Действия до возбуждения уголовного дела. Неотложные следственные действия до возбуждения уголовного дела. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка

Следственные действия при расследовании и на стадии проверки сообщения о преступления разнятся. Рассмотрим, какие из них вправе осуществлять уполномоченное лицо до возбуждения уголовного дела. Существует разница между следственными и проверочными мероприятиями.

Порядок

Окончание проверочных мероприятий сопровождается утверждением постановления о возбуждении уголовного дела. Документ должен содержать информацию о лице, принявшем уголовное дело к производству, основания, а также информацию о подозреваемом или иные данные по факту совершения противоправного деяния.

Однако перед оформлением постановления следователь или дознаватель осуществляет проверочные мероприятия по сообщению о преступлении. Проверка осуществляется в срок от 3 до 30 дней в зависимости от сложности совершенного деяния.

При утверждении постановления уполномоченное лицо может отменить его и направить на дополнительное расследование. Оно может проводиться 10 дней, а при продлении - до 30, после чего выносится постановление об отказе, о возбуждении или о передаче сообщения в орган, компетентный в его рассмотрении.

Следственные действия до возбуждения уголовного дела (проверочные)

До вынесения постановления должностное лицо производит ряд действий, которые помогают разобраться в совершенном деянии. Так, в срок, установленный уголовно-процессуальным законодательством, необходимо провести проверку по зарегистрированному противоправному факту и установить, есть ли повод и основания для возбуждения.

Проверка регламентируется процессуальным кодексом (УПК России).

Так, дознаватель (или следственный работник), а также руководители следственных органов и органов дознания вправе на стадии проведения проверочных мероприятий совершать следующие действия:

  • принимать объяснения и закреплять их в виде опроса в материалах проверки;
  • осматривать места происшествия, а также вещи, предметы, документы;
  • получать различные образцы для сравнительных исследований;
  • изымать предметы, документы и иные вещи, необходимые для установления события;
  • назначать судебную экспертизу (следователь, дознаватель или руководитель отдела тщательно следит за разумными сроками производства экспертиз);
  • требовать проведение документарных проверок, ревизий;
  • привлекать экспертов и специалистов;
  • давать письменные советы органу дознания, который разыскивает лиц, скрывающихся от следствия.

Действия позволяют уполномоченному лицу установить причину и повод вынесения постановления с мотивировочными основаниями для начала уголовного дела.

Если проверочные мероприятия не помогли установить основания и повод, следователь отказывает в возбуждении уголовного дела, которое направляется прокурору для проверки правильности принятого решения (в любом случае, будь то дознание или следствие).

Следственные мероприятия до вынесения постановления отличаются от действий, производимых на стадии предварительного следствия. Служителям закона необходимо четко различать виды мероприятий и их назначение.

Продление проверочных мероприятий

Эти мероприятия являются короткой стадией, которая занимает около трех дней. Следователь имеет право продлить данный срок до десяти и даже тридцати дней в том случае, если следственные действия, производимые до возбуждения уголовного дела, требуют продолжительного времени.

Какие бывают поводы?

При наличии оснований и повода, уполномоченный возбуждает дело. Существуют несколько поводов для принятия решения о возбуждении уголовного дела:

  1. Заявление гражданина о совершенном преступлении.
  2. Личный визит в правоохранительный орган с повинной.
  3. Информация о преступлении (совершенном или приготовлении к нему), полученная из средств массовой информации или иных источников.
  4. Направленные прокурором постановления с информацией, которая может быть основанием вынесения постановления.

Основания

Это те данные, которых достаточно для установления признаков преступления. Какие следственные действия до возбуждения уголовного дела реализовать уполномоченному лицу, устанавливается им самостоятельно и зависит от обстоятельств дела.

Стадия предварительного следствия

Следственные действия, проводимые до рассматриваемой процедуры, должны стать основой для принятия правильного решения с законным обоснованием и правильной мотивацией. В ходе установления фактов принимается решение о возбуждении, об отказе или о передаче по подследственности.

Стадия предварительного рассмотрения довольно сложна, так как следственные действия до вынесения постановления не столь широки. Они дают уполномоченному лицу лишь некоторые из прав для установления факта преступления.

Следственные действия после возбуждения уголовного дела

В этом случае для проведения предварительного следствия и нахождения доказательств по делу для следователей установлен срок в два месяца, а для дознавателей - в один месяц.

Все действия регламентированы главами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Они включают в себя:

  • Осмотр предметов, места совершенного деяния (с составлением протокола) проводится в любое время дня и ночи.
  • Медицинское и иное освидетельствование - назначается и производится при помощи медицинских специалистов.
  • Следственный эксперимент - то есть проецирование ситуации в реальном времени для проверки возможности совершения преступления.
  • Обыск.
  • Выемка.
  • Изъятие записей телефонных переговоров - производится путем направления запроса в телефонные компании.
  • Получение информации о телефонных и иных соединениях - осуществляется путем составления запроса о предоставлении информации на магнитных носителях.
  • Допрос - оформляется протоколом.
  • Опознание.
  • Очная ставка.
  • Производство судебной экспертизы.
  • Проверка показаний.

Данные действия оформляются путем протоколирования и являются основой уголовного дела.

Следует отметить! Следственные действия после возбуждения уголовного дела обширнее. Они позволяют следователю получать больше информации о произошедшем. Именно поэтому законодатель дает больше времени для проведения предварительного следствия, нежели на реализацию проверочных мероприятий.

Следственные действия до возбуждения уголовного дела в УПК РФ закреплены в одной 144 статье, а после возбуждения - разделены на несколько глав.

Действия следователя, как правило, закрепляются в форме постановлений и рапортов. Кроме того, следователь или дознаватель не должны путать следственные действия до возбуждения уголовного дела и после него, так как цели этих двух стадий разные.

Уголовное преследование при проверке сообщения о преступлении

Существуют три вида уголовного преследования:

  • частное;
  • частно-публичное;
  • публичное.

Их отличительной чертой является способ принятия сообщения о преступлении и возможность примирения сторон.

Следственные действия, проводимые до возбуждения уголовного дела, легче и проще, нежели те, которые осуществляются после вынесения постановления.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

А. А. ЛАРИНКОВ, В. А. ШИПЛЮК

ВОПРОСЫ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ И ИНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Уголовно-процессуальная проверка в стадии возбуждения уголовного дела играет определяющую роль в уголовном судопроизводстве. Без проведения такой проверки и установления наличия основания для возбуждения уголовного дела невозможно осуществление уголовного преследования. В последнее время ст. 144 УПК РФ претерпела некоторые изменения. Закрепленный в настоящее время в ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перечень проверочных действий существенно расширяет возможности получения доказательств до возбуждения уголовного дела и впоследствии их использования в ходе доказывания. При осуществлении уголовно-процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела допустимо производство действий, затрагивающих конституционные права граждан. В связи с чем требования, предъявляемые к соблюдению положений действующего законодательства при производстве следственных и иных действий на первоначальном этапе уголовного судопроизводства — стадии возбуждения уголовного дела, существенно повысились.

С учетом современных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации существенное значение приобретает неукоснительное соблюдение положений международных актов, Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в стадии возбуждения уголовного дела.

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий, в том числе в стадии возбуждения уголовного дела, является важной составляющей надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, предмет которого изложен в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Поскольку доказывание составляет основное содержание уголовного судопроизводства, следственные действия являются основным процессуальным способом собирания доказательств (ст. 86 УПК РФ) и проверки доказательств (ст. 87 УПК РФ) в досудебном производстве по уголовному делу. Соответственно, обеспечение эффективного прокурорского надзора за законностью их производства является актуальной задачей.

Обобщение правоприменительной практики показывает, что при проведении прокурорских проверок в различных регионах России устанавливаются многочисленные нарушения закона в рассматриваемой сфере. Среди прекращенных или приостановленных уголовных дел наибольшую долю составляют те, по которым были допущены ошибки при производстве

первоначальных проверочных (следственных и иных) действий в стадии возбуждения уголовного дела .

