Классные часы для старшеклассников

План – конспект классного часа « Давайте познакомимся!»

Дата: 1.09.2015г.

Классный руководитель: Долдина Елена Леонидовна

Группа А-17, профессия автомеханик

Тема: «Давайте познакомимся!».

Цели:

    Познакомить студентов с однокурсниками и классным руководителем;

    Определить мотивации к учёбе;

    Адаптировать первокурсником к новому учебному заведению;

    Побольше узнать у студентов об их семье и семейных ценностях, о увлечениях подростков через анкетирование;

    Формирование положительного отношения к друг другу;

    Познакомить с учебным заведением, правилами поведения, провести экскурсию;

Оборудование (план подготовки к классному часу) :

    Компьютер;

    Телевизор;

Оформление класса:

    Воздушные шары

Ход классного часа:

Студенты заходят в кабинет и рассаживаются по местам

    Вступительное слово

Классный руководитель приветствует студентов, поздравляет их с новым учебным годом .

Есть в году различные праздники,

А сегодня праздник у нас:

В первый раз идут первокурсники

Это не школа, ждет профессия вас.

Дорогие студенты! Сегодня вся наша страна отмечает День знаний. Первое сентября, дата, которая ни кого не оставляет равнодушным. Для вас же - это особенный день, потому что сегодня вы впервые переступили порог профессионального обучения. Первый курс- это самая первая её ступенька, но постепенно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, вы станете профессионалами своего дела. Профессиональные знания, полученные в нашем учебном заведении, помогут вам стать мастером своего дела, стать умными, добрыми, уважаемыми людьми. Учеба в техникуме принесет много интересного и необычного в вашу жизнь: это и новые предметы, и новые педагоги, и новые проблемы, но я надеюсь, что все проблемы мы с вами преодолеем, так как будем решать их сообща, помогая друг другу. Попытаемся сделать так, чтобы всем в нашей группе было хорошо и комфортно, как в большой и дружной семье.

2. И гра «Мое имя». Сегодня у нас день знакомств. А чтобы нам лучше узнать друг друга, давайте поиграем в игру «Моё имя». Послушайте условия игры. Тот, чье имя высвечивается на телевизоре, встаёт, называет свое имя и прибавляет к нему прилагательное, которое отражает положительные черты его характера. Прилагательное должно начинаться с первой буквы имени: Саша - способный, Михаил – музыкальный, Влад – вежливый…

3. Пресс – конференция классного руководителя. А теперь разрешите представиться, я ваш классный руководитель: Елена Леонидовна, и я объявляю свою пресс – конференцию. В роли журналистов будете выступать вы, дорогие ребята. Вы можете мне задать любые, интересующие вас вопросы.

4. Заполнение анкеты первокурсника. благодарю вас за интересные вопросы. Мне тоже хочется немного больше узнать о таинственном группе автомехаников. Сегодня у нас с вами не просто День знаний, а День рождения нашего нового коллектива. Я попрошу вас заполнить анкету. 9приложение)

5.Какие интересы в нашей группе . На доске листы бумаг с различными увлечениями. Студенты должны написать свое имя в том листе, какие интересы они предпочитают.

Встаньте кто занимается баскетболом,

Кто занимается волейболом,

Гирями,

Легкой атлетикой,

Лыжами,

Вокалом, творчеством,

Интересуется техникой,

Играет на инструменте,

Самбо.

Участие в предметных олимпиадах

А теперь посмотрим, кто из вас самый внимательный

6. Игра «Как их зовут?» рефлексия

Игра на знакомство и сплочение. У каждого игрока есть карточка с его именем. Все участники делятся на две команды.

В игру вступает первая команда. Все ее участники представляются, немного рассказывают о себе. После этого все карточки с именами участников первой команды отдаются их соперникам – второй команде. Те, сплоченно, принимают решение и раздают карточки игрокам первой команды, называя их имя и фамилию. За каждый правильный ответ команда получает баллы. Затем наступает очередь представляться второй команде.

Вывод: Наш первый классный час закончен. Что вы узнали во время нашего общения? (ответ студентов).

Студенты отправляются на экскурсию по учебному заведению

Тема: «Как использовать свои права» (ситуативная беседа-диалог)

«Законы обязательны лишь тогда, когда они согласуются со справедливостью, тем самым — с вечным законом».

Лев XIII

Цель:

Воспитание правовой грамотности учащихся УНПО, духовно-нравственных качеств личности и гражданской позиции подростков.

