Теория эволюции. Ученые о теории эволюции


Философия (ч.1 - история философии)

1 "" ..... есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства."" (П.Гольбах) Какую основополагающую философскую категорию определял подобным образом П.Гольбах?

Ответ: материя

2 ..... - учение о развитии через становление и разрешение противоречий

Ответ: диалектика

3 ..... - философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального

Ответ: материализм

4 ..... - философское учение, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального

Ответ: идеализм

Ответ: Платон

8 Буддизм проник в Китай в:

Ответ: I - II в. н.э.

9 В былые времена философия считалась ""царицей наук"" или ""наукой наук"". Преувеличенным выражением какой, до сих пор сохраняющейся за философией функции, было такое положение дел:

Ответ: методологической

10 В динамической концепции личности З.Фрейда выделены три слоя человеческой психики. Укажите, какой из перечисленных ниже слоев характеризует бессознательное?

Ответ: ""Оно""

11 В какой из своих работ И.Кант разрабатывает учение о морали (этику)?

Ответ: ""Критика практического разума""

12 В каком из основных направлений философии ХХ в. человек является подлинным центром философствования:

Ответ: в экзистенциализме

13 В какую историческую эпоху в философии преобладала субстанциальная концепция бытия:

Ответ: в XVII веке (Декарт, Спиноза)

14 В нижеприведенном перечне философских положений французского Просвещения укажите те из них, которые являются новациями:

    объявление разума доминантой общественного развития: ""мнения правят миром""

    идея определяющей роли социальной среды в формировании и воспитании человека

    концепция разумного эгоизма

    эгалитаристский вариант теории общественного договора

    концепция общественного прогресса

15 В учении античного философа Плотина бытие иерархизировано и включает в себя 4 элемента: а)""материю""; б)""душу""; в)""ум""; г)""единое(благо)"". Установите последовательность этих элементов в иерархии бытия(по Плотину) от ""высшей"" ступени к ""низшей"".

    единое (благо)

16 В учении о бытии Аристотеля выделялось четыре первопричины всего существующего: а) материальная; б) ..... ; в) действующая; г) целевая._

Ответ: формальная

17 В чем Г.Гегель видел главный критерий исторического прогресса?

Ответ: в нарастании сознания свободы, объективирующемся в государстве, праве, искусстве, религии, философии и пр.

18 В чем заключается специфика гносеологической функции философии?

Ответ: Философия изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания.

19 В чем заключается суть философской проблемы бытия?

Ответ: В определении способа существования и направленности эволюции мира в целом и человека в нем.

20 В чем именно в философской системе Ф.Шеллинга обнаруживается абсолютное тождество субъекта и объекта, природы и духа, осознание ""мировой душой"" самой себя:

Ответ: в искусстве и интеллектуальной интуиции

21 В чем проявляется взаимосвязь пространства и времени друг с другом?

Ответ: в том, что любой (достаточно крупной) локальной области пространства присуще свое разделение событий на прошлые, настоящие и будущие

в том, что пространственно-временные характеристики объектов зависят от скорости их движения, и при этом величина изменений пространственных параметров однозначно соответствует определенному изменению времени, и наоборот

22 В чем славянофилы видели самобытность, особенности российского пути исторического развития, которые следовало, по их мнению, поддержать в качестве жизнеспособных начал:

    православие

  • соборность

    монархия

23 В чем смысл названия эпохи Возрождения? Что именно возрождается?

Ответ: античное искусство, философия, образ жизни

24 ""Все мысли и действия нашей души вытекают из ее собственной сущности и не могут быть сообщены чувствами."" Определите, какую гносеологическую позицию занимает автор данного суждения:

Ответ: рационализм

25 Вставьте определяемое понятие: "" ..... - способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т.е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях""

Ответ: дедукция

26 Вставьте определяемое понятие: "" ..... - способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок""

Ответ: индукция

27 Вставьте пропущенное понятие: "" ..... - направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривавшее разум как главный источник знания и высший критерий его истинности"".

Ответ: рационализм

28 Вставьте пропущенное понятие: "".. ... - направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считавшее источником знания и критерием его истинности опыт, и прежде всего научно-организованный опыт - эксперимент""

Ответ: эмпиризм

29 Вставьте термин, обозначающий вид философского идеализма, в следующее определение: ..... идеализм - философское направление, постулирующее не только первичность идеального начала, но и его независимость от сознания человека

Ответ: объективный

30 Вставьте термин, обозначающий вид философского идеализма, в следующее определение: .... идеализм - философское направление, утверждающее зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека

Ответ: субъективный

31 Выберете среди перечисленных ниже способностей те, которые выделил И.Кант в своей теории познания:

    чувственность

    рассудок

33 Выберите из нижеприведенного списка тех русских мыслителей, основой философского мировоззрения которых был материализм.

    Герцен А.И.

    Чернышевский Н.Г.

    Циолковский К.Э.

34 Выберите из нижеприведенного списка характеристики, свойственные философии Просвещения:

    преобладание материализма

    антиклерикальный характер (вплоть до атеизма)

    исторический оптимизм

    преимущественный интерес к социальным вопросам

35 Выберите правильное высказывание:

Ответ: идеализм - это признание идеального начала первичным, определяющим материальное

36 Выберите правильное высказывание:

Ответ: материализм - это признание первичности природы, материи и вторичности, за-висимости идеального начала, сознания

37 Выберите представителей школы легистов:

  • Шэнь Бухай

38 Выберите среди приведенных ниже определений свободы те, которые принадлежат экзистенциализму:

Ответ: свобода есть автономия выбора

39 Выделите из ряда нижеперечисленных философов представителей рационализма.

  • Б.Спиноза

    Г.Лейбниц

40 Выделите трактовку пространства и времени, отстаивавшуюся И.Кантом:

Ответ: пространство и время суть априорные формы чувственности познающего субъекта

41 Гельвеций сравнивал процесс познания с судом: 5 органов чувств - это 5 свидетелей, только они могут прояснить истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, что он забыл судью. Что они имели в виду:

Ответ: разум

42 Гносеологию интересуют вопросы: истина объективна или субъективна? Абсолютна или относительна? Конкретна или абстрактна? Вариантов ответа множество. Укажите верный:

Ответ: истина объективна и субъективна, абсолютна и относительна, конкретна, но не абстрактна

43 Говорят, что великий русский физиолог И.П.Павлов штрафовал своих сотрудников за выражения типа: ""собака подумала, что..."", ""собака вообразила..."" и т.д. А почему, собственно, собака не может о чем-то подумать?

