Сущность и признаки коррупции. Коррупция: причины возникновения, влияния и методы борьбы. Исторические предпосылки возникновения коррупции. История развития борьбы с коррупцией

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, № 1, с. 137-142

КОРРУПЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ © 2018 г. И.Д. Фиалковская

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

[email protected]

Поступила в редакцию 01.11.2017

Представлена характеристика коррупции, проанализированы подходы к определению коррупции, представлены ее признаки и классификация.

Ключевые слова: государственное управление, государственная служба, коррупция, противодействие коррупции, определение коррупции, признаки коррупции, виды коррупции.

Коррупция (лат. corruption - подкуп) определяется как преступная деятельность, которая заключается в использовании должностными лицами властных полномочий для личного обогащения.

Определение corrumpire в римском праве понималось как «разрушать, ломать, подкупать» и являлось противоправным действием в отношении должностных лиц. Данный термин означал сговор нескольких участников, целью которых было неправомерное влияние, например, на судебный процесс и слом нормального хода управления общественными делами .

Термин «коррупция» используется для характеристики прямого использования должностным лицом своего служебного положения, сопровождающегося, как правило, нарушением законности . С.И. Ожегов определяет этот термин как «подкуп взятками, продажность должностных лиц и политических деятелей» .

В.В. Лунеев рассматривает коррупцию как «социально-правовое или криминологическое явление, охватывающее совокупность

общественно опасных деяний, как криминализированных, так и (по различным причинам) не криминализированных в нашей стране, но признанных преступными в мировой практике» .

П.А. Чебоксаров определяет коррупцию как «совокупность негативных явлений,

происходящих в обществе и государстве. Она выражается прежде всего в пренебрежении отдельными должностными лицами

моральными нормами и в совершении ими деяний из корыстной или личной заинтересованности, направленных против государственной власти, интересов

государственной службы и службы в органах местного самоуправления» .

А.В. Кузьмин представляет два понимания коррупции:

Широкое понимание, которое включает в себя как подкуп во всех отраслях власти и управления (государственных, муниципальных, частных), так и должностные преступления, совершенные из корыстных побуждений;

Узкое понимание коррупции - это подкуп во всех его разновидностях плюс (с определенной долей условности) провокация такового.

Оба вида коррупции беспощадно разрушают правовые основы общества и государственную власть .

При определенных различиях во взглядах на само понятие коррупции, высказываемых рядом отечественных и зарубежных исследователей, большинство авторов соотносят с коррупцией злоупотребление государственной властью, использование служебного положения в корыстных, иных личных или групповых целях .

О борьбе с преступностью, и особенно с коррупцией, пишется и говорится много и достаточно давно. Исследованию этой проблемы и выработке понимания, разработке путей борьбы с коррупцией посвятили свои труды и высказывания многие ученые и политики.

Совершенствование законодательства и правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции возможно при условии выяснения определенных социальных явлений, на которых основана коррупция. Нельзя не согласиться с мнением профессора Г.А. Сатарова о том, что «коррупцию нельзя искоренить до конца, поскольку она индикатор здоровья общества» , т.е. коррупция связана как с несовершенством современного общества, так и с рядом иных обстоятельств.

Г. Мюрдаль говорил: «...из-за плохих законов мы стали народом ловкачей» . По этому поводу некоторые специалисты считают, что действующие законы здесь ни при

чем и коррупция является отражением вечного несовершенства человеческой природы. Другие называют главной причиной коррупции бюрократизацию жизни, рост числа чиновников, усиление роли государства и др. .

Кроме того, коррупция обусловлена и тем, что формальные отношения государства с негосударственными структурами,

закрепленные в законах, не обеспечивают достойного функционирования системы государственного управления и дополняются неформальными отношениями. Одним из видов таких неформальных отношений и является коррупция. В этом смысле интересно мнение профессора Д. Шэклтона, который считал, что «пока государство в той или иной форме регулирует жизнь общества, оно вынуждено мириться с определенным уровнем коррупции» . Там, где нет государственной власти, нет и коррупции.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года содержит определение понятий «коррупция» и «противодействие коррупции». Коррупция -злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных

имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции (профилактики коррупции), уголовному преследованию лиц, совершивших

коррупционные преступления (борьба с коррупцией), и минимизации и (или) ликвидации их последствий.

Что же понимает международное сообщество под коррупцией? Полной ясности и правовой точности здесь нет. Справочный документ ООН о международной борьбе с коррупцией указывает: «Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях» . Из этого

определения видно, что коррупция включает в себя дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга, покровительство на основе личных связей и незаконное присвоение публичных средств для частного использования . Это же подтверждается и рабочим определением междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы: коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, ведущее к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, и имеющее целью получение любых незаконных выгод для себя и других. Такая же позиция установлена и в Руководстве секретариата ООН на основе опыта разных стран. Оно включает и понятие коррупции: 1) хищение и присвоение должностными лицами государственной собственности, 2)

злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса, 3) конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью .

Без понимания социальной сущности коррупции трудно решить важные проблемы по ее предупреждению и пресечению в системе государственной службы. Коррупция является специфической социальной структурой с наличием определенных устойчивых принципов при взаимоотношении людей. По мнению А.В. Дахина, особенность различных структур коррупции состоит в том, что они развиваются в сфере функциональных отношений должностных лиц, замещают их собой, являются альтернативой законным действиям этих лиц .

В научной литературе представлены следующие социальные признаки коррупции с точки зрения субъекта коррупции: отклонение поведения по отношению к интересам большинства; использование принуждения для достижения экономического господства; неофициальный характер коррупционных отношений; незаконность использования материальных и иных благ, принадлежащих государству и обществу, средств их достижения

Таким образом, коррупция - это отклоняющееся поведение управляющей элиты, которое проявляется в незаконном

использовании ею общественных благ и носит неформальный характер.

По мнению Н.И. Мельника, «определение понятия коррупции и установление ее конкретных проявлений должно основываться на понимании социальной сущности этого явления. Сущность коррупции состоит в том, что она искажает общественные отношения, разрушает нормальный порядок вещей в обществе, в результате чего происходит «порча», «коррозия власти» .

