Сущность менеджмента и его базовые понятия. Значение менеджмента. Понятие и сущность менеджмента 1 менеджмент сущность значение цель объект субъект

Лекция № 1

Методологические основы менеджмента

Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент – это область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения цели организации путем рационального использования имеющихся ресурсов и резервов.

Термины "менеджмент", "менеджер" быстро и прочно вошли в наш словарный обиход, заменив используемые нами ранее термины "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор".

Термин "менеджмент" по своей сути является аналогом термина "управление", это его синоним, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях). Менеджмент – это всегда управление людьми.

Термин "менеджмент" ("management") американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин "control"; для государственного или общественного управления - термины "government administration" или "public administration" Учитывая вышеизложенное, мы в дальнейшем будем применять термин "управление" в том же значении, что и "менеджмент".

В фундаментальном Оксфордском словаре, менеджмент - это:

это способ, манера общения с людьми;

это власть и искусство управления;

это особого рода умелость и административные навыки;

это орган управления, административная единица.

Менеджер в современном понимании - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда – информация , преобразуя которую они принимают решения необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Результат их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.


Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

· к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

· к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

· к руководителю по отношению к подчиненным;

· к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

Есть 5 базовых операций в работе каждого менеджера:

1. Менеджер устанавливает цели, т.е. он определяет задачи в каждой группе целей, решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей.

2. Менеджер организует, т.е. анализирует виды деятельности, решения, отношения. Распределяет работу, наделяет ресурсами, принимает решения по поводу проблемы.

3. Менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Изучает потребности работников, анализирует информацию, доводит информацию до своих подчиненных.

4. Он устанавливает единицы измерения. Показатели работы задает менеджер. Он анализирует, оценивает и интерпретирует результат.

5. Способствует росту людей, развитию, включая себя самого.

Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.

Основная цель менеджмента : обеспечение гармонии в развитии организации, то есть согласованное и эффективное функционирование всех внешних и внутренних элементов организации.

2. Виды, объекты и принципы менеджмента.

Вид менеджмента – специальная область управленческой деятельности.

Виды и объекты менеджмента :

ü Инновационный (объект – инновации)

ü Производственный (объект – производство)

ü Кадровый (объект – персонал)

ü Финансовый (объект – финансы)

ü Маркетинговый (объект – сбыт)

ü Менеджмент качества (объект – качество)

ü Экологический (объект – экология)

ü Информационный (объект – информация)

Кроме того, выделяют: - организационное управление (объект – процессы создания организации, формирования структуры и системы управления ею и.т.д.);

- перспективное и текущее управление (объекты – производство, МТС, сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы и эккаунтинг (деятельность по учету и анализу хозяйственных процессов в организации).

Принципы – руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры и органы управления. Они определяют требования к системе, структуре организации и процессу управления (например, принципы А. Файоля).

Принципы управления делятся на общие и частные.

Общие принципы управления имеют универсальный характер: целенаправленность, стимулирование, дисциплина, компетентность, иерархичность, планомерность и т.д..

Частные принципы управления имеют локальный характер: принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации, принцип научной обоснованности управления, принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности и др.

Сущность и содержание менеджмента.
Общая характеристика организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Суть управленческой деятельности. 10 управленческих ролей по Г. Минцбергу.
Основные управленческие функции. История менеджмента.

Сущность и содержание менеджмента
Термин менеджмент прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идет о руководстве деятельностью рыночных субъектов (хозяйствовании).
Менеджмент - это руководство не подчиненными и не институциональной структурой (учреждением, коммерческой или некоммерческой фирмой), а делом.
В переводе со староанглийского языка слово означает искусство объезжать лошадей, но истоки его коренятся в латыни (манус - рука). В оборот оно было введено в Англии в связи с промышленной революцией в XVIII-XIX вв., а затем распространилось по всему миру.
Но менеджмент - это не просто хозяйственное управление, а его особая разновидность, возможная только в условиях рынка - управление предпринимательского типа. Он предполагает обусловленность действий руководителя не командами сверху, а складывающейся ситуацией, право и обязанность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за их результаты.
Противоположностью менеджмента является командное управление. Оно не ориентируется на рынок, исключает инициативу, свободу принимать решения.
Возникновение менеджмента как особого вида деятельности было обусловлено развитием рыночных отношений и появлением крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих, которыми владельцы уже не могли квалифицированно руководить. Они вынуждены были нанимать для этого профессиональных управляющих.
Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две главные задачи:
Тактическая (поддержание устойчивости функционирования организации и всех ее элементов).
Стратегическая (развитие и перевод ее в качественно новое состояние).
Эти задачи решаются в рамках трех видов менеджмента:
общего (постановка целей, выработка стратегии, путей развития, решение организационных вопросов, контроль);
линейного (руководство текущей работой основных и вспомогательных подразделений);
функционального (управление решением общефирменных задач, планирование, научные исследования и пр.).
В зависимости от периода, на который ориентируется управленческая деятельность, выделяют текущий, опережающий (перспективный) и контролирующий менеджмент.
Текущий обеспечивает поддержание параметров соответствующего объекта в рамках допустимых отклонений в реальном масштабе времени.
Опережающий связан с прогнозированием, планированием и реализацией нововведений с учетом риска.
Контролирующий нацелен на корректировку и преодоление негативных последствий принятых в прошлом решений.
Менеджментом также называется система знаний об управлении, которая возникла в конце XIX в., а в начале ХХ в. сформировалась в самостоятельную науку, имеющую свой предмет, специфические проблемы и способы их решения.
Общие же связи и закономерности, возникающие в рамках управления, изучает наука кибернетика, которая сродни математике, формальной логике и другим абстрактным дисциплинам.
Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных отношений между людьми, имеющих форму информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами.
Менеджмент не дает готовых рецептов, пригодных на все случаи жизни. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, формулировать основополагающие принципы управления и творчески применять к конкретным ситуациям.
Как наука менеджмент имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, привлекая теоретические положения и практические рекомендации экономики, социологии, права, психологии, теории организации и др.
Менеджментом также называется учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Дж. Вартон.
Основные разновидности менеджмента
Еще в 50-60 гг. ХХ в. в Европе и США было широко распространено представление о менеджменте как универсальной дисциплине, имеющий единый объект. Сегодня таких объектов несколько. Речь идет об организационной деятельности, производстве, материально-техническом снабжении и сбыте, инновациях, маркетинге, персонале, финансовом учете и анализе хозяйственных процессов (эккаунтинге). Сегодня к ним добавляется еще и обучение, а также распространение знаний.
Необходимость в менеджменте обусловлена:

Ростом товарного производства, образованием рынка наемной рабочей силы.
Возникновением особой формы кооперации совместного труда - мануфактурного производства, крупных предприятий.
Усовершенствованием технологий производства, его индустриализацией, механизацией и автоматизацией.
Изменением характера труда человека (труд становится более сложным, умственным, творческим)
Развитием новых производственных отношений, форм собственности, основанных на заинтересованности работника в результате труда.
Ростом масштабов хозяйственной деятельности и сложностью управления ею, потребностью в профессиональной управленческой деятельности наемных управляющих - менеджеров и науке менеджмент.