Ход классного часа.

Ситуация № 1: «Нужно ли бороться за свои права?»

Вы имеете общее представление о таком понятии, как «право», о своих правах и обязанностях, знаете, какие правоохранительные органы действуют в России и чем конкретно они занимаются.

Отстаивать свои права непросто в любом государстве. Россия в этом смысле не является исключением. Изменения во всех сферах жизни нашего общества происходят крайне медленно. Это касается и правоохранительных органов. Как вы уже знаете, Россия — еще молодое демократическое государство, и граждане не имеют достаточного опыта народовластия.

Хорошо отработанный государством механизм принуждения и насилия над личностью нельзя остановить в одночасье. Можно провозгласить демократические принципы, разделить власти на законодательную, исполнительную и судебную, объявить о том, что интересы личности стали выше интересов государства. Однако провозгласить — еще не значит реализовать на практике, воплотить в жизнь. Это процесс не одного дня, года и даже десятилетия.

Вы на практике обязательно столкнетесь иногда с нежеланием и неспособностью государственных органов выполнять свои прямые обязанности.

Будьте готовы к тому, что в государственных органах не будут приниматься ваши заявления, а жалобы не будут рассматриваться или по ним не будут приниматься необходимые меры.

Но сдаться — это самый короткий и простой путь. Проявить настойчивость и упорство, напрячь силы при встрече с препятствием гораздо труднее. Другого выбора у вас нет.

Нас учат в школе, в УНПО и дома необходимости быть честными, законопослушными, верными в дружбе и любви, проявлять уважение к другим гражданам. Но в жизни мы порой убеждаемся, что многие живут совсем по другим моральным принципам. Можно обманывать и жульничать, не платить налоги и брать взятки, разворовывать государственные деньги и принимать постановления, которые направлены не на общее благо, а отражают интересы каких-то групп людей. Перед вами стоит выбор, как жить дальше. Либо отстаивать свои законные интересы всеми незапрещенными методами, либо забыть слова «порядок», «справедливость», «закон». В этом случае мы будем жить по тем законам, по которым жили наши далекие предки, — прав тот, кто сильнее.

Выбор за вами. И прежде чем его сделать, подумайте, в каком обществе будут жить ваши дети и внуки.

Задание. Подумайте и выскажите свое мнение.

1. Как вы думаете, надо ли бороться за свои права?

2. Что станет с обществом, если граждане не будут отстаивать свои права?

3. Может ли наше государство стать по-настоящему демократическим?

4. Можно ли в принципе построить правовое государство?

5. Что бы вы предприняли в целях еще большей защиты интересов граждан?

6. Приведите примеры или ситуации, в которых за свои права надо было бороться.

Ситуация № 2. «Могут ли подростки юридически правильно использовать свои права на свободный доступ к информационному пространству?»

Проанализируйте нижеприведенную информацию и выскажите свое мнение: с чем вы согласны, а что вызывает у вас сомнение.

Проблемами молодежи заинтересовалось Творческое объединение ЮНПРЕСС (г. Москва). Оно совместно с детским фондом ООН ЮНИСЕФ провело в 1998 году социологическое исследование «Подросток в информационном мире», целью которого ставилось выявление каналов и форм передачи подросткам разных возрастных групп, проживающим в различных регионах России, информации о здоровом образе жизни и правах ребенка.

Анализ результатов исследования в той его части, которая ставила задачу определить значимость для подростков информации о правах молодежи, наркотиках, сексе, СПИДе и оценить эффективность каналов коммуникации, обеспечивающих подростков соответствующими сведениями, позволил сделать следующие выводы:

— информация о правах детей, здоровом образе жизни не воспринимается большинством подростков как важная и актуальная; родители, учителя, журналисты не смогли убедить большинство подростков в необходимости заботиться о здоровье; многие взрослые не владеют соответствующей информацией в необходимом объеме; подавляющее большинство не умеет разговаривать с Детьми и подростками на деликатные темы;

— поскольку принятые в информационно-коммуникационной среде подходы к подаче информации не оказывают влияния на поведение подростков и их отношение к себе, необходимо искать новые средства и формы представления в средствах массовой коммуникации тем, касающихся здоровья молодежи, охраны и защиты прав детей и подростков;

— нужно широко использовать, особенно говоря о наркотиках, не только публицистические, но и привлекательные для подростков художественные формы подачи материала;

— следует научиться вводить информацию о здоровом образе жизни непосредственно в среду подростков.