Сегодня согласно Федеральному закону от 04.03.2014 № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ходе проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

При этом законодателем отмечено, что лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 УПК РФ. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном ч. 9 ст. 166 УПК РФ, в том числе при приеме сообщения о преступлении (ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ).

Завершает законодательные нововведения ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ, которая провозглашает, что полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств только при условии соблюдения положений ст.ст. 75 и 89 УПК РФ. Если же после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

Таким образом, объективный анализ уголовно-процессуального законодательства свидетельствует о расширении перечня проверочных (следственных и иных) действий, производство которых допустимо до возбуждения уголовного дела, поскольку нереформированное уголовно-процессуальное законодательство относило к таковым лишь три следственных действия: осмотр места происшествия, осмотр трупа и освидетельствование.

Необходимость в подобных действиях была обусловлена объективными потребностями правоприменительной практики. Если исходить из позиции практических работников, вышеперечисленные новеллы могут и должны способствовать качественной проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении и принятию обоснованного решения о возбуждении уголовного дела или отказе в этом.

Так, В. Н. Исаенко полагает, что законодательно «созданы более расширенные возможности решения органами предварительного расследования задач, установленных в ч. 2 ст. 21 УПК РФ, нормы которой предписывают определенным участникам уголовного судопроизводства в каждом случае обнаружения признаков

преступления принимать предусмотренные Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении. Несомненно также усиление гарантий соблюдения органами предварительного расследования требования ст. 6.1 УПК РФ о разумном сроке уголовного судопроизводства» .

Кроме того, полагаем, что принятые изменения говорят о попытке законодателя позитивно решить вопрос соблюдения прав личности в стадии возбуждения уголовного дела, поскольку была закреплена важность обязательного соблюдения основных прав, свобод и охраны интересов конкретных лиц (участников проверки), вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства. Таким образом, распространение вышеназванных требований об обязанности соблюдения прав участников проверки сообщения о преступлении свидетельствует об усилении гарантий соблюдения основных закрепленных в ст. 11 и других статьях УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства .

Вместе с тем некоторые из нововведений, предложенных законодателем, требуют дополнительного пояснения и дальнейшего совершенствования.

Например, В. С. Шадрин в отношении постоянных законодательных корректировок «порядка проведения проверки сообщения о преступлении» справедливо отмечает: «... к сожалению, даже не очень глубокий анализ модернизированной проверки сообщения о преступлении дает основания констатировать, что указанные условия обеспечения законности соблюдены далеко не в достаточной мере. Такое положение не исключает “вольного” понимания регулирующих проверку правовых норм и, как следствие, способно провоцировать правоприменителя на произвольные действия, в том числе создающие угрозу для прав личности, вовлекаемой в уголовное судопроизводство» .

Поскольку производство проверочных (следственных и иных) действий в стадии возбуждения уголовного дела позволяет предотвратить либо своевременно пресечь преступление и (или) обнаружить, зафиксировать следы преступления и раскрыть его «по горячим следам», несвоевременное либо незаконное проведение (нарушение порядка или процедуры производства) проверочных действий в стадии возбуждения уголовного дела может привести к тому, что лицо, совершившее преступление, скроется или не будет установлено, также могут быть созданы дополнительные трудности и в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Из-за несвоевременности производства либо допущенных нарушений при производстве проверочных действий некоторые следы преступления, обнаруженные в стадии возбуждения уголовного дела, к началу предварительного расследования могут оказаться утраченными, вследствие чего органы предварительного расследования лишаются возможности установить полный перечень обстоятельств, входящих в предмет доказывания, а также должным образом определить пределы доказывания по уголовному делу.

В этой связи первоочередной задачей является всестороннее рассмотрение системы проверочных действий, производство которых в сегодняшних условиях возможно уполномоченным должностным лицом при проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении. Для того чтобы определить систему проверочных действий, производство которых возможно при проверке сообщения о преступлении, необходимо очертить границы, в которых эти действия проводятся, а границы эти определены стадией возбуждения уголовного дела (с момента получения заявления, сообщения о преступлении до принятия решения о

возбуждении уголовного дела или отказа в возбуждении).

При этом суждения некоторых авторов о том, что с учетом внесенных Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ изменений в УПК РФ в число «проверочных действий» в стадии возбуждения уголовного дела включены следственные, розыскные, административные действия, оперативно-розыскные мероприятия , вряд ли могут считаться состоятельными.

В УПК РФ в разделе VII «Возбуждение уголовного дела» в главах 19 и 20 закреплены основные положения стадии возбуждения уголовного дела с указанием конкретных субъектов, а также применяемых ими методов и средств. Именно поэтому полагаем, что в ходе уголовно-процес-суальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела сведения могут быть получены только определенными в уголовно-процессуальном законе средствами, а именно:

1) проведение отдельных следственных действий;

2) производство иных процессуальных действий, прямо указанных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации;

3) использование для проверки иных, непроцессуальных средств, установленных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации;

4) проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Сегодня перечень следственных и иных процессуальных действий сформулирован в ст. 144 УПК РФ исчерпывающим образом. В таком виде он должен способствовать выявлению достаточного объема фактических данных, указывающих на наличие или отсутствие признаков преступления, и принятию обоснованных решений о возбуждении уголовного дела либо отказе в возбуждении.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ следственными действиями, допустимыми к производству до возбуждения уголовного дела, являются:
получение образцов для сравнительного исследования;
судебная экспертиза;
осмотр места происшествия;
осмотр документов;
осмотр предметов;
осмотр трупов;
освидетельствование.

Необходимо отметить, что законодатель уточнил условия, которые позволяют приступить к производству некоторых следственных действий до возбуждения уголовного дела. Например, освидетельствование до возбуждения уголовного дела разрешено производить «в случаях, не терпящих отлагательства» (ч. 1 ст. 179 УПК РФ). В отношении же других следственных действий каких-либо подобных требований закон не содержит (ч. 2 ст. 176, ч. 4 ст. 178, ч. 4 ст. 195, ч. 1 ст. 202 УПК РФ). При этом обязательно необходимо учитывать то обстоятельство, что любое следственное действие может быть произведено лишь в случае наличия к тому фактических и юридических оснований.

В статье 144 УПК РФ также предусмотрено, что должностное лицо в пределах своей компетенции при проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении может использовать определенные разновидности иных процессуальных действий, указанных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации:
получение объяснений;
истребование документов и предметов;
изъятие документов и предметов;
производство документальных проверок;
производство ревизий;
исследование документов;
исследование предметов;
исследование трупов;

истребование имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Истребованные таким образом в редакции средства

массовой информации документы и материалы могут быть использованы в качестве вещественных и иных доказательств при производстве по уголовному делу.

Отдельным положением в ч. 1 ст. 144 УПК РФ законодатель выделяет предписание относительно возможности должностного лица, которое проверяет сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, давать обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Стадия возбуждения уголовного дела на сегодняшний день остается важным элементом современного российского уголовного процесса, а эффективность осуществляемой на этой стадии процессуальной деятельности во многом предопределяет достижение назначения уголовного судопроизводства. Суть указанной стадии заключается в том, что уполномоченные законом должностные лица и органы обязаны осуществлять только те действия и принимать только те процессуальные решения, которые определены в уголовно-процессуальном законе.

Подтверждением вышесказанному являются разъяснения, сформулированные в информационном письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 20.08.2014 № 36-11-2014 «О недопустимости изъятия предметов и документов вне рамок следственных действий, предусмотренных до возбуждения уголовного дела», о том, что в ч. 1 ст. 144 УПК РФ содержится исчерпывающий перечень следственных действий, допустимых до возбуждения уголовного дела.