Ответ: Не может потому, что ""нечем"" думать: человек мыслит понятиями, абстракциями, которые формируются только на основе специфической предметно-практической деятельности в социальной среде.

44 Даосизм - это философия:

Ответ: Лао - цзы

45 Диалектический механизм развития любого объекта по Г.Гегелю включает в себя непременно три ступени, кратко обозначаемые (терминология Гегеля): тезис - антитезис - .....

Ответ: синтез

46 Для иллюстрации такого свойства истины как ""абсолютность"" часто приводят примеры следующего рода: ""Наполеон умер 5 мая 1821г."". Удачен ли такой пример?

Ответ: Не совсем, поскольку в те времена смерть фиксировали по остановке дыхания и сердцебиения, а нынче - по прекращению работы головного мозга. Так что вполне возможно, что данное суждение нуждается в уточнении, и будет изменено.

47 За что многие французские просветители (Дидро, Даламбер, Гольбах, Кондильяк, Гельвеций и др.) получили прозвище ""энциклопедистов"":

Ответ: за составление ""Энциклопедии наук, искусств, ремесел""

48 Звезда по имени ""Солнце"" во много раз массивнее планеты Земля. Влияет ли эта разница на характеристики пространства-времени вблизи данных небесных тел?

Ответ: Влияет, и это влияние зафиксировано опытным путем.

49 И.Кант, желая продемонстрировать различие между реальным (материальным) и идеальным, привел в качестве примера разницу между сотней ""талеров в кармане"" и той же сотней монет в сознании (в воображении, в мечтах). Удачен ли данный пример?

Ответ: Нет, поскольку ""талеры в кармане"" - предмет одновременно и материальный, и идеальный, поскольку в нем объективированы, опредмечены некие представления людей.

50 Идеи какого из философов конца XIX века могут быть охарактеризованы как антиморалистические, антисоциалистические, антидемократические, антифеминистские, антиинтеллектуалистические, антирелигиозные и антихристианские?

Ответ: Ф.Ницше

51 Из всех представителей немецкой классической философии только Л.Фейербах был:

Ответ: материалистом

метафизиком

52 Из какой традиции русской философской мысли вырастает такое ее направление как ""почвенничество"":

Ответ: славянофильство

53 Из нижеприведенного перечня идей и концепций выделите философские новации марксизма:

идея решающей роли материального производства в развитии общества

теория общественно-экономических формаций

создание материалистической диалектики

54 Из нижеприведенных суждений только два представляют собой формулировки И.Кантом категорического императива. Укажите, какие именно?

Ответ: ""Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.""

""Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.""

55 Известный современный философ К.Поппер считал Г.Гегеля одним из идейных вдохновителей политического тоталитаризма, сформировавшегося в ХХ веке в ряде стран (Германии,Италии,СССР и др.). Какие две социально-политические идеи Г.Гегеля дали тому основание?

Ответ: ""Существование государства - это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума..."".

Общие интересы выше частных; отдельный человек и его интересы могут быть принесены в жертву общему благу.

56 ""Исторически жизнь народов определялась прежде всего их основными убеждениями, их общим мировоззрением."" (В.С.Соловьев) Как можно определить философскую позицию автора высказывания?

Ответ: идеализм

57 Историческое значение гносеологии И.Канта заключалось в:

Ответ: демонстрации границ возможностей научного познания

58 Историю средневековой христианской философии принято делить на два этапа: с I по VIII в.в. и с IX по XIV в.в. Первый из них получил название ""патристика"", второй - .....

Ответ: схоластика

59 К какой тенденции развития русской философской и общественно-политической мысли следует отнести славянофильство?

Ответ: консервативной

60 К какой эпохе относится становление утопии как жанра социально-философского творчества:

Ответ: Возрождение

61 К какому типу философствования относится последовательная материалистическая философия:

Ответ: монизм

62 К.Маркс и Ф.Энгельс видели отличие своей диалектики от гегелевской в том, что она стала... . Закончите фразу одним из следующих определений:

Ответ: материалистической

63 К.Маркс и Ф.Энгельс считали весь предшествующий материализм ""неполным"", ""недостроенным доверху"". Что, по мнению К.Маркса и Ф.Энгельса, обеспечивало их собственному материализму ""полноту"" и ""завершенность"":

Ответ: распространение принципов материализма на общественную жизнь

64 Как гласит легенда, один из древнегреческих мудрецов ослепил себя, залил уши воском и удалился в пещеру, чтобы ""глубже познать мир"". Какое гносеологическое направление он выразил своим поведением?

Ответ: рационализм

65 Как можно представить суть проблематики, находящейся в центре внимания постпозитивизма:

Ответ: философия науки

66 Как можно сформулировать ведущую идею поэмы о Великом Инквизиторе (вставной новеллы в романе ""Братья Карамазовы"") Ф.М.Достоевского?

Ответ: Вожделенная человечеством свобода не принесет ему счастья; накладываемое ею бремя ответственности для большинства людей невыносимо, они все равно будут искать, ""перед кем преклониться"".

67 Как можно сформулировать суть главного гносеологического открытия И.Канта:

Ответ: суть научного познания заключается не в пассивном созерцании его предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты, которые только и могут быть предметом науки

68 Как называется философская позиция, сторонники которой признают сотворение мира Богом, но отрицают его последующее вмешательство в земные дела:

Ответ: деизм

69 Как следует понимать лозунг-девиз синергетики: ""Хаос рождает порядок""?

Ответ: Хаотичное состояние включено в цикл развития системы: в каждом цикле она может ""подняться"" на более высокий уровень организации и порядка, только пройдя через фазу сильно неравновесного, т.е. подобного хаосу состояния.

70 Как соотносятся понятия ""движение"", ""развитие"", ""прогресс""?_

71 Как трактуется сущность права в марксистской философии?