Менеджмент - это:
1.Способ общения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.
2.Искуство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.
3.Совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производственным персоналом с использованием науки управления.
4.Хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка.
5.Вид профессиональной деятельности по организации достижения системы целей.
6.Система научных знаний в области управления.
7.Профессиональный состав управляющих - менеджеров, входящих в административный аппарат предприятия.

Основные признаки менеджмента:
1.Исходым моментом организации управления является человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности.
2.В подходах, принципах и методах управления явный приоритет отдается экономическим средствам и методам.
3.Характеризуется необходимостью высокого уровня профессионализма управленческого персонала.
4.Гибкость организационной структуры управления, отзывчивость к нововведениям.
5.Предполагает высокие требования к личным качествам менеджера.

Структура системы менеджмента:
Целевая подсистема:
Повышение качества продукции;
ресурсосбережение;
расширение рынка сбыта товара;
прибыль и другие цели;
Обеспечивающая подсистема:
Методическое обеспечение;
ресурсное обеспечение;
правовое обеспечение;
информационное обеспечение;
Функциональная подсистема:
маркетинг;
планирование;
организация процессов;
учет и контроль;
мотивация;
регулирование (координирование);
Управляющая подсистема:
Социология и психология менеджмента;
управление персоналом;
методы менеджмента;
власть и стиль управления;
принятие управленческих решений.

Менеджер - это:
1. Профессиональный управляющий, как правило, нанимаемый собственником по контракту, действующий на основе единоначалия и отвечающий за результаты финансово - хозяйственной деятельности предприятия, учреждения.
2. Самостоятельная профессия, специалист в области управления.

Содержание деятельности менеджера:
1. Принятие управленческих решений
2.Распределение полномочий
3.Организационная деятельность (создание и развитие организации)
4.Экономическая (хозяйственная) деятельность
5.Социально - психологическая деятельность
6.Контрольно - аналитическая деятельность

4. Основные функции менеджмента
Сущность любой теории или целенаправленной деятельности проявляется в функциях (в переводе с латыни - обязанность, круг деятельности, назначение, роль).
Общие функции менеджмента, отражающие его содержание, были сформулированы в 1916 г. Анри Файолем. В качестве таковых он выделил:
организация,
планирование,
координация,
контроль,
распорядительство.
Сегодня к ним добавляют еще мотивацию, информирование и развитие.
Главной функцией менеджмента считается планирование в широком смысле слова. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».
Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах и стратегиях берет на себя организационная функция. Она реализуется через проектирование и создание организационных и управленческих структур, определения порядка их функционирования, обеспечение необходимой документацией.
Доведение до сведения каждого субъекта того, что тот должен делать для достижения поставленной цели, берет на себя распорядительная функция.
Реализация целей организации осуществляется посредством совместной деятельности людей, которую нужно координировать: упорядочивать, согласовывать, направлять.
В соответствии с характером решаемых задач выделяют следующие типы координации:
превентивную, предотвращающую появление проблем;
устраняющую, связанную с ликвидацией перебоев в хозяйственной системе;
регулирующую, направленную на поддержание установленной схемы взаимодействия субъектов;
стимулирующую, способствующую совершенствованию их поведения.
Результаты деятельности организации и отдельных лиц требуют проверки, оценивания и корректировки. Все это составляет содержание контрольной функции.
Ни одна задача не будет успешно решена качественно и с минимальными затратами, если люди не будут в этом заинтересованы. Отсюда еще одна функция - мотивационная.
Она концентрируется на определении интересов работников и выборе наиболее подходящего в данной ситуации способа воздействия на них.
Роль информационной функции предопределяется тем, что информация является предметом и результатом управленческой деятельности. Поэтому она начинается с ее сбора, обработки, анализа (в том числе мгновенно в голове менеджера).
От функций менеджмента следует отличать функции должностей и подразделений, вытекающие из рационального разделения управленческого труда.
Общая классификация функций менеджмента
1. По содержанию управленческой деятельности:
- планирование - организация
- мотивация - контроль
- координация - регулирование
- исследование
2. По масштабам времени:
- стратегическое управление
- текущие (тактическое) управление
- оперативное управление.
3. По этапам процесса управления:
- целеполагание - управленческая ситуация
- определение проблемы - управленческое решение.
4. По факторам производственного процесса:
- управление продуктом
- управление персоналом
- управление информацией.
5. По этапам производственного процесса:
- управление подготовкой производства
- управление производством
- управление обеспечением производства
- управление сбытом продукции.
6. По сферам развития объекта управления:
- управление экономическими процессами
- управление социально - психологическими процессами
- управление организационными процессами
- управление технологическими процессами.

Контрольные вопросы к теме 1
1. В чем необходимость управления совместной деятельностью?
2. Назовите виды управления.
3. Представьте классификацию факторов управления.
4. Назовите объекты и субъекты управления, их соотношение и особенности.
5. Назовите аспекты управления.
6. Какая методологическая основа науки управления?
7. Назовите методы познания объектов управления.

Лекция, реферат. 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Без имени
2. НОРМАТИВНАЯ ПРОГРАММА КУРСА МЕНЕДЖМЕНТА
3. 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
4. 2. РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
5. 3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
6. - Анализ как составная часть процесса принятия решения
7. - Методы анализа управленческих решений
8. - Процесс принятия управленческого решения
9. - Виды управленческих решений
10. МЕТОДЫ ОБОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
11. Неформальные методы принятия управленческих решений
12. Количественные методы прогнозирования управленческих решений
13. Качественные методы прогнозированияm управленческих решений
14. Управленческие решения кратко
15. ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
16. Сущность, цель, принципы стратегического планирования. Процесс стратегического планирования
17. Миссия и цели организации. Оценка и анализ внешней среды. Управленческое наблюдение внутренних слабых и сильных сторон организации

Менеджмент - это слово, которое употребляется сегодня довольно часто. В чем же сущность менеджмента? Многие ошибочно полагают, что это - то же самое, что и обыкновенное управление и руководство. На самом деле все обстоит намного сложнее.

Организация и управление производством должны осуществляться с учетом всех требований современности. Нетрудно понять, что к успеху приведет только использование самых современных способов и средств.

Сущность менеджмента

Начнем с того, что под менеджментом понимается самостоятельный вид профессиональной деятельности. Он, в свою очередь, направлен на достижение в ходе любой организации поставленных ее руководством целей путем правильного использования имеющихся и материалов с применением функций, а также главенствующих принципов экономического менеджмента

Сущность менеджмента на самом деле понять не так уж и сложно. Менеджмент - это управление, осуществляемое в условиях рынка. В первую очередь это означает следующее:

Неизменное стремление к наивысшим результатам;

Ориентацию на потребности рынка и на спрос;

Хозяйственную собственность, которая выступает гарантом свободы принятия решений.

