Стратегия и тактика финансовой политики на современном этапе. Стратегия и тактика финансовой политики

Решения, определяющие финансовую политику, подразделяют на краткосрочные и долгосрочные. Мероприятия по организации и использованию финансов рассматриваются как краткосрочные, если рассчитаны на период не более 12 месяцев или период продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Они нацелены на принятие текущих решений и на управление в режиме реального времени. Финансовые решения и мероприятия, преследующие цель достичь определенных результатов за период более 12 месяцев и превышающих операционный цикл, относят к долгосрочной политике.

Принципы формирования краткосрочной и долгосрочной политики взаимозависимы. Краткосрочные решения в области финансов должны согласовываться с долгосрочными целями и способствовать их достижению. Такие соотношения тесно связаны с вопросами стратегии и тактики в финансовой политике.

Вся человеческая жизнь, несмотря на однозначность ее конца, - это борьба с неопределенностью. Мы стараемся уменьшить неопределенность в той сфере, которая зависит от нас: выбираем надежных друзей и коллег; оборудуем жилье, защищающее нас от капризов погоды; создаем определенные запасы и накопления на случай непредвиденных ситуаций и т.д.

Особенно наглядно борьба стихийности и упорядоченности проявляется в экономике. С одной стороны, неопределенность внутренне присуща экономической деятельности. Более того, непредсказуемость - это не досадное обстоятельство, а фактор экономического роста и прогресса, возможность для движения капиталов. В конечном счете, именно неопределенность является источником прибыли. С другой, - любая фирма для нормального сбалансированного развития должна иметь четкие и конкретные цели роста, распределять всегда ограниченные ресурсы в соответствии с установленными приоритетами.

Стратегия (от греческого strategia - избранный на период войны руководитель сухопутных или морских сил). Толковый словарь иностранных слов дает следующее объяснение прилагательному стратегический: существенный, важный для достижения общих генеральных целей на каком-либо этапе. Стратегией финансовой политики называют систему решений и намеченных направлений деятельности, рассчитанных на долгосрочную перспективу и предусматривающих достижение постановленных целей и финансовых задач по обеспечению оптимальной и стабильной работы хозяйствующих субъектов, исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры и планируемых результатов. Стратегия - это искусство бизнес-предвидения, основанное на научно обоснованных финансовых прогнозах. При этом выделяются приоритетные цели и задачи развития различных направлений хозяйственной деятельности и методы их реализации. Среди важнейших особенностей стратегического финансового планирования необходимо отметить следующие:

  • 1) стратегическое планирование охватывает наиболее значимые стороны деятельности фирмы и поэтому является прерогативой высшего руководства;
  • 2) это творческий процесс, в котором очень мало повторяющихся, рутинных процедур. Центральный вопрос финансового планирования - правильный выбор приоритетов перспективного развития, определение очередности решения существующих проблем;
  • 3) это планирование на относительно длительный срок (как правило, несколько лет);
  • 4) это элемент общей системы внутрифирменного планирования (правда один из важнейших), с которого начинается работа над плановыми показателями.

Стратегическое финансовое планирование затрагивает три ключевые сферы деятельности коммерческой организации: выработку и осуществление стратегии развития и поведения во внешней среде, перспективную политику в отношении создаваемых фирмой продуктов (услуг) и линию поведения применительно к формированию персонала предприятия. Главная задача финансовой стратегии - обеспечить рост капитализации фирмы, ее рыночной стоимости.

Тактика (от греческого taktika - теория и практика подготовки и ведения боя). Тактикой финансовой политики называют совокупность приемов и форм предпринимательской деятельности, направленных на достижение того или иного этапа финансовой стратегии, применяемых в соответствии с конкретными ситуациями, возникающими при осуществлении стратегии. Общее требование, предъявляемое к тактике, - способствовать реализации выбранной стратегии. Другими словами, - финансовая тактика - это текущие оперативные действия фирмы, подчиненные стратегическим целям и задачам финансовой политики. Финансовая тактика концентрируется на решении трех взаимосвязанных задач: 1) обеспечение платежеспособности организации; 2) поддержание ликвидности; 3) повышение прибыльности.