Ответ: ""Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон"".

72 Какая проблема лежит в основании спора номиналистов и реалистов:

Ответ: универсалий

Страница: 6 из 20

73 Какая проблема рассматривается в марксистской философии как ""основной вопрос философии"":

Ответ: отношения материи и сознания, бытия и мышления

74 Какие два фактора сыграли решающую роль в возникновении сознания человека?

Ответ: предметно-практическая деятельность и речь

75 Какие из нижеперечисленных идей характеризуют воззрения Джордано Бруно:

Ответ: идея бесконечности Вселенной

идея существования бесчисленного множества миров во Вселенной

76 Какие из нижеприведенных суждений являются философскими?

Ответ: материя - это объективная реальность, данная нам в ощущениях

материя - это инобытие абсолютной идеи

77 Какие из нижеприведенных явлений можно рассматривать в качестве иллюстрации действия диалектического принципа отрицания отрицания?

Ответ: семя - растение - семя

товар - деньги - товар

78 Какие из указанных ниже терминов характеризуют учение И.Канта:

Ответ: антиномия

императив

вещь в себе

79 Какие из этих характеристик можно отнести к марксистскому материализму?

Ответ: завершенный (распространяемый на общество)

диалектический

практически действенный

80 Какие типы диалектики существовали в истории философии:

Ответ: объективная

субъективная

материалистическая

идеалистическая

81 Какие характеристики приписал бытию античный философ, основатель Элейской школы, Парменид?

Ответ: Бытие едино.

Бытие неподвижно.

Бытие неделимо.

82 Какие характеристики приписываются бытию античным философом Парменидом?

Ответ: бытие едино, неделимо, неизменно, неподвижно

83 Какие четыре философские категории используются для выражения диалектического принципа взаимосвязи количественных и качественных характеристик объекта?

Ответ: количество, качество, мера, скачок

84 Какие элементы включает в себя учение о пяти стихиях в Древнем Китае:

Ответ: вода

85 Какие явления из приведенных ниже можно отнести к синергетическим процессам?

Ответ: механизм действия лазера

видообразование в растительном и животном мире

процесс классообразования в обществе

86 Каким из нижеприведенных тезисов выражается суть материалистического понимания истории марксистской философией?

Ответ: Общественное бытие определяет общественное сознание.

87 Каким из трех нижеприведенных наборов понятий можно охарактеризовать философию К.Н.Леонтьева:

Ответ: консерватизм, аристократизм, органицизм

88 Каким Н.Я.Данилевский видел взаимоотношение типов культур России и Западной Европы?

Ответ: типы культур различны до абсолютной несовместимости и враждебности

89 Каким направлением современной философской мысли можно объединить имена таких известных философов ХХ века, как Ж.Бодрийар, Ж.Делез, Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Лиотар:

Ответ: постмодернизм

90 Каким образом в психоаналитической концепции З.Фрейда трактуется источник появления человеческой культуры:

Ответ: культура есть результат сублимации, т.е. трансформации сексуальной энергии людей в социально приемлемое русло

91 Каким образом К.Маркс трактовал сущность человека:

Ответ: сущность человека есть совокупность общественных отношений

92 Каким понятием может быть охарактеризована онтология Н.Кузанского и Д.Бруно:

Ответ: пантеизм

93 Какими характеристиками в учении Г.Лейбница обладают ""истины разума"" в отличие от ""истин факта"":

Ответ: всеобщность

необходимость

получение дедуктивным путем

94 Каков с позиций современного мировоззрения генезис взаимоотношения ""высших"" (более сложно организованных) и ""низших"" структурных уровней организации материи?

Ответ: Высшие уровни возникают эволюционным путем на основе низших, надстраиваясь над ними.

95 Какова природа государства с позиций марксистской философии:

Ответ: государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий; оно есть машина угнетения, подавления сопротивления эксплуатируемых классов

96 Какова смысловая разница понятий ""человеческая психика"" и ""сознание""?

Ответ: Понятие ""человеческая психика"" включает и сферу бессознательных, не контролируемых сознанием явлений.

97 Каково понимание политики в марксистской философии?

Ответ: политика есть отношение между классами

Ответ: вся материальная жизнь общества, т.е. в первую очередь материальное производство, а также материальные стороны жизни семьи, классов, государств и других социальных общностей

99 Каково соотношение абсолютной и относительной истин?_

100 Каковы характеристики истины (знания, соответствующего действительности) с позиций марксистской диалектико-материалистической философии (выберите три пункта):

Ответ: объективно-субъективна

абсолютна и относительна одновременно

конкретна

101 Какое из нижеперечисленных высказываний выражает суть марксистского подхода к пониманию общественной жизни?

Ответ: ""... Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей..."".

102 Какое из нижеперечисленных суждений отражает оригинальность марксистской гносеологии?

103 Какое из нижеприведенных определений свободы принадлежит Б.Спинозе?

Ответ: Свобода есть познание необходимости и согласие с необходимостью. Свобода есть господство разума над чувствами, преодоление чувственных аффектов страстью к познанию.

104 Какое из нижеприведенных суждений представляет философский дуализм?

Ответ: Материальное и идеальное - две самостоятельные и равноправные субстанции.

105 Какое из перечисленных ниже философских направлений можно отнести к рационалистической традиции философствования:

Ответ: постпозитивизм

106 Какое из приведенных ниже объяснений возникновения религии принадлежит Л.Фейербаху?

Ответ: Религия есть результат отчуждения сущности человека.

107 Какое из приведенных ниже положений соответствует гегелевскому пониманию источника развития?

Ответ: Источником всякого развития выступает саморазвитие понятия, а значит, оно имеет логическую, духовную природу.

108 Какое из приведенных ниже положений соответствует нравственной позиции И.Канта?

Ответ: ""Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства"".

109 Какое из приведенных ниже положений соответствует пониманию добродетели Сократом?

Ответ: ""Добродетель есть знание, мудрость. Дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле"".

110 Какое из этих направлений не имеет аналогов в западноевропейской философской мысли?

Ответ: космическая философия Н.Федорова, К.Циолковского

111 Какое понятие может быть определено следующим образом: ""... - отношение представленности, в котором некий предмет, оставаясь самим собой, тем не менее представляет нечто совсем другое, никак не связанное с природой представляющего предмета""?