Как самостоятельный вид профессиональной деятельности менеджмент предполагает, что управляющий (то есть сам менеджер) не имеет зависимости от уставного капитала той организации, на которую он работает. Сущность менеджмента заключается в том, что менеджер не является владельцем акций и работает исключительно по условиям найма. Данный управляющий является субъектом определенной означает, что он имеет определенные навыки и опыт практической работы, а также прошел специальную подготовку.

Управление производством - это его организация и определение перспектив. Отметим, важны как долгосрочные, так и краткосрочные перспективы.

Сущность менеджмента так или иначе связана с мыслью о том, что если рационально использовать все имеющиеся ресурсы, то можно будет добиться максимальных результатов при самых маленьких расходах.

У менеджмента имеется собственный экономический механизм. Он направляется на решение определенных проблем, которые неизбежно возникают в хозяйственной деятельности при реализации технологических, и иных задач.

Описанный экономический механизм состоит из трех уровней:

Управление производством;

Внутрифирменное управление;

Управление персоналом.

Говоря о том, что такое сущность менеджмента, принято делать акцент на его процессуальном характере.

Менеджмент очень часто воспринимают как интегральный процесс, который позволяет управлять фирмой непосредственно через поставленные цели.

В деятельности менеджера в организации есть немало моментов, назвать которые можно не иначе как ключевыми. К ним можно отнести и понимание менеджером своей собственной менеджера во многом связана с компетенцией других сотрудников. Любой профессиональный управляющий должен уметь пользоваться знаниями, которыми владеет он и его подчиненные. Для чего они необходимы? Для увеличения кругозора, который в дальнейшем поможет принимать правильные решения, обозначать перспективы и грамотно осуществлять текущее управление организацией и ее кадрами.

Да, менеджер находится в полной зависимости от руководителя, однако его начальнику не следует забывать, что нанятый им человек должен постоянно чувствовать себя хозяином ситуации, так как иначе он не сможет полностью реализовать весь имеющийся у него потенциал. Менеджера контролировать нужно только косвенно.

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Сущность менеджмента и его базовые понятия. Значение менеджмента

2. Современная парадигма и принципы менеджмента

3. Научные подходы к менеджменту

Сущность менеджмента и его базовые понятия. Значение менеджмента

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно во­шло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление». Оно широко используется применительно к разнообразным соци­ально-экономическим процессам, осуществляемым на пред­приятиях в рыночных условиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом в России по­лучают широкое распространение специальные формы ме­неджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инноваци­онный менеджмент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и т.п.

Так что же такое менеджмент?

Во-первых, это современная наука и практическая деятельность.

Во-вторых, это специальные знания и искусство управления.

Сам термин менеджмент многие полностью отождествляют с понятием управления, считая, что введение слова менеджмент лишь дань моде.

Однако, необходимо обратить внимание на то, что глагол "управлять" и существительное "управление" применяются у нас для всех без исключения сфер и видов деятельности, где обеспечивается целенаправленность, согласованность и координация движения составных частей системы. В «Советском энциклопедическом словаре» (изданном в начале 80-х годов) управление определяется как элемент, функция органи­зованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной струк­туры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Однако методы, приемы управления машиной, биологической системой, политической партией или коммерческой организацией не одинаковы.

Поэтому появление термина "менеджмент" есть необходимое по сущности уточнение в русском языке понятия "управления" применительно к хозяйственной сфере, бизнесу, управлению в условиях рынка. То есть, менеджмент - это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка.

Д.Бодди и Р.Пейтон приводят в своем известном учебнике "Основы менеджмента" мнение К.Хейлс о том, что менеджмент является всеобщей человеческой деятельностью, ибо каждый человек управляет собой для организации своей деловой, общественной или личной жизни и достижения успеха во всех этих областях.

На наш взгляд, учитывая неоднозначность перевода английских терминов на русский язык, возможно было бы интерпретировать это мнение таким образом: управление есть всеобщая человеческая деятельность, а менеджмент это его специфическая область, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению успешной деятельности организаций.



Более широкое понятие "управление" с позиций логики может быть использовано без уточнений вместо более узкого менеджмент, т.к. это уточнение в принципе определяется предметом исследования.

С учетом этого в рамках данного курса мы используем термины «менеджмент» и «управление» как тождественные.

Сущность управления организацией. Что же такое "менеджмент" как разновидность управления?


Как посчитал один «дотошный» аспирант, можно найти более сотни различных и около тысячи просто отличающихся между собой определений менеджмента, даваемых различными авторами в отечественной и зарубежной управленческой литературе. Содержание понятия «менед­жмент» раскрывается широко и многосторонне: менеджмент как спо­соб управления, руководства, направления или контроля; это искус­ство управления и руководства; это люди, контролирующие и направ­ляющие работу организаций, а также управленческий персонал. Ме­неджмент - это эффективное использование и координация таких ре­сурсов, как капитал, здания, материалы и труд для достижения за­данных целей с максимальной эффективностью. (Такое определение приводится в «Международном справочнике по менеджменту», издан­ному в Англии).

Однако любое его определение будет неполным, но, в совокупности определения, которые даются разными авторами, конечно же, раскрывают сущность менеджмента. Вместе с тем, если привести, а потом еще и сравнить все эти определения, то может оказаться, что этим займем все наше время изучения дисциплины. Кроме того, многие существенные черты определения менеджмента повторяются в разной интерпретации во многих определениях. Поэтому воспользуемся приемом, описанным в известной притче "о слепых, исследующих слона", а, именно, выделим несколько наиболее важных характеристик менеджмента, которых мы определили числом шесть. Это сопоставимо с имеющимся у любого объемного тела шестью гранями (сверху, снизу, слева, справа, спереди, сзади).



Кроме этого, все грани менеджмента целесообразно сгруппировать, учитывая, что он является одновременно и системой, и процессом.

В менеджменте как системе выделим такие три его грани:

1 - менеджмент - это воздействие субъекта на объект управления;

2 - менеджмент - это воздействие на объект с четко определенной целью или это механизм достижения цели ;

3 - менеджмент - это руководство таким специфическим объектом управления, как люди, поэтому необходимо знание и учет не только объективных, но и субъективных факторов управления.

В менеджменте как процессе выделим такие наиболее существенные грани:

4 - менеджмент - это выполнение определенной совокупности специфических видов деятельности , называемых управленческими функциями (планирования, организации, мотивации, контроля);

5 - менеджмент - это процесс принятия и реализации управленческих решений ;

6 - менеджмент - это процесс переработки и выработки информации и процесс коммуникаций , связывающий воедино все составляющие системы управления.

При всех недостатках отдельных определений менеджмента, нельзя обойти молчанием наиболее емкие и яркие определения, которые сформулировали, раскрывая сущность этого явления, классики науки менеджмента.