Не следует понимать временные тактические отступления от стратегических целей как препятствие стратегии, если в более отдаленном периоде они принесут больший эффект. Например, при реализации цели максимизации прибыли на длительный период развития предприятия может потребоваться увеличение расходов и снижение прибыли в краткосрочной перспективе, что не противоречит, а способствует оптимальному осуществлению финансовой стратегии. Не вызывает сомнений утверждение о том, что для расширения рынка, гарантирующего увеличение прибыли в долгосрочном периоде, может потребоваться увеличение инвестиционных расходов, а значит, и снижение прибыли в текущем периоде.

Было бы неверным отличать стратегию и тактику по установленному для всех случаев сроку выполнения финансовых программ. В реальных условиях сроки стратегии и тактики могут меняться в зависимости от уровня стабильности экономики. В неустойчивой экономике с частыми изменениями основных параметров время стратегических решений сокращается до периода, в течение которого продолжается развитие прогнозируемого процесса, его жизненный цикл. За стратегический период также может быть принят условный интервал времени, в течение которого прогноз о предполагаемых результатах может быть исполнен с достаточной вероятностью. Таким образом, понятие длительности стратегического периода является относительным. Все зависит от стабильности рынка, частоты изменений его условий, жизненного цикла рассматриваемого процесса.

Главная особенность стратегических целей фирмы заключается в том, что они представляют собой глобальный критерий системы, в качестве которого выступает улучшение ключевых показателей предприятия, например максимизация доли рынка, рентабельности, прибыли и т.д. Поэтому особенностью стратегии является качественная последовательность действий и состояний, используемых для достижения целей организации. Стратегические решения имеют существенные последствия. Такие цели чаще всего - объект долгосрочной финансовой политики.

07.07.2016

Стремительные изменения внешнего бизнес-окружения, динамичное развитие информационных технологий, сокращение жизненного цикла продуктов и другие факторы требуют от компаний принятия . Решений, которые не только обеспечат успешное существование бизнеса сегодня, но и ответят на вопрос, каким тот будет завтра? И что нужно сделать уже сейчас, чтобы и завтра бизнес оставался не менее прибыльным, устойчивым и эффективным?

Такие стратегические решения касаются практически всех сфер работы компаний - исследований и разработки (R&D), производства, управления персоналом, маркетингом и продажами. Однако особую, а в некоторых случаях - критическую значимость они приобретают в финансовой сфере. Поскольку именно здесь даются ответы на вопросы, более всего беспокоящие собственников и инвесторов: какова будет рыночная стоимость бизнеса, сколько прибыли сможет заработать их компания, и какой будет итоговая отдача на вложенный капитал?

Ответы по существу на все столь волнующие владельцев и стейкхолдеров бизнеса вопросы даются в рамках разработки подчинённой стратегии финансового развития предприятия или, по-простому - финансовой стратегии. А раз есть стратегия, должна быть и тактика.

Финансовая стратегия и тактика предприятия

Финансовая стратегия компании - не только производная от её общей финансовой политики, но и плотно переплетена с последней. Настолько, что их зачастую путают.

Чтобы отделить мух от котлет, т. е. стратегию от политики и, заодно - от тактики, воспользуемся двумя простыми характеристиками:

1) временной горизонт, на протяжении которого последствия принимаемых решений будут влиять на развитие бизнеса;

2) значимость принимаемых решений, сила воздействия на основные финансовые KPI компании - прибыльность, устойчивость, финансовую независимость.

Например, решение немного снизить период инкассации дебиторской задолженности для контрагентов вряд ли будет иметь долгосрочные, глобальные последствия. А вот решение инвестировать деньги в развитие новых проектов в высокотехнологичной сфере - наверняка.

Аналогично и со вторым критерием. Маловероятно, что открыв в банке кредитную линию для покрытия текущих потребностей, вы принципиально поменяете финансовые KPI. А вот кардинальное решение поддерживать определенную структуру капитала, т. е. баланс между собственными и привлеченными деньгами, будет иметь намного более значимые последствия.

Таким образом, стратегические финансовые решения имеют долгоиграющие последствия для развития бизнеса и способны приводить к значительным изменения важнейших финансовых KPI.

Проще говоря, финансово-экономическая стратегия предприятия - рассчитанный на перспективу, долговременный курс финансовой политики.

Финансовая тактика компании - курс финансовой политики на текущий период (в рамках года и меньше). Тактика отличается от стратегии большей гибкостью и подвижностью.