Ответ: идеальность

112 Какое современное философское течение можно сопоставить со следующим набором понятий: языковые игры, дисконсенсус, множественность, нестабильность, фрагментарность, деконструкция, случайность, анархия, неопределенность, локальность, дискретность?

Ответ: постмодернизм

Ответ: материальная, чувственно-предметная деятельность человека, включающая в себя как производственную деятельность, так и революционно-преобразующую деятельность масс, политическую борьбу, правовое регулирование общественных отношений и т.д.

Ответ: общество в целом, взятое на определенном этапе своего развития, специфику которого определяет особый способ производства

115 Какое социальное явление характеризует Ф. Энгельс ""как фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных"".

Ответ: религию

116 Какое философское направление являлось господствующим в Средневековье?

Ответ: идеалистическое

117 Какой вид общественных отношений объявляется в марксистской философии основным, определяющим развитие всех других:

Ответ: экономические (производственные)

118 Какой из нижеприведенных тезисов соответствует позиции одного из основателей ""философии жизни"" В.Дильтея:

Ответ: природу мы объясняем (поскольку она для нас - нечто чуждое, внешнее), душевную жизнь понимаем (она дана нам непосредственно)

119 Какой критерий общественного прогресса применялся в философии Просвещения?

Ответ: Степень совершенства человеческого разума

120 Какой принцип диалектики считается в ней указывающим на источник любого развития?

Ответ: принцип единства и борьбы противоположностей

121 Какой принцип лежит в основе марксистской гносеологии:

Ответ: принцип отражения

122 Какой раздел философского знания посвящен изучению проблемы бытия?

Ответ: онтология

123 Какой смысл имел провозглашенный философией Просвещения принцип равенства всех людей?

Ответ: Равенство возможностей разных людей, т.е. правовое равенство

124 Какую философскую позицию выражает суждение: ""Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах"":

Ответ: сенсуализм

125 Какую характерную черту философии Гегеля отражает следующее его высказывание: ""Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречий - критерий заблуждения"":

Ответ: диалектика

126 Какую характерную черту философии эпохи Просвещения отражает следующее высказывание П.Гольбаха: ""Народы будут счастливы лишь тогда, когда философы станут королями или когда короли будут философами"":

Ответ: рационализм

Ответ: брахманизма

Ответ: даосизма

Ответ: Конфуция

Ответ: Да

Ответ: Конфуция

132 Кого из нижеперечисленных философов можно назвать представителями диалектической традиции в философии?

Ответ: Гераклит

133 Кого из нижеперечисленных философов можно отнести к направлению, известному под названием ""философия жизни"":

Ответ: Ф.Ницше

В.Дильтей

А.Бергсон

Ответ: Ф.М.Достоевский

Н.А.Бердяев

135 Кому из античных философов принадлежит высказывание: ""Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют""?

Ответ: Протагор

136 Конечным результатом мирового развития В.С.Соловьев считал абсолютное всеединство. Что, по В.С.Соловьеву, должно знаменовать достижение абсолютного всеединства?

Ответ: царство Божие

137 Конфуцианство относится к школе:

Ответ: служилых людей

138 Концепции каких русских философов из нижеприведенного перечня можно однозначно отнести к типу религиозного философствования?

Ответ: В.С.Соловьев

Н.Ф.Федоров

С.Н.Булгаков

139 Концепцию какого мыслителя ХХ века можно идентифицировать по таким ""ключевым понятиям"" как: ""коллективное бессознательное"", ""архетип"", ""тень"", ""самость"":

Ответ: К.Г.Юнг

140 Концепция органического развития общества К.Н.Леонтьева подразумевает, как известно, три стадии или этапа эволюции (первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения). Какая идея лежит в основе этой схемы?

Ответ: идея цикличности общественного развития

141 Кредо марксистской философии выражено в знаменитом тезисе К.Маркса: ""Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы... ."". Закончите мысль К.Маркса, выбрав одно из следующих выражений:

Ответ: изменить его

Ответ: Зенон Элейский

143 Кто из античных философов является создателем формальной логики?

Ответ: Аристотель

144 Кто из древнегреческих философов считал главной задачей философствования самопознание, пропагандируя лозунг ""Познай самого себя"":

Ответ: Сократ

145 Кто из знаменитых представителей марксистской философии считается автором-разработчиком трудовой теории антропогенеза:

Ответ: Ф.Энгельс

146 Кто из мыслителей эпохи Возрождения нарисовал образ идеального государства без частной собственности, но с всеобщей трудовой повинностью, и поместил его на остров ""Утопия"":

Ответ: Т.Мор

147 Кто из немецких философов проанализировал историческое движение человеческой мысли и выразил ее целостное, закономерное развитие в понятиях ""мирового разума"", ""абсолютной идеи"":

Ответ: Гегель

148 Кто из нижеперечисленных античных философов разрабатывал материалистическое направление в философии?

Ответ: Фалес

Гераклит

Демокрит

Ответ: М.В.Ломоносов

150 Кто из философов XVII в. положил в основу своего учения суждение: ""Мыслю, следовательно, существую"":

Ответ: Р.Декарт

151 Кто из философов Нового времени развил учение об индукции как основном и универсальном методе познания:

Ответ: Ф.Бэкон

152 Кто из французских просветителей наиболее детально обосновал идею общественного прогресса, основанного на совершенствовании человеческого разума?

Ответ: Локк

154 Культура в экзистенциализме понимается как:

Ответ: итоговый результат совершенных человеком на протяжении всей прошедшей жизни выборов способов поведения, рода занятий, спутников жизни, убеждений и т.д.

155 Легизм и конфуцианство являются по существу тождественными учениями. Верно ли это?

Ответ: Нет

156 Легисты предлагали регулировать общественные отношения посредством.....

