Что понимается под принципами жилищного права. Основные начала (принципы) жилищного законодательства. Регулирование жилищных отношений

Предисловие

Предлагаемый учебник подготовлен с учетом основных положений Конституции РФ, ЖК РФ, ГК РФ, Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и других нормативных правовых актов.

Данный учебник является комплексным: в нем содержатся тексты лекций и контрольные вопросы к ним, ситуационные и тестовые задачи, задания, нормативные правовые акты, список рекомендованной литературы, программа учебного курса.

  • – характеристика и источники жилищного права;
  • – жилищные права граждан (возникновение предпосылок у граждан на жилищные права, особенности возникновения, изменения, прекращения, охраны и защиты жилищных прав в суде, ответственность за нарушение жилищных прав);
  • – объекты жилищного права (понятия жилища и жилищных фондов, их виды, норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения, способы сохранения жилья);
  • – особенности гражданско-правовых договоров, заключаемых в отношении жилья (купля-продажа, мена, обмен, приватизация);
  • – расходы граждан, связанные с жильем (оплата жилых помещений и коммунальных услуг, налоги, пошлины, жилищные субсидии и компенсации);
  • – требования к документам, составляемым гражданами в ходе осуществления своих жилищных прав (даны перечни документов, изложено их содержание);
  • – организация и деятельность жилищных и жилищностроительных кооперативов, прием в члены кооператива и их правовое положение;
  • – создание и деятельность товарищества собственников жилья, правовое положение членов товарищества;
  • – отсылочная информация (в отношении образцов документов, предоставляемых гражданами при реализации своих жилищных прав, различных нормативов, установленных в жилищной сфере) и др.

Ответы на некоторые контрольные вопросы предполагают использование студентами знаний, полученных ими при изучении других дисциплин. Небольшая часть вопросов требует самостоятельного поиска читателем ответов.

Учебное пособие будет полезно как преподавателям и студентам юридических и неюридических вузов, изучающим юриспруденцию, так и гражданам, испытывающим затруднения при реализации и защите своих жилищных прав. Пособие может быть использовано для аудиторных занятий, самостоятельной подготовки студентов, причем не только в процессе изучения курса, но и в контрольных целях.

Проработка контрольных вопросов и решение задач будут способствовать усвоению студентами основных положений учебного курса "Жилищное право" и выработке навыков применения знаний для разрешения жизненных ситуаций, возникающих на практике. Решение ситуационных задач должно быть аргументированным и содержать ссылки на конкретные статьи конкретных нормативных правовых актов.

Общая характеристика и источники жилищного права

Понятие, предмет, принципы и метод жилищного права

Понятие "жилищное право" употребляется в юридической литературе в двух смыслах – узком и широком.

В узком смысле жилищное право – это субъективное право конкретного человека на жилое помещение.

В широком смысле жилищное право – институт гражданского права, который включает в себя нормы других отраслей права, посвященные либо непосредственно жилищным правоотношениям, либо отношениям, связанным с жильем (административного, земельного, финансового, экологического права). Высказываемые в литературе суждения о том, что жилищное право в широком смысле следует рассматривать как подотрасль гражданского права либо как самостоятельную отрасль права, пока еще, по нашему мнению, следует считать несостоятельными. В то же время содержание жилищного права, а также количество и разнообразие нормативных актов, регулирующих его, в известной мере выходят за пределы института гражданского права.

Предметом регулирования жилищного права в широком смысле являются жилищные правоотношения. Под жилищными правоотношениями понимают отношения, возникающие по поводу жилища. В них можно выделить следующие виды отношений (п. 1 ст. 4ЖК РФ):

  • а) по возникновению, осуществлению, изменению, прекращению права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
  • б) пользованию жилыми помещениями частного жилищного фонда;
  • в) пользованию общим имуществом собственником помещений;
  • г) отнесению помещений к числу жилых помещений и исключению их из жилищного фонда;
  • д) учету жилищного фонда;
  • е) содержанию и ремонту жилых помещений;
  • ж) переустройству и перепланировке жилых помещений;
  • з) управлению многоквартирными домами;
  • и) созданию и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
  • к) предоставлению коммунальных услуг;
  • л) внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • м) контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Участниками жилищных отношений (п. 2 ст. 4 ЖК РФ) являются:

  • – граждане;
  • – юридические лица;
  • – Российская Федерация;
  • – субъекты РФ;
  • – муниципальные образования.