Исследование явления коррупции важно не только с социальной точки зрения, но и с юридической. В Уголовном кодексе и Кодексе России об административных правонарушениях не предусмотрено самостоятельных составов с названием «коррупция». Поэтому коррупцию необходимо рассматривать как совокупность однородных деяний, связанных с должностными злоупотреблениями, а не как конкретный состав правонарушения.

Я.И. Кузьминов дал своеобразное определение коррупции в работе «Тезисы о коррупции». «Коррупция в узком смысле -явление, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения. В коррупцию всегда вовлечены две стороны: тот, кто покупает, и тот, кто, будучи подкуплен, действует вразрез со своим служебным долгом. Наряду с коррупцией в узком смысле существует взяточничество и самостоятельное чиновничье предпринимательство.

Взяточничество отличается от коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения» .

С позиций экономического аспекта коррупции выделяют три вида экономики, каждая из которых участвует в формировании коррупции: неучитываемую экономику, незарегистрированную экономику, незаконную экономику. И здесь используется прежде всего административное законодательство, которое определяет права бизнеса и гарантии его защиты.

Правовой аспект исследуемого явления в системе государственной службы России, с

небольшими вариациями, не имеющими принципиального характера, рассматривают А.И. Долгова , Г.К. Мишин , П.А. Кабанов , С.В. Максимов и др.

Коррупция - это общественно опасное противоправное явление, характеризующееся корыстным использованием государственными служащими в личных или иных интересах должностных полномочий, а также связанного с ними официального авторитета. При таком понимании коррупции основными

направлениями антикоррупционной

деятельности являются: определение круга государственных служащих, способных совершить коррупционные правонарушения; установление области (сферы), где могут совершаться эти действия в связи с выполнением госслужащим своих

обязанностей; определение цели этой деятельности: обогащение, получение материальных выгод, предоставляемых за осуществление некоторых полномочий, определение круга заинтересованных лиц в совершении таких действий (сам государственный служащий, третье лицо, группа лиц).

Можно выделить следующие черты, присущие явлению коррупции:

Коррупция - это не механическая простая совокупность однородных правонарушений, а комплексное социально-правовое явление;

Коррупция - это системное явление, поэтому о коррупции не идет речь в случае одноразового получения взятки государственным служащим;

Коррупция представляет собой систематическое получение государственным служащим материальных и иных благ от третьих лиц (групп) в их интересах;

Действия, совершенные за вознаграждение, непременно связаны с выполнением госслужащим своих служебных обязанностей .

Представляется важным выделить разновидности коррупции в государственном управлении. Подразделение на виды способствует более глубокому их познанию, выявлению у них некоторых специфических, особенных признаков, отличающих их друг от друга.

Можно выделить следующие виды коррупции.

В зависимости от инициатора коррупционных отношений специалисты выделяют низовую (мелкую, повседневную) и вершинную (крупную, элитарную) коррупцию.

Между ними часто возникают отношения взаимозависимости и общности. «Коррупция снизу» - коррупция со стороны граждан, предприятий. Она возникает и существует как один из сопутствующих элементов теневой экономики. В такой вид коррупции вовлечено примерно две трети работоспособного населения . Существование «коррупции снизу» дало основание американскому социологу В. Шляпентоху говорить о «коррумпированном гражданском обществе» в России. В качестве примеров он приводит финансирование негосударственными неправительственными организациями

избирательных кампаний, осуществляемое с грубыми нарушениями законов, а также повсеместное распространение феномена «крыши», ставшего неотъемлемым атрибутом социальной жизни в России на всех ее уровнях .

«Коррупция сверху» - коррупция со стороны политической власти в государстве. Ее причина кроется в невозможности провести решения в рамках открытых демократических процедур при доминировании политического

противостояния, усиливающего стремление подкупить, нежели убедить отдельных депутатов, фракцию, партию. Кроме того, по этому же основанию коррупцию можно подразделить на бюрократическую и политическую (коррупция чиновников и политического руководства); принудительную и согласованную; централизованную и децентрализованную .

В зависимости от направлений деятельности различают коррупцию в сфере государственной власти и коррупцию на предприятиях .

В зависимости от функций, реализуемых властными органами, где коррупция активно проявляется, выделяют: коррупцию в органах исполнительной власти, коррупцию в органах законодательной власти, коррупцию в органах судебной власти и коррупцию в муниципальных органах .

По национальному составу субъектов коррупционных отношений выделяют транснациональную (международную),

направленную на монополизацию различных отношений в рамках мирового сообщества, и внутригосударственную коррупцию, то есть коррупцию, распространившуюся на территории отдельного государства или в конкретном национальном сообществе .

Некоторые исследователи условно разделяют коррупцию на следующие виды:

- «светлую», то есть коррупционное поведение, не связанное с неисполнением

обязанностей по службе, проявляемое в виде благодарности за оказанную услугу;

- «серую», то есть коррупционное поведение, связанное с нарушением должностных обязанностей;

- «черную», то есть коррупционное поведение, связанное с должностными преступлениями или сопряженное с участием в организованной преступной деятельности .

Некоторые специалисты в зависимости от уровня активности поведения участников коррупционного правонарушения коррупцию подразделяют на «активную» (активный подкуп, например дача взятки) и «пассивную» (пассивный подкуп, например освобождение от обязанности) .

В зависимости от сфер коррупции внутри общества ученые выделяют следующие виды:

Бытовая коррупция - вымогательство чиновником денег или материальных ценностей с населения;

Деловая коррупция - плата предпринимателями денежных средств чиновникам по делам фирмы;

Административная коррупция - вымогательство денег или имущества у предпринимателей чиновниками;

- «захват государства» - покупка властных решений бизнесменами в личных интересах и в интересах своих фирм;

- «захват бизнеса» - установление чиновниками собственного контроля над частными предприятиями в корыстных целях .