Ответ: законов

157 ""Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении - горькое, в мнении - теплое, в мнении - холодное, в мнении - цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота."" (Демокрит) Какие философские проблемы представлены в этом высказывании:

Ответ: отношение чувственного и рационального

отношение сущности и явления

отношение бытия и небытия

158 Марксистская философия считала себя наследницей и преемницей немецкой классической философии конца XVIII - начала XIX в.в. На какие конкретные концепции своих предшественников опирались К.Маркс и Ф.Энгельс:

Ответ: диалектику Г.Гегеля

материализм Л.Фейербаха

159 Министр просвещения при Николае I С.С.Уваров сформулировал знаменитую ""формулу русской культуры"": ""Православие, самодержавие, народность"". Какому из направлений русской философии она наиболее близка:

Ответ: славянофильство

160 Многие работы русского мыслителя К.П.Победоносцева названы весьма ""звучно"": ""Великая ложь нашего времени"", ""Болезни нашего времени"" и пр. Что, собственно, казалось К.П.Победоносцеву ""ложью"", с чем он сражался в своих статьях:

Ответ: с парламентской демократией

161 Могла ли история, описанная Р.Киплингом в сказке ""Маугли"", случиться в реальности?

Ответ: Нет, поскольку главный элемент сознания - абстрактное мышление - не наследуется человеком биологически, а формируется в процессе его воспитания исключительно в социально-культурной среде.

162 Могут ли идеальные феномены обладать свойством объективности?

Ответ: Могут, поскольку идеальность не ограничена пределами человеческой психики, а опредмечена, объективирована в предметах, нормах, институтах культуры и в таком виде противостоит субъекту в качестве объекта.

163 Может ли практика быть критерием истины в суждениях об историческом прошлом?

Ответ: Да, поскольку могут быть найдены новые исторические документы, архивные материалы, археологические объекты, а их поиск - тоже практика.

164 Мыслители эпохи Возрождения не поддерживали диалектическую традицию философствования. Но все же один из них пришел в своей философии к диалектическому принципу совпадения противоположностей. Кто именно:

Ответ: Н.Кузанский

165 ""На мир мы все по-своему глядим. И каждый прав - с воззрением своим."" (И.В.Гете) На какую характеристику истины обращает внимание поэт?

Ответ: субъективность

166 Название материалистической школы в философии Древней Индии - .....

Ответ: чарвака

167 Наиболее ярким представителем китайского буддизма был:

Ответ: Хуэй - юань

168 Начало формирования философского мышления в Индии связано с:

Ответ: брахманизмом

169 Нижеприведенные группы имен известных философов представляют четыре этапа исторической эволюции позитивизма. Расположите их в хронологической последовательности смены этапов развития позитивистской философии.

Ответ: О.Конт, Г.Спенсер

Э.Мах, Р.Авенариус, А.Богданов

Р.Карнап, Л.Витгенштейн, Б.Рассел

К.Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд

170 ""Ничуть не более это, чем то"". Девизом какого античного философа были эти слова:

Ответ: Пиррона

171 О какой из философских школ античности рассказывает Аристотель в нижеприведенном отрывке? Представители этой школы ""… занявшись математическими науками, стали считать их начала началами всех вещей""

Ответ: Пифагореизм

172 Определите понимание бытия, соответствующее принципам средневековой христианской философии:

Ответ: Бытие всеобщих истин должно быть мыслимо как бытие идей в Боге.

173 Определите хронологическую последовательность появления в русской философии различных школ и направлений, представленных именами следующих мыслителей:

Ответ: М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев

А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин

А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.М.Достоевский

Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский

174 Определите, к какому философскому направлению относится автор следующего суждения: ""Я вижу вишню, я ее осязаю... она реальна. Устрани ощущение мягкости, влажности, терпкости - и ты уничтожишь вишню"".

Ответ: субъективный идеализм

175 Определите, позицию какой из философских школ эпохи эллинизма отражает следующее высказывание: ""Покорного судьба ведет, а непокорного - тащит""?

Ответ: Стоицизм

176 Определите, почему отличительной чертой философии и культуры в целом эпохи Возрождения оказалась ориентация на искусство, доминирование эстетического понимания мира?

Ответ: Потому, что именно в искусстве человек уподобляется Богу, т.е. творит, создает нечто новое, ранее небывалое.

177 Основные идеи брахманизма изложены в:

Ответ: Упанишадах

178 Основоположником какой идеологии считается Д.Локк:

Ответ: либеральной

179 Отличительной чертой философии эпохи Возрождения называют гуманизм. Означает ли это, что:

Ответ: философы Возрождения, по сравнению со Средневековьем, больше сближают человека с Богом, акцентируя внимание на мощи и величии человека, а не на его беспомощности в сравнении с божеством

180 Понятие ""постмодернизм"" переводится на русский язык как ""послесовременность"". Но что в этом случае имеют в виду под ""современностью"":

Ответ: рационалистические реформаторские проекты эпохи Просвещения (XVII - XVIII в.в.), реализованные в практике западной цивилизациииндустриальный ХХ век

181 Почему проблема бытия (что такое мир и как он существует?) является философской, а не естественнонаучной?

Ответ: Потому, что принципы ее решения выходят за рамки любого возможного человеческого опыта и включают в себя неустранимые ценностные предпочтения.

182 Почему у античного философа Платона именно идеи (эйдосы) составляют бытие, в то время как материя объявляется небытием?

Ответ: Потому, что только идеи обладают свойствами единства, неделимости, неизменности, неуничтожимости, т.е. представляют собой некий абсолют.

183 Почему ""философию жизни"" (Ф.Ницше, В.Дильтей и др.) обычно причисляют к иррационалистической традиции философствования:

Ответ: потому, что она объявляет жизнь не сводимой к разуму и постулирует принципиально неустранимый элемент иррациональности любой жизни

184 Представителей школы законников называют.....

Ответ: легистами

185 Представителем школы легистов в Китае является:

Ответ: Шан Ян

186 ""Простота - это печать истины"", - говорили древние. Верно ли данное суждение?

Ответ: Верно частично, ибо простота относительна: ныне мысль о шарообразности Земли кажется безумно простой, но ведь когда-то принять ее было очень сложно.

187 Противоречие есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью."" Основной принцип какого философского направления выражен в данном высказывании?

Ответ: диалектика

188 Процесс соединения конфуцианства и легизма произошел в учении Сюнь - цзы. Верно ли это?

