Психологическая сущность самосознания. Психологическая сущность учения

Опыт, который мы обретаем в этой жизни можно разделить на личностный и сущностный. Наша личность опирается на знания, состоящие из различных идей и концепций. Сущность опирается на опыт прожитых переживаний. Личность – сфера ума. Сущность сфера интуитивного разума. Эта достаточно объемная статья, по сути, представляет собой один из способов описания нашей психической структуры, то как она проявляется в нашем поведении, в наших решениях и в последствиях этих решений.

Решения ума

Когда мы думаем и принимаем решения от ума – действует наша личность. Когда мы уверенно чувствуем нечто интуитивно, срабатывает наша сущность. Чаще всего опыт личности и опыт сущности в жизни человека смешаны, и большинство людей не различают — где одно, а где другое.

Личность может принимать решения наперекор цензору сущности. Иногда это проявляется как еле уловимая тревога, просачивающаяся из подсознания, словно некое послание. Если всмотреться в это переживание, может всплыть образ, «картинка». Это может быть что угодно. К примеру, вы опаздывали и совершили не вполне безопасный маневр за рулем на дороге. Умом вы радовались, что все получилось и вы успели вовремя. Затем к вечеру, вдруг почувствовали, что уже несколько часов в сознании фонит переживание, которое как бы говорит вам: «Ты был не осторожен, у тебя всего одно тело, которое следует беречь». Ситуации могут быть разные.

Опыт личности более «подвижный», гибкий. Нам легче оперировать этим опытом, скакать во времени туда-сюда по ментальному «телу» личности относительно легко. Однако в связи с «подвижностью» такого рода опыта, его опоры неустойчивы. Невозможно реально опираться на опыт личности как на что-то устойчивое и окончательно истинное. То, что вчера казалось верным, сегодня может оказаться ложью.

Здесь я не призываю к подобного рода безответственности, когда мы меняем собственные идеалы и ценности, как перчатки. Гибкий ум не должен становиться оправданием слабости. Когда человек говорит одно, а делает другое, либо не следует поставленным целям, это значит, что он просто не знает себя, в нем нет целостности, потому что он действует от лица несвязанных друг с другом ложных личностей, которые в нем живут. В идеале нам следует реагировать гибко на конкретную ситуацию, при этом, продолжая следовать поставленным целям.

Программное обеспечение

Можно условно уподобить опыт личности совокупности программного обеспечения на компьютере. Мы устанавливаем программы, используем их, до тех пор, пока они работают нормально, или пока не появятся их обновленные версии. Опыт сущности при этом можно уподобить операционной системе компьютера, куда программное обеспечение инсталлируется.

Также, как программное обеспечение может влиять на работоспособность операционной системы, сущность человека может быть подвергнута воздействию из личностной сферы, что проявляется в различных психических отклонениях, или в уникальных способностях. Поэтому важно быть разборчивым, чутким, прежде чем «устанавливать» новые ментальные программы поверх «системы» своей сущности. Чаще всего, однако, как бы личность не изворачивалась, ее решения ничего для сущности не значат. В итоге все поверхностные решения на следующий день становятся пустыми миражами.

Часто мы воодушевляемся, читая тексты, которые помогают нам разрешить внутренние противоречия, понять нечто новое для себя. После прочтения очередного текста может возникнуть ощущение, словно «уж теперь-то все понятно! Жизнь изменится!» Однако на деле сразу, как правило, ничего не меняется. Потому что понимание пришло к личности, а не сущности. Понимание личности без понимания сущности ничего не стоит. Понимание личности ценно, как напоминание. В чем заключается это напоминание?

Когда личность то и дело задумывается о какой-нибудь психологической концепции, сущность подсознательно начинает направлять внимание в те сферы психики, которые эта концепция отражает. Чем чаще, к примеру, человек думает о том, чтобы , тем выше шанс, что это действительно произойдет. Однако спрогнозировать на все сто «поведение» сущности, личность не способна.

Проявления

Проявление сущности можно отследить на животных. Животные редко понимают с первого раза, их поведение диктуется сущностью, поэтому животные не способны понять что-либо логически, но ощущают многое интуитивно: какую пищу можно есть, куда можно ходить, чего стоит опасаться и т.п. Почти все в их поведении диктуется сущностью, влияния которой проявляются по «бинарному» принципу: можно/нельзя. А почему можно, или нельзя, животное понять не способно. Да и вопросов таких не возникает. Есть просто прямое знание сущности. Примитивные животные сомневаться не умеют.

В человеческом теле сущность проявляется сложней. Ее проявления выходят за пределы «двухмерного» нельзя/можно. В человеческом теле сущность может предоставлять не только варианты действий, но и прямое знание причин, обосновывающих эти действия. Сущность не знает рассуждений. Все сомнения возникают, когда человек думает.

В сферах, которые касаются сложных логических построений, сущность не принимает участия. Ее проявления относятся к прямому контакту с реальностью. Сущность не знает математических формул, котировок акций, не понимает языков программирования, устройства компьютера и т.п. Все это — сфера личности. Иллюзорный мир идей — прерогатива ума. Сущность имеет прямое знание о происходящем здесь и сейчас вне временных концепций.

Каждая отдельно возникающая в нашем уме мысль для сущности не имеет информативной окраски в том смысле, как мы воспринимаем, например новости по телевизору. Информация, которую воспринимает сущность, поступает на уровне вибрации. Сущность хранит в своей сущностной памяти все, что человек ощущал. Ум хранит в своей памяти все, что человек думал. Можно назвать это единой сферой памяти, которую можно воспринимать из сферы ума на уровне мыслей, а из сферы сущности на уровне ощущений.

Иллюзии

У обывателя ум работает непрерывно. Ощущения воспринимаются опосредованно, сквозь грезы ума, в которых человек живет в забытьи. Это ментальное забытье притупляет способность ясно осознавать и различать происходящее в текущий момент времени. Почти все, что воспринимает среднестатистический человек ощущается не как сущностное переживание, но как очередная мысль из сферы личности. Сущность продолжает работать и воспринимать, но человек ощущает лишь работу собственного ума. В этих гранях между личностью и сущностью пролегает заметное различие. Наша личность не видит причин, а имеет дело с бесчисленными следствиями, принимая их за чистую монету. Личность не выбирает, а живет иллюзией выбора, который возникает как иллюзорное наслоение на деятельность сущности.

Здесь и сейчас обыватель воспринимает жизнь через уже имеющиеся шаблоны мыслей. На подсознательном уровне каждое отдельное мгновение как бы «складируется» в отдельные «стеки» памяти по принципу однородности заряда вибрации воспринятого. Когда человек пытается что-то понять, включается автоматический поиск по уже имеющимся данным сферы ума. На уровне ума эти данные несут информацию. На уровне сущности, наши мысли – просто ощущения, поэтому отличить работу ума, от работы сущности очень сложно. Подобное различение происходит, когда проявляется сфера , стоящая «поверх» сферы ума и сущности.

Реальные решения

На самом деле личность и сущность разделяются условно (как и все на уровне концепций), чтобы появился еще один удобный способ объяснить происходящее. Ум человека думает и принимает решения, которые являются просто очередной мыслью среди общего потока мыслей, поэтому решения ума ничего не стоят. «Реальные» решения принимает сущность.

Когда, к примеру, человек своим умом решает заняться медитацией, и пробует остановить мысли, он вдруг начинает осознавать, что реально, он, как личность, совершенно не способен управлять собственным умом. Может возникнуть ощущение, словно ум управляется как бы сам собою, относительно упорядоченно, или же иначе — относительно хаотично. На самом деле здесь мы подходим к важному факту. Нашим умом и нашей личностью управляет сущность. Управляя личностной сансарой, сущность для большинства людей так и остается невидимым рулевым. Стаж вождения у всех разный.