А вместе они составляют единое целое: финансовая стратегия и тактика предприятия вкупе - и есть эта самая финансовая политика:

Сферы финансовой стратегии компании

Финансовая стратегия отвечает за принятие решений в следующих сферах жизнедеятельности предприятия:

  • учёт, налоги, ценообразование,
  • амортизационная, кредитная и дивидендная политика,
  • , операционными расходами и оборотными средствами,
  • сбыт продукции и прибыль.

Эти же самые задачи решает и финансовая тактика, только, образно выражаясь, “на короткой дистанции”.

Чтобы ваш бизнес был прибыльным и устойчивым, нужна грамотная политика управления финансами. Если с этим проблемы, обращайтесь к профессионалам. Например, при обращении в , нашими специалистами будет:

  1. проведен действующей финансовой стратегии предприятия,
  2. дана оценка её эффективности,
  3. при необходимости - осуществлена разработка финансовой стратегии компании,
  4. для вашего удобства предусмотрены форматы наставничества и коучинга , в частности - коуч-программа

Финансовая тактика и ее значение в решении задач конкретного этапа развития общества. Взаимосвязь стратегии и тактики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансо­вой политики, рассчитанный на перспективу и предусматри­вающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития фи­нансов, формируются концепции их использования, намеча­ются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в фи­нансовой политике необходимы для концентрации финансо­вых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика – это политика, направленная на решение задач конкретного этапа развития общества, на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей.

При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Тактика, выявляя проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

По способам и приемам регулирования финансовых отношений и связей внутри финансовой системы финансовая политика подразделяется на дефляционную и рефляционную .

Дефляционная финансовая политика представляет собой комплекс мер, направленных на регулирование финансов и денежной политики с целью сдерживания инфляции путем замедления экономического роста.

Рефляционная финансовая политика – это комплекс мер по регулированию финансовых отношений и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического роста. Она характеризуется повышением уровня государственных расходов, снижением налогов и процентных ставок.

Типы финансовой политики.

Выделяют три основных типа финансовой политики:

1) классическая;

2) регулирующая;

3) плавно-директивная.

1. До конца 20-х годов ХХ столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.

Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободой конкуренции и использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

2. В конце 20-х годов ХХ в. осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. Вмешательство государства вело к росту расходов государственного бюджета и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными на обеспечение необходимого роста государственных доходов. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог. Такая система налогов повышала роль государства в перераспределении национального дохода.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

На протяжении многих лет Россия находилась в условиях острого системного кризиса. Спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения.

Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии финансовой политики России в XXI в.:

1. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.

2. Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т.д.), но и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами. Без улучшения финансового регулирования в XXI в. участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократической системы.

3. Успешная реализация названных выше стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента поставить на тот же уровень, что и систему обучения в естественных науках, инженерном деле.


Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должны стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Нужно постепенно отходить от практики деления денежного оборота на автономные, развивающиеся по своим правилам части: рублевую, долларовую и стоящую особняком, никак не регулируемую финансовыми и денежно-кредитными инструментами теневую компоненту денежного оборота. При слабом неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно.

4. Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи:

умеренно увеличить производство топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат;

создать мобильные и ликвидные резервы нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов;

существенно повысить (в 2-3 раза) долю пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала;

развивать авиационную и автомобильную промышленности на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в Россию.

5. Если товарное обеспечение рубля находится в более или менее удовлетворительном состоянии, около половины составляет импорт, то ресурсное обеспечение его гораздо лучше, чем у многих стран даже с сильной валютой. Россия располагает доказанными (прибыльными) запасами полезных ископаемых на 42 трлн долл. и разведанными запасами еще более чем на 140 трлн долл.

6. Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.

Обеспеченность рубля этим не исчерпывается. Необходимо создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.). Для этого следует провести классификацию экономических активов и инвентаризацию всего российского имущества, включая заграничное, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит.

7. Нужна система мер, направленных на стимулирование спроса на рубли. Учитывая, что курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно на этом пространстве целенаправленно формировать спрос на рубли. В качестве одного из вариантов целесообразно ввести продажу отечественных товаров (нефти, газа и т.д.) - потенциальных носителей валюты - за рубли. В этом случае те зарубежные покупатели, которым необходимы такие товары, будут накапливать рубли, а после покупки конвертировать их в доллары и другие твердые валюты.