Ф.У.Тейлор: Управлять значит знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. А.Файоль: УПРАВЛЯТЬ - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать П.Друкер: Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительно работающую группу.

Рассматривая менеджмент как разновидность управления, считаем необходимым отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности . Все прочие аспекты имеют место именно потому, что это самостоятельный значимый особенный и критически важный вид человеческой деятельности.

Итак, менеджмент - это управление организацией, прежде всего в коммерческих, производственно-рыночных условиях, поэтому изучение курса включает рассмотрение вопросов о сущности и построении организации как открытой системы управления.

Значение менеджмента. Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей. Именно совместная деятельность людей, требующая координации, согласования, обеспечения определяет необходимость управления.


Многообразие форм собственности, конкуренция между предприятиями, развитие рыночных отношений требуют четкого, умелого управления. Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей задачей организацию активного поиска реальных возможностей повышения результативности производства. Вместе с тем она должна обладать способностью к достаточному саморегулированию и самосовершенствованию, направленному на широкое применение новых высокоэффективных организационных форм и методов управления, технологий и научно-технических достижений.

Эффективность деятельности предприятий любой формы собственности обусловливается не только возможностями капиталовложений в современное оборудование, но и квалификацией руководителей, уровнем их компетенции, умением предвидеть, вовремя принимать и реализовывать необходимые решения. Для этого необходимо знать, применять и развивать менеджмент.

Современный менеджмент - это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Он не дает готовых рецептов, а помогает, предлагая общие принципы и функции управления, найти способы и пути решения конкретных проблем, добиться успеха организации.

В общем и целом необходимость управления определяется тем, что именно оно определяет успешную деятельность организаций.

Значение менеджмента как вида деятельности в современных условиях

Развитие и совершенствование менеджмента приспособление его к конкретной обстановке на сегодня является одним из главных рычагов улучшения результатов деятельности фирм. Он во многих случаях оказывается гораздо более действенным, чем дополнительные финансовые вложения или создание новых производственных мощностей предприятия.

Подтверждением этому может служить практика менеджмента, достижения известных менеджеров за рубежом и в России, таких как Ли Якокка, Т.Уотсон, А.Морита, Г.Форд, А.Файоль, Б.Гейтс и др.

В первую очередь необходимо остановиться на опыте двух великих индустриальных держав мира - США и Японии. На западном небосклоне звездой менеджмента первой величины считают Ли Якокку. Ли Якокка являлся президентом компании «Форд мо­тор компани», но неожиданно был уволен Г. Фордом. И тогда он взялся почти за безнадежную задачу, спасти стоящую на краю банкротства фирму «Крайслер». И ему не только удалось спасти фирму, но и сделать ее про­цветающей. Свои взгляды на вопросы производства Ли Якокка изложил в книге "Карьера менеджера", которая стала бестселлером во всех странах, где была издана. Ниже приводятся краткие выдержки, характеризующие менеджерский талант этого человека и значение современного эффективного менеджмента для успешной деятельности корпорации.

Ли Якокка - сын итальянского эмигранта, приехав­шего в США в 1902 г. С августа 1946 года Ли Якокка начал работать в фирме «Форд мотор» в качестве инженера. В 1978 г. в зените своей деятельности на посту пре­зидента компании Ли Якокка неожиданно был уволен Генри Фордом. Это, по-видимому, связано с тем, что Ли Якокка стал слишком популярной фигурой, затмевающей популярность Г.Форда-мл. Ли Якокке было сделано предложение стать прези­дентом компании «Крайслер», стоящей на краю банк­ротства, и он принял это предложение. «Если бы я хоть в малейшей степени представляя, на что себя обрекаю, приняв предложение «Крайслер», я бы не пошел туда ни за какие деньги в мире».


Японский менеджмент также богат примерами деятельности великих менеджеров, своей деятельностью подтверждающих значение для фирм умелого, грамотного менеджмента, научно поставленного с учетом специфики организации и людей работающих в ней. Одной из ярких звезд японского менеджмента является Акио Морита и основанная им корпорация "Сони". Блестящий тандем менеджера Акио Мориты, и Масару Ибуки , техниче­ского гения фирмы, превратил маленькую и никому не известную компанию в одну из крупнейших транснацио­нальных корпораций мира. Кроме того, «Сони корпорейшн» была и остается фирмой-новатором, предлагающей своим потребителям новые перспективные товары: транзисторный радиоприемник, домашний видеомагнитофон, портативный кассетник, лазерную технологию звукозаписи, технологии телевидения с высокой четкостью изображения и др. В своем стремительном развитии «Сони корпорейшн» прошла три важнейшие стадии: мелкого производителя, специализированной компании и крупной монополии. Начало фирме «Сони», тогда еще называвшейся «Токио телекомьюникейшенз инжиниринг корпорейшн», положила основанная в 1946 году мастерская по пере­делке радиоприемников.

Современная «Сони корпорейшн» представляет собой гигантский организм. Она велика по размерам (в 1987 году-47583 занятых), сложна по структуре (более тридцати основных производственных филиалов, часть из которых находится к тому же в совместном с други­ми фирмами владении), действует практически во всех странах мира и управляется интернациональным кол­лективом менеджеров.


В российском бизнесе достаточно сложно определить "звезд", поскольку времени для проверки практикой их достижений в современной России, конечно, прошло недостаточно. По мнению П. Друкера, не существует слаборазвитых, есть только плохо управляемые страны. Япония когда-то была по всем экономическим параметрам слаборазвитой страной, но все изменилось после введения менеджмента высшей компетенции , т.е. менеджмент - это основной двигатель, а развитие - его следствие. И все природные и другие богатства России, о которых мы говорим, будут бесполезны до тех пор, пока не произойдут кардинальные изменения в системе менеджмента.

Известное положение, чтонаука - это непосредственно произво­дительная сила, подтверждается коренными качественными преобра­зованиями в технике, технологии и самом процессе производства. Управление в таких условиях неизбежно ведет к необходимости науч­ного подхода, эффективному использованию всего нового и передово­го . С середины XX в. происходит резкое ускорение научно-техниче­ского прогресса, оказавшего воздействие не только на науку и техни­ку, но и на все стороны общественной жизни.

Возник широ­кий общественный интерес к менеджменту и изучению управленческого опыта в зарубежных странах, где уже давно и широко он применяется и надлежащим образом поставлена подготовка профессиональных управ­ляющих, которые отвечали бы потребностям рыночных отношений.

Существует две достаточно различные точки зрения на значение науки менеджмента и специального управленческого образования для подготовки кадров менеджеров.

Первая из них, характерная для США и Европы, отводит управленческому образованию очень важную роль. Здесь считают науку менеджмента основополагающей для формирования специалистов по управлению людьми, которые, в свою очередь, являются не менее сложными объектами, чем машины или химические процессы, чтобы неподготовленный человек мог управлять ими.