Также в теории выделяют такой особый вид коррупции, проявляющийся в государственной сфере, как политическая коррупция, которая представляет собой коррупционные формы политического противостояния и борьбы за власть правящих или оппозиционных элит, политических партий и отдельных лиц.

Говоря о коррупции, важно заметить, что она имеет не только скрытый (латентность - ее основная особенность), но и договорной характер совершения. Коррупционные действия, как правило, не обжалуются, поскольку виновные стороны имеют взаимную выгоду от правонарушения. Даже вымогательство взятки часто не бывает обжаловано, так как граждане не доверяют институту противодействия коррупции. И для этого у них есть достаточно оснований, как объективных, так и субъективных .

Можно сделать общий вывод, что состояние коррупции в России связано с неразвитой законодательной системой, низкой правовой культурой, несовершенством системы контроля и надзора.

Представляется, что изучение подходов к пониманию сущности коррупции, ее структуры может поспособствовать выработке действенных мер противодействия коррупции и, в конечном итоге, обеспечить укрепление законности и дисциплины в государственном управлении.

Список литературы

1. Фиалковская И.Д. Противодействие коррупции как цель контрольно-надзорной деятельности в государственном управлении: зарубежный опыт // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства». Н. Новгород, 2015.

2. Большой энциклопедический словарь. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб., 2000.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1968.

4. Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы (Тезисы доклада) // Государство и право. 2000. № 4.

5. Чебоксаров П.А. Проблема коррупции на уровне местного самоуправления // Актуальные проблемы антикоррупционной политики на региональном уровне: Материалы региональной научно-практической конференции. СПб., 2001.

6. Кузьмин А.В., Козловских Е.А. Проблемы преодоления коррупции в РФ // Актуальные проблемы антикоррупционной политики на региональном уровне: Материалы региональной научно-практической конференции. СПб., 2001.

7. Волженкин Б.В. Коррупция. Сер. Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе. СПб., 1998.

9. Свенсон Б. Экономическая преступность. М., 1987.

10. Щетинин В. Одолеем ли коррупцию? // Международная жизнь. 1993. № 2.

12. Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный секретариатом ООН. А/CONF. 169/ 14, 1995. 13 April.

14. Лунеев В.В. Коррупция, учтенная и фактическая // Государство и право. 1996. № 8.

1. Fialkovskaya I.D. Protivodejstvie korrupcii kak cel" kontrol"no-nadzornoj deyatel"nosti v gosudarstvennom upravlenii: zarubezhnyj opyt // Materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual"nye voprosy kontrolya i nadzora v social"no znachimyh sferah deyatel"nosti obshchestva i gosudarstva». N. Novgorod, 2015.

15. Дахин А.В. Коррупция: элементы социологической модели // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. Нижний Новгород, 2001.

16. Селихов Н.В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты). Дис... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.

17. Мельник Н.И. Понятие коррупции // Коррупция и борьба с ней. М., 2000.

18. Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. М., 2000.

19. Шабалин В.А. Политика и преступность // Государство и право. 1994. № 4.

20. Долгова А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней // Коррупция и борьба с ней. М., 2000.

21. Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. М., 1991.

22. Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. Нижнекамск, 1995.

23. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2000.

24. Костенников М.В., Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы. М., 2004.

25. Кузьминов Я.И. Слабость государства порождает коррупцию // Независимая газета -Политэкономика. 1999. 23 ноября.

26. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Система индикаторов вузовской коррупции (гипотеза) // Высшее образование в России. 2011. № 10.

28. Ожиганов Э.Н. Понятие и структура коррупции. Сравнительный уровень коррупции в Российской Федерации // Социология власти. 1999. № 1.

29. Баранов В.М. Теневое право: Монография. Н. Новгород, 2002.

30. Бекен Т.В. Европейский взгляд на российский проект ФЗ «Об основах антикоррупционной политики» // Государство и право. 2002. № 6.

2. Bol"shoj ehnciklopedicheskij slovar". 2-e izdanie, pererab. i dop. M.: Bol"shaya Rossijskaya ehnciklopediya; SPb., 2000.

3. Ozhegov S.I. Slovar" russkogo yazyka. M., 1968.

4. Luneev V.V. Korrupciya: politicheskie, ehkonomicheskie, organizacionnye i pravovye problemy (Tezisy doklada) // Gosudarstvo i pravo. 2000. № 4.

5. Cheboksarov P.A. Problema korrupcii na urovne mestnogo samoupravleniya // Aktual"nye problemy antikorrupcionnoj politiki na regional"nom urovne:

CORRUPTION: THE CONCEPT, FEATURES AND TYPES I.D. Fialkovskaya

The article aims to characterize the phenomenon of corruption and to analyze approaches to its definition. Features and classifications of corruption are presented.

Keywords: public administration, state and municipal service, corruption, anti-corruption, definition of corruption, features of corruption, types of corruption.

M.ff. 0uanKOBCKan

Materialy regional"noj nauchno-prakticheskoj konferencii. SPb., 2001.

6. Kuz"min A.V., Kozlovskih E.A. Problemy preodoleniya korrupcii v RF // Aktual"nye problemy antikorrupcionnoj politiki na regional"nom urovne: Materialy regional"noj nauchno-prakticheskoj konferencii. SPb., 2001.

7. Volzhenkin B.V. Korrupciya: Ser. Sovremennye standarty v ugolovnom prave i ugolovnom processe. SPb., 1998.

8. Rossijskaya gazeta. 2002. 7 avgusta.

9. Svenson B. Ehkonomicheskaya prestupnost". M., 1987.

10. Shchetinin V. Odoleem li korrupciyu? // Mezhdunarodnaya zhizn". 1993. № 2.

11. Shackleton J. Corruption: An essay in economic analysis // Political Guart. L., 1978. Vol. 49. № 1.

12. Spravochnyj dokument o mezhdunarodnoj bor"be s korrupciej, podgotovlennyj sekretariatom OON. A/CONF. 169/ 14, 1995. 13 April.

