Наглядные методы обучения. Наглядные методы обучения: виды, классификация и особенности

Исследования психологов, психолингвистов, педагогов, специалистов по рекламе отмечают высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой, кинестетической, т.е. при расширении системы восприятия.

Что такое индивидуальные системы восприятия и какими они бывают

Индивидуальные системы восприятия у людей развиты не равномерно: преобладает развитие одной или двух систем. Это связано с историческим жизненным опытом, особенностями географической среды, анатомо-физиологическим развитием организма, особенностями обучения и воспитания1.
Для педагога важно знать, что в значительной степени развитие той или иной системы проявляется во внешнем облике человека. По данным канадских исследований выявлено:
- люди с развитой визуальной системой - преимущественно худые, высокие;
- люди с развитой слуховой системой - более крупные и мускулистые;
- люди с развитой кинестетической системой - более расслабленные, по внешнему виду больше напоминают грушу.

Каким образом использовать эти знания педагогу

В обучении и развитии человека педагогу очень важно научиться подключать все системы для восприятия информации. Слушание в школе только объяснения учителя (слушай, что я тебе говорю!) приводит к концентрации восприятия в одной системе, что вообще сужает восприятие информации. Это с возрастом перерастает в привычку, блокирует развитие других систем, задатков, способностей и наклонностей человека, приводит к возникновению галлюцинаций в той системе, которая наименее контролируется и развивается. Даже используя несложный тест «Определение репрезентативности системы» учитель может диагностировать учащихся класса, что в дальнейшем поможет ему, учитывая индивидуальные особенности детей, подбирать соответствующие методы обучения: словесные, наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические и др.
Надеемся, читатель с пониманием отнесется к преамбуле, не совсем логически вписывающейся в «Наглядные методы», но поясняющий педагогические аспекты применения не только наглядных, но и других методов обучения.
Некоторые ученые-педагоги (Н.В. Наумчик, В.В. Давыдов) понятие «наглядные методы» не разделяют. Свою точку зрения они мотивируют тем, что содержательная характеристика этих методов традиционно сводится к «визуальности». Наглядность же предполагает, по В.Н. Наумчику, кроме визуальности - раскрытие внутренней сущности пеадгогического процесса.
В изложении данной темы мы остаемся на традиционной трактовке.

Метод иллюстрации

Метод иллюстрации обеспечивает учащимся показ иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов, изображения информации на учебной доске и пр.

Демонстрация: кому и для чего

Метод демонстрации заключается: в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов (различного происхождения), особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.).
Метод демонстрации обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.
Эффективность метода достигается при активном участии в его демонстрации учащихся, получающих возможность непосредственно «замерять результаты», изменять ход процессов, задавать параметры работы механизмов, фиксировать и исследовать свойства материалов, структур предметов и т.д.
По-видимому, разновидностью метода демонстрации следует рассматривать экскурсии. Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом, углубленным его изучением или для закрепления изученного. Экскурсия как метод демонстрации обеспечивает изучение предметов, процессов, технологий существующих в реальной действительности (завод, фабрика, метеостанция, конструкторское бюро, испытательные стенды, лаборатории и т.п.), изучение растительного или животного мира (лес, поле, ферма, зоопарк, террариум, аквариум, дельфинарий и т.п.).
Метод демонстрации обеспечивает объемное комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, повышающего качество усвоения учебного материала; приобретение как теоретических, так и практических навыков и умений; развивает познавательную активность и мотивацию к учебной и исследовательской деятельности. Народная мудрость гласит так: «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать.»
Тем не менее метод демонстрации необходимо умело сочетать со словом: акцентировать внимание на изучаемом, на главном, охарактеризовать свойство объекта, показать его разные стороны; разъяснить цель демонстрации, что держать в поле зрения, выделить объекты наблюдения, а возможно, использовать некоторый раздаточный материал, предшествующий или сопутствующий основной демонстрации, сделав соответствующий комментарий.
Эффективность метода достигается:
1. Привлечением объяснений учащихся к раскрытию содержания демонстрируемого, осуществлением ими сравнительного анализа, формулирования выводов, предложений, изложение своей позиции, своего отношения к увиденному, к поиску «скрытого», «нового» содержания в изучаемых фактах, явлениях, процессах, предметах.
2. Правильным отбором, т.е. согласованием демонстрируемого материала с содержанием урока, его объемом, количеством демонстрируемых единиц, местом и временем в структуре урока изучаемого материала, условием демонстрации; научением учащихся поиску и отбору необходимой наглядности в процессе самостоятельной домашней работы.
3. Соответствием демонстрируемого материала психологической готовности учащихся к его усвоению, учетом возрастных и других особенностей.

