Темперамент и его психологические особенности. Психологическая характеристика типов темперамента

Понятие о темпераменте и его проявлениях.

Темперамент – совокупность индивидуальных психологических свойств личности, которые определяют динамику поведения человека (скорость психических реакций, интенсивность психических процессов и. т. д.).

Темперамент – это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его деятельности (темпа, быстроты, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). В понятие темперамента включаются также энергетические и временные аспекты реагирования на жизненные обстоятельства. Тип темперамента определяется оптимальностью режима деятельности для человека. Темперамент, в его современном понимании – это проявление в деятельности типа н/с.

Основные свойства н/с, лежащие в основе типа темперамента:

  1. Сила;
  2. Уравновешенность;
  3. Подвижность нервных процессов.

В более сложных типологиях учитывается и динамичность, и лабильность (наряду с СУП).

К свойствам темперамента относятся те:

  1. Которые не зависят от содержания деятельности;
  2. Которые характеризуют меру энергетического напряжения психики человека;
  3. Которые имеют устойчивый и постоянный характер, и универсальны для всех сфер жизнедеятельности;
  4. Которые рано проявляются в детстве и являются врожденными и даже наследуемыми, хотя и не сразу раскрывающимися.

Основные компоненты темперамента входят в сферы: общей активности; моторики; в эмоциональной сфере (эмоциональности).

Это проявляется в различиях впечатлительности, импульсивности и эмоциональной лабильности человека. Существует 3 подхода к пониманию сущности темперамента: гуморальный; конституциональный; неврологический.

Основное содержание теории темперамента – это понятие типа. Тип – это образец, служащий для объединения элементов на основе их существенных признаков, рассматриваемых в совокупности и обладающих выраженным своеобразием. Свойства типов наиболее выражено проявляются только у небольшой части выборки. Роль темперамента в психике и поведении. В зависимости от типа темперамента люди могут проявлять себя по-разному в одной и той же ситуации. В зависимости от темперамента у личности преобладает либо процесс возбуждения, либо процесс торможения. Это так же проявляется в поведении человека. Тип темперамента также определяет темп речи, быстроту реакции и т. д.

Виды и свойства темпераментов. Существует множество типов темперамента. Типология темперамента по Кагону. Он в основу типологии кладет 3 характеристики: боязливость; агрессивность; социабельность. И в соответствии с этими характеристиками выделяет 3 типа темперамента:

  1. Боязливые: видят опасности в ситуациях; дистанцируются от людей;
  2. Агрессивные: стремятся преодолеть возникающие проблемы; склонные к возбуждению и обвинению других;
  3. Социабельные: они уравновешенны в общении; открыты миру; адаптивны.

Классификация А. Томаса и С. Чесса. На основе комбинации 9 признаков они выделяют 3 типа:

  1. Легкие по типу темперамента: устойчивая ритмичность функций; положительная реакция на новизну; быстрая адаптация;
  2. Трудные: неустойчивые колебания биологических ритмов; сопротивляемость изменениям; интенсивные негативные реакции;
  3. Заторможенные: устойчивый ритм жизненных функций; медленная адаптация.

Также есть классификация темпераментов Клоненжера; А. Попова. Но самая известная классификация – это классификация классических типов темперамента . Их выделяют 4:

  1. Сангвиники. Для них характерна повышенная реактивность и активность при их уравновешенности; пониженная сензитивность; быстрый темп психических реакций; пластичность; экстраверсия; повышенная эмоциональная возбудимость. У них высокая подвижность. Высокая откликаемость на события. Стремление к частой смене впечатлений. У них быстро возникают и сменяются эмоции и чувства и т. д.
  2. Флегматики. Высокая активность и низкая реактивность; ригидность; медленный темп реакций; пониженная сензитивность; медленный темп психических реакций; интроверсия; пониженная эмоциональная возбудимость. Только сильные впечатления могут вывести его из равновесия. Эмоции и чувства возникают медленно и длительно сохраняются. У них не бывает аффектов.
  3. Холерики. Высокая реактивность и активность; неуравновешенность; быстрый темп психических реакций; высокая эмоциональная возбудимость; пониженная сензитивность; ригидность; экстраверсия. Эмоции и чувства возникают быстро, но они более интенсивны и более устойчивы. Работоспособны. Склонны к бурным эмоциям, доходящим до аффекта. Движения резкие и стремительные и т. д.
  4. Меланхолики. Слабая активность и реактивность; ригидность; медленный темп реакций; повышенная чувствительность (сензитивность); повышенная эмоциональная возбудимость депрессивного характера. Чувства возникают медленно, будучи глубокими.

Проблемы исследования физиологических основ темперамента (Э. Кречмер, У. Шелдон, И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин и др.). Кречмер считал, что темперамент и характер зависят от особенностей строения тела. Он описал три типа строения тела: астенический (физически хилый), атлетический (физически сильный), пикнический (плотная фигура, большой живот и короткая шея).

Первый тип телосложения – астеник (преимущественно шло развитие внешнего зародышевого слоя) – человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.

Второй – пикник (преимущественно внутренний зародышевый слой) – человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее.

Третий – атлетик – средний зародышевый слой обусловливает развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры, пропорционального крепкого телосложения, широкого плечевого пояса.

Четвертый – дипластик – человек с неправильным телосложением.

С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности. Из конституциональных подходов наиболее известна классификация Шелдона. По нему темперамент определяется типом телосложения, а тип телосложения описывается тремя параметрами:

  1. Эндоморфизм (крупные внутренние органы и слабые соматические структуры);
  2. Мезоморфизм (преобладание соматических структур);
  3. Эктоморфизм (худощавость, преобладание линейных размеров и хрупкость телосложения).

Темперамент у эндоморфов называется висцеротонический, а человек называется висцеротоник. Темперамент у мезоморфов называется соматотонический, а сам он – соматотоник. Темперамент у эктоморфов называется церебротонический, а сам он – церебротоник. Неврологический подход. И. П. Павлов. Свойства ВНД не равны свойствам темперамента. Свойства ВНД – это нейродинамические характеристики, а свойства темперамента – психодинамические, которые не являются зеркальным отражением нейродинамических. Павлов предложил следующую схему соотнесения свойств ВНД и свойств типов темперамента. НС сильная слабая (меланхолик) уравновешенная неуравновешенная (холерик) подвижная инертная (сангвиник) (флегматик) Теплов выделял:

  1. Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия;
  2. Возбудимость внимания - это свойство темперамента обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя;
  3. Сила эмоций. Главную функцию данного свойства Теплов видел в «энергизации деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов (современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений);
  4. Тревожность. Под тревожностью Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации.
  5. Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент;
  6. Активность волевой целенаправленной деятельности;
  7. Пластичность - ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности;
  8. Резистентность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность;
  9. Субъективация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.

Из приведенных выше характеристик свойств темперамента, предложенных Тепловым, нам следует сделать два основных вывода. Во-первых, свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида. Во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельностью. Эти положения были развиты в последующих исследованиях отечественных ученых. Небылицын - выделение общих свойств: 1. Общая активность (ретикулярная формация). Проявляется в любой деятельности. 2. Эмоциональность (лимбическая кора, отделы гиппокампа) – чувствительность, восприимчивость. (1) 1 – низкая активность, 2 – высокая активность. Вывод: врожденным компонентом интеллектуальности является общая активность. (2, 3) 1 – низкая эмоциональность. 2 – высокая эмоциональность. Вывод: неспецифические показатели, связанные с темпераментом, определяют его врожденный компонент. В.М. Русалов при создании своей теории темперамента опирался на учение П.К.Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта) и данные нейропсихофизиологии. Новые теоретические представления позволили трактовать темперамент как систему формальных поведенческих измерений, отражающих наиболее фундаментальные особенности различных блоков функциональной системы, как ее понимал П.К.Анохин. Если рассматривать всю человеческую жизнедеятельность в виде континуума поведенческих актов, то каждый из них можно представить как структуру из четырех блоков: афферентного синтеза (сбора сенсорной информации по всем каналам), программирования (принятия решения), исполнения и обратной связи. Поскольку темперамент и есть результат системного обобщения биологических свойств (о чем подробно говорилось в специальной теории индивидуальности), то должно существовать соответствие между блоками теории функциональных систем и формальными аспектами поведения человека, т.е. составляющими темперамента. В.М.Русалов настаивает на том, что взаимодействие с миром предметным (субъект-объектное) и миром социальным (субъект-субъектное) обладают совершенно различным смыслом и содержанием, в связи с чем эти аспекты человеческой активности могут иметь и разные формально-динамические характеристики. Поэтому четырем блокам П.К.Анохина предлагается ставить в соответствие не четыре, а восемь блоков, образующих структуру темперамента.