13. Political corruption: A handbook / Ed. by Heldenheimer A.J. et al. Oxford, 1989.

14. Luneev V.V. Korrupciya, uchtennaya i fakticheskaya // Gosudarstvo i pravo. 1996. № 8.

15. Dahin A.V. Korrupciya: ehlementy sociologicheskoj modeli // Korrupciya v organah gosudarstvennoj vlasti: priroda, mery protivodejstviya,

mezhdunarodnoe sotrudnichestvo. Nizhnij Novgorod, 2001.

16. Selihov N.V. Korrupciya v gosudarstvennom mekhanizme sovremennoj Rossii (teoreticheskie aspekty). Dis... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2001.

17. Mel"nik N.I. Ponyatie korrupcii // Korrupciya i bor"ba s nej. M., 2000.

18. Kuz"minov Ya.I. Tezisy o korrupcii. M., 2000.

19. Shabalin V.A. Politika i prestupnost" // Gosudarstvo i pravo. 1994. № 4.

20. Dolgova A.I. Opredelenie korrupcii i zakonodatel"stvo o bor"be s nej // Korrupciya i bor"ba s nej. M., 2000.

21. Mishin G.K. Korrupciya: ponyatie, sushchnost", mery ogranicheniya. M., 1991.

22. Kabanov P.A. Korrupciya i vzyatochnichestvo v Rossii: istoricheskie, kriminologicheskie i ugolovno-pravovye aspekty. Nizhnekamsk, 1995.

23. Maksimov S.V. Korrupciya. Zakon. Otvetstvennost". M., 2000.

24. Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Preduprezhdenie i presechenie korrupcii v sisteme gosudarstvennoj sluzhby. M., 2004.

25. Kuz"minov Ya.I. Slabost" gosudarstva porozhdaet korrupciyu // Nezavisimaya gazeta - Politehkonomika. 1999. 23 noyabrya.

26. Konyshev V.N., Sergunin A.A. Sistema indikatorov vuzovskoj korrupcii (gipoteza) // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 10.

27. Vladimir Shlapentokh. Russia: Privatization and Illegagalization of Social and Political Life // The Washington Quarterly. Winter 1996.

28. Ozhiganov Eh.N. Ponyatie i struktura korrupcii. Sravnitel"nyj uroven" korrupcii v Rossijskoj Federacii // Sociologiya vlasti. 1999. № 1.

29. Baranov V.M. Tenevoe pravo: Monografiya. N. Novgorod, 2002.

30. Beken T.V. Evropejskij vzglyad na rossijskij proekt FZ «Ob osnovah antikorrupcionnoj politiki» // Gosudarstvo i pravo. 2002. № 6.

31. Satarov G.A. Peredel uspekha // Rossijskaya gazeta. 2002. 10 dekabrya.

32. Shkel" T. Ne pojman, no vor // Rossijskaya gazeta. 2002. 5 dekabrya.

1. Исторические предпосылки возникновения коррупции. История развития борьбы с коррупцией.

2. Причины коррупции. Понятие и классификация причин коррупции (экономические, институциональные, субъективные).

3. Понятие предупреждения коррупции. Способы предупреждения коррупции.

1. Исторические предпосылки возникновения коррупции. История развития борьбы с коррупцией.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. В первобытных и раннеклассовых обществах плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма. Ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата и усиления власти центрального правительства. Появляются профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Одно из древнейших упоминаний о коррупции встречается еще в клинописях древнего Вавилона. Как следует из расшифрованных текстов, относящихся к середине III тыс. до н. э., уже тогда перед шумерским царем Урукагином весьма остро стояла проблема пресечения злоупотреблений судей и чиновников, вымогавших незаконные вознаграждения. Он вошел в историю как первый борец с коррупцией, который реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений со стороны царской администрации, судей, храмового персонала, уменьшил и упорядочил платежи за обряды, ввел суровые наказания за мздоимство чиновников.

С аналогичными проблемами сталкивались и правители Древнего Египта.

Первый трактат с осуждением коррупции - «Артхашастра» - опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индия) в IV в. до н.э. Древнеиндийский автор выделял 40 средств хищений государственного имущества.

Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления.

В Римской империи с ее разветвленным бюрократическим аппаратом коррупция процветала. Именно в это время в римском праве и появился термин «corrumpire», о котором шла речь выше. О взятках упоминается в древнеримских «12 таблицах» (V в. до н. э.).

В позднереспубликанском Риме Гай Юлий Цезарь добился сурового наказания за подкуп и подарки должностным лицам. Запрещался, к примеру, прием наместниками в провинциях золотых венков от подвластных городов. Однако подкуп избирателей в Древнем Риме был настолько общераспространенным, что римские граждане стали рассматривать получаемые ими суммы как законное жалование.

Громадный рост бюрократического аппарата в Поздней империи привел к тому, что должности рассматривались как часть собственности, которую можно эксплуатировать.

Император Август пытался противодействовать этому и раздавал избирателям свои личные средства, чтобы они уже ничего не требовали от кандидатов на государственные должности, но безрезультатно. Разрушительное влияние коррупции было одной из причин распада Римской империи.

В течение следующих почти тысячи лет - в период средневековья, понятие «коррупция» приобретает исключительно церковное, каноническое значение - как обольщение, соблазн дьявола. Коррупция в богословии католицизма стала проявлением греховности, ибо по Апостолу Иоанну «грех есть беззаконие».

Ведущие мировые религии, из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей.

Несмотря на осуждение церкви, в Европе в эпоху раннего средневековья использование служебного положения для личных поборов с населения часто становилось общепринятой нормой. Ведь чем более централизованным являлось государство, тем больше функций сосредотачивали в своих руках светские и церковные чиновники, использующие всевластие и бесконтрольность для личного обогащения. Право даровать индульгенции, освобождение от наказаний вследствие отпущения грехов, давало немалый дополнительный доход.

На юге Франции подобная коррупция особенно процветала. Имелись церкви, например, в которых мессы не служились более тридцати лет. Многие священники пренебрегали спасением душ своих прихожан и занимались коммерческой деятельностью или заправляли большими поместьями.

