Финансовая стратегия и финансовая тактика. Большая энциклопедия нефти и газа

Большинство современных крупных предприятий уделяет внимание формированию финансовой стратегии. Подобные активности осуществляются на уровне высшего менеджмента компаний, однако могут в то же время быть в достаточной мере детализированными и предполагать вовлечение руководителей в локальные бизнес-процессы. В чем специфика выстраивания финансовых стратегий на предприятиях? Каковы критерии эффективности их разработки?

Определение финансовой стратегии

Что такое финансовая стратегия? Под этим термином принято понимать план, выработанный каким-либо субъектом хозяйственной деятельности - например, коммерческой фирмой, - который связан с определением эффективных способов получения выручки и снижения расходов компании.

Предназначение финансовой стратегии

Финансовая стратегия призвана содействовать разрешению вопросов, касающихся самоопределения организации как самостоятельного субъекта коммерческих активностей, получения необходимых средств для развития, оптимизации бизнес-модели. Работая в соответствующем направлении, менеджмент организации выявляет закономерности хозяйственного развития фирмы, вырабатывает методы приспособления организации к воздействию тех или иных рыночных, социальных либо политических факторов.

Финансовая стратегия чаще всего связана с оптимизацией основных средств фирмы, распределением прибыли, реализацией расчетов, налоговой, инвестиционной политикой, поиском эффективных механизмов ценообразования. Активности менеджмента в указанных направлениях могут осуществляться как на внутреннем пространстве предприятия, так и в работе на территориях вне корпорации - например, это могут быть переговоры с инвесторами, крупными клиентами, правительственными структурами.

Что позволяет достичь реализация финансовой стратегии?

Разработка финансовой стратегии предприятия и успешная ее реализация позволяют обрести значимые преимущества в области ведения бизнеса. В числе таковых:

  • формирование эффективной системы управления денежными ресурсами компании;
  • выявление ключевых факторов, влияющих на рентабельность бизнес-моделей с последующим сосредоточением активностей на работе с ними;
  • формирование взвешенного, последовательного, рационального подхода к постановке задач и их решению;
  • выявление критериев сбалансированности текущей бизнес-модели, а также потенциальных источников дальнейшего роста компании;
  • выстраивание прозрачных и объективных инструментов контроля над экономической эффективностью предприятия;
  • выявление внутренних и внеших факторов, предопределяющих рентабельность компании;
  • выявление ключевых конкурентных преимуществ организации относительно игроков рынка и обеспечение динамичного их задействования.

Выстраивание финансовой стратегии - важнейшее направление деятельности на коммерческом предприятии. Данные активности позволяют осуществить комплексный анализ возможностей фирмы, потенциала ее роста и увеличения конкурентоспособности в том или ином сегменте бизнеса.

Элементы финансовой стратегии

Финансовая стратегия предприятия состоит из следующих ключевых элементов:

  • планирования (которое может классифицироваться на различные категории - например, текущие и перспективные активности);
  • концентрации денежных ресурсов и формирования необходимой инвестиционной базы;
  • формирования резервов, которые могут понадобиться для поддержания устойчивости тех или иных участков бизнеса в случае негативного воздействия тех или иных факторов;
  • взаимодействия с партнерами - как в аспекте текущих коммуникаций, связанных с расчетами и взаимным выполнением обязательств, так и в направлении поиска новых контрагентов или, например, инвесторов;
  • разработки учетной политики фирмы;
  • стандартизации деятельности фирмы на уровне тех или иных бизнес-процессов;
  • реализации отчетных процедур;
  • подбора новых кадров;
  • повышения квалификации штатных сотрудников;
  • анализа финансовой деятельности;
  • контроля над выполнением пунктов вырабатываемой стратегии.

Работа менеджеров фирмы в рассматриваемых направлениях может быть связана как с поиском объективных закономерностей и факторов, влияющих на хозяйственное развитие фирмы, так и с обнаружением тех, что имеют субъективные характеристики. То есть те цифры, которые менеджмент получил, осуществляя планирование, могут быть не вполне актуальными - к примеру, в силу политического фактора.