Результаты исследования также показали:

— роль детских и юношеских средств массовой информации в предоставлении информации по острым социальным темам пока незначительна;

— для средств массовой информации задача предоставления аудитории достоверной, полной, качественной информации, в том числе и по наиболее острым и сложным социальным проблемам, зачастую становится вторичной. Процессы их развития и функционирования носят стихийный характер: журналисты, ведущие теле- и радиопрограмм, редакторы и режиссеры не отдают себе отчета в том, какую информацию и на какую аудиторию они посылают; не владеют данными о том, какая информация и с каким результатом прошла к получателю; как была понята и как повлияла на установки и.мировосприятие, в частности детей и подростков.

Информация для размышления.

Из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

Статья 65. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме.

1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать или быть избранным, либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, инициативы проведения референдума, а также участвующие в подделке данных подписей, либо препятствующие голосованию на избирательных участках, участках референдума, либо принуждающие избирателей, участников референдума голосовать вопреки их собственному выбору, либо нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами, Из приказа Минобразования РФ № 2833 от 1 июля 2003 г. «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ»:

«...никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч, 2 ст. 13,ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 30 Конституции Российской Федерации), никто не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (п. 5 ст. 3, ст. 4465; ст. 1430; ст. 1093; ст. 3029 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»), запрещается вовлечение детей (ч. 3 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966; ч. 4 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966) в религиозные объединения и обучение их религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (п. 5 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»), а также в целях создания благоприятных условий для реализации прав граждан на свободу совести, в соответствии с принципами государственной политики в области образования, в соответствии с п. 4 ст. 5 и п. 3 ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», приказываю:

1.1. Обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и по просьбе их родителей (законных представителей). Просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения.

1.2. Предоставление религиозным организациям возможности обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях осуществляется по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления».

Мини-итоги. Классный руководитель (куратор учебной группы) внимательно выслушивает мнения учащихся. В ходе дискуссии могут возникнуть различные точки зрения, важно дать возможность высказаться каждому желающему

Искусство классного руководителя — подвести учащихся к правильному моральному, юридическому и этическому обоснованию своих взглядов.

Талант есть у всех людей, только не всегда человек знает какой именно. Классный час для старшеклассников помогает расширить представления учащихся о своих способностях, талантах с опорой на личный опыт, осознание перспектив их развития.
Многолетние экспериментальные исследования в педагогике выявили у любого здорового человека наличие задатков каких-либо талантов от рождения. В дальнейшем, в процессе воспитания и обучения, человек может развивать свои таланты до различных уровней.
Чтобы найти свою формулу успеха, нужно учиться, искать себя в разных сферах деятельности.

Целевая аудитория: для 11 класса

В рамках празднования 80-летия со дня рождения русского писателя В.Г. Распутина в марте, в школах города Иркутска проводился Всероссийский урок, посвященный литературному наследию российского драматурга, публициста и общественного деятеля Валентина Григорьевича Распутина.

Данную презентацию я приготовила к классному мероприятию для учащихся 6 класса, посвященную жизни и творчеству писателя.

Валентин Григорьевич один из немногих русских писателей, для которых Россия - не просто географическое место, а Родина в самом высоком смысле этого слова. Произведения Валентина Распутина нужно читать и смотреть подрастающему поколению т.к. они учат людей ценить родину, заботиться о старших, сохранять природу, семейные традиции и обычаи.

Целевая аудитория: для 6 класса

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни сверстников в годы войны.
Задачи:
. Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
. Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Классный час предназначен для учащихся 3-4 классов. Разработка содержит сценарий и презентацию, посвященного знакомству с многообразием профессий.

Цель классного часа: расширять представление детей о многообразии мира профессий.

Целевая аудитория: для 4 класса

Материал рассказывает об истории Масленицы и версиях происхождения блинов, о масленичных забавах и традициях.

В Масленую неделю не скупились на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной» и «разорительницей».

На Масленой неделе по православному обычаю мясного уже не едят, а молочные продукты должны подкрепить народ перед долгим постом — вот и пекут блины масленые.

Целевая аудитория: для 5 класса

Презентация разработана для внеклассной работы. В ней кратко представлены основные вехи биографии Г.К.Жукова. Материал оформлен в доступной форме. Данная презентация может быть использована на часах общения с 1 по 11 класс. Переход от слайда к слайду по щелчку.