Какой толк в книгах, статьях и в обучении как таковом, если даже после обретения новых концептуальных знаний на уровне сущности мы продолжаем оставаться собой? Здесь первостепенное значение играет . Степень осознанности влияет на интенсивность усвоения знаний нашей сущностью. Если, к примеру, на уровне ума взрослый человек понимает, что вести себя аморально не стоит, он по прежнему, условно говоря, может иметь «карму» аморального человека до тех пор, пока это знание не станет сущностным.

То, как проявляется легко объяснить даже на мирском, социальном уровне. Если, к примеру, на дороге, наглый водитель вас подрезал, или не пропустил, у вас может возникнуть « » негодование. Кто-то даже может решить догнать наглеца и «наказать». Однако вполне достаточно понять, что наглец уже наказал сам себя своей наглостью. Если Вы мирный человек, наглец и без вас найдет наказание из-за своей неосмотрительности, и будет находить его до тех пор, пока не изменится. Когда встречаются два «наглеца», они почти неизбежно начинают отрабатывать карму друг с другом.

Жизнь всегда находит способ показать человеку его отражение. При этом стоит помнить, что и наказание – проявление «дурной» кармы осуждающего и наказующего. Жизнь подбирает подходящее зеркало для каждого, чтобы человек увидел свое истинное лицо, кто он есть, и что представляет собой на своего развития. Вполне может быть, что на дороге ситуация возникла именно для того человека, который пострадал сильней.

Иллюзия выбора

Как сущность может управлять умом, если сложные концептуальные сферы не ее прерогатива? Очень просто. Бесчисленные концепции таки продолжают вариться в уме. Сущность отвечает за вынос окончательных решений, которые приводят к реальному выбору и реальным действиям.

Представим себе, например, такую ситуацию, когда человек долго не может понять какую-нибудь сложную тему, много думает, сопоставляет, пытается удержать в своей оперативной памяти сложные концепции. И вдруг, в какой-то момент у него все сходится! Приходит понимание. Что происходит в это время на уровне личности и сущности? Что такое понимание? Это действительно непростой вопрос.

Понимание новых вещей происходит, когда мы впускаем свет сознания в потаенные уголки нашей психики. Можно представить себе чистое сознание как идеальную сферу, которая в нашем уме преломляется в бесчисленные оттенки радуги. Или же можно представить себе ее как чистый воздух, который, проходя ветром, через отверстия инструмента-ума, создает обертоны, которые напрямую зависят от его строения. Знание уже есть. Все, что от нас требуется – суметь пропустить воздух через те отверстия «инструмента», которые это знание «озвучивают».

Если описывать это практически, знание возникает, когда мы заполняем жизненной энергией ранее дремавшие энергетические каналы сущности. Ум озвучивает такое заполнение каскадом новых идей, структура которых выражает очередной оживший механизм сущности. Ум, как уже говорилось, принимает все за чистую монету, даже не задумываясь откуда к нему приходят в цельном виде его «гениальные» мысли.

Метафорично все это похоже на просверливание нового отверстия на поверхности флейты, благодаря которому инструмент может издавать новые звуки. Важно при этом, чтобы музыкант умел пользоваться инструментом, используя отверстия флейты для создания гармоничных вибраций.

Полноценная медитация и есть «высверливание» таких вот «отверстий», приоткрывающих дуновение спонтанного озаряющего знания. Если отверстия нашей психической флейты высверливаются слишком активно, «музыкант» не успевает учиться и флейта его сущности может зазвучать дисгармонично. происходит постепенно. Как говорится: «все хорошо, что в меру».

Когда Вы слушаете музыку «умом», то можете ничего не почувствовать. Могут возникнуть оценки: нормально, скучно, красиво и т.п. Но, чтобы реально услышать , необходимо отвлечься от ума и просто слушать. Погружение в вибрацию звуков сущностью (а не умом) дает ни с чем не сравнимое переживание пространства сознания, заполненного переливами сочетаний этих вибраций.

Возвращаясь к теме личности и сущности, может возникнуть вопрос: Если сущность управляет личностью, тогда кто, или что управляет сущностью? Найти и обозначить такого «управителя», можно. Но лучше взглянуть на процесс управления с иного измерения, которое можно обозначить словом « ». На по этой теме уже имеется ряд статей. Здесь же, я кратко напомню, что в сущности, как ум, так и сущность из сферы спонтанности воспринимаются как явления, которые просто случаются. Никто ни чем не управляет. Все в жизни просто происходит. Наша жизнь – это «рисунок» Творца.

Психология людей в отношениях с системой права (предмет юридической психологии) - это реальность, представленная в своеобразной психологии их, в виде особой психологической функциональной подсистемы их психики, отражающей систему права и регулирующей взаимоотношения с ней, которую, как реальность, и называют правовой психологией людей. Адекватные научные представления об этой психологии, модель психологии людей в правовой системе разрабатывает особая отрасль научного знания, находящаяся на стыке юридических и психологических наук. Очевидно, что эти знания будут адекватны реальности, если будут носить юридико-психологический характер.

Мир психических явлений первично делится на мир индивидуально-психологических явлений и социально-психологических, групповых, тесно связанных между собой, но все же качественно своеобразных.

Индивидуально-психологические явления классифицируются по разным основаниям.

1) По своей сущности и представленности нашему восприятию психические явления делятся на психологические факты, психологические закономерности и психологические механизмы.

Психологические факты - относительно поверхностные, наблюдаемые (в том числе фиксируемые с помощью психологических методик) психологические феномены - проявления существования и действия психики. Умение подмечать психологические феномены, объяснять, понимать, о чем они свидетельствуют, что за ними скрыто, необходимо для профессионала-юриста.

Психологические закономерности - объективно существующие причинно-следственные связи психологических явлений и их обусловливаний. Подмеченные психологические факты невозможно понять, а тем более повлиять на них, не разобравшись в связанных с ними закономерностях. В психике закономерности носят вероятностный характер. Поэтому, изучая, оценивая и учитывая их, правильнее рассуждать по типу: «как правило», «чаще всего» и т.п.

Психологические механизмы - психологические превращения, посредством которых совершается действие закономерностей и происходят переходы от причины к следствию. Психологические факты и закономерности всегда обусловлены такими механизмами. Например, знание правовой нормы и убежденность в необходимости следовать ей имеют связи, но переход одного в другое опосредован психологическими механизмами, которые «сработают», если мы знаем их и умеем привести в действие.

2) По форме существования все психологические явления делятся на психические процессы, психические состояния и психические образования (свойства, стереотипы).

Психические процессы - изменения на уровне психики: это все возникающее, развивающееся, угасающее, превращающееся во что-то другое. Так, свидетельские показания - продукт процессов восприятия события, его понимания, запоминания, сохранения и воспроизведения. Не разобравшись в психических процессах, трудно что-либо понять в психике человека, а не вызвав нужные процессы - невозможно что-то изменить в ней. Всякое воздействие - воздействие нормы права, профилактическое, управленческое и другое - способно что-то изменить в человеке и его поведении, лишь вызвав необходимые для этого психические процессы.


Психические состояния - целостные особенности совокупности психических процессов, протекающих у личности в данный момент или за определенный отрезок времени. Состояния возбуждения, тревоги, страха, эйфории, беспечности, бдительности и др., испытываемые юристом или находящимся перед ним человеком, существенно влияют на их поведение, восприятие окружающего и т.д. Результат воздействия на гражданина во многом зависит от его психического состояния, от умения юриста сменить неблагоприятное состояние на нужное.