Другая точка зрения - в Японии, где система подготовки менеджеров построена иначе. Круп­ные фирмы сами готовят руководителей, т.е. происходит обучение опытом, когда старшие по должности учат младших. Процесс подготовки квалифицированного менеджера через планирование карьеры, обмен опытом, ротацию кадров и т.п. занимает почти два десятка лет. Основой подготовки менеджеров считают практику, в то время как наука имеет общеобразующую роль. Так, в стране принято, что на предприятиях учатся все - от рабочего до управляю­щего фирмой.

В России в условиях отсутствия квалифицированных менеджеров, могущих подготовить себе смену, при всей близости нашей бывшей советской системы к японскому образцу, наиболее вероятен, возможен и реализуется западный вариант .

Сегодня в нашей стране и в среде бизнеса, и в правящих кругах не сомневаются в необходимости и целесообразности изучения ме­неджмента и предпринимательства.

Важный момент в области современно­го управления организацией - необходи­мость наличия эффективной системы обу­чения и переподготовки кадров управленцев. Разработана и реализуется федеральная Программа переподготовки управленческих кадров для предприятий и организаций народного хозяйства.

В начале уходящего столетия счита­лось, что поскольку менеджмент это наука, он так же независим от культурных ценно­стей и личных взглядов, как и математика с физикой. Между тем, уже в 60-х гг. П. Друкер предложил рассматривать менеджмент как и точную и одновременно гуманитарную науку, так как он является системой ценно­стей и убеждений, видом культуры.

Знание теоретических основ современного менеджмен­та создает необходимую фундаментальную базу профессио­нальной подготовки любого специалиста.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие и сущность современного менеджмента

2. Функции и принципы менеджмента

3. Современные концепции менеджмента

4. Критерии и показатели эффективности управления

5. Стратегия менеджмента

Список литературы

Введение

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.

В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.

Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента применительно к Российским условиям в значительной мере зависит от этих факторов.

В данной работе рассмотрим, что же такое менеджмент, так как это понятие прочно вошло в нашу повседневную жизнь.

1. Понятие и сущность современного менеджмента

Менеджмент - область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социально-экономического развития.

Менеджмент - способность, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административными навыками, организация управления, административная единица.

Менеджмент - это процесс оптимизации человека и его, материальных и финансовых ресурсов, это также искусство так, как требует постоянного творческого подхода.

Менеджер - это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности.

Управление - это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.

В управление всегда есть: субъект - тот, кто осуществляет управление и объект - тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.

Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное, в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.

Цель управления - это желаемое, возможное и не обходимое состояние производство, дела, проблемы, которые обязательно должны быть достигнуты.

Орудие управленческого труда включают: оргтехнику, вычислительную технику, обеспечивающие механизм и автоматизацию управленческого труда.

Предметом управленческого труда являются люди, отношения между ними, которые касаются данного производства.

Продукт управленческого труда является управленческое решение. Цена решения определяется себестоимостью и прибылью. Побочным продуктом в управленческой деятельности является: система управления, психологический климат.

Объектом профессиональной деятельности являются финансово-хозяйственная деятельность предприятия, материальные трудовые ресурсы, нормативная и учетно-распределительная документация.

Предпринимательство - означает осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов связанные с риском.

Бизнес - это предпринимательская деятельность, дело, занятие в целях получения прибыли в определенной сфере общественного производства.

Бизнес - делание денег из денег, но обязательно по средствам полезной производительной деятельности изготовление продукта или оказания услуги.

Управление бизнеса - это управление коммерческими, хозяйственными организациями.

Бизнесмен - это человек делающий деньги владелец капитала находящего в обороте и приносящего доход и может быть деловой человек подчинения которого никто не находится или крупный собственник, который не занимает никакой настоящей должности в организации, но является владельцем ее акций и не может состоять членом его правления.

Менеджер - обязательно занимает постоянную должность, в его подчинение находятся люди.

Механизм управления включает в себя: цели, миссии, функции, принципы, методы управления.

Организационная структура управления определяется целями, функциями, продуктом предпринимательской деятельности.

Процесс управления технологии принятия управленческих решений и организация их реализаций.

Принцип управления правила, нормы, которыми следует руководить в своей деятельности в ходе решения задач, стоящих перед фирмой, предприятием:

1. Определение целей и задач управления;

2. Разработка конкретных мероприятий по их достижению;

3. Разделение задач на отдельные виды работ;

4. Координации взаимодействий различных подразделений внутри организации;

5. Формирование иерархической структуры;6. Оптимизация принятия решений;

7. Мотивация, стимулирование эффектной работы.

Методы управления - способы, формы воздействия руководителя на подчиненных:

1. Организационно-распорядительные (инструкции, контроль исполнения)

2. Экономические (хозяйственный расчет)

3. Социально-психологические (учет психологии личности)

2. Функции и принципы менеджмента

Функция - широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках.

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование - основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.

Организация

Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.

Мотивация

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к д. мотивов поведения для достижения личных целей организации. Исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

Мотив - это побудительная причина, повод к деятельности. Побудить к деятельности можно обогатив идеями, … волю, знания, определив величину вознаграждения, связав его с результатом деятельности, а также выявив деятельности через систему ценностей человека, удовлетворяя потребность власти в зависимости от способности человека влиять на других людей.

Контроль-это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. Контроль как основная функция формирование менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. С помощью контроля менеджер выявляет проблемы, причины их возникновения и принимает активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.

Однако один из основоположников научной организации труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает своё место среди принципов управления, во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность.

В связи с этим, все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные.

К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры и системы в целом.

Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности:: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить на свои миры.

Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в общественный окружающий мир с определёнными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство. Честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т. п. Всё это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

В отечественной теории управления частные принципы управления народным хозяйством были сформулированы ещё В.И. Лениным и многие из них не потеряли значения и в наши дни, а рыночной экономике значимость их неизмеримо возросла.

Основным частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

Принципы сочетания централизации децентрализации предполагают необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути, это предоставление менеджеру организации основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

Соблюдение правильного отношения между единоначальником и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности, решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.

Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально- экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

Суть принципа плановости заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчинённый должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несёт ответственность за их выполнение возложенных на него задач.

Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т. п.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижней уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути. Это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему. Которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний. Рассматривая её с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируя по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.

Одним из важнейших принципов современного менеджмента является демократизация управления - участие в управлении организацией всех сотрудников. Форма такого участия различны: долевая оплата труда; денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т. п.

Согласно принципу государственной закономерности системы менеджмента организационно - правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного (федерального, национального) законодательства.

Принцип органической целостности объекта управления предполагает управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления. Они должны составлять единую комплексную систему, имеющую выход. Обратную связь и связь с внешней средой.

Принцип устойчивости и мобильности системы управления предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определяется, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента, прежде всего к изменениям во внешней среде.

Одновременно с устойчивостью управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. максимально полно учитывать изменения и требования потребителей продукции и услуг.