Под принципами жилищного права понимают основные положения правового регулирования жилищных правоотношений. Их называют "основными началами жилищного законодательства". К принципам жилищного права, которые изложены в ст. 1 ЖК РФ, относятся следующие положения:

  • 1) жилищное законодательство основывается:
    • – на необходимости обеспечения органами государственной власти и местного самоуправления условий осуществления гражданами права на жилище, его безопасности;
    • – неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища;
    • – признании равенства участников жилищных правоотношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями;
    • – необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав и их судебной защиты;
    • – необходимости обеспечения сохранности жилищного фонда;
    • – необходимости использования жилых помещений по назначению;
  • 2) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Они не должны нарушать права и интересы других граждан при осуществлении своих жилищных прав и обязанностей;
  • 3) жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона в целях защиты:
    • – основ конституционного строя;
    • – нравственности;
    • – здоровья, прав и законных интересов других лиц;
    • – безопасности государства;
  • 4) граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников и нанимателей;
  • 5) ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений допускается на основании ЖК РФ или федерального закона.

Под методом жилищного права следует понимать способ регулирования жилищных правоотношений. Поскольку жилищное право в широком смысле – комплексный институт, у него нет самостоятельного метода регулирования: его метод характеризуется чертами, присущими гражданскому праву в целом, а также чертами, характерными для тех отраслей права, нормы которых используются для регулирования жилищных правоотношений.

Нормы жилищного права относятся к различным отраслям российского права. Так, нормы, регулирующие использование жилого помещения, присущи только гражданскому праву. Нормы, регулирующие распределение, предоставление жилого помещения в государственном и муниципальном фондах, относятся только к административному праву. А вот правоотношения по приобретению жилых помещений регулируются нормами гражданского права (порядок и условия заключения договоров купли-продажи, мены, дарения жилых помещений, порядок наследования жилья) и административного права (государственная регистрация сделок с недвижимостью и перехода прав на недвижимость, выдача решения на предоставление жилого помещения социального пользования). Правоотношения в области управления, эксплуатации, обеспечения сохранности, ремонта жилого помещения регулируются нормами гражданского права и ряда других отраслей права: административного, налогового, земельного. Таким образом, хотя формально жилищное право является всего лишь институтом гражданского права, сформировавшимся вокруг норм о договоре найма жилого помещения, однако содержание, объем и значение этого института дают основание для рекомендации законодателю придать этому институту статус подотрасли гражданского права .

  • О роли жилищного хозяйства см.: Эеюсофф И., Ходов Л. Жилищное хозяйство в экономике страны // Жилищное право. 2008. № 2. С. 42.

Принципами жилищного права являются выраженные в нормах жилищного законодательства руководящие положения, которые определяют содержание и основные начала данной отрасли.

Принципы жилищного законодательства определены в ст.

1ЖК РФ.

Проблема принципов жилищного права исследовалась многими учеными, но подробно, такими учеными, как Г.А. Свердлык, И.Б. Марткович, П.И. Сердугин, В.Д. Комаров и др. Они высказали разные точки зрения о том, какие принципы являются для жилищного права базовыми (основными). В жилищном праве мы видим проявление действия принципов нескольких отраслей права. Например, в сфере жилищных отношений регулирование пользования жилыми помещениями на основе договора найма осуществляется по принципам, свойственным гражданскому праву, и, соответственно, проявляется гражданско-правовой метод регулирования. Жилищное право основывается на следующих принципах:

Обеспечения условий для осуществления права на жилище; -неприкосновенности жилища;

Недопустимости произвольного лишения жилища;

Свободы осуществления жилищных прав;

Свободы передвижения;

Доступности пользования жилым фондом;

Использования жилого помещения по назначению;

Необходимости судебной защиты жилищных прав граждан.