Психические образования (свойства, стереотипы) - закрепившиеся в психике человека (т.е. имеющие тенденцию к повторению, облегченному воспроизведению и протеканию) психические явления.

3) По качественно-содержательным особенностям выделяется ряд психологических явлений.

Мотивационные феномены выполняют в психической деятельности побуждающую функцию и определяют избирательность отношений и активности юриста, гражданина, правонарушителя к окружающему, к происходящим событиям, проблемам, возможностям, будущему и пр. Потребности, мотивы, цели, планы, стремления, психологические установки, интересы, убеждения, взгляды - важнейшие из них и доминирующие среди других психологических факторов, закономерностей и механизмов психики каждого человека, имеющие решающее значение в его юридически значимых намерениях, акциях, образе жизни и пр. ,

Познавательные психические процессы, состояния и образования характеризуют интеллектуальную деятельность и соответствующие возможности человека. Они ответственны за то, что и как, в частности, воспринимается и понимается им в правовой и психологической действительности, какая картина мира и общества складывается и функционирует в его сознании. К ним относятся: ощущения, восприятия, внимание, память, представления, воображение, мышление и речь.

В эмоциональных психических явлениях совершается и выражается переживание человеком своего отношения к окружающему, к правовой действительности, нормам права, правомерному поведению и правонарушениям, правоохранительным органам и пр. Чувства и эмоции - основные разновидности этих явлений, которые сильно влияют на жизнь, поступки, отношения и развитие самого человека. Положительные эмоции сказываются притягательно по отношению к их объекту или предмету, а отрицательные - отталкивающе, что (в зависимости от конкретного случая и его содержательных характеристик) влияет положительно или отрицательно на личность, ее поведение и достигаемые ею результаты. Никакие вопросы укрепления правопорядка основательно решить нельзя, не решив проблему эмоций и чувств человека. Это приходится подчеркивать потому, что именно эмоциями и чувствами чаще всего пренебрегают при решении созидательных юридических проблем.

Волевые психические явления обеспечивают мобилизацию сил и возможностей человека при встрече с трудностями. Они выражаются в волевом усилии, напряжении, настойчивости, упорстве, самообладании и др.

Психомоторные явления включены в регуляцию движений тела, рук, ног человека и выражаются в «мышечном чувстве» (кинестезических ощущениях), «чувстве тела», двигательной памяти, процессах зрительно-мышечной координации, регулирующих движения мысленных образах их и пр. Они активно участвуют в формировании двигательных навыков при обучении специалистов правоохранительных органов.

4) По уровню отражения различаются явления сознания и бессознательного (иногда некоторые авторы добавляют к ним и подсознательные).

Сознание включает в себя всю совокупность психических явлений, определяющих осмысленное отношение человека к миру с пониманием его существенных свойств, закономерностей и происходящего в нем.

Важный элемент сознания - самосознание , осмысленность собственного существования в объективном мире, своих потребностей, себя самого (образ своего «Я»). Подсознание - совокупность явлений психики, которые не осознаются в какое-то время, но могут быть осознаны. Подсознание еще мало учитывается в юридической деятельности.

Перечисленные психологические явления выступают всегда в комплексе, в виде целостной, системной психической деятельности всех и каждого из людей. В любой момент она протекает в совокупности мотивационнных, познавательных, эмоциональных и других психических процессов, опосредованных свойствами человека и закономерностями, при действии разных механизмов, на фоне определенных психических состояний. Глубина и качество правомерного или правонарушающего поведения - результирующий продукт всей этой сложной деятельности и степени ее правовой оптимальности.

5) По преобладающей детерминированности характеристик психических явлений различаются: личностные социально-психологические, собственно психологические и психофизиологические.

Личностные социально-психологические явления преимущественно обусловлены социальными, т.е. общественными, факторами - социальным окружением: людьми, социальными условиями, событиями и процессами, групповыми социально-психологическими факторами. Они преобладают в важнейших свойствах (направленность, характер) и качествах личности (социальные потребности, отношение к труду и другим людям, мировоззрение, чувство долга, правопослушность, нравственная воспитанность, требовательность к себе и др.), ее привычках, психических состояниях, процессах и проявляются особенно в мотивации, нормах поведения, поступках, деятельности, отношениях и др. Они постоянно проявляются в психической деятельности человека, играют в ней важнейшую роль и характерны содержательными, качественными характеристиками. Важно, что они сильно подвержены социально-психологическим влияниям со стороны других людей и групп.

О собственно психологических явлениях можно говорить лишь в стремлении выделить в психике те из них, которые примерно в равной степени обусловлены как социально-психологически, так и психофизиологически и в то же время в них преобладают свои особенности, связи и зависимости. Чаще всего к таковым относят большинство познавательных качеств (мышления, речи, памяти, представлений, внимания, восприятий), состояний, процессов, значительную часть способностей, знаний, умений и др.

Психофизиологические явления имеют явные зависимости со стороны физиологии, прежде всего центральной нервной системы. Социально-психологические влияния в них представлены менее всего. К ним можно отнести прежде всего те, которые традиционно объединяются в темпераменте человека (чувствительность, уравновешенность, тревожность, устойчивость к риску, подвижность, эмоциональность и др.).

Предмет психологии (и юридической психологии) включает в себя и психологию групп.

Основными группами социально-психологических явлений выступают:

массовидные: общественные, коллективные, групповые цели, интересы, запросы, мотивы, мнения, нормы поведения, обычаи и традиции, настроения и др.;

взаимоотношения: межгрупповые, межличностные, личностно-групповые;

личностные социально-психологические.

Являясь достоянием индивидуальной психики, они выражают, тем не менее, представленность, «жизнь» в ней воздействий первых двух групп социально-психологических явлений (человек думает, переживает, относится, стремится, делает часто так, как думают, переживают и т.д. окружающие его люди).

На первый взгляд кажется, что психика представляет собой такое явление, которое хорошо знакомо каждому. Действительно, каждый из нас хорошо знает, что психика — это наше восприятие предметов и явлений внешнего мира, процессы мышления, наши переживания и желания. Психика остается с нами не только в часы бодрствования, но и во время сна, обнаруживая себя в виде замысловатых сновидений.

Однако при попытке так или иначе понять сущность психики, дать ей четкое определение, тотчас же оказывается, что одних внешних представлений недостаточно для ответа на вопрос, что такое психика. Обнаруживается, например, что в структуре этого сложного явления трудно отделить те стороны психики, которые принадлежат нам, от тех ее сторон, которые принадлежат внешнему миру.

Специалисты-психологи давно, заметили, что психика буквально растворяется во всех образах мира и нигде не выступает в качестве отдельного предмета, оставаясь по своей природе и структуре загадочной и неопределенной.

Эта загадочность и порождает множество попыток дать более или менее ясное определение сущности психики.

Природа психики

Чаще всего психика определяется путем простого перечисления отдельных видов психических явлений. Во многих словарях и учебниках указывается, что психика — это наши ощущения, мышление, память, чувства и т.п. Подобное определение сущности психического путем перечисления составляющих его элементов исходит из представления, что части всегда проще целого и через них легче понять целое. Но при этом упускается из виду, что целое не сводится к сумме составляющих его частей, что целое есть нечто иное, чем составляющие его части, оно содержит в себе некоторые новые качества, которых нет ни у одной из частей. В результате оказывается, что при таком подходе сущность психики как целого остается нераскрытой. Здесь ситуация, аналогичная той, что возникает и перед химиком, который захотел бы понять, ч то такое вода, офаничившись при этом только исследованием свойств водорода и кислорода, из которых, как известно, вода состоит.

