Негативные факторы, присущие техносфере. Влияние человека на природу. Техносфера


Оглавление

1. Особенности труда педагога образовательного учреждения 3
2. Какими факторами обусловлена опасность развития техносферы для населения и окружающей среды? 8
3. Классификационная таблица «Средства защиты органов дыхания и кожи» 9
4. Терминологический словарь по разделу «Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций» 10
5. Схема состава Вооруженных Сил 12
Список литературы 13

1. Особенности труда педагога образовательного учреждения

Характер труда учителя определяется в целом направленностью образовательного процесса, вытекающей из потребностей развития нашего общества, его социального заказа.
Специфика объекта деятельности учителя – учащиеся. Организация всей педагогической деятельности должна учитывать характерные особенности обучения, воспитания и развития личности как объекта педагогического воздействия. Это сложный диалектический процесс, протекающий в соответствии с закономерностями развития личности; он связан с изменениями ее структуры и функций.
Учитель имеет дело с двумя объектами деятельности: с учащимися и с учебным материалом. Настоящий учитель много сил и времени тратит на пополнение своих научных знаний, на целенаправленный отбор материала, на соотнесение его с возможностями учащихся. Он творчески реконструирует содержание образования, препарирует его, обогащает опытом окружающей жизни и личными наблюдениями учащихся, делает доступным для воспитуемых и т.д.
Педагогический труд – творческий труд. Он «требует от учителя постоянного поиска, новых решений задач обучения, воспитания и развития детей и молодежи» . Источником развития личности являются противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями ученика и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми ему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися у него способами мышления и поведения. Деятельность педагога должна быть направлена на диалектическое разрешение этих противоречий, на превращение их в движущие силы учебно-воспитательного процесса.
Труд учителя протекает всегда в коллективах учащихся, учителей, родителей, в тесном взаимодействии с общественностью. И высокой эффективности этот труд достигает в том случае, если все действия и поиски педагога направлены на удовлетворение общих потребностей и целей.
Продуктивную деятельность учителя обеспечивает лишь мастерство. Оно состоит в умении педагога рациональными усилиями с помощью системы педагогических средств добиваться максимальных результатов в обучении, воспитании и развитии школьников, затрачивая на это время, отведенное учебными планами и программами.
Творческий труд - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Труд преподавателей отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.
Работники педагогического труда «назначаются из числа лиц, имеющих специальное педагогическое образование, по состоянию здоровья могут выполнять соответствующий вид работы и прошли обучение и соответствующие инструктажи по вопросам охраны труда, безопасности жизнедеятельности» .
Перед допуском к работе начальник проводит с работником первичный инструктаж по охране труда, знакомит его с условиями труда. При выполнении работ, не предусмотренных трудовым соглашением или на которые не оформляются распоряжения или другие документы, педагогический работник должен получить целевой инструктаж на рабочем месте.
Педагогический работник должен знать правила пожарной безопасности и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями). О выявленных неисправностях оборудования, оборудования, устройств, другие опасные проявления и случаи, произошедшие в помещении учебного заведения, педагогический работник должен сообщить директору или лицу, его заменяющему.
Педагогический работник перед началом работы должен:
1. Осмотреть свое рабочее место (спальную, игровую комнату или игровую площадку) с целью устранения выявленных опасных для жизни и здоровья детей факторов.
2. В случае выявления нарушений или неисправностей, принять меры по их устранению, а при необходимости − сообщить руководителю учебного заведения.
3. Перед пользованием электроприборами необходимо визуально проверить целостность электропроводов, электровилок.
4. Проверить, чтобы на рабочем места у электророзеток были сделаны трафаретные яркие надписи, указывающие на величину напряжения .
Педагогический работник не должен пользоваться поврежденными розетками и удлинителями, включателями и другими электроприборами, оставлять без присмотра свое рабочее место, когда оборудование подключено к электросети (компьютер, радиоприемники нагревательные электроприборы и т.д.).
При возникновении несчастного случая, который произошел во время учебно-воспитательного процесса с учеником или воспитанником, педагог обязан оказать первую доврачебную помощь, вызвать медработника и сообщить директору.
При этом педагог образовательного учреждения должен осмысленно относиться к вопросам безопасности, систематически проходить специальное обучение по использованию ценностей физического воспитания и здорового образа жизни в форме семинаров, курсов, специально организованных мероприятий. Осуществляя созн......