Видеометодика

Среди наглядных методов обучения все чаще начинают выделять «видеометод». С интенсивным развитием видеотехнической аппаратуры он выделяется из демонстрационного метода в самостоятельный. В основе его находятся экранные источники информации (фильмоскопы, кодо-скопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу (ультразвуковое изображение, спектральный анализ, влияние радиоактивных элементов на протекание биологических, химических и биохимических процессов, протекание быстрых и медленных процессов и т.д.).
Видеометод - один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека. Он может использоваться на всех этапах обучения как многофункциональный метод.
Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашености, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение.
Использование метода видеонаглядности создает благоприятные условия для повышения эффективности всего учебного процесса.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Изобразительные средства наглядности

К ним относятся: таблицы цифровые, динамичные, опорные сигналы (конспекты по Шаталову), рисунки учителя и учащихся на доске, разнообразные дидактические карточки-задания (схемы, графики, картины, муляжи плодов, овощей, ягод и т.д.), макеты животных,кино, телевидение, микроскопы, кодоскопы, эпидиоскопы, микропроекторы, компьютеры и прочие технические средства обучения. Перечисленное разнообразие средств наглядности можно условно разделить на 3 подгруппы: 1) табличные (плоскостные), 2) макетно-муляжные (объемные), 3) технические (динамические).

Табличные изобразительные средства . Дают представление учащимся о форме, строении, окраске изучаемых объектов, их образе жизни и т.д. Но эта наглядность мало дает представление о величине объектов, т.к. в одних случаях на таблице их дают увеличенными (насекомые-вредители сельского хозяйства и др.), в других - уменьшенными (слон, жираф). В таких случаях надо изготовить из плотной бумаги контуры этих животных в естественную величину, или демонстрировать ленту с делениями, показывающую высоту. Еще эффективнее сравнивать рисунки таблицы с натуральными образцами (например, клубень картофеля на таблице и натуральный клубень картофеля), или с величиной хорошо известных учащимся предметов, например, карандаша, волоса, булавочной головки, горошины и т.д. Например, выпал град величиной с горошину: такое сравнение сразу понятно любому школьнику.

Рассказывая о животных экзотических (недоступных наблюдению) - слон, верблюд, кит. жираф и т.д., учитель должен не только показать их изображение на таблице, рисунке, экране, но и дать представление о размерах. Для этого в кабинете на стене за столом учителя приклеиваются 2 бумажные ленты с делениями на полуметры: одна - до потолка, другая - во всю ширину стены .

Таблицы можно использовать по-разному:

1. повесить тыльной стороной к аудитории или положить тыльной стороной на стол;

2. повесить лицевой стороной к аудитории или положить на стол;

3. развесить все таблицы до лекции порознь, как на защите диссертации;

4. использовать по одной таблице в процессе урока.

Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки, поэтому в каждом конкретном случае выбирать надо либо один оптимальный вариант с минимумом недостатков, либо рациональное их сочетание.

Вывесив ту или иную таблицу, важно дать возможность учащимся приглядеться к ней в течение нескольких секунд и только после этого задавать вопросы о ее содержании . Полезно также привлекать учащихся к "чтению" таблицы, т.е. к ее активному изучению , к рассказу по таблице, к описанию растений и животных. Демонстрация таблицы при такой методике делает ее источником знаний. Кстати, с иллюстрациями таблиц и учебников, как показали исследования, не только учащиеся, но и многие учителя не всегда работают умело. А этот методический прием является одним из существенных путей активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении биологии.