3. Современные концепции менеджмента

Современные концепции менеджмента. Современной фазе развития науки менеджмента свойственен качественный переход от локальных направлений исследований к построению концепций как основы общей теории менеджмента. Концепция (лат. conceptio - восприятие) - система взглядов на определенное явление, способ понимания, толкования определенных явлений, процессов, основная идея любой теории. Концепция является фундаментом формирования научного подхода - синтеза определенных взаимосвязанных научных взглядов, методов исследований, способов экспериментов и толкования объективных явлений и процессов. Сформулированные в науке менеджмента концепции стали основой выделения ведущих научных подходов в теории менеджмента: процессного, системного и ситуационного. Процессный подход. Определяет управление процессом, в котором деятельность, направлена на достижение целей организации, рассматривают как сумму взаимосвязанных действий - функций управления, а каждую из функций как комплекс однородных (элементарных) действий, операций, процедур. Проблема функций менеджмента требует отдельного рассмотрения, поскольку до сих пор не существует общепризнанного их перечня, а разные авторы называют от четырех до пятнадцати функций. Системный подход. Трактует организацию как совокупность взаимосвязанных элементов (люди, структура, задания, технология), ориентированных на достижение разнообразных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Его основы сформулировал американский ученый Честер Бернард (1886 - 1961) в книге «Функции администратора» (1938). Однако он использовал не математический, а понятийный аппарат. Системный подход в современной трактовке сформировался в начале 60-х годов XX в., когда в теории управления начали применять методы прикладной математики. Системный подход - это общий способ мышления и подхода относительно организации и управления. Его основой является трактовка системы как определенной целостности взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Составляющие такой системы взаимозависимы. При отсутствии хотя бы одной из них система не будет работать или будет работать не правильно. Каждая производственно-хозяйственная организация является системой, созданной из людей (социальный компонент), капитала (экономический компонент) и техники. Все компоненты вместе используются для выполнения определенной работы, достижения определенной цели. Поэтому последователи системного подхода считают, что организации являются социотехническими системами. В таких системах можно выделить комплексы однородных элементов - подсистемы. Понятие «подсистема» имеет большое значение для управления, поскольку дает возможность создавать внутри системы управления необходимые структурные подразделения: отделы, секторы, бюро, участки и т.д. Фундаментальные понятия системного подхода являются основой применения научного метода исследования систем управления. Этот метод предусматривает три этапа: наблюдение, формулирование гипотезы и верификацию. Первые два применяются и другими школами в научном менеджменте, а этап верификации (лат. Verus - истина) - установление достоверности - присущ только системному подходу. Верификацию осуществляют на конкретной модели управленческой системы, как правило, в компьютерном варианте. Модель системы управления дает возможность качественно определить параметры ее экономического развития, которые непосредственно реагируют на управленческое влияние, способы их ихзменения, которые в наиболее полной мере отвечают целям социотехничесеой системы, а также предвидеть последствия принятия того или иного решения. Сторонники системного подхода наиболее часто используют аналоговые и математические модели. Аналоговые модели (греч. Analogia - соответствие) - отображение наиболее существенных для целей исследования характеристик (свойств, взаимосвязей, структурных и функциональных параметров). Наиболее часто аналоговую модель системы управления строят в форме математических зависимостей, отображенных в системе уравнений, описывающих ситуативное состояние объекта исследования. Математические модели

4. Критерии и показатели эффективности управления

В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно оценить результат.

Есть конечный результат в котором управление проявляется лишь опосредовано, и можно назвать непосредственный результат, который присущ любому виду деятельности человека.

Непосредственный результат управления может характеризовать комплекс критериев и показателей эффективности.

Что же такое критерий и показатель эффективности управления?

Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.

Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством труда персонала, социальной эффективностью (которые мы рассмотрим при изучении последующих вопросов).

Рассмотрим вначале критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Современная наука выделяет общие, локальные и качественные критерии эффективности управления.

Общий критерий - экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.

Группа более частных локальных критериев:

· затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;

· затраты материальных ресурсов;

· затраты финансовых ресурсов;

· показатели использования основных производственных фондов;

· ускорение оборачиваемости оборотных средств;

· сокращение срока окупаемости капиталовложений.

Группа качественных критериев:

· увеличение доли продукции высшей категории качества;

· обеспечение экологической чистоты;

· выпуск продукции, необходимой обществу;

· улучшение условий труда и быта работников;

· ресурсоэнергосбережение и др.

Критерием эффективности управления, кроме того, при определенных условиях может быть максимум выпуска продукции или максимум услуг.

Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической эффективности, которые мы рассмотрим во втором вопросе.

Показатель эффективности - количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.

Такие показатели эффективности как производительность труда, материалоемкость, фондоотдача основных производственных фондов, оборачиваемость оборотных средств, окупаемость капиталовложений условно можно объединить в группу частных или локальных показателей.

Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами.

Показателями, характеризующими работу аппарата управления являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.

При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность), которые мы рассмотрим во втором и третьем вопросе соответственно.

5. Стратегия менеджмента

На первый взгляд кажется, что все ситуации, которые возникают в практике сложившегося руководителя, он уже встречал в прошлом. Но накопленный опыт играет с ним злую шутку. Он пытается применить на практике наработанные схемы, полагая, что на самом-то деле принципиально в его жизни ничего не изменилось. Однако это неверно в принципе. Мы начали понимать это совсем недавно. И с пониманием того, что мир, в котором изменения происходят плавно, не затрагивая основ жизни человека, предприятий и общества, исчез безвозвратно, появился и серьезный интерес к стратегии управления.

У наших коллег на Западе такое понимание пришло уже более 20 лет назад. Прошло всего несколько лет после нефтяных кризисов 70-х годов и условия глобальной экономической игры полностью изменились. То, что давало баснословные прибыли, стало приносить убытки. В лидеры выходили компании, таившиеся до этого в густой тени задыхающихся в новых условиях компаний-монстров. Изменяющие картину мира бизнеса катаклизмы происходили регулярно, но столь же серьезных потрясений для корпоративного сообщества уже не происходило. Компании рождались и умирали, одни из них быстро взлетали на деловой небосклон и оставались там надолго (как, например, Microsoft), а другие лишь на исторически короткий период становились звездами и... исчезали. Однако, вопреки всему, массового вымирания компаний все же не произошло. И причина этого весьма проста -- все выжившие научились изменяться.

Перемены происходили всегда, но раньше множественные реорганизации для сотрудников компаний означали лишь то, что работать придется больше, а получать за свою работу меньше. И отношение к реорганизациям у персонала компаний было вполне конфуцианским: «Не дай тебе бог жить во времена перемен».