В Великобритании средних веков широко процветала коррупция практически во всех ветвях власти.

Процесс становления централизованного государства на Руси сопровождался формированием разветвленной системы управления. С этого времени коррупция в России приобретает системный характер.

Формирование государственного аппарата осуществлялось по принципу местничества, основанного на критериях знатности происхождения. Показательные наказания коррумпированных чиновников обычно не давали почти никакого результата, потому что на место устраненных (разжалованных или казненных) появлялись новые вымогатели взяток. Наиболее ярко эта умеренная терпимость к коррупции заметна в странах доколониального Востока. Так, в средние века коррупция в Китае была узаконена и строго регулировалась сверху. Чиновники кормились от населения, под надзором императорских эмиссаров.

Современное понятие коррупции начинает складываться на рубеже Нового времени с началом образования централизованных государств и ныне существующих правовых систем.

Важный импульс к осмыслению политического аспекта коррупции дают труды Никколо Макиавелли. Коррупцию он сравнивал с болезнью, например, чахоткой. Он отмечал, что если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, если же он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет.

В последующем акцент в понимании коррупции был перенесен на ее правовую сторону. Томас Гоббс спустя век напишет, что коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам».

Вывод, сделанный в середине XVII века, оказался актуален и в начале XXI века.

Постепенно начинает меняться и отношение общества к личным доходам государственных чиновников. Идеология общественного договора провозглашала, что подданные платят налоги государству в обмен на то, что оно разумно вырабатывает законы и строго следит за их неукоснительным выполнением. Личные отношения стали уступать место чисто служебным, а потому получение чиновником личного дохода, помимо положенного ему жалования, начали трактовать как нарушение общественной морали и норм закона.

Однако, несмотря на распространение передовых идей просвещения, правового государства, гражданского общества в реальной жизни в новое время коррупция не исчезает. Сохраняет свое значение такая ее форма как фаворитизм.

Например, прусский король Фридрих II подозревал, что австрийская императрица Мария Терезия подкупает его министров. В этих условиях и он считал возможным оказывать министрам Марии Терезии сопоставимую «материальную поддержку».

С первым канцлером объединенной Германии Отто фон Бисмарком связаны «фонды пресмыкающихся» - «рептиллиенфонден», которые буквально «золотыми буквами» вписаны в историю немецкой коррупции.

Бисмарк счел себя свободным от обязательства выплачивать деньги королю и образовал из них секретные фонды, направлявшиеся на подкуп.

В конце XIX-начале XX вв. во многих странах принимаются законы, направленные против взяточничества (например, Закон о взяточничестве в публичных организациях 1889 г. - Великобритания), антикоррупционное законодательство становится весьма разветвленным.

Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX-XX вв. С одной стороны, начался новый подъем мер государственного регулирования и, соответственно, власти чиновников. С другой, рождался крупный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к «скупке государства».

По мере роста значения политических партий в развитых странах (особенно, в странах Западной Европы после второй мировой войны) получила развитие партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы платили не лично политикам, а в партийную кассу. Крупные политики стали все чаще рассматривать свое положение как источник личных доходов.

Во 2-й половине ХХ в., после появления большого числа политически самостоятельных стран «третьего мира», их государственный аппарат, как правило, изначально оказался сильно подвержен системный коррупции. Дело в том, что на «восточные» традиции личных отношений между начальником и просителями здесь наложились огромные бесконтрольные возможности, связанные с государственным регулированием многих сфер жизни.

В «третьем мире» появились клептократические режимы (на Филиппинах, в Парагвае, на Гаити, в большинстве африканских стран), где коррупция тотально пронизывала все виды социально-экономических отношений, и без взятки просто ничего не делалось.

Рост мирохозяйственных отношений также стимулировал развитие коррупции. При заключении контрактов с зарубежными покупателями крупные транснациональные корпорации стали даже легально включать в издержки переговоров расходы на «подарки».

Еще более актуальной проблема стала в 1990-е, когда постсоциалистические страны продемонстрировали размах коррупции, сопоставимой с ситуацией в развивающихся странах.

На современном этапе коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрел массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран.

Глава II. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации

2.1 Причины и условия коррупции

2.2 Пути решения проблемы коррупции в системе государственной службы

Заключение

Список литературы

Введение

Формируя принципиальные начала антикоррупционной кадровой политики, Платон идеалистически полагал, что из стражей в правители «надо выбирать таких людей, которые … целью всей своей жизни поставили самое ревностное служение государственной пользе и ни в коем случае не согласились бы действовать вопреки ей». Он считал опасным появление у стражей и правителей земли, домов, денег, поскольку это обстоятельство повлечёт их перерождение в землевладельцев и собственников. 1 Аристотель борьбу с коррупцией рассматривал как основу обеспечения политической стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального порядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться». 2

Проблема борьбы с коррупцией неизменно остается актуальной, поскольку человеческие слабости мало зависят от эпохи или места жительства людей. Не случайно первыми попытками подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам.

Глава I. Понятие и сущность коррупции

В России отсчёт коррупции, упоминание о которой содержится ещё в древних рукописях, видимо следует вести с тех давних времён, когда князья, в целях организации местного самоуправления назначали своих наместников – воевод, не определяя им, их дружине, а также тиунам, доводчикам и праветчикам жалованья, которые сами должны были заботиться о себе, практикуя так называемое «кормление». 3

«Кормленщики» принимали подношение как в натуре (хлеб, мясо, сыр, овёс и т.д.), так и деньгами. В их доход поступали судебные пошлины, сборы за право торговли и другие выплаты. Летописные источники свидетельствуют, что наибольшее распространение «кормление» поучило в Северной Руси в XIV-XVI в., хотя произвол и злоупотребления носили повсеместный и массовый характер. С.М. Соловьев отмечал, что некоторые города и волости были доведены до опустошения наместниками и волостелями.

В последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в современной России, а также положение дел с преступностью, не обходится без упоминания коррупции. 4 Однако само понятие «коррупция» не имеет определения в российском законодательстве и подчас используется с разным содержанием.

Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского «corruptio», означающего «порча, подкуп». Эти два слова определяют разное понимание коррупции. «Хотя понятие коррупции, – говориться в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 года, – должно определяться национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или не совершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие». 5 Здесь под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.

Однако существует и представляется правильным более широкое понимание коррупции как социального явления, не сводящегося только к подкупу, взяточничеству. Краткое и ёмкое определение коррупции содержится в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». 6

Коррупция начинается тогда, – настаивают авторы широко опубликованного доклада «Коррупция в России» Г.А. Сатаров, М.И. Левин, М.Л. Цирик, – когда цели установленные правом, общественно одобряемые культурными и моральными нормами, подменяются при решении корыстными интересами должностного лица, воплощёнными в конкретных действиях. Поэтому коррупция характеризуется ими как «злоупотребление служебным положением в корыстных целях». 7

В обобщённом представлении «коррупция» – это незаконные выплаты фирм должностным лицам в своей стране и за рубежом в целях их подкупа для получения льготных или более благоприятных условий для своего бизнеса. Цель коррупции – выиграть в конкурентной борьбе. Средства коррупции: подкуп должностных лиц путём взяток; сокрытие в отчётности выплат на взятки; легализация доходов от незаконной деятельности (отмывание денег); вымогательство.

Коррупция – это преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. 8

Взяточничество – вознаграждение (или предложение вознаграждения), выражающееся в передаче денег, ценных вещей или услуг государственным служащим или другим лицам, таким, как сотрудники конкурирующих фирм с целью достижения выгодной договорённости, получения частной информации или другой помощи, которую взяткодатель не может получить законным путём. 9

Существует мнение, что коррупция – это то, что на русском языке называется взяточничеством. Однако это не совсем так. Иначе можно было бы легко использовать термин «взяточничество» как синоним коррупции. Издавна на Руси слово «взяточничество» ассоциировалось, прежде всего, с получением государственным служащим конкретной взятки (часто на основе её вымогательства) за какие-то определённые, как бы заранее оговоренные деяния, с мздоимством и лихоимством. Мздоимство согласно дореволюционному российскому законодательству, – получение взятки чиновником или иным лицом, состоящим на государственной или общественной службе, за действие (бездействие), выполненное им без нарушения служебных обязанностей. Лихоимство – те же действия, но связанные с нарушением служебных обязанностей. 10

Мотивы взяточничества довольно разнообразны. На первом месте по размерам оказались взятки с целью обеспечения начала бизнеса, который в противном случае не мог вообще начаться, или взятки с целью устранения конкурентов будущего предприятия. В этих случаях платили преимущественно для получения государственных контрактов, причём наибольшие суммы предлагались в авиакосмической промышленности. Вторыми по значению оказались взятки ради облегчения доступа к государственным услугам, на которые фирмы вправе были рассчитывать, но могли их своевременно не получить по прихоти чиновников. К таким услугам можно отнести регистрацию продукции, разрешение на строительные работы, таможенную очистку импортных товаров. Некоторые фирмы дают взятки для уменьшения задолженности по налоговым платежам.

В целях обеспечения единообразного применения законодательства, предусматривающего ответственность за взяточничество и коммерческий подкуп, существует действующее Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти и служебных полномочий, халатности и должностном подлоге». 11

Специалисты в области управления видят сущность коррупции в злоупотреблении ресурсами и использовании государственных полномочий для достижения личной прибыли. По их мнению, причины коррупции вытекают из недостаточного уровня оплаты труда государственных должностных лиц, чрезмерной монополизации услуг общественного пользования, необоснованно расширенной свободы действий чиновников при слабой системе контроля за ними, излишнего государственного регулирования общественных отношений, особенно в экономической сфере, и избытка бюрократических процедур, а также неудач в формировании стабильной внутренней культуры и этических правил государственной службы. Ими также поддерживается точка зрения о безусловном вреде коррупции.

Деловые организации, чаще всего, рассматривают коррупционные отношения как неизбежный фактор торговой и инвестиционной политики. Основной причиной их негативного отношения является неопределённость, которую коррупция привносит в деловые отношения, и невозможность предсказать результаты конкурентной борьбы в условиях, когда коррупция широко распространена.

При анализе сущности коррупции, можно также выделить, так называемую мелкую и крупную коррупцию. Низовая коррупция существует на уровне повседневных потребностей граждан и предпринимателей. Она фактически стала нормой жизни. Однако это делает её более уязвимой с точки зрения разоблачения конкретных проявлений. Не случайно основная масса официально регистрируемых коррупционных проявлений разоблачается и пресекается именно на этом уровне.

Гораздо изощрённой выглядит крупная (элитарная) коррупция. Она характеризуется высоким социальным положением субъектов её совершения, интеллектуальными способами их действий, огромным материальным и нравственным ущербом, латентностью посягательств, снисходительным, если не покровительственным, отношением властей к этому уровню коррупционеров. Не случайно 15 мая 1997 года, Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе». 12

Общеизвестно, что коррупционные действия властной элиты, как правило, совершаются в очень сложных и конфиденциальных видах государственной деятельности, куда профессионалов борьбы с её проявлениями практически не допускают, а не профессионалу разобраться трудно. Этот вид коррупции обладает высочайшей приспособляемостью, она непрерывно видоизменяется, совершенствуется, выстраивается в целостную систему с высокой степенью самозащиты, включающей лоббирование законодательных актов, увод от ответственности виновных, и напротив, преследование в различных формах лиц, вскрывающих коррупционную деятельность. Элитарная коррупция, обладая скрытым и согласительным характером, в условиях доминирования алчности и продажности властей взаимовыгодна как для берущих, так и для дающих. Если мелкая коррупция повседневно посягает на материальное благосостояние населения, то элитарная коррупция поглощает огромные куски государственной и частной экономики.

Коррумпированная бюрократия умна, образована, богата и властна. Скрытность своих действий её основная забота. Вследствие этого дать хотя бы приблизительную оценку фактическому распространению элитарной коррупции не представляется возможным.