1 Принцип обеспечения условий для осуществления права на жилище Согласно Конституции РФ, жилищное законодательство должно основываться на признании равенства участников жилищных отношений, необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, их судебной защиты, недопустимости произвольного лишения жилища, его неприкосновенности.

Для раскрытия сущности данного принципа необходимо обратить внимание на положения Конституции РФ. Статья 40 Конституции РФ закрепляет необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.

А статья 2 ЖК РФ содержит перечень этих условий:

Государственные органы и органы местного самоуправления:

Содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

Используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

В установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

Стимулируют жилищное строительство;

Обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

Обеспечивают контроль за использованием жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

Обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

K конституционным основам жилищного права кроме норм, напрямую регулирующих положения жилищного права, можно отнести нормы, которые косвенно затрагивают данную сферу или применяются к жилищным отношениям по аналогии.

Жилищным кодексом прямо предусмотрено применение аналогичных норм. B ст. 7 ЖК РФ сказано, что в тех случаях, когда жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Так, согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Равным образом это положение применимо к жилищным правам. Жилищные права человека защищаются всеми предусмотренными законом способами (административным, судебным, самозащитой и др.).

B соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Любой человек при нарушении его жилищных прав может обратиться к прокурору. B рамках предоставленных законом полномочий прокурор приносит протест, представление, предосте- режение1.

Прокурор или его заместитель приносят протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые

издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

Представление об устранении нарушений закона выносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

При наличии в описанных в заявлении или жалобе гражданина нарушениях закона, содержащих признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, прокурор имеет право возбудить уголовное дело. C жилищным правом связаны составы таких преступлений, как незаконное проникновение в жилище, приобретение квартиры путем вымогательства, мошенничества, использования поддельных документов и др.

Статья 46 Конституции РФ дает общее представление о судебном способе защиты. Суд рассматривает споры в жилищной сфере как между физическими лицами (нанимателем и членами его семьи, собственником и арендатором), так и между гражданами, с одной стороны, и жилищными, коммунальными, регистрационными службами (ЖКХ, МУ ДЕЗ, БТИ) - с другой.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц также могут быть обжалованы в суд.

Не получив необходимой судебной и административной защиты, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Имеется в виду прежде всего

Конституция Российской Федерации

Статья 8, ч. 2

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

Часть 2 ст. 8 Конституции РФ закрепляет равное признание и защиту на территории Российской Федерации частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Указанные формы собственности применяются и для жилищных объектов. Закрепление частной собственности на первом месте в перечне форм собственности необходимо, чтобы подчеркнуть важность ее признания. Сложно сказать, сколько и какие еще формы собственности допускались при принятии Конституции, однако список форм собственности оставлен открытым.

B развитие положений ст. 8 Конституции РФ действует и ст. 35, нормы которой направлены на конкретизацию регламентации и охраны правомочий частного собственника. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Именно на данной норме основана приватизация жилых помещений или приобретение их в собственность по гражданско-правовым договорам. Кроме того, данная норма закрепляет триаду правомочий, входящих в понятие собственности как в гражданском, так в и в жилищном праве.

Никто не может быть лишен своего имущества и соответственно выселен из принадлежащего ему на праве собственности помещения иначе как по решению суда. B случае же административного выселения с санкции прокурора лиц из домов, грозивших обвалом, а также самоуправно занявших помещение санкция может быть обжалована в судебном порядке. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конституция РФ также гарантирует право наследования. Думается, данное положение применимо только к жилым помещениям, принадлежащим гражданам на праве собственности.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Во исполнение данной нормы Конституционный Суд вносит в жилищное законодательство различные изменения и поправки.

Аналогично норме ч. 4 ст. 15 Конституции РФ Жилищный кодекс РФ признает примат норм ратифицированных международных договоров в случае противоречия с нормами отечественного жилищного законодательства. B ст. 9 ЖК РФ сказано, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора.

Статья 30 Конституции РФ гарантирует каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Может возникнуть вопрос: почему приведена данная норма? B сфере жилищных правоотношений кроме государства, муниципальных образований и соответствующих органов, юридических лиц, владеющих имуществом на правах собственника, хозяйственного ведения или оперативного управления, действуют также товарищества собственников жилья - некоммерческие организации, форма объединения собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом товарищества (ст. 135 ЖК РФ). Объединение в товарищество собственников жилья является делом добровольным.

Во многих статьях Жилищного кодекса используется термин «совершеннолетний» (например, совершеннолетний член семьи нанимателя). Статья 60 Конституции РФ возраст, с которого гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности, т.е. считается совершеннолетним, устанавливает в 18 лет.

Когда участником жилищного правоотношения является иностранный гражданин, применяется норма, закрепленная в ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Однако в отличие от российских граждан, зарегистрированных по месту жительства бессрочно, иностранные граждане получают вид на жительство на строго определенное время.

Статьи 71 и 72 Конституции РФ, определяя предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, разделяют гражданское и жилищное законодательство, тем самым подчеркивая их самостоятельное значение. Пункт «к» ст. 72 Конституции РФ относит жилищное законодательство к предмету совместного ведения. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статьи 25, 27, 40 Конституции РФ имеют к жилищному праву непосредственное отношение. Закрепляя в ст. 40 право на жилище, Конституция относит его к числу основных прав, неотъемлемо принадлежащих каждому гражданину от рождения. Конституция определяет многоаспектность права на жилище:

1) каждый имеет право на уже имеющееся у него жилище;

2) каждый имеет право на получение жилища;

3) существует запрет произвольного лишения права на жилище;

4) обеспечение права на жилище вменяется в обязанности государства и муниципальных образований;

5) существуют различные виды жилых фондов;

6) осуществляются поддержка жилищных прав малоимущих граждан и предоставление им жилья бесплатно или за доступную плату.

Первый аспект права на жилье обеспечивает возможность гражданам стабильно пользоваться имеющимся жильем, защищает их субъективное право на жилище. Однако его не следует понимать как полную свободу действий с жилищем. На совершение отдельных действий (перепланировку, перенос капитальной стены) необходимо разрешение уполномоченных органов. Кроме того, не стоит забывать о том, что свобода действий одного человека всегда ограничивается недопущением нарушений прав другого. Граждане должны нести соответствующие обязанности: пользоваться жилым помещением по его назначению, соблюдать правила пользования, оплачивать коммунальные услуги, не разрушать помещение. Таким образом, как указано в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой yTO необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Второй аспект права на жилье характеризует возможность гражданина приобрести жилое помещение, т.е. улучшить свои жилищные условия. Жилое помещение может приобретаться различными не запрещенными законом способами: путем совершения гражданско-правовых сделок (купля-продажа, дарение, наследование, рента и т.д.), приватизации, предоставления служебных жилых помещений или помещений в общежитиях, участия в ЖСК, найма жилого помещения и др.

Третий аспект означает, что никто не может быть лишен права на жилище и произвольно выселен из него. Жилищный кодекс определяет основания выселения. По большинству оснований гражданин не может быть выселен без предоставления ему другого помещения. Собственнику жилого помещения при отчуждении земли, на которой стоит дом, для иных целей должно быть предоставлено адекватное возмещение. Для собственников индивидуального дома с надворными постройками или плодоносящим участком должны быть предусмотрены или денежное возмещение за дом, постройки и урожай, или возможность перенести дом и постройки. Перенос дома и денежное возмещение осуществляются за счет средств организации, для целей которой предоставляется участок. Любое выселение может быть оспорено в судебном порядке. Данные положения препятствуют произволу выселения в любых целях (например, снос жилого дома в центре города в целях строительства на его месте торгового комплекса).

Четвертый аспект осуществления права граждан на жилье означает поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства, создание условий для осуществления права на жилище, принятие необходимого нормативного обеспечения, защиту государством жилищных прав граждан, разработку и реализацию целевых жилищных программ и др.

B соответствии с пятым аспектом на настоящий момент можно выделить следующие виды жилищных фондов: государственный, муниципальный, частный. Несколько особняком стоит фонд социального использования, формирующийся из строений государственного и муниципального фондов.

Шестой аспект права на жилище предполагает, что малоимущие или иные установленные законом граждане (участники Великой Отечественной войны, военнослужащие и некоторые другие категории) имеют право на предоставление жилья бесплатно или за доступную плату. Жилье предоставляется из государственного и муниципального фондов. Площадь жилья должна быть не менее установленной законом нормы. Большое значение также имеет выделение специального жилищного фонда социального использования. Малоимущим гражданам для оплаты жилья и коммунальных услуг государство предоставляет субсидии.

Таким образом, как верно отметил П.И. Седугин, по своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 и др.) являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений: пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда.

Очень близко с правом на жилище связаны и другие статьи Конституции РФ. Так, ст. 25 Конституции закрепляет неприкосновенность

Конституция Российской Федерации

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

жилища. Никто не имеет права проникать в помещение вопреки желанию его хозяев. B данной статье имеется в виду не только постоянное жилое помещение, но и временное (номер в гостинице). Уголовный кодекс предусматривает незаконное проникновение в жилище в качестве не только самостоятельного состава преступления, но и элемента, отягчающего другие преступления (такие, как кража, грабеж, разбой и др.). Примечание к ст. 139 УК РФ подразумевает под жилищем индивидуальный жилой дом со всеми жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания.

Из вышеизложенного правила имеются исключения. Так, не будет противоправным проникновение в жилое помещение для предупреждения пожара или пресечения преступления. Следователь с санкции судьи может проникнуть в жилое помещение для проведения его осмотра, обыска или выемки. Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, могут проникать в жилое помещение только с санкции судьи. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, допускается проведение оперативно-разыскных мероприятий, посягающих на неприкосновенность жилища, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 ч. B течение 48 ч с момента начала проведения оперативно-разыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-разыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ провозглашает принцип, согласно которому полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

Данный принцип реализован в ст. 15 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ, согласно которой сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами.

Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 ч представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

При этом полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества.

O каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 ч с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие, а также прокурор.

Неприкосновенность жилища при наличии постановления суда может также нарушать судебный пристав-исполнитель при наложении ареста на имущество должника.

Не является преступлением и проникновение в жилище, совершенное в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 39 УК РФ).

Также не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями или бездействием (ст. 40 УК РФ). Однако правом на неприкосновенность жилища обладают только лица, законно проживающие в помещении. Лица, самовольно вселившиеся в помещение, не подпадают под конституционную охрану данной нормы, а в некоторых случаях даже совершают уголовно наказуемое преступление (например, самоуправство).

Немаловажное значение имеет и право на свободу передвижения и выбора места жительства, закрепленное ч. 1 ст. 27 Конституции. C этим правом связана замена института прописки на институт регистрации по месту жительства. Необходимо отметить, что в указанной норме Конституция имеет в виду не только место постоянного проживания лица, законно находящегося на территории Российской Федерации, но и место преимущественного проживания. Место постоянного проживания представляет собой помещение в местности, где гражданин проживает постоянно. Место преимущественного проживания - место, где гражданин проживает большую часть времени. Однако Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» закрепил исчерпывающий перечень ситуаций, когда право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

Конституция Российской Федерации

Статья 27, ч. 1

Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться; выбирать место пребывания и жительства.

1) в пограничной полосе;

2) в закрытых военных городках;

3) в закрытых административно-территориальных образованиях;

4) в зонах экологического бедствия;

5) на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

6) на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

В переводе с латинского «principium» («принцип») означает осно­воположение, руководящую идею, основное правило поведения, де­ятельности^. Принципы - ϶ᴛᴏ объективные ϲʙᴏйства права, они вы­ражают основные закономерности общественного развития.

Принципы права ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к числу неформализованных право­вых явлений, так как не существует ни какого-либо утвержденного их перечня, ни легальных определений и формулировок. Выявление принципов права - задача правовой науки и, в частности, науки жи­лищного права. По вопросу о том, на каких правовых принципах зиж­дется жилищное право, в юридической литературе высказано мно­жество разнообразных суждений.

Так, В.Д. Комаров называет следующие принципы жилищного пра­ва: законность; стабильность жилищных прав; потребительский харак­тер жилищных правомочий граждан; непередаваемость жилищных прав в государственных и ведомственных домах; сочетание прав и обя­занностей, включая равенство не только прав, но и обязанностей, вы­текающих из договора^ Г.А. Свердлык и П.С. Никитюк полагают, что к числу принципов жилищного права следует отнести: гласность рас­пределения жилых помещений; принцип соблюдения санитарных, тех­нических и бытовых требований, кᴏᴛᴏᴩым должны ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать

" Никитюк П. С. Жилищное право. С. 38.

^Словарьиностранныхслов/Подред. И.В.ЛехинаиФ.Н. Петрова. М., 1996. С. 561. ^ Комаров В.Д. Жилищное право. М., 1980. С. 6-8.

жилые помещения; стабильность правового положения нанимателей жилых помещений; требование бережного отношения субъектов жи­лищных отношений к жилым помещениям; преимущественную охра­ну жилищных прав граждан". И.Б. Марткович к принципам жилищно­го права относит принципы сочетания личных интересов с обществен­ными, императивности предписаний жилищных законов, равноправия граждан, «нормировки распределения квартир» и контроля за их ис­пользованием, стабильности и всемерной защиты жилищных прав граждан, неразрывной связи жилищных прав и обязанностей^

По мнению П.И. Седугина, считающего, что в «жилищном праве наблюдается проявление действия принципов нескольких отраслей права»\ к принципам жилищного права необходимо отнести: недопу­стимость произвольного лишения жилища, доступность для граждан условий найма жилых помещений, неприкосновенность жилища, принципы общедемократического, гуманистического отношения к гражданам - нанимателям и собственникам жилых помещений, а так­же принципы цивилизованного использования жилых помещений, не­прикосновенность собственности, недопустимость ограничения (или лишения) права пользования жилым помещением за такие действия нанимателя или членов его семьи, кᴏᴛᴏᴩые не сопряжены со злоупот­реблением ими ϲʙᴏими жилищными правами или с невыполнением возложенных на них жилищных обязанностей и непосредственно при ϶ᴛᴏм не нарушают права и законные интересы других лиц^.

В силу того что система принципов динамична, благодаря разви­тию правовой системы формируются новые принципы и уходят в прошлое старые. К примеру, с введением рыночных отношений в жи­лищной сфере ушел в историю принцип непередаваемости жилищ­ных прав в государственных и ведомственных домах, а ему на смену пришел, например, принцип неприкосновенности собственности в жилищной сфере.

Ниже будут рассмотрены принципы, кᴏᴛᴏᴩые присущи жилищ­ному праву на современном этапе его развития, и раскрыто их со­держание.

Существует три уровня принципов", общеправовые (универсаль­ные), пронизывающие всю систему права, межотраслевые, ϲʙᴏйствен-

" Свердлык Г.А. Принципы советского гражданского права. Красноярск, 1985. С. 122-130; Никитюк П. С. Жилищное право. С. 40-41. " Марткович И.Б. Право на жилище и его обеспечение. М., 1983. С. 29-30. ^ Седугин П. И. Жилищное право. С. 30. ^Там же, С. 31-34.

ные нескольким отраслям) и отраслевые (специфические), присущие одной отрасли либо иной обособленной совокупности правовых норм. Общеправовыми будут принципы:

Справедливости;

Равноправия;

Гуманизма;

Демократии;

Единства прав и обязанностей;

Сочетания убеждения и принуждения". Вместе с тем следует иметь в виду, что проявления каждого из данных принципов в различных отраслях права, в т.ч. и комплек­сных отраслях, специфичны. Так, принцип равноправия в жилищ­ном праве пробудет в гарантированных для каждого гражданина Российской Федерации возможностях быть обеспеченным постоян­ным жилищем и улучшить жилищные условия путем приобретения другого жилья; принцип гуманизма - в предоставлении малоиму­щим или иным указанным в законе гражданам жилища за доступ­ную плату либо бесплатно.

К числу межотраслевых принципов, присущих жилищному пра­ву, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

Неприкосновенность собственности;

Восстановление нарушенных жилищных прав;

Гарантия защиты нарушенных или оспариваемых жилищных прав.

Принцип неприкосновенности собственности закреплен в п. 3 ст. 35 Конституции РФ: «Никто не может быть лишен ϲʙᴏего имуще­ства иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение иму­щества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

Принцип восстановления нарушенных жилищных прав проявля­ется в некᴏᴛᴏᴩых постановлениях Конституционного Суда РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 июня 1995 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности части первой и пун­кта 8 части второй статьи 60 ЖК РСФСР в связи с запросом Муром-ского городского народного суда Владимирской области и жалобами граждан Е.Р. Такновой, Е.А. Оглоблина, А.Н. Не стоит забывать, что ващука» указано, что временное непроживание лица в жилом помещении, в т.ч. в

связи с осуждением его к лишению ϲʙᴏбоды, само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении нанимателем ϲʙᴏ­их жилищных прав и обязанностей и служить самостоятельным ос­нованием для лишения права пользования жилым помещением".

Принцип гарантии защиты нарушенных или оспариваемых жи­лищных прав находит ϲʙᴏе выражение в ст. 46 Конституции РФ, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩой «каждому гарантируется судебная защита его прав и ϲʙᴏбод». Гарантия защиты жилищных прав создается нор­мами, кᴏᴛᴏᴩые определяют способы и порядок защиты прав в случае их нарушения либо оспаривания, а также их ограничения неправо­мерными действиями административных органов и должностных лиц.

В качестве отраслевых правовых принципов, проявляющихся только в жилищном праве, выступают такие, кᴏᴛᴏᴩые отражают осо­бенности удовлетворения жилищных потребностей граждан. К ним могут быть отнесены:

Принцип неприкосновенности жилища;

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища;

Принцип стабильности отношений по пользованию жилыми по­мещениями;

Принцип государственного содействия гражданам, нуждающим­ся в улучшении жилищных условий.

Принцип неприкосновенности жилища закреплен в ст. 25 Конститу­ции РФ, согласно кᴏᴛᴏᴩой жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании су­дебного решения. Данный принцип будет известным отражением ст. 12 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. и ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г^

Нарушение неприкосновенности жилища путем незаконного про­никновения в него, совершенного против воли проживающего в дан­ном жилище лица, влечет за собой уголовно-правовую ответствен­ность в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 139 У К.

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища нахо­дит ϲʙᴏе отражение и развитие в ряде норм жилищного законода­тельства. В частности, ст. 90 ЖК содержит правило, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с

"Отметим, что теориягосударстваиправа. Курслекций/Подред. Н.И. МатузоваиА.В. Маль-ко.М., 1997. С. 150-154.

" СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2622.

^ Международная защита прав и ϲʙᴏбод человека: Сб. документов. М.„ 1990. С. 16,40.

кᴏᴛᴏᴩым выселение из занимаемого жилого помещения в доме госу­дарственного или общественного жилищного фонда допускается исключительно по основаниям, установленным законом.

Принцип стабильности отношений по пользованию жилыми по­мещениями реализуется с помощью ряда правовых средств, важней­шим из кᴏᴛᴏᴩых будет договор найма жилого помещения. В соот­ветствии со ст. 10 ЖК жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строи­тельных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование. Никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.

Под правовыми принципами понимаются основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора общественных отношений. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. Принципа права пронизывают все отрасли права, однако в каждой отрасли, подотрасли или правовом институте их действие проявляется по-разному.

В жилищном праве наблюдается проявление действия принципов нескольких отраслей права. Например, в сфере жилищных отношений пользования жилыми помещениями на основе договора найма регулирование осуществляется по принципам, свойственным гражданскому праву, и, соответственно, проявляется гражданско-правовой метод регулирования.