Рисунок учителя на доске позволяет ему последовательнее, нагляднее, конкретнее и полнее изложить материал, а учащимся легче следить за мыслью учителя, акцентируя внимание именно на той детали, о которой он говорит и которую воспроизводит в виде рисунка . При таком приеме наглядности учащийся в работу вовлечен целиком, ибо здесь активизированы и зрительная, и слуховая, и моторная память. Показ предметов, вывешивание таблиц надо проводить синхронно в тот момент, когда учитель начинает использовать их.

Большое значение имеет систематическое приучение учащихся сопровождать ответы рисунком на доске. Особенный интерес представляют коллективные рисунки, коллективное составление схем, таблиц. Это способствует развитию понятий и широко применяется на уроках биологии, облегчая понимание таких трудных вопросов, как сперматогенез, овогенез, митоз, мейоз, моно- и дигибридное скрещивание и т.п.

В преподавании биологии большую роль играют самодельные наглядные пособия, демонстрирующие процесс. Это или длинные развертывающиеся листы бумаги - свитки, или динамические таблицы. Они могут показать, например, развитие лягушки, пшеницы, деление клеток и т.п.

Недостатки табличных средств наглядности:

1. не дают полного, комплексного представления об изучаемом объекте, а лишь плоскостное, чаще статичное представление;

2. редко дают представление о размерах изучаемых объектов;

3. совершенно не дают представления об органолептических качествах (вкусе, запахе, аромате, консистенции и т.п.).

Достоинства :

1) только с помощью таблиц можно дать цифровые, графические, схематические и аналитические характеристики-представления об изучаемом явлении, объекте (например, об урожайности);

2) простота и доступность для изготовления учащимися в школе;

3) простота хранения, возможность и простота использования в любых условиях (классе, аудитории, кабинете и т.д.).

Макетно-муляжные средства наглядности в отличие от табличных дают объемное представление и, следовательно, возможность рассмотреть объект с разных сторон. Но их более широкому использованию в школе препятствуют:

  • а) невозможность их изготовления силами учащихся в школе, ибо их делают в спецмастерских по спецзаказам, да и стоят они недешево;
  • б) хранить их надо в застекленных шкафах, на теневой стороне, ибо на световой стороне они выцветают, и будучи открытыми теряются, растаскиваются, повреждаются.

Технические средства наглядности . Большое значение в преподавании биологии имеет демонстрация учебных кинофильмов. Учебное кино имеет ряд преимуществ перед другими средствами: оно показывает действия, движения, процессы, пространство, органичную связь с окружающей средой-обстановкой. Но есть у кино и свои недостатки : не всегда представляется возможность использовать кино из-за отсутствия аппаратов, лент, соответствующих помещений, условий для демонстрации. Демонстрация фильмов требует соблюдения ряда правил:

1. фильмы должны органически включаться в урок в качестве одного из наглядных пособий;

2. немой фильм должен сопровождаться кратким и четким пояснением;

3. по ходу просмотра при необходимости делают перерывы в демонстрации и переключаются на другие пособия (таблицы, рисунки, натуральные образцы и т.д.);

4. к демонстрации фильма на уроке надо шире привлекать учащихся, интересующихся техникой;

5. учащихся перед фильмом надо готовить путем постановки перед ними вопросов, на которые они должны дать ответы после просмотра фильма. Такая подготовка придает целенаправленность, возбуждает интерес учащихся к фильму и теме урока.

Таким образом, можно применять разные варианты показа кино:

1. комментарии до показа;

2. комментарии в процессе показа;

3. комментарии до и после показа;

4. комментарии без прерывания и с прерыванием;

5. комментировать полностью весь фильм, отдельную часть или фрагменты.

Но непременным условием во всех этих вариантах является то, что фильм должен органически включаться, дополнять, прояснять и углублять материал урока.

Весьма эффективны также учебные передачи по биологии, регулярно показываемые по центральному телевидению.

Наглядные методы

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами и предназначены для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе с этой целью широко используются экранные технические средства.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и т.п. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным и не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как персональный компьютер. Применение компьютеров позволяет учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные но определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Практические методы

Эти методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения . Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста обучающихся. По своему характеру упражнения подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу. По степени самостоятельности учащихся при выполнении выделяют упражнения: а) воспроизводящие – упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления; б) тренировочные – упражнения по применению знаний в новых условиях. Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, то он осуществляет комментированные упражнения. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Лабораторные работы. Под лабораторными работами понимается проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Лабораторные работы проводятся в иллюстративном или исследовательском плане. Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями: ростом растений, развитием животных, погодой, ветром, облачностью и т.п. В порядке выполнения лабораторной работы также практикуется поручение школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих, школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц.

