Как по православным канонам похоронить отца. Домашние молитвы об усопших. Подготовка к смерти

Присутствовал во все времена. Вера в существование бессмертной души и ее переселение в другой мир была свойственна всем народам, в том числе и славянам.

Корни православных похоронных традиций

Похороны, православные традиции и обряды относятся к самым устойчивым видам ритуалов. Они считаются подготовкой перехода души умирающего в иной мир, поэтому действия из века в век совершаются по строго установленным правилам. Верующие люди православные похороны по православным традициям делят на три этапа:

  • подготовка умирающего (проводится еще до его кончины);
  • сам процесс похорон;
  • поминание.

То, что православные люди придерживаются традиций со времен крещения Киевской Руси, говорит о том, что погребение - это дань уважения к самому факту смерти и к покойному. За сотни лет ритуалы погребения претерпели влияние глубоких языческих корней славянской культуры, но постепенно похороны по православным традициям стали такими, какими мы знаем их сегодня.

Подготовка к смерти

Издавна в верующих семьях люди готовились к смерти: покупали или шили вручную рубахи и похоронное платье. Во многих поселеньях было принято загодя делать гробы старикам. С приходом православия людей стали хоронить именно в них, так как по языческим обрядам покойника принято было сжигать, а пепел класть в горшок или просто в землю и закапывать. Если родные усопшего хотят знать, как проводить похороны, православные традиции, ответ священника однозначный - гроб с телом должен быть предан земле.

Если человек долго болел, то его соборовали, во время чего священнослужитель отпускал ему грехи. Таким образом, душу очищали и подготавливали к переходу. Умирающий должен был проститься с родными, благословить их на святом образе, простить долги и обиды, отдать последние распоряжения.

Подготовка тела к погребению

Похороны (православные традиции) требовали подготовки тела усопшего к захоронению. Для этого покойника обмывали специальные люди, чаше всего старухи. По православным верованиям очищение тела так же важно, как и прощение грехов для души. Во время омовения читались молитвы «Трисвятое» или «Господи помилуй». По церковным порядкам человек должен предстать перед Господом с чистыми душой и телом.

В наши дни усопших обмывают в морге или при службе ритуальных услуг. Если нет такой возможности, то этот традиционный обычай исполняют люди, не состоящие с покойником в родстве.

После того как усопшего омыли, его кладут на застеленный чистой тканью стол и одевают в новую одежду. Если такой возможности нет, то вещи обязательно должны быть по крайней мере чистыми.

Подготовка к похоронам

После омовения покойника кладут в гроб и накрывают саваном с вышитыми крестами. Перед этим его подготавливают, окропляя священной водой. Кладут усопшего лицом вверх, положив под голову подушечку. Глаза у покойника должны быть закрыты, руки - сложены на груди, правая поверх левой. Обязательным считается надевание на умершего нательного крестика, который должен сопровождать похороны.

Православные традиции и ритуалы в старые времена требовали читать молитвы над покойником до самых похорон, которые проводились на третий день. Для этого приглашали читальщиков. Пока усопший лежал в доме под иконами, а над ним читались молитвы, к умершему приходили родственники и знакомые, чтобы проститься.

В наши дни, после того как покойного омыли и положили в гроб, необходимо читать канон «Последование по исходе души из тела». Если нет возможности пригласить для этого священника, то эту часть похоронного ритуала может взять на себя кто-нибудь из родственников.

В том случае, если покойного нет возможности принести в дом, то следует читать, стоя лицом к иконе или возле того места, откуда начнутся похороны, например возле дверей морга.

Еще до начала в церкви, нужно заказать по нему сорокоуст.

Отпевание покойного

Для отпевания гроб с покойным вносят в церковь и ставят перед алтарем. У покойного на лбу должен быть венец с напечатанным «Трисвятым», а в руках - образок с изображением Иисуса. У головы усопшего кладут крест, который родственники и друзья могут целовать при прощании.

В наше время отпевание может проходить в доме покойного или в похоронном бюро на третьи сутки после смерти. Усопший при этом лежит в гробу с открытым лицом, развернутый к востоку, а в ноги ему ставят икону и зажженные свечи. Независимо от того, где проводится отпевание, покойник должен лежать лицом к иконе, а не к людям. Так он как бы обращается к святому образу о помиловании и прощении грехов.

Во время отпевания поют «Вечную память» и «Отпусту», по окончании которых гроб закрывают и выносят из храма. Пришедшие в церковь родственники во время обряда стоят с зажженными свечами и молятся о покойном, а затем начинаются похороны. Православные традиции не позволяют ничего помещать в гроб, но разрешают пришедшим на прощание целовать иконку в руках усопшего и полоску из бумаги на лбу. Класть в гроб деньги, еду, украшения или другие вещи запрещается, так как это считается пережитком язычества.

Похороны

Традиции предусматривают следование траурной процессии за гробом после отпевания покойника. Она должна идти, а остановка совершаться может только у церкви и уже на погосте. В наше время с учетом того, что кладбище может находиться на расстоянии нескольких километров, процессия идет некоторое время после отпевания в церкви, а затем провожающие садятся в транспорт и едут до места погребения.

На кладбище проходит прощание с усопшим, после которого гроб закрывают крышкой и с помощью веревок или полотенец опускают в могилу. Родственники и члены траурной процессии кидают на гроб горсти земли, после чего отходят, а работой занимаются могильщики.

Это тяжелый эмоциональный момент для родственников, поэтому желательно, чтобы они не наблюдали, как гроб опускают в яму. После того как будет насыпан родные прощаются с покойным, кладут цветы и венки, а процессия едет на поминальную трапезу.

Поминки после похорон

Православные традиции после похорон предполагают обязательное поминание души усопшего совместной трапезой. Происходит это в доме покойного или в заказанном помещении.

Совместная трапеза объединяет воспоминания живых об умершем. Слова и мысли должны быть добрыми, светлыми, ведь смерть - это естественное окончание жизни.

Немаловажное значение имеет и еда на православные похороны, традиции. в день похорон? Обычно подаются несколько блюд. Их перечень относительно постоянен, но различия могут возникать по причине непохожести традиций разных регионов.

Часто первой подают кутью, а затем какую-нибудь похлебку - борщ, щи, суп или лапшу. На второе предлагают кашу или картошку. Блюда могут быть с мясом, а могут оказаться и нескоромными, если поминание проводится в дни поста. Так же могут быть поданы рыба или студень. Заканчивается поминальный обед кутьей или блинчиками, в некоторых случаях - оладьями.

Из спиртного подают вино или водку, но делается это не всегда, а количество таких напитков обязательно должно быть небольшим.

Поминание на девятый и сороковой день

Девятый и сороковой дни после смерти считаются по православным традициям очень важными для души, так как в это время начинаются ее мытарства. Это значит, что душа проходит этап покаяния и очищения от грехов. В этот период обязательно нужно заказывать поминальные литургии в нескольких церквях. Чем больше молитв читается по усопшему, тем легче его душе пройти этот этап.

На похороны (православные традиции, 9 дней) состоит из тех же блюд, что и на поминках. Подаются они в одинаково строгой последовательности во все поминальные дни.

Сороковой день считается знаковым, так как душа покидает этот мир навсегда. Заказ литургии или сорокоуста обязателен в нескольких церквях, также следует провести поминальную трапезу.

Сроки ношения траура по усопшему зависят от его возраста и пола. По старикам траур носят до сорока дней. Если умерли кормильцы - отец или мать, по ним скорбеют в течение года. Для вдовы или вдовца так же определяется правило ношения траурных цветов в одежде до одного года.

Смерть близких... С ней рано или поздно сталкивается каждый. Что делать в таком случае? Как все сделать правильно? «Когда хоронили, мы чего-то не сделали… Как нам быть? Не навредили ли мы этим усопшему?» – часто священникам приходится отвечать на такие недоуменные вопросы. В данной статье мы постарались собрать общие рекомендации для православного христианина в ситуации, когда родной человек окончил земной путь и душа его восходит к своему Творцу. Много написано об этом в различных брошюрах, которые можно приобрести в церковных лавках, но в них объясняется не все. Поэтому при подготовке статьи сотрудники редакции пользовались советами опытных священнослужителей Симбирской митрополии.

1. Перед смертью

Лучшим приготовлением к смерти любого христианина является Исповедь и Причащение Святых Христовых Таин. Так как нельзя причащать находящихся без сознания или в беспамятстве, а ухудшение состояния больного может наступить внезапно, пригласить священника на дом желательно заблаговременно.

Если становится явным приближение смерти, читается специальное «Последование при разлучении души от тела всякого правоверного».

Умирающему, если он в сознании, можно дать антидор и святую воду.

2. Сразу после смерти

Сразу после смерти православного христианина его тело омывается теплой водой. При этом читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй».

Омовение тела лучше не совершать близким родственникам, чтобы не травмировать их еще раз.

После омовения сразу же начинается чтение «Последования по исходе души от тела» (если нет возможности пригласить для чтения священника, то его могут читать близкие родственники и знакомые; в некоторых книгах предписывается сначала прочитать «Последование», а затем омывать тело).

После этого начинается чтение Псалтири. Читать ее желательно до выноса тела непрерывно и по возможности до 40-го дня каждый день. Такое продолжительное чтение в нашей суетной жизни бывает затруднительно, поэтому в крайнем случае нужно прочитать у гроба усопшего Псалтирь полностью хотя бы один раз. Лучше не нанимать чтеца, а самим родственникам, в первую очередь близким, читать по очереди, сменяя друг друга, так как этой молитвой они и сами получат утешение от Господа.

Если такой возможности нет, лучше договориться о чтении Псалтири с церковнослужителями, имеющими на это благословение священника.

Каноны на исход души, по исходе души и Псалтирь не обязательно читать непосредственно около умирающего. Если человек умирает в больнице, молиться о нем можно дома. Главное – помочь душе в эти тяжелые для нее минуты.

3. Положение во гроб

Перед положением тела усопшего во гроб, тело и гроб следует окропить святой водой, гроб надо окропить как внутри, так и снаружи, а также покадить ладаном. Сделать это может любой христианин.

Одежда для погребения выбирается соответственно мирскому статусу усопшего. Военные, пожарные, полицейские полагаются во гроб в форме, миряне – в гражданском костюме. Одежда выбирается таким образом, чтобы одевать ее на тело усопшего было удобно.

Платок, чепчик, шапочки, галстук, туфли и прочее – на усмотрение родственников и воли усопшего. Для покрытия тела традиционно используется саван, в который помещается тело усопшего или церковное покрывало, которые приобретать желательно в храме.

При постановке гроба есть несколько традиций. У нас, в Симбирской митрополии, гроб с усопшим обычно кладут лицом к входящим в дом людям. Но есть традиция полагать покойника лицом на восток или к иконам. Если позволяет место в комнате для разворота гроба при выносе, можно придерживаться этой традиции.

На усопшем обязательно должен быть надет нательный крест (если сохранился, крестильный).

Руки складывают на груди, правую поверх левой, обычно в левую руку полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону: для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери.

Перед иконами в комнате, где стоит гроб, возжигают лампады и свечи.

Недопустимо перед иконой (и нигде в комнате) ставить стакан с водой или тем более с водкой.

Фотографию усопшего не нужно ставить рядом с иконами (лучше где-нибудь в другом месте), тем более не следует зажигать перед ней свечу.

Обычай завешивать зеркала в доме имеет языческое происхождение, никакого указания в православной традиции на это нет, поэтому его лучше не придерживаться.

4. Похороны

Обычай уборки дома после выноса тела усопшего не нужно превращать в особый ритуал. Мнения о том, что надо обязательно все вымыть до предания тела усопшего земле, что надо тщательно мыть именно полы, ручки, а также то, что это обязательно должны делать лица, не состоящие в кровном родстве с усопшим, – суеверие.

Оркестр для похорон православного христианина приглашать нельзя. Траурная музыка угнетает и мешает молиться. Во время перенесения гроба в храм на отпевание и из храма на кладбище поется Трисвятое.

Христиане должны провожать душу усопшего в тихой молитве; нарочитые оплакивание, истерические рыдания и вскрики тут неуместны.

По церковным правилам, вопреки существующему суеверию, гроб с телом положено нести именно близким родственникам и друзьям. Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился.

Памятники, устанавливаемые на могилах усопших христиан, и венки, возлагаемые там, являются выражением почтения к усопшему, поэтому они допустимы. Но традиционно на могилах православных ставят деревянные кресты и приносят живые цветы. Надписи на памятниках и венках не должны выражать безутешную скорбь и отчаяние, но вселять надежду на победу жизни над смертью, слова их берутся из Священного Писания и богослужебных текстов.

Согласно Уставу, отпевание усопшего совершается только в храме. Лишь в том случае, если поблизости от дома или на кладбище нет церкви, возможно совершение отпевания заочно или на дому.

При заочном отпевании родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Эту землю крестообразно надо высыпать на тело усопшего или, если погребение уже совершено, на могилу. Мнение о том, что заносить эту землю домой нельзя, является суеверием.

5. Поминальная трапеза

Поминки в день похорон (равно как и в другие установленные дни) нужно устраивать по Церковному Уставу. Уставные указания о трапезе можно, в частности, найти у нас в газете в рубрике « ». По вопросам разумного послабления поста нужно обратиться за благословением к священнику.

Обряд «поминовения» усопших водкой или каким-либо спиртным недопустим.

Согласно Уставу, в воскресные дни, двунадесятые праздники и будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшую субботу перед этим днем. На практике часто встречаются отступления от данного правила, так что в сложных случаях желательно проконсультироваться со священником.

Православные христиане призваны жить в любви и братском общении друг с другом. Эта любовь и это общение не кончаются при переходе души в жизнь вечную, они продолжаются в молитве Церкви. Христос говорит, что у Бога все живы (см. Лк. 20:38), а по слову апостола Павла любовь никогда не перестает (1 Кор. 13:8). Для многих крещеных, но не просвещенных светом Евангелия наших соотечественников потребность в молитве за усопших становится поводом обратиться к Богу, переступить порог храма, может быть, начать наконец-то жить жизнью духовной. И это так потому, что нигде в мире мы не найдем истинного утешения в разлуке с близкими, только в Православной Церкви Господа нашего Иисуса Христа, пролившего Свою Кровь за спасение от греха и смерти каждого человека.

ДОПОЛНЕНИЯ, ЦИТАТЫ, ЛИТЕРАТУРА:

Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то вместо Канона по исходе души читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице по традиции читают Деяния святых апостолов.

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним».

Апостол Павел (1 Фесс. 4:13–14).

«Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, - жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека и он приходит домой».

Митрополит Антоний Сурожский.

Литература

Мельников В.Г. Православное поминание усопших. М., 2009.

Русские народные обычаи , связанные со смертью, похоронами и поминками. Народные представления о смерти задолго до крещения Руси у наших предков - восточных славян сложились обычаи проводов умерших, захоронения и поминок. С течением времени они претерпевали изменения, огромное влияние на них оказало и христианство. Отдавая дань этим обычаям, мы часто не подозреваем, каково происхождение, каков изначальный смысл того или иного нашего действия в обряде прощания с близким человеком или его поминовения.
Подготовка к похоронам
В народных обычаях, связанных с похоронами, можно выделить три основных этапа.
Предпогребальные обрядовые действия: подготовка тепа умершего к похоронам, омовение, одевание, положение во гроб, ночные бдения у гроба покойного.
Погребальные обряды: вынос типа, отпевание в церкви, дорога на кладбище, прощание с умершим у могилы, погребение гроба с телом в могилу, возвращение родных и близких обратно в дом умершего.
Поминки: после похорон и доме умершего на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода, годовщину после смерти, с заказыванием поминальных треб в церкви, поминальными трапезами и домашними молениями по умершим.
Многие пред погребальные действия, помимо практической необходимости, имеют древнее, ритуальное происхождение. Смерть мыслилась как дорога в загробный мир, а омовение, обряжение покойного и другие действия по подготовке его к похоронам - как бы сборами в дальнюю дорогу. Омовение имело не только гигиеническую цепь, но рассматривалось и как очистительный обряд. По церковному вероучению, умерший должен уйти «к Господу с чистой душой и чистым телом». Религиозно-магический характер омовения подчеркивался тем, что его совершала особая профессиональная категория людей - омывальщиков. Эта профессия чаще становилась уделом старых дев и старых вдовцов, уже не «имеющих греха», то есть интимных отношений с людьми противоположного пола. Если девушка долго не выходила замуж, то ее пугали тем, что она будет «обмывать покойников». Девицы, занимавшиеся «собиранием» умерших и чтением над ними Псалтири, носили темную одежду. За труд они получали белье и носильные вещи умершего. Если не было специалистов - омывальщиков, издавна было принято, чтобы омовение умерших производили люди, не состоявшие в родстве с умершим. Согласно церковному поучению, матери не полагалось обмывать своего умершего ребенка, так как она обязательно будет его оплакивать; а это осуждалось как отступление от веры в бессмертие души: по христианскому вероучению, ребенок обретает райскую жизнь, и поэтому его смерть не должна оплакиваться. В народе сложилось поверье, что материнская слеза «жжет ребенка».
В прошлом процедура омовения носила ритуальный характер, магическую, направленность. Она совершалась на полу у порога избы. Покойника клали на солому ногами к печи. Обмывали два-три раза теплой водой с мылом из глиняного, обычно нового, горшка. На атрибуты омовения - горшок, воду, мыло, гребень - переносились свойства мертвеца, его мертвящая сила. От них старались скорее избавиться. Вода, которой мыли покойника, называлась «мертвой», ее выливали в угол двора, туда где нет растений, где не ходят люди, чтобы здоровый человек не мог на нее наступить. Таким же образом поступали с водой, которой мыли посуду после поминок. Такова была и участь глиняных горшков для омовении: их выносили в овраг, на «рубеж» поля, на перекресток дорог, где, как правило, стоял крест, столб, часовня, там их разбивали или просто оставляли. Цель этих действий - предотвратить возвращение покойника, чтобы он «не являлся» живым и «не стращал» их.
В настоящее время обмывание покойного совершается чаще всего в морге. Однако еще встречаются, особенно в деревнях, старушки-обмывалки. При одевании покойных провожающие их иногда испытывают затруднение в выборе цвета одежды, и чаще всего предпочитают темную дли мужчин и светлую - для женщин. Но интересно, что в средневековой России хоронили, как правило, в белом. Это можно объяснить не только влиянием христианства, которое связывало этот цвет с духовной, младенческой чистотой христианской души - душа уходит к Богу такою, какой пришла на землю при рождении. Белый цвет одежды умершего - это натуральный цвет домотканого холста, с древности основного материала одежды русского населения.
Вообще одежда умершей девушки и сами похороны были а России особенными. Это связано с народным пониманием сущности смерти. Смерть молодой девушки была редким событием. Она воспринималась не только как переход в новое состояние, новую форму бытия, уже загробного, но и как особый этап этого бытия, подобный земному. Смерть молодых незамужних и неженатых людей совпадала в земной жизни с брачным возрастом, с поворотным этапом в земной жизни - браком. Это служило основанием для сопоставления и совмещения погребального обряда со свадебным.
Не только у русских, у многих народов был обычай одевать девушку, умершую в расцвете молодости, в подвенечный наряд, готовить ее к погребению, как невесту на свадьбу. На похоронах умершей девушки даже имитировали свадебный обряд, пели свадебные и подвенечные песни. Как девушке, так и парню на безымянный палец правой руки надевали обручальное кольцо, между тем как женатому человеку и замужней женщине кольца не надевали.
Сейчас тоже встречается обычай хоронить молодых девушек в свадебном наряде, а на их поминках пить шампанское, имитируя несостоявшуюся свадьбу.
В настоящее время в обычае хоронить в новой, еще не носившейся одежде прослеживается отголосок верования, что новизна одежды умерших - синоним чистоты, безгрешности души, которая должна являться на тот свет чистой. Многие пожилые люди заранее готовят себе «смертный наряд».
Хотя сейчас, чаще всего в силу экономических причин, бывает, что хоронят и в старом - мужчин обычно в темном костюме, рубашке с галстуком, женщин - в платье или юбке с кофтой, как правило, светлых тонов, но использование в качестве обуви специальных тапочек - явление повсеместное. Они входят в комплект похоронных принадлежностей (так же, как и покрывало, имитирующее саван) ритуальных бюро. Тапочки без твердой подошвы, как обувь, не предназначенная для носки, отражают вышесказанный обычай облачать покойного в «ненастоящую» обувь и одежду.
Пока готовили гроб, омытого покойника клали, на лавку, застеленную соломой, в переднем углу избы так, чтобы его лицо было обращено к иконам. В избе соблюдали тишину и сдержанность. Гроб соответственно рассматривался как последний реальный дом умершего. Важным элементом собирания покойного на тот свет было изготовление гроба - «домовины», подобия настоящего дома. Иногда даже делали в гробу застекленные оконца.
В местностях богатых лесом старались делать гробы, выдолбленные из ствола дерева. Использовались разные виды деревьев, но только не осина. Гробы устилались изнутри чем-нибудь мягким. Обычай делать из гроба имитацию постели сохранился повсеместно. Мягкая обивка, покрытая белым материалом, подушка, покрывало. Некоторые пожилые женщины собирают при жизни собственные волосы, чтобы набить ими подушку.
Правила православного захоронения предусматривают класть в гроб мирянину, помимо нательного крестика, образок, венчик на лоб и «рукописание» - написанную или напечатанную молитву, отпускающую грехи, которую вкладывают в правую руку покойника, а также свечи.
До сих пор сохраняется и легко объяснимый обычай класть в гроб вещи, которые могут якобы пригодиться умершему на том свете.
Проводы усопших
Если первый этап традиционных русских похорон представлял собой сборы в дорогу в загробный мир, то второй этап являлся как бы началом этой дороги. Комплекс обрядов этого этапа (вынос тела, отпевание в храме, похоронная процессия на кладбище, захоронение возвращение родственников умершего в дом) многофункционален. Он включает как исполнение христианских требований, так и серию предохранительных магических действий, основанных на страхе перед умершим.
К первым относятся чтение и моления «на исход души». Хотя теперь в городе чаще всего стараются в день смерти перевезти усопшего в морг, в православных семьях, а небольших городах и деревнях, где нет моргов, сохраняется традиция ночного бдения около покойника. В тех случаях, когда не приглашается священник, Псалтирь или другие священные книги читаются верующими мирянами. Зачастую даже бывает, что ночные бдения старушек возле умерших ровесниц не сопровождаются чтением христианских текстов, а проходят в самых обычных воспоминаниях или беседах - «я посидела у гроба, и у меня посидят».
Поныне устойчиво сохраняется такая деталь похоронного ритуала: сразу после смерти на полочку к иконам или на окно ставят стакан воды, накрытый куском хлеба.
На поминальном обеде подобным образом оставляют рюмку водки, накрытую куском хлеба, и иногда этот символический прибор ставится у символического места покойного за столом. Наиболее типичное объяснение этого - «душа находится до шести недель дома».
Истоки подобного обычая вероятно такие: это присущая всем древним верованиям пищевая жертва. В данном случае, правда, трудно определить, кому изначально - духу умершего, предкам, Богу или это откуп от злого духа. Сейчас этот распространенный, как и другие, элемент обряда является в большей степени средством облегчения утраты, снятия стрессового психологического состояния близких, поддержания убеждения, что, следуя традиции, они отдают умершему последний долг.
Один из элементов домашнего траурного ритуала - зажжение свечей в изголовье покойного, их прикрепляют к углам гроба, ставят в стакан на стопе, а перед иконами - лампады.
В настоящее время точные сроки выноса тепа, отпевания, похорон, согласные с церковными правилами, соблюдаются редко, и священнослужители, совершающие заупокойные требы, обычно не настаивают на точности. В народе же бытует мнение, что раньше двенадцати часов и позже захода солнца выносить покойного из дому нельзя.
В Опасность мертвеца для живых состояла в том, что он якобы может вернуться в дом и «увести» кого-либо из близких за собой. К мерам, оберегающим живых, следует отнести обычай выносить тело из дома нотами вперед, стараясь не задеть за порог и косяки двери, чтобы предотвратить возвращение покойника по своему следу.
Известен и такой обычай, как «замещение места» покойного. На стол или стулья, на которых в доме стоял гроб, после выноса покойного садятся, а потом эта мебель на некоторое время переворачивается кверху ножками. Смысл этого обряда тот же, что и способ выноса гроба - препятствие возвращению покойника.
Обряд похорон имел определенный нравственно-этический аспект. При выносе тела умершего из дома в народе было принято громко плакать, открыто выряжая свое горе причитаниями. В них показывалась общественная оценка жизни покойного, проявлялась его репутация. Над гробом причитали не только близкие родственники покойного, но и соседи. Если родственницы не плакали, соседи брали под сомнение чувство привязанности родных к умершему. В плачах имело место воздействие на общественное мнение в отношении живых. «Вытье» считалось данью уважения и любви к покойнику. По числу воющих женщин (не родственниц) можно было определить, каковы были отношения умершего с соседями.
Порядок организации и следования похоронной процессии в различных регионах России в прошлом был в основном однотипен. Похоронное шествие возглавлял несущий распятие или икону, обрамленную рушником. Затем следовали один или два человека с крышкой гроба на голове, за ними - духовенство. Две-три пары мужчин несли гроб, за которым шли близкие родственники. Траурную процессию замыкали соседи, знакомые, любопытные.
При выносе покойника из дома в прошлом производился обряд «первой встречи», символизировавший тесную связь мертвых и живых. Он состоял в том, что человеку, который первым встретил на пути похоронную процессию, вручали краюху хлеба, завернутую в полотенце. Подарок служил напоминанием, чтобы «первый встречный» помолился за умершего, а умерший в свою очередь первым встретил на том свете принявшего хлеб.
По дороге до храма и от храма до кладбища разбрасывали зерно для кормления птиц, что служит еще одним подтверждением двойственного представления о посмертном бытии души в виде ее зооморфного образа или а виде бестелесной субстанции.
Похоронной процессии, по Церковному уставу, полагалось останавливаться только в церкви и возле кладбища, и, как правило, она останавливалась в наиболее памятных для покойного местах села, около дома умершего соседа, на перекрестках дорог, у крестов, которые в некоторых местностях так и назывались «покойничьими». Здесь часть провожающих останавливалась, далее следовали преимущественно родственники. Первоначальный смысл этого обряда, видимо, заключался в том, чтобы спутать следы, чтобы умерший не мог вернуться к живым, а впоследствии это истолковывалось как прощание умершего с теми местами, с которыми была связана его жизнь.
На современных похоронах иногда выполняется запрет - обычай не разрешает детям (сыновьям) нести гроб с телом родителей и закапывать могилу. В прошлом запрет был обусловлен боязнью очередной жертвы в семье, страхом перед магической способностью умершего увести за собой в могилу кровного родственника. В настоящее время гроб чаще несут товарищи по работе, дальние родственники.
В целом обряд несения гроба сейчас значительно видоизменился по сравнению с прошлым. При общественно значимых похоронах, известных лиц, при большом стечении родственников, друзей, коллег покойного гроб стараются пронести на руках там, где позволяют условия, как можно дольше в знак уважения к памяти безвозвратно ушедшего человека.
Состав современного траурного шествия обычно таков: вначале несут венки, потом крышку гроба - узкой частью вперед, гроб с покойником. За гробом первыми идут родные, близкие, затем все провожающие.
Устоявшийся гражданский ритуал похорон определяет и состав похоронного шествия с элементами, невозможными в прошлом и в православном ритуале: траурная музыка духового оркестра, несение в шествии портрета покойного в черной рамке, несение подушечек с орденами и медалями, прощальные речи. Интересно отметить, что в наши дни часто встречается причудливое смешение гражданского ритуала с церковным. Например, установление на могиле одновременно и православного креста, и портрета умершего человека.
Похороны
Обряд погребения совершался до захода солнца, когда оно находится еще высоко, чтобы «заходящее солнце могло захватить с собой умершего»
Это, а также, например, опускание вместе с гробом в могилу церковных свечей, горевших во время отпеваний, не противоречит законоположениям православия. Также, как и существующее поныне последнее целование умершего близкими и родственниками, как и обычай со стороны провожающих бросить в могилу по горсти земли с пожеланиями: «Пусть земля тебе будет пухом». Впрочем, вместо этой фразы можно кратко помолиться: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное». Молитву эту можно совершать и перед тем, как приступить к очередному блюду во время поминок.
Был и кое-где остается такой архаический элемент обрядности, как обычай бросать в могилу мелкие деньги. Существовало несколько народных, истолкований этого обычая. Одно - как выкуп места на кладбище для умершего, что является дополнительным свидетельствам связи умершего с местом его захоронения - могилой, землей. Если не откупить места, покойник будет по ночам приходить к живым родственникам и жаловаться на то, что «хозяин» подземного мира гонит его из могилы. По другому варианту деньги клали, чтоб умерший мог купить себе место на том свете. По народно-христианскому истолкованию деньги, положенные в гроб или брошенные в могилу, предназначались для оплаты перевоза через огненную реку или для оплаты свободного прохода по мытарствам. Этот обряд сохраняет устойчивость и совершается независимо от того, к какой возрастной, социально-профессиональной группе принадлежал при жизни покойник.
Иногда на могилу бросают «слезовой» платочек. После того, как могила засыпана, на надмогильном холме устанавливают венки, в центре - цветы. Иногда сразу ставят крест или временный обелиск, памятную доску с фамилией, именем, датой рождения и смерти.
Считается за правило не устанавливать постоянный памятник на могиле ранее, чем через год после смерти.
Естественная для любивших и потерявших близкого человека трагедия прощания с ним на погребении сопровождается плачем, причитаниями женщин. Но мало кто представляет, что причитания типа «Ой, мамочка, на кого ж ты меня оставила...», «Что ты собрался так рано, муж мой любимый» содержат в себе элементы формул еще языческих намогильных причитаний, которым не менее двух тысяч лет.
Традиционное угощение кладбищенских рабочих-копателей, краткая поминальная трапеза на погосте с выпивкой «за помин души», с кутьей, блинами, с разбрасыванием остатков пищи на могиле для птиц (душ умерших) повсеместно существует и теперь.
В прошлом особым способом поминовения души была «тайная», или «потаенная», милостыня. Она обязывала соседей молиться за усопшего, при этом молящийся принимал на себя часть грехов умершего. «Тайная» милостыня состояла в том, что родственники умершего сорок дней раскладывали по окнам, крыльцам беднейших соседей (бобылок, стариков и т. п.) подаяние, хлебцы, блины, яйца, коробки спичек, иногда более крупные вещи - платки, куски ткани и др. Как и все поминки были жертвой, так и милостыня была жертвенной пищей. Помимо «тайной» милостыни, существовала явная, открытая милостыня - «в знак памяти» - раздача пирогов, печенья, сладостей нищим и детям у ворот кладбища. При отпевании также раздавали присутствующим по калачу и зажженной свече. Во многих местах каждому участнику поминок вручали по новой деревянной ложке, чтобы при еде этой ложкой вспоминали умершего. Для спасения грешной души делали пожертвование на новый колокол, чтобы он «вызвонил» погибшую душу из ада, или отдавали соседям петуха, чтобы он пел за грехи покойника.
Сейчас, помимо раздачи милостыни кладбищенским и церковным нищим, существует и особая форма милостыни-поминовения - раздача на похоронах некоторым близким платков. Платки эти полагается бережно хранить.
Траур и поминки
Траур, «тужение» по случаю потери кормильца, хозяйки держался всегда дольше, чем траур по старикам. И сейчас не утратило своего значения соблюдение траура по умершему: ношение темного платья, черного платка до 40 дней, частое посещение кладбища, запрет на развлечения и участие в светских праздниках и т. п. Нельзя не заметить, что и здесь происходит упрощение, размывание традиции. Более длительный срок ношения черного или темного платья (год и более) обусловлен тяжестью потери. Их носят чаще матери, потерявшие взрослых безвременно погибших детей.
До одного года иногда соблюдают траур также и вдовы. Дочери, похоронившие престарелых родителей, сокращают срок ношения траурной одежды до шести недель, а то и до одной недели. Мужчины надевают темный костюм только для участия в погребальном ритуале, а в последующем - не соблюдают внешних признаков траура.
В знак траура в доме занавешивают зеркала, останавливают часы; из помещения, где стоит гроб с телом, умершего, выносят телевизор.
Традиционно в России похороны всегда завершались поминками, поминальным обедом. Совместная трапеза закрепляла похоронный обряд, была и остается его не самой печальной, а, напротив, иногда даже жизнеутверждающей частью.
Одновременно обряд нес идею исторической связи живых и мертвых, непрерывности жизни в чередовании поколений. Смысл поминок - пробуждение и поддержание памяти, воспоминания об умерших предках. В поминальном обряде всегда сохранялось воспоминание о том что умершие были когда-то живыми, и что воспоминание мыслилось как действие, в котором умерший воплощается и становится как бы его участником.
В народе прочно бытовало представление, что молитва облегчает участь грешной души за гробом, помогает ей избежать адских мучений. Поэтому родственники умершего заказывали в церкви заупокойную службу (обедню) с поминанием усопшего в продолжении шести недель после смерти - сорокоуст. Кто победнее, тот заказывал сорокоуст читальщику, который в течение сороки дней на дому умершего читал канон. Имена умерших записывали в годовое поминовение - синодик.
В акте совместной поминальной трапезы сохранялась определенная знаковость обрядовых блюд: они имели скорее символический, нежели ритуальный характер. Этнический колорит прослеживается в наборе блюд, порядке их смены, времени проведения обрядовой трапезы. Основой рациона русских был хлеб. Хлеб в его разновидностях всегда использовался и в обрядовых целях. Поминальная трапеза начиналась и заканчивалась кутьей и блинами, их дополняли оладьи. На поминках использовались архаические виды пищи - кутья, каша, которые отличались древним происхождением и простотой приготовления. Кутью в разных местностях готовили по-разному из зерен пшеницы, сваренных в мёду, из разваренного риса с сахаром и изюмом. В качестве поминального блюда употреблялась и каша (ячневая, пшенная), с которой у русских было связано представление об особой силе, заключавшейся в ней. Подача блюд строго регламентировалась. По последовательности блюд поминальная трапеза носила форму обеда. Первое - похлебка, щи, лапша, суп. Второе - каша, иногда жареный картофель. Закуски - рыба, студень, а также к столу подавались овсяный кисель и мед. В постные дни поминальный стол включал преимущественно постные блюда, в скоромные дни в состав блюд традиционно входили мясные щи и куриная лапша. Вино (водка) на поминках употреблялись, но не везде.
Из серии поминальных сроков кульминационным был сороковой день. Согласно народному объяснению, этот срок связан с тем. что в течение сорока дней душа умершего находится на земле. Бог не «определяет» ее ни в ад, ни в рай, ангелы носят душу умершего по тем местам, где покойник грешил, и душа его замаливает грехи. На сороковой день совершается Божий суд и душа покидает землю окончательно. По народному поверью, душа умершего на сороковой день «является» в свой дом на целые сутки и уходит лишь после так называемого «отпуска» души, или «проводин». Если «проводины» не устроить, то покойник будет мучиться. В проводах души выражалась забота живых о загробной судьбе мертвых.
Особую роль в поминальном обряде играло полотенце - символ пути, указатель дороги домой. Обычно в углу дома у окна вешали полотенце, которое находилось там, а течение сорока дней оно предназначалось для души умершего, которая, по поверьям, сорок дней ходит по «своим местам» и, прилетая к дому, отирает полотенцем свое лицо.
Сейчас приобретает все большую масштабность посещение могил умерших на православные Праздники - Пасху и Троицу. Первостепенную роль во внецерковной стороне современной обрядности Пасхи играет совместная трапеза с умершими, восходящая к языческому жертвоприношению. На могилах (на тарелках, на бумаге) помещают приношения в разных наборах, например, несколько крашеных яиц, кусок кулича, яблоко, конфеты или раскрошенный кулич; очищенные яйца; или на столике у могилы пшено, несколько штук печенья. Иногда оставляют на могиле стаканчик спиртного «для покойника». Или же, если семья устраивает на кладбище импровизированную трапезу, стаканчик водки выливается на могилу.
На Пасху и Троицу принято ремонтировать, подкрашивать крест, памятник, оградку (весенний ремонт «дома покойного»), украшать могилу цветами. На Троицу особенно трогателен обычай использовать полевые цветы и венки из березовых веток, развешиваемых на крестах и оградках.Итак, в русском погребальном обряде, несмотря на печальный, порой даже трагичный характер его причины - смерти человека - сохраняется множество очень старых традиций, служащих объединению семьи и сплочению всего нашего народа, носителя древней и великой культуры.

У православных христиан, как и у всех народов, существует особый свод правил погребения усопших. Выполняя их, родные почившего помогают ему перейти в иной мир и обрести покой.

Правила похорон у православных имеют и христианские и языческие корни. Две культуры тесно переплетены воедино. Ритуал состоит из нескольких обязательных шагов, которые выполняют по канону. Предание тела земле в каждой национальной культуре имеет особенности, отличия и традиции.

Ритуал погребения нужен в первую очередь покойному, а не его ближнему кругу. Соблюсти традиции, выполнить предсмертную волю и пожелания – вот что значит выражение «проводить по-христиански». Душа усопшего должна освободиться от земного бремени.

Этапы православных похорон включают в себя следующие моменты:

  • Подготовка к церемонии прощания
  • Проводы в последний путь
  • Отпевание. Оно может быть как очным в храме, так и заочным, если по каким-то причинам тело нельзя доставить в церковь
  • Погребение
  • Поминки

Порядок действий полностью расписан, но от него можно отступать, если этого требуют обстоятельства. Например, православная церковь разрешает не проводить пышное поминовение за столом. Вместо этого лучше читать молитвы, или помянуть христианина добрым словом в узком кругу близких друзей и родственников.

Такая информация очень важна для верующих. Рано или поздно каждому придется хоронить родственника или друга. Важно знать, как правильно проводить обряд, и не теряться в трудную минуту. Люди не всегда понимают, как на самом деле проводятся православные похороны. Многие приходят в христианство в зрелом возрасте, а до этого момента слишком далеки от религии и веры. Из-за низкой православной культуры похороны обрастают многочисленными суевериями. Человек совершает лишние и бессмысленные действия, которые не дают успокоения и не помогают душе покойного.

Подготовка к погребению тела

Первый этап – это подготовка к погребению. В зависимости от прижизненных убеждений человека и религиозной принадлежности, близкие усопшего собирают его в последний путь. Традиционно этим занимаются родственники или друзья, выразившие желание отдать дань памяти и уважения покойному.

При подготовке к захоронению в православии используются и некоторые языческие обычаи.

Омовение

В погребальной традиции считается, что человек предстает перед Высшими Силами чистым. Это касается и души и телесной оболочки.

Интересно, что раньше на Руси омовением покойника занимались специальные люди. В наши дни ритуал по большей части утратил мистическое и сакральное значение. Но и сейчас лучше не проводить этот обряд силами родственников, а поручить его посторонним. Мыть усопшего самостоятельно религия не рекомендует.

Согласно христианской традиции, оплакивать покойного нельзя, ведь он переходит в лучший мир, его душа надеется на последующее воскресение и вечную жизнь в райских кущах. Считалось, что даже мать не может оплакивать ребенка: от этого его душе не комфортно.

Тело покойного мыли на пороге дома, расположив его ногами вперед. Во время обряда пели специальные песни. Для омовения использовали воду, мыло, отдельный гребень, чтобы расчесать волосы. В этих традициях явно просматриваются языческие корни: все они выполнялись, чтобы умерший не вернулся с «того света» и не навредил тем, кто остался.

Христианская традиция настаивает именно на духовном очищении и омовении от грехов. Обработка покойника перед прощанием захоронением ‒ это рекомендация санитарного характера, которую нужно исполнять, а не обязанность религиозного человека.

Облачение покойника

Особых требований к одежде покойного в гробу нет, его внешний вид регламентируется лишь условными законами. Часто в ритуальных и кладбищенских конторах вывешивают список вещей, необходимых для усопшего.

  • Согласно обычаям требуется наличие нательного креста, если человек был крещеным христианином или верующим.
  • Мужчину рекомендуется облачать в темный костюм.
  • Женщину – в платье светлых, пастельных тонов.

В Древней Руси и в эпоху раннего христианства всех, вне зависимости от пола, предавали земле в белом одеянии. Это обусловлено похоронными обычаями и приметами православных, заимствованных из языческой культуры. В ней белый цвет символом смерти и загробного мира.

Разрешается выполнить последнюю волю покойного, касательно одежды. Если родной человек попросил о чем-то, то это обязательно нужно сделать. У бабушек и дедушек часто заранее приготовлены погребальные наряды.

Можно использовать для захоронения лучшую и красивую одежду, которая была у покойного. В ритуальных конторах продаются специальные комплекты для проводов в последний путь. На ноги надевают белые тапочки – известный символ перехода в иной мир. Не возбраняется хоронить умершего в обуви, купленной при жизни.

Нельзя использовать грязную, мятую или чужую одежду для облачения усопшего. По христианским традициям на умершей женщине должен быть платок. На голову покойника мужского пола надевается специальный венчик. Но если человек был атеистом или некрещеным, то можно пренебречь этими обычаями. Каждый выбирает собственный ритуал захоронения и путь в загробное царство.

Положение во гроб

Современные традиции положения во гроб покойника часто отличаются от представлений наших предков о том, как правильно похоронить человека по христианским обычаям.

Ранее над покойным произносили псалтырь. Это необязательно делали священнослужители. Сейчас соблюдение обряда отнесено на усмотрение близкого круга, но читать канон, который называется «Последование по исходе души из тела» – желательно. Молитвенные песнопения произносят три дня.

Что еще необходимо сделать для правильного проведения прощания:

  • Поставьте перед образами или портретом покойного стакан с водой и положите сверху кусок черного хлеба.
  • Перед иконами, если они есть в доме – зажгите лампаду.
  • У изголовья покойника по традиции устанавливают свечу.
  • Портрет с траурной лентой водружают у головы усопшего.
  • Венки расставляют по стенам комнаты.
  • По традиции, каждый гость должен немного посидеть у гроба.
  • Снимать обувь при входе в комнату с покойным не нужно.
  • Двери в квартиру, где стоит гроб, не закрываются.

Важно! На похороны и прощание специально никого не приглашают. Достаточно сообщить друзьям и близким о смерти человека, назвать дату и место церемонии. На ночь с покойным остаются лишь родственники.

Традиция завешивать зеркала, убирать фотографии и ставить хлеб с водой имеет языческое происхождение. Православная церковь не отрицает ее. Единственное, чего не советуют делать священники – это наливать вместо воды водку.

Вынос тела и траурная процессия

Современные правила выноса тела и соблюдения траурной церемонии отличаются от тех, что были десятилетия назад. Но есть требования и правила, которых стоит придерживаться и сегодня. Они касаются времени захоронения и ритуального движения к кладбищу.

  • Вынос гроба назначают на первую половину дня. До 12–13. Это связано с необходимостью предать тело земле до заката.
  • Покойника выносят ногами вперед, стараясь не задевать порог и стены помещения.
  • Похоронная процессия движется за гробом: никто не выходит из дверей впереди.
  • Сначала выносят венки и корзины с цветами, потом – домовину. Так формируется траурный кортеж.
  • Гроб устанавливается перед жилищем или в морге, чтобы с человеком могли проститься те, кто не едет дальше на отпевание или на кладбищенскую церемонию.

Организовывать похоронный обряд самостоятельно необязательно. Священники допускают привлечение специальных агентов. Это понятно – расстроенные смертью близкого человека родные часто впадают в прострацию, им трудно сконцентрироваться на простых бытовых вещах. Передав инициативу специалистам, они могут сосредоточиться на духовном аспекте прощания: молиться, читать стихи из Псалтыря, вспоминать покойного.

Нести гроб родственникам (детям или братьям) нельзя. Для этой цели привлекаются специальные люди. Чем более уважаемым был покойный, тем дольше домовину несут на руках, в том числе до самой могилы.

Отпевание покойного: важные нюансы

Отпеть и захоронить покойного следует на 3-й день после смерти. Исключение составляют даты, совпадающие с большими христианскими праздниками: Светлое Христово Воскресение (Пасха) или Рождество.

Обряд предания тела или праха земле проводится только раз. Это отличает его от панихид.

В церкви не отпевают:

  • Некрещеных
  • Отрекшихся от церкви и веры или специально отлученные
  • Самоубийц
  • Иноверцев

Для проведения обряда гроб вносят в церковь, и устанавливают головой к алтарю, по направлению на восток. Близкие и родственники встают рядом с зажженными свечами в руках. Священник произносит специальные молитвы, разрешающие переход душе в иной мир.

Гроб закрывают. Считается, что после этого открывать его уже нельзя. Но бывают исключения: например, кто-то изъявит желание проститься с покойным возле могилы или в зале крематория. Поэтому священнослужитель дает родственникам специальный набор, в котором есть освященная земля и вода. Перед тем, как кремировать тело следует положить к покойнику атрибуты христианства.

В православии есть традиция заочного отпевания. К нему прибегают в случаях, когда физически невозможно доставить покойного в церковь.

Одеваться на церковное отпевание и похороны следует строго. Женщины должны быть в головных уборах (платках), длинных юбках. Плечи обязательно закрыты. Цвет одежды – темный.

  • В могилу опускают ритуальные свечи, которые горели в храме.
  • Вслед за гробом, бросают монеты. Это отголоски древнего верования о «плате за переход в иной мир». По этой же причине в гробе принято захоранивать расческу, носовой платок и железную мелочь.
  • На свежем холме помимо цветов и венков оставляют «платок слёз».

На могиле устанавливают деревянный крест. Его потом заменяют на памятник или плиту. Полностью закапывают яму кладбищенские рабочие. Их разрешается угостить ритуальными блюдами, принесенными с собой. Не возбраняется выпить «за помин души» водки. Остатки пищи разбросайте на могиле, чтобы птицы тоже помянули ушедшего в иной мир.

Поминание

Традиционно в русской культуре похороны заканчиваются специальным поминальным обедом. Проведение поминок допускается дома, где жил умерший либо на нейтральной территории.

Как поминать усопших, и какой должна быть еда на скорбной трапезе, лучше уточнить у батюшки. Не превращайте прощание в банальное застолье.Христианин должен знать, о том, что существуют 9 дней после смерти, что они значат и помнить как поминать усопших. Важным аспектом выражения скорби является траур. Он заключается в ношении одежды темного цвета, в отказе от развлекательных мероприятий. В проповедях священники говорят, что мало соблюдать девятый и сороковой дни, нужно сердцем молиться за ушедшего человека, чтобы ему было легче.

Важно! Ключевые даты в жизни родственников и загробного путешествия души – это три, девять и сорок дней. Народная молва утешает оставшихся в живых, что по истечении 40 дней станет легче.

40 дней после смерти, что значит дата, и как поминать усопших – этот вопрос волнует родственников и друзей. Ответит на него священник. Батюшка расскажет о христианских традициях, поможет пережить боль утраты.

Суеверия и приметы, связанные с похоронами

Дурные предзнаменования, связанные с покойником и похоронами, которые тревожили наших предков, имеют давние традиции. Люди боялись, что дух умершего вернется и будет мстить. Полагаться на приметы или нет, дело личное, но знать о них нужно.

Суеверия пока покойник дома

  • Покойного дома нельзя ни на минуту оставлять одного. С ним постоянно должен кто-то быть: произносить молитвы, читать Псалтырь.
  • Табуретки или стол, на котором стоял гроб, переверните ножками вверх.
  • В гроб нельзя класть фотографии близких или друзей. Считается, что так наводят порчу и вызывают смерть.
  • Зеркала завесить, чтобы дух не проник обратно через амальгаму.
  • Воду, которой обмывали тело, выплескивают в глухом, безлюдном месте.
  • Теплые ноги покойника вплоть до погребения – к скорой кончине членов семьи.
  • Личные вещи, которые дороги умершему – очки, кольца, чётки – положите вместе с ним в гроб.
  • Кошка, запрыгнувшая на домовину – дурной знак. Не пускайте животных в комнату, где лежит покойник.
  • Дорога траурной процессии до машины устилается еловыми ветками.
  • Спать в одном помещении с умершим нельзя. Если так случилось, народная молва рекомендует съесть на завтрак лапшу.

Приметы на кладбище и приметы похоронной процессии

  • Дорогу похоронной процессии переходить нельзя. Считается, что тот, кто нарушит этот завет, тяжело заболеет.
  • Запрещается нести гроб родственникам умершего.
  • Забыть крышку дома – к большим несчастьям, вплоть до гибели членов семьи.
  • Идти вперед перед траурной процессией – к смерти.
  • Если могильщики случайно выкопали большую яму – это дурной знак. Могила рассчитывается на одного человека.
  • Во время похорон нельзя смотреть в окно или спать.

Приметы после похорон

  • Если человек выпьет воду и съест хлеб, предназначенный духу, то скончается от болезни. Эти яства нельзя даже животным отдавать.
  • Много и часто плакать по умершему запрещено. Считается, что усопший утонет в слезах тоскующего человека.
  • Уходя с кладбища, не оглядывайтесь. Придя в помещение, где устраивают поминки, вытрите ноги, отряхните «мёртвую» землю.
  • Личные вещи покойника, которые нельзя положить в гроб, раздайте нуждающимся. Церковь разрешает делать это, не дожидаясь 40 дней.
  • Кровать умершего и постельное белье выбрасывают.
  • Слово «спасибо» во время поминок не произносят.

Можно ли мусульманам присутствовать на христианских похоронах

Наша страна многонациональная, в ней живут рядом адепты разных вероисповеданий. Если умерший человек был хорошим соседом и добрым другом, то православная вера не запрещает присутствия на похоронах представителей иных конфессий. Конечно, мусульманин вряд ли пойдет в храм на отпевание, но проводить в последний путь на кладбище друга он имеет полное право. Это касается и поминального обеда. Религия запрещает мусульманам употреблять спиртное, но и православные священники осуждают тех, кто пьет.

Почтить память человека – это долг и добрая традиция. Бог любит всех, вне зависимости от цвета кожи и национальности. Для него мы дети, об этом священники постоянно напоминают во время проповеди.

Если тело усопшего до похорон будет находиться дома

Внимание! Подготовку к похоронам можно начинать только после завершения всех официальных процедур (осмотр участковым милиционером, врачом и.т.п. (Подробнее об этом можно прочесть в статье )

  • Тело омывают тёплой водой, при этом читая «Трисвятое» * или «Господи, помилуй».
  • После омовения тело христианина одевают в чистые и, по возможности, новые одежды.
  • Потом тело покойного полагают на стол, покрывают белым покрывалом – саваном.
  • Перед положением усопшего в гроб, тело и гроб (снаружи и изнутри) окропляется святой водой.
  • Покойного полагают в гроб лицом вверх, под голову кладут подушку, набитую соломой или опилками.
  • Глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены крестообразно, правая рука поверх левой. Руки и ноги усопшего связывают (развязывают уже перед самым внесением тела в храм).
  • На усопшего обязательно надевается нательный крестик.
  • Затем умершего покрывают особым освящённым покровом (погребальным покрывалом) с изображением креста, образов святых и молитвенных надписей (продается в церковной лавке).
  • Когда тело усопшего омыто и одето, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела»**. Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать ближайшие родственники и знакомые.***
  • Когда тело омыто и одето, то также возжигается лампада или свеча, которая должна гореть до тех пор, пока в доме находится покойный.
  • В руки покойного полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону: для мужчин - образ Спасителя, для женщин - образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке, где уже все освящено).
  • На лоб умершего возлагают венчик, являющийся символом соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога небесную награду и нетленный венец.
  • Гроб обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам.
  • Желательно сразу после смерти человека заказать в храме или монастыре Сорокоуст****- поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. (В храмах, где Богослужение совершается не ежедневно, усопшего поминают в течение 40 Божественных литургий (см. ссылку 5) . При желании и возможности можно подать записки с именем усопшего и в нескольких храмах. Делать это желательно ещё до отпевания и погребения.

Если человек умер не дома, и тела его в доме нет

  • После того как выполнены все формальности и тело забрали в морг надо начинать читать в красном углу перед иконами канон, называемый «Последование по исходе души от тела»**, а затем и читать Псалтырь по усопшему. Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать ближайшие родственники и знакомые.***
  • На следующий день необходимо отвезти в морг чистые и, по возможности, новые одежды, другие необходимые вещи (более подробно можно прочитать тут «Что необходимо делать, когда умер человек» ), а также нательный крест (если не было на покойном), погребальный крест в руки и икону: для мужчин - образ Спасителя, для женщин - образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке где уже все освящено).
  • Необходимо попросить работников морга подготовить тело к похоронам с учетом православных традиций (обычно работники моргов их прекрасно знают).
  • В первый же день после смерти нужно обязательно позаботиться и о церковном поминовении усопшего. Желательно сразу заказать в храме или монастыре Сорокоуст**** При желании и возможности можно подать записки с именем усопшего и в нескольких храмах. Делать это желательно ещё до отпевания и погребения. Но не следует забывать заказывать Сорокоуст**** и по истечении 40 дней.

ПОХОРОНЫ

  • Если похороны начинаются из дома , то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего ещё раз прочитывается «Последование по исходе души»***. Если ритуал начинается от морга , то можно прочитать «Последование по исходе души»*** перед началом ритуала в любом месте (в храме, у морга).
  • Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, т.е. ногами вперёд. Провожающие поют «Трисвятое»*.
  • По церковным правилам, вопреки существующему суеверию, гроб с телом положено нести по возможности именно близким родственникам и друзьям. Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идёт впереди гроба как духовный пастырь.
  • В могиле усопшего полагают лицом, обращенным к востоку. При опускании гроба вновь поётся «Трисвятое»*. Все провожающие бросают в могилу по горсти земли. По возможности, необходимо избегать кремации (Подробнее об этом в статье «Об отношении православия к кремации и возможности воскресения тел» ).
  • Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест.
  • Нельзя для похорон православного христианина приглашать оркестр.
  • Погребение не должно совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.

ОТПЕВАНИЕ

  • На третий день по кончине (на практике, из-за различных обстоятельств, это может быть любой другой день) умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения. Это чинопоследование не совершается только в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.
  • Отпевание совершается ради умершего только один раз, в отличие от панихид (см. ссылку 6) и литий (см. ссылку 7) , которые могут совершаться многократно.
  • Отпевание не совершается при погребении некрещеных (т.е. тех, кто не принадлежит к Церкви), инославных (людей неправославной веры).
  • Церковь также не отпевает крещеных, но отрекшихся от веры. В этом случае родные и близкие сами должны молиться за них в домашних молитвах, подавать ради них милостыню, (Подробнее об этом в статье «Как сделать «банковский перевод» на тот свет, чтобы помочь душе близкого» ) каяться на исповеди, что не содействовали их обращению к вере.
  • Не отпевает Церковь и самоубийц, за исключением особых случаев (например, при невменяемости того, кто покончил с собой), но и то лишь по благословению правящего архиерея (см. ссылку 8) .
  • Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т.е. ногами на восток, головой к западу.
  • При совершении чина отпевания родные и близкие должны стоять у гроба с зажженными свечами и усиленно молиться вместе со священником о душе усопшего.
  • После возглашения «Вечной памяти» священник читает над усопшим разрешительную молитву. Этой молитвой прощаются бывшие на умершем клятвы и грехи, в которых он покаялся на исповеди (или забыл покаяться по забывчивости или неведению). Но те грехи, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не раскаивался на исповеди), разрешительной молитвой не прощаются. Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего.
  • После этого провожающие, потушив свечи, обходят гроб с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается.
  • С пением «Трисвятого)»* гроб выносят из храма лицом к выходу (ногами вперёд).
  • Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. После него родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землёй крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребён, то землёю с панихидного стола крестообразно посыпается его могила. (Если захоронение урны производится в колумбарий, то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина, но не кладут (не рассыпают) ее в ячейке колумбария).

Подробнее о вопросах,связанных с отпеванием, можно узнать в статье «Является ли отпевание «пропуском в рай?»»

ПОМИНКИ

  • После отпевания в церкви и предания тела земле на кладбище, родственники покойного устраивают поминальную трапезу – это, своего рода, христианская милостыня для собравшихся.
  • Такая трапеза может устраиваться на третий день по кончине (день похорон), девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего (тезоименитство, именины).
  • На поминальном столе категорически не должно быть спиртного. Употребление спиртного на поминках - вредит душам умерших людей. Это - отголосок языческих тризн.
  • Если поминки совершаются в постные дни (см. ссылку 9) , то и пища должна быть постной.
  • В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперёд) субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, и за проскомидией вынимаются частицы за усопших, а также совершаются панихиды.
  • Поминальные дни, выпадающие на Светлую седмицу (см. ссылку 10) и на понедельник второй пасхальной седмицы переносятся на Радоницу. (см. ссылку 11)
  • Важно в дни поминовения усопших и в течение 40 дней усиленно раздавать милостыню нищим и нуждающимся во имя души усопшего. Хорошо также раздавать вещи покойного нуждающимся. Но и после истечения 40 дней не стоит прекращать это богоугодное дело, которое очень помогает душе усопшего.

1. Полный текст этой молитвы : Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

2. «Последование по исходе души от тела» . Специальная молитва, которую обычно читают сразу после смерти, предназначена для такого исключительного случая. Последование имеет исключительный строй, отличный от панихиды.

Если смерть наступила в течение восьми дней от Пасхи до вторника Фоминой недели (Радоницы), то помимо «Последования по исходе души» читают Пасхальный канон. В Православной Церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения. Псалтирь читают и в дальнейшем в дни поминовения, а особо усиленно в первые 40 дней по кончине. Во время Пасхальной недели (восемь дней от Пасхи до Радоницы) в Церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона . Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить Пасхальным каноном. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь.

3. Последование по исходе души от тела могут читать не только священники, но и миряне. Для чтения мирянами существует .

4. Сорокоуст - ежедневное молитвенное поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. В храмах, где Богослужение совершается не ежедневно, усопшего поминают в течение 40 Божественных литургий.

5. Литурги́я (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») - главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Литургия – прообраз Тайной Вечери.

Совершается в крупных храмах ежедневно, в большинстве других – каждое воскресенье. Начало Литургии обычно в 7-10 часов утра, в храмах, где более одного престола, может совершаться также и ранняя литургия.

6. Панихида - заупокойное богослужение установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак то­го, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихи­ды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потух­нуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца. Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни. Это очень помогает душам усопших и утешает молящихся. В храмах панихиды служатся обычно в субботу после Литургии.

7. Лития (от греч. «усердная молитва») - в православном богослужении часть всенощного бдения. Ныне лития, помимо предпраздничных всенощных, совершается в случаях общественных бедствий или при воспоминаниях о них, обыкновенно вне храма, соединяясь с молебном, а иногда и с крестным ходом.

Особый род литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе его из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении о нем во всякое другое время в другом месте. Лития может читаться не только священниками, но и мирянами. Очень хорошо прочитывать литию и молиться при посещении кладбища.

8. Отпевание самоубийц проводится только по благословению (разрешению) правящего архиерея (епископа). Для того чтобы получить это благословение, необходимо после самоубийства срочно обратиться в епархиальное управление (в областном центре) с прошением разрешить отпевание (и церковное поминовение). Для этого надо предоставить в епархиальное управление необходимые документы (справки из психоневрологического диспансера, наркодиспансера, больницы, поликлиники и.т.п.) и свидетельства (психолога, психиатра, соседей, педагогов и.т.п.), которые могли бы объяснить свершившееся самоубийство невменяемостью, психическим заболеванием самоубийцы, аффектом во время совершения суицида и пр. смягчающими факторами. Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам (например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др. Но родственники знают, если самоубийца совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Ведь даже если епископ, введенный в заблуждение, даст разрешение, то Бога обмануть нельзя. Он точно знает, что было на сердце у самоубийцы и тех людей, которые вводили в заблуждение священноначалие. Гораздо лучше в этом случае не обманывать, а усиленно молиться, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, поститься, а также делать все, что может принести его душе утешение.

9. Постными днями являются дни постов, а также среды и пятницы. Пост - воздержание тела от пищи животного происхождения, а также и от перенасыщения и услаждения постной пищей (надо учитывать, что постные дни бывают разными по строгости поста. Информацию о строгости поста можно получить из Церковного календаря. Пост – это время воздержания души от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения. Пост есть средство борьбы со страстями и стяжание добродетелей.

10. Светлой Седмицей называются 7 дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, а также земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

11. Радоница - специально установленный Церковью день поминовения усопших, которое совершается на 9-й день после Пасхи, во вторник Фоминой недели, которая следует за Светлой седмицей. День установлен, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь. На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, где похоронены близкие, убираться на могилах (но не устраивать на кладбище трапезу) и молиться.

В подготовке настоящего материала были использованы следующие издания:

  1. «В путь всея земли. Отпевание, погребение и поминовение усопших», издание Сретенского монастыря г. Москвы.
  2. «Последний путь всея земли. Вопросы и ответы об обряде погребения», издание Данилова монастыря г.Москвы.
  3. «Православное поминовение усопших» под редакцией Мельникова В.Г.
  4. «Чем мы можем помочь умершим. Учение о посмертной судьбе. Православный обряд погребения. Молитвы об упокоении», издание общества