Психологические свойства темперамента. По модели Мерлина психологических свойств темперамента 8:

  1. Сензитивность или чувствительность. Какова необходимая сила внешних воздействий для возникновения психической реакции и какова скорость этой реакции;
  2. Реактивность. Какова степень непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (иногда реактивность называют силой эмоционального ответа);
  3. Активность. С какой степенью энергичности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при достижении цели;
  4. Соотношение реактивности и активности. От чего зависит активность: от случайных обстоятельств или от целей и стремлений;
  5. Темп реакций. Скорость протекания реакций и процессов;
  6. Пластичность – ригидность. Пластичность – это степень гибкости приспособления к внешним воздействиям. Ригидность – это инертность и косность поведения;
  7. Экстраверсия – интроверсия. Экстраверсия – зависимость активности от внешних впечатлений. Интернальность – зависимость от содержания внутреннего мира;
  8. Эмоциональная возбудимость.

Насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоций и с какой скоростью она возникает. Модель Гилфорда – Циммермана (свойства):

  1. Общая активность. Уровень энергии и жизненных сил;
  2. Ограничение. Степень приспособляемости к ограничениям, контроль за собственными проявлениями;
  3. Влиятельность. Способность руководить другими, способность оказывать на них влияние;
  4. Общительность. Способность брать на себя инициативу при завязывании контакта;
  5. Эмоциональная устойчивость. Постоянство настроения;
  6. Объективность. Наблюдательность, способность посмотреть на себя со стороны или эгоцентризм;
  7. Добродушие. Степень уважения к партнеру, терпимость к агрессии;
  8. Рассудительность. Обдуманность поведения, рассмотрение события в перспективе;
  9. Характер межличностных отношений;
  10. Мужественность – женственность (привычек и интересов).

Г. Ю. Айзенк предложил упрощенную модель свойств темперамента. В этой модели он использует фактически 2 свойства: 1). Экстраверсия – интроверсия; 2). Эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность (нейротизм). По Айзенку экстраверсия коррелирует со следующими 7-ю характеристиками: активность; общительность; готовность к риску; импульсивность; экспрессивность; практичность; безответственность. Эмоциональная нестабильность коррелирует с: комплексом неполноценности; депрессивностью; тревожностью; навящивостью; зависимостью; ипохондрией; чувством вины.

Есть еще 2 модели свойств темперамента: модель В. И. Гарбузова и модель Томаса и Чесса (применительно к новорожденным). Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент накладывает отпечаток на личность и деятельность человека. Он может способствовать проявлению определенных качеств личности. У сангвиников проявляется общительность, у холериков – увлеченность, у флегматиков – уверенность, у меланхоликов – замкнутость. Под влиянием темперамента формируется определенный стиль деятельности. У сангвиников и холериков он динамичный, порывистый, у флегматиков и меланхоликов – ровный, спокойный. Кроме того, от темперамента зависит предрасположенность человека к определенному виду деятельности. Сангвиники и холерики предпочитают такие виды деятельности, где можно проявить самостоятельность, ловкость, сообразительность, находчивость. Флегматики и меланхолики любят заниматься спокойными видами деятельности, которые требуют усидчивости, выдержки. В условиях, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы и наоборот.


Вопрос № 4. Психологические особенности рекламы

Эффективность психологического воздействия рекламных средств характеризуется числом охвата потребителей, яркостью и глубиной впечатления, которые эти средства оставляют в па-мяти человека, степенью привлечения внимания.
Эффективность психологического воздействия рекламы на потребителя можно определить путем наблюдений, экспери-ментов, опросов.
Метод наблюдения применяется при исследовании воз-действия на потребителей отдельных рекламных средств. Этот метод носит пассивный характер, так как наблюдатель при этом никак не воздействует на покупателя, а, напротив, ведет наблюдения незаметно для него. По заранее разработанной схеме наблюдатель регистрирует полученные данные, которые затем всесторонне анализируются. Наблюдатель, например, отмечает, какой стенд ярмарки или выставки-продажи привле-кает наибольшее внимание покупателей, как долго задержива-ются пешеходы у той или иной витрины, сколько человек после ознакомления с витриной заходит в магазин, какой товар на витрине вызывает больший интерес и каким спросом он поль-зуется.
Метод наблюдения позволяет оценивать психологическое воздействие рекламы в естественных условиях, в непосредст-венном общении потребителя с определенным рекламным сред-ством.
Оценивая эффективность отдельных средств рекламы, в пер-вую очередь устанавливают, достигает ли это средство постав-ленной перед ним цели. Так, для определения степени привле-чения внимания покупателей к наружной рекламе (витрине) можно воспользоваться следующей формулой:
В = ,
где В -- степень привлечения внимания прохожих; О -- число людей, обративших внимание на наружную рекламу (витрину) в течение определенного периода; П -- общее число людей, кото-рые прошли мимо витрины в тот же период.
Степень действенности публикации рекламных объявлений рекламодателя в средствах массовой информации условно можно оценить в конкретном магазине по формуле
Д = ,
где Д -- степень действенности рекламных объявлений; К -- число посетителей, купивших рекламируемый товар; С -- общее число покупателей, совершивших в магазине какую-либо по-купку.
Такие данные можно получить по показаниям чеков, проби-тых на суммирующих кассовых аппаратах, и с помощью реги-страции фактов приобретения рекламируемого товара контро-лерами-кассирами.
Показателем действенности средств, рекламирующих само розничное торговое предприятие, является отношение числа посетителей магазина в период применения этих средств к числу посетителей в среднем за день. Данные эти могут быть получе-ны наблюдателями или с помощью фотоэлемента.
При использовании метода наблюдения во всех случаях не-обходимо соблюдать ряд условий: наблюдение должно вестись в будние дни, не отличающиеся повышенной интенсивностью потоков покупателей (желательно в середине недели); продол-жительность наблюдений зависит от характера средства рекла-мы, действенность которого предстоит установить.
Наряду с методом наблюдения широко применяется метод эксперимента. Этот метод носит активный характер. Изуче-ние психологического воздействия рекламы здесь происходит в условиях, искусственно созданных экспериментатором. Если при наблюдении лишь фиксируют, как потребитель относится, например, к определенной выкладке товаров, то эксперимента-тор может переставить товары, а затем наблюдать за изменени-ем реакции покупателей.
Таким же образом экспериментатор может создавать самые различные комбинации рекламных средств и путем сравнения реакции покупателей выбрать из них наиболее удачную.
Особенно широкое развитие получило изучение эффективно-сти психологического воздействия средств рекламы путем про-ведения экспериментов в зарубежных странах. Этот метод при-меняют при определении воздействия на покупателей витрин-ной экспозиции, упаковки, объявлений в прессе, радио- или те-левизионной рекламы. Так, если нужно оценить психологиче-ское воздействие на покупателя упаковки товара, то один и тот же товар (к примеру, стиральный порошок) помещают в разную упаковку.
Психологическую эффективность такого рекламного средст-ва, как объявление в газете или журнале, определяют путем сле-дующего эксперимента. В объявление включается талон с тек-стом запроса о высылке проспекта, каталога или образца. Этот талон покупатель должен вырезать и выслать торговому пред-приятию, адрес которого указан в тексте объявления. По коли-честву поступивших от читателей талонов-запросов рекламода-тель судит, было ли его объявление в периодической печати за-мечено и оказался ли текст этого объявления достаточно убедительным и интересным. Однако следует заметить, что малое ко-личество поступивших запросов может явиться следствием не низкого качества объявлений, а того, что сам рекламируемый товар по каким-либо причинам оказался не нужен покупателям. Вот почему этот способ определения психологической эффек-тивности объявлений в периодической печати является прием-лемым лишь в том случае, когда уже заранее известно, что рек-ламируемый товар пользуется спросом.
Метод опроса также относится к активным методам опре-деления психологического воздействия рекламы. Этот метод трудоемкий, но намного достовернее других, так как позволяет выявить непосредственно у самого покупателя его отношение не только к рекламному средству в целом, но и к отдельным со-ставным элементам этого средства. Используя метод опроса, можно оценить воздействие рекламного средства на покупате-лей и установить, какие элементы его оформления привлекают к себе наибольшее внимание и лучше запоминаются.
Для определения эффективности того или иного рекламного средства составляются анкеты, которые по заранее разработан-ной программе письменно, в личных беседах, по радио или те-левидению доводятся до сведения потребителей. Анализ полу-ченных ответов позволяет сделать соответствующие обобщения и выводы.
Путем опроса можно установить, какое рекламное средство (плакат, рекламный фильм, объявление, выкладка товаров) оказывает наибольшее влияние на покупателя при приобрете-нии им определенного товара. К примеру, выявить, какое из средств рекламы привлекло внимание покупателя к новому то-вару, можно с помощью следующей анкеты:
Как вы узнали о появлении нового товара:
а) от знакомых;
б) из объявления по радио, в газете;
в) увидели в витрине магазина;
г) в процессе осмотра товаров в магазине;
д) из передачи по телевидению.
Проведение опросов требует значительных затрат времени и привлечения к этой работе большого числа людей. Вместе с тем полученные результаты не могут быть достаточно полными. Ведь порой даже для самого покупателя неясно, купил ли он то-вар под влиянием рекламы или по совету знакомого, либо руководствовался какими-то другими соображениями. Кроме того, иногда устный опрос покупателей может вызвать у них настороженность. Поэтому целесообразнее предложить им за-полнить опросный лист, изложив в нем задачи опроса, с тем, чтобы покупатель знал его цель и постарался точнее ответить на вопросы.
В некоторых случаях опросы сочетают с экспериментами. Так, изучение психологической эффективности радио- и телеви-зионной рекламы проводят следующим образом. В студию при-глашают группу людей, которым предлагается заполнить не-большую анкету, указав в ней данные о возрасте, профессии и т. п. После этого группа прослушивает или просматривает рек-ламные передачи, и каждый заносит свои замечания и впечат-ления в специальные листы. Все замечания соответствующим образом мотивируются. Затем организуется обсуждение про-граммы. Иногда действенность рекламы оценивают на основа-нии данных голосования. Такие прослушивания и обсуждения рекламных программ позволяют более или менее точно устано-вить положительные и отрицательные стороны в их подготов-ке, а также выявить, какая форма подачи является наиболее до-ходчивой для того или иного контингента радиослушателей или телезрителей.
Эффективность рекламного мероприятия или отдельного средства рекламы может выражаться числом потребителей, ох-ваченных рекламой, а также величиной затрат на одного зрите-ля, читателя и т. п. Так, целесообразность публикации газетно-го объявления в том или ином печатном органе устанавливают путем определения общего числа людей, которые смогут его прочитать (число это зависит в основном от тиража газеты), или размеров затрат на объявление в расчете на одного читате-ля.
Чем больше читателей будет охвачено рекламой, тем мень-шими окажутся расходы на нее в расчете на одного человека.
Данные об эффективности психологического воздействия рекламы позволяют прогнозировать ее действенность.
Закончить рассмотрение методов определения эффективно-сти рекламы можно примером из зарубежной практики. Так, рекламное агентство "Тед Бейтс энд компани" еще в начале 40-х годов, впервые в практике рекламы, начало применять научные методы оценки эффективности рекламных кампаний. Одним из основателей агентства "Тед Бейтс энд компани" являлся Р. Ривс -- автор широко применяемой во всем мире теории Уникально-го Торгового Предложения (УТП).
В своей книге "Реальность в рекламе" он пишет: "Представьте себе, что все население Соединенных Штатов поместили в две огромные комнаты. В одной комнате находят-ся люди не знающие вашей текущей рекламы. Они не помнят, о чем в ней идет речь, не помнят, что когда-либо видели, читали или слышали ее. Выясните, кто из них пользуется вашим товаром.
Предположим, что постоянными покупателями являются пять человек из каждой сотни лиц, незнакомых с вашей рекла-мой (т е 5%). Поскольку эти 5 человек незнакомы с вашей рек-ламой не подлежит сомнению, что они выбрали товар каким-то иным путем. Возможно, им рассказали о вашем товаре дру-зья Возможно, вы сами когда-то снабдили их бесплатным об-разцом. Возможно, ваш товар рекомендовал им врач. Во вся-ком случае, они стали постоянными покупателями не под дей-ствием вашей текущей рекламы, которой они не знают.
А теперь зайдите в другую комнату, где находятся люди, помнящие вашу рекламу. Они в состоянии доказать, что знают ее правильно воспроизведя содержание. Предположим, что по-стоянными покупателями являются двадцать пять человек из каждой сотни лиц, знакомых с вашей рекламой (т. е. 25%).
Диапазон от 5 до 25%. У вас в руках один из самых волнующих статистических показателей современной рекламы. Он говорит о том, что, не прибегая к рекламе, вы можете в течение некоторого времени продавать свои товар 5/о населения в то время как из каждой сотни лиц, помнящих вашу рекламу, постоянными потребителями товара становятся до-полнительно еще 20 человек.
Вот оно -- соотношение вовлеченных в потребление без по-мощи рекламы и с нею!
Сбыт может расти или падать по самым разным причинам. Однако знайте: там, где ваша реклама запомнилась, число потребителей возрастает. И вовлекла их в потребление ваша реклама, и только реклама.
Отношение числа лиц, запомнивших вашу текущую рекламу, к числу лиц, не запомнивших ее, назовем внедрением.
Из сотен уроков практики внедрения рекламы и вовлечения в потребление можно привести один из самых поучительных: слишком частое внесение изменений в рекламную кампанию губительно сказывается на уровне внедрения.
Это -- ошибка, стоящая миллионы долларов. Постоянство -- один из старейших принципов рекламы. Однако именно его игнорируют чаще других".
Вопрос № 20. Темперамент. Типы темперамента. Современные подходы к психологической характеристик е типов темпераментов. Темперамент и стиль менеджера
Учение о темпераменте было впервые создано древнегре-ческим врачом Гиппократом (460-356 гг. до н. э.). Именно из его учения впоследствии вошел в употребление и термин "темпе-рамент", а также закрепились и названия всех четырех типов.
По учению Гиппократа, различие людей по темпера-ментам объясняется различным соотношением соков (жидко-стей) в организме человека. Различают четыре вида жидко-стей: желчь, призванную поддерживать сухость; кровь, предназначенную согревать; слизь, призванную охлаждать, и черную желчь -- сырость, влага в организме.
По мнению Гиппократа, у каждого человека одна из жидкостей преобладает. В зависимости от того, какой вид жидкостей преобладает в этом смешении, и получаются раз-личия людей по типам темперамента.
Что же такое темперамент с психологической точки зре-ния?
Темперамент-- это индивидульно-психологическая осо-бенность личности, которая проявляется в степени эмоцио-нальной возбудимости, скорости и энергии протекания пси-хических процессов, скорости и выразительности движений, мимики и жестов, а также в особенностях смены настроений.
Одна из классификаций связывает особенности темпера-мента с различием типов высшей нервной деятельности. По учению физиолога И. П. Павлова, типы высшей нервной дея-тельности характеризуются такими основными свойствами, как сила, уравновешенность и подвижность процессов воз-буждения и торможения. Под силой понимается работоспособность нервных клеток, их способность выносить сильное напряжение, не впадая в заторможенное состояние.
(меланхолический)
(холерический)
(сангвинический) (флегматический)
Связь темперамента с типом высшей нервной деятельности

Подвижность -- это быстрота смены одного процесса другим. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств, адаптацию к новому кол-лективу, переход от одного вида деятельности к другому.
И. П. Павлов дает 4 основных типичных сочетания на-званных свойств в виде 4-х типов нервной деятельности. Они соответствуют четырем классическим темпераментам, назва-ния которых, как уже отмечалось, связывают с трудами древ-негреческого врача и философа Гиппократа.
Следует учитывать, что темперамент мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания. Это врожден-ное качество личности. Свойства темперамента могут, как благоприятствовать, так и противодействовать формирова-нию определенных черт личности. В настоящее время обще-принятой является точка зрения равноценности темперамен-тов, так как каждый из них имеет положительные и отрица-тельные качества. На основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сложиться отрицательные проявления личности.
Менеджеру необходимо знать особенности типов темпе-раментов своих подчиненных и учитывать это при найме, при распределении работ, при личном общении с ними. Кро-ме того, следует знать особенности своего темперамента и учитывать их при установлении контактов с коллегами, с деловыми партнерами, что позволит избежать конфликтов, а также правильно осуществлять подбор персонала и рас-пределять работу.
Известно, что одинаковое воздействие на работников с разными темпераментами может вызвать у них разную реак-цию. Так, например, критическое замечание вызывает раз-дражение у холерика, подталкивает к активным действиям сангвиника, оставляет равнодушным флегматика и выбивает из колеи меланхолика. В общении с холериком или меланхо-ликом необходимо проявлять максимальную выдержку и так-тичность, так как в случае, например, резкого выражения замечаний возможна бурная негативная реакция со стороны холерика или обида со стороны меланхолика. Нецелесообразно поручать работы, связанные с оперативностью и новым об-щением с людьми, меланхолику, а холерику -- требующие особой выдержки, такта и терпения.
Темперамент человека оказывает влияние на его трудо-вую деятельность как положительно, так и отрицательно. Однако лишь крайние проявления того или иного типа выс-шей нервной деятельности, например чрезмерная возбуди-мость или заторможенность, подвижность или инертность, неблагоприятно влияют на работу.
Для успешной трудовой деятельности важен не какой-то оптимальный темперамент и не приспособление деятель-ности к темпераменту работника. Нужно таким образом учи-тывать особенности темперамента, чтобы он помогал лучше выполнять трудовые задания, чтобы можно было регулиро-вать темперамент человека. То есть использовать сильные качества темперамента. Зная свои возможности, особенности темперамента, нетрудно определить, в какой области у вас успешнее пойдут дела. Затем, опираясь на свои сильные сто-роны и развивая слабые, можно быстрее добиться успеха в жизни.
Долгое время психологи считали, что темперамент не-изменен в течение жизни человека. Последние исследования показали, что он может меняться, хотя и медленно. Восточ-ные психологи даже считают, что в результате определен-ных упражнений может произойти полная перестройка тем-перамента. Обнаружен так называемый "закон семерки", со-гласно которому более или менее заметные перемены в тем-пераментной структуре человека происходят в периоды от одного семилетия к другому. Ярче всего это наблюдается, например, около 7 лет, когда заканчивается детство, и между 14 и 21 годами, когда подросток становится взрослым. Следующий период, заканчиваясь в 28 лет, знаменует соци-альную адаптацию. Критический возраст между 49 и 56 года-ми. В это время происходит возрастная перестройка.
Конечно, границы эти подвижны, но тенденция являет-ся общей для всех. Ведь темперамент меняется прежде всего потому, что меняется сам организм, его физические воз-можности. Подвижный холерик с годами может стать внешне неотличимым от флегматика, и лишь специальные тесты помогут распознать бушующие в нем страсти. А современные средства саморегуляции могут помочь меланхолику приобре-сти черты сильного типа.
По поводу возможности изменения типа темперамента хотелось бы подчеркнуть, что, по нашему мнению, меняется только внешнее проявление темперамента.
Итак, рассмотрим психологические характеристики ти-пов темперамента.
Из четырех известных типов темперамента в жизни чаще встречаются сангвиники и холерики, реже меланхолики и еще реже флегматики. Многие обладают темпераментом, в котором своеобразно сочетаются черты нескольких типов тем-пераментов, однако черты одного из них преобладают. В соответствии с этим вам следует определить, к какому типу темперамента вы относитесь. Это можно сделать с помощью известных психологических тестов, в том числе теста Айзенка, который, соглашаясь с известным психологом К. Г. Юнгом, считает, что есть два варианта приспособления к окру-жающему миру -- экстраверсия и интроверсия. Названные понятия впоследствии стали считаться основными характе-ристиками темперамента. Кроме того, в тесте Айзенка опреде-ляются устойчивость или неустойчивость нервной системы.
Экстраверсия проявляется в направленности личности на внешний мир: общительность, активность, оптимизм, само-уверенное и импульсивное поведение. Экстраверты -- это люди, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для них характерна импульсивность, гиб-кость поведения, социальная адаптированность.
Это обычно активные, шумные люди, "душа компании", заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как прави-ло, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хоро-шо сдавать экзамены, они тянутся к новым ощущениям, оп-тимистичны, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений.
Где должны работать экстраверты (холерики и сангви-ники):
* инвестиционное планирование;
* корпоративные финансы;
* позиции, связанные с работой с клиентами;
* продажа;
* связь с общественностью;
* менеджмент, в том числе работа с персоналом;
* маркетинг.
Для интровертов характерна направленность на внутрен-ний мир человека; интроверт необщителен, пассивен, спо-коен, вдумчив, рассудителен.
Интроверты -- это люди, для которых наибольший ин-терес представляют явления собственного внутреннего мира; для них часто свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанали-зу, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адап-тации, часто социально пассивны. Обычно они бывают более чувствительны к внешним раздражителям, лучше распозна-ют цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантич-ны, показывают лучшие результаты по тестам интеллекта, лучше учатся в школе и вузе.
Интроверты лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.
Интроверты (флегматики и меланхолики) чаще работают:
* финансовыми аналитиками,
* бухгалтерами,
* аудиторами,
* переводчиками-синхронистами,
* диспетчерами.
То есть они работают там, где требуется усидчивость, внимательность и концентрация. Также это может быть точ-ная работа в сочетании с дипломатичностью отношений с людьми.
Вопрос № 34. Коммуникативные умения и навыки. Причины неэффективных коммуникаций. Преодоление коммуникативных барьеров

Важную роль при осуществлении менеджерами управ-ленческих функций и принятии решений играет информа-ция. Ее получают и передают посредством процесса, кото-рый называется коммуникацией.
Коммуникация -- делать общим, связываться, общаться.
Коммуникация -- первое условие существования вся-кой организации.
Без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой ин-формации управленческая работа невозможна.
Рассмотрим сущность, структуру, виды, средства, спо-собы коммуникаций в организации.
На обыденном уровне коммуникацию определяют как передачу информации от человека к человеку, как обще-ние. В менеджменте коммуникация -- это обмен инфор-мацией между людьми, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятие решения до работников орган и т.д.................


Лабараторное занятие №

Тема: Темперамент.

Домашнее задание студентам по теме занятия.

ПЛАН :


  1. Понятие о темпераменте и его типах.

  2. Физиологические основы темперамента.

  3. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента.
Проверка знаний студентов по данному плану.

Основные понятия по теме занятия :

Интровертированность – термин введен Г. Айзенком для обозначения типа личности. Интровертированность проявляется в необщительности, замкнутости, отчужденности, интересом к другим и склонности к углубленному самоанализу.

Экстравертированность характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям.

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения.

Тип ВНД – устойчивый комплекс свойств вышей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность и др.), определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы.

Сензитивность – повышенная чувствительность к различным воздействиям.

Холерик - тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенностью и общей подвижностью.

Сангвиник тип темперамента, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью.

Меланхолик - тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события.

Флегматик – тип темперамента, проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний.

Решение психологических задач.

Задача 1. У какого ученика – Вали К. или Саши П. – в особенностях поведения наиболее отчетливо проявляются свойства темперамента? Дайте обоснование своего выбора.

У Вали К. повышенная активность, энергичность и работоспособность, проявляется при выполнении любых домашних поручений, школьных заданий, а также при выполнении любых общественных поручений; У Саши П. те же качества проявляются только при выполнении интересных домашних поручений, школьных заданий и общественных нагрузок.

Задача 2. Определите, о каком свойстве темперамента говорится в примере.

Какое свойство темперамента проявляется у Пети и у Вани.

Петя любит оживленную суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в центре внимания; Ваня напротив предпочитает тишину и уединение. С трудом знакомится с новыми людьми. Слишком большое внимание его смущает.

Задача . Указать те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

А. Повышенная активность, длительная работоспобность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медлительность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, аффективность, бедность движений, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гипресензитивность

Б. Бодрое повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение, перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость, невыразительность речи, ровное спокойное настроение, возбужденное состояние, сосредоточенность внимания

В. В детстве Тося А. отличалась настойчивым и агрессивным поведением. Крайне несдержанная и неприветливая, она вызывала постоянные нарекания учителя и товарищей, хотя училась хорошо. Когда девочка училась в 7 классе, семья сменила место жительства. В новой школе Тося была избрана в уч. ком. С большой ответственностью отнеслась она к поручению. Поведение ее изменилось. В учебной и общественной работе Тося проявляла большую активность и настойчивость. С завидным терпением и сдержанностью работала с подшефными малышами. Изменения в поведении были устойчивы и наблюдались в течение всех последующих лет обучения в школе. Вспыльчивость и несдержанность проявлялись только дома по отношению к родителям, чрезмерно опекавших девочку.

Г. Игорь М. в подростковом возрасте пережил конфликт в связи с разрушением семьи. До этого мальчик отличался, спокойным, бодрым, жизнерадостным настроением, был вполне эмоционально уравновешенным, сдержанным. В результате конфликта стала наблюдаться повышенная раздражительность, капризность. Мать говорит, что с Игорем дома трудно сладить. Для него характерны срывы в поведении. Когда в 10 классе у него начались неудачи в школе, он совсем вышел из равновесия и устраивал дома скандалы по всяким пустякам. В школе он вел себя более уравновешено, но и тут наблюдались «взрывы».

Задача. Определите, для какого типа темперамента характерен стиль учителей Ф.Ю. и В.Ф. Какие особенности стиля проявлялись у них?

А. Учительница русского языка 6-7 классов Ф.Ю. на внешние впечатления реагирует медленно, не сразу отвечает на вопросы. Выражение лица одинаковое, независимо от того, дает ли она задания или делает замечание, слушает ли веселую историю или серьезный вопрос. Смеется редко, чаще на лице скупая улыбка. Речь размеренная, неторопливая. Движения медленные. Для нее типичны невозмутимость и спокойствие в любой обстановке. Кажется, страшная скука на ее уроках неизбежна, но оказывается это не так. Например, для грамматического анализа Ф.Ю. тщательно подбирает предложения и тексты, эмоционально насыщенные, лирически приподнятые, иногда наполненные юмором. В результате урок проходит при всеобщей активности учеников, разгораются глаза, выше тянутся руки, на лицах играют улыбки, у ребят большое желание ответить.

Б. Учитель русского языка 6-7 классов В.Ф. легко переключается от одного состояния к другому. На перемене в учительской вокруг него веселье, оживление. В.Ф. рассказывал какую-то смешную историю. Но вот прозвенел звонок, и на лице учителя уже сосредоточенная деловитость. В классе он все время в движении, ходит быстро, стремительно. Никогда не раздражается непониманием учащихся, собран, сдержан, терпелив. Один из излюбленных приемов закрепления материала по русскому языку а его уроках – кратковременная динамическая игра типа соревнования. Игра длится 5 мин. и идет в высоком темпе. Он требует от преподавателя большой оперативности, расторопности.

Итак, оба учителя успешно решают педагогические задачи, но решают по-разному.

Экспериментальные задания студентам.

Задание 1

. Цель : выявление критериев силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Необходимое оборудование : секундомер.

Ход выполнения задания : испытуемому предлагают прочитать небольшой текст, записать его по памяти, подчеркнув подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя, определение – волнистой линией, дополнение – пунктиром, обстоятельства – точками.

Обработка данных выполненного задания. В процессе выполнения задания протоколист отмечает особенности двигательной активности: присуща ли испытуемому подвижность или медлительность. Наличие торопливости показывает слабость внутреннего торможения. При малой подвижности испытуемый приступает к выполнению задания с большим опозданием. О хорошей подвижности и уравновешенности нервных процессов свидетельствует точность выполнения инструкций.

По общей работоспособности можно судить о силе или слабости типа ВНД (быстрая утомляемость в обычных условиях говорит о слабости типа).

О типах ВНД можно судить по индивидуальным особенностям внимания. Так, сильному, неуравновешенному типу соответствует большая устойчивость, хорошее переключение и небольшое распределение внимания. Сильному, уравновешенному, спокойному типу соответствует большая устойчивость, значительное распределение, но слабо выраженная способность переключать внимание. Сильному, уравновешенному, живому типу соответствует хорошее переключение и распределение, но слабовыраженная устойчивость внимания. Слабому типу соответствует невысокая устойчивость, небольшое распределение и плохое переключение внимания.

Анализируя работу, отмечают характерные ошибки при преобладании возбуждения над торможением. Испытуемые добавляют к буквам лишние элементы, слоги. Различную степень подвижности характеризует скорость перехода от выполнения задания одного вида к другому и ошибки при этом.

Задание 2

Цел ь : определение типа темперамента учащихся по данным психолого-педагогических характеристик.

Необходимые материалы : 8-10 отрывков из педагогических характеристик.


  1. Виктор Г., 3 класс. Медлителен. Походка неторопливая, ходит в развалку, говорит медленно, но обстоятельно, последователен. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руки, отвечает односложно: «Да, так…». Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлобив. Для товарищей ленится что-нибудь делать. В разговор вступает редко, больше молчит. Новый материал понимает не сразу, требуется несколько раз повторить его, но задания выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя к нам в прошлом году, он с трудом сдружился с ребятами.

  2. Борис Р., 3 класс. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам, до крайности подвижен. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в лбом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро, правильно, но от торопливости дает сбивчивые ответы. Все время приходится говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай, не торопись!», резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Когда рассердится, не умеет себя сдержать. Очень любит получать хорошие отметки.

  3. Саша Д., 2 класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебника, который был там вскоре обнаружен. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтателен. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется, не доводит дело до конца, но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполняет его не хуже других.

  4. Лена В, 2 класс. Девочка очень подвижная, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-то в руках, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: «Как дела?» - обычно отвечает с улыбкой:»Очень хорошо!» - хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки не так уж хороши. Про «пятерки» радостно объявляет всем в доме. «Двоек» не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так… случайно…». Иногда огорчается, даже плачет, но не долго. Мимика живая. Не смотря на живость и непоседливость, её легко призвать к дисциплине. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.

  5. Вася Ф., 4 класс. Веселый, жизнерадостный мальчик, отзывчивый, незлопамятный. Однажды на пионерском сборе Вася критиковал своего друга за плохое поведение. После сбора они поссорились. Вася даже расплакался: «Я тебе хорошего желал, а ты драться.».До конца уроков он был печален, а потом друзья вместе пошли домой. Есть у Васи и недостатки. Поручения часто выполняет поспешно, необдуманно или не доводит начатое дело до конца. К празднику Васе нужно было выучить стихотворение. Он охотно взялся за это, но через 2-3 дня у него возникли «уважительные» причины: стихотворение неинтересное, у него нет времени его выучить, и он уже готов отказаться от выступления.

  6. Люба Ф., 3 класс. Малоподвижная, спокойная, серьезная девочка. При выполнении какого-нибудь задания обстоятельно обдумывает его. Работу обычно выполняет медленно, но всегда хорошо. Это лучше всего заметно на ее контрольных работах. Люба почти последней сдает тетрадь, но зато у нее всегда все верно решено. Отвечая на уроке, говорит внятно, но монотонно.

  7. Валентин Ф, 3 класс. Все время спокоен, одинок и пасмурен. Если он обижен, долго сердится. Если поссорился с товарищем по парте, целый день не разговаривает с ним. Мальчик не верит в свои силы, из-за этого часто плохо отвечает урок. Во время уроков устает больше других ребят. Если его поощрять или ему помогать, поручения выполняет лучше и более уверенно.

  8. Коля П., 4 класс. Серьезный молчаливый мальчик. В школе его никто никогда не видел его веселым. Он редко играет с ребятами, чаще наблюдает, как они играют, или что-нибудь читает. Мальчик очень обидчив и обиды помнит долго. Если Коле в резкой форме делаешь замечание или во время ответа исправляешь ошибки, он умолкает и не отвечает, чтобы ему потом не говорили. Очень переживает, если получит плохую оценку. Скрытен, своими мыслями не делится ни с кем. От общественных поручений отказывается, говорит, что не справится, хотя труд любит.
Ход выполнения задания :

Экспериментатор предлагает испытуемому прочесть одну из характеристик и определить, к какому типу темперамента можно отнести ученика, о котором говорится в отрывке. Опираясь на материал характеристики, испытуемый должен обосновать, почему этот ученик может быть назван представителем именно этого типа темперамента, какие детали подтверждают это. Затем испытуемому последовательно предъявляются второй, третий отрывки и т.д.

Обработка данных. Результаты работы заносятся в таблицу:

Задание 4

. Цель : Исследование эмоциональной возбудимости и эмоциональной устойчивости личности и выявление на этой основе возможного типа темперамента.

Необходимые материалы . Секундомер, ряд слов: ковер, стол, стул, коробка, газета, неряха, стена, ваза, газон, плита, растрепа, сезон, полотно, рука, тупица, лапа, клавиша, руководство, простофиля, кузов, антенна, сундук, сплетница, сомнение, дерево.

Ход выполнения задания . Экспериментатор медленно произносит слова (5 слов в минуту).На каждое услышанное слово испытуемый должен быстро отвечать первым пришедшим в голову словом.

Протоколист регистрирует время от момента предъявления раздражителя до начала ответа испытуемого, т. е. время реакции.

Обработка данных. На основании данных опыта заполняется таблица:

Из 25 слов-раздражителей 5 эмоционально значимых, 20 слов - нейтральные. Показателем эмоциональной возбудимости и эмоциональной устойчивости будет отношение латентного времени реакции на эмоционально значимые и нейтральные слова. Если эти два показателя времени равны или почти равны, то испытуемый считается эмоционально устойчивым. Если эти два показателя времени весьма отличны, то испытуемый является эмоционально возбудимым. На основании полученных данных составляется таблица:

Тест «Формула темперамента». (А. Белов)

Инструкция:

«Отметить знаком «+» те качества в «паспорте» темперамента, которые для вас обычны, повседневны. Итак, начали!!!»

Если вы : 1) неусидчивы, суетливы; 2) невыдержанны, вспыльчивы; 3) нетерпеливы; 4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми; 5)решительны и инициативны; 6) упрямы; 7) находчивы в споре; 8) работаете рывками; 9) склонны к риску; 10)незлопамятны; 11)обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью; 12) неуравновешенны и склонны к горячности; 13) агрессивный забияка; 14) нетерпимы к недостаткам; 15) обладаете выразительной мимикой; 16) способны быстро действовать и решать; 17) неустанно стремитесь к новому; 18) обладаете резкими, порывистыми движениями; 19) настойчивы в достижении поставленной цели; 20) склоны к резким сменам настроения – то вы …


  1. Веселы и жизнерадостны; 2) энергичны и деловиты; 3) часто не доводите начатое дело до конца; 4) склонны переоценивать себя; 5) способны быстро схватывать новое; 6) неустойчивы в интересах и склонностях; 7) легко переживаете неудачи и неприятности; 8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам; 9) с увлечением беретесь за новое дело; 10) быстро остываете, если дело перестает вас интересовать; 11) быстро включаетесь в новую работу и переключаетесь с одной работы на другую; 12) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы; 13) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми; 14) выносливы и работоспособны; 15) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой; 16) сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке; 17) обладаете всегда бодрым настроением; 18) быстро засыпаете и пробуждаетесь; 19) часто не собранны, проявляете поспешность в решениях; 20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться – то вы, конечно же, …
1Спокойны и хладнокровны; 2) последовательны и обстоятельны в делах; 3) осторожны и рассудительны; 4) умеете ждать; 5) молчаливы и не любите попусту разговаривать; 6) обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики; 7) сдержаны и терпеливы; 8) доводите начатое дело до конца; 9)не растрачиваете попусту сил; 10) придерживаетесь выбранного распорядка дня, жизни, системы рабаты; 11) легко сдерживаете порывы12) маловосприимчивы к одобрению и порицанию; 13) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес; 14) постоянны в своих отношениях, интересах; 15) медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое; 16)ровны в отношениях со всеми; 17) любите аккуратность и порядок во всем; 18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке; 19) обладаете выдержкой; 20) несколько медлительны – то вы …

  1. Стеснительны и застенчивы; 2) теряетесь в новой обстановке; 3) затрудняетесь установить контакт с новыми людьми; 4) не верите в свои силы; 5) легко переносите одиночество; 6) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах; 7) склонны уходить в себя; 8) быстро утомляетесь; 9) обладаете тихой речью; 10) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника; 11) впечатлительны до слезливости; 12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию; 13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим; 14) склонны к подозрительности, мнительности; 15) болезненно чувствительны и ранимы; 16) чрезмерно обидчивы; 17) скрыты и не общительны, не делитесь ни с кем своими мыслями; 18) малоактивны и робки; 19) уступчивы, покорны; 20) стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих – то вы …
Обработка данных.

Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16 – 20 %, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11 – 15, значит качества данного темперамента присуще вам в значительной степени. Если положительных ответов 6 – 10, то качества данного темперамента присуще вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамента:

Ах Ас Аф Ам

Фт= (Х - х 100%) + (С - х 100%) + (Ф - х 100%) + (М - х 100%)

Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу темперамента составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является у Вас доминирующим, если 30-39%, то качество данного типа темперамента выражено достаточно ярко, если 20-29 %, то качество данного типа темперамента выражено средне, если 10-19 %, то качество данного типа темперамента выражено в малой степени.

Психологический анализ педагогической ситуации

Учитель вызывает к доске ученика. Тот бойко и гладко рассказывает материал прошедшего урока. Педагог слушает и думает: «Паренек способный, материал схватывает что называется «на лету», но готовиться глубоко не любит. Просмотрел учебник, вероятнее всего на перемене. Однако ответ правилен, логичен. Придраться не к чему. Оценка 5»

К столу идет другой ученик. Его ответ сбивчив, нет четкости в формулировках, речь не вполне уверенная, хотя видно, что с материалом знакомился добросовестно. Слабый ответ, констатирует учитель. Больше тройки поставить нельзя.

К каким типам темперамента можно отнести этих учеников? В соответствии с указанными темпераментами, в чем различие в ответах первого и второго ученика? На основе психологического анализа данной ситуации, какие педагогические выводы можно сделать.

Вопросы по теме для самоконторля

1Определите тип темперемента по ниже перечисленным свовйствам

А)сильный неуровешанный. быстрый

Б))сильный уроновешанный. быстрый

В)силный уровновешанный инерный

2. Характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям.это-

3. Чем отличается проявления свойчтв темперамента человека и животных животных?

"Темперамент"

Темперамент - врожденное (биологически обусловлена) и неизменное свойство человеческой психики, определяющее реакции человека на других людей и обстоятельства. Срок введено в обиход Клавдием Галеном, в переводе с латыни означает "надлежащее соотношение частей".

В чистом виде темпераменты встречаются крайне редко.


1. История


4. Свойства темперамента

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку трудной с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматик, как выдержанный, без скоропалительных решений человеку; сангвиник, как высоко чуткого для любой работы человеку; холерики, как страстной, безумной и активной в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика - безразличие к людям, сухость; у сангвиника - поверхностность, разбросанность, непостоянство, у холерика - поспешность решений.

Различают следующие основные свойства темперамента, как:


5. Влияние темперамента

От темперамента человека зависит:


6. Темперамент в теории Павлова

И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, он обращал внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. "Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т.е. основан на свойствах нервной системы, связанный с телосложением человека, с обменом веществ в организме". Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

  1. "Подвижный" (сильный, живой, уравновешенный тип нервной системы, соответствует темпераменту сангвиника);
  2. "Инертный" (сильный, спокойный, уравновешенный тип нервной системы, соответствует темпераменту флегматика);
  3. "Неуравновешенный" (подвижный, безудержный, сильный тип нервной системы - соответствует темпераменту холерика);
  4. "Слабый" (неуравновешенный, малоактивный тип нервной системы, приводит темперамент меланхолика).

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).

Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:

  1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами находятся представители различных темпераментов.
  2. Двигательная, или моторная, активность, показывает состояние активности двигательного и речевого аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или наоборот, сдержанности), говорливости (или мовчазливости).
  3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (чувствительность к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, их начала и прекращения). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним постоянными признаками можно в определенной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Различают 4 типа темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический.

Сангвинический темперамент. Сангвиник определяется Павловым как "горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда он интересное дело, есть постоянное возбуждение. Когда такого дела нет, он становится скучным, вялым". Я.Стреляу дает следующую характеристику: "Человек с повышенной реактивностью, причем активность и реактичнисть у нее уравновешены. Он возбужденно отвечает на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его разгневать. Он активно берется за новое дело и может долго работать, не уставая. Он быстро сосредотачивается, дисциплинирован. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, сообразительность. Быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений, легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстоятельств. Экстраверт. Чувства легко возникают, легко меняются.

Холерический темперамент характеризуется И. П. Павловым как: "боевой тип, вспыльчивый, раздражительный... Увлекшись каким-нибудь делом, чрезмерно давит на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что все ему уже силу. Я.Стреляу характеризует как: "отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он неудержим. Невыдержанный, нетерпеливый, характерна резкая смена настроения. Горячий, быстрый темп и резкость в движениях. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания ".

Флегматический темперамент по характеристике И. П. Павлова - спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упрямый труженик жизни. Но ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.д.. По Я.Стреляу: "обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью". Его трудно рассмешить и опечалить. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как и язык. Он не сообразительный, трудно переключает внимание и приспосабливается к новым обстоятельствам, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самоконтролем. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Меланхолический темперамент указанный И. П. Павловым как "явно тормозной тип нервной системы... очевидно, каждое явление жизни является тормозящим агентом, если он ни вви что не верит, ни на что не надеется, от всего ожидает и во всем видит только плохое, опасно ". Меланхолик характеризуется Я.Стреляу: "Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно чувствителен, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедные. Обычно уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он не энергичный, не упорный, легко утомляется и малопрацездатний. Ему присуща легко розпорошувана и неустойчивое, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты. Он стыд " язливо, нерешительный, робкий. Однако в спокойном, привычном для него окружении меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.


7. Роль темперамента в деятельности человека

Деятельность - трудовая, учебная, игровая - выдвигает требования не только к знаниям и уровня умственного и эмоционально-волевого развития личности, но и в типологических особенностей нервной системы, а следовательно, к темпераменту человека. В зависимости от содержания и условий деятельности сила, уравновешенность и подвижность нервной системы (темперамента) личности проявляются по-разному, играют положительную или отрицательную роль. Там, где требуется значительная работоспособность, выносливость, лучше проявляет себя сильный тип нервной системы, а где необходимо проявить сострадание, кротость, лучше проявляет себя слабый тип нервной системы.

Неуравновешенность холерика вредит там, где нужно проявить сдержанность, терпеливость. Слишком медленный темп движений, медленно, монотонно речи флегматика не способствует успешности деятельности, где нужно проявить подвижность, скорость воздействия на других. Слабость возбудимости и тормозные действия, присущие меланхолику, вызывают робость, нерешительность, препятствующие установлению контактов с другими. Склонность сангвиника в восхищение новым, до скуки при однообразной, хотя и важной деятельности, снижает активность, постоянно вызывает тягу к новому, модному.

Исследованиями доказано, что на основе одинаковых свойств высшей нервной деятельности можно сформировать существенно различные динамические особенности личности: у слабого типа нервной деятельности - силу действий, в неуравновешенного - уравновешенность, в инертной - живость, подвижность. Такие изменения наступают под воздействием содержательной стороны деятельности. Путем упражнений можно достичь определенного уровня торможения, слабости, инертности или несдержанности движений, но образованные таким образом позитивные действия: сила, уравновешенность, подвижность не устраняют полностью врожденной слабости, неуравновешенности или инертности нервной деятельности. В экстремальных условиях привычное основном теряет силу, в действие вступают природные особенности типа нервной системы, свойственной человеку: слабость, гальмивнисть, возбудимость, которые оказываются в растерянности, ступорозные состоянии беспомощности, чрезмерной возбудимости, потере самообладания.

Стиль деятельности каждого человека в значительной степени зависит от типа высшей нервной деятельности, входящей в структуру его темперамента. Так, в профессиональной ориентации и подготовке к труду молодежи нужно учитывать особенности темперамента.

Существует мнение о том, что одинаковых людей природа никогда не создает. И это действительно так. Ведь каждый человек обладает своими, абсолютно неповторимыми индивидуальными чертами. Но есть некоторые характеристики, которые присущи всем людям. Именно из их совокупности и складывается темперамент. Это основа развития характера, благодаря которой всех людей условно делят на четыре группы. Рассмотрим существующие типы темперамента и их психологическую характеристику.

Определение понятия

Существуют некоторые свойства, определяющие психологическую характеристику типов темперамента. Ведь известно, что каждый человек обладает своими особенностями поведения. Он может быть энергичным и эмоциональным, медлительным, невозмутимым и спокойным или печальным, скрытным и замкнутым. Отличает всех людей и скорость возникновения, сила и глубина чувств, быстрота движений и общая подвижность. Во всем вышеперечисленном и находит свое выражение темперамент. Ведь это свойство личности, которое придает своеобразную окраску всему поведению и деятельности человека.

Понятие «темперамент» и на сегодняшний день привлекает внимание ученых и практиков, оставаясь во многом нерешенной и спорной проблемой. Исследователи признают, что это свойство является тем биологическим фундаментом, на котором происходит формирование личности как социального существа.

В темперамент входят определенные динамические составляющие, которые, как правило, имеют врожденный характер. Именно поэтому свойства, находящие свое отражение в особенностях поведения, являются наиболее устойчивыми по сравнению с прочими психическими характеристиками человека.

Какой из этого может быть сделан вывод? В связи с вышесказанным темперамент можно разъяснить как совокупность индивидуальных и своеобразных свойств психики, которые определяют динамику деятельности человека и проявляются независимо от ее мотивов и целей. Причем подобные черты характера остаются неизменными в любом возрасте.

Составляющие темперамента

Из чего же складываются особенности поведения каждого человека? Если рассматривать существующие типы темперамента и их психологическую характеристику кратко, то становится понятным, что в основе индивидуальных черт личности лежит ее динамичность. При этом вовсе не рассматриваются убеждения человека, его взгляды, интересы и жизненные ценности.

Исследование типов темпераментов и их психологической характеристики позволило выделить некоторые компоненты, которые являются основными при определении данного понятия. Рассмотрим их подробнее.

Общая активность поведения и психической деятельности человека

Данный компонент выражается в той ли иной степени стремления индивида к действию, к освоению и преобразованию окружающей действительности, к проявлению себя в различных направлениях. Общая активность выражается у всех людей по-разному. В том случае, когда дается характеристика типов темперамента, то могут быть отмечены две крайности поведения. С одной стороны оно может отмечаться вялостью, пассивностью и инертностью, а с другой - большой активностью, энергией, стремительностью и страстностью. Это и есть два полюса, между которыми располагаются люди, входящие в ту или иную группу темперамента.

Моторная или двигательная активность

Этот компонент показывает состояние работоспособности речевого и двигательного аппаратов. Подобная особенность в описании типов темперамента и их психологической характеристики находит свое отражение в резкости, силе, быстроте, а также интенсивности речи и мышечных движений человека, в его говорливости или, напротив, молчаливости, во внешней подвижности или сдержанности.

Эмоциональная активность

При описании психологической характеристики свойств и типов темперамента данное свойство выражается через следующее:

  • чуткость и восприимчивость к разнообразным эмоциональным воздействиям;
  • импульсивность;
  • быстрота перемены настроения.

История изучения темперамента

Уже с давних времен исследователей интересовал такой вопрос: «Почему каждый человек обладает индивидуальным набором особенностей поведения?» Будучи младенцем, он начинает проявлять ту или иную реакцию на различные жизненные воздействия. Все это выражается в речевой, двигательной и иной активности. Утверждать о том, что на поведение человека в полной мере влияет социальная среда, ученые не берутся. Ведь уже давно понятно, что подобное верно лишь отчасти. Люди еще в давние времена поняли, что в формировании темперамента немаловажную роль играет природа. Индивидуальные особенности личности начинают проявляться уже в раннем детстве в процессе общения и игр. Они окрашивают психику человека эмоциональной реакцией, силой воли, темпом речи и прочими оттенками, но ни в коем случае не зависят от социальных установок.

Сама идея о наличии темперамента, а также учение о нем уходят своими истоками в древние времена. Впервые они нашли свое отражение в работах врача Древней Греции Гиппократа. Этот ученый попытался дать психологическую характеристику основных типов темперамента. При наблюдении за индивидуальными особенностями поведения своих пациентов Гиппократ дал объяснение тем процессам, которые протекают в организме человека, с научной точки зрения. Так, он считал, что реакция любого человека на жизненные обстоятельства обусловлена определенным смешением в нем 4-х жидкостей, а именно слизи и крови, желтой и черной желчи. И даже по прошествии многих веков типы темперамента обладают названиями этих жидкостей.

Например, сангвиники. Название данного типа темперамента произошло от слова «кровь» - «sanguis». Холерический характер - от слова «желчь» («chole»). Флегматический - от слова «слизь» («phlegma»). Меланхолический - от слова «черная желчь» («melan chole»). Описывая типы темперамента и их психологические характеристики, Гиппократ считал, что, например, если человек энергичен и подвижен, то в его организме происходит скопление желчи. Люди же, которые долго и много сидят, собирают в своем теле флегму.

Первая классификация темперамента была предложена Галеном. Она используется и сегодня в относительно малоизмененной форме. Последнее из наиболее известных описаний данной классификации было сделано немецким философом И. Кантом.

Рассмотрим подробнее все четыре типа темперамента и их психологическую характеристику.

Сангвинический

Рассматривая психологическую характеристику разных типов темперамента, о представителях этого вида свойств характера можно говорить как о подвижных, живых и любознательных людях, не делающих при этом порывистых и резких движений.

Сангвиники, как правило, жизнерадостны и веселы. Но они эмоционально неустойчивы и легко поддаются возникшим чувствам. Однако стоит отметить, что они у них не глубоки и не сильны. Сангвиники очень скоро забывают обиды и сравнительно легко относятся к неудачам. Они склонны к коллективу, общительны, быстро устанавливают контакты, приветливы, доброжелательны, хорошо сходятся с людьми и налаживают с ними замечательные отношения.

Если вовремя распознать сангвиника среди детей разных типов темперамента, психологическая характеристика темперамента позволит воспитать человека, отличающегося высокоразвитым чувством коллективизма, отзывчивого, проявляющего активность к учебе, труду, а также к общественной жизни. Однако если ребенок попадает в неблагоприятные условия, то есть такие, когда целенаправленным и систематическим его воспитанием заниматься никто не станет, сангвиник будет проявлять беспечное и беззаботное отношение к делу, легкомыслие, разбросанность, несерьезное отношение к учебе, к окружающим и к труду, переоценивать себя и свои возможности.

К сангвиникам можно отнести людей веселого нрава. Это полные надежд оптимисты, юмористы, балагуры и шутники. Сангвиники быстро загораются понравившейся им идеей, но затем так же быстро остывают, теряя всякий интерес к тому, что еще совсем недавно притягивало и волновало. Люди, обладающие таким типом темперамента, много обещают, но далеко не всегда сдерживают свое слово. Они с легкостью вступают в контакты с совершенно незнакомыми людьми, считая всех своими друзьями. Сангвиников отличает готовность помочь и доброта. А вот умственная напряженная работа их быстро утомляет.

Флегматический

Описывая психологическую характеристику основных типов темперамента, о людях подобного склада характера можно говорить как о неторопливых, спокойных и медлительных личностях. В своей деятельности они всегда склонны к порядку и любят привычную для них обстановку. При этом флегматики с трудом воспринимают любые перемены.

Такие люди, как правило, до конца доводят начатое ими дело. Но стоит отметить, что психические процессы у флегматиков протекают весьма замедленно. У детей это находит отражение в учебе. Особенно сложно флегматикам быстро понять, запомнить, сообразить и сделать. Если же это все же потребуется, то подобная ситуация выльется в состояние беспомощности. Но стоит отметить, что запомнить любой материал флегматики могут прочно, основательно и надолго.

Рассматривая в психологической характеристике разных типов темперамента отношения к другим людям, можно отметить, что тот, кто обладает подобными чертами, всегда спокоен и ровен. Кроме этого, флегматики в меру общительны и отличаются устойчивым настроением. Спокойствие такого человека проявляется практически ко всем явлениям и событиям его жизни. Его сложно задеть эмоционально или вывести из себя. Флегматики уклоняются от ссор и не теряют своего самообладания при настигших их неприятностях и неудачах.

Если правильно воспитывать ребенка, характер которого относится к данному типу, то можно легко сформировать у него усидчивость, настойчивость и деловитость. Если же обстоятельства сложатся неблагоприятным образом, то у флегматиков развиваются такие характерные для них черты личности, как инертность и вялость, лень и пассивность. Порой у такого человека возникает равнодушное и безразличное отношение к трудовой деятельности, к окружающим людям, к жизни, и даже к самому себе.

Холерический

Продолжим рассмотрение характеристики основных типов темперамента. Что касается холериков, то их отличает быстрота (порой лихорадочная) действий и движений, возбудимость и порывистость. Психические процессы у таких людей протекают очень интенсивно и быстро.

Та неуравновешенность, которая свойственна холерику, особенно сказывается на его деятельности. Такие люди с увлечением, а порой даже и со страстью берутся за дело, работают с подъемом и проявляют инициативу. Однако запаса нервной энергии надолго у них не хватает. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда работа не отличается многообразием, требуя от человека терпения и усидчивости. В таких случаях и наступает охлаждение. Воодушевление и подъем у холериков исчезают, да и настроение падает со стремительной быстротой.

Данному типу темперамента свойственно преобладание процесса возбуждения над торможением. Особенно ярко это качество личности находит свое отражение в процессе общения с людьми. Холерик позволяет себе вспыльчивость и резкость, эмоциональную несдержанность и раздражительность. Подобное поведение часто не позволяет ему объективно оценить поступки находящихся рядом с ним людей. На этой почве холерики часто провоцируют в коллективе конфликтные ситуации.

Положительными сторонами такого темперамента являются активность и энергия, инициативность и страстность. Все отрицательные проявления личности холерика чаще всего развиваются в неблагоприятных для него условиях деятельности и жизни.

Меланхолический

В завершении знакомства с психологической характеристикой людей разных типов темперамента рассмотрим основные индивидуальные особенности очень медлительных людей. Именно их и относят к меланхоликам. Представители этого типа темперамента отличаются тем, что их психические процессы протекают с очень низкой скоростью. Такие люди с огромным трудом способны отреагировать даже на сильные раздражители. Длительное напряжение вызывает у меланхоликов замедление деятельности, которая через некоторое время прекращается вовсе. Такие люди очень быстро устают. Работать продуктивно они могут лишь в спокойной и привычной для них обстановке.

Человек, обладающий меланхолическим темпераментом, склонен к медленному развитию эмоционального состояния. Но при этом возникшие у него чувства отличаются большой силой, длительностью и глубиной.

Меланхолика легко обидеть. При этом он очень тяжело будет переносить неприятности и огорчения, внешне практически не выражая своих переживаний.

Тот, кто обладает меланхолическим складом характера, склонен к замкнутости и старается избегать общения с новыми и малознакомыми людьми. Такой человек часто смущается. В новой обстановке он чувствует себя неловко.

При неблагоприятных условиях деятельности и жизни меланхолика у него развивается болезненная ранимость, мрачность и подавленность, пессимизм и мнительность. Такому человеку не нужен коллектив. Он всеми способами стремится уклониться от общественной деятельности, часто погружается в личные переживания.

Однако если условия жизни и воспитания меланхолика были благоприятны, то его личность проявляет свои ценнейшие качества. Это эмоциональная весьма тонкая чувствительность, впечатлительность и острая восприимчивость событий окружающего мира. Все это позволяет такому человеку добиться больших успехов в поэзии, рисовании, музыке и других видах искусства. Часто меланхолики тактичны и мягки, отзывчивы и деликатны. Ведь тот, кто раним сам, очень остро чувствует боль, которую может причинить людям.

Какой темперамент лучше?

Рассмотрев классификацию особенностей личности, можно отметить, что при описании различных групп упоминаются свойства, которые относятся не только к динамике поведения и психики человека. В типах и характеристике темперамента человека находят свое отражения и типичные поступки, совершаемые людьми. Это вовсе не случайно. Дело в том, что рассматривая психологию взрослого человека, отделить друг от друга характер и темперамент просто невозможно. Ведь свойства, которыми обладает тот или иной тип личности, находит свое отражение в поступках индивида, которые он совершает в различных социально значимых ситуациях. Без всякого сомнения, можно говорить о том, что темперамент человека оказывает влияние на формирование характера. Последний, в свою очередь, является выражением индивида не столько в физическом, сколько в духовном плане.

Какой же из рассмотренных темпераментов является самым лучшим? Ответить на этот вопрос невозможно. Ведь каждый из представленных типов особенностей личности обладает своими достоинствами и недостатками. Поэтому ни об одном из них нельзя говорить как о хорошем или плохом.

Современный подход к классификации типов темперамента

Исследование вопроса о свойствах личности продолжается и сегодня. Это нашло свое выражение в современных подходах к психологической характеристике типов темперамента. Так, в работах Б. М. Теплова и его последователей были несколько изменены некоторые названия свойств личности, а также открыты новые.

В чем отличие современных подходов к психологической характеристике типов темперамента от тех, которые существовали на протяжении многих веков? Например, Б. М. Теплов стал относить к наиболее весомым свойствам темперамента:

Эмоциональную возбудимость, то есть способность человека реагировать на внутренние и внешние воздействия;

Силу эмоций, которую в настоящее время называют модальностью и интенсивностью эмоциональных проявлений;

Возбудимость внимания, являющуюся приспособительной функцией индивида;

Тревожность, являющуюся эмоциональной возбудимостью в угрожающих ситуациях;

Реактивность непроизвольных двигательных функций;

Активность целенаправленной волевой деятельности;

Ригидность или пластичность, которая является умением приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам;

Резистентность, способствующую оказанию сопротивления внешним и внутренним условиям, тормозящим или ослабляющим деятельность;

Субъективизацию, то есть усиление степени деятельности под влиянием личностных понятий и образов.

Предложенные Тепловым характеристики свойств темперамента дают четкое представление о том, что динамика психических процессов человека связана со степенью его активности и с деятельностью.