого звена и выработки механизма контроля. Должность или место, занимаемое в структуре организации, является ключом к определению объема полномочий по принятию решений. Вместе с тем формальная власть должность не безусловна. Руководитель должен быть способен устанавливать контакты с различными функциональными подразделениями для выполнения задач. Он должен сочетать должностное власть с личным влиянием на протекающие процессы.

Формальная организация - это заранее спланированная структура полномочии и функции, устанавливается на основе взаимодействия сложившейся между компонентами организации. Она ориентирована на достижение приемлемого уровня производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю систему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять целенаправленную деятельность.

Формальная организация характеризуется определенной степенью стандартизации трудовых функций. Существуют их исчерпывающие описания, множество организационных правил, четко определенные процедуры, охватывающие трудовой процесс в организации, где степень формализации высок. Чем выше уровень стандартизации трудовых функций, тем меньше должен быть личный вклад каждого работника в конечный результат. Стандартизация не только не способствует альтернативной поведении работников, но и устраняет всякую необходимость каких-либо альтернатив. В разных организациях степень формализации разный.

Многие виды взаимодействий между работниками не вписываются в схему формальной организации. Существует сеть неформальных организаций, в рамках которых взаимоотношения не носят заранее спроектированного и директивно установленного характера, а возникают под влиянием различных факторов, таких, как общий интерес группы работников, объективная необходимость сотрудничать, личная безопасность и др.

В некоторых организациях высшие руководители принимают все решения, а руководители низшего уровня лишь выполняют их директивы. В других организациях процесс принятия решении перемещается вниз к руководителям, тесно связанным с конкретными проблемами, по которым принимаются решения. Первый случаи известный как централизация, второй - как децентрализация.

Срок " централизация" относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано только с формальной властью, то есть с правами, которыми обладает данное лицо в организации. Чем больше организация, тем больше сложные решения она принимает. Многие фирмы сталкиваются с необходимостью принимать оперативные решения в связи с поведением конкурентов, изменением потребностей клиентов, жалобами потребителей или работников, поступающих. В случае, если скорость принятия решений критическая, необходимо прибегнуть к определенной децентрализации. Однако децентрализовать - это не значит отменить контроль.

Суть централизованных организаций заключается в разделении процессов принятия решений и их внедрения: высшие руководители принимают решения, руководители среднего звена передают и согласовывают их, работники - выполняют. Сравнительный анализ показывает, что централизованные организации, деятельность которых основывается на принципах "команд и контроля", как правило, затратные. Они медленно приспосабливаются к изменениям рынка и слабо реагируют на меняющиеся потребности клиентов, ограничены в творчестве и инициативе, чтобы эффективно действовать в условиях конкуренции.

Факторы, определяющие условия деятельности и стратегию современной организации, абсолютно отличные от тех, что существовали в прошлом. Изменения на рынках конечной продукции требуют оперативной и целенаправленной ответной реакции фирмы. Растут объемы и значимость выпуска наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Технологические возможности получать, обрабатывать и передавать информацию с помощью электронно-вычислительной техники и телекоммуникаций сделали реальным распределение принятия решений ("команд") без потери контроля. Современные работники лучше образованы и требуют большего участия в творческой работе и разнообразия последней. Стратегия фирмы все больше смещается от конкурентных условий, основанных на ценах и объеме производства, с целями увеличения ценности для потребителей. Конкурентная позиция фирмы зависит от квалификации персонала, оперативности, специфичности и уровня предоставляемых клиентам услуг. Вместе с тем хозяйствующие субъекты сталкиваются с тем, что принципы "команд и контроля" ведут к снижению их конкурентоспособности. их сменяет новый набор организационных принципов, ориентированных на создание предпринимательских организаций, где работники всех уровней сосредоточены на удовлетворении потребностей клиентов. В таких организациях традиционная иерархическая структура управления больше не является единственной или доминирующей. В соответствии с функциями члены организации объединяются в команды, осуществляют перекрестное обучение и обеспечиваются коммерческой информацией, что дает им возможность выполнять несколько функций и оперативно реагировать на изменение потребностей клиентов. Формирование таких команд, решающих специфические задачи повышения эффективности функционирования, является скорее нормой, чем исключением, хотя рационально построена иерархия управления сохраняется.

Такие процессы, как групповое решение проблем, последовательные усилия по обновлению производства и т. Д., Создают условия для интеграции функций и обеспечивают базис для регулярной адаптации структур к меняющимся потребностям клиентов. Принципиальное значение имеет отказ от сложившихся стереотипов, согласно которым важны указания спускаются сверху и отступление от предписаний наказуемое. Каждый член организации должен стремиться к достижению целей групповой работы, решения проблем и принятия риска. Перестройка организаций в указанном направлении возможна путем того, что перепроектирование блоков управления "снизу вверх" и организационных инициатив - "сверху донизу".

Децентрализация требует такой организации управленческой деятельности, которая позволяла бы принимать сложные и оперативные решения. Анализ опыта децентрализации в структурах управления позволяет выявить целый ряд преимуществ такой организационной перестройки: развитие профессиональных навыков руководителей, полномочия которых и ответственность за принятие решений растут; усиление соревнования в организации, стимулирует руководителей к созданию атмосферы конкуренции; большая самостоятельность руководителей при определении личного вклада в решение проблем.

Расширение свободы действия ведет к повышению творческого характера управленческого труда, к стремлению внести вклад в развитие фирмы.

Высшая степень децентрализации в организациях, рассматривается как передача в низовые звенья процесса принятия решений, предполагает, что:

Большее количество решений принимается на низших уровнях управленческой иерархии;

Решения, принятые на низших уровнях, важнее;

Различные организационные функции подпадают под большее влияние решений, принятых на низших уровнях;

Уменьшается объем централизованного контроля за решениями, принятыми руководством.