Разработка финансовой стратегии может быть проведена на самом высоком уровне - но при наличии напряженности на международной арене, у предприятия могут возникнуть сложности с реализацией намеченных задач.

Стратегические направления развития фирмы

Полезно будет рассмотреть то, какие ключевые стратегические направления в развитии фирмы выделяют современные исследователи. В числе таковых:

  • политика в области оптимизации налогообложения;
  • исследование возможностей для формирования наиболее адекватных цен;
  • инвестиционная политика.

Первое направление активностей будет связано прежде всего с изучением правовой базы на уровне федерального, регионального либо муниципального законодательства. Что касается политики ценообразования, то определение ее ключевых направлений, вероятнее всего, предопределит необходимость менеджерам делать акцент на изучении внешних рыночных факторов. Инвестиционная политика, в свою очередь, будет в большей степени базироваться на исследовании внутренних бизнес-процессов, выстраиваемых на предприятии.

Цели выстраивания финансовой стратегии

Рассмотрим теперь то, какими могут быть цели финансовой стратегии компании. Чаще всего они имеют коммерческий характер. То есть они будут связаны с желанием менеджеров предприятия извлекать как можно больше прибыли и снижать издержки - как мы уже сказали выше. Однако финансовая стратегия организации также может отражать предпочтения владельцев фирмы в области решения не только коммерческих, но и социальных либо политических задач.

В первом случае работа собственников и менеджеров предприятия, возможно, будет предполагать создание как можно большего количества рабочих мест с высокой зарплатой. Что касается решения политических задач, то приоритеты в финансовой стратегии фирмы могут быть в этом случае сконцентрированы в направлении либо формирования градообразующего предприятия, либо экономического развития региона. Вследствие этого собственники и руководители компании могут рассчитывать на определенные преференции на выборах, на реализацию «лобби» и иных активностей в области муниципальной, региональной политики, а в некоторых случаях - на уровне общенациональных процессов.

Разновидности финансовой стратегии

Изучим то, в каких разновидностях может быть представлена финансовая стратегия предприятия. Современные экономисты подразделяют рассматриваемые активности на:

  • генеральные;
  • оперативные;
  • тактические.

Изучим их подробнее.

Генеральная стратегия

Что касается первой разновидности финансовой стратегии, то она предопределяет, на каких принципах будет основываться развитие предприятия. Таковые могут быть основаны на формировании приоритетов в выпуске того или иного товара, задействовании конкретной технологии, акцентированном продвижении фирмы на том или ином рынке сбыта.

Оперативная стратегия

Финансовая стратегия, классифицируемая как оперативная, будет связана с определением инструментов, посредством которых менеджмент должен вести предприятие к достижению тех целей, что определены на генеральном уровне. Например, если ключевым принципом развития фирмы выбрано освоение рынков, расположенных в Юго-Восточной Азии, то оперативные задачи могут быть связаны с закупками оборудования, которое позволит сделать производство конкурентным в отношении поставщиков из соответствующего региона.

Оперативная финансовая стратегия фирмы, как правило, связана с осуществлением контроля над текущим расходованием финансовых средств, которыми располагает предприятие. Так, менеджмент может решать задачи, связанные с: учетом валовых доходов, расчетами с поставщиками, извлечением прибыли за счет эмиссии ценных бумаг, учетом валовых расходов, выплатой зарплаты сотрудникам, уплатой налогов в бюджет. Если модернизация производства, позволившая высти предприятию на требуемый уровень конкурентоспособности относительно азиатских конкурентов, достигнута, то задача менеджмента - выявить, насколько соответствующие нововведения оказываются совместимыми с текущей бизнес-моделью фирмы, ее обязательствами перед контрагентами и государством.

Тактический аспект стратегии

Тактическая часть финансовой стратегии предполагает локализацию задач на уровне конкретных бизнес-процессов. Подобные активности могут быть связаны с закупкой новых фондов для отдельно взятых производственных линий или, например, приобретением расходных материалов. Финансовый контроль над расчетами, сопровождающими решение соответствующих задач, может проводиться с высокой частотой либо в привязке к локальным операциям - например, связанным с перечислением денежных средств поставщику оборудования по текущему контракту.