8. Потенциал рубля ослаблен из-за крупного оттока капитала, нелицензированного его вывоза, утаивания части валютной выручки от экспорта продукции на счетах в офшорных банках, перевода авансовых платежей за поставку импортной продукции без получения соответствующего товара. Лишь частично бегство капитала можно объяснить мотивационными причинами. Предотвращение бегства капитала, его репатриация будут способствовать укреплению рубля.

9. Необходимо осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам, выстраивать долгосрочную политику сбережений и инвестиций, повысить депозитную ставку, развивать систему страхования вкладов, разрешить иностранным банкам привлекать вклады населения при условии возможного их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита.

10. Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с четкими государственными приоритетами.

11. Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10-15 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное - добиться высокого качества разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие доходы.

12. В бюджете создан организационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. По мере реализации политики экономического роста в него необходимо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости. Высокое качество бюджета определяется не только устойчивостью доходов, высокой собираемостью налогов, но и отлаженностью системы его исполнения. И здесь важно отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, особенно крупных сделок, обеспечить единую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.

13. Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. Необходимо отладить систему в рамках Бюджетного кодекса РФ, концепции межбюджетных отношений, соблюдения золотого правила бюджетной политики – 50: 50, постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов региональных бюджетов.

14. Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость их оздоровления, и соблюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции, снижают цены или вкладывают свои доходы в инвестиции. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.

15. В число стратегических задач финансовой и денежно-кредитной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к ВВП и к 2015 г. до 50%. Сохранение высокого удельного веса в структуре М2 наличных денег, недостаточность связывания денежных средств в безналичных расчетах, тезаврация рублей, долларов и другой иностранной валюты сужают экономическую основу увеличения денежной массы (М2), увеличивают дисбаланс между спросом и предложением денег.

16. Одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка. Этот рынок, сформировавшийся в условиях высокой инфляции, бюджетного дефицита, непрерывного наращивания внутреннего долга, «привык» работать при высоких уровнях дивидендов. Фондовый рынокне преодолел полностью синдром дефолта. Выход из создавшегося положения видится в нескольких направлениях.

Во-первых, нужно выпустить краткосрочный финансовый инструмент с умеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансовых спекулянтов, а ориентированный на среднестатистического жителя нашей страны, который согласен меньше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами, которые будут выше средней ставки Дивиденда Сбербанка (на 0,5 -1 пункт) и не будут подкреплены гарантиями государства.

Во-вторых, необходимо выпустить финансовые инструменты со сроками обращения 1, 2, 3, 5 лет, постепенно увеличивая долю пятилетних обязательств, обеспеченных экономическими активами и обладающих достаточной ликвидностью. Они должны обмениваться на золото, конвертируемую валюту, возможно, и на недвижимость (жилье, земля и т.д.). Важно проявить уверенность в объеме их выпуска.

В-третьих, необходимо ввести на период 3-5 Лет государственное регулирование процентных ставок - депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми. Не следует депозитные ставки жестко ориентировать на превышение нормы инфляции. Большая часть населения стремится сохранить свои сбережения и не хочет рисковать, рассчитывая на высокие дивиденды.

В-четвертых, для перетока средств в инвестиции целесообразно в деятельности фондовых и валютных бирж существенно усилить инвестиционную направленность, в том числе в сфере высоких технологий наладить листинг акций предприятий и инвестировать средства в инвестиционные проекты.

17. Для усиления инвестиционной и инновационно-направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков (банк развития и т.д.), в ряде универсальных банков - отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой. При этом нужно учитывать тенденции развития мировой финансовой системы.

В условиях экономического подъема и стабилизации всей финансово-банковской системы часть инвестиционных функций будут выполнять страховые компании, которые могли бы страховать политические риски, пенсионные фонды и другие финансовые институты.

18. Реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики в XXI в. предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики, критерии надежности финансового сектора, стандарт управления корпоративными финансами, бухгалтерским учетом, процедурами проведения банкротств.

Таким образом, для стабилизации экономики и решения финансовой проблемы необходимо:

Обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

Реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

Установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

Стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

Сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

Реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

Ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Успех финансовой политики находится в плоскости макроэкономического роста на базе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.