Аналогичной правовой позиции придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации: по общему правилу осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте проведения следственного действия; вместе с тем если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра, причем изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу, а в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов; все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра (чч. 2—4 ст. 177 УПК РФ); изъятие обнаруженных в ходе осмотра места происшествия следов преступления, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, осмотр которых на месте затруднен или требует продолжительного времени, не может подменять собой процессуальные, в том числе следственные, действия, для которых уголовно-процессуальным законом установлены специальная процедура и другие основания и условия проведения (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т. д.) .

Таким образом, в настоящее время производство до возбуждения уголовного дела иных следственных действий, направленных на изъятие предметов и документов (обыска, выемки), исходя из действующей редакции ст. 144 УПК РФ, является недопустимым. Результаты таких следственных действий должны признаваться недопустимыми доказательствами. Между тем достаточная мобильность современного уголовно-процессуального законодательства, в том числе регламентирующего производство в стадии возбуждения уголовного дела, может привести к дальнейшему расширению круга следственных действий, допустимых к производству, и постепенному смешиванию стадии возбуждения уголовного дела и стадии предварительного расследования.

1. Понятие и виды следственных действий.

2. Задержание подозреваемого.

3. Допрос свидетеля и потерпевшего.

4. Очная ставка.

5. Предъявление для опознания.

6. Осмотр и освидетельствование.

7. Обыск и выемка.

8. Экспертиза.

9. Следственный эксперимент.

10. Проверка показаний на месте происшествия.

Поскольку основным содержанием расследования по уголовному делу является уголовно-процессуальное доказывание, постольку деятельность следователя и лица, производящего дознание, носит активный познавательный характер.

Деятельность следователя протекает в определенной процессуальной форме, отклонение от которой влечет признание решений недействительными, а доказательств – недопустимыми.

Основная форма уголовно-процессуальной деятельности следователя – это производство следственных действий.

Следственное действие – это производимое следователем, органом дознания или прокурором в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона процессуальное действие, направленное на обнаружение и закрепление фактических данных, имеющих значение для установления обстоятельств уголовного дела.

В основе выделения следственных действий в самостоятельный класс лежат три признака:

    познавательный характер этой деятельности следователя и других управомоченных законом лиц;

    осуществление этой деятельности в стадии предварительного расследования или при расследовании вновь открывшихся обстоятельств;

    наличие в процессуальном законе регламентации, определяющей порядок обнаружения, исследования, фиксации и изъятия доказательств.

Как правило, следственные действия делят на две группы:

    следственные действия, направленные на собирание доказательств (осмотр, обыск, выемка и др.);

    следственные действия, направленные на обеспечение прав участвующих в деле лиц (например, разъяснение прав обвиняемому, ознакомление потерпевшего со всеми материалами дела и т.д.).

В данной теме мы будем рассматривать только следственные действия первой группы, в которую включены:

1. Задержание подозреваемого;

2. Допрос;

3. Очная ставка;

4. Предъявление для опознания;

5. Осмотр;

6. Освидетельствование;

8. Выемка;

9. Экспертиза;

10. Следственный эксперимент.

11. Проверка показаний на месте.

Общие правила проведения следственных действий:

Следственные действия осуществляются только после возбуждения уголовного дела , за исключением осмотра места происшествия (ст. 178 УПК).

Все следственные действия проводятся лишь при наличии фактических и юридических (процессуальных) оснований.

Фактические основания – это совокупность фактических данных, подтверждающих возможность и необходимость выполнения данного следственного действия по данному уголовному делу.

Юридические основания – совокупность правомочий данного лица выполнить данное следственное действие по данному уголовному делу.

Иногда решение о производстве следственного действия облекается в форму постановления (обыск), а иногда – в форму протокола (задержание подозреваемого).

При производстве ряда следственных действий требуется присутствие понятых (обыск, осмотр, выемка, освидетельствование, следственный эксперимент, предъявление для опознания).

В ходе следственных действий возможно применение научно-технических средств и инструментов , о чем до начала следственного действия должно быть объявлено всем его участникам.

При производстве следственных действий возможно участие специалиста , который оказывает помощь в его проведении с применением специальных познаний и навыков, а также переводчика, педагога, защитника, представителя.

По результатам следственных действий составляется протокол , т.е. письменный документ имеющий определенную форму и фиксирующий факт, содержание и результаты следственного действия (ст. 141 УПК).

Ответственность за своевременность, законность и обоснованность производства следственных действий возлагается на лицо, производящее расследование по уголовному делу.

Статья 22 Конституции РФ указывает: "Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов". Но данная норма носит декларативный и перспективный характер. В настоящий момент задержания может длиться до 72 часов (ст. 122 УПК).

Задержание подозреваемого необходимо отграничивать от следующих смежных правовых действий:

    заключение под стражу;

    административное задержание и административный арест;

    дисциплинарный арест военнослужащих;

    физическое задержание (физический захват).

Правовую основу задержание подозреваемого составляют ст. 22 Конституции РФ, ст.ст. 11, 87, 119, 122 УПК, ст.ст. 1–7, 11–13, 15–51 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемы и обвиняемых в совершении преступления".

Цели задержания подозреваемого:

    выяснение причастности задержанного к преступлению;

    разрешение вопроса о применении к данному лицу меры пресечения в виде заключения под стражу.

Условия задержания подозреваемого:

    проводится только в рамках возбужденного уголовного дела;

    задержанию может быть подвергнуто только лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы;

    возможно только при наличии оснований, специально предусмотренных законом.

Основания для задержания подозреваемого перечислены в ст. 122 УПК и делятся на 4 группы:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) когда имеются иные данные, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, при условии, что это лицо покушалось на побег или не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена личность подозреваемого.

Даже при наличии достигнутых целей, имеющихся условий и оснований следователь вправе, а не обязан применить задержание. Роль решающего фактора играют мотивы задержания подозреваемого:

    необходимость пресечь преступную деятельность подозреваемого;

    необходимость воспрепятствовать его попыткам помешать установлению истины по делу;

    предупреждение уклонения подозреваемого от ответственности.

Задержание осуществляется на основании протокола, задержания, который составляется следователем или органом дознания. Лицо, производящее дознание, без утверждения органом дознания составить такой протокол не имеет права!

При задержании лица в качестве подозреваемого санкция прокурора не требуется, но о произведенном задержании он письменно уведомляется в течение 24 часов.

Итак, задержание подозреваемого – это неотложное следственное действие, которое заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, осуществляемое при наличии установленных законом оснований и мотивов, в соответствующем порядке, в силу неотложности, без санкции прокурора и судебного решения.

Все права и обязанности, присущие при допросе свидетелю, принадлежат и потерпевшему, допрос которого, однако, обладает некоторыми особенностями.

Допрос свидетеля – это неотложное следственное действие, при производстве которого следователь, орган дознания или прокурор в установленной уголовно-процессуальным законом форме получают устные показания определенного лица об известных ему обстоятельствах, подлежащих установлению по уголовному делу, и фиксируют полученные сведения в соответствующем протоколе.

Правовая база: ст.ст. 141, 142, 155–161 УПК.

Фактические основания допроса свидетеля – это сведения о том, что лицу может быть известна любая информация об обстоятельствах дела. Эти сведения могут быть получены как из процессуальных, так и из непроцессуальных источников.

Юридические основания допроса свидетеля – это правомочие лица на проведение данного допроса по данному уголовному делу, а также вызов лица в качестве свидетеля и предложение ему рассказать все известное по данному делу.

Цель допроса свидетеля – получить от лица правдивые показания об обстоятельствах, имевших место в действительности.

Свидетель допрашивается, как правило, в месте производства предварительного расследования. Существует два варианта места производства допроса свидетеля:

    в помещении правоохранительного органа;

    в месте нахождения свидетеля.

Свидетели и потерпевшие вызываются для допроса повесткой, телеграммой или телефонограммой.

Повестка – это письменный вызов в правоохранительный орган для производства следственного действия. Вручается под расписку вызываемому лицу, совершеннолетним членам его семьи либо представителям местной администрации. Расписка о вручении повестки возвращается следователю.

Вызов несовершеннолетнего, как правило, производится через родственников или лиц, их замещающих. В случае неявки свидетеля или потерпевшего без уважительной причины он может быть подвергнут приводу (ч. 2 ст. 3 и ч. 3 ст. 75 УПК).

О производстве привода выносится постановление, которое, как правило, исполняется органами милиции.

Уважительные причины неявки:

    болезнь, лишающая возможности явиться;

    несвоевременное получение повестки;

    иные обстоятельства, лишающие возможности явиться.

Суд вправе подвергнуть недобросовестного свидетеля денежному взысканию.

Свидетели по одному уголовному делу допрашиваются порознь и в отсутствие друг друга. Следователь обязан принимать меры, чтобы такие свидетели не могли общаться между собой.

Алгоритм допроса свидетеля:

    следователь удостоверяется в личности свидетеля и проверяет документы;

    свидетелю разъясняется, по какому уголовному делу и в связи с чем он вызван на допрос;

    со слов свидетеля и предъявленных документов заполняется анкетная часть протокола допроса;

    разъясняются права и обязанности свидетеля;

    свидетель под расписку предупреждается об уголовной ответственности по ст. 308 и 307 УК РФ за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний;

    решается вопрос о допуске переводчика или законного представителя;

    свидетелю предлагается рассказать все известное ему по делу;

    в случае необходимости свидетелю задаются вопросы, причем наводящие вопросы не допускаются;

    составляется содержательная часть протокола допроса, показания свидетеля записываются либо следователем от первого лица в порядке связного рассказа, либо при наличии соответствующего ходатайства самим свидетелем собственноручно;

    по окончании допроса свидетель знакомится с протоколом допроса путем личного прочтения; при наличии просьбы свидетеля протокол может быть прочитан ему вслух;

    свидетель вправе потребовать внесения в протокол дополнений и поправок; в случае отсутствия таковых, он делает собственноручную запись об ознакомлении с протоколом и подписывает его; если протокол состоит из нескольких листов, свидетель подписывает каждый лист;

    последним протокол подписывает следователь.

При допросе потерпевшего применяются те же правила, что и при допросе свидетеля, однако следует учитывать, что права потерпевшего шире прав свидетеля.

При допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего об уголовной ответственности он не предупреждается. Ему лишь разъясняют его долг и обязанность давать правдивые показания.

При допросе свидетеля в возрасте до 14 лет обязательно участие педагога, от 14 до 16 лет – педагог может быть допущен по усмотрению следователя. В случае необходимости при допросе несовершеннолетнего свидетеля могут присутствовать его родители или лица, их замещающие.

Очная ставка представляет собой совмещенный допрос 2 ранее допрошенных лиц, в показаниях которых имеются существенные противоречия, путем попеременного представления им вопросов по поводу одних и тех же обстоятельств в целях выяснения причин противоречий и получения правдивых показаний от обоих лиц.

Правовая база очной ставки: ст.ст. 162, 163 УПК.

Путем очной ставки могут допрашиваться свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый в любых комбинациях. Цель очной ставки – устранение противоречий.

Фактически основания очной ставки – наличие существенных противоречий в показаниях допрошенных лиц. Юридические основания очной ставки – правомочие лица на производство очной ставки по данному делу, вызов лиц и постановка перед ними вопросов.

Процессуальный порядок очной ставки:

    следователь удостоверяется в личности обоих участников и устанавливает их правовой статус;

    разъясняются права и обязанности участников очной ставки, в случае необходимости они предупреждаются об ответственности;

    выясняется, знают ли участники друг друга и в каких отношениях находятся;

    предлагается поочередно дать показания об обстоятельствах, содержащих противоречия;

    выслушав показания, следователь вправе задать дополнительные вопросы;

    с разрешения следователя участники очной ставки вправе задать вопросы друг другу, которые следователь может отвести с указанием об этом в протоколе;

    в протоколе очной ставки, который составляется и оформляется по общим правила протокола допроса, участники подписывают не только каждый лист, но и каждый свой ответ.

Предъявление для опознания – это следственное действие, в ходе которого следователь предлагает кому-либо из числа ранее допрошенных лиц какой-либо объект для того, чтобы установить, могут ли они узнать и идентифицировать данный объект по тем признакам, о которых они ранее давали показания.

Правовая основа данного следственного действия: ст.ст. 87, 164–166 УПК.

Фактические и юридические основания предъявления для опознания – те же, что и при производстве допроса.

Виды предъявления для опознания:

    опознание живых людей;

    опознание по фотографии;

    опознание иных живых существ;

    опознание предметов;

    опознание трупов.

Процессуальный порядок предъявления для опознания:

1. В ходе допроса, предшествующего опознанию, должно быть установлено, где, когда, при каких обстоятельствах, сколько времени, при каком освещении, на каком расстоянии наблюдал опознающий объект, подлежащий опознанию, каковы его приметы и особенности.

2. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. Сходство во внешнем облике должно проявляться в том, что все предъявляемые лица должны быть одного пола, не иметь резкого различия в росте, телосложении, одежде и т.д. Предмет предъявляется для опознания в группе однородных предметов, имеющих одинаковые с ним родовые и видовые признаки. Только труп предъявляется для опознания в единственном числе.

3. Если опознающими являются свидетель или потерпевший, они предупреждаются об уголовной ответственности за уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

4. В ходе предъявления для опознания опознающему предлагается указать лицо, предмет или иной объект, о котором он дал показания, и перечислить конкретные признаки, по которым он опознал его. Наводящие вопросы недопустимы.

5. В ходе опознания могут быть применены научно-технические средства (фото-, видеосъемка, звукозапись и т.д.).

6. Предъявление для опознания производится в присутствии понятых.

7. О предъявлении для опознания составляется протокол, который подписывается следователем, опознающим, понятыми, а при предъявлении для опознания людей – опознаваемым и лицами, которых предъявляли совместно с ним. Показания опознающего по возможности излагаются дословно.

8. Повторное предъявление для опознания, как правило, не допускается.

Осмотр – это неотложное следственное действие по непосредственному обнаружению, восприятию и исследованию лицом, производящим дознание, следователем или прокурором объектов, имеющих значение для дела, их признаков, состояния и взаиморасположения.

Правовая база осмотра: ст.ст. 87, 174, 178–182 УПК.

Фактические основания – это любые фактические данные, полученные как из процессуальных, так и из непроцессуальных источников, свидетельствующие о возможности и необходимости производства конкретного вида осмотра по данному уголовному делу.

Юридические основания – только правомочие лица выполнить конкретный вид осмотра по данному уголовному делу, постановления о производстве осмотра не требуется.

Цели осмотра: обнаружение следов преступления и других вещественных доказательств, выявление обстановки происшествия, а также иных обстоятельств, имеющих отношение к делу.

Виды осмотра:

    осмотр места происшествия (процессуальной особенностью данного вида осмотра является то, что он может производиться как в рамках возбужденного уголовного дела, так и до его возбуждения);

    наружный осмотр трупа на месте его обнаружения (процессуальной особенностью данного вида осмотра является обязательное участие специалиста в области медицины);

    осмотр предметов;

    осмотр документов;

    осмотр местности и помещений, не являющихся местом происшествия.

Процессуальный порядок осмотра:

1. Осмотр всегда производится следователем лично и непосредственно. Сведения, полученные следователем вне осмотра, не могут быть зафиксированы в его протоколе.

2. В осмотре обязательно участвуют понятые в количестве не менее двух.

3. По усмотрению следователя в осмотре могут участвовать специалист, эксперт, переводчик, защитник, педагог, законный представитель, свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый.

4. В ходе осмотра могут выполняться любые действия, направленные на исследование предметов и документов, поиск следов преступления и вещественных доказательств.