Критерии эффективности финансовой стратегии предприятия

Исходя из каких критериев должно осуществляться формирование финансовой стратегии фирмы, а также ее последующая реализация?

Касательно первого этапа управленческих активностей можно выделить следующую совокупность условий, повышающих вероятность выстраивания эффективных подходов к развитию бизнеса:

  • необходимая детализация производственных процессов (ключевым фактором конкурентоспособности может быть локальный участок бизнеса, который, казалось бы, не может быть определяющим с точки зрения рентабельности предприятия);
  • адекватная оценка финансовых факторов (завышенные ожидания по выручке могут привести к неудаче в реализации инвестиционных планов, заниженные - к недостаточно динамичному росту фирмы, как следствие - снижению доли на рынке);
  • должное внимание внешним факторам (как мы отметили выше, даже самая эффективная бизнес-модель может оказаться бесполезной, если ее реализации мешают политические события).

Касательно этапа реализации финансовой стратегии исследователи рекомендуют обратить внимание на следующие критерии его эффективности:

  • обеспечение устойчивой институциональной и кадровой основы деятельности фирмы на различных этапах выполнения пунктов выработанных планов (задумка менеджеров может оказаться великолепной, но недостаточно высокая квалификация кадров либо несовершенные механизмы внутрикорпоративных коммуникаций могут помешать ее реализации);
  • обеспечение эффективных механизмов контроля над решением поставленных задач;
  • своевременная аналитика достигнутых результатов (которая может помочь выявить какие-либо недочеты текущей стратегии либо, наоборот, ее самые сильные места, которые можно будет впоследствии задействовать с целью повышения конкурентоспособности бизнеса).

Итак, мы рассмотрели то, каким образом может выстраиваться финансовая стратегия предприятия. Собственники и менеджеры фирмы в ходе ее реализации сталкиваются с необходимостью решения непростых задач, но подобные активности стоят того, поскольку предопределяют уровень конкурентоспособности бизнеса.

Вместе с тем финансовая стратегия управления коррелирует с другой категорией менеджмента - тактикой. Изучим данный аспект подробнее.

Финансовая тактика

Финансовая стратегия и финансовая тактика - явления, которые тесно связаны между собой. Есть точка зрения, по которой второй элемент является неотъемлемой частью первого, поэтому рассматривать их в разных контекстах не вполне корректно. Подобный сценарий мы рассмотрели выше - исследовав один из подходов к классификации стратегий, по которому предполагается выделение тактической ее разновидности.

Финансовая тактика: практические примеры

Есть и другой тезис, по которому финансовая стратегия и финансовая тактика руководства фирмы могут коррелировать на уровне методов, но предполагать решение разных задач. Например, менеджмент предприятия может принять решение о смене банка, обслуживающего РКО организации. С точки зрения финансовой стратегии каких-либо значимых задач в этом случае не решается. Однако менеджмент предпринимает, очевидно, тактический ход, связанный, возможно, с подписанием контракта с более устойчивым банком.

Еще один пример соответствующего типа решений: корректировка перечня полномочий финансового директора - как вариант - в пользу передачи части таковых генеральному. Опять же, с точки зрения стратегии решение незначительное. Но в аспекте тактики оно может быть исключительно важным в силу того, что генеральный директор, пройдя специализированные обучающие курсы, приобретет больший объем компетенций в части некоторых хозяйственных вопросов, а потому справится с их решением лучше, чем руководитель более узкого профиля.

В основе современной концепции стратегического управления лежит теория конкурентной стратегии и конкурентного преимущества, разработанная ученым из США М. Портером в 80-х гг. XX в. Экономическую стратегию автор трактует как обобщенный план управления, ориентированный на достижение целей компании путем определения и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ.