Список литературы

1. Алексеенко, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности / В.А. Алексеенко, И.Ю. Матасова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 320 с.
2. Безопасность жизнедеятельности / Сост. М.И. Басаков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 123 с.
3. Гаткин, Е.Я. Безопасность ребенка / Е.Я. Гаткин. - М.: Лист, 2007. - 173 с.
4. Гостюшин, А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А.В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 2009. - 218 с.
5. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности / О.Н. Русан. - СПб.: Лань, 2010. - 340 с.
6. Соколов, Э.М. Безопасность жизнедеятельности / Э.М. Соколов. - Тула: Гриф и К, 2009. - 357 с.
7. Сантаева, Т.С. Педагогическое и правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и работников ДОУ / Т.С. Сантаева. - Якутск: Оперативная полиграфия, 2008. - 118 с.

С развитием техносферы возникли техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Причиной большинства техногенных аварий и катастроф является человеческий фактор.

Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически и взрывопожароопасных производств и технологий.

Таких производств в России насчитывается около 45 тыс., а возможность возникновения аварий на них усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением своевременно соответствующих ремонтных и профилактических работ, падением производственной и технологической дисциплины.

Отмечено, что в последнее время в мире наблюдается устойчивая тенденция значительного роста числа техногенных чрезвычайных ситуаций. В настоящее время они составляют примерно 75-80% от общего числа чрезвычайных ситуаций. Пожары, взрывы, транспортные аварии и катастрофы, выбросы в окружающую природную среду отравляющих веществ стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Аналогичная картина характерна и для России, что создает угрозу ее национальной безопасности.

Большой ущерб стране наносят пожары . Максимальное количество пожаров в жилом секторе и на объектах экономики фиксируется в осенне-зимний период. Общее количество пожаров в этот период увеличивается на 5%, а количество крупных пожаров - на 40% по отношению к другим месяцам года. В 2008 г. пожаров в жилом секторе произошло 1605, погибло 3628 человек. Причиненный материальный ущерб составил миллиарды рублей. Основной причиной пожаров (более 80% случаев) стал человеческий фактор (50% - неосторожное обращение с огнем, 30% - неисправность электрооборудования и печного отопления плюс к этому бытовое пьянство и поджоги).

Пожар на промышленном объекте - металлургическом заводе «Серп и молот». Площадь возгорания составила 5000 м 2 . Май 2005 г.

Радиационно опасные объекты . В России действуют 10 атомных электростанций (30 энергоблоков), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, работающих с ядерными материалами.

Практически все действующие АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30-километровых зонах проживает более 4 млн человек. В отрасли ядерной энергетики в настоящее время существует система утилизации отработанного ядерного топлива.

Химически опасные объекты . Всего в Российской Федерации функционирует свыше 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Суммарный запас АХОВ на предприятиях достигает 700 тыс. т. Такие предприятия часто располагаются в крупных городах (с населением свыше 100 тыс. человек) и вблизи них.

В стране имеется свыше 8 тыс. взрывопожароопасных объектов . Наиболее часто аварии со взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Аварии на таких предприятиях приводят к серьезным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.

Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок 12%.

Пригородный поезд столкнулся с автомобилем на переезде и врезался в жилое здание. Погибло 37 человек. Япония, провинция Хиого. 25 апреля 2005 г.

В настоящее время на территории России эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов.

Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населенных пунктов. Так как многие гидротехнические сооружения находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), они являются объектами повышенного риска.