5. При производстве осмотра следователь вправе изъять любые предметы и документы, имеющие отношение к делу либо изъять их фрагменты, а также изготовить копии.

6. В ходе осмотра могут применяться научно-технические средства и инструменты, о чем всем участникам осмотра должно быть объявлено до его начала.

7. При производстве осмотра составляется протокол в соответствии с требованиями ст. 141 УПК.

Освидетельствование – это неотложное следственное действие, содержанием которого является осмотр тела живого человека при отсутствии оснований для производства судебно-медицинской экспертизы.

Закон определил особый процессуальный порядок его проведения:

    освидетельствование проводится только в отношении обвиняемого, подозреваемого, свидетеля или потерпевшего;

    оно проводится только для установления на теле этих лиц следов преступления или наличия особых примет (если при этом не требуется производства судебно-медицинской экспертизы);

    постановление о производстве освидетельствования обязательно для лица, в отношении которого оно вынесено;

    при производстве освидетельствования не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого;

    если освидетельствование сопровождается обнажением освидетельствуемого лица, следователь и понятые должны быть одного с ним пола, иначе освидетельствование проводит врач, также возможно участие врача в качестве специалиста.

Обыск – это неотложное следственное действие, содержанием которого является принудительное обследование помещений и сооружений, участков местности либо отдельных граждан в целях отыскания и изъятия предметов и документов, имеющих значение для дела, а также обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.

Правовая база: ст. 25 Конституции РФ, ст.ст. 87, 168–179, а также 176, 177 УПК.

Фактические основания – это любые фактические данные полученные только процессуальным путем. Из этих фактических данных должен следовать вывод о том, что в каком-то помещении или месте, либо у какого-то лица могут находиться орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также предметы и документы, имеющие значение для дела.

Юридические основания – это правомочие лица произвести освидетельствование, а также мотивированное постановление следователя, санкционированное прокурором, или судебное решение.

Обыск в случаях, не терпящих отлагательства, может быть произведен и без санкции прокурора, но с обязательным письменным уведомлением его о произведенном обыске в срок не более 24 часов с момента его окончания. Постановление о производстве обыска выносится и в этом случае тоже.

Виды обыска:

    обыск в помещении, занимаемом отдельным гражданином (жилище);

    обыск в помещении, занимаемом предприятием;

    обыск участков местности;

    личный обыск;

    обыск транспортных средств.

Лица, участвующие в обыске:

    следователь либо иное лицо, выполняющее его функции;

    не менее двух понятых;

    любые лица в различных комбинациях из числа возможных участников осмотра;

    сам обыскиваемый;

    совершеннолетние члены его семьи;

    представители предприятия или жилищно­-коммунального отдела (управления).

Процессуальный порядок обыска:

1. Следователь предъявляет обыскиваемому постановление о производстве обыска, с которым последний знакомится под роспись.

2. Следователь предлагает добровольно выдать предметы и документы, имеющие значение для дела, а также предметы и документы, изъятые из гражданского оборота, находящиеся в обыскиваемом помещении. В том, случае, если данные предметы и документы будут выданы, следователь вправе отказаться от дальнейшего производства обыска, указав на это в составленном протоколе.

3. В случае отказа следователь производит обыск всех помещений и лиц, указанных в постановлении.

4. Лицо, производящее обыск, должно проверить всех лиц, находящихся в обыскиваемом помещении, и прибывших во время обыска, выяснить их личности и мотивы прибытия.

5. Следователь вправе запретить этим лицам покидать помещение, в котором производится обыск, а также сносится друг с другом вплоть до окончания обыска.

6. При наличии достаточных данных, дающих основание полагать, что лицо, находящееся в помещении, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, имеющие значение для дела, оно может быть подвергнуто личному обыску.

7. Следователь вправе вскрывать запертые помещения и хранилища, если владелец отказывается это сделать. При этом следует избегать повреждений, не вызываемых необходимостью.

8. Следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены обнаруженные при обыске сведения, составляющие государственную тайну, а также сведения об обстоятельствах интимной жизни обыскиваемого и иных лиц.

Выемка – это следственное действие, состоящее в изъятии индивидуально определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, если точно известно, где и у кого они находятся.

Указанные предметы и документы могут быть выданы добровольно или изъяты принудительно. Если для этого требуется принудительное обследование жилых или нежилых помещений, в которых хранятся объекты, подлежащие изъятию, должен быть произведен обыск.

Изъятие предметов и документов происходит и при обыске или осмотре, но в этих случаях изъятие является не самостоятельным следственным действием, а составной частью обыска или осмотра.

Фактические основания – сведения об объектах выемки, которые имеются в материалах дела. Юридические основания – мотивированное постановление, вынесенное следователем, в производстве которого находится уголовное дело. Выемка почтово-телеграфной корреспонденции и документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной требует санкции прокурора.

Экспертиза – это производимое экспертом исследование тех или иных обстоятельств или вопросов, требующих специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле.

Вопрос о назначении экспертизы решает следователь, однако в ряде случаев (ст. 79 УПК) назначение экспертизы обязательно:

1) для установления причин смерти и тяжести вреда здоровью;

2) для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости или способности к моменту производства по делу осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

3) для определения психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;

4) для установления возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в тех случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют.

Признав необходимым производство экспертизы, следователь составляет об этом мотивированное постановление, в котором указывает основания для назначения экспертизы, фамилию эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в его распоряжение. Данное постановление является единственным процессуальным основанием для производства экспертизы.

Следует учитывать, что установление "особой жестокости убийства", "жестокого обращения", "обезображивания лица" не входит в предмет экспертизы, так как эти вопросы не являются медицинскими, а решаются следователем и судом с применением принятых в нашем обществе этических и эстетических понятий.

Следственный эксперимент – это следственное действие, состоящее в проведении опытов и испытаний в специально созданных условиях, максимально приближенных к расследуемому событию, с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела (ст. 183 УПК).

Основными задачами следственного эксперимента являются:

    проверка и уточнение собранных по делу доказательств;

    получение новых доказательств;

    проверка следственных версий;

    установление причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Практике известны следующие виды следственного эксперимента:

    установление возможности восприятия какого-либо факта или явления (например, в определенных условиях видеть или слышать);

    установление возможности совершения каких-либо действий (например, поднять какой-либо предмет);

    установления возможности существования какого-либо явления (например, может ли предмет упасть таким образом);

    установление механизма события в целом или его отдельных деталей (например, возможность преодоления определенного расстояния за определенное время).

Следует учитывать, что доказательственное значение следственный эксперимент будет иметь лишь при условии неоднократного и точного воспроизведения или, во всяком случае, максимального приближения всех обстоятельств к расследуемому событию.

О производстве следственного эксперимента составляется протокол, в котором подробно излагаются условия, ход и результаты эксперимента (ст. 186 УПК). По усмотрению следователя при производстве следственного эксперимента присутствуют специалист, иные участники процесса и лица, осуществляющие техническую помощь. Участие понятых обязательно.

Проверка показаний на месте – происходящие в определенном месте уточнение или проверка показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого относительно какого-либо факта, связанного с преступлением.

Сущность этого следственного действия состоит в том, что лица, чьи показания проверяются или уточняются, повторяют ранее данные показания на определенном или указанном ими мести. Это позволяет сразу же сопоставить показания с реальной обстановкой.

Таким образом могут быть проверены показания:

    о месте, где происходило события;

    о действиях участников события;

    о других обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Проверка показаний на месте в качестве самостоятельного следственного действия содержит следующие правила проведения:

    указания лица, показания которого проверяются, на место производства данного следственного действия, его характерные признаки и особенности;

    необходимость присутствия понятых;

    недопустимость действий, унижающих честь и достоинство граждан или опасных для их здоровья;

    свободный рассказ и показ всего того, что известно лицу, показания которого проверяются (уточняются);

    постановка дополнительных вопросов;

    сопоставление показаний с обстановкой на месте;

    составление протокола, имеющего самостоятельное доказательственное значение.