Ответ: Да

189 Различие в решении какой проблемы породило такие философские направления как диалектика и метафизика:

Ответ: отношение изменчивости и постоянства

190 Разработка какой концепции объединила таких русских философов как Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Г.В.Флоровский, А.П.Карсавин:

Ответ: евразийство

191 Ранняя философия знаменита своим интересом к строению космоса, устройству Вселенной. Можно ли сегодня считать проблему устройства Вселенной философской?

Ответ: Частично, не впрямую: сегодняшнюю философию интересует не само по себе устройство Вселенной, а есть ли связь между этим устройством и жизнью человека.

192 Расположите нижеприведенные понятия в порядке возрастания степени их общности.

Ответ: социальный мир

органический мир

неорганический мир

природный мир

Материальный мир

193 Расположите перечисленные ниже формы отражения в порядке возрастания уровня сложности:

Ответ: раздражимость

чувствительность

сознание

194 Роль практики в процессе познания в марксистской гносеологии трактуется так:

Ответ: основы и движущей силы познания

цели познания

критерия истины

195 Русский философ Н.Ф.Федоров является автором труда ""Философия общего дела"". Что именно имеется в виду под ""общим делом"":

Ответ: борьба против смерти и воскрешение мертвых

196 Совпадают ли по объему понятия ""философия"" и ""наука""?

Ответ: частично совпадают

197 Согласно учению Н. Я. Данилевского, основой формирующегося славянского культурно-исторического типа является:

Ответ: экономическая организация, религия, политика, культура

198 Сознание обладает способностью к объективации, материализации в продуктах труда, произведениях искусства и т.д. Материализуется ли человеческое бессознательное?

Ответ: Да, но в скрытой, сублимированной форме.

199 Сознание создает образ внешнего мира. Сознание есть только в том случае, если работает мозг человека, и следовательно является его продуктом. На что ""похож"" этот продукт, с чем у него больше сходства?

Ответ: С азбукой Морзе, где любая реальность может быть представлена комбинациями точек и тире.

200 Средневековая христианская философия предложила новое понимание сущности взаимоотношений человека и природы по сравнению с античной философией. Оно состояло в том, что средневековая философия:

Ответ: возвысила человека, как существо, приближенное к Богу (человек создан ""по образу и подобию"" Бога), тем самым относительно принизив статус природы (хоть и творение Бога, но более ""низкое"", чем человек)

201 ""Существовать - значит быть воспринимаемым."" Какое философское направление представляет это высказывание:

Ответ: субъективный идеализм

202 Т.Гексли утверждал, что не верит в существование души потому, что не может ""обнаружить ее в пробирке"". Прав ли знаменитый естествоиспытатель?

Ответ: Не прав, поскольку не учитывает принципиальную разницу в природе материальных и идеальных объектов.

203 Теорию ""отрицания воли Неба"" выдвинул:

Ответ: Мо - цзы

204 Тождественны ли понятия ""философия"" и ""мировоззрение""?

Ответ: Эти понятия частично совпадают (перекрывают друг друга), поскольку миро-воззрение наряду с философским знанием включает в себя выводы естественных и других наук.

205 ""Только та теория может быть признана научной, которая в принципе опровержима, т.е. которая способна доказать свою ложность"". Формулировка какого принципа представлена в данном суждении:

Ответ: принцип фальсификации

206 Традиции какого философского направления продолжает в ХХ веке неопозитивизм:

Ответ: пантеизма

207 У Платона бытие - это идеи, а небытие - ......

Ответ: материя

208 Укажите в нижеприведенного перечне исторических условий те, которые послужили предпосылками возникновения философии Возрождения:

Ответ: кризис феодализма

развитие ремесел и торговли

усиление городов

централизация европейских государств, усиление светской власти

кризис Церкви и схоластической философии

повышение уровня образованности населения

209 Укажите в нижеприведенном перечне те характеристики (3 пункта), которые применимы к философской системе Ф.Шеллинга:

Ответ: объективно-идеалистическая

диалектическая

рационалистическая

210 Укажите в нижеприведенном перечне те характеристики, которые применимы к философии Л.Фейербаха:

Ответ: материалистическая

метафизическая

рационалистическая

211 Укажите в нижеприведенном списке античных философов представителей атомизма:

Ответ: Демокрит

Ответ: жэнь

213 Укажите формы чувственного познания:

Ответ: ощущение

восприятие

представление

214 Укажите, в каких произведениях изложены начала индийской философии:

Ответ: Веды

Упанишады

215 Установите последовательность 4-х ""благородных истин"" в буддизме:

Ответ: существование человека неразрывно связано со страданиями

существует причина страдания

существует освобождение от страданий

существует путь, ведущий к освобождению от страдания

216 Учение какого русского мыслителя описывается следующими характеристиками: антропологический материализм; общинный социализм; революционное преобразование общества на основе борьбы крестьянских масс; этика разумного эгоизма?

Ответ: Н.Г.Чернышевский

217 Учение какого средневекового мыслителя в 1878г. Решением Папы Римского было объявлено официальной философией католицизма:

Ответ: Ф.Аквинского

218 Учение о пяти стихиях разрабатывал:

Ответ: Цзоу - Ян

219 Ф.Бэкон выделил четыре вида идолов познания, создающих у человека ложные представления. К какому виду идолов по Бэкону относится слепая вера в авторитеты:

Ответ: театра

220 Ф.Энгельс в работе ""Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии"", сформулировав основной вопрос философии, выделил в нем две стороны. Первая - это вопрос об отношении мышления к бытию (что первично?), а вто-рая - … (выберите ответ)

Ответ: вопрос о познаваемости мира

221 Ф.Энгельс утверждал, что ""двумя великими открытиями мы обязаны Марксу"". Первое - это ""открытие тайны прибавочной стоимости"". А что было вторым философским открытием К.Маркса:

Ответ: открытие материалистического понимания истории

222 Философию И.Г.Фихте можно охарактеризовать как: (Укажите верные характеристики философии И.Г.Фихте (3 пункта))

Ответ: субъективно-идеалистическую

диалектическую

рационалистическую

223 Философия - это ничейная земля между наукой, религией и здравым смыслом:

Ответ: Философия - это ничейная земля между наукой, религией и здравым смыслом

Философия - это болезнь, от которой нужно лечить

Философия - это борьба с околдовыванием нашего интеллекта средствами языка

224 ""Философия бывает талантливой или бездарной, умной или глупой, но она не бывает правильной или неправильной. Верно ли это?