Однако к середине 80-х годов изменения стали нормой жизни для любой компании, желающей сохранить и упрочить свое положение на рынке. Да, меняться не очень приятно, а зачастую и больно, но каждый понял, что не меняться -- гибельно. Компания, которая хочет не выживать, а жить, компания которая хочет и умеет работать на рынке, должна быть готовой отреагировать на любые внешние изменения. И если она хочет работать успешнее, чем другие, то меняться нужно уже тогда, когда изменения еще не требуются. Правильная реакция на изменения -- это лишь залог выживания, а вот умение их предвидеть - это уже возможность работать и получать прибыль. И только умение и желание самостоятельно выстраивать и реализовывать изменения является надежным и верным ключом к заветной двери успеха. Однако как же это сделать? Каким образом должна быть построена деятельность компании? Какой должна быть ее стратегия? Ответ на это должна была дать наука.

Первым на этот вопрос предложил ответ Майкл Портер. В 1980 г. издательство Free Press опубликовало его книгу «Конкурентная стратегия - технология анализа отраслей и конкурентов». В ней были отражены основные факторы, определяющие конкуренцию в бизнесе и соответственно стратегию компании. Именно в этой работе, предназначенной прежде всего для руководителей-практиков, были сформулированы основные положения современного стратегического управления, именно в ней Портер просто и понятно определил основные шаги, необходимые для грамотного формулирования стратегии компании, и достаточно ярко показал последствия выбора каждой из трех предлагаемых базовых стратегий -- широко* дифференциации, концентрации на единственном сегменте рынка и стратегии минимизации издержек. Книга, появившаяся именно тогда, когда ее ждали, стала бестселлером. Портер получил всемирную известность, а раздел по стратегии управления стал обязательной частью программ обучения руководителей.

Уже с середины 80-х годов среди самых разнообразных курсов, предлагаемых слушателям системы бизнес-образования -- как слушателям разнообразных магистерских программ, зачастую пришедшим сразу со студенческой скамьи, так и вполне сложившимся руководителям крупных предприятий и организаций, уже достигшим профессионального успеха, практически всегда присутствует раздел, посвященный стратегическому управлению. Есть он и в программах школ бизнеса США, и в программах центров подготовки менеджеров в Европе, а начиная со второй трети 90-х годов без курса по стратегическому управлению невозможно представить себе ни одну сколь-нибудь серьезную программу и в России. Иногда это курс продолжительностью 64 академических часа, как, например, в Государственном университете управления, иногда - лишь «Введение в стратегический менеджмент». Но в большинстве своем разделы, посвященные стратегическому управлению, в российских школах бизнеса пока формируются за счет прямого переноса соответствующих частей курсов из программ западных, большей частью американских, школ бизнеса. При этом крайне редко учитываются специфика аудитории, технология обучения, наличие продуманного набора конкретных ситуаций и, наконец, доступность добротных учебников по стратегическому менеджменту.

Однако потребность в серьезном современном учебнике по стратегии управления сейчас, когда более ста университетов, школ бизнеса и центров подготовки кадров во всех без исключения регионах страны приступили к регулярной переподготовке российских руководителей, инициированной указом «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации», особенно велика.

Спецификой российской аудитории, изучающей стратегическое управление, был и в большинстве случаев остается недостаток опыта, а соответственно и навыков управления в условиях реально действующих рыночных отношений. Следствием этого является, с одной стороны, непонимание важности философии бизнеса для успеха деятельности компании, а с другой - представление о том, что условия, в которые поставлены российские фирмы, являются чем-то исключительным, не имеющим аналогов в мире.

И это совершенно естественно. Во-первых, слишком мало времени прошло с тех пор, как в России начались рыночные преобразования. Во-вторых, среда, в которой сейчас работают российские компании, несколько отличается от той, в которой работают их западные коллеги. Подробное и убедительное доказательство этому приведено в докладе компании McKinsey «Экономика России: рост возможен. Исследование производительности ключевых отраслей». Ситуация, когда понятие -конкурент» тождественно понятию «враг», когда наиболее эффективные в экономическом смысле компании работают себе в убыток, а менее производительные процветают, объясняется порой только тем, что «среда обитания» каждой из них сугубо индивидуальна и зависит прежде всего от умелого «позиционирования» компании по отношению к властям, и только с очень большими допущениями может быть названа рыночной. В этих условиях увидеть и понять необходимость выработки собственной стратегии бизнеса могут весьма немногие руководители российских компаний. О какой стратегии можно говорить, когда зачастую мы не знаем не только того, что будет завтра, но и того, что было вчера, когда законы распоряжения имеют обратную силу, а условия, при которых принимаются решения, окончательно формулируются уже после того, как эти решения приняты? Однако опыт многих и многих компаний в России показывает, что и в этих условиях можно и нужно правильно выстраивать свою стратегию, анализировать рынок и прогнозировать шаги конкурентов. Но сделать это можно, только свободно инструментами стратегического управления.

Работая в современном мире бизнеса, часто приходится сталкиваться с непониманием практического значения ответа на вопрос: «Чем именно занимается компания и в какой сфере бизнеса?». «Какая разница? Наша задача - эффективно использовать имеющиеся ресурсы, повышать объемы продаж, снижать издержки, а задумываться над тем, кто мы такие, пока не время» - вот привычный ответ обычного российского менеджера на первый ключевой вопрос, с которого и начинается выработка стратегии.

Результаты анкетирования участников программы ТАСИС «Повышение эффективности производства», обучение в рамках которой проходило с 1995 по 1999 г., говорят о том, что значение западного опыта для российской практики четкого формулирования философии и миссии компании современными российскими руководителями оценивается весьма сдержанно, уступая значимости опыта в таких более прагматичных областях, как маркетинг, финансы и т.д. А в результате возникают неизбежная концентрация на повседневных деталях, которые просты и понятны, и хронический уход от решения перспективных вопросов жизни компании.

Не менее серьезным недостатком многих отечественных менеджеров является и отсутствие навыков системного анализа и многовариантной разработки путей развития предприятия. Как собственный опыт преподавания, так и анализ выпускных работ программы «Повышение эффективности производства» свидетельствуют о том, что многие руководители-практики испытывают серьезные затруднения с практическим применением даже такого относительно простого инструмента анализа, как SWOT-анализ, не говоря уже о понимании и оперировании современными инструментами стратегического управления. На первый взгляд это странно. Подобные вещи достаточно подробно описаны практически во всех учебниках по стратегическому управлению. Это и переводные книги Портера, Томпсона и Стрикленда, изданные в 1998 г., и отечественные -- О. Виханского и Б. Гуркова, а также один из новых и очень интересных материалов (учебный модуль под редакцией С.Попова), который был выпущен в рамках модульной программы из 17 модулей для менеджеров «Управление развитием организации», созданной в рамках одного из проектов Национального фонда подготовки кадров. Действительно, в настоящее время литература по стратегическому управлению перестала быть редкостью. Редкость, как и во многих других областях, -- хорошая книга, которая написана понятным языком; книга, которую можно открыть тогда, когда думаешь над решением совершенно конкретной задачи: книга, которую не стыдно порекомендовать своим студентам и слушателям. Посмотрим на последнее, девятое издание книги А.А.Томпсона и А.Дж.Стрикленда «Стратегический менеджмент» именно под этим углом зрения.