Среди российского законодательства можно выделить Уголовный кодекс Российской Федерации. Это один из основных документов Российской Федерации, который устанавливает уголовную ответственность за коррупционные преступления (и не только коррупционные). Среди статей Уголовного кодекса, в качестве основных по рассматриваемому вопросу можно выделить:

а) статья 204. Коммерческий подкуп;

б) статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями;

в) статья 290. Получение взятки;

г) статья 291. Дача взятки;

д) статья 292. Служебный подлог.

Весьма широкие рамки уголовного закона отчётливо проявляются в альтернативных санкциях статей Уголовного кодекса, а также в относительно определённых санкциях ряда статей.

Необходимо также отметить, что помимо Уголовного кодекса ещё ряд законов и нормативных актов прямо или косвенно закрепляют меры антикоррупционной направленности. Прежде всего, это Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 13 , который закрепляет основные права и обязанности гражданского служащего, устанавливает ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы, требования к служебному поведению государственных служащих и ряд других основополагающих моментов, связанных с поступлением на службу, прохождением и прекращением государственной гражданской службы.

Указ Президента «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации». 14 Данным Указам было утверждено Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации в экономической и социальной сфере. Межведомственная комиссия была образована в целях реализации возложенных на Совет Безопасности Российской Федерации задач по обеспечению безопасности общества и государства в сфере экономики, в том числе во внешнеэкономической, финансовой, банковской, технологической и продовольственной областях, в области промышленности и транспорта, а также в сфере социального развития.

Уже упомянутый Указ Президента «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе». 15 Данный Указ определяет порядок предоставления сведений о доходах и имуществе лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления. Утверждены форма декларации о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, форма справки о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности федеральной государственной службы, а также Порядок предоставления сведений о доходах и имуществе лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, общероссийским средствам массовой информации.

Ещё одним важным документом является Национальный план противодействия коррупции. 16 Национальный план противодействия коррупции разработан в целях устранения коренных причин коррупции и содержит следующие:

1) изменение законодательства для борьбы с коррупцией;

2) совершенствования государственного управления;

3) повышения профессионального уровня юристов и правовое просвещение.

Одна из мер предупреждения коррупции, по Национальному плану, - антикоррупционная экспертиза правовых актов.

Изучение доступных источников показывает, что процесс формирования современного понятия коррупции охватывает несколько тысячелетий в истории цивилизации. Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, религиозной и юридической литературе Египта, Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая - во всех центрах древневосточных цивилизаций.

Одно из первых упоминаний о коррупции чиновников можно встретить в архивах Древнего Вавилона (вторая половина 24 в. до н.э. – шумерский царь Урукагин), а позднее (19 в. до н.э.) и в знаменитых Законах вавилонского царя Хаммурапи:

«§ 5. Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.

§ 6. Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит».

Если в первом случае при толковании могут возникать сомнения в возможности отнесения описанной формы судейского произвола к коррупции, то во втором речь, безусловно, идет о коррупционных преступлениях – должностном хищении (в интерпретации современного уголовного законодательства) и «отмывании» имущества, приобретенного в результате коррупционного преступления.

Одинаковая оценка степени общественной опасности названных коррупционных преступлений представляется совершенно обоснованной. А совместное размещение в тексте закона соответствующих норм указывает на одинаковую природу названных преступлений (во всяком случае, в восприятии древнего законодателя).

Можно сказать, что в период ранней государственности не существовало собственно термина «коррупция» или его какого либо эквивалента. Понятие коррупции еще только «вызревало» в этот период.

Качественный скачок произошел уже значительно позже.

Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

В римском праве коррупция трактовалась самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" - ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, «соrumpere», который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В величайшем памятнике Древнего Рима в Законах 12 таблиц термин «соrumpere » уже привычно используется в значениях менять за деньги показания в суде и подкупать судью.

Таким образом, можно с некоторой степенью уверенностью сказать, что формирование современного понятия коррупции совпадает с периодом возникновения и развития римского права.

Также одним из первых кто пытался дать объяснение коррупции, был древнегреческий философ Платон, который считал, что «корыстолюбие - это один из важнейших социальных пороков, который совершенно недопустим не только для правителей, но и для воинов. Этот порок питается собственностью, поэтому пока те, кто обладает властью и силой лишены собственности, а те, кто производит материальные блага, не имеют силы и власти, государство процветает. В противном случае происходит его вырождение».

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

В учебнике для вузов "Уголовное право России" указывается: "В широком смысле слова коррупция - это социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах".

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях". Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми") и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

В Большом юридическом словаре коррупция понимается как «общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц».

Более менее детальное понятие коррупции впервые появилось в правовых актах РФ в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» и выглядит оно следующим образом: коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгодыуказанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В результате под термином «коррупция» в обществе, в научном мире и в практической сфере нет однозначного понимания этого явления. В тоже время коррупция представляется как явление, заключающееся в разложении власти, где государственные, муниципальные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют своё служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Существует множество форм (проявлений) коррупции: взяточничество;

фаворитизм; криминальный лоббизм и непотизм (покровительство на основе личных связей); незаконное распределение, перераспределение или присвоение общественных ресурсов в личных целях; проведение приватизации путем организации незаконных конкурсов, аукционов, фактического захвата пакетов акций, находящихся в федеральной собственности; любое использование или манипулирование служебной информацией в личных или групповых интересах;

незаконное применение системы преференций в отношении различных промышленных, финансовых, торговых и иных корпоративных групп; вымогательство и др.

Соответственно приводятся различные классификации коррупции и коррупционной деятельности. Все подходы к классификации коррупции отличаются крайним разнообразием, а также отсутствием четкого определения критериев, что не в полной мере способствует анализу коррупции и ее проявлений в современной практике.

Более предметной является классификация коррупции, в основе которой лежат строго определенные критерии (основания), среди которых:

1) сферы проявления коррупции;

2) статус субъектов коррупции;

3) уровень коррупции;

4) степень общественной опасности коррупционного явления;

5) степень проявления.