На объектах коммунального хозяйства ежегодно происходит более 120 крупных аварий, материальный ущерб от них исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая вторая авария возникала на сетях и объектах теплоснабжения, каждая пятая - на сетях водоснабжения и канализации.

Анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведенный специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основным источником техногенных опасностей, как правило, является хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов.

Это должен знать каждый

Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:

  • ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду;
  • снижением надежности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий;
  • человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины, низком уровне профессиональной подготовки.

Человек спешит скорее получить блага для своей жизни, не задумываясь о последствиях поспешных безграмотных решений, часто пренебрегая вопросами личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной жизни и в процессе профессиональной деятельности.

Внимание!

Общая культура в области безопасности жизнедеятельности каждого отдельно взятого человека и населения страны не в полной мере соответствует общему уровню цивилизации нашего общества и государства. Все это отрицательно влияет на обеспечение национальной безопасности России.

Не случайно 14 декабря 2004 г. на Всероссийском сборе руководящего состава МЧС России министр МЧС России С. К. Шойгу отметил, что одной из приоритетных задач работы министерства «...остается формирование „культуры безопасности жизнедеятельности населения, подготовка всех его категорий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности».

Вопросы

  1. Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?
  2. К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?
  3. Что является основными источниками возникновения техногенных опасностей?
  4. Каковы основные причины возникновения аварий и катастроф в техносфере?
  5. В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в техносфере?

Задание

Приведите примеры техногенных чрезвычайных ситуаций, имевших место в регионе вашего проживания. Перечислите основные мероприятия, которые были проведены для защиты населения.

Лекция №4

Тема : « Опасности техносферы ».

Техносфера – детище XX в., приходящее на смену биосфере.

К новым техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных прежде всего повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов. Характерное состояние системы «человек–среда обитания», совокупность и направленность воздействия негативных факторов в регионах техносферы показаны на рис. 0.3.

Рис. 0.3. Негативные факторы воздействия в системе «человек – среда обитания»:

1 – естественные стихийных явлений; 2 – производственной среды на работающего; 3 – производственной среды на городскую среду (среду промышленной зоны); 4 – человека (ошибочные действия) на производственную среду; 5 – городской среды на человека, производственную и бытовую среду; 6 – бытовой среды на городскую; 7 – бытовой среды на человека; 8 – человека на бытовую среду; 9 – городской среды или промышленной зоны на биосферу; 10 – биосферы на городскую, бытовую и производственную среду; 11 – человека на городскую среду; 12 – человека на биосферу; 13 – биосферы на человека

Опасности, вредные и травмирующие факторы. Результат взаимодействия человека со средой обитания может изменяться в весьма широких пределах: от позитивного до катастрофического, сопровождающегося гибелью людей и разрушением компонент среды обитания. Определяют негативный результат взаимодействия опасности – негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек – среда обитания».

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

При идентификации опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все». Иными словами, источником опасности может быть все живое и неживое, а подвергаться опасности также может все живое и неживое. Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Влиянию опасностей подвергается человек, природная среда, материальные ценности. Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Опасности реализуются в виде энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.

Опасность – центральное понятие в безопасности жизнедеятельности.

Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обусловливают стихийные явления, климатические условия, рельеф местности и т.п. Ежегодно стихийные явления подвергают опасности жизнь около 25 млн. человек. Так, например, в 1990 г. в результате землетрясений в мире погибло более 52 тыс. человек. Этот год стал наиболее трагичным в минувшем десятилетии, учитывая, что за период 1980...1990 гг. жертвами землетрясений стали 57 тыс. человек.

Негативное воздействие на человека и среду обитания, к сожалению, не ограничивается естественными опасностями. Человек, решая задачи своего материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т.п.), генерируя в среде обитания антропогенные опасности.Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей, вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий (травмоопасный) фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Перефразируя аксиому о потенциальной опасности, сформулированную О.Н. Русаком в работе , можно констатировать:

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере – путь к решению многих проблем защиты природной среды от негативного влияния техносферы.