Как и любой учебник в этой области, книга, естественно, начинается с классического анализа отрасли и конкурентов по М. Портеру и определения базовых понятий в области стратегического управления. Это и различные виды стратегий для перевода компании «из точки А в точку Б», и типология факторов успеха, и матрица для практического анализа - то есть все то, что обязательно должно содержаться и содержится в хорошем учебнике по стратегическому управлению. Хоть авторам и удалось даже этот достаточно известный материал подать живо и ярко, с существенно большим интересом книгу начинаешь читать, когда дело доходит до анализа пяти базовых стратегий поведения на рынках. Это происходит из-за того, что прямые аналогии с ситуацией в России приходят в голову сразу же, как только начинаешь читать пятую главу учебника.

Есть ли шансы на успех у малой компании, у которой нет ни денег, ни своей устойчивой группы клиентов, но зато вдоволь сильных, крупных и богатых конкурентов, в том числе не только отечественных? Авторы дают вполне утвердительный ответ на этот вопрос. Они подробно разбирают, за счет чего малая компания может существовать и успешно работать на рынке. В условиях, когда большинство новых российских компаний не обладают и малой долей ресурсов, доступных их пришедшим из-за рубежа конкурентам, стратегия «партизанской войны», описанная в учебнике и проиллюстрированная на нескольких примерах, наверняка привлечет внимание руководителей российских компаний. «Определи, кто обделен вниманием лидеров рынка, кого они считают не очень для себя важным, и начни с них. Проводи яркие, не частые маркетинговые компании, сбивая конкурента с толку». Эти, как и многие другие советы авторов, наверняка заинтересуют российского читателя.

Не меньший интерес представляет и то, как авторы подходят к рекомендациям по выстраиванию стратегии в различных типах отраслей, -- растущих, зрелых и постепенно завершающих свое существование, т.е. стагнирующих. Можно ли, а главное нужно ли, работать в стагнирующих отраслях? Имеет ли это смысл? Вопрос вполне правомерный -- в нашей экономике, как, впрочем, и в любой другой стране мира, таких отраслей немало, и они будут существовать всегда, когда меняется отраслевая структура экономики. Ответ на данный вопрос дается вполне определенный: можно и нужно. Стагнирующая отрасль не безнадежна. Но успеха можно достичь только тогда, когда удается сделать хотя бы одно: определить в отрасли сегменты роста, играть на качестве традиционного продукта или стремиться снижать издержки. Примеры каждого из этих подходов даны в книге.

Какова должна быть стратегия в отраслях вновь возникающих? Пожалуй, выстраивать стратегию компании в отрасли, которой еще нет, которая только зарождается, дело самое интересное и привлекательное, особенно для тех, кто носит в своем менеджерском портфеле «маршальский жезл олигарха». На наших глазах развивалась сотовая связь, создавался и делился ее рынок, появлялись признанные лидеры отрасли и исчезали те, кто, казалось бы, был обречен на успех. Какова же была стратегия тех, кто начинал? Почему у одних что-то получилось лучше, чем у других? Как увидеть стратегические ошибки, допущенные различными компаниями в этой отрасли и не допустить их, когда придется работать в новой, пока еще только зарождающейся отрасли? Инструмент для такого анализа достаточно полно дается в учебнике Томпсона и Стрикленда.

Но стратегию мало разработать, ее нужно еще и реализовать. Руководитель должен быть в состоянии перевести свое понимание стратегии в конкретные практические шаги. И сделать эти шаги бывает гораздо труднее, чем провести всю предварительную аналитическую работу: ведь реализация стратегии связана прежде всего с перераспределением людей, их задач и полномочий, изменением организационной структуры и зачастую требует и новых людей, и новой организации работы. А там, где дело касается людей, на первое место неизбежно выходят вопросы мотивации, создания системы стимулов и поощрений, развития корпоративной культуры и системы ценностей. Три заключительные главы учебника посвящены этим и некоторым другим аспектам обеспечения правильного осуществления стратегии. Естественно, все положения и выводы иллюстрируются примерами из практики, к сожалению, в основном практики американской, хотя названия большинства упоминаемых компаний хорошо знакомы и российскому читателю.

менеджмент управление стратегический

Список литературы

1. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. - М.: Экономистъ, 2006. (гриф МО РФ)

2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. (гриф МО РФ)

3. Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. - М.: ИНФРА-М, 2008. (гриф УМО)

4. Коротков Э.М. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2009. (гриф УМО)

5. Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. (гриф УМО)

6. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2007.

7. Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С. - М.: КНОРУС, 2007. (гриф МО РФ)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы управления и становления менеджмента как наук. Понятие управления и механизма управления. Основные составляющие и функции менеджмента. Современные тенденции развития менеджмента. Сущность и роль организационной культуры фирмы.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2018

    Менеджмент как наука и искусство, его категории и их характеристика. Ключевые критерии классификации видов менеджмента. Законы и закономерности управления организацией, его функции, методы и принципы. Анализ концепции менеджмента по Э.М. Короткову.

    презентация , добавлен 21.02.2016

    Исторические предпосылки менеджмента. Континуум менеджмента, его эволюция, научные школы и теории, основные черты и характеристика. Современные подходы к менеджменту. Зарубежный опыт и особенности управления. Сравнительный анализ моделей менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2009

    Методология менеджмента: характеристика организации, концепции, цели и критерии, закономерности, принципы, функции управления, миссия и философия. Анализ системы менеджмента в организации и разработка мероприятий по повышению эффективности управления.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2009

    Эволюция теории управления. Современные концепции управления и системы менеджмента (американская, европейская, японская). Классификация функций менеджмента. Формирование российской системы менеджмента и влияние на ее специфику менталитета нации.

    шпаргалка , добавлен 14.06.2010

    Формирование концепции библиотечного менеджмента. Основные функции менеджмента. Маркетинг - функция управления библиотекой. Стратегическое планирование, персонал-стратегия, управление инновациями. Технология библиотечного менеджмента, реализация решений.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2011

    Рассмотрение концептуальных основ менеджмента как науки и практики экономического управления. Структура и функции современного менеджмента. Системная инженерия процессов управления. Практическая деятельность менеджера и ситуации управления фирмой.

    учебное пособие , добавлен 21.05.2009

    Понятие, цели и задачи менеджмента, его современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента, научные подходы. Определение сущности и роли управления и менеджмента в условиях рыночной экономики. Составные, аспекты и цели менеджмента прибыли.

    реферат , добавлен 29.09.2009

    Сущность, цели, задачи и принципы менеджмента, основные функции и их взаимосвязь в процессе управления организацией. Школы менеджмента, их историческое развитие и тенденции. Структура и особенности процесса бизнес-планирования. структуры управления.

    шпаргалка , добавлен 25.04.2012

    Сущность менеджмента как типа управления. Понятие об общих и частных принципах менеджмента, их классификация. Использование их в управлении современной организацией на примере проекции принципов Э. Деминга на российскую практику. Секреты успеха Б. Гейтса.