Ответ: Да, поскольку к философскому знанию, имеющему ценностный характер, неприложим в полном объеме критерий ""истинно - ложно"".

225 Философия конфуцианства возникла в..... веке до н.э.

226 ""Философия началась с....., он был первым."" (Цицерон) Вставьте в суждение Цицерона имя родоначальника философии и науки.

Ответ: Фалес

227 Философское учение ""Бхагавадгиты"" относится к..... философии

Ответ: индийской

228 Христианская средневековая философия является органическим продолжением античной. Какие из направлений античной философской мысли можно назвать идейными источниками христианской философии? Выберите три таких источника из следующих философских школ:

Ответ: платонизм и неоплатонизм

стоицизм

аристотелизм

229 Цельное, универсальное знание в концепции В.С.Соловьева выступает как синтез науки, философии и религии. Какой элемент этого триединства В.С.Соловьев считал основополагающим, объединяющим остальные:

Ответ: религиозную веру

230 Чем марксистское материалистическое понимание истории отличается от идеалистического:

Ответ: тем, что конечные причины всех исторических событий предлагает искать в материальной жизни общества, большую часть которой составляет сфера материального производства

231 Что именно предлагал Л.Фейербах, раскрывая земные корни религии и ее иллюзорную сущность:

Ответ: упразднить традиционную религию и заменить ее религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека

Ответ: не просто сознание человека, но творящая сила, ""вместилище"" окружающего мира, некая высшая субстанция, синтез ""Я"" и ""не-Я""

233 Что означает кантовское понятие ""априори""?

Ответ: внеопытное знание

Ответ: превращение результатов деятельности человека в нечто независимое от него и даже господствующее над ним

235 Что означает понятие ""агностицизм""?

Ответ: Признание принципиальной непознаваемости окружающего мира.

236 Что означает понятие ""соборность"":

Ответ: свободное духовное единство людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей

237 Что означает понятие ""сциентизм""?

Ответ: Объявление науки высшей культурной ценностью, с которой должны соизмерять свое содержание все остальные формы духовной жизни.

238 Что означает принцип конкретности истины?

Ответ: Связь истины с условиями существования того явления, знание о котором мы считаем истинным.

239 Что составляет первооснову мира в концепции А.Шопенгауэра:

Ответ: мировая воля

240 Что считается в марксистской философии критерием общественного прогресса?

Ответ: Уровень развития производительных сил.

241 Что такое ""герменевтика"":

Ответ: наука и искусство понимания

242 Что такое гносеология:

Ответ: учение о познании

243 Что такое ""онтологический нигилизм"" (термин М.Хайдеггера)?

Ответ: отрицание особой, трансцендентной реальности, составляющей основу и предел доступного человеку мира, скрытой от непосредственного восприятия

244 Что такое ""онтология""?

Ответ: учение о бытии

245 Что такое пантеизм:

Ответ: учение, отождествляющее Бога и природу

246 Что такое ""синергетика""?

Ответ: теория самоорганизации открытых неравновесных систем

247 Что такое ""системное свойство""?

Ответ: Свойство, появляющееся в результате объединения элементов в систему, но не присущее им по отдельности.

248 Что такое философский реализм?

Ответ: Философское направление, утверждающее самостоятельное существование общего в вещах.

249 Элементарные частицы и атомы относятся к разным структурным уровням организации материи, потому, что:

Ответ: у атомов и элементарных частиц разные внутренние структуры и законы взаимодействия

Сообщите об этом нам.

Существуют разные теории общественного эволюционизма. В неоэволюционизме интерес прежде всего смещается от человечества к отдельным народам, странам, цивилизациям. Главное внимание уделяют причинным механизмам и стадиям эволюционного развития данных систем. Неоэволюционизм широко использует достижения биологических наук.

Среди главных причин социальной эволюции по-прежнему выделяется технико-экономическая система, а политическая и духовная рассматриваются в качестве вторичных и зависимых от нее. Правда, в отличие от марксистских концепций, эти две системы не считаются базисными и надстроечными. В качестве главного критерия деления на стадии истории человечества используется технология. Выделяют следующие стадии развития человечества: охота и собирательство (VII тысячелетие до н. э.); выведение плодовых культур (с VII до III тысячелетия до н. э.); развитие сельского хозяйства (с III тысячелетия до н. э. до 1800 г. н. э.); развитие промышленности (с 1800 г. н. э.).

Неоэволюционисты дают свой ответ на вопросы, поставленные , о механизмах социальной эволюции и многочисленных случаях отступления от них в форме разного рода объединений. Во-первых, если классическая теория социальной эволюции рассматривала общество как растущий организм, в котором заложена дифференциация на специализированные органы и функции, то социальный неоэволюционизм использует дарвиновскую идею образования новых видов путем изменении и естественного отбора. Во-вторых, «классики» рассматривали общество как изолированное, а неоэволюционисты — как часть системы обществ, в результате конкуренции с которыми оно и развивается.

Напомним, что биологическая эволюция по Дарвину подчиняется следующим принципам:

  • случайных мутаций;
  • отбора (борьбы за существование);
  • выживаемости наиболее приспособленных, в результате чего воспроизводятся способности выдержавших отбор индивидов.

Как применить эти принципы к социальной эволюции и ответить на вопрос о причинах разнообразия многочисленных обществ-народов? Ряд исследователей выдвигают в качестве основного фактора такого разнообразия стечение случайных обстоятельств — причин, условий, поводов. Другие выделяют целенаправленное проектирование изменений правящей элитой на основе неудовлетворенности прежними тинами обществ. Вероятнее всего, и то, и другое объяснение социальных изменений правильны.

Том Берне и Томас Дитц, развивая эти два подхода, конкретизировали их в виде ряда обстоятельств, ведущих к изменению субъективной составляющей социальной деятельности (идеалов, норм, традиций):

  • передача опыта-знаний в словесной форме ведет к неопределенности формулировок и разному смыслу сказанного;
  • применение общих принципов к конкретной ситуации требует их интерпретации, ведущей к искажению их первоначального смысла;
  • эксперименты человека с прежними правилами и поиск новых;
  • знакомство с новыми правилами (других народов).