Такой подход приводит к повышению автономности в принятии решений в отдельных подразделениях, сокращению сферы централизованного контроля. Благодаря этому растет ответственность подразделений за их прибыльность. Эти подразделения являются относительно автономными небольшими компаниями, которые самофинансуються, в структуре основной компании.

Сравнение различных типов организационных структур показывает, что организации с меньшим числом уровней управления и широким охватом контролем оказываются более гибкими и динамичными, чем централизованные пирамидальные структуры. Широкий охват контролем облегчает передачу полномочий вниз, децентрализацию управления. Создаются условия для деятельности более профессионально подготовленных руководителей, сокращение сети коммуникаций, уменьшение административной дистанции между уровнями управления. Как показывает опыт, распространение информационных технологий в управлении, повышение роли стратегических и маркетинговых функций в условиях конкурентной борьбы, обостряющейся приводят в ряде случаев к тому, что операторы- исследователи и другие работники новых специальностей все в большей степени занимаются принятием решений. Происходит разделение между стратегическими функциями руководителей высшего уровня и текущими функциями руководителей среднего звена.

Соотношение централизации и децентрализации в управлении непосредственное влияние оказывают такие факторы, как размер организации, технология производства и услуг, внешняя среда. Размер организации влияет прежде всего на ее сложность. Если организация нанимает большое число работников, она будет стремиться получить экономическую выгоду по специализации. Результатом станет увеличена горизонтальная дифференциация. Группировка схожих функций способствует эффективности работы внутри группы, однако может вызвать конфликты. Приходится развивать вертикальную дифференциацию, чтобы координировать горизонтально организованные подразделения. Рост размера организации сопровождается быстрым и более последовательным ростом дифференциации, особенно вертикальной. По мере того как организации увеличивают число работников, добавляются новые организационные уровне, но уже более медленными темпами.

О возможных здесь зависимости можно судить поданным, основанным на материалах неоднократных обследований. В частности, уже при которых 10 работают в организации возникает проблема распределения ответственности; при которых 50-100 работают - проблема делегирования большего числа управленческих функций; при которых 50-300 работают - вопрос о снижении нагрузки руководителей. Число работающих в интервале 100-400 выдвигает задачу определения новых функций. Проблема координации управленческих функций во всей полноте возникает при числе работающих 100-500. Достижение баланса между контролем и делегированием становится серьезной организационной проблемой при численности работающих 500 и выше. Существует большая зависимость между размером организации и ее формализацией. При увеличении размера организации ею проще управлять, если она достаточно формализована.

Каждая организация использует определенные производственные технологии по преобразованию материальных, финансовых и других ресурсов в продукцию или услуги. В каждом конкретном случае технологии оказывают неодинаковое влияние на различные части организации. Чем ближе отдел или подразделение в оперативной основы организации, тем больше воздействие на него будет оказывать технология, и, следовательно, тем сильнее влияние технологии на структуру. Зависимость структуры от технологии отражается на степени сложности организации. При рутинной технологии обычно отпадает необходимость в функциональных группах. Характер технологии влияет на уровень формализации, поскольку вызывает необходимость в руководстве, правилах, описаниях, должностных характеристиках и других формальных документах. Менее прямолинейная взаимодействие технологи и централизации. Нерутинный технологии, опирающиеся в основном на использование знаний специалистов, вызывают необходимость в делегировании полномочий по принятию решений. Если формализация высокая, рутинные технологии могут оказывать влияние на процессы децентрализации. Рутинные технологии могут влиять на усиление централизации, но только если формализация ряд.

Внешнюю среду. Организации должны адаптироваться к своему окружению, если они хотят добиться успеха. Руководитель пытается минимизировать влияние неопределенности внешней среды. Компоненты организационной структуры являются основным инструментом контроля неопределенности внешней среды. Если неопределенность высока, организация будет создана вокруг гибких линий, чтобы адаптироваться к быстрым изменениям, то есть она будет органической структурой. Если неопределенность невысокая, то целесообразна механическая структура. Видимо и стабильное окружающую среду ведет к высокой формализации. Если внешняя среда большое и разнообразное, то организация стремится к децентрализации.

Учитывая всю совокупность факторов влияния, необходимо стремиться к формированию структур, отражающих современные тенденции развития организаций: сокращение уровней управления, общее сокращение числа руководителей высшего и среднего звена, создание плоской организационной структуры, повышение статуса персонала, ориентированного на инновации, творчество и количественные методы.

Следует специально выделить вопрос о делегировании полномочии и ответственности в организациях, как о ключевой инструмент эффективного осуществления процессов децентрализации.

В каких случаях используется делегирование?

Во-первых, когда делегирование позволяет руководителю высвободить силы и время, чтобы заняться важными делами, осуществление которых является прерогативой только высшего звена управления. Руководитель лично должен заниматься только теми вопросами, которые имеют первостепенное значение.

Во-вторых, когда чрезмерная занятость не позволяет руководителю самому заняться данной проблемой. Время и силы руководителя не безграничны, и еще никому не удавалось сделать самому всю работу подразделения, и к тому же точно в срок. Только делегирование обязанностей позволяет избежать угрозы срыва работ и обеспечить их своевременное выполнение.

В-третьих, когда подчиненный может сделать данную работу лучше, чем сам руководитель. Некоторые руководители всячески избегают делегирования именно потому, что даже самому себе не рискуют признаться в том, что их подчиненные в чем разбираются лучше, чем они. Между тем в этом нет ничего опасного для репутации руководителя. Никто и не ждет от руководителя, чтобы он разбирался во всем лучше всех. Главное, чтобы он умел с максимальной эффективностью использовать знания подчиненных.

Руководство и делегирование полномочий - синонимы. Руководитель, не умеющий или не охотник пользоваться методами делегирования, не может считаться настоящим руководителем. Источник его воздействия может быть формальным, таким, как, например, принятие управленческого риска в соответствии с должности в организации. Поскольку с должности руководителя связана некоторая мера делегированного ему власти, индивидуум может предположить, что лидирующая роль вытекает из его положения в организации. Но не все лидеры являются руководителями и не все руководители являются лидерами. Это означает, что лидеры могут быть формальными и неформальными. Существуют три основных подхода к определению эффективного лидера. Первый подход занимается определением личностных качеств, присущих лидеру. Второй - объясняет лидерство как поведение человека в соответствующих условиях. Часто лидерство рассматривается как многофункциональная модель руководителя (третий подход). В современной литературе называются такие качества лидеров, же интеллигентность, харизма, решительность, воля, энтузиазм.

Четкий контроль за результатами работы и строгая дисциплина - главные предпосылки эффективного делегирования. Вот почему прежде чем делегировать ответственность за решение какой-либо задачи и необходимые для этого полномочия, необходимо четко представлять, каких результатов следует ожидать от подчиненных, а также когда эти результаты должны быть достигнуты. Рассматривая делегирования же один из элементов формирования организационных структур управления и нахождения приемлемых соотношений централизации и децентрализации, следует доводить этот процесс до четкого распределения полномочий и ответственности по ниже стоящих уровнях управления. Это позволяет руководителям среднего и нижнего звена принимать решения, повышающие эффективность организации в целом. Ясно и недвусмысленно должен быть указан степень делегирования ниже стоящим уровням управления полномочий по принятию важнейших решений в таких областях, же установление цен, разработка видов продукции, маркетинг и вопросы, связанные с эффективностью работы отдельных структурных единиц. Однако даже в большой степени децентрализованных организациях высшее руководство оставляет за собой право выносить решения по таким вопросам, как определение общих целей и задач организации, стратегическое планирование, формулирование политики фирмы в различных областях, коллективные договоры с профсоюзами, разработка финансовой и бухгалтерской систем фирмы.

Децентрализация управления компанией становится возможной благодаря соблюдению определенных принципов делегирования. Суть этих принципов сводится к следующему: передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемого результата; подчиненный должен обладать достаточными полномочиями для достижения необходимого результата; передача полномочий должна осуществляться по линиям управления, с тем чтобы каждый подчиненный знал, кто конкретно его уполномочил, перед кем он несет ответственность; каждый руководитель принимает решения в пределах своих полномочий.

Все, что превышает его компетенцию, передается высшим звеньям управления; передаются только полномочия; высшее должностное лицо продолжает нести ответственность за действия подчиненного.

Искусство передачи полномочий зависит от восприимчивости к новым идеям, готовности передать решения определенных вопросов низшем звене управления, способности доверять низшем звене управления, стремление осуществлять общий контроль. Делегирование полномочий - это не способ уйти от ответственности. Это форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя, но не снимает с него обязанности принимать окончательные решения, того долга, который и делает его руководителем. Современные теории рекомендуют руководителю идти навстречу новому, планировать его и заранее готовиться к тому, что оно принесет с собой. Это дает возможность руководителю с помощью делегирования активно влиять на ход неизбежных изменений в работе организации.

Важнейшей тенденцией развития организаций является уменьшение числа принимаемых в высшем звене, повышение способности организации обрабатывать большой объем информации и оперативно реагировать на ситуации, которые складываются. Это достигается путем предоставления больших полномочий ниже уровням, перенос центров принятия управленческих решений туда, где возникает проблема и откуда поступает информация.

Надел полномочиями низших уровней в ряде случаев возможно и при вертикальных связях, поскольку ресурсы закреплены отдельно по каждому производственным подразделением, нередко при решении проблем не нуждается в информации о других подразделения. Однако если передача полномочий ниже уровням осуществляется без закрепления соответствующих ресурсов, то нужен развитие горизонтальных связей. Это необходимо для получения всей информации, относящейся к общим ресурсам и возможностей их использования. Существует несколько форм горизонтальных связей. Одни - простые, ясные и недорогие, другие - более сложные, дорогие и требующие больших усилий для формирования.

Среди распространенных форм горизонтальных связей можно назвать следующие:

Использование прямых контактов между руководителями, взаимодействующих по поводу решения общей проблемы;

Установление взаимосвязи между двумя подразделениями, имеют прочные контакты по основным вопросам их деятельности;

Создание временных целевых групп для решения проблем, затрагивающих несколько подразделений;

Создание группы, постоянно действующий для решения периодически возникающих межфункциональных проблем;

Создание новых "интегрирующих" органов в управлении горизонтальными процессами;

Переход от интеграционной к роли руководителя, связывает, если есть существенная дифференциация функций и видов деятельности;

Установление двойной ответственности в критических точках решения проблем при матричных структурах управления. Рассмотрим основные из названных форм.

Наиболее простой и менее дорогой формой горизонтальных связей является прямой контакт между руководителями, занимающихся решением общей проблемы.

Если, например, цех А перевыполнил задание по позиции, которая переходит в цех Б, то по вертикальной системе управления решения о принятии цехом Б. сверхплановой продукции цеха А должно быть принято в высшем звене - в дирекции завода. С помощью прямого контакта руководители цехов А и Б связываются между собой и приходят к совместному решению. Если бы такой подход был возможен, количество ежедневно возникающих проблем, решение по которым принимается наверху, значительно уменьшилось бы. Руководители же высшего уровня концентрировались бы на проблемах, которые трудно решить путем прямого контакта между руководителями низших звеньев. Благодаря этому процесс обработки информации переходит на более низкий уровень управления и улучшается качество решений, поскольку руководители цехов А и Б обладают значительно большей информацией, имеющей непосредственное отношение к принимаемого решения. Однако в данном случае есть опасность того, что руководители цехов А и Б могут принять решение, которое не отвечает интересам организации в целом. Чтобы предотвратить такие ситуации, в организации должна быть налажена информационная система, позволяющая оценивать последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях.

Существуют и другие способы улучшения практики неформальных связей. Во многих организациях практикуются горизонтальные переходы работников из одного подразделения в другое. Такая практика обычно является частью программы по повышению квалификации кадров. Подобные переходы позволяют работникам накапливать опыт работы в различных отделах, налаживать и коммуникативные связи с коллегами из других подразделений. Это способствует оперативному использованию неформальных средств коммуникаций - телефонных разговоров, личных контактов и встреч. Работники, не имеющие такого опыта, часто используют письменные документы. Переход сотрудников по горизонтали улучшает связи и способствует налаживанию эффективных контактов, придавая им менее формальный характер. Следует, однако, учитывать, что переводы сотрудников в взаимосвязаны подразделения должны осуществляться часто и регулярно с тем, чтобы получаемая в результате этих контактов Информация не устаревала. Если растет число контактов между двумя подразделениями, то может оказаться целесообразным выделение специальных работников для налаживания коммуникаций между подразделениями.

Прямые контакты, как и механизм интеграции, не всегда применимы. Они используются в случаях, когда в общую работу привлечены два подразделения или две функции. Когда решение проблемы требует привлечения большого числа подразделений, прямые контакты не дают возможности для принятия совместного решения. Эти проблемы обычно решаются на более высоком уровне иерархии управления. Как известно, такие ситуации возникают достаточно часто.

Целевые группы - это форма горизонтального контакта для решения общих проблем подразделений различного профиля. Целевая группа набирается из специалистов всех подразделений, участвующих в данной работе. Одни заняты в целевой группе полное время, другие - часть рабочего времени. Целевая группа носит временный характер, она существует до тех пор, пока не решена проблема. С ее решением все участники группы возвращаются к своим прежним должностных обязанностей. В зависимости от успешности выполнения программ в целевых группах решения проблем переходит от высших до низших звеньев управления. При таком групповом подходе каждое подразделение, участвующее в решении проблемы, обеспечивает целевую группу необходимой информацией. Участники целевой группы также могут оценивать действие решение в свое подразделение.

Гораздо больше проблем возникает при выполнении специальных задач. Использование прямых контактов и целевых групп может оказаться недостаточным для обеспечения интеграции. Если задержки в решениях становятся длительными и линии коммуникаций расширяются, высшие руководители вынуждены тратить больше времени на ежедневные текущие операции. В данном случае необходимо создать на постоянной основе группу (€ команду) по решению зачастую возникающих проблем. Такие команды могут встречаться ежедневно или еженедельно для обсуждения вопросов. Команды могут быть сформированы на разных уровнях. В целом иерархия команд может быть спроектирована. Проект структуры команды отражает характер проблем подразделений, определенных функциональных областей деятельности, процессов, продукции или конкретных проектов. Чем больше задач, требующих всестороннего рассмотрения, тем большее количество уровней, на которых должны функционировать команды, а в ряде случаев тем шире должен быть круг их полномочий.

Организационная структура - это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес- плана, инновационного проекта.


Основными факторами, определяющими тип, сложность и иерархичность (число уровней управления) организационной структуры предприятия, являются:


Масштаб производства и объем продаж;


Номенклатура выпускаемой продукции;


Сложность и уровень унификации продукции;


Уровень специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования производства;


Степень развития инфраструктуры региона;


Международная интегрированность предприятия и д. р.


Различают следующие структуры управления: линейную, функциональную, линейно-функциональную, линейно-штабную, продуктовую, инновационно-производственную, проектную, матричную, дивизиональную, бригадную, проблемно-целевую и др. Основные из них отражены в табл.

Линейная структура управления - структура, которая образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. При таком построении управленческие решения образуют линейные связи. Эта структура предполагает, с одной стороны, организацию управления, а с другой стороны, процедуры принятия решений. Руководитель в такой структуре называется линейным и замыкает на себе как административные, так и другие функции. Причем обратная связь, информирующая руководителя о ходе выполнения работ, может;отсутствовать. Административные функции и процедуры могут делегироваться основным руководителем на более низкие уровни иерархии. Члены каждой из низших ступеней управления находятся в непосредственном линейном подчинении у руководителя следующего, более высокого уровня. Данная структура целесообразна на предприятиях с небольшой численностью персонажа, незначительными объемами выпуска, узкой номенклатурой производства.


Функциональная структура управления - структура, при которой предполагается создание подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления. Управленческие решения при этом разделяются на линейные и функциональные, каждое из которых обязательно для исполнения. В данной структуре линейные и функциональные руководители не вмешиваются в дела друг друга. Каждый руководитель замыкает на себя только часть функций. Обратная связь может отсутствовать.


Модификация данной структуры функционально-объектная структура управления, где в рамках функциональных отделов выделяются наиболее квалифицированные специалисты, ответственные за выполнение всех работ по конкретному объекту. Это усиливает персонификацию ответственности за весь комплекс работ, тем самым препятствуя неоправданному повышению роли отдельных объектов в ущерб интересам предприятия в целом.


Линейно-функциональная структура управления - структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные - обязательные для исполнения и функциональные - рекомендательные.


Руководители отдельных подразделений осуществляют линейное воздействие на всех участников структуры, а руководители функциональных (экономического, инженерно-технического и др.) отделов оказывают функциональное воздействие на исполнителей работ.


Линейно-штабная структура управления - структура, предполагающая образование в помощь линейным руководителям специализированных функциональных подразделений - штабов для решения определенных задач (аналитических, координационных, сетевого планирования и управления, специальных и т.д.). Штабы не наделяются распорядительной функцией, а готовят рекомендации, предложения и проекты для линейных руководителей.


Продуктовая структура управления - структура, особенностью которой является обособление функций по выпускаемому продукту на производственном и обслуживающем уровне предприятия. Это позволяет вести отдельный учет, сбыт, снабжение и т. д.


Инновационно-производственная структура управления - структура, предусматривающая четкое разделение руководства подразделениями, осуществляющими инновационные функции (стратегическое планирование, разработку и подготовку производства новой продукции) и функции повседневного оперативного управления налаженным производством и сбытом освоенных изделий, применение такой структуры рационально при значительных масштабах производства периодически обновляемой продукции.


Проектная структура управления - структура, ориентированная на обеспечение эффективного управления параллельным выполнением на предприятии ряда крупных проектов. При этом получают автономию определенные совокупности подразделений, участвующих в отдельных проектах во главе с руководителями этих проектов. Руководитель проекта несет всю ответственность за его своевременную и качественную разработку и реализацию. Он наделяется всеми правами по управлению подчиненными ему подразделениями не имеет в подчинении подразделений, непосредственно не связанных с подготовкой проекта.


Данные структуры могут создаваться в централизованной и децентрализованной формах. При децентрализованной форме функциональные и вспомогательные подразделения разделяются по проектным подразделениям и подчиняются руководителям проектов, а при централизованной - они становятся общими для всех проектных подразделений и подчиняются руководителю предприятия.


Матричная структура управления - структура, сочетающая вертикальные линейные и функциональные связи управления с горизонтальными. Персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, советов и т.п., образованных для руководства отдельными проектами и работами. Руководители проектов устанавливают состав и очередность работ, а руководители функциональных подразделений несут ответственность за их надлежащее и своевременное выполнение. Эти структуры могут применяться в отдельных организациях, а также для систем организаций.


Дивизиональная структура управления характеризуется выделением в составе организации практически самостоятельных единиц - «дивизионов» - по продукту, инновациям или рынкам сбыта. Применяется в практике корпоративного управления, когда управляемая организация относится к разряду крупных и крупнейших по масштабам производства и численности работающих, а также характеризуется разнообразием выпускаемой продукции, широтой рынков сбыта.


Одной из наиболее перспективных структур в настоящее время является проблемно-целевая. Основными принципами формирования проблемно-целевой структуры предприятия являются:


Целевой подход, т.е. формирование структуры на основе дерева целей;


Комплексность в определении числа заместителей руководителя предприятия (1-й уровень дерева целей);


Ориентация на проблемы, т.е. формирование подразделений для решения конкретной проблемы или выполнения конкретных функций в целом по предприятию (2-й уровень дерева целей);


Ориентация на конкретные товары или рынки при построении структур подразделений по отдельным товарам или рынкам, формирование финансового плана предприятия (на 3-м уровне дерева целей);- отсутствие специальных подразделений для обязательной для обязательной горизонтальной координации выполнения целей предприятия;


Обеспечение мобильности и адаптивности структуры к изменениям;


Обеспечение маркетологами координации решения проблем по достижению конкурентоспособности конкретных товаров (по горизонтали).


На рис.представлена проблемно-целевая организационная структура, учитывающая перечисленные условия.

Рис. Проблемно-целевая структура крупной организации:


А -направление формирования заданий (для всех подцелей); Б - направление выполнения заданий; МТ - маркетолог или менеджеры по конкретным товарам - координаторы решения проблем по достижению их конкурентоспособности; I, II, III - уровни иерархии.


На втором уровне структуры, представленной на рис., могут быть следующие отделы и цехи: 1.1 - исследования и сегментации рынка; 1.2 - формирования стратегии фирмы; 1.3 - рекламы; 1.4 - стимулирования продвижения товара; 2.1 - научных исследований; 2.2 - главного конструктора; 2.3 - главного технолога; 2.4;- главного -механика; 2.5 - главного энергетика; 2.6 - организационно-технического развития производства; 3.1 - плановый; 3.2 - финансовый; 3.3 - ресурсосбережения; 3.4 - организации труда и заработной платы; 4.1 - материально-технического обеспечения производства; 4.2 - складское хозяйство; 4.3 - транспортное хозяйство; 4.4 - отдел оперативного управления производством; 4.5 - отдел сбыта продукции; 4.6 - производственные цехи; 5.1 - отдел управления персоналом; 5.2 - социального развития коллектива; 5.3 - техники безопасности; 5.4 - охраны окружающей среды.


На третьем уровне структуры создаются при необходимости бюро или группы в отделах по отдельным проблемам, функциям, товарам или рынкам. Например, в отделе 1.1 можно создать соответствующее бюро или группы по отдельным товарам или рынкам (в зависимости от номенклатуры товаров и размера рынков). Отделу 1.2 можно поручить выполнение следующих функций: изучение конкурентных преимуществ предприятия, конкурентоспособности товаров конкурентов, механизма действия закона конкуренции по различным товарам, прогнозирование;нормативов конкурентоспособности товаров и предприятия; разработка и контроль реализации стратегии предприятия; разработка и осуществление политики цен, ресурсосбережения, технической политики.


По аналогии формируются и другие отделы.


Количество отделов, цехов и других подразделений, их структура и численность зависят: от объема продаж, номенклатуры, сложности и масштаба выпускаемой продукции, уровня специализации, кооперирования, концентрации, комбинирования производства и других факторов.


Минимальная численность управленческого аппарата предприятия - 2 человека (руководитель и главный бухгалтер). Максимальное количество отделов крупной компании может достигать 30 с общей численностью управленческого персонала до 500 человек (кроме персонала цехов).


Предлагаемая проблемно-целевая структура управления обладает всеми преимуществами ранее рассмотренных структур и одновременно не имеет очевидных недостатков. Проблемно-целевая структура обеспечивает высокий уровень специализации работников, выполняющих конкретную цель (задачу) дерева целей. Она состыкована со структурой системы менеджмента, проста в построении и функционировании, имеет орган, координирующий решение проблем по достижению конкурентоспособности товаров, адаптивна к изменениям.


  • Если возникла проблема. Если приложение не запускается на вашем телефоне - воспользуйтесь этой формой. Особенности различных организационных структур управления предприятием .


  • Особенности различных организационных структур управления предприятием . Организационная структура


  • Особенности функционирования предприятий в различных предприятие как основное звено
    Различны организационных систем.


  • Особенности различных организационных структур управления предприятием . Организационная структура - это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координаци... подробнее ».


  • Безцеховая структура управления применяется на предприятиях малого бизнеса различных форм собственности и организационно -правовых форм. При всем многообразии предприятий и организаций их структура управления по своему содержанию однородна, так...


  • Особенности функционирования предприятий в различных экономических системах. В условиях хозяйствования предприятие как основное звено
    Различны , соответственно, взгляды на факторы обеспечения устойчивости, управляемости организационных систем.


  • Особенности управленческой деятельности определяются двумя факторами: 1. Типом организацио.
    На предприятиях , в учреждениях, организациях , коллективах существует четкое разделение управленческ. Личность и организация как объект управления .


  • Особенности функционирования предприятий в различных экономических системах. В условиях хозяйствования предприятие как основное звено
    Различны , соответственно, взгляды на факторы обеспечения устойчивости, управляемости организационных систем.


  • Особенности функционирования предприятий в различных экономических системах. В условиях хозяйствования предприятие как основное звено
    Различны , соответственно, взгляды на факторы обеспечения устойчивости, управляемости организационных систем.


  • Особенности функционирования предприятий в различных экономических системах. В условиях хозяйствования предприятие как основное звено
    Различны , соответственно, взгляды на факторы обеспечения устойчивости, управляемости организационных систем.

Найдено похожих страниц:10


Структура – это логические взаимоотношения функций управления и функционирования областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать поставленных целей организации. Под структурой производства понимается количество, состав подразделений, ступеней управления во взаимосвязанной единой системе.

Принципы формирования организационных структур:

    Структура должна отражать цели и задачи фирмы (т.е. быть подчинена производству и изменяться вместе с ним).

    Структура должна отражать функции разделения труда и объём полномочий (политику процедуры, правила, должностные инструкции).

    Структура должна отражать особенности внешней среды.

    Структура должна отражать соответствия между функциями и полномочиями.

Виды структур управления фирмой:

Линейная.

Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.

Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.

Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

Линейная организационная структура управления имеет свои положительные моменты и недостатки:

Преимущества

Недостатки

Четкое разграничение ответственности и компетенции

Высокие профессиональные требования к руководителю;

Простой контроль;

Сложные коммуникации между исполнителями;

Быстрые и экономичные формы принятия решения;

Низкий уровень специализации руководителей;

Простые иерархические коммуникации;

Персонифицированная ответственность.

Функциональная.

Функциональная структура управления - это структура, сформированная в соответствии с основными направлениями деятельности организации, где подразделения объединяются в блоки. Для большинства средних и крупных предприятий или организаций основным подходом к формированию подразделений является функциональный. Под функциями в данном случае понимаются главные направления деятельности, например, производство, финансы, сбыт и т.п. В соответствии с функциями образуются блоки подразделений - производственный, управленческий, социальный.

Обособление отдельных подразделений в рамках блоков осуществляется уже в соответствии с одним из рассмотренных выше подходов или несколькими одновременно. Например, цехи могут организовываться с учетом выпускаемой продукции, а участки - исходя из применяемых в них технологий.

В производственный блок входят основные подразделения, связанные с выпуском профильной продукции или оказанием услуг; вспомогательные, обеспечивающие необходимые условия для нормального функционирования основных подразделений; подразделения, обслуживающие основные и вспомогательные процессы; экспериментальные подразделения, где изготавливаются опытные образцы продукции. Понятно, что в зависимости от характера деятельности организации роль тех или иных подразделений производственной структуры различна - не везде создаются опытные образцы, не везде имеются вспомогательные производства и т.п.

К управленческому блоку относятся предпроизводственные подразделения (НИОКР и пр.); информационные (библиотека, архив); сервисные, занимающиеся вопросами маркетинговых исследований, сбыта, гарантийного обслуживания; административные (дирекция, бухгалтерия, плановая служба, юридический отдел); совещательные (комитеты и комиссии, работающие над совершенствованием организации и технологии производства и управления).

Третий блок функциональной структуры организации составляют подразделения социальной сферы - оздоровительные центры, клубы, детские учреждения, базы отдыха.

Области применения функциональной структуры управления:

    Однопродуктовые предприятия;

    Предприятия, реализующие сложные и длительные инновационные проекты;

    Крупные специализированные предприятия;

    Научно-исследовательские и проектно - конструкторские организации;

    Узкоспециализированные предприятия.

Специфические задачи менеджмента при функциональной структуре управления:

    Сложность коммуникаций;

    Тщательный подбор специалистов руководителей в функциональных подразделениях;

    Выравнивание загрузки подразделений;

    Обеспечение координации функциональных подразделений;

    Разработка специальных мотивационных механизмов;

    Предотвращение сепаратистского развития функциональных подразделений;

    Приоритет специалистов над линейными руководителями.

Функциональная структура управления имеет свои положительные моменты и недостатки:

Преимущества

Недостатки

Профессиональная специализация руководителей подразделений;

Отсутствие единого технического руководства по продуктам, проектам;

Снижение риска ошибочных явлений;

Снижение персональной ответственности за конечный результат;

Сложность контроля за ходом процесса в целом и по отдельным проектам;

Высокие возможности координации;

Размытость ответственности и границ компетенции.

Простота формирования и реализации единой инновационной политики.

Линейно – функциональная.

Линейно – функциональная (Многолинейная организационная) структура управления характеризуется, тем что функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Идея данной структуры управления состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности. В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия, логистики и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Функциональное и линейное управление существуют вместе, что создает двойное подчинение для исполнителей.

Как видно на схеме, вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление. Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

Линейно-функциональная структура управления имеет свои положительные моменты и недостатки:

Преимущества

Недостатки

Высокий профессиональный уровень подготовки решений;

Сложность подготовки и согласования решений;

Быстрая коммуникация;

Отсутствие единого руководства;

Разгрузка высшего руководства;

Дублирование распоряжений и коммуникаций;

Профессиональная специализация руководителя;

Сложность отсутствия контроля;

Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля

Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

Линейно-штабная структура.

При линейно-штабной организационной структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Линейному руководителю при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

В данном случае функциональные структуры подразделений находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей. Линейно-штабная структура включает в себя специальные функциональные подразделения (штабы) при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации

Линейно-штабная организационная структура управления имеет свои положительные моменты и недостатки:

Проектная структура управления

В управлении проект - это, кроме того, временное подразделение, ликвидируемое после завершения работ. Как правило, эти работы заключаются в проведении научных и практических экспериментов, освоении нового вида продукции, технологии, методов управления, что всегда связано с риском неудачи и финансовых потерь. Организация, состоящая из подобного рода подразделений, получила название проектной.

Проектные структуры управления мобильны и сконцентрированы на определенном виде деятельности. Это позволяет достичь высокого качества выполнения работы. В то же время из-за узкой специализации, используемые в проекте ресурсы, по завершении работ не всегда могут найти себе дальнейшее применение, что увеличивает расходы. Поэтому использование проектных структур по карману далеко не всем организациям, несмотря на то, что подобный принцип организации работы весьма плодотворен.

Одна из форм проектного управления - создание специального подразделения - проектной команды (группы), работающей на временной основе, то есть в течение времени, необходимого для реализации заданий проекта. В состав группы обычно включаются различные специалисты, в том числе по управлению работами. Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями, охватывающими ответственность за планирование, составление графика и ход выполнения работ, расходование выделенных средств, а так же за материальное поощрение работающих. В связи с этим большое значение приобретает умение руководителя разработать концепцию управления проектом, распределить задачи между членами группы, четко наметить приоритеты и конструктивно подойти к разрешению конфликтов. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную команду или возвращаются на свою постоянную должность. При контрактной работе они увольняются в соответствии с условиями соглашения.

Таким образом, областью применения проектных структур являются:

    При создании нового предприятия;

    При создании нового инновационного продукта;

    Учреждения, дочерние фирмы или филиалы;

    Проведение масштабных НИОКР;

    Временная организация, создаваемая для решения отдельных задач.

Специфическими задачами менеджмента при проектной структуре управления являются:

    Обоснование критериев, выделение целевых проектов;

    Специфические требования к подбору руководителей проекта;

    Обеспечение единой инновационной политики;

    Предотвращение конфликтов вследствие дойного подчинения сотрудников;

    Разработка специальных инновационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию.

Проектная структура управления имеет свои положительные моменты и недостатки:

Преимущества

Недостатки

Высокая гибкость и адаптивность систем;

Сложные механизмы координации;

Снижение риска ошибочных решений;

Возможные конфликты из-за двойного подчинения;

Профессиональная специализация руководителей функциональных подразделений;

Размытость ответственности по отдельному проекту;

Возможность учета специфических условий региона;

Сложность контроля работ по проекту в целом;

Разграничение сфер ответственности;

Необходимость дифференцирования контроля по функциям и проектам.

Кадровая автономия функциональных подразделений;

Целевое руководство проектом на основе единоначалия.

Матричная структура .

Матричная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации.

Вся совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с позиций достижения цели, предусмотренной программой. Основное внимание при этом концентрируется не столько на совершенствовании отдельных подразделений, сколько на интеграции всех видов деятельности, создании условий, благоприятствующих эффективному выполнению целевой программы. При этом руководители программы несут ответственность как за ее реализацию в целом, так и за координацию и качественное выполнение функций управления.

В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, снабжение и т.д. В рамках программно-целевой структуры (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами). Создание матричной организационной структуры управления организацией считается целесообразным в случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка.

Применяются матричные структуры в следующих областях:

    Многопрофильные предприятия со значительным объемом НИОКР;

    Холдинговые предприятия.

Матричные структуры управления открыли качественно новое направление в развитии наиболее гибких и активных программно-целевых структур управления. Они нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности производства.

Основными задачами менеджмента при матричной структуре управления являются:

    Обеспечение единой инновационной политики во всех продуктовых группах;

    Выделение состава функциональных служб и подразделений;

    Тщательная подготовка положений об отделах и должностных инструкциях;

    Разработка специальных мотивационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию;

    Обеспечение централизованного управления по объектам.

Как видно, в установившуюся линейную структуру вводятся особые штабные органы, которые координируют существенные горизонтальные связи по выполнению конкретной программы, сохраняя при этом вертикальные отношения, свойственные данной структуре. Основная часть работников, занятых реализацией программы, оказывается в подчинении не менее как двух руководителей, но по разным вопросам.

Управление программами осуществляется специально назначенными руководителями, которые несут ответственность за координацию всех связей по программе и своевременное достижение ее целей. При этом руководители высшего уровня освобождаются от необходимости принимать решения по текущим вопросам. В результате этого на среднем и нижнем уровнях повышается оперативность управления и ответственность за качество исполнения конкретных операций и процедур, то есть заметно повышается роль руководителей специализированных подразделений в организации работ по четко определенной программе.

При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не со специалистами, которые подчинены не непосредственно ему, а линейным руководителям, и в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.

Матричная структура управления имеет свои положительные моменты и недостатки:

Преимущества

Недостатки

Четкое разграничение по продуктам (проектам);

Высокие требования к линейным и функциональным руководителям;

Высокая гибкость и адаптивность основных подразделений;

Высокие требования к коммуникации;

Хозяйственная и административная самостоятельность подразделений;

Трудности и длительное согласование при принятии концептуального решения;

Высокая профессиональная квалификация функциональных руководителей;

Ослабление персональной ответственности и мотивации;

Благоприятные условия коллективного стиля руководства;

Необходимость и опасность компромиссных решений;

Простота разработки и реализации единой политики.

Возможность конфликта между линейными и функциональными руководителями ввиду двойной подчиненности первых.

Требования к построению структур управления:

    Оперативность (т.е. управляющее воздействие должно дойти до объекта управления до того момента, пока наступит изменение (будет «поздно»)).

    Надёжность.

    Оптимальность.

    Экономичность.

Но структура в первую очередь должна соответствовать целям, заданным принципам и методам управления фирмой. Сформировать структуру – значит закрепить конкретные функции за подразделениями.

Технология формирования структуры:

    Осуществить деление организации по горизонтали на широкие группы (блоки) по направлениям деятельности, по реализации стратегий. Принимаются решения, какие виды деятельности должны выполняться линейными, а какие функциональными структурами.

    Установить соотношение полномочий различных должностей (т.е. установить цепь команд; если необходимо, то производить дальнейшее деление).

    Определить должностные обязанности каждого подразделения (определить задачи, функции) и поручить их выполнение конкретным лицам.

Характеристика основных видов организационных структур.

1.Бюрократические организационные структуры.

Линейная организационная структура являет собой систему, в которой|какой| каждый подчиненный имеет только одного руководителя и в каждом подразделении|подразделении| выполняется|исполняет| весь комплекс работ, связанных|повязал| с его управлением. Схематически эта структура представлена на рис.1.

Рис.1.. Принципиальная схема линейной организационной структуры

Преимущества линейной оргструктуры |:

· ответственность каждого за выполнение своего задания|задачи| (надежный контроль и дисциплина);

· четкость и простота взаимодействия| (невозможность получения подчиненным противоречивых распоряжений и указаний);

· оперативность подготовки и осуществления управленческих решений;

· экономичность (при условии небольших размеров организации) .

Недостатки|недостаток| линейной оргструктуры можно свести к|:

· необходимости высокой квалификации руководителей;

· росту числа уровней управления при увеличении размеров организации;

· ограничению инициативы у рабочих на низших уровнях.

Вывод: может широко использоваться и в современных условиях, но требует применения современных методов организации работы компании в целом.

Линейная структура управления проста, ее легко понять. Ясно очерченные права и обязанности всех ее участников создают условия для оперативного принятия решений.

По мере роста фирмы, усложнения технологии, расширения номенклатуры выпускаемых изделий возникает необходимость в создании в структуре компании дополнительных функциональных подразделений, решающих общие и функциональные задачи.

Линейную структуру управления используют мелкие и средние фирмы, осуществляющие несложное производство. Возглавляет каждое производственное или управленческое подразделение руководитель, сосредоточивающий в своих руках все функции управления и полномочия по принятию решений. Четко выражен принцип единоначалия; высокая степень централизации в управлении; полномочия функциональных специалистов незначительны, носят рекомендательный характер.

Линейно-штабная|штаб-офицер| организационная структура является разновидностью линейной оргструктуры|. При такой структуре для разгрузки высшего руководства создается штаб|штаб-офицер|, в состав которого|какого| включают специалистов по разным|различным| видам деятельности. Все исполнители подчиняются|соподчиняют| непосредственно линейным руководителям. Полномочия штабных|штаб-офицер| специалистов касаются подготовки советов и рекомендаций линейным руководителям или выдаче указаний исполнителям по поручению линейного руководителя. Благодаря этому повышается степень оперативного и организационного реагирования.

Рис.2. Принципиальная схема линейно-штабной|штаб-офицер| организационной структуры

Особенность функциональной организационной структуры| заключается в том, что для выполнения определенных функций управления образуются отдельные управленческие подразделения|подразделение|, которые|какие| передают исполнителям обязательные для них решения, то есть функциональный руководитель в пределах своей сферы деятельности осуществляет|свершает| руководство исполнителями (рис. 3.).

Рис.3. Принципиальная схема функциональной организационной структуры

Преимущества функциональной оргструктуры|:

Специализация деятельности функциональных руководителей;

Сокращение времени прохождения информации;

Разгрузка высшего руководства.

Недостатки |недостаток| функциональной оргструктуры|:

Возможность получения противоречивых указаний;

Нарушение принципа единоначалия (размывание единства распорядительства и ответственности);

Сложность контроля;

Недостаточная гибкость.

Функциональная структура управления нацелена на постоянно повторяющиеся задачи, не требующие оперативного принятия решений. Оптимальна в фирмах, выпускающих ограниченную номенклатуру продукции и действующих в стабильных условиях.