Важную роль в стратегическом управлении играет также дифференциация видов стратегий развития предприятия по их уровням. В системе этого управления выделяют обычно три основные вида стратегий -- корпоративную стратегию, функциональные стратегии и стратегии отдельных хозяйственных единиц (бизнес-единиц).

Корпоративная стратегия определяет перспективы развития предприятия в целом. Она направлена на выполнение миссии предприятия и наиболее комплексно обеспечивает реализацию главной цели функционирования предприятия -- максимизацию благосостояния его собственников.

На корпоративном уровне стратегия охватывает такие важнейшие вопросы, как выбор видов хозяйственной деятельности (видов бизнеса), пути обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия на соответствующих товарных рынках, различные формы конгломератной реорганизации (слияния, поглощения), принципы распределения всех основных видов ресурсов между отдельными стратегическими зонами хозяйствования и стратегическими хозяйственными единицами. Разработкой корпоративной стратегии занимаются в основном менеджеры высшего звена управления предприятием.

Функциональные стратегии предприятия формируются, как правило, по основным видам его деятельности в разрезе важнейших функциональных подразделений предприятия. К числу основных стратегий этого уровня относятся: маркетинговая, производственная, финансовая, персонала, инновационная. Функциональные стратегии предприятия направлены на детализацию корпоративной его стратегии (реализацию ее основных целей) и на ресурсное обеспечение стратегий отдельных хозяйственных единиц. Разработкой основных функциональных стратегий занимаются менеджеры основных функциональных подразделений предприятия.

Стратегии хозяйственных единиц (бизнес-стратегии) предприятия направлены обычно на решение двух основных целей -- обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышения его прибыльности. Принимаемые на этом уровне стратегические решения связаны обычно с созданием новых продуктов, расширением или сокращением существующих товарных линий, инвестициями в новые технологии, объемом отчислений на рекламу. Разработкой стратегий этого уровня занимаются руководители и менеджеры стратегических хозяйственных единиц при консультативной поддержке менеджеров функциональных отделов предприятия.

Финансовая стратегия является одним из пяти функциональных элементов стратегического управления (производство, маркетинг, инновации, кадры и финансы).

Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия, обеспечивающей в первую очередь развитие операционной деятельности, финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер. По отношению к операционной стратегии финансовая стратегия носит подчиненный характер. Поэтому она должна быть согласована со стратегическими целями и направлениями операционной деятельности предприятия. Финансовая стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития предприятия в соответствии с избранной им корпоративной стратегией.

Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование стратегического развития операционной деятельности предприятия. Это связано с тем, что основные цели операционной стратегии -- обеспечение высоких темпов реализации продукции, рост операционной прибыли и повышение конкурентной позиции предприятия связаны с тенденциями развития соответствующего товарного рынка (потребительского или факторов производства). Если тенденции развития товарного и финансового рынков (в тех сегментах, где предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность) не совпадают, может возникнуть ситуация, когда стратегические цели развития операционной деятельности предприятия не могут быть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. В этом случае соответственно корректируется операционная стратегия предприятия.

Все многообразие стратегий операционной деятельности, реализацию которых призвана обеспечивать финансовая деятельность предприятия, может быть сведено к следующим базовым их видам

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

На протяжении многих лет Россия находилась в условиях острого системного кризиса. Спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения.

Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии финансовой политики России в XXI в.:

1. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.

2. Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т.д.), но и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами. Без улучшения финансового регулирования в XXI в. участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократической системы.

3. Успешная реализация названных выше стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента поставить на тот же уровень, что и систему обучения в естественных науках, инженерном деле.


Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должны стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Нужно постепенно отходить от практики деления денежного оборота на автономные, развивающиеся по своим правилам части: рублевую, долларовую и стоящую особняком, никак не регулируемую финансовыми и денежно-кредитными инструментами теневую компоненту денежного оборота. При слабом неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно.

4. Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи:

умеренно увеличить производство топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат;

создать мобильные и ликвидные резервы нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов;

существенно повысить (в 2-3 раза) долю пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала;

развивать авиационную и автомобильную промышленности на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в Россию.