Что образует механизм отбора тех или иных идеалов, норм, традиций социального поведения? По мнению тех же авторов, — и стремление выжить, и конкуренция, и стремление к большему комфорту.

Последней универсальной теорией социальной эволюции в XX столетии стала теория модернизации. Маркс сформулировал одно из ее допущений в предисловии к английскому изданию «Капитала»: «Страна, которая промышленно развита более других, показывает менее развитым образ их собственного будущего». Опираясь на Маркса, Вебера, Дюркгейма, теория модернизации утверждает, что вслед за промышленным развитием возникают единообразные демосоциальные, политические и духовные системы общества. Изучая Англию, США и другие индустриально развитые страны, можно открыть обшую закономерность, по которой будут развиваться все остальные.

Теория модернизации не связывается с теорией модернизации общественных формаций (вследствие неразработанности последней), но претендует на универсальность, применимость ко всем странам мира. Согласно ей, все страны мира проходят через одни и те же этапы и типы обществ. Они образуют эволюционный прогресс человечества, ведущий к индустриальному типу общества и соответствующему уровню благосостояния, экономики, политики, духовности. Человечество рассматривают не как систему , а как систему обществ.

Другое ограничение теории модернизации состоит в понимании эволюционного развития как преимущественно прогрессивного. Ее адепты не замечали негативных последствий модернизации. Социальные возмущения 1968 года во Франции, которые в СССР ассоциировались с национально-освободительным движением в странах «третьего мира» и «бархатной революцией» в Чехословакии, подавленной советскими танками, были также протестом против теории и практики модернизации и в ее капиталистической форме, и в советском варианте.

К XXI веку стало очевидно, что противоречие между странами Севера (развитыми) и странами Юга (развивающимися) по уровню развития и качеству жизни населения ведет человечество к катастрофе. Модернизация стран Юга идет медленно, носит частичный характер, сопровождается деградацией прежних типов обществ и медленным созданием современных. Разрыв между Севером и Югом не уменьшается, а увеличивается. Противники теории модернизации обвиняют ее в этноцентризме, западничестве и прочих грехах, т. е. в том, что она возводит уникальный опыт стран Севера в универсальную истину. Такая критика поставила под вопрос само понятие модернизации, допуская возможность стабильного существования других (некапиталистических) типов общественного строя.

Циклические теории

Циклически-волновой подход к пониманию человеческой истории в основных чертах разработал в XVIII столетии Джам- баттиста Вико. Эволюционисты и марксисты отвергли такой подход как противоречащий экономико-формационной идее общественного прогресса. Он был восстановлен в своих правах в «циклах истории» А. Тойнби и получил дальнейшее развитие в трудах многих ученых, в частности, в теории больших циклов мировой конъюнктуры Н. Д. Кондратьева.

Циклический подход к развитию обществ опирается на повторяемость событий: экономических, политических, формационных, цивилизационных. Она похожа на повторяемость природных событий: дня и ночи, времен года, затмений солнца и т. д. Природная цикличность давно определяла жизнь людей, народов. Именно она стала методологической и эмпирической основой возникновения циклически-волнового понимания развития обществ и человечества.

Если речь идет о цикличности в общественном развитии, то имеется в виду повторяемость не буквальная, а сущностная, т. е. воспроизводятся существенные в каком-то отношении черты обществ. Такой подход не отвергает отношение к событиям как к уникальным, но акцентирует внимание на циклическом. Циклический подход к развитию обществ характеризуется следующими чертами: 1) выделением общего, повторяющегося, существенного в развитии; 2) обнаружение циклической связи между историческими событиями на основе некоторого критерия.

Тойнби пришел к выводу, что повторяемость событий в истории обществ определяется не только воздействием известных и неизвестных природных циклов, но прежде всего собственными ритмами. Однако эти ритмы могут быть тесно связаны с природными, накладываясь на них. Тойнби писал: «...напрашивается вывод, что история человечества действительно временами повторяется, в значительной мере даже в сферах человеческой деятельности, где желание и воля человека были ближе всего к овладению ситуацией и менее всего зависели от влияния природных циклов».

Существует множество повторяемых событий в развитии обществ. Выделяют, например, такие циклы (волны) реформ и контрреформ в России (циклы модернизации): реформы Александра I и контрреформы Николая I; реформы Александра II и контрреформы Ааександра III; реформы Витте — Столыпина и контрреформы советской власти; реформы Хрущева — Косыгина и контрреформы Брежнева — Суслова; реформы Горбачева и Ельцина — контрреформы Путина. Эту повторяемость исследовал А. Ахиезер и другие ученые.

Франк Клинберг ввел в качестве критерия выделения циклов американской политики такой показатель, как «историческая перемена настроений» между «экстраверсией» (готовностью использовать прямое дипломатическое, военное или экономическое давление на другие страны ради американских интересов) и «интроверсией» (концентрацией народа на внутренних проблемах страны). Интровертным настроением он определил 1776-1798, 1824-1844, 1871-1891, 1918-1940 годы, а экстравертным — 1798-1824, 1844-1871, 1891-1918, 1940 и последующие годы.

Выше я предложил пульсирующую теорию развития обществ — циклами между азиатским (политическим) и европейским (рыночным) типами общественного строя, через смешанный (конвергентный) тип. Я считаю, что развитие разных общественных формаций шло с разных сторон (плановой, рыночной, теократической) к смешанному, гибридному, конвергентному типу обществ, чтобы в конкретно-исторических условиях вновь расщепляться на составляющие их противоположности, а затем опять конвергировать.

Различные типы циклического развития (по разным основаниям) синхронизированы. «В самом общем виде синхронизацию можно определить как согласование и упорядочение во времени различных событий, процессов и явлений, — пишет В. И. Пан- тин. — Наличие повторяющейся синхронизации процессов в двух по видимости различных системах указывает на то, что они в действительности функционируют в рамках единой, более обширной системы». Я пытался показать определенную синхронизацию между развитием общественных систем, формаций и цивилизаций — в самой общей форме.

Но развитию общественных подсистем, формаций и цивилