Особенности работы с географической картой. Конспект урока по Географии на тему "Введение. Источники географической информации" (1 курс СПО)


ВВЕДЕНИЕ

Карты допускают единовременный обзор пространства в любых пределах – от небольшого участка местности до поверхности Земли в целом. Они создают зрительный обзор формы, величины и взаимного положения объектов, позволяют находить их пространственные размеры: координаты, длины, площади, высоты и объемы. Карты содержат необходимые количественные и качественные характеристики этих объектов и, наконец, показывают существующие между ними связи: пространственные и некоторые другие. Эти свойства объясняют значение и ценность карт для практики.

Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движении войск и в туристических походах, для полета на воздушном корабле и для пешеходного маршрута.

В военном деле они являются основным источником информации о местности и обязательным пособием для управления войсками и организации их взаимодействия.

В промышленном, энергетическом и транспортном строительстве карты используются как основа для изысканий, проектирования и переноса в натуру инженерного проекта. Теперь наивыгоднейшие трассы железных дорог, автомагистралей и трубопроводов изыскиваются не в поле, а намечаются по топографическим картам в кабинетах проектных организаций.

Карты широко применяются в сельском хозяйстве при землеустройстве, мелиорации, мероприятиях по повышению плодородия почв, по борьбе с эрозией и вообще для учета и наиболее правильного, эффективного использования всех земельных фондов.

Карты составляют незаменимое пособие для школьного и внешкольного обучения. Они не только хранилище накопленных географических знаний, но и действенное средство для их распространения, подъема общей культуры. Без преувеличения модно сказать, что карты в той или иной степени используются во всех сферах человеческой деятельности.

Большое значение карты приобрели как средство научных исследований, особенно географических. Каждое географическое исследование так или иначе исходит из существующих карт, дает материалы для их исполнения и совершенствования.

Географические карты, фиксируя положение, состояние и пространственные связи конкретных объектов (явлений), позволяют не только экономно и выразительно излагать знания о размещении явлений, но также находить закономерности этого размещения. В некоторых отраслях знаний карты используются как основное средство исследования.

Сфера использования карт как средства научного исследования быстро расширяется по мере общего нарастания темпов научного прогресса. В частности, этому расширению содействуют успехи в становлении информатики и в разработке теории моделирования.

Исследование информатикой общих проблем сбора, хранения и передачи знаний позволяет еще полнее оценить достоинства географических карт как особой формы обработки, представления и анализа пространственной информации. Как отмечалось эти достоинства заключаются в возможности единовременного, целостного восприятия картографических изображений, в наглядности территориальных различий и удобстве анализа пространственных сочетаний, взаимосвязей и закономерностей.

Энергичное внедрение в современную науку методов моделирования открыло в применении к картографии действительную силу карт как обобщенных и упрощенных пространственных образов реального мира, то есть его моделей, отражающих те стороны, свойства и процессы действительности, которые важны для целей конкретных исследований. Карты позволяют получать новые знания, изучать процессы развития и прогнозировать многие явления. Разработка методов использования карт как средства исследования составляет одну из главных задач современной картографии.

Значение карты в исследованиях Земли очень велико. «Карта есть начало и конец географического изучения, описания и выделения ландшафта», - писал Л.С. Берг. Развивая эту мысль можно наметить три основных пути использования карты познания территории.

Первый путь самый простой (элементарный или пассивный). В этом случае картография не обогащается какими-либо новыми идеями или методическими приемами. Географическая карта служит лишь техническим средством или картографической основой, при помощи которой ученый излагает в графической форме свои знания о теории. Нанеся их на карту – основу, он затем делает заключение о мере правильности своих научных суждений, об изучаемом предмете.

Второй путь применения карты можно назвать научно – отраслевым. В этом случае конечным результатом для ученого становится тематическая карта, а для картографа возникают определенные, часто очень интересные предпосылки для научно - методических картографических разработок в соответствующих отраслях тематической картографии.

Третий путь применения географической карты в научных исследованиях начал формироваться относительно недавно. Своим возникновением он обязан не только практической картографии, но и тем новым задачам, которые встали перед географией в связи с решением проблем конструктивно – преобразовательного характера. Использование карты в решении этих задач можно назвать комплексным, потому что при этом создаются благоприятные условия для возникновения новых направлений в тематической картографии и научных понятий в развитии картографии.