В результате изучения главы 1 студент должен:

знать:

  • - понятие и сущность коррупции в государственном управлении;
  • - признаки и причины коррупции в государственном управлении;
  • - виды коррупционных проявлений в государственном управлении;

уметь:

  • - оперировать административно-правовыми понятиями и категориями;
  • - анализировать юридические факты, являющиеся основаниями для возникновения, изменения и прекращения административноправовых отношений в сфере противодействия коррупции и др.;

владеть:

  • - административно-правовой юридической терминологией в рамках темы;
  • - навыками работы с источниками административного права по теме;
  • - навыками анализа административно-правовых норм и отношений в рамках темы;
  • - навыками учета общественного мнения и реализации принципа открытости в своей профессиональной деятельности.

Понятие коррупции как социально-правового явления

На сегодняшний день сформулировано множество дефиниций термина «коррупция». Данную проблему изучают в рамках различных отраслей научного познания: экономики, политологии, социологии, истории, юриспруденции и др. Это связано с тем, что коррупция проявляет свои негативные последствия в самых разнообразных областях общественных отношений. Следствием этого является наличие большого количества определений коррупции и подходов к ее пониманию. Термин «коррупция» встречается и во многих нормативных правовых актах. Исходя из этого определения коррупции можно разбить на две большие группы:

  • а) правовые (.законодательные ) определения коррупции, которые закреплены в различных нормативных актах (международных и внутригосударственных);
  • б) доктринальные (научные ) определения коррупции, сформулированные представителями различных отраслей знаний, в том числе учеными-правоведами.

Законодательному закреплению понятия коррупции в Российской Федерации предшествовал длительный период времени. Впервые соответствующий термин появился в проекте Закона РФ «О борьбе с коррупцией», который был принят Верховным Советом РФ 20 июля 1993 г. Согласно ч. 1 ст. 2 данного проекта под коррупцией понималось использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего статуса и связанных с ним возможностей для противоправного получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами .

В Модельном законе СНГ о борьбе с коррупцией, который был принят в г. Санкт-Петербурге 3 апреля 1999 г., коррупция (коррупционные правонарушения) - это не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ .

Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике», принятый 15 ноября 2003 г., определил коррупцию как подкуп (получение или дачу взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу . Коррупционное правонарушение в данном документе является отдельным понятием.

Легальное действующее определение понятия коррупции в России было закреплено в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту - Закон о противодействии коррупции), согласно которой коррупция - это:

  • а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • б) совершение деяний, указанных в подп. «а», от имени или в интересах юридического лица.

Дефиниция коррупции в российском законе фактически перечисляет перечень противоправных деяний, которые принято относить к коррупционным. Данное определение не раскрывает социально-правовое содержание коррупции, в нем нет научных критериев идентификации коррупции, выработанных как отечественными, так и западными учеными за последние несколько десятков лет.

В западной научной среде можно встретить самые разнообразные определения понятия коррупции. Проблемой коррупции на международном уровне в разные годы занимались и продолжают заниматься крупные зарубежные исследователи: Д. Делла Порта, С. Роуз-Аккерман и др.

Американские ученые М. Джонстон и Дж. Най определяют коррупцию как «...поведение, отклоняющееся оттого, которое предписано должностному лицу имеющимися правилами, и обусловленное желанием получить материальные или статусные преимущества для себя, своей семьи или связанной с собой узкой группы лиц, а также нарушающие ограничения на вмешательство по личным мотивам в отправление должностных функций» .

Профессор права и политической науки Йельского университета (США) С. Роуз-Аккерман считает коррупцию симптомом того, что в системе государственного управления «что-то не так». Характеризуя суть коррупции в сфере публичного управления, она пишет: «Государственные институты, созданные для регулирования взаимоотношений между гражданином и государством, вместо этого используются для личного обогащения и предоставления льгот коррумпированным хозяйствующим субъектам» .

Что касается изучения коррупции в Российской Федерации, то сегодня образовались целые юридические школы, занимающиеся ее исследованием, разработкой эффективных мер, способов и концепций борьбы с ней . В современной российской юридической науке также разнятся подходы к определению коррупции. Ряд российских исследователей, например А. М. Иванов, рассматривают коррупцию как предмет отдельной самостоятельной юридической науки и учебной дисциплины - корруптологии, которая определяет «пути совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцию» .

Существенный вклад в изучение причин коррупции в России внесли ученые-криминологи. В. В. Лунеев, оценивая социальную природу коррупции и коррупционных проявлений, справедливо отмечает, что «коррупция - скорее синтетическое социальное или криминологическое понятие, чем правовое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных видов деяний» .

Большинство определений коррупции, сформулированных учеными, развивающими административное право, связаны с таким важнейшим правовым институтом, как государственная служба. А. В. Куракин предлагает в связи с этим следующее содержание коррупции: «Коррупция как явление в системе государственной службы включает в себя разнообразные противоправные деяния, состоящие в принятии государственным служащим лично или через посредников имущественных благ, осуществлении государственным служащим должностных злоупотреблений с использованием своего статуса, а также подкупе государственного служащего физическими или юридическими лицами» . Л. М. Колодкин, в свою очередь, считает, что коррупция как общественное (социальное) явление выражается в использовании работниками государственных органов служебного положения в целях получения неправомерных, личных выгод материального или имущественного характера .

Приведенные выше определения коррупции раскрывают главный составляющий элемент данного социально-правового явления - продажность уполномоченных должностных лиц, основанную на личной (корыстной) выгоде. В этом и состоит суть любого коррупционного деяния, независимо от его общественно опасных последствий.

Предлагаем использовать следующую трактовку определения коррупции в сфере государственного управления, согласно которой под коррупцией понимается совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе реализации органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий организационно-управленческого характера в корыстных интересах для получения имущественной выгоды или неимущественных благ и преимуществ.

  • См.: Официальный сайт Российской криминологической ассоциации // URL:http://crimas.ru/?p= 1663.
  • См.: Модельный закон о борьбе с коррупцией (принят в г. Санкт-Петербурге