1. Принцип недопустимости произвольного лишения жилища – это важнейший принцип жилищного права, имеет большое значение для реализации стабильности, устойчивого права на пользование жилищем. Его можно рассматривать как одно из важных проявлений более общего принципа недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Данный принцип базируется на ч. 1 ст. 40 Конституции РФ.

2. Принцип доступности для граждан условий найма жилых помещений. Содержание данного принципа выражается в том, что гражданин может реализовать своё право на жилище различными способами: на основе договора социального найма, вступления в члены жилищного или жилищно-строительного кооператива либо путём вступления в различные гражданские правоотношения по приобретению жилья и др. Этот принцип реализуется, прежде всего, в результате широкого размаха жилищного строительства, позволяющего большую часть новых жилых помещений предоставлять в наём либо по другим основаниям бесплатно или за доступную плату малоимущим гражданам, военнослужащим, работникам бюджетной сферы и другим, указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище.

3. Принцип неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3 ЖК РФ) предопределяет гарантии охраны права граждан на жилище и направлен на обеспечение стабильного осуществления собственником (нанимателем, арендатором) жилого помещения права пользования им без нарушения или ущемления этого права. В Конституции РФ чётко определено, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Запрещение проникновения в жилище означает не только вхождение в него вопреки воле проживающих в нём граждан, но иные формы получения сведений о том, что происходит в жилище, а незаконное проникновение вопреки воле проживающих в жилом помещении граждан является преступлением (ст. 139 УК РФ).

4. Принцип общедемократического, гуманистического отношения к гражданам – нанимателям и собственникам жилых помещений имеет важнейшее значение для регулирования жилищных отношений в России.

5. Принцип цивилизованного использования жилых помещений. Проявление этого принципа, особенно в последние годы, можно наглядно проиллюстрировать на следующих примерах:

В законе закреплено положение о предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, как правило, отдельной квартиры на семью;

Вместо ранее действовавшего правила о принудительном изъятии у нанимателя излишней жилой площади и передаче её другому нанимателю установлено новое правило – наниматель сам может ставить вопрос о замене занимаемого им жилого помещения на жилое помещение меньшего размера;

Отменены ранее действовавшие многочисленные ограничения при строительстве и приобретении гражданами в собственность жилых домов.

Отныне частная собственность на недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо его часть, не ограничивается по количеству, размерам и стоимости и обеспечивается правом неприкосновенности (ст. 6 Закона об основах жилищной политики) и др. Осуществление этого принципа можно рассматривать как проявление на практике конституционных прав и свобод человека и гражданина, социальной политики российского государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

6. Принцип неприкосновенности собственности имеет существенное значение для жилищно-правового регулирования в России, вытекает из положений ст. 35 Конституции РФ о том, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

В соответствии и этим принципом гражданам-собственникам жилых помещений законодательством обеспечивается возможность стабильного осуществления права владения, пользования и распоряжения принадлежащими им жилыми помещениями в соответствии с их назначение (), а членам семей собственников – возможность пользования этими помещениями на условиях, предусмотренных жилищным законодательством (). Действие данного принципа в определенной степени влияет и на жилищные отношения по пользованию жилыми помещениями на основании договора социального найма, который носит бессрочный характер и предусматривает возможность пользования жильём не только нанимателями, но и их детьми, внуками и т.д.

7. Принцип недопустимости ограничения (или лишения) права пользования жилым помещением за такие действия нанимателя или членов его семьи, которые не сопряжены со злоупотреблением ими своими жилищными правами или невыполнением возложенных на них жилищных обязанностей и непосредственно при этом не нарушают права и законные интересы других лиц.

Ограничения права пользования жилым помещением может повлечь за собой такие действия нанимателя или членов его семь, которые сопряжены со злоупотреблением ими своими правами или выполнением возложенных на них обязанностей и непосредственно нарушают при этом права и законные интересы других лиц.

Предыдущая