Другой популярный способ объяснения психики состоит в указа- нии ее местоположения в организме, ее связи с мозгом, нервной системой. Путем подобной локализации достигается более четкое описание психики, правда, только путем указании на ее связь с конкретной частью организма. Однако слабость и этого определения состоит в том, что в действительности психика является функцией не только мозга и даже не только нервной системы, а продуктом деятельности всего организма в целом. Кроме того, тот или иной орган вообще не определяет природу функции, которую он выполняет. Дело обстоит как раз наоборот: именно необходимость в осуществлении некоторой функции порождает тот или иной орган и соответствующий физиологический процесс. Не мозг породил психику, а наоборот, необходимость для организма развитой психической функции на определенном этапе привела к формированию нервной системы и мозга. Так же как не сердце породило функцию кровообращения, а возникшая необходимость этой функции привела в результате длительной эволюции к формированию у некоторых животных сердца и системы кровообращения.

Отсюда становится ясно, что содержательное объяснение психики возможно только путем выяснения той особой жизненно важной задачи, функции, которую она выполняет в организме. Правильное определение психики предполагает, не только выяснение составляющих ее элементов и не только установление тех органов, с которыми она связана, а прежде всего ответ на вопрос: какую особую задачу, функцию выполняет психика в жизнедеятельности организма?

Поэтому в современной науке психика все чаще определяется как функция нервной системы, обеспечивающая организацию и оптимальное поведение организма по реализации своих потребностей и образующихся на их основе побуждений, желаний, целей, ценностных ориентаций, отношений и т.п.

Широко признается, что психика есть у всех животных, а некоторые современные психологи считают, что в элементарном виде она существует даже у растений. При этом особо подчеркивается, что у человека и животных мозг выполняет задачу регуляции их поведения в окружающей среде, действуя в соответствии с законами информационно-энергетического обеспечения организма.

В этой связи нужно отметить, что в исторически сложившейся материалистической философской традиции, которой придерживалась советская психология, при определении психики упор делался на выполняемую ею функцию «отражения объективной реальности». Но при этом в тени оставалось самое главное для характеристики сущности психики — вопрос о том, для чего нужно живому организму, человеку это самое «отражение».

Конечно процессы «отражения», выражающиеся в ощущениях, восприятиях, представлениях и размышлениях, дают возможность индивиду понять особенности сложившейся жизненной ситуации. Но это лишь начальный этап функционирования психики.

Важнейшая ее задача состоит в том, чтобы на основе проведенного анализа организовать целесообразное поведение но осуществлению выбранной субъектом актуальной на данный момент потребности, желания, цели. Таким образом, оказывается, что само по себе «отражение», так же как и психомоторные процессы, и речь, и сознание, представляют собой лишь психические составляющие, подчиненные базовым основаниям психики в виде потребностей и побуждений, которые запускают весь психический процесс в целом и управляют им.

«Отражение» представляет собой лишь первичный психический познавательный процесс, который «работает» на удовлетворение каких-то базовых желаний, интересов. Поэтому активность отражательных процессов всегда поддерживается или прекращается в зависимости от степени удовлетворения той потребности, которой она была вызвана.

Итак, главная функция психики заключается в организации и осуществлении оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида с учетом своих возможностей и особенностей окружающей среды.

В предлагаемом определении психики, как можно заметить, главный упор делается на ее организующей, управляющей роли, а не на подчиненном ей «отражении». Потребности тесно переплетаются с психикой, изначально встроены в нес. По мнению многих западных и отечественных психологов, именно потребности составляют ядро психики (Зигмунд Фрейд, Курт Левин, Уильям Мак-Дугалл, Лев Выготский, Абрахам Маслоу и др.). По-разному трактуя сущность и структуру психики, эти психологи тем не менее были едины в признании того, что именно потребности порождают и организуют поведение, определяют его общее направление. На этом фундаменте формируются познавательные и двигательные процессы, осуществляется работа сознания, без чего эффективное осуществление потребностей, конечно, невозможно.

Нетрудно заметить, что в предложенном понимании сущности психики предлагается объяснение, исходящее из признания ее тесной связи с работой человеческого организма, т.е. с материальными органами и процессами. Однако, как было показано в гл. I данного пособия, образ психики в течение длительного времени формировался в ходе решения общефилософской проблемы взаимосвязи духа и материи.

Причем философы долгое время придерживались разных позиций по поводу того, может ли существовать дух вне матери, а душа жить в отрыве от тела. В результате и сложились два различных понимания : материалистическое и идеалистическое. Проблема приоритета, первичности материи или сознания и поныне разделяет философов.

Согласно материалистическому подходу, психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи отражать действительность в форме психических образов.

В представлении материалистов психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно-организованных живых существ, к ним добавилась чувствительность и способность к научению.

В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством - нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и деятельности, а также появление более сложных форм психической рефляции жизнедеятельности.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи. Изготовление и употребление орудий груда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, развитию общественно- исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменял способы и приемы своего поведения. Природные задатки и функции трансформировались в высшие психические функции — специфически человеческие, общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия. Их эффективность повышалась благодаря применению вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Совокупность высших психических функций образует сознание человека.

Философы-идеалисты представляют дело совсем иначе. Согласно их мнению, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.

Генезис психики на основе материи полностью отвергается. Зато признается собственная эволюция психического, его движение от низших форм к высшим. Идеализм, таким образом, является философским антиподом материализма.

Классический образец идеализма создал Платон. В его учении мир вещей и людей объявляется производным от умопостигаемых идей, вечных, неизменных и совершенных, которые существуют более реально, чем бренные и изменчивые вещи. Духовное, по Платону, существенно, субстанционально, а потому более реально, чем телесное. Духовное в человеке, его мысли, понятия, образы есть проявление духовного, объективно существующего вне человека.

Платонизм являет собой разновидность идеализма, которая впоследствии получила название объективного. В силу своей близости к религии объективный идеализм безраздельно господствовал в философии и психологии Средневековья.

В Новое время в философии Джорджа Беркли и Дэвида Юма оформляется субъективный идеализм.

Выдвинутое Беркли кредо субъективного идеализма гласит: «существовать — значит быть в восприятии». Субъективный идеализм занимает, таким образом, крайне антиреалистическую позицию, отрицая существование чего-либо вне сферы нашего опыта (как вещей, так и бестелесных идей). Бытие в субъективном идеализме совпадает с опытом, с сознанием познающего субъекта, которое только и является единственной доступной нам реальностью.

Наиболее популярными в настоящее время идеалистическими течениями являются неотомизм и экзистенциализм.

Первое из этих течений основывается на концепции объективного идеализма у а содержание второго близко субъективному идеализму.

Неотомизм, или новый томизм, - философия современного католицизма.

Это философское направление представляет собой обновленный томизм, т.е. философию Фомы (лат.Tohmas ) Аквинского, философа XIII в. В 1879 г. неотомизм получил признание главы католической церкви и с этого времени представляет важную часть доктрины католицизма. Неотомизм — наиболее глубоко разработанный вариант современной религиозной философии. Его известные представители — Э. Жипьсон. Ж. Маритен, К. Войтылла (Папа Римский Павел) и др.

Ссылаясь на неспособность современной науки дать ясные ответы на такие сложнейшие вопросы, как происхождение Вселенной, появление жизни, происхождение человека и другие, неотомисты вновь пытаются доказывать существование Бога. По мнению неотомистов, убеждение средневековых философов о том, что материя, как и сознание, представляют собой результат божественного творения, было совершенно правильным и имеет непреходящее значение. А все философские учения Нового времени, особенно учения материалистического толка, критиковавшие это убеждение, представляют собой непрерывную цепь заблуждений и ошибок, которые породили лишь хаос в умах и разброд в общественной жизни.

Психика для неотомистов никак не связана с материей, она существует самостоятельно как активная субстанция. Отрицается сама возможность самодвижения материи, возможность перехода ее от низших форм к высшим и тем более возможность порождения материей сознания. Живое, утверждают неотомисты, никогда не может появиться из неживого, чувствующее — из нечувствующего, разумное — из неразумного.

Все эти чудесные превращения, которые не может сколько-нибудь ясно объяснить современная наука, могли случиться только в результате божественного вмешательства на каждой из этих ступеней развития. В этих великих деяниях Бог зримо проявил такие свои качества, как любовь и стремление к творчеству, которые он передал и своему высшему творению — человеку.

Отсюда следует главный вывод неотомизма о том, что сознание человека не материально, а божественно по своему происхождению, а разум — есть «небесный дар» создателя. Но поскольку человеческое сознание есть порождение Бога, человек чувствует и мыслит, не имея какой-либо связи с органами чувств и мозгом.

Fine одним популярным в настоящее время идеалистическим философским течением, занимающимся проблемами психики и сознания, является экзистенциализм, философия экзистенции (от лат. существование).

Наиболее крупными представителями экзистенциализма являются русские философы Николай Бердяев и Лев Шестов, немецкие — Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс, французские — Жан-Поль Сартр и Альбер Камю.

Центральной категорией в этой философии является понятие человеческого бытия, или экзистенции. Причем бытие рода человеческого характеризуется как уникальное, неповторимое, единственное в своем роде. Человеческое существование принципиально отлично от бытия других предметов и живых существ. Ж.-П. Сартр указывает, что философия экзистенциализма выступает как против утверждений традиционной религии о том, будто человек и его психика созданы Богом, так и против представлений материалистов о том, что якобы человек создан природой. На самом деле между материей и человеческим сознанием существует «абсолютный скачок».

Но при рождении человек получает свой духовный мир не в готовом законченном виде, а лишь в виде его контура, проекта.

Совершенствуя свой внутренний мир, в течение жизни человек должен создать себя сам. Именно эта «недостроенность» человека и порождает острую необходимость для каждого самому творить себя, а также и соответствующие психологические последствия в виде чувства заботы, тревоги, ответственности, иногда отчаяния, которые сопровождают и окрашивают человеческое существование. На фоне общего социального пессимизма и разочарования это единичное существование представляет собой единственную, устойчивую, незыблемую ценность, позволяющую человеку сохранить свободу личности и достоинство своего «Я».

Важнейшим пунктом философии экзистенциализма служит тезис о непознаваемости человеческого бытия как методами науки, так и методами религиозно-идеалистических доктрин. По мнению К. Яс- перса, единственным способом характеристики экзистенции является не «познание», а лишь «аппеляция к возможности», а вся экзистенциальная философия есть лишь «бесконечное приближение» к прояснению характера человеческого бытия и сознания.

В экзистенциализме философское знание тесно переплелось с психологией, основными категориями экзистенциализма стали такие психологические понятия, как страдание, отчаяние, трагедия, тоска, страх, абсурд, ответственность, душевная болезнь и т.п.

К философии экзистенциализма примыкает трансперсональная психология, рассматривающая человека как космическое, духовное существо, неразрывно связанное, как и все человечество, со Вселенной.

Сознание человека здесь рассматривается как часть мировой информационной сети.

В качестве самостоятельного раздела психологической науки трансперсональная психология оформилась в 1960-х гг. прошлого века, выделившись из гуманистической психологии.

Большую часть своих материалов трансперсональная психология берет из толкования сновидений, переживаний после приема легких наркотиков, восточных практик медитации, измененных состояний сознания в процессе интенсивного дыхания, создающих особые условия для работы мозга. Представители трансперсональной психологии (Станислав Гроф, Абрахам Маслоу и др.), как правило, допускают существование Высших сил, но избегают признания своей связи с какой-то определенной религией.

Сторонники нового направления считают, что так же как существуют несколько способов познания, точно так же имеется и множество состояний сознания, и все они важны для психологии. Причем измененные состояния сознания функционируют по законам, отличным от тех, по которым функционирует нормальное сознание. Так, обычное сознание действует в соответствии с законами логики и выражается в словах и цифрах, а то, что описывает трансперсональная психология, скорее связано с работой правого полушария и выражается в образах, а не в понятиях.

Представители новой психологии большей частью ориентировались на восточные практики, организовывали семинары но освоению и использованию медитаций и дыхательных техник.

Следует, однако, отмстить, что оценка трансперсональной психологии в современной неоднозначна.

Признается, что заслуга нового направления состоит в обнаружении связи человека с космосом, возможности выхода человеческого созна- ния за обычные барьеры, преодоления во время трансперсональных переживаний пространственных и временных ограничений и т.п.

Но вместе с тем отмечается, что предлагаемый новым направлением путь исследования психики человека является весьма опасным, поскольку предлагаемые методы рассчитаны на проникновение в духовное пространство личности путем разрушения ее защитных механизмов. Поскольку трансперсональные переживания наступают в условиях одурманенности человека психоделиками, гипнозом или усиленным дыханием, они не могут привести к духовному и физическому оздоровлению человека.

Таким образом, как мы видим, на протяжении веков идет спор о психике как самом таинственном явлении, существующем в мире. Два противоположных подхода, издавна существующих в истолковании се сущности (материалистический и идеалистический), сегодня интегрируются современной психологической наукой, трактующей психику как воплощение нерасторжимого единства объективного и субъективного бытия, сосуществования внешнего и внутреннего, телесного и духовного.

Раздел I. Психология

Тема 1. Введение в психологию

1.1. Предмет, объект и методы психологии

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Это область знаний о внутреннем, психическом мире человека. В переводе с греческого она означает "учение о душе" (psyche – душа, logos – учение). Психология – молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, отвечая на запросы современности.

Психология в своем развитии прошла четыре этапа:

  • Первый – психология как наука о душе.

Древние наделяли каждый предмет душой. В ней они видели причину развития явления и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. В те далекие времена люди различали особенности психического склада человека.

Демокрит полагал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем у физического тела. Познание мира происходит через органы чувств.

По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей, она идеальна. Он считал ее как нечто божественное, которое находится в высшем мире, вбирает идеи – вечные и неизменные сущности. Затем она начинает вспоминать все виденное до рождения. Познание окружающей действительности – это то, с чем душа уже встречалась.

Позже сложилось две точки зрения на психику – материалистическая и идеалистическая .

  • Второй – психология как наука о сознании.

Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных дисциплин. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.

Р. Декарт говорил, что индивид обладает сознанием и в процессе мышления обнаруживает у себя наличие внутренней жизни.

Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

  • Третий – психология как наука о поведении.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон заявил, что психология должна сосредоточить свое внимание на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

  • Четвертый – психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизм психики.

Для него характерно превращение этой науки в многоотраслевую область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей.

Психология как экспериментальная наука начинается с 1879 г., когда Вильгельм Вундт в Лейпциге создал первую в мире лабораторию (экспериментальную). В1885 г. Владимир Михайлович Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Перед психологией всегда стояли очень сложные задачи. Основная из них: изучение закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.

Выдающиеся ученые психологи:

Отечественные: Б. Г Ананьев, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. Н. Ланге, К. К. Корнилов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, И. П. Павлов, А. П. Нечаев, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов и др.

Зарубежные: А. Адлер, Э. Берн, В. Вундт, У. Джеймс, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скиннер, Д. Уотсон, Ф. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг, и др.

1.1.1. Объект психологии

Хотя психология означает науку о душе, вопрос о наличии этого феномена спорен. Пока не удается ее обнаружить и доказать. Она остается эмпирически неуловимой. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится. Она оказывается столь же не подвластной. Однако очевидно существование мира психических явлений в форме мыслей, представлений, чувств, побуждений, желаний и пр. Это и можно считать объектом психологии.