5. Если товарное обеспечение рубля находится в более или менее удовлетворительном состоянии, около половины составляет импорт, то ресурсное обеспечение его гораздо лучше, чем у многих стран даже с сильной валютой. Россия располагает доказанными (прибыльными) запасами полезных ископаемых на 42 трлн долл. и разведанными запасами еще более чем на 140 трлн долл.

6. Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.

Обеспеченность рубля этим не исчерпывается. Необходимо создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.). Для этого следует провести классификацию экономических активов и инвентаризацию всего российского имущества, включая заграничное, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит.

7. Нужна система мер, направленных на стимулирование спроса на рубли. Учитывая, что курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно на этом пространстве целенаправленно формировать спрос на рубли. В качестве одного из вариантов целесообразно ввести продажу отечественных товаров (нефти, газа и т.д.) - потенциальных носителей валюты - за рубли. В этом случае те зарубежные покупатели, которым необходимы такие товары, будут накапливать рубли, а после покупки конвертировать их в доллары и другие твердые валюты.

8. Потенциал рубля ослаблен из-за крупного оттока капитала, нелицензированного его вывоза, утаивания части валютной выручки от экспорта продукции на счетах в офшорных банках, перевода авансовых платежей за поставку импортной продукции без получения соответствующего товара. Лишь частично бегство капитала можно объяснить мотивационными причинами. Предотвращение бегства капитала, его репатриация будут способствовать укреплению рубля.

9. Необходимо осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам, выстраивать долгосрочную политику сбережений и инвестиций, повысить депозитную ставку, развивать систему страхования вкладов, разрешить иностранным банкам привлекать вклады населения при условии возможного их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита.

10. Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с четкими государственными приоритетами.

11. Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10-15 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное - добиться высокого качества разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие доходы.

12. В бюджете создан организационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. По мере реализации политики экономического роста в него необходимо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости. Высокое качество бюджета определяется не только устойчивостью доходов, высокой собираемостью налогов, но и отлаженностью системы его исполнения. И здесь важно отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, особенно крупных сделок, обеспечить единую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.

13. Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. Необходимо отладить систему в рамках Бюджетного кодекса РФ, концепции межбюджетных отношений, соблюдения золотого правила бюджетной политики – 50: 50, постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов региональных бюджетов.

14. Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость их оздоровления, и соблюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции, снижают цены или вкладывают свои доходы в инвестиции. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.

15. В число стратегических задач финансовой и денежно-кредитной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к ВВП и к 2015 г. до 50%. Сохранение высокого удельного веса в структуре М2 наличных денег, недостаточность связывания денежных средств в безналичных расчетах, тезаврация рублей, долларов и другой иностранной валюты сужают экономическую основу увеличения денежной массы (М2), увеличивают дисбаланс между спросом и предложением денег.

16. Одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка. Этот рынок, сформировавшийся в условиях высокой инфляции, бюджетного дефицита, непрерывного наращивания внутреннего долга, «привык» работать при высоких уровнях дивидендов. Фондовый рынокне преодолел полностью синдром дефолта. Выход из создавшегося положения видится в нескольких направлениях.

Во-первых, нужно выпустить краткосрочный финансовый инструмент с умеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансовых спекулянтов, а ориентированный на среднестатистического жителя нашей страны, который согласен меньше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами, которые будут выше средней ставки Дивиденда Сбербанка (на 0,5 -1 пункт) и не будут подкреплены гарантиями государства.

Во-вторых, необходимо выпустить финансовые инструменты со сроками обращения 1, 2, 3, 5 лет, постепенно увеличивая долю пятилетних обязательств, обеспеченных экономическими активами и обладающих достаточной ликвидностью. Они должны обмениваться на золото, конвертируемую валюту, возможно, и на недвижимость (жилье, земля и т.д.). Важно проявить уверенность в объеме их выпуска.

В-третьих, необходимо ввести на период 3-5 Лет государственное регулирование процентных ставок - депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми. Не следует депозитные ставки жестко ориентировать на превышение нормы инфляции. Большая часть населения стремится сохранить свои сбережения и не хочет рисковать, рассчитывая на высокие дивиденды.

В-четвертых, для перетока средств в инвестиции целесообразно в деятельности фондовых и валютных бирж существенно усилить инвестиционную направленность, в том числе в сфере высоких технологий наладить листинг акций предприятий и инвестировать средства в инвестиционные проекты.

17. Для усиления инвестиционной и инновационно-направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков (банк развития и т.д.), в ряде универсальных банков - отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой. При этом нужно учитывать тенденции развития мировой финансовой системы.

В условиях экономического подъема и стабилизации всей финансово-банковской системы часть инвестиционных функций будут выполнять страховые компании, которые могли бы страховать политические риски, пенсионные фонды и другие финансовые институты.

18. Реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики в XXI в. предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики, критерии надежности финансового сектора, стандарт управления корпоративными финансами, бухгалтерским учетом, процедурами проведения банкротств.

Таким образом, для стабилизации экономики и решения финансовой проблемы необходимо:

Обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

Реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

Установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

Стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

Сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

Реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

Ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Успех финансовой политики находится в плоскости макроэкономического роста на базе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.


Финансовые стратегии строятся на четко установленных целях организации.
Финансовая стратегия включает в себя способы и основные средства, с помощью которых организация намерена достичь поставленных целей.
Стратегическое финансирование:
  • состоит из ряда шагов и стадий;
  • ориентировано в будущее;
  • касается организации в целом;
  • приспособлено к процессу принятия решений;
  • определяет долговременные цели корпорации и принятие решений по их достижению;
  • обусловливает способ, с помощью которого эти цели должны быть реализованы.
Финансовая тактика - это совокупность приемов и форм текущих оперативных действий предпринимателя, подчиненных стратегическим целям и задачам финансового управления.
Не следует понимать временные тактические отступления от стратегических целей как препятствия стратегии, если в отдаленном будущем такие отступления принесут больший эффект. Например, расширение рынка, гарантирующее увеличение прибыли в будущем, может потребовать увеличения инвестиционных расходов, т.е. снижения прибыли в текущем периоде.
В основе разработки финансовой стратегии лежит система стратегического управления . Основными принципами финансовой стратегии являются:
  1. полная открытость предприятия для активного взаимодействия с внешней средой;
  2. финансовая стратегия как часть общей стратегии развития предприятия;
  3. учет инноваций в деятельности предприятия;
  4. учет рисков в принятии финансовых стратегических решений;
  5. учет корпоративной культуры предприятия.
  1. Финансовый и стратегический анализ
Финансовый стратегический анализ - это анализ влияния внешней и внутренней среды на качество финансовой стратегии.

Финансовый анализ стратегий тесно связан со стратегическим анализом.
Стратегический анализ - анализ внутренних и внешних факторов, важных для разработки целей и стратегии.
Стратегический анализ включает три составные части:

  • конкурентный анализ;
  • внешний анализ;
  • внутренний анализ.
Конкурентный анализ
Конкурентный анализ в данном случае выделяется из внешнего, в то время как его результаты тесно связаны с внутренним анализом.
Различают конкурентов по однородным продуктам и конкурентов по функции.
Конкуренты по однородным продуктам продают приблизительно аналогичный продукт, изготовленный по похожей технологии. Примером конкурентов по однородной продукции являются телекоммуникационные предприятия, предприятия по автоперевозкам грузов и т.д.
Конкуренты по функциям удовлетворяют те же потребности клиентов, но на основе иной технологии (например, традиционные механические часы заменяются электронными кварцевыми часами, виниловые пластинки - компакт-дисками).
Конкурентов по функции, с одной стороны, труднее выявить, так как они работают в другой сфере. С другой стороны, их труднее оценить из-за незнакомых технологий и особенностей производства.
Внешний анализ
Внешние факторы в краткосрочном плане не могут быть объектами контроля или влияния со стороны руководства предприятия. Это примерно 15-20% всех факторов.
Внешний анализ проводится для того, чтобы выявить факторы окружающей среды, оказывающие наибольшее влияние на работу предприятия и его рост. Предприятие, например, должно учитывать возможность разработки новой более совершенной технологии. Такой процесс называется стратегической «подгонкой». При стратегической «подгонке» предприятие само себя делает зависимым от окружающей среды. Поэтому для предприятия предпочтительнее не стратегическая «подгонка», а стратегическое «натяжение», т.е. предприятию нужно напрячься и рёшить самому все вопросы, связанные с технологией.
В результате проведения стратегического анализа снимаются проблемы реализации целей предприятия. При этом находят наилучшее,

или оптимальное, решение, выбирают, например, тип технологического процесса, определяются с поставщиками и потребителями и т.д.
Реакция на важнейшие проблемы занимает высший приоритет в деятельности руководства предприятия. Выявление наиболее важных проблем в современной экономике становится необходимым, так как окружающая среда становится все более сложной. Важнейшие проблемы вытекают из следующих моментов:

Примером наиболее распространенной проблемы в российских условиях является качество продукции. Если конкуренты уже заняты повышением качества, а вы нет, то ваш бизнес попал в затруднительное положение.
Проблемы должны быть сформулированы в виде вопросов. Например: «Можно ли сократить наши высокие издержки производства, если мы допускаем снижение прибыли в секторе и в то же время стремимся к усилению нашей конкурентной позиции?»
После разработки проблем переходят к действиям и принятию решений. Процесс принятия решений предполагает: Цели, формирующие задачи предприятия, строятся на основе заданных параметров. Такими параметрами, в частности, являются:
  • заданные показатели финансовой деятельности;
  • желаемое поведение компании (репутация компании);
  • границы действия компании и ее отделений (категории клиентов, география рынков, виды продуктов или услуг, виды технологий);
  • цели, касающиеся сфер бизнеса;
  • цели, касающиеся социальной ответственности компании.
Необходимым условием разработки плана действий является нестандартное мышление. Особого внимания при разработке плана действий требуют проблемы, касающиеся корпоративных возможностей.
На стадии анализа, например, часто выясняется, что необходимая внутренняя и внешняя информация неадекватны. Тогда в план вносится пункт о пересмотре системы сбора информации и ее передачи.
Другой пример связан с пересмотром структуры организации, пересмотром и созданием бизнес-единиц, повышением квалификации руководящих кадров и персонала, усовершенствованием коммуникационной системы.

В плане действий необходимо предусмотреть совершенствование или создание новой корпоративной культуры. Эта задача относится к наиболее важным проблемам. При этом необходимо стремиться к исключению из корпоративной культуры бюрократических составляющих. Иначе корпорация приобретет бюрократическую репутацию. Бюрократизация будет способствовать преобладанию интересов отдельных групп и людей.
В процессе реализации стратегии решается ряд вопросов, касающихся сотрудничества с партнерами или совместными предприятиями, регулирования организационной структуры и культуры компании, повышения квалификации руководящего персонала в соответствии с выбранной стратегией, инвестиционного выбора.
При реализации стратегии необходимо организовать контроль для проверки выполнения плана действий и соответствия результатов работы выбранной стратегии.
После разработки плана действий его необходимо преобразовать в финансовую модель, используя оценку неизменяемой политики. Хотя такая модель недостаточно точно предсказывает будущее, тем не менее она позволит сравнить качество отдельных альтернатив.
Цель работы в конечном счете состоит в том, чтобы получить пакет действий, который отвечает требованиям первоначальной версии предпринимательского предвидения, а также жизненно важных проблем и финансовых целей компании.

  1. Финансовое планирование и прогнозирование
Финансовое планирование тесно связано с прогнозированием.
Финансовые планы подразделяются на перспективные и текущие. Срок перспективного плана составляет около пяти лет, срок текущего плана равен году. Финансовый план составляется в виде баланса доходов и расходов компании.
При определении показателей финансового плана используются различные методы.
Методы финансового планирования
Расчетно-аналитический метод. Расчетно-аналитический метод основывается на анализе полученных величин показателей за прошлый период с учетом их возможного развития. Развитие показателей связывают с развитием производственной, коммерческой и других видов деятельности компании.
Балансовый метод. Балансовый метод используется при планировании распределения полученных средств. При определении расходов в планируемом периоде используется уравнение баланса

Остаток средств Поступление средств _
на начало периода в планируемом периоде
_ Расходы Остаток средств
в планируемом периоде на конец планируемого периода
Нормативный метод. Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются федеральными, региональными и местными органами власти, ведомствами, предприятиями.
Органы власти устанавливают нормы амортизационных отчислений, налоги, взносы во внебюджетные фонды.
Ведомства устанавливают нормы отчислений в резервные фонды, нормы предельных уровней рентабельности и т.д.
Предприятия устанавливают нормы кредиторской задолженности, запасов сырья, потребности в оборотных средствах и др.
С использованием указанных нормативов в план закладываются соответствующие издержки и отчисления.
Метод сценариев. Метод сценариев предусматривает разработку нескольких сценариев плана и выбор наилучшего из них. При расчете показателей в этом случае используются различные оптимизационные методы.
Математическое моделирование. Математическое моделирование позволяет установить взаимосвязи между различными финансовыми показателями и влияющими на них факторами. В частности, эти модели используются для прогнозирования показателей на различные сроки.

В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики государства, определенный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономикой и социальной стратегией развития страны. Она ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. В процессе разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, направления и использования, намечаются принципы организации финансовых отношений в соответствии долговременными целями социально-экономического развития Республики Беларусь.

Финансовая тактика – это комплекс мероприятий, направленных на решение задач конкретного этапа развития государства на основе разработанной финансовой стратегии, связанных с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из потребностей страны. Она направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособной продукции. Такое оздоровление можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укрепление курса белорусского рубля.

На современном этапе развития экономики финансовая политика Республики Беларусь направлена на борьбу с инфляцией, совершенствование налоговой системы, создание благоприятных условий для ВЭД, привлечения иностранных инвестиций, сокращение государственного долга, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, повышение социальной защиты населения (согласно Программе социально-экономического развития РБ).

Основные направления финансовой стратегии Республики Беларусь:

Обеспечение устойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения;

Создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;

Снижение налоговой нагрузки;

Повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов бюджета по отношению к ВВП;

Поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;

Концентрация бюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ и мероприятий;

Оптимизация и совершенствование управления государственным долгом

Привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

Финансовая политика реализуется через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством типов, видов, методов и форм финансовых отношений.

Типы финансового механизма (в зависимости от степени участия государства):

Директивный финансовый механизм связан с участием государства в разработке и введении обязательных для всех субъектов финансовых отношений в сфере бюджетного устройства налогообложения, финансо­вого рынка.

Регулирующий финансовый механизм определяет процедуру финан­совых отношений в тех сферах и звеньях децентрализованной финансо­вой системы, где интересы государства напрямую не затрагиваются.

Виды финансового механизма (в зависимости от сфер и звеньев финансовой системы): бюджетный механизм, финансовый механизм организаций, механизм финансового рынка и т.п.

Методы финансового механиз­ ма:

    финансовое обеспечение осуществляется за счет собст­венных, заемных и привлеченных ресурсов.

    финансовое регулирование связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности.

    налогообложение

    планирование и прогнозирование

    управление и контроль

    самофинансирование и др.

Для регулирования финансовых отношений в ходе осуществления финансовой политики государство использует определенную систему финансовых рычагов и стимулов. В состав финансовых рычагов входят: прибыль, налог на доходы предприятий и организаций различных форм собственности, инвестиции, курсы валют и ценных бумаг, амортизационные отчисления, цена, дивиденды, отчисления на социальное страхование и т.п. Финансовые стимулы представляют собой поощрения за хорошие результаты работы и применение экономических санкций за нарушения.