Уже отмечалось, что одно из таких направлений – ресурсно–оценочное. Карта используется здесь для показа природных явлений не как элементов ландшафта, а как материальных объектов, необходимых для практической деятельности людей. Вышло уже немало карт, характеризующих и оценивающих различные виды естественных ресурсов. Они получили название природно-экономических. Это, по существу, новый тип карт типологического районирования территории на основе ресурсной оценки изображаемого объекта и практические рекомендации по использованию того или иного территориального выдела.

Подобное огромное значение карт в современной науки и его постепенное расширение не может не сказываться на ее значении в школьном образовании, знакомящим молодого человека с этим изобретением человеческого гения.

Объектом исследования данной работы являются элементы дополнительной характеристики тематических карт.

Цель работы заключается в ознакомлении с видовыми особенностями элементов дополнительной характеристики всех видов физико – географических и эконом – географических карт. А также следует определить уровень влияния элементов дополнительной характеристики на глубину и разнообразие полученных по картам выводов. Установить возможность соединения картографического изображения и элементов дополнительной характеристики в работе с картами. Это и является научной новизной данной работы.

Практическое значение работы заключается в том, что в результате проведенной работы будут выявлены все типы элементов дополнительной характеристики тематических карт и будут предложены варианты их использо вания в учебном процессе.

Задачи работы конкретизируют цель и показывают стадии ее решения:

    описать основные направления использования тематических карт;

    описать особенности восприятия знаков и образов элементов дополнительной характеристики;

    охарактеризовать основные элементы дополнительной характеристики (диаграммы, графики, статистические таблицы, фотокарты, почвенный монолит, разрез, профиль, половозрастная таблица, надписи на картах);

    описать методические разработки возможного применения материалов работы в школьном учебном процессе.

Похожие работы:

  • Контрольная работа >>

    Глубокому познанию явлений, изображаемых на картах . Географические карты в той или иной мере используются... нанесены и другие условные знаки. На карте географических поясов представлены области, где растут...

  • Реферат >>

    Сведений о России и немало географических данных; к его сочинению были приложены и карты . В 1521 г. в Кракове... , дал обширное описание и карту Украины. Очень много географических сведений собрано у Николая Витсена...

  • Реферат >>

    67°30 . 5. Географические карты В повседневной жизни более удобно пользоваться не глобусом, а картами . Географическая карта – это уменьшенное...

  • Реферат >>

    Приведена легенда к географическим картам , содержащимся в данной энциклопедии. ЛЕГЕНДА К ГЕОГРАФИЧЕСКИМ КАРТАМ Надписи и географические названия на картах . В прошлом...

Практическая работа №1.

Тема: « Ознакомление с географическими картами различной тематики».

Цель работы

1. усвоить, что географическая карта является, с одной стороны, важнейшим источником географической информации, а с другой стороны, методом географического исследования.

2. закрепить следующие умения:

Отбирать необходимую информацию с представленной для анализа географической карты;

Отбирать критерии для сравнения полученной информации в ходе анализа географических карт.

Время выполнения работы 2 часа.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1 . Для проведения задания изучите оглавление географического атласа за 10 класс.

1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт?

1.2. Разделите все каты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт?

Задание 2. Внимательно рассмотрите политическую карту мира в географическом атласе. Ответьте на вопросы:

2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира?

2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира?

Задание 3. Для выполнения используйте политическую карту мира.

3.1. Определите самую крупную по площади территории стран мира.

3.2. Перечислите страны, территории которых омываются водами Северного Ледовитого океана.

3.3 Запишите единственное в мире государство, занимающее территорию целого материка.

3.4 Отметьте самые крупные страны по площади в контурной карте и подпишите их.

Практическая работа №2.

Тема: Географические карты различной тематики и их прак­тическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Цель работы:

1. Усвоить этапы формирования политической карты мира, причины и факторы формирования и последующего распада крупных колониальных империй, особенности размещения природных ресурсов в колониальных владениях крупнейших империи, сущность современных процессов изменения политической карты мира.

2.Закрепить и развить следующие умения:

Составить карты (картосхемы) по предложенным комплексным заданиям.

Отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Для выполнения задания используйте текст учебника §1, заполните таблицу. Для каждого региона указать 3-3 страны или территории. входящие в состав определенной империи, если такие есть.

Колониальные империи нового этапа формирования политической карты мира.

Задание 2. На контурной карте мира разными цветами покажите колониальные империи и входившие в их состав страны или территории. Цвета окраски внесите в условные обозначения.

Практическая работа № 3

Тема: Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

Цель работы:

1. Изучить современное положение стран на политической карте мира, усвоить деление крупных регионов мира на субрегионы.

Наносить информацию на контурные карты по предложенным заданиям с применением традиционных картографических обозначений.

Отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи.

Оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию.

Время выполнения работы: 2 часа

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Используйте для выполнения задания карты учебника и региональные карты атласа.

1.1. На контурной карте мира разной фоновой окраской покажите регионы мира: Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Африку, Латинскую Америку, Австралию, Океанию.

1.2. Определите крупнейшие по площади территории государства регионов, обозначьте столицы этих стран и подпишите названия столиц.

Задание 2. Используйте для выполнения задания карты субрегионов (Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Африку, Латинскую Америку, Австралию, Океанию). И текст учебника.

2.1. На контурной карте какого либо региона (по заданию или на ваш выбор) с помощью фоновой окраски покажите субрегионы, на которые принято делить данные регионы. Цвет фоновой окраски нанесите в условные обозначения.

Практическая работа №4.

Тема : «Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития».

Цель работы:

1. Усвоить социально – экономические различия между развитыми и развивающимися странами мира; критерии выделения отдельных подгрупп внутри развитых и развивающих стран мира; названия подгрупп развитых и развивающихся стран мира.

2. Закрепить и развивать следующие умения:

Отбирать из учебника информацию, необходимую для выполнения задания;

Оценивать и объяснять экономические и социальные показатели отдельных стран и регионов мира.

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Используя материалы подраздела 1.2 учебника, заполните таблицу.

Характеристика социально – экономических особенностей групп развитых стран мира

Задание 2 . Используя материалы подраздела 1.2 учебника, заполните таблицу.

Характеристика социально – экономических особенностей групп развивающихся стран мира

Практическая работа №5.

Тема: Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основ­ными видами природных ресурсов.

Цель работы:

2. Закрепить и развить следующие умения:

Сравнивать и анализировать различные статистические материалы.

Время выполнения работы:2 часа.

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Используя карту минеральных ресурсов географического атласа мира для 10 класса, сравнить обеспеченность минеральных ресурсах США и Италии.

2.1. Выпишите с помощью условных обозначений и общепринятых знаков виды полезных ископаемых, добываемых на территории изучаемых стран. Используйте при этом последовательность описания пяти основных категорий минеральных ресурсов, представленных в учебнике (стр. 26, Состав минеральных ресурсов). Полученные материал запишите в виде таблицы.

Обеспеченность минеральными ресурсами США и Италии.

Задание 2. Сравните обеспеченность США и Италии разными категориями минеральных ресурсов. Запишите свои выводы.

Практическая работа № 6.

Тема: Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.

Цель работы:

1. Усвоить содержание понятий «природные ресурсы», «ресурсообеспеченность», «природно-ресурсной потенциал», изучить виды природных ресурсов, потребность человеческого общества в различных природных ресурсах.

2. Закрепить и развить следующие умения:

Работать с различными источниками географической информации.

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

Сравнивать и анализировать различные статистические материалы.

Время выполнения работы:2 часа.

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Используя карту минеральных ресурсов географического атласа мира, сравните обеспеченность минеральными ресурсами (страны выберите сами). Заполните таблицу:

Выпишите виды полезных ископаемых, добываемых на территории изучаемых стран, впишите 5 основные категории минеральных ресурсов.

Задание 2. Используя таблицу, отметь на контурной карте, страны с добычей нефти и природного газа.

Нефть Природный газ.
Страна регион Запасы млрд.т. Страны регион Запасы млрд.т.
Саудовская Аравия Азия 36,0 Россия Европа, Азия 47,57
Ирак Азия 15,2 Иран Азия 23,0
Кувейт Азия 13,3 Катар Азия 14,40
ОАЭ Азия 13,0 Саудовская Аравия Азия 6,22
Иран Азия 12,3 ОАЭ Азия 6,01
Венесуэла Латинская Америка 11,2 США Северная Америка 5,02
Россия Европа, Азия 6,7 Алжир Азия 4,52
Ливия Африка 3,8 Венесуэла Латинская Америка 4,18
Мексика Латинская Америка 3,8 Нигерия Африка 3,51
США Северная Америка 3,7 Ирак Азия 3,40
Китай Азия 3,3 Туркмения Азия 2,86
Нигерия Африка 3,2 Индонезия Азия 2,62
Катар Азия 2,0 Австралия Австралия 2,55
Норвегия Европа 1,3 Пакистан Азия 2,12
Алжир Африка 1,2 Узбекистан Азия 1,87
Бразилия Латинская Америка 1,2 Казахстан Азия 1,84
Казахстан Азия 1,1 Нидерланды Европа 1,77
Азербайджан Азия 1,0 Канада Северная Америка 1,69
Канада Северная Америка 0,8 Малайзия Азия 1,37

Задание 2.1 Используйте данные таблицы, постойте диаграммы Различного вида, выберите сами).

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07

Знакомство учащихся
с классификацией
географических карт

В.И. СИРОТИН
главный редактор издательства ДиК

Содержательный минимум образования и требования к выпускникам общеобразовательных учреждений в новом образовательном стандарте по географии предусматривают формирование у всех учащихся умений работать с различными видами географических карт в процессе изучения школьной географии на всех стадиях. Школьники должны научиться одинаково успешно работать с картами разных масштабов и назначений: уметь пользоваться и картой автомобильных дорог, и топографической картой конкретной местности, и картой отдельного региона или страны, и политической картой мира.
Если сравнить содержание ныне действующих учебных программ и учебников географии с программами и учебниками, действовавшими до начала 90-х годов прошлого века, то можно легко убедиться в том, что внимание к формированию практических умений работать с картами существенно ослабло. Как-то незаметно (вместе с действительно ненужными для учащихся знаниями об этапах развития геосинклинали, энергопроизводственных циклах, технологиях производства тех или иных конструкционных материалов) из географии выпали понятия о картографических проекциях, о топографической карте, снизилось внимание к формированию приемов работы с географическими картами.
Существенно сократилось количество практических работ с атласом и контурной картой, сведены на нет и уже не отражаются в школьных программах экскурсии с целью вычерчивания плана местности, осуществления маршрутной съемки, изучения особенностей размещения конкретных предприятий своей области и т.д. Мало внимания уделяется в процессе изучения географии классификации географических карт, особенностям различных видов карт . Ознакомление учащихся с этими вопросами на одном-двух уроках в 7-м классе в новых требованиях нам представляется совершенно недостаточным. Считаем целесообразным возвращаться к изучению этой важнейшей темы на всем протяжении изучения географии в школе.
В 6-м классе развиваются и конкретизируются те представления о картах, которые школьники получили в начальной школе на уроках по окружающему миру и в 5-м классе на уроках природоведения. При формировании понятия «масштаб» в 6-м классе изучаются различные виды масштабов: численный, линейный и именованный . Именно на этом этапе обучения будет правильным и своевременным показать, как классифицируются по масштабу географические карты. При этом важно привести примеры крупномасштабных (1: 10 000 - 1: 100 000), среднемасштабных (1: 200 000 - 1: 1 000 000) и мелкомасштабных карт (мельче 1: 1 000 000). Необходимо показать учащимся планы и карты, соответствующие этим масштабам. Можно предложить учащимся сравнить территории и условные знаки на этих планах и картах. Полезны будут задания по выбору масштаба для построения плана пришкольного участка, для изображения на карте района, в котором находится школа и т.п. Целесообразно предложить учащимся самим подобрать условные знаки для использования в каждой из этих различающихся по масштабу карт.
В 7-м классе после повторения уже изученной в 6-м классе темы классификации карт по масштабу более подробно рассматривается величина той территории , которая отражена на различных по масштабу географических картах. Таким образом постепенно переходим к классификации карт по охвату территории . Выделяем мировые карты, карты материков, частей света и отдельных океанов, карты крупных регионов мира и отдельных стран .
Просим учащихся самих назвать, какие масштабы наиболее приемлемы для картирования каждой из указанных территорий. При этом важно, чтобы учащиеся осознали и записали в свою тетрадь зависимость, существующую между размером изображаемой на карте территории и масштабом карты.
В 8-м классе более детально и тщательно рассматривается дифференциация географических карт и по их содержанию . Дается определение, показываются различия между общегеографическими и тематическими картами. Подчеркивается важная особенность общегеографических карт: элементы земной поверхности - гидрографическая сеть, озера, населенные пункты, пути сообщения и т.д. - показываются равноправно, без явного выделения одного их них. Говоря об особенностях и назначении тематических карт важно выделить и показать различия физико-географических и социально-экономических карт . При этом сравнивается специальное содержание карт, отражающее природные или общественные процессы и явления окружающего мира.
Школьный географический атлас для 8-го класса содержит большое количество различных тематических карт, с которыми учащиеся будут работать в течение всего учебного года, выполняя практические и самостоятельные работы. Они могут сами привести примеры как общегеографических, так и различных тематических карт, назвать те профессии, в которых используются тематические карты в зависимости от их специального содержания.
На этом же этапе обучения целесообразно познакомить учащихся и с новой для них классификацией карт - по назначению . Именно эта классификация показывает большое практическое значение географии и картографии для народного хозяйства и жизни общества в целом. Важно убедить учащихся в том, что без географических карт и умений работать с различными тематическими картами невозможно освоить важные современные профессии. Изучить географию и историю невозможно без учебных карт, морской и воздушный транспорт - без навигационных карт, автомобильный - без карты автодорог, туризм - без туристических справочных карт и планов городов, военные действия - без топографических карт специального назначения и т.д.
В 9-10-х классах учащиеся уже учатся работать с различными социально-экономическими картами. Формируются знания о том, что социально-экономические карты отражают особенности размещения населения, предприятий, относящихся к различным отраслям народного хозяйства, сельскохозяйственного производства. Учащиеся приобретают навыки работы как с отраслевыми, так и с общими экономическими картами. Социально-экономические карты, различные по охвату территории, помогают учащимся понять зависимость между специальным содержанием карты, ее масштабом и назначением карт.
Учитывая важность формирования у всех учащихся хороших знаний по вопросу классификации карт, а также умений работать с каждой группой карт, можно выделить специальный урок по обобщению этих знаний и умений. Такой урок на тему «Различные виды географических карт и их использование в хозяйстве » можно провести в конце 10-го класса.
В ходе урока предложим учащимся дополнить схемы по классификации карт по каждой группе, используя свой школьный атлас, настенные карты, имеющиеся в кабинете географии. Можно предложить в опережающем плане специально для урока обобщения подготовить сообщение об использовании различных видов карт в народном хозяйстве и в жизни конкретного человека. Может быть интересным и сообщение о современных геоинформационных системах и их значении.
Поможет и наличие на доске заранее подготовленной схемы, которая может быть дополнена в ходе урока самими учащимися.

С давних пор человека интересовало, что же располагается за горизонтом - новые территории или край земли. Шли века, цивилизация накапливала знания. Настала та пора, когда ученые, которые никогда не бывали в далеких землях, многое о них знали. В этом им помогали источники географической информации.

Данная статья расскажем вам о том, что же это такое, а также об их разновидностях.

Общие понятия

Как можно догадаться, так называются все из которых человек может получить интересующие его сведения. Какие рассматривает источники географической информации 5 класс (в среднеобразовательной школе)? Давайте их перечислим:

  • Все географические карты, атласы, а также разнообразные топографические планы, включая военные.
  • Разнообразные географические описания конкретной местности.
  • Справочники, энциклопедические статьи, результаты и отчеты различных экспедиций.
  • Аэрофотоснимки и космическая
  • и GPS/ГЛОНАСС.

Вот какие знает источники географической информации 5 класс в среднестатистической общеобразовательной школе. Мы же попробуем рассмотреть характеристики некоторых из них чуть более подробно.

Современные технологии

В последние годы все больше и больше источников переводят из бумажного в цифровой вид. И это неудивительно. Практически все 5 источников географической информации, о которых мы только что говорили, сегодня можно отыскать именно в цифровом виде. Даже профессиональные ученые в последние годы предпочитают работать именно с «цифрой».

С той же системой ГИС работать куда удобнее, чем с грудой книг. А сейчас обсудим некоторые источники географической информации подробнее.

Карты

Картой называют схематическое обобщенное изображение поверхности какого-то участка земли, всей планеты или небесных тел. Она строится по принципу масштабирования, то есть для этого используются математические методы. Именно в зависимости от масштаба все карты принято подразделять на три крупные группы:

  • Крупномасштабные.
  • Среднемасштабные.
  • Мелкомасштабные.

Если говорить о первой категории, то у этих документов соотношение может быть 1:200 000 и крупнее. Сюда входят практически все топографические планы. Мелкомасштабными считаются все карты, соотношение которых меньше 1:1 000 000. Обычный географический атлас включает в себя или мелкомасштабные, или среднемасштабные планы, которые лучше всего подходят для изучения той или иной местности.

Сортировка картографической информации

Следует знать, что еще задолго до создания карты специалисты производят строгий отбор того, что на ней будет изображено. Процесс этот называется следующим образом: картографическая генерализация. Естественно, что наиболее строгий отбор существует в отношении мелкомасштабных карт, так как на них требуется вместить максимальный объем полезной информации при минимально занимаемой площади документа. В самой генерализации чрезвычайно важную роль играет непосредственное назначение карты, а также пожелания ее заказчика.

Планы местности

Так называются чертежи местности, которые выполняются в крупном масштабе (1:5000 и более), причем чертятся с использованием специальных условных обозначений. Этим они напоминают школьный географический атлас. Построение таких планов осуществляется на основе глазомерных, инструментальных измерений, аэрофотосъемки или же комбинированным методом.

Так как на планах указываются сравнительно небольшие участки земной поверхности, при их создании кривизной планеты можно пренебречь. Следует четко понимать, что эти источники географической информации, которые мы только что описали, кардинально отличаются друг от друга.

Основные отличия планов от карт

  • В сантиметре плана редко закладывается более пяти реальных километров на местности. Они куда подробнее карт, в одном миллиметре которых могут быть заложены сотни километров земной поверхности.
  • Все объекты на местности в планах изображаются максимально подробно. В принципе, на среднестатистическом чертеже отмечены все более-менее значимые участки. Так, на топографических планах Генерального штаба ВС РФ (и СССР, конечно же) могут быть отображены даже деревья и мелкие ручейки. На карты невозможно уместить всю эту информацию. Собственно, потому и проводится генерализация, о которой мы говорили выше. Даже точные очертания континентов на многих картах отобразить нельзя, а потому они зачастую наносятся со значительными искажениями. Кроме того, вышеописанная дополнительная литература по географии использует внемасштабные условные обозначения.
  • Еще раз подчеркнем, что при построении плана пренебрегают кривизной земной поверхности. Карты, особенно в маленьком масштабе, учитывают ее в обязательном порядке.
  • На планах никогда не бывает градусной сетки. В то же время параллели и меридианы есть на каждом из них.
  • План всегда прост в плане ориентирования. Верх документа - север, низ, соответственно, - юг. На картах же направление определяется по параллелям.

Способы изображения объектов на планах и на картах

Условными знаками в этом случае являются общепринятые варианты, в которых закодирована характеристика изображенных на карте или плане объектов. С их помощью можно отобразить как что-то конкретное (гору, к примеру), так и нечто совершенно абстрактное, условное (плотность населения в городе, деревне и т. п.). Разумеется, все они существенно облегчают жизнь человеку, который знает основы картографии и умеет читать эти чертежи.

В течение какого времени карта сохраняет свою актуальность?

Этим вопросом хотя бы еиножды задаются практически все географы и геологи. Конкретный ответ на него зависит от назначения, масштаба, автора плана. Так, средневековые исследователи нередко рисовали карты буквально «на коленке», так что об их точности говорить уже не приходится. А вот карты Генштаба, несмотря на время, до сих пор поражают своей точностью.

Не стоит забывать, что карты отличаются достаточно высокой стабильностью, в то время как планы Амазонки и Нила можно смело выбрасывать лет через пятьдесят после их опубликования. Реки эти настолько эффективно и быстро изменяют рельеф поверхности Земли, что от более старых документов толк есть только в исторической перспективе.

Географические описания, открытия

Все источники географической информации, рассмотренные выше, какие-то сухие, неинтересные. Куда увлекательнее почитать описание какого-то региона, местности или даже материка, написанное человеком, который все это открыл!

Шутки шутками, но описания и отчеты о географических (геодезических, биологических) исследованиях порой способны дать куда больше информации, чем самый подробный топографический план местности. Тем более что в последнем не отобразить некоторые неприятные особенности той или иной местности (малярию, встречающуюся в некоторых центральных областях Африки на каждом шагу, к примеру).

Тот список литературы по географии, который учащимся выдается в школе (например, Николина В. В. География, Поурочные разработки; Самкова В. А. Мы изучаем лес; Лесная энциклопедия: в 2 т./гл. ред. Г. И. Воробьёв), как раз-таки и сформирован благодаря трудам исследователей, в свое время заносивших все эти сведения на карту, находясь в самой гуще событий.

Краткие сведения об открытии Африки

Расскажем немного об истории открытия Черного континента. Конечно же, слово «открытие» здесь не совсем корректно: вот Австралия - да, с ней пришлось помучиться. В случае с Африкой были прекрасно исследованы прибрежные районы, где отлавливали чернокожих рабов и покупали у арабских торговцев слоновую кость, а вот о том, что же творится в глубине континента, не знал практически никто.

Все изменилось в XIX веке, когда в Африку прибыл легендарный Именно ему принадлежит честь открытия истоков Нила и великолепного озера Виктория. Мало кто знает, но исследованиями Центральной Африки в свое время занимался русский ученый В. В. Юнкер (в 1876-1886 годах).

Для коренного населения материка все это закончилось печально: основные источники географической информации (то есть карты), данные для которых с таким трудом и постоянной опасностью для жизни собирали все эти отважные ученые, начали активно использоваться работорговцами…

Итак, с картами и планами мы фактически закончили. Географические атласы относятся к той же категории. А какова роль современных источников географической информации? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим принцип совместного использования старых бумажных карт и навигатора, которым сейчас активно пользуются даже профессиональные географы и геологи.

GPS/ГЛОНАСС + карты

Следует отметить, что этот способ великолепно подходит для определения точности карт, атласов и топографических планов. Кроме того, данная методика удовлетовряет нужды историков, так как они могут воочию убедиться, насколько сильно изменилась местность, которую описывают в исторических хрониках современники тех или иных событий. Впрочем, литература по географии нередко содержит планы местности, которые не обновлялись с начала прошлого века.

Чтобы воспользоваться столь точным, но довольно трудоемким и несколько экстравагантным методом, вам придется выполнить трехкратную привязку (три разные карты) к одному и тому же участку местности:

  • Сначала найти более-менее современную карту или топографический план.
  • Желательно иметь при себе свежий аэрокосмический снимок исследуемой местности с топографической привязкой к системе координат.
  • Наконец, нужна та карта, сведения которой вы и собираетесь проверять.

Смысл данной операции в том, чтобы внести в память навигатора все три этих чертежа местности. Современные модели подобных устройств имеют достаточно мощный процессор и впечатляющий объем оперативной памяти, так что переключаться между картами можно будет мгновенно.

Определение маршрута следования

Прокладку маршрута лучше всего осуществлять, пользуясь современной картой или топографическим планом. Не советуем применять для этого старые документы. Вполне возможно, что на месте болота сейчас находится проходимая местность, а вот по опушке некогда редкого молодого леса вы пройти уже не сможете, так как у местности кардинально поменялась география. Карта - это хорошо, вот только в большинстве случаев такие документы не слишком-то точны.

Почему аэрофотосъемка и космические снимки предпочтительнее карт?

Но почему бумажные чертежи так уступают продуктам современных технологий? Дело в двух следующих причинах:

  • Во-первых, актуальность космической съемки или аэрофотоснимка в большинстве случаев намного выше. Когда еще картографы сподобятся провести очередную генерализацию новых данных и выпустят актуальные планы местности?
  • На снимках вы буквально в режиме реального времени сможете определять характеристики той или иной местности. На карте или даже топографическом плане породы деревьев в лесу будут отображены только схематично и лишь в общем порядке. Проще говоря, наткнуться на густой еловый пролесок посреди березняка вполне реально, а в условиях густого хвойного леса заблудиться куда проще.

Выбрав маршрут и сверившись с новыми снимками, рекомендуется обратиться к старой карте. Для чего такие сложности? Представьте, что вы являетесь биологом на полевом выходе. Вам нужно определить, насколько разросся лес, какие новые появились породы деревьев, сколько типов леса сменилось за все эти годы. Идеально подходит для решения всех этих задач простое наложение новой карты на ее старый аналог. Таким образом, все становится видно максимально наглядно.

Вот какие источники использует география. Карта - едва ли не самый главный из них, но при этом не стоит забывать, что за минувшие десятилетия наука и техника сделали огромный шаг вперед, а потому глупо не воспользоваться всеми современными достижениями.

Заключение

Вот вы и узнали, какие источники географической информации в настоящее время наиболее актуальны. Как ни странно, но мы до сих пор применяем все те же самые планы и карты, которые были изобретены еще до нашей эры. Конечно же, с поправкой на их современный вид.

Географическая карта -- это уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности, показывающая размещение, состояние и связи различных природных и общественных явлений, их изменения во времени, развитие и перемещение в соответствии с назначением данной карты.

Географические карты закономерно рассматривать как наглядные образно-знаковые модели. Им присущи основные черты моделей вообще: отвлечение от целого для исследования части - конкретной территории, конкретных явлений и процессов; упрощение, состоящее в отказе от учёта множества характеристик и связей и в сохранении некоторых, наиболее существенных; обобщение, имеющее в виду выделение общих признаков и свойств, и др. Эти абстракции способствуют более глубокому познанию явлений, изображаемых на картах.

Первая особенность географических карт - построение при помощи картографических проекций, позволяющих получать по картам правильные данные о положении, плановых размерах и форме изображаемых земных объектов.

Вторая особенность географических карт - использование картографических знаков как особого языка карты - даёт возможность:

а) изображать земную поверхность с желательным уменьшением (т. е. в желательном масштабе), чтобы охватить единым взглядом необходимую часть или даже всю земную поверхность, воспроизводя при этом на карте те объекты, которые вследствие уменьшения не выражаются в масштабе карты, но по своему значению должны быть показаны;

б) показывать на карте рельеф земной поверхности (например, при помощи горизонталей), т. е. передавать неровности местности в плоском изображении;

в) не ограничиваться отображением на географической карте поверхности предметов, а указывать их внутренние свойства (например, на карте моря можно показать физико-химические свойства воды, течения, рельеф и грунты морского дна и многое др.);

г) показывать распространение явлений, не воспринимаемых непосредственно нашими органами чувств (например, магнитное склонение, аномалии силы тяжести и т. п.), и делать наглядными недоступные непосредственному восприятию связи и отношения (например, между источниками сырья и предприятиями по его переработке);

д) исключать менее значимые стороны, частности и детали, свойственные единичным объектам, и выделять их общие и существенные признаки (например, характеризовать населённые пункты по численности населения и административному значению, отказываясь от передачи их планировки), т. е. прибегать к абстракции.

Особенно важна третья особенность географических карт - отбор и обобщение изображаемых явлений, т. е. картографическая генерализация.

Географические карты были и остаются главным источником географической информации. Карты допускают единовременный обзор пространства в любых пределах - от небольшого участка местности до поверхности Земли в целом. Они создают зрительный обзор формы, величины и взаимного положения объектов, позволяют находить их пространственные размеры: координаты, длины, площади, высоты и объемы. Карты содержат необходимые количественные и качественные характеристики этих объектов и, наконец, показывают существующие между ними связи: пространственные и некоторые другие. Эти свойства объясняют значение и ценность карт для практики.

Географические карты, фиксируя положение, состояние и пространственные связи конкретных объектов (явлений), позволяют не только экономно и выразительно излагать знания о размещении явлений, но также находить закономерности этого размещения. В некоторых отраслях знаний карты используются как основное средство исследования.

Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движении войск и в туристических походах, для полета на воздушном корабле и для пешеходного маршрута.

В военном деле они являются основным источником информации о местности и обязательным пособием для управления войсками и организации их взаимодействия.

В промышленном, энергетическом и транспортном строительстве карты используются как основа для изысканий, проектирования и переноса в натуру инженерного проекта. Теперь наивыгоднейшие трассы железных дорог, автомагистралей и трубопроводов изыскиваются не в поле, а намечаются по топографическим картам в кабинетах проектных организаций.

Карты широко применяются в сельском хозяйстве при землеустройстве, мелиорации, мероприятиях по повышению плодородия почв, по борьбе с эрозией и вообще для учета и наиболее правильного, эффективного использования всех земельных фондов.

Карты составляют незаменимое пособие для школьного и внешкольного обучения. Они не только хранилище накопленных географических знаний, но и действенное средство для их распространения, подъема общей культуры. Без преувеличения модно сказать, что карты в той или иной степени используются во всех сферах человеческой деятельности.

Большое значение карты приобрели как средство научных исследований, особенно географических. Каждое географическое исследование так или иначе исходит из существующих карт, дает материалы для их исполнения и совершенствования. Сфера использования карт как средства научного исследования быстро расширяется по мере общего нарастания темпов научного прогресса. В частности, этому расширению содействуют успехи в становлении информатики и в разработке теории моделирования.

Исследование информатикой общих проблем сбора, хранения и передачи знаний позволяет еще полнее оценить достоинства географических карт как особой формы обработки, представления и анализа пространственной информации. Как отмечалось эти достоинства заключаются в возможности единовременного, целостного восприятия картографических изображений, в наглядности территориальных различий и удобстве анализа пространственных сочетаний, взаимосвязей и закономерностей.

Метод моделирования в географии, геоинформационные и дистанционные методы опираются на картографический метод. Энергичное внедрение в современную науку методов моделирования открыло в применении к картографии действительную силу карт как обобщенных и упрощенных пространственных образов реального мира, то есть его моделей, отражающих те стороны, свойства и процессы действительности, которые важны для целей конкретных исследований. Карты позволяют получать новые знания, изучать процессы развития и прогнозировать многие явления. Разработка методов использования карт как средства исследования составляет одну из главных задач современной картографии.

Несмотря на внедрение в географию новых методов, картографический метод является одним из основных при проведении исследований. И хотя сейчас карты часто хранятся в памяти ЭВМ и являются частями геоинформационных систем, получающих информацию со спутников и с многочисленных метеостанций, включающих банки данных, содержащие отчеты о результатах труда многих исследовательских коллективов, карта остается наиболее совершенным способом передачи пространственной информации.