Психология имеет свой предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. В сферу ее изучения входят:

  1. Психика;
  2. Сознание;
  3. Бессознательное;
  4. Личность;
  5. Поведение;
  6. Деятельность.
  • Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений внешнего мира.
  • Сознание – высший этап психики и продукт общественно-истори­ческого развития, результат труда.
  • Бессознательное – форма отражения действительности, в ходе которого индивидом не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.
  • Личность – человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
  • Поведение – внешнее проявление психической деятельности.
  • Деятельность – совокупность действий индивида, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Психологию, можно подразделить на житейскую и научную .

Житейская – знания, почерпнутые из обыденной жизни. Они характеризуются:

  • конкретностью – привязанностью к определенным ситуациям, людям, задачам деятельности;
  • интуитивностью – недостаточной осознанностью их происхождения;
  • ограниченностью – слабыми представлениями индивида о специфике функционирования психических явлений;
  • Основываются только на наблюдениях и размышлениях.

Научная – знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики. Им присущи свои особенности:

  • обобщенность – осмысленность явления на основе специфики его проявления у многих людей, в разнообразных условиях, применительно к каким-либо задачам деятельности;
  • рационализм – знания максимально исследованы и осознаны;
  • неограниченн ость – ими может пользоваться большое количество людей;
  • Базируются на эксперименте.

1.1.2. Направления зарубежной психологии

Психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) – основывается на положении о том, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным;

Бихевиоризм (Д. Уотсон, Б. Скиннер) – отрицает сознание как предмет исследования и сводит психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешнего мира;

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Левин) – предусматривает изучение психики с помощью целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Например, внутренняя системная организация восприятия определяет свойства ощущений, в него входящих.

Гуманистическая психология (К Роджерс, А. Маслоу) – противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Она утверждает, что индивид изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п. возникают как результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология (С. Гроф) – претендует на роль "четвертой силы", объявляет психические явления "мистическими переживаниями", "космическим сознанием", т.е формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

Психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую множество дисциплин и направлений, которые выступают в виде отдельных отраслей:

  • Зоопсихология; Нейропсихология; Патопсихология;
  • Психогенетика; Психодиагностика; Психолингвистика;
  • Психология – военная, возрастная, космическая, инженерная, искусства, историческая, медицинская, общая, педагогическая, социальная, труда, управления, экономическая, юридическая;
  • Психотерапия; Сексология и др.

1.1.3. Методологические и теоретические основы психологии

Каждая наука опирается на конкретные исходные положения, в роли которых выступают методология и теория. Различают три уровня методологии: общая, специальная и частная. К специальной относятся следующие ее принципы и методы.

Принципы:

  1. Принцип детерминизма (предполагает закономерную зависимость психических явлений от порождающих их факторов);
  2. Принцип системности (психические явления выступают как внутренне связанные компоненты целостной организации);
  3. Принцип единства сознания и деятельности (сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. А последняя выступает, как форма активности сознания);
  4. Принцип развития (означает признание преобразований, изменение психических процессов, возникновение их новых форм);
  5. Принцип активности (утверждает, что деятельность – это активный, целенаправленный процесс);
  6. Принцип личностного подхода (ориентирует на исследование всех индивидуальных и социально-психологических особенностей человека) и др.

Методы:

  1. Обсервационные (от лат obsevatio – наблюдение): наблюдение и самонаблюдение;
  2. Эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);
  3. Биографический: анализ событий, фактов, дат жизненного пути человека;
  4. Психодиагностотические: беседа, тесты, опросники, интервью, экспертные оценки и др.

Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого исследуют проявления чувств, поведения, действий и поступков индивида в различных условиях его жизни и деятельности. Применяется в различных формах и может быть:

  • Непосредственным , проводимым самим ученым, и опосредованным, если он обобщает сведения, полученные от других лиц;
  • Сплошным – при фиксировании всех психических проявлений человека в течение определенного времени и выборочным, когда исследуется только один вопрос, непродолжительно, в какой-либо конкретной ситуации;
  • Житейским – при котором регистрация фактов носит случайный характер, и научным – если продумывается организация, составляется план, фиксируются результаты;
  • Включенным – предусматривается участие ученого в деятельности, и не включенным, где этого не требуется.

При наблюдении обычно получают объективные данные. К тому же все явления и процессы изучаются в естественных условиях, не нарушается их нормальное течение. Наряду с достоинствами этот метод имеет и недостатки: длительность, трудность в привлечении объектов, сложность сбора материала и его обработки.

Эксперимент предполагает активное вмешательство психолога в исследуемый процесс. Заранее создается (моделируется) ситуация, в которой будет находиться испытуемый. Это научный опыт в точно учитываемых обстоятельствах, находящихся под контролем. Эксперимент может быть лабораторным, естественным, смешанным.

В лабораторном – искусственно создается совокупность условий, вызывающих нужное явление (пример, изучение психических реакций на специальных аппаратах /космонавтика/). В естественном – исследования проводятся в нормальной обстановке, изменяются лишь отдельные элементы программы.

Различают констатирующий и формирующий (воспитывающий или обучающий) эксперименты. Констатирующий – выявляет знания, навыки, умения, черты характера личности. О направленности индивида, например, можно судить, поставив его в условия, где неизбежно возникает борьба мотивов. Через свое отношение он раскрывает себя. Простые жизненные ситуации (например, сказать родителям о своем проступке или промолчать) дают материал для изучения морально-психологических особенностей. Формирующий – сочетает в себе изучение психологии человека и организацию воздействий с целью привития тех или иных качеств.

Опрос – способ получения сведений из ответов испытуемых в ходе непосредственного иди опосредованного общения.

Разновидности:

По форме проведения

    • Устный (беседа, интервью);
    • Письменный (анкетирование).

По степени доверительности

  • Анонимный;
  • Персонифицированный.

По количеству опрашиваемых

    • Индивидуальный;
    • Экспертный;
    • Групповой.

Обобщение независимых характеристик – предполагает выявление и анализ мнений о психических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

Тестирование – во время его проведения испытуемые выполняют определенные действия по заданию психолога. Оно бывает проективным (изучаются проявления психики) и психокоррекционным (применяются методики поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализ и др.).

Анализ результатов деятельности – опосредованное исследование психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие способности человека.

Общая методология отечественной психологии исходит из того, что:

  1. Внешний мир материален;
  2. Материя первична, а сознание вторично;
  3. Материя непрерывно движется и развивается;
  4. Внешний мир и психика прошли длительный путь эволюции.

Специальная методология психологии подчеркивает:

  • Психика – свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга;
  • Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений реальной действительности;
  • Сознание – высший этап развития психики;
  • Психика, сознание социально обусловлены.

Естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности (психофизиология), которая базируется на теории функциональных систем П. К. Анохина: психические и физиологические процессы составляют единое целое.

Психология опирается также на биологические и медицинские дисциплины, так как они лучше помогают понять психику.

1.2. Сущность психики, ее функции и структура

О природе психических явлений на протяжении веков идет спор между материалистами и идеалистами. С точки зрения материализма психика – свойство не всякой, а особым образом организованной материи – мозга. Мозг – есть орган психической жизни, носитель нашего мышления, чувств, воли.

Психика индивида – это все то, что составляет его субъективный внутренний мир (его мысли, переживания, намерения), который проявляется в действиях и поступках, во взаимодействии с другими людьми. Она прошла длительный путь – от самых элементарных форм, наблюдаемых в животном мире, до сознания человека. Это продукт общественно-исторического развития, результат и условия трудовой деятельности и общения.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом внешнего мира, в построении им (субъектом) неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием среды (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором. В нем поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. это активное, субъективное, избирательное отражение окружающей действительности, т.к. принадлежит индивиду, вне его не существует, и зависит от его особенностей.

Психика – это субъективный образ объективного мира.

Психика, понимаемая как отражение внешней среды, имеет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. В данном случае мы ведем речь о ней как о субстанции. Субстанция (от лат. substantia – сущность), первооснова, сущность всех вещей и явлений. Материалисты признают субстанцию, как вечно движущуюся и изменяющуюся материю. Но в этимологии термина психика содержится и другое понятие. Если прислушаться к таким выражениям как “душа вышла из тела”, “душа ушла в пятки от страха”, “волнение души”, то можно почувствовать движение. А движется всегда что-то, должен быть и субстрат данного явления. Субстрат (от лат. substratum – букв. подстилка, подкладка) – 1) философская общая основа многообразных явлений; 2) биологическая основа (предмет, вещество), на которой обитают животные, растения, микроорганизмы. В этом смысле субстрат психики древние связывали, например, с процессами питания, дыхания (его субстратом – воздухом), с мельчайшими атомами и.т.д.

И в сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается этот вопрос. Проблема может ставиться так: психика – просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или она имеет также свой субстрат? Как предполагают некоторые ученые – им могут быть микролептоны – мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Тесная связь психики и головного мозга не подлежит сомнению, повреждение последнего приводит к психическим нарушениям. Хотя мозг – это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но ее содержание производится не им самим, его источником служит окружающая действительность. Психические свойства несут в себе характеристики внешних объектов, а не физиологических процессов, при чьей помощи психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающихся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, в пространстве и мире.

Согласно теории психофизиологического параллелизма психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые соответствуют один другому, но вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие “души”, которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, подчеркивает, что психические явления, по сути, есть физиологические, т.е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень – желчь. Ее представители, отождествляя психику с нервными процессами, не видят никаких отличий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические явления возникают одновременно, но они различны. Психические процессы соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим актом, а с организованными их совокупностями, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через его многоуровневые функциональные каналы, которые формируются у субъекта в ходе жизни, овладения им социальным опытом и формами деятельности через свою активную позицию.

Психика не дана в готовом виде индивиду с момента рождения, не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от общества. Только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми у него формируется человеческая психика (феномен Маугли). Специфические качества – сознание, мышление, речь, память формируются только прижизненно в процессе усвоения культуры, созданной многими поколениями.

Психика человека включает:

  1. Внешний мир, природу;
  2. Их отражение;
  3. Деятельность мозга;
  4. Взаимодействие с людьми (активная передача новым поколениям способностей и культуры).

Рис. 1. Основные функции психики

Особенности психического отражения:

  1. Оно дает возможность правильно воспринимать действительность, что подтверждается практикой;
  2. Сам психический образ формируется в процессе активных действий человека;
  3. Психическое отражение углубляется и совершенствуется;
  4. Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  5. Оно преломляется через индивидуальность личности;
  6. Носит опережающий характер.

Существуют разные подходы к пониманию того, кто обладает психикой:

  • Антропопсихизм (Декарт) – психика имеется только у человека;
  • Панпсихизм (фр. материалисты) – всеобщая одухотворенность природы (камень);
  • Биопсихизм – психика это свойство всего живого (растения);
  • Нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика присуща всем, у кого есть нервная система;
  • Мозгопсихизм (К. Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (у насекомых нет);
  • А. Леонтьев – критерием зачатков психики является наличие чувствительности.

Табл. 1. Этапы развития психики у животных:

На стадии элементарной чувствительности: животное реагирует на отдельные свойства предметов, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.).

На стадии предметного восприятия: отражение осуществляется в виде образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

На стадии интеллекта: животное может отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, способно обходить препятствия, “изобретать” новые решения двухфазных задач, требующих подготовительных усилий (обезьяны, дельфины). Но все это не выходит за рамки биологической потребности и действует в пределах наглядности.

Таким образом, психика у животных возникает и развивается потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика со всеми проявлениями сложна и многообразна. Но она всегда выступает в единстве внешних и внутренних процессов (мысль или чувство могут вести к действию).

В структуре психики различают:

  1. психические процессы;
  2. психические состояния;
  3. психические свойства;
  4. психические образования.

Психические процессы – обеспечивают первичное отражение и осознание индивидом воздействий внешнего мира;

Психические свойства – наиболее устойчивые особенности, обусловливающие поведение и деятельность, типичные для данной личности;

Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики человека;

Психические образования – знания, навыки и умения, формирующиеся в процессе социального опыта.

Рис. 2. Основные формы проявления психики человека

1.3. Психика и деятельность

Развитие психики индивида происходило в процессе трудовой деятельности, которая имеет продуктивный характер. Труд запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит воплощение, опредмечивание духовных сил и способностей людей. Деятельность человека, его активность существенно отличаются от действий животных.

Деятельность животных

Деятельность человека

Инстинктивно-биологический характер. Направляется познавательной потребностью, имеет субъективную значимость (субъектность).
Нет совместной деятельности. Каждое действие приобретает смысл лишь в силу того, какое место оно занимает в совместной деятельности (предметность).
Руководствуются наглядными впечатлениями. Индивид абстрагируется, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости между ними.
Типичны наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты). Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков).
Зачатки орудийной деятельности. Не создают никаких новых операций. Изготовление и сохранение орудий труда, преемственность их последующими поколениями.
Приспособление к окружающей среде. Преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями.

Табл. 2. Важнейшие особенности деятельности животных и человека

Психика людей познается и проявляется в деятельности. Человек выступает в жизни, прежде всего как творец, созидатель, независимо от того, каким видом труда занимается. При этом раскрывается богатство его духовного и психического мира, глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Индивид сознательно выделяет себя из природы. Он ставит пред собой цели, формулирует мотивы, побуждающие его к активности. Личность и складывается, и проявляется, и совершенствуется в деятельности.

Деятельность – это активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с внешним миром. Она чрезвычайно разнообразна, не всегда однозначна.

1.3.1. Сущность деятельности

Деятельность – совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Виды деятельности:

  • Игра;
  • Учение;
  • Труд.

Игра – деятельность в условных ситуациях, направленная на усвоение социального опыта;

Учение – процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения деятельности;

Труд – деятельность, обусловливающая создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.

Особенности деятельности:

  • Общественный характер;
  • Целенаправленность;
  • Плановость;
  • Систематичность.

1.3.2. Структура деятельности


Рис. 3. Структура деятельности

Мотивы – внутренние побудительные силы индивида, заставляющие его заниматься деятельностью.

Способы и приемы – действия , предпринимаемые человеком, чтобы добиться определенных целей и результатов. Способы и приемы могут состоять из одной или нескольких операций.

Цели – наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи, объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности.

Умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план (интериоризация). Пример: ребенок учится считать. Вначале он использует палочки. Проходит время, когда надобность в них отпадает. Почему? Счет превращается в интеллектуальные операции. Объектом становятся слова и числа. Постепенно накапливаются мыслительные действия, которые и составляют умственную деятельность.

Действие – структурная единица деятельности. Это произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Действие осуществляется с помощью способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуацией и условиями (низший уровень деятельности).


Рис. 4. Структура и функции действия

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия сенсорные (восприятие объекта), моторные (двигательные), волевые, мыслительные, мнемонические (память), внешние предметные (направлены на изменение состояния или свойств предметов окружающего мира), умственные (выполняемые во внутреннем плане сознания).

По способу функционирования действия подразделяют на произвольные и преднамеренные. В ходе их выполнения возможно появление новых целей деятельности и изменение конкретного места.

В характеристике действия обычно наблюдают такие аспекты:

  • Действие – одновременно акт сознания и поведения;
  • Действие – активно и не сводится к одним только реакциям на внешние раздражители;
  • Цель действия может быть биологической и социальной.

Психология как наука о закономерностях возникновения, совершенствования и функционирования психики имеет свой предмет, объект, принципы, методы. Психика прошла длительный путь развития – от элементарных форм, наблюдаемых в животном мире, до сознания человека. Она – продукт общественно-исторический, результат и условие труда и общения. Основные ее функции заключаются в отражении индивидом внешнего мира, регуляции им поведения и деятельности, осознании своего места в окружающей действительности.

Предметом данной науки являются основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. В сферу ее изучения входят: психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность. В структуре психики человека можно различить психические процессы, свойства, состояния, образования.

Литература по теме

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.:1980
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.:1998
  3. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т./Пер. с фр. М.:1992
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: 1972
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1975
  6. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х т. М.:1999
  7. Общая психология./Сост. Рогов Е.И. М.:1998
  8. Психология. Учебник./Под ред. Крылова А.А. М.:1999
  9. Психология. Учебник./Под ред. Дружинина В.Н. М.:2000
  10. Реан А.А. и др. Психология и педагогика. Учебник. М.:2000
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1997
  12. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособ. М.:1996

Версия для печати

Хрестоматия

Название работы Аннотация
Психология как наука// Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - С. 12-26.

Методология научного познания. Научные и ненаучные психологические знания. Формирование науки как социального института. Парадигмы. Ценности и нормы науки.

Объяснительные принципы психологии. Принципы взаимодействия, детерминизма, целостности, активности, субъектности, реконструкции.

Предмет и методы психологии. Определение предмета психологического исследования. Экспериментально-реконструктивный метод и методики психологического исследования. Общенаучный характер метода психологии и специфика ее предмета.

История психологии// Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - С. 28-55.

Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV - V вв. до н. э. - 60-е гг. XIX в.). Развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов. Учение о душе. Учения об опыте и о сознании. Общая характеристика допарадигмального периода формирования психологического знания.

Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. - настоящее время). Этап формирования первых парадигм. Кризис психологии (10-30-е гг. XX в.). Современное состояние психологии. Основные направления развития психологической науки.

Психологическая наука и психологическая практика. Фундаментальная психология и прикладная психология. Основные направления практической психологии. Сферы практического применения психологического знания.

Структура психики// Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - С. 86-102.

Функции психики. Объективная и субъективная реальности. Когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции психики. Концепция психической функциональной системы деятельности.

Психические процессы, состояния и свойства. Процессы психической регуляции. Эмоциональные процессы. Процессы принятия решения. Процессы контроля. Познавательные процессы. Коммуникативные процессы. Основные группы психических свойств: особенности темперамента, способности, личностные черты. Основные характеристики психических состояний.

Сознание и бессознательное. Подходы к исследованию сознания и бессознательного. Классификация состояний сознания. Исследования сознания в нейронауке.

Измененные состояния сознания. Спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные ИСС. Сон. Употребление психоактивных веществ.

59. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ, ЕГО КРИТЕРИИ

Воспитание – главная сила, которая способна развить личность для общества. Эффективность воспитательного воздействия заключается в систематическом и квалифицированном руководстве. Воспитание подчиняет развитие человека определенной заданной цели. Влияние педагогов приводит к нацеленным результатам. Чаще всего это выявление склонностей и дарований в ребенке, его талантов, способностей. Но здесь важно учитывать то, что воспитание может обеспечить развитие, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание всегда опирается на уже достигнутый уровень развития. Эффективность воспитания зависит от уровня подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, а это в свою очередь зависит от последовательности и среды.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель выступает как общая, когда она должна быть сформулирована у всех людей, и как индивидуальная, когда происходит воспитание отдельного человека. Современная психология выступает за совмещение этих двух целей воспитания.

В современном мире существует очень много разнообразных целей воспитания и воспитательных систем. Каждая цель для своей реализации требует определенных условий и средств. Формирование целей происходит за счет объективных причин. Это закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие, формирование педагогической мысли, уровень общественной культуры.

Цель воспитания выражает историческую обусловленную потребность общества в подготовке подрастающего поколения для выполнения определенных общественных функций. Цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества, так как потребности общества зависят от производства, уровня развития производительных сил. Также на формирование целей воспитания оказывает влияние и научно-технический прогресс, социальный, экономический. Важной целью воспитания является обеспечение человеку всестороннего и гармонического развития личности.

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания – формировании всесторонне развитой личности – потребовали частичного сужения цели, пересмотра задач и настрой их на конкретные цели и задачи.

Школа пытается выработать у ученика осознание гражданской позиции, готовности к жизни, труду, творчеству, патриотизм, ответственность за судьбу страны.

Составные части воспитания. Умственное воспитание развивает у детей систему знаний разных наук. В основе усвоения научных знаний у ребенка формируется мировоззрение. Формирование мировоззрения является определяющим фактором, так как это система взглядов человека на природу, общество, познание, идеологию. Система знаний способствует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей. Физическое воспитание – очень важная составляющая воспитательной системы в целом. Современное общество требует физически сильного и здорового молодого поколения, которое будет готово к работе на предприятиях, к защите страны. Трудовое воспитание формирует трудовые действия. Труд выступает как ведущий фактор развития личности, как способ творческого освоения мира.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПС) автора БСЭ

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Лекция № 25. Критерии истины Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль. Собственно в этом и заключается вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет. Так, Декарт

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

59. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ, ЕГО КРИТЕРИИ Воспитание – главная сила, которая способна развить личность для общества. Эффективность воспитательного воздействия заключается в систематическом и квалифицированном руководстве. Воспитание подчиняет развитие

Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

31. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях),

Из книги Судебная медицина и психиатрия: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Как сделать свой сайт и заработать на нем. Практическое пособие для начинающих по заработку в Интернете автора Мухутдинов Евгений

Критерии отбора и регистрация В качестве примера партнерки по продаже видеокурсов мы выбрали партнерскую программу Евгения Попова. Выбор пал на нее неслучайно: она обладает многими признаками хорошей партнерки. Простая регистрация в партнерской программе.

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

18 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ В предлагаемой главе рассматриваются различные виды психотерапии, поведенческой и когнитивной терапии, а также некоторые близкие методы, такие как релаксация. Эта тема обширна, и чтобы читателю было легче в ней разобраться, следует обратить

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

1.4. Понятие истины, ее критерии Гносеология – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм – философское учение, признающее

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Из книги Простукивание активных точек – метод пробуждения целительной энергии. С подробным атласом автора Коваль Дмитрий

Психологическая настройка Чтобы начать психологическую настройку, а заодно подготовить массирующую руку к монотонному простукиванию, проделаем зарядку для пальцев. Ниже приведенное упражнение должен выполнять массажист перед началом любой мануальной практики:

Из книги Рынок продовольственных товаров автора Власова Ольга Викторовна

9.1. Сущность сегментации и критерии выбора целевого сегмента рынка Сегмент рынка – это группа потребителей, обладающих одним или несколькими общими устойчивыми признаками, определяющими поведение потребителей на рынке.Признак сегментации – однотипные различия в

Из книги Шпаргалка по теории организации автора Ефимова Светлана Александровна

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Диагностика психологическая см. Психодиагностика.

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

Критерии Солидная международная тусовка неврологов под названием ILAE – Международная лига борьбы с эпилепсией предложила в 2014 году три набора критериев, любого из которых как бы достаточно для постановки диагноза:1. Два неспровоцированных приступа, между которыми