Практические работы. Они проводятся после изучения крупных тем, разделов и носят обобщающий характер. Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, машинами-тренажерами и репетиторами.

Итак, мы рассмотрели краткую характеристику методов обучения с точки зрения источников получения знаний. В педагогической литературе данную классификацию неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике. Главным ее недостатком считается то, что она нс отражает характера познавательной деятельности учащихся в обучении, степени их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых- методистов. Характер деятельности учителя и учащихся при использовании методов обучения, классифицируемых по источникам знания, представлен в табл. 2.

Таблица 2

Краткое содержание метода, методические приемы его реализации

Деятельность

обучающего

Деятельность

обучаемого

1. Словесные методы.

Основное назначение данной группы методов – сообщение учебной информации при помощи слова (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов. Основные методы: рассказ, беседа, лекция, работа с печатными изданиями

Постановка основного вопроса, подлежащего изучению; выявление признаков, определение исходных позиций в анализе процессов и объектов; сравнение, обобщение, формулирование выводов. Указанная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов

Восприятие и осмысление получаемой информации, выполнение различных записей, зарисовок, чертежей, схем, работа с дидактическим материалом и т.д.

2. Наглядные методы.

Основное назначение данной группы методов – сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. Основные методы: демонстрация опытов; наглядных объектов;

Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании данных, полученных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемый.

Наблюдение за демонстрациями, которые проводит преподаватель или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели

пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и т.п.); кино- и видеофильмов, телепередач и др. Наглядные методы реализуются через применение логических, организационных и технических приемов

Указанная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов

конкретного учебного занятия, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.п.

3. Практические методы. Основное назначение данной группы методов – получение информации на основании практических действий, выполненных обучающим или обучаемыми в процессе постановки различных практических работ. Основные методы: практические, лабораторные работы; решение задач; моделирование ситуаций и объектов и др.

Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании данных, полученных в процессе различных практических работ, выполненных самим обучающим. Указанная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов

Осмысление практических действий обучающего, своих практических действий, выполнение различных записей, зарисовок, схем, принятие основной дидактической цели урока, лекции и т.д.

Заслуга авторов классификации методов обучения по источникам знания заключается в том, что они взамен попытке универсализировать какой-либо один метод обучения обосновали необходимость применять в школе разнообразные методы: систематическое изложение знаний учителем, работу с книгой, учебником, письменные работы и т.д. Однако, взяв за основу своей классификации методов обучения внешние формы деятельности учителя и ученика, они упустили главное, существенное в учебном процессе – характер познавательной деятельности учащихся, от которого зависит и качество усвоения знаний, и умственное развитие обучающегося. Данные теоретических исследований педагогов и психологов свидетельствуют, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях: 1) уровне осознанного восприятия и запоминания (внешне это проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала); 2) уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации; 3) уровне творческого применения знаний и способов деятельности. Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения. Исходя из этого обстоятельства, ученые-педагоги уже с середины прошлого века стали все больше внимания уделять разработке классификации методов обучения с учетом названных уровней усвоения учащимися знаний и способов деятельности.

Методы устного изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности. Вот почему в дидактике большую роль играет метод иллюстрации и демонстрации учебных пособий, который иногда называют еще иллюстративно-демонстрационным методом. Следовательно, сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой -- выступать в качестве источника новых знаний.

Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые более четко раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.

При рассмотрении методов устного изложения знаний учителем особо следует остановиться на вопросах, связанных с возбуждением активности учащихся по восприятию и осмыслению изучаемого материала.

Восприятие материала на слух -- дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д. Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне -- думать о своем или же совсем оставаться «без мысли в голове». Об этом же писал С. Т. Шацкий, указывая на то, что нередко учащиеся могут погружаться на уроке в «педагогический сон», т.е. сохранять лишь видимость внимания, но быть совершенно безучастными в работе и не воспринимать излагаемого материала. Эти недостатки, однако, обусловливаются не самими методами устного изложения знаний, как таковыми, а их неумелым применением.

Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний? Определяющее значение в решении этой задачи имеют два дидактических условия: во-первых, само изложение материала учителем должно быть содержательным в научном отношении, живым и интересным; во-вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и способствующие поддержанию их внимания.

Один из этих приемов состоит в том, что при устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся. Так, при объяснении в IX классе на занятиях по физике темы «Трение. Сила трения» учитель может начать с напоминания об известных школьникам фактах о том, что когда человек идет по льду, он испытывает неустойчивость и скольжение. И напротив, проходя по асфальту или дощатому настилу, он держится довольно устойчиво. Эти примеры позволяют ему поставить вопросы: почему на льду пешеход скользит, а на асфальте этого скольжения он не испытывает? Что такое сила трения? Можно предположить, что учащиеся будут не в состоянии ответить на эти вопросы и окажутся в ситуации познавательного затруднения, перед ними встанет познавательная проблема. Тогда учитель говорит, что для ответа на эти вопросы им необходимо изучить тему «Трение. Сила трения» и указывает на положения, которые они должны усвоить. В такой ситуации, когда учащиеся переживают внутренние противоречия между знанием и незнанием, у них возникает потребность в разрешении этих противоречий, и они начинают проявлять познавательную активность.

В стимулировании познавательной активности большую роль играет умение учителя побуждать учащихся к осмыслению логики и последовательности в изложении изучаемой темы, к выделению в ней главных и наиболее существенных положений. Если, например, на уроке истории изучается Куликовская битва, учитель может предварительно дать учащимся задание, чтобы, слушая его объяснение, они акцентировали свое внимание на наиболее важных вопросах и составили план темы. Это, безусловно, будет стимулировать их активное мышление на уроке.

Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и, положения с тем, что изучаюсь ранее. В частности. К.Д. Ушинский указывал на огромную роль сравнения в активизации познавательной деятельности учащихся и считал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что все в мире познается не иначе, как через сравнение.

Психологический механизм воздействия сравнения на мыслительную деятельность человека пытался в свое время раскрыть еще Гельвеций. «Всякое сравнение предметов между собой, -- писал он, -- Предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие -- побуждение, заставляющее сделать это».

Прием сравнения требует от учащихся умения осмысливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление.

В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала весьма существенное значение имеет умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным. Прежде всего здесь не следует забывать, что учебный материал сам по себе содержит множество стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся. К ним относятся: новизна научных сведений, яркость фактов, оригинальность выводов, своеобразный подход к раскрытию сложившихся представлений, глубокое проникновение в сущность явлений и т.д. Учитывая это, учителю необходимо постоянно заботиться о том, чтобы не сводить свое изложение к простому пересказу учебника, а делать его более глубоким по содержанию, дополняя его новыми деталями и интересными примерами. К.Д. Ушннский писал, что изучаемый «предмет должен представлять для нас новость, но новость интересную, т.е. такую новость, которая или дополняла бы, или подтверждала, или опровергала, или разбивала то, что уже есть в нашей душе, т.е., одним словом, такую новость, которая что-нибудь изменяла бы в следах, уже у нас укоренившихся».

Большой эффект в обучении дает, как уже отмечалось, применение принципа наглядности: демонстрация картин, схем, рисунков, приборов, а также опытов и т.д. Недаром К.Д. Ушинский указывал, что учитель, который претендует на развитие ума в детях, должен прежде всего упражнять их способность к наблюдению, вести их от нерасчлененного восприятия к целенаправленному и анализирующему.

Таковы наиболее важные общедидактические приемы активизации познавательной деятельности учащихся при устном изложении знаний учителем.

Работа над новым материалом при устном изложении, как правило, должна заканчиваться кратким обобщением, формулированием теоретических выводов и закономерностей. Эти обобщения не всегда обязательно делать самому учителю. Нередко он побуждает самих учащихся формулировать основные выводы, вытекающие из изучаемого материала, особенно если этот материал излагается методом беседы. Все это также активизирует мыслительную деятельность школьников.

Рассмотренные положения позволяют выделить важнейшие приемы изложения нового материала методами рассказа, объяснения, школьной лекции и эвристической беседы в сочетании с иллюстрациями и демонстрациями. К этим приемам относятся следующие:

а) постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся;

б) изложение материала учителем с применением иллюстраций и демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности школьников;

в) обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей.

Указанные дидактические основы учебной работы над новым материалом присущи всем методам устного изложения знаний учителем.

Здесь, однако, необходимо остановиться на тех особенностях, которые присущи школьной лекции. Поскольку в лекции излагается значительный по объему учебный материал, план темы желательно не только сообщать устно, но и записывать на доске или же вывешивать в классе в виде специальной таблицы. Этот план следует рекомендовать учащимся записать в свои тетради.

Весьма существенное значение имеет применение в процессе чтения лекции разнообразных методических приемов активизации мыслительной деятельности учащихся и поддержания их внимания, о которых шла речь выше. Кроме этих приемов, большую роль играет побуждение учащихся делать краткие записи или же вести конспект лекции.

Наглядные методы обучения используют и в школах, и в ВУЗах, и для обучения дошкольников. Все наглядные методы обучения принято делить на три большие группы:

  • Метод наблюдения — когда источником знаний становятся наблюдения: за явлениями, предметами, действиями. При использовании этого метода урок удобнее строить в форме путешествия, экскурсии, прогулки, посещения музея, кинотеатра, театра, библиотеки и пр. То есть, лучше выбирать такие формы урока, которые дают возможность учащимся осуществить реальное наблюдение за развитием действия, явления.
  • Иллюстративные — это использование различного рода иллюстраций: картин, карточек, рисунков, плакатов, портретов, схем, графиков, таблиц и пр. Данный метод рекомендуется использовать на всех .
  • Демонстрационные объединяют все виды демонстрации наглядного материала на уроке: видеосюжетов, кинофильмов, демонстрации приборов, опытов, технических установок. Современное позволяет расширить рамки демонстрационного метода обучения и дает возможность применять его на любом уроке: вне зависимости от формы и типа урока.

Но такое деление носит чисто условный характер, так как современное обеспечение школ дает возможность совмещать демонстрацию и иллюстрации. Например, использование компьютера, интерактивной доски, видеоскопа — яркий пример, когда происходит смешение методов наглядного обучения.

Правила использования наглядных методов в педагогике

Есть несколько условий, которые должны соблюдаться при использовании наглядных методов для большей эффективности урока:

  • Содержание наглядных пособий должно отвечать возрастным особенностям школьников.
  • Урок не должен строиться исключительно на наглядных методах. Перенасыщение наглядными пособиями одного урока снижает эффективность восприятия, утомляет. В то же время, недостаточность наглядности делает урок скучным, малоинтересным. Все должно быть в меру.
  • Демонстрируемые предметы (картины, схемы) должны быть видны всем учащимся. Для демонстрации предметов маленьких размеров уместно использовать проекции, оптическое увеличение. Или можно вызывать учеников поочередно к демонстрационному столу. Обычно это практикуется при демонстрации химических и физических опытов.
  • Применение любого наглядного средства обязательно должно преследовать определенные цели.
  • Все наглядные материалы должны соответствовать теме урока.
  • Можно и нужно привлекать учеников к поиску информации для составления наглядного пособия.
  • Если учитель планирует использовать наглядные материалы, то об этом не стоит забывать во время урока. Это частая . Вот пример: при изучении биографии писателя, учитель повесил рядом с доской портрет этого писателя. Казалось бы, наглядность есть? Есть. Но ошибка была в том, что во время урока учитель ни разу не обратил внимание учеников на этот портрет.

То есть, важно действовать по принципу : «Если ружье в начале спектакля висит на стене, то оно обязательно должно выстрелить». Любое использование наглядного пособия обязательно нуждается в комментарии.

Это краткий обзор наглядных методов. Важно то, что каждый урок должен содержать в себе этапы работы с наглядными и техническими пособиями, потому что это не только привносит разнообразие в ход урока, но и к изучаемому предмету, их мотивацию к учебе.