Цель классного часа.
Формировать представления о героических страницах нашей Родины.
Воспитывать уважение Вооруженным Силам Российской Федерации, народу, России, героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа.
Презентация состоит из 22 слайдов. Слайды меняются по времени. Презентацию сопровождает марш Преображенского лейб-гвардии полка.

Целевая аудитория: для 8 класса

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается классный час, который направлен на ознакомление с азами предпринимательской деятельности.

Цель - стимулирование интереса учащихся к профессии предприниматель и вопросам бизнеса. Данный ресурс содержит презентации, необходимые для проведения классного часа, сценарий, раздаточный материал.

В классный час включена игра "Открываем свою фирму", тестирование "Способен ли ты стать предпринимателем?", экономические загадки-добавлялки, что способствует повышению интереса к данной профессии.

Данный ресурс можно использовать в рамках Недели Предпринимательства, которую Минобрнауки рекомендует провести в 2016-2017 уч. году

Целевая аудитория: для классного руководителя

Игра-викторина "Легенды о цветах" предназначена для воспитателей летнего пришкольного лагеря, группы продленного дня и родителей, а также может быть использована во внеклассной работе при проведении тематических классных часов и мероприятий «Цветы - живая красота земли».

Ресурс представляет собой презентацию, созданную с использованием технологического приема "Пазлы" в программе Microsoft Office 2007.

Цели и задачи: знакомство с преданиями и легендами; формирование интереса к традициям и обычаям, историческому прошлому родного края; развитие наблюдательности, внимания; воспитание любви к природе.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Тема: «Умеешь ли ты общаться?» (ситуативный практикум по культуре общения)

Цели:

Развитие культуры общения, коммуникативных навыков учащихся.

Воспитание этических норм бесконфликтного общения с младшими, с ровесниками и со взрослыми.

Оборудование. Если есть возможность, то подготовить на каждого учащегося тексты извлечений из книг и текста «Конфликт без насилия», листы, бумаги и ручки.

Ход классного часа.

Ситуация 1. «Умеешь ли ты управлять конфликтом?»

Правила, которых следует придерживаться в разговоре (из книги В.В. Любимцева «Знаешь ли ты?»):

— необходимо вести разговор вежливо и ровным голосом;

— должно быть желание разговаривать;

— следует смотреть в глаза собеседнику;

— не надо перебивать или прерывать собеседника;

— не следует излишне увлекаться жестикуляцией;

— не следует излишне усложнять свою речь, используя иностранные слова или научные термины;

— старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормотать и не глотать окончаний слов;

— интонация не должна быть оскорбительной или обидной для человека.

1. Надо знать, как развивается конфликт:

— возникновение разногласий; возрастание напряженности в отношениях;

— осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников;

— собственно конфликтное взаимодействие, использование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;

— исход (разрешение) конфликта. Разрешением конфликта является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нормальных отношений между людьми.

2. Выяснение скрытых и явных причин конфликта, определение, что действительно является предметом разногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются четко сформулировать главную причину конфликта.

4. Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Наша позиция — это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши интересы — это то, что побудило нас принять данное решение. Интересы — это наши желания и заботы. Именно в них — ключ к решению проблемы.

5. Делайте разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами. Поставьте себя на место оппонента. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.

6. Справедливо и непредвзято относитесь к инициатору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и неудобство.

7. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.

8. Придерживайтесь правила эмоциональной выдержки. Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учитывайте состояние и индивидуальные особенности участников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические. При обсуждении конфликта важно избежать следующих серьезных ошибок:

— партнер выдвигает в качестве ошибки другого собственный промах;

— поведение партнера диктуется исключительно тактическими соображениями;

— партнер укрывается за «производственной необходимостью»;

— партнер настаивает на признании его власти;

— используются самые уязвимые места партнера;

— припоминаются старые обиды;

— в конце концов выявляются победитель и побежденный.

Возможные и другие ошибки, допускаемые собеседниками:

— отключение внимания: отвлечь внимание может все, что действует необычно или раздражает. Например, наружность говорящего, его голос или произношение;

— высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего;

— антипатия к чужим мыслям. Мы больше ценим свои мысли, для нас приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставить себя следить за тем, что говорит другой;

— избирательность внимания. С детских лет мы привыкли слушать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. В порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что представляет интерес сейчас. Эта привычка переключаться затрудняет фиксирование внимания на чем-то одном;

— потребность реплики. Слова другого могут вызвать у нас потребность ответить. Если это происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Мысли заняты формулированием «разгромных» аргументов и комментариев.

Задание 1. Со всеми ли «правилами» ты согласен?

Задание 2. Приходилось ли тебе в какой-либо жизненной ситуации применять некоторые из приведенных в тексте «правил»?

Ситуация 2. «Что такое такт?»

(Из книги В. В. Любимцева «Знаешь ли ты?»)

Под тактом прежде всего понимается чувство меры, умение ориентироваться в тех или иных обстоятельствах. Как поступить в данный момент? Что следует сказать, а о чем лучше промолчать? Остаться в комнате или выйти? Сделать вид, что не заметил неудачной реплики или обратить ее в шутку?

Такт — это чуткость, скромность в поведении, результат воспитания, в основе его — уважение к окружающим, уважение чужого мнения, бережность в отношении к близким, друзьям, коллегам.

— своим поведением обращать на себя внимание в некоторых общественных местах (в музее, театре, библиотеке и т. п.);

— говорить в публичном месте о личных делах своих или близких (друзей, родственников и др.);

— навязывать свои вкусы и представления.

Задание . Дополните своими предложениями понятие:

«бестактным считается...».

Ситуация 3. «Как заставить человека принять вашу точку зрения?»

— Убеждать человека в чем-либо не значит спорить с ним: единственный способ победить в споре — это избегать его. Недоразумения нельзя устранить спором, их можно устранить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего желания понять точку зрения другого.

— Уважайте мнение других людей, никогда не говорите человеку резко, что он не прав, особенно при людях. В таких условиях человеку трудно согласиться с вами.

— Если человек высказывает какую-то мысль, а вы уверены в ее ошибочности, лучше обратиться к нему со словами: «Я могу ошибаться. Давайте разберемся в фактах». Это заставит собеседника быть столь же справедливым, заставит его признать, что он также может ошибаться.

— Если вы не правы, признавайте это быстро и решительно. Гораздо лете самому признать свои ошибки или недостатки, чем выслушивать осуждение со стороны другого человека. Если вы знаете, что другой человек думает или хочет сказать о вас что-то отрицательное, скажите это сами раньше, этим вы его обезоружите.

— Не начинайте важных разговоров с требованиями сказать «да» или «нет». Если человек сказал «нет», его принципы требуют оставаться до конца последовательным. Он может позднее почувствовать, что «нет» было неверным, ко вы сами отрезали ему пути к отступлению. Поэтому очень важно повести разговор так, чтобы собеседнику не было необходимости и возможности сказать «нет».

— Если хотите убедить людей в чем-либо, старайтесь смотреть на вещи глазами этих людей. Вы сэкономите много времени и сохраните свои нервы.

Задание 1 . Согласны ли вы с приведенными правилами?

Задание 2 . По вашему мнению, эти правила всегда «срабатывают»?

Ситуация 4. «Помогут ли вам приведенные рекомендации по ускорению процесса разрешения конфликта?»

— Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов,

— Стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.

— Стороны должны демонстрировать взаимное уважение.

— Участники переговоров должны стремиться превратить скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного, равноправного обмена мнениями.

— Все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Особое значение имеет заключительная, послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба.

Задание . Согласны ли вы с данными рекомендациями?

Ситуация 5. «Как надо приветствовать встретившегося знакомого человека?»

Задание:

1. Какие способы приветствия вы знаете?

2. Отличаются ли приветствие в среде молодежи от приветствия взрослых?

3. Вы выбираете данный способ приветствия со знакомыми только по возрастным признакам или по личностным качествам этого человека?

4. Примите к сведению приведенную ниже информацию.

«Почему люди здороваются за руку?»

(Из книги В.И. Малова «Загадки и тайны»)

Существуют и многие другие способы приветствовать друг друга. В кинофильмах вы, вероятно, видели, как придворные отвешивают поклоны, благовоспитанные девицы и дамы делают реверансы, а джентльмены приподнимают при встрече шляпу.

Известны и более экзотические формы приветствия: у некоторых народов, например, при встрече было принято... тереться носами или даже исполнять особый танец. Однако одно только рукопожатие пережило все времена и получило широкое распространение. Случилось так потому, что это самый миролюбивый, самый дружеский жест, понятный каждому.

Протягивая открытую ладонь, человек как бы показывал другому, что у него нет оружия, что намерения его чисты. И если эти намерения не отвергались, следовал точно такой же ответный жест. А обмениваясь рукопожатием, люди убеждались в том, что в руке другого действительно не спрятано оружие. Поэтому и принято снимать перед рукопожатием перчатку — ладонь должна быть открытой.

От очень древних времен дошло до нас и стойкое предубеждение: нельзя здороваться за руку через порог. Смысл же его таков — у себя дома человек надежно защищен стенами, а за порогом таятся опасности, неизвестность. Так что если кто-то приходит в дом, пусть сначала войдет внутрь, на свет, где можно хорошо рассмотреть пришедшего и вовремя распознать угрозу, если она есть. А если нет — обменяться крепким рукопожатием.

Ситуация 6. «Поможет ли тебе при общении тест?»

Тест «Конфликт без насилия»

Выберите, на ваш взгляд, правильные ответы.

1. Являются ли постоянные споры с друзьями проявлением свободы вашего выбора?

A. да, являются;

Б. нет, не являются;

B. все зависит от культуры человека, страны, где он живет, и законодательства.

2. Дети имеют право свободно делать свой выбор:

А. во всех сферах жизни и деятельности;

Б. только в среде своих друзей;

В. только в семье.

3. Почему человек должен следовать общепринятым правилам?

A. потому что так принято в обществе;

Б. потому что это совпадает с его желаниями;

B. потому что так получается.

4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:

A. ссорятся;

Б. отстаивают свои позиции;

B. вырабатывают правила.

5. Почему человек не соблюдает правил?

A. жить по правилам неинтересно;

Б. он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры;

B. считает, что соблюдение правил — это проявление слабости.

6. Каковы причины конфликтов?

8. К какому понятию относится определение «состояние взаимной вражды, серьезная размолвка»:

A. конфликт;

B. противоречие.

По мнению психологов и педагогов, правильными ответами являются: 1.б; 2.а; З.а; 4.в; 5.в; 6.а, в, е; 7.б; 8.б.

Шуточная ситуация 7. «Поможет ли тебе при общении юмор?»

Тест «Можешь ли ты красиво выступить у доски?»

Учеба — не такое уж интересное занятие. Но в твоих силах сделать так, чтобы каждый твой выход к доске стал запоминающимся событием и для тебя, и для твоих однокурсников, и для преподавателя (а ведь у ваших педагогов еще меньше возможностей для развлечений, чем у вас).

Не ограничивайся просто ответом на вопрос (хотя некоторые и это сделать не могут), а дополни свое выступление у доски... Как? Ну, как умеешь.

Мысленно или на бумаге поставь себе 2 очка за оптимистический ответ, 1 очко — положительный ответ, 0 очков — за отрицательный ответ на следующие вопросы:

1. Знаешь ли ты смешные анекдоты?

Много знаю!

Знаю, но в аудитории такие рассказывать нельзя.

Не знаю, я отличник.

2. Знаешь ли ты наизусть хоть одну песню?

Да, много знаю!

Знаю, но слова все время путаю.

Пытался выучить, но пока не смог.

3. Умеешь ли ты танцевать какие-нибудь экзотические танцы, например, брейк, мазурку, вприсядку, маленьких лебедей, танец племени людоедов мамбу-хрямбу?

Нет, пока не умею.

Умею только детсадовские танцы.

4. Умеешь ли ты стоять на голове?

Могу и на голове, и на других частях тела.

Могу, но только на чужой голове.

Я и на ногах-то пока с трудом стою.

5. Можешь ли ты кончиком языка достать до носа?

В два счета!

Только до чужого носа.

Пока нет, но уже начал тренировки.

6. Можешь ли ты показать какой-нибудь фокус?

Запросто!

Могу «распилить» преподавателя (номер исполняется только один раз).

Не знаю, не пробовал.

Подведем итоги. Если ты набрал(а):

— 10—12 очков. Ты веселый молодой человек (девушка)! Юмор помогает тебе не только в учебе, но и в общении.

— 6—9 очков. Ты можешь порадовать своих однокурсников и не упускай этого шанса!

— 1—5 очков. Неужели ты такой скучный человек? Как же тогда с тобой общаются твои однокурсники? Выучи наизусть хотя бы один из студенческих анекдотов и в удобное время расскажи его товарищам. Может, это поможет...

Мини-итоги . Классный руководитель (куратор учебной группы) подводит итоги всех рассуждений учащихся.

Сегодня одной из наиболее важных форм организации воспитательной работы с учащимися считается классный час. Проводится он раз в неделю, в определенный день и время. Во время занятия педагог проводит беседы с учащимися, воспитывает их, расширяет кругозор, определяет задачи и цели классного коллектива.

Основные сведения

Классный час - это между учителем и учениками. На сегодняшний день он проводится в каждой школе. Занятие внесено в учебное расписание и проводится, как говорилось выше, раз в неделю. Длительность его составляет 40 - 45 минут.

В целом, такая политика не совсем верна. может занимать и меньшее количество времени, так как главная его задача - выполнить поставленные учителем задачи. Проводить занятие можно как в классной комнате, так и в актовом зале, библиотеке, музее, даже на улице.

Основные цели и задачи

Классный час в школе преследует несколько целей.

В первую очередь, это просветительская , которая заключается в расширении круга знаний учеников в различных сферах жизни.

Далее следует направляющая . Она воздействует на практическую сторону жизни школьников, их поведение и отношение к жизни. Реализуется с помощью разговора о той или иной жизненной ситуации, подкрепленного примерами.

Последняя цель - ориентирующая . С ее помощью формируется определенное отношения к объектам окружающей действительности, духовные и материальные ценности.

К основным классного часа относится:

Создание условия для проявления индивидуальности учащихся;

Обогащение их знаний об окружающем мире;

Формирование эмоционально-чувственной сферы;

Формирование классного коллектива.

Формы проведения

Классный час - это занятие, которое можно проводить не только в форме лекции, но и:

Конкурса;

Викторины;

Встречи;

Экскурсии.

Подготовка к занятию

Приступая к подготовке классного часа, необходимо определиться с темой занятия. Сделать это можно заранее, проведя беседу с учениками или анкетирование. При выборе темы классного часа нужно выявить возрастные особенности ученика, их интересы.

Прежде чем писать сценарий классного часа, необходимо сесть и задать себе несколько ключевых вопросов:

1. Как настроить детей на участие в классном часе?

2. Как и когда провести подготовительно работу?

3. В каких заданиях дети смогут проявить себя наиболее полно?

4. Кто из учащихся сможет помочь в проведении классного часа?

5. Как правильно подвести итоги занятия?

Ответы на эти вопросы следует записать на бумагу и периодически возвращаться к ним по мере написания конспекта занятия.

После этого необходимо приступать к составлению сценария и проведению подготовительной работы. В некоторых ситуациях можно использовать уже готовые разработки классных часов, взятые из специализированных журналов для педагогов, различных интернет-ресурсов. Но при этом важно помнить, что большинство из них требуют внесения правок. Так, те или иные задания могут показаться детям слишком сложными или не заинтересовать их. Следует заменить такие задания на более легкие или интересные.

В целом подготовка состоит из следующих моментов:

  1. Определение темы и задач.
  2. Определение места и времени проведения.
  3. Определение ключевых моментов.
  4. Подготовка плана и сценария.
  5. Подбор материала.
  6. Оформления помещения.
  7. Определение участников классного часа.

После проведения занятия необходимо обязательно выполнить его анализ.

Структура занятия

При подготовке занятия необходимо учитывать, что классный час имеет свою структуру. В целом, она такая же, как и структура любого урока:

  1. Вступление, основная задача которого - активизация внимания учеников, обозначение проблемы.
  2. Основная часть, содержание которой определяется задачами классного часа.
  3. Заключительная часть, которая стимулирует потребности учеников в самовоспитании.

Час общения

Одно из форм, в которой может быть проведен классный час - это час общения. Он определяется как совместный творческий процесс ребенка и взрослого. Дети принимают участие в организации часа общения наравне со взрослыми, вместе с педагогом определяют тему и круг интересов.

Час общения имеет одно важное правило - создать благоприятную обстановку, в которой каждый из учащих может без опаски высказать свое мнение.

К основным формам часа общения относятся:

Дискуссия;

Сюжетно-ролевая игра;

Устный журнал;

Социально-культурный проект.

Информационный классный час

Классные часы в классе могут также проводиться и в форме защиты и реализации информационных проектов, политминуток.

Главная цель такого занятия - формирование понимания собственной важности, необходимости участия в общественно-политической жизни страны и мира в целом. В ходе информационного классного часа дети учатся разбираться в сложных современных проблемах, правильно реагировать на происходящее вокруг них.

Основные формы работы на таких уроках:

Газетные сообщения;

Пересказ события с помощью цитат;

Работа со словарем;

Работа с политической картой;

Комментирование информации;

Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Тематика

Несколько слов о том, какой может быть тематика классных часов. Занятия могут быть посвящены:

  1. Морально-этическим проблемам.
  2. Вопросам в сфере науки.
  3. Эстетическим проблемам
  4. Вопросам государства и права.
  5. Психологическим вопросам.
  6. Осоенностям физиологии и гигиены.
  7. Вопросам здорового образа жизни.
  8. Экологическим проблемам.
  9. Общешкольным проблемам.

В рамках той или иной тематики можно провести целый ряд классных часов, объединенных одной целью и имеющих схожие задачи.

Примерные темы

Исходя из интересов учеников и их возраста, тематика классных часов может быть следующая:

Для учеников 5 класса:

  1. "Каким я вижу себя через... лет?"
  2. "Какой я?"
  3. "Книги вокруг нас".
  4. "Что я могу?"

Для учеников 6 класса:

  1. "Мое хобби".
  2. "Я в школе и дома".
  3. "Собственное мнение. Важно ли оно?"
  4. "Мои сильные и слабые стороны".
  5. "Учимся слушать и слышать".

В 7 классе можно проводить воспитательные часы на следующие тематики:

  1. "Хочу и могу".
  2. "Учимся управлять собой".
  3. "Внимание и внимательность".
  4. "Скажи мне, кто твой друг".

В 8 классе можно проводить классные часы на темы:

  1. "Что такое гениальность и талант?"
  2. "Тренируем память".
  3. "Ответственность и безопасность".
  4. "Страна моей мечты".

Учеников 9 класса заинтересуют беседы:

  1. "Человек и творчество".
  2. "Мои права".
  3. "Моя будущая профессия".
  4. "Красота в нашей жизни".

Для 10 класса целесообразно подготовить такие классные часы:

  1. "Я и мое окружение".
  2. "Взрослость - что это?"
  3. "Недостатки человека: причины и последствия".
  4. "Учимся владеть собой".

В 11 классе можно провести часы на тему:

  1. "Будет ли помнить обо мне школа?"
  2. "Мой профессиональный выбор".
  3. "Мое предназначение".
  4. "Юмор в жизни человека".

В зимний период можно провести классный час «Профилактика гриппа», а также «Профилактика травм», «Правила поведения на льду», «Как вести себя в зимнее время», «Праздники без нарушений» и прочие.

Интересный ход, который может сделать педагог для определения тематики занятий, - озвучить в начале года или семестра планы классных часов и дать возможность детям самостоятельно предложить те или иные темы, дополнив существующий план, предложить участвовать в их подготовке.

Не забывайте проводить игры КВН, в ходе которых ученики смогут проверить свои знания и умения. Форму проведения также стоит изредка менять. К примеру, сегодня была лекция, значит, в следующий раз это может быть экскурсия или беседа.

Для более эффективного проведения классного часа необходимо придерживаться следующих советов:

1. Комната, в которой проводится занятие, должна быть убрана и проветрена.

2. Желательно украсить кабинет с помощью цветов. Можно использовать как настоящие, так и искусственные.

3. Тему классного часа необходимо записать на доске. Уместно будет также использование афоризма.

4. Не забывайте о мультимедийных проекторах и презентациях, они существенно повысят интерес учеников к материалу.

5. При анкетировании, тестах используйте бланки. Не забывайте о наглядных материалах - брошюрах, буклетах.

6. Особое внимание уделите подготовке к занятию, если это классный час в начальной школе. Особенности развития и восприятия детей таковы, что воспитательные часы лучше всего проводить в виде игры, путешествия. Так вы сможете куда быстрее заинтересовать учеников, привлечь их внимание.

7. Не забывайте о комфорте учеников. Позвольте им сесть так, как им нравится. Можно также расставить парты по кругу, сдвинуть две парты в одну, если предполагается групповая работа.

8. Не бойтесь приглашать на классный час специалистов - врачей, психологов, историков, библиотекарей. Конечно, если они разбираются в теме вашего классного часа лучше вас и могут рассказать много полезной информации.

Выводы

Классный час - это одна из важнейших форм организации воспитательного процесса. Проводится он раз в неделю. В ходе занятия учитель повышает культурный уровень учеников, формирует их жизненные установки и ценности, организовывает коллектив. Форма проведения может быть любой, в зависимости от темы занятия и поставленных учителем целей.