Рост антропогенного негативного влияния на среду обитания не всегда ограничивается нарастанием только опасностей прямого действия, например, ростом концентраций токсичных примесей в атмосфере. При определенных условиях возможно появление вторичных негативных воздействий, возникающих на региональном или глобальном уровнях и оказывающих негативное влияние на регионы биосферы и значительные группы людей. К ним относятся процессы образования кислотных дождей, смога, «парниковый эффект», разрушение озонового слоя Земли, накопление токсичных и канцерогенных веществ в организме животных и рыб, в пищевых продуктах и т.п.

Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека, – фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях: техносферном, региональном, биосферном, глобальном.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.

Широкая и все нарастающая гамма техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них, все это требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопасности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный – с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

Из вышесказанного следует, что мир техногенных опасностей вполне познаваем и что у человека есть достаточно средств и способов защиты от техногенных опасностей. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме техногенной безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Во многом это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления.

Принципиально воздействие вредных техногенных факторов может быть устранено человеком полностью; воздействие техногенных травмоопасных факторов – ограничено допустимым риском за счет совершенствования источников опасностей и применения защитных средств; воздействие естественных опасностей может быть ограничено мерами предупреждения и защиты.

Контрольные вопросы :

1. Что такое опасность ?

2. Что является источником (носителем) опасностей?

3. Назовите факторы отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду?

4. Назовите о сновные направленияпрактической деятельности в области БЖД?

5. Какими этапами должно совпадать обучение о вопросах безопасности жизнедеятельности?

| Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия

Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс

Урок 7
Чрезвычайные ситуации техногенного характера,
их причины и последствия




С развитием техносферы возникли техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Причиной большинства техногенных аварий и катастроф является человеческий фактор.

Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически и взрывопожароопасных производств и технологий.

Таких производств в России насчитывается около 45 тыс., а возможность возникновения аварий на них усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением своевременно соответствующих ремонтных и профилактических работ, падением производственной и технологической дисциплины.

Отмечено, что в последнее время в мире наблюдается устойчивая тенденция значительного роста числа техногенных чрезвычайных ситуаций. В настоящее время они составляют примерно 75-80% от общего числа чрезвычайных ситуаций. Пожары, взрывы, транспортные аварии и катастрофы, выбросы в окружающую природную среду отравляющих веществ стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Аналогичная картина характерна и для России, что создает угрозу ее национальной безопасности.

Взрыв (фото слева) произошел в хозяйственном магазине,
который находился в жилом доме.
В результате возник пожар, из-за которого пострадало 16 жильцов.
Чита, ноябрь 2004 г.

Пожар на промышленном объекте - металлургическом заводе «Серп и молот».
Площадь возгорания составила 5000 м 2 .
Май 2005 г.

Большой ущерб стране наносят пожары . Максимальное количество пожаров в жилом секторе и на объектах экономики фиксируется в осенне-зимний период. Общее количество пожаров в этот период увеличивается на 5%, а количество крупных пожаров - на 40% по отношению к другим месяцам года. В 2008 г. пожаров в жилом секторе произошло 1605, погибло 3628 человек. Причиненный материальный ущерб составил миллиарды рублей. Основной причиной пожаров (более 80% случаев) стал человеческий фактор (50% - неосторожное обращение с огнем, 30% - неисправность электрооборудования и печного отопления плюс к этому бытовое пьянство и поджоги).

Радиационно опасные объекты. В России действуют 10 атомных электростанций (30 энергоблоков), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, работающих с ядерными материалами.

Практически все действующие АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30-километровых зонах проживает более 4 млн человек. В отрасли ядерной энергетики в настоящее время существует система утилизации отработанного ядерного топлива.

Химически опасные объекты. Всего в Российской Федерации функционирует свыше 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Суммарный запас АХОВ на предприятиях достигает 700 тыс. т. Такие предприятия часто располагаются в крупных городах (с населением свыше 100 тыс. человек) и вблизи них.

В стране имеется свыше 8 тыс. взрывопожароопасных объектов. Наиболее часто аварии со взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Аварии на таких предприятиях приводят к серьезным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.

Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок 12%.

В настоящее время на территории России эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов.

Саркофаг над четвертым энергоблоком Чернобыльской АЭС.
26 апреля 1986 г. здесь произошла самая крупная авария за всю историю атомной энергетики

Авария на химически опасном объекте.
Мощный взрыв повредил участок газопровода «Пермь - Горький».
Ремонтно-восстановительные работы на месте взрыва.
10 декабря 2002 г.

Пригородный поезд столкнулся с автомобилем на переезде и врезался в жилое здание. Погибло 37 человек.
Япония. Провинция Хиого. 25 апреля 2005 г.

Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населенных пунктов. Так как многие гидротехнические сооружения находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), они являются объектами повышенного риска.

На объектах коммунального хозяйства ежегодно происходит более 120 крупных аварий, материальный ущерб от них исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая вторая авария возникала на сетях и объектах теплоснабжения, каждая пятая - на сетях водоснабжения и канализации.

Анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведенный специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основным источником техногенных опасностей, как правило, является хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов.

Это должен знать каждый

Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:

Ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду;
снижением надежности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий;
человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины, низком уровне профессиональной подготовки.

Человек спешит скорее получить блага для своей жизни, не задумываясь о последствиях поспешных безграмотных решений, часто пренебрегая вопросами личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной жизни и в процессе профессиональной деятельности.

Внимание!

Общая культура в области безопасности жизнедеятельности каждого отдельно взятого человека и населения страны не в полной мере соответствует общему уровню цивилизации нашего общества и государства. Все это отрицательно влияет на обеспечение национальной безопасности России.

Не случайно 14 декабря 2004 г. на Всероссийском сборе руководящего состава МЧС России министр МЧС России С. К. Шойгу отметил, что одной из приоритетных задач работы министерства «...остается формирование „культуры безопасности"" жизнедеятельности населения, подготовка всех его категорий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности». 

Вопросы

1. Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?

2. К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?

3. Что является основными источниками возникновения техногенных опасностей?

4. Каковы основные причины возникновения аварий и катастроф в техносфере?

5. В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в техносфере?

Задание

Приведите примеры техногенных чрезвычайных ситуаций, имевших место в регионе вашего проживания. Перечислите основные мероприятия, которые были проведены для защиты населения.

Негативные факторы техносферы

Загрязнение техносферы токсичными веществами. Регионы техносферы и природные зоны, примыкающие к очагам техносферы, постоянно подвергаются активному загрязнению различными веществами и их соединениями.

Загрязнение атмосферы. Атмосферный воздух всегда содержит некоторое количество примесей, поступающих от естественных и антропогенных источников. Уровень загрязнения атмосферы естественными источниками является фоновым и мало изменяется с течением времени. Основное антропогенное загрязнение атмосферного воздуха создают автотранспорт, теплоэнергетика и ряд отраслей промышленности.

В результате антропогенного воздействия на атмосферу возможны следующие негативные последствия:

– превышение ПДК многих токсичных веществ в населенных пунктах;

– образование смога;

– выпадение кислотных дождей;

– появление парникового эффекта, что способствует повышению средней температуры Земли;

– разрушение озонового слоя что создает опасность УФ-облучения.

Загрязнение гидросферы. При использовании воду, как правило, загрязняют, а затем сбрасывают в водоемы. Внутренние водоемы загрязняются сточными водами различных отраслей промышленности, сельского и жилищно-коммунального хозяйства, а также поверхностными стоками. Основными источниками загрязнений являются промышленность и сельское хозяйство. Загрязнители делятся на биологические (органические микроорганизмы), вызывающие брожение воды; химические, изменяющие химический состав воды; физические, изменяющие ее прозрачность (мутность), температуру и другие показатели.

Антропогенное воздействие на гидросферу приводит к следующим негативным последствиям:

– снижаются запасы питьевой воды;

– изменяется состояние и развитие фауны и флоры водоемов;

– нарушается круговорот многих веществ в биосфере;

– снижается биомасса планеты и воспроизводство кислорода.

Загрязнение земель. Нарушение верхних слоев земной коры происходит при: добыче полезных ископаемых и их обогащении; захоронении бытовых и промышленных отходов; проведении военных учений и испытаний и т.п. Почвенный покров существенно загрязняется осадками в зонах рассеивания различных выбросов в атмосфере, пахотные земли – при внесении удобрений и применении пестицидов.

Антропогенное воздействие на земную кору сопровождается:

– отторжением пахотных земель или уменьшением их плодородия;

– чрезмерным насыщением токсичными веществами растений, что неизбежно приводит к загрязнению продуктов питания;

– загрязнением грунтовых вод, особенно в зоне свалок и сброса сточных вод.

Энергетические загрязнения техносферы. Промышленные предприятия, объекты энергетики, связи и транспорт являются основными источниками энергетического загрязнения промышленных регионов, городской среды, жилищ и природных зон. К энергетическим загрязнениям относят вибрационное и акустическое воздействия, электромагнитные поля и излучения, воздействия радионуклидов и ионизирующих излучений.

Вибрации в городской среде и жилых зданиях, источником которых является технологическое оборудование ударного действия, рельсовый транспорт, строительные машины и тяжелый автотранспорт, распространяются по грунту

Шум в городской среде и жилых зданиях создается транспортными средствами, промышленным оборудованием, санитарно-техническими установками и устройствами и др.

Основными источниками электромагнитных полей являются высоковольтные линии электропередач, радиотехнические объекты, телевизионные и радиолокационные станции, термические цехи.

Воздействие ионизирующего излучения на человека может происходить в результате внешнего и внутреннего облучения. Внешнее облучение вызывают источники рентгеновского и γ-излучения, потоки протонов и нейтронов. Внутреннее облучение вызывают α и β-частицы, которые попадают в организм человека через органы дыхания и пищеварительный тракт.

Негативные факторы производственной среды. Производственная среда –это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативных факторов. Основными носителями травмирующих и вредных факторов в производственной среде являются машины и другие технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламонтированные действия работающих, нарушения режимов и организации деятельности, а также отклонения от допустимых параметров микроклимата рабочей зоны. Источниками негативных воздействий на производстве являются не только технические устройства. На уровень травматизма оказывают влияние психофизическое состояние и действия работающих. Воздействие негативных факторов производственной среды приводит к травмированию и профессиональным заболеваниям работающих.

Негативные факторы при чрезвычайных ситуациях.Чрезвычайные ситуации возникают при стихийных явлениях (землетрясениях, наводнениях, оползнях и т.п.) и при техногенных авариях. В наибольшей степени аварийность свойственна угольной, горнорудной, химической, нефтегазовой и металлургической отраслям промышленности, геологоразведке, объектам котлонадзора, газового и подъемно-транспортного хозяйства, а также транспорту.

Основными причинами крупных техногенных аварий являются:

– отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации;

– ошибочные действия операторов технических систем;

– концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния;

– высокий энергетический уровень технических систем;

– внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта.

Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что приоритетное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные. Они сформировались в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. Уровни и масштабы воздействия негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений. Под влиянием этих негативных воздействий изменяется окружающий нас мир и его восприятие человеком, происходят изменения в процессах деятельности и отдыха людей, в организме человека возникают патологические изменения и т.п.

Практика показывает, что решить задачу полного устранения негативных воздействий в техносфере нельзя. Для обеспечения защиты в условиях техносферы реально лишь ограничить воздействие негативных факторов их допустимыми уровнями. Соблюдение предельно допустимых уровней воздействия – один из основных путей обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.