Основным способом собирания и проверки доказательств в стадии предварительного расследования является производство следственных действий.

Следственные действия - это производимые в строгом соответствии с законом операции, направленные на обнаружение, закрепление и проверку доказательств.

Право производить следственные действия имеет только лицо, в производстве которого находится уголовное дело, а также надзирающий прокурор. По поручению следователя отдельные следственные действия по делу, находящемуся в его производстве, могут производить органы дознания или другие следователи.

Следственные действия можно производить только после возбуждения уголовного дела. Исключение сделано лишь для осмотра места происшествия, освидетельствования и назначения экспертизы, которые могут быть произведены до возбуждения уголовного дела.

Для производства следственных действий необходимы основания - фактические данные, указывающие на необходимость производства тех или иных следственных действий.

Как правило, следственные действия производятся по инициативе следователя или лица, производящего дознание. Но они могут быть произведены и по указанию прокурора, начальника следственного отдела, начальника органа дознания. Кроме того, закон устанавливает случаи обязательного производства следственных действий. Так, лицо должно быть допрошено в качестве подозреваемого не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или фактического задержания (ст.46 Подозреваемый). После предъявления обвинения немедленно должен следовать допрос обвиняемого (ст. 173 Допрос обвиняемого). Для установления некоторых обстоятельств обязательно должна быть произведена экспертиза (ст. 196 УПК РФ).

К числу следственных действий относятся:

1) допрос;2) очная ставка;3) осмотр;4) освидетельствование;5) обыск;6) выемка;7) предъявление для опознания; 8) следственный эксперимент;9) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка; 10) контроль и запись переговоров;11) проверка показаний на месте;12) назначение и производство экспертизы.

1)наложение ареста на имущество;2)эксгумация трупа,3)получение образцов для сравнительного исследования; 4)помещение лица в медицинское учреждение для производства экспертизы.

Общие условия производства следственных действий

1. Следственное действие производится после возбуждения уголовного дела. Только осмотр места происшествия, освидетельствование и назначение экспертизы возможны до возбуждения уголовного дела.

2. Следователь, дознаватель должен располагать специальным основанием для производства именно этого следственного действия. Фактические основания проведения следственных действий содержатся в конкретных нормах УПК РФ.

3. Следственное действие должно производиться лицом, принявшим уголовное дело к производству, либо по его поручению.



Рыжаков А.П.,
заслуженный работник высшей школы РФ,
профессор ТФ МЮИ

Пунктом 8 Федерального закона от 4 марта 2013 года № 23-ФЗ «О внесении изменения в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» существенно расширен круг следственных действий, которые в настоящее время обязаны (вправе) осуществлять следователь (дознаватель и др.) на стадии возбуждения уголовного дела. Помимо того новой редакцией ч. 1 ст. 144 УПК РФ законодатель предусмотрел ряд дополнительных средств предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении. Одни из них были предусмотрены УПК РСФСР. Другие выработаны практикой деятельности органов предварительного расследования и, наконец, стали в какой-то степени «процессуальными» (по меньшей мере, предусмотренными УПК РФ средствами). Третьи существовали и в ранее действовавшей правовой уголовно-процессуальной действительности, однако могли быть законным образом реализованы лишь на стадии предварительного расследования. Сейчас у них появилась специфика, которая выразилась не только тем обстоятельством, что их разрешено реализовывать на первоначальной стадии уголовного процесса.

Именно расширению круга следственных действий, которые в настоящее время вправе производить органы предварительного расследования, и посвящена настоящая статья. Речь идет:
1) о получении образцов для сравнительного исследования;
2) о судебной экспертизе;
3) об осмотре документов и (или) предметов.

А теперь обо всем по порядку.

Прежде чем приступить к характеристике таковых, стоит заметить, что Закон неодинаково подошел к условиям, позволяющим приступать к таковым. О чем речь? Да о том, что осмотр трупа до возбуждения уголовного дела он дозволяет производить лишь «при необходимости» (ч. 4 ст. 178 УПК РФ), а освидетельствование – «в случаях, не терпящих отлагательства» (ч. 1 ст. 179 УПК РФ).

В отношении же других следственных действий подобных требований закон не содержит (ч. 2 ст. 176, ч. 4 ст. 195, ч. 1 ст. 202 УПК РФ).

Более того, до введения в действие Федерального закона от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ осмотр места происшествия до возбуждения уголовного дела мог быть произведен также только «в случаях, не терпящих отлагательства». Сейчас же это обязательное условие производства искомого процессуального действия в ходе предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении из ч. 2 ст. 176 УПК РФ законодателем почему-то убрано.

Выходит, в настоящее время законодатель дозволяет производство до возбуждения уголовного дела осмотра места происшествия, документов, предметов, получение образцов для сравнительного исследования, а равно назначение (производство) судебной экспертизы и в ситуации, когда эти следственные действия не являются неотложными. Хуже того, вполне уместно заключение, что таковые могут быть произведены и при отсутствии в этом необходимости.

Резонно замечание, что любое следственное действие может быть произведено лишь в случае наличия к тому фактических оснований. И то обстоятельство, что законодатель в ч. 2 ст. 176, ч. 4 ст. 195, ч. 1 ст. 202 УПК РФ не упомянул, что до возбуждения уголовного дела следственное действие может быть произведено лишь при необходимости, не дозволяет приступать к его осуществлению без наличия к тому фактических, как, впрочем, и юридических оснований. Так-то оно так. Но фактические основания производства осмотра документа (предмета), получения образцов для сравнительного исследования и т. п. могут иметь место, но необходимость в производстве таковых на стадии возбуждения уголовного дела может отсутствовать. Зачем в этой ситуации наделять орган предварительного расследования правом производства следственного действия на этапе, когда еще не известно, имело ли, собственно, место само общественно опасное деяние? Вряд ли такое дозволение оправданно.

Допустим, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту приобретения огромной партии дорогостоящих технических средств. Пока следователь не располагает достаточными данными, указывающими на наличие в искомом факте признаков преступления, зачем ему позволять (при отсутствии к тому необходимости) осматривать каждый из данных приборов? Тем более, думается, не стоило ему разрешать и изъятие таковых в ходе осмотра. При действующей же редакции Закона следователь (дознаватель и др.) вполне может 10 дней осматривать предметы, препятствуя тем самым их обороту, влияя на результаты экономической деятельности юридического лица, несмотря на то что у него отсутствуют основания возбуждения уголовного дела в отношении соответствующих должностных лиц. Думается, что такая неточность законодателя может привести к злоупотреблениям со стороны некоторых следователей (дознавателей и др.). Средство предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении в этом случае превратится в законное средство давления на предпринимателя.

А если бы в ч. 2 ст. 176, ч. 4 ст. 195, ч. 1 ст. 202 УПК РФ или хотя бы в ч. 1 ст. 144 УПК РФ было прямо закреплено требование, согласно которому осмотр места происшествия, документа, предмета, назначение и производство судебной экспертизы, получение образцов для сравнительного исследования могут быть произведены до возбуждения уголовного дела лишь при наличии к тому необходимости, а еще лучше – «лишь в случаях, не терпящих отлагательств», то орган предварительного расследования обязан был бы мотивировать свое решение о производстве любого из перечисленных следственных действий. У него было бы меньше возможностей использовать предоставленное ему уголовно-процессуальное право не в целях решения задач, стоящих перед уголовным судопроизводством.

А теперь переходим к анализу следственных действий, которые могут быть реализованы в целях сбора достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Первым законодатель в ч. 1 ст. 144 УПК упоминает о получении образцов для сравнительного исследования. Если бы одновременно тем же Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ он не внес изменения и в ч. 1 ст. 202 УПК РФ, можно было бы предположить, что до возбуждения уголовного дела следователь (дознаватель и др.) вправе получать образцы для сравнительного исследования не путем производства одноименного следственного действия, а всего-навсего реализуя предусмотренное ч. 1 ст. 144 УПК РФ средство предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении.

Однако законодатель в ч. 1 ст. 202 УПК РФ не только продублировал право следователя (дознавателя и др.) получать образцы для сравнительного исследования до возбуждения уголовного дела. Он расширил круг лиц, в отношении которых может быть произведено рассматриваемое следственное действие. Помимо подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, у которых соответствующие образцы получались и ранее, по прямому указанию законодателя в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ образцы почерка или иные образцы для сравнительного исследования могут быть взяты и у иных физических лиц и представителей юридических лиц. Таким образом, до возбуждения уголовного дела орган предварительного расследования вправе произвести следственное действие, именуемое получением образцов для сравнительного исследования.

Данное следственное действие представляет собой изъятие (добровольное или принудительное) у физических лиц образцов почерка, отпечатков пальцев рук, объектов выделения человеческого организма и иных образцов для установления наличия (отсутствия) их связи с имеющимися в материале проверки заявления (сообщения) о преступлении доказательствами (записками, отпечатками пальцев рук, пятнами крови, изъятыми на месте происшествия, и др.).

Задача, стоящая перед таким получением образцов для сравнительного исследования, – собирание эталонного материала (образца), который может быть использован для проведения сравнительного экспертного исследования имеющегося в материале проверки заявления (сообщения) о преступлении доказательства.

Специфические условия получения образцов для сравнительного исследования:
1) получаться образцы могут только у физических лиц;
2) не применяется принуждение при изъятии образцов, которые сопряжены с действиями субъекта (образцы почерка, дорожки следов и т. п.);
3) получаются образцы, лишь когда возникла необходимость проверить, оставлены ли лицом, у которого они берутся, следы в определенном месте или на вещественных доказательствах.

Фактическое основание получения образцов для сравнительного исследования может быть двух видов:
1) доказательства, полное, всестороннее и (или) объективное исследование которых возможно только при наличии образцов (эталонов);
2) доказательства, при сравнении которых с образцами возможно получение дополнительного для материала проверки заявления (сообщения) о преступлении доказательства.

Юридическое основание – постановление следователя (дознавателя и др.).

В рамках подготовки к получению образцов для сравнительного исследования:
1) принимается решение о необходимости и возможности получения образцов для сравнительного исследования;
2) выносится соответствующее постановление;
3) приглашается специалист, если это необходимо. На практике зачастую приглашаются и понятые. Однако закон этого делать не требует.

Порядок получения образцов для сравнительного исследования общий:
1) разъяснение прав и обязанностей участникам (если есть в этом необходимость, они предупреждаются о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ), ответственности и порядка производства следственного действия;
2) собственно изъятие (получение) образцов для сравнительного исследования, сопровождающееся принуждением, если таковое не помешает получению желаемого результата и притом не будут нарушены обязательные условия производства этого процессуального действия;
3) составление протокола по правилам ст. 166, 167, 202 УПК РФ.

Следующее следственное действие, которое может быть произведено до возбуждения уголовного дела, – это судебная экспертиза. Судебная экспертиза на стадии возбуждения уголовного дела – это следственное действие, представляющее собой особую, установленную уголовно-процессуальным законом форму исследования доказательств (содержащихся в доказательствах, на теле физического лица сведений), производимую по поручению следователя (дознавателя и др.) предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложной информации лицами, сведущими в специальных отраслях знания, и завершающуюся составлением заключения по специальным вопросам(1).

Задачей производства судебной экспертизы является получение новых знаний (сведений) за счет проведения исследований лицами, сведущими в специальных отраслях знания (но не юриспруденции).

Специфические условия производства судебной экспертизы:
1) вопросы задаются только в области специальных отраслей знаний, обычно в области науки, техники, искусства и (или) ремесла;
2) вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта;
3) нельзя задавать вопросы в той области знаний, которая считается общеизвестной для следователей (дознавателей и др.);
4) судебной экспертизе можно подвергать только:
а) доказательства,
б) труп,
в) физическое лицо, принимающее участие в предварительной проверке заявления (сообщения) о преступлении.

(1) За основу взяты определения, данные Ю.Н. Белозеровым и др. (см.: Смирнов А.В. Уголовный процесс (Возбуждение уголовного дела. Предварительное расследование) : методические указания слушателям-заочникам. – М., 1989. – С. 45; Белозеров Ю.Н. Производство следственных действий / Ю.Н. Белозеров, В.В. Рябоконь. – М., 1990. – С. 51).

Общим фактическим основанием назначения и производства судебной экспертизы являются доказательства (содержащиеся в доказательствах, на теле физического лица сведения), исследование которых с помощью специальных познаний, обычно в науке, технике, искусстве или ремесле, может привести к появлению в уголовном процессе новых сведений (доказательств).

На следователе (дознавателе и др.) не лежит обязанности назначения судебной экспертизы во всех случаях наличия фактических оснований производства таковой. Тем более это правило касается случаев проведения экспертных исследований на стадии возбуждения уголовного дела.

В законе закреплены и специальные основания, которые налагают на следователя (дознавателя и др.) обязанность назначения судебной экспертизы. Это:
а) доказательства, вызывающие сомнение по поводу вменяемости обвиняемого (подозреваемого) или способности к моменту производства по делу самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
б) доказательства, вызывающие сомнение в способности потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правдивые показания (из-за его психического или физического состояния);
в) отсутствие в деле доказательств, удостоверяющих возраст обвиняемого, подозреваемого и (или) потерпевшего в тех случаях, когда это имеет значение для дела.

Нетрудно заметить, что в этом случае речь идет о производстве судебной экспертизы на стадии предварительного расследования, а не на стадии возбуждения уголовного дела. При наличии в распоряжении органа предварительного расследования аналогичной совокупности доказательств в отношении пострадавшего, лица, в отношении которого производится проверка сообщения о преступлении, очевидца и т. п., обязанность назначения судебной экспертизы у следователя (дознавателя и др.) возникает только после принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела.

Несколько иначе, думается, следует отнестись к другим случаям обязательного производства судебных экспертиз. Иногда трудно принять обоснованное решение о возбуждении уголовного дела, не установив характер причиненного вреда здоровью пострадавшего, а также наличие признаков насильственной смерти лица. В этом случае мы бы рекомендовали назначать судебную экспертизу уже в ходе предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении. То же самое касается случаев, когда необходимо установить, является ли обнаруженный у лица предмет холодным или огнестрельным оружием, взрывчатым, наркотическим веществом и др.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ отмечено, что для определения вида средств и веществ (наркотическое, психотропное или их аналоги, сильнодействующее или ядовитое), их размеров, названий и свойств, происхождения, способа изготовления, производства или переработки, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические вещества, требуются специальные знания, суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов(1).

(1) См.: О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2006. – № 8.

Данная рекомендация в полной мере касается и органов предварительного расследования, рассматривающих и разрешающих заявления (сообщения) о преступлениях, связанных с незаконным приобретением, хранением, перевозкой и т. п. наркотических средств, психотропных веществ и др.

Юридическим основанием производства судебной экспертизы всегда является соответствующее постановление компетентного органа. По судебному решению возможно помещение не содержащегося под стражей обвиняемого или подозреваемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы. Однако на стадии возбуждения уголовного дела не может быть подозреваемого, а тем более обвиняемого. Поэтому такого рода решение в ходе предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении принято быть не может.

Порядок назначения судебной экспертизы и последовательность действий, его составляющих, следующий:
1. До назначения эксперта следователь (дознаватель и др.) выясняет необходимые данные о специальности и компетентности эксперта.
2. Выносится мотивированное постановление о назначении судебной экспертизы.
3. Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, следователь (дознаватель и др.):
а) вызывает к себе лицо, которому поручается производство судебной экспертизы;
б) удостоверяется в его личности, специальности и компетентности;
в) устанавливает отношение эксперта к лицу, в отношении которого производится проверка заявления (сообщения) о преступлении, и пострадавшему;
г) проверяет, нет ли оснований к его отводу;
д) вручает постановление о назначении судебной экспертизы;
е) разъясняет эксперту права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ;
ж) предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
з) делает отметку о выполнении этих действий в оставляемой у себя копии постановления о назначении судебной экспертизы, сделанная запись удостоверяется подписью эксперта;
и) составляет протокол, если эксперт делает какие-либо заявления или возбуждает ходатайства.
4. Если судебная экспертиза производится в экспертном учреждении, следователь (дознаватель и др.) направляет постановление в экспертное учреждение.

Порядок производства судебной экспертизы:
1. Руководитель экспертного учреждения поручает производство судебной экспертизы одному или нескольким сотрудникам данного учреждения и уведомляет об этом следователя (дознавателя и др.).
2. Руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет сотрудникам, которым поручено производство судебной экспертизы, права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, предупреждает их об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК, о чем отбирает у них подписку.
3. Проведение исследования (опытных действий).
4. Следователь (дознаватель и др.), лицо, в отношении которого производится проверка заявления (сообщения) о преступлении, его защитник с разрешения следователя (дознавателя и др.) вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы.
5. Эксперт составляет заключение от своего имени на основании произведенных исследований в соответствии с его специальными знаниями. Заключение дается в письменном виде и подписывается экспертом.
6. Заключение эксперта вместе с подпиской эксперта направляется следователю (дознавателю и др.) для приобщения к материалу предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении.

В ч. 1 ст. 144 УПК РФ прямо закреплено право следователя (дознавателя и др.) получать заключение эксперта «в разумный срок». Иначе говоря, задержка срока предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении не может быть обоснована отсутствием у следователя (дознавателя и др.) заключения эксперта. Если в разумный срок получить таковое невозможно, следует принять то завершающее проверку решение, для которого наличествуют основания.

Когда и без заключения эксперта орган предварительного расследования располагает достаточными данными, указывающими на значимые для уголовного процесса признаки преступления, должно быть возбуждено уголовное дело. Если затем вместе с результатами судебной экспертизы в деле появятся обстоятельства, исключающие производство по делу, должно быть вынесено решение о прекращении уголовного дела. И в такой ситуации как постановление о прекращении уголовного дела, так и постановление о возбуждении уголовного дела являются законными.

Требование получения заключения эксперта в разумный срок обязывает орган предварительного расследования по истечении срока предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении при отсутствии фактических оснований для возбуждения уголовного дела принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же через некоторое время после своевременного вынесения указанного решения следователь (дознаватель и др.) получит заключение эксперта, из которого следует наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, законно вынесенное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела должно быть отменено и принято решение о возбуждении уголовного дела.

Последнее «новое» следственное действие, которое можно производить до возбуждения уголовного дела, – это осмотр документов, предметов. Ранее на первоначальной стадии уголовного процесса можно было при соблюдении определенных условий производить лишь осмотр места происшествия, трупа и освидетельствование. Сейчас – еще и не являющийся частью вышеуказанных действий осмотр документов, предметов.

Осмотр документов (предметов) – это следственное действие, направленное на собирание доказательств в основном путем непосредственного наблюдения за документом (предметом) и отражения его результатов в соответствующем протоколе.

Принуждение в рамках этой разновидности осмотра не применяется. Сущность осмотра документов (предметов) заключается не в поиске и изъятии, а в обозрении и изучении соответствующих объектов.

Главное отличие осмотра документов (предметов) от выемки, обыска и некоторых других следственных действий – при осмотре документов (предметов) нельзя применять принуждение. Если владелец (собственник документа (предмета)) возражает против осмотра данного объекта и не представляет его для обозрения следователю (дознавателю и др.), последний не вправе производить осмотр данного документа (предмета) как отдельно взятое самостоятельное следственное действие.

Фактическим основанием производства осмотра документа (предмета) является проявляющаяся в процессуальных документах (поводе для возбуждения уголовного дела, доказательствах и т. п.) необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения, разрешения заявления (сообщения) о преступлении (уголовного дела), а также возможность такового путем одного лишь наблюдения за признаками и свойствами конкретного документа (предмета). Закон не требует решение о производстве осмотра документа (предмета) оформлять постановлением (письменно). Однако по общему правилу целесообразно и это решение закреплять в материалах проверки заявления (сообщения) о преступлении. Обычно оно отражается в начале протокола рассматриваемого следственного действия.

Условия (правила) производства осмотра документа (предмета) на стадии возбуждения уголовного дела включают общие условия (правила) производства любого следственного действия и специфические условия (правила) производства осмотра документа (предмета).

Общие, напрямую касающиеся производства на стадии возбуждения уголовного дела осмотра документа (предмета) условия:
1. Следователь (дознаватель и др.) должен располагать специальным основанием для производства именно этого следственного действия.
2. Следственное действие должно производиться лишь лицом, принявшим уголовное дело к производству, либо по его поручению.
3. Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК РФ).
4. Должно быть точно установлено, что при производстве рассматриваемого следственного действия не будут:
а) нарушены те права и (или) законные интересы участвующих в нем (других) лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом;
б) унижаться честь и (или) достоинство участвующих в искомом действии лиц, а также окружающих;
в) ставиться под угрозу здоровье и (или) жизнь лиц, участвующих в производстве следственного действия (иных лиц).
5. Результаты и ход производства следственного действия оформляются протоколом. Без составления соответствующего протокола производство следственного действия бессмысленно.

Общие правила производства следственных действий, распространяющиеся на осмотр документа (предмета):
1. К участию в следственном действии может быть привлечено должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.
2. Привлекая лиц к участию в следственном действии, следователь (дознаватель и др.) обязан удостовериться в их личности, разъяснить им права, обязанности, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия.
3. Следователь (дознаватель и др.) вправе применить при производстве следственного действия технические средства и способы обнаружения, фиксации сведений, изъятия следов преступления и (или) вещественных доказательств.
4. Протокол о производстве следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания следователем (дознавателем и др.) в соответствии с правилами, закрепленными в ст. 166 УПК РФ.

Специфические условия (правила) осмотра документа (предмета) следующие:
1) понятые принимают участие в осмотре документа (предмета) по усмотрению следователя (дознавателя и др.). Если понятые в таковом не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов данного следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь (дознаватель и др.) обязан сделать в протоколе осмотра документа (предмета) соответствующую запись (ч. 1.1 ст. 170 УПК РФ);
2) при осмотре документа (предмета) нельзя применять принуждение;
3) в протоколе осмотра документа (предмета) нельзя фиксировать показания лиц, принимающих участие в производстве данного следственного действия.

Порядок проведения осмотра документа (предмета) следующий:
1) участникам следственного действия разъясняются права, обязанности, ответственность, цели и порядок производства осмотра;
2) осуществляются наблюдение, измерение и фиксация результатов осмотра документа (предмета) в протоколе данного следственного действия;
3) поиск следов, признаков, которые могут иметь отношение к происшествию, о котором заявлено (сообщено) в орган предварительного расследования;
4) в случае необходимости изъятие микрочастиц и (или) иных обнаруженных в ходе осмотра объектов. Отражение в протоколе осмотра документа (предмета) отличительных признаков каждого изъятого носителя информации и точного места его обнаружения в (на) документе (предмете);
5) упаковка изъятого, опечатывание, удостоверение подлинности упаковки подписями следователя (дознавателя и др.), а при наличии таковых и понятых;
6) завершение протоколирования следственного действия по правилам ст. 166, 167, 180 УПК РФ.

В необходимых случаях при осмотре следователь (дознаватель и др.) производит фото-, кино-, видеосъемку, составляет чертежи, планы, схемы, изготавливает слепки и оттиски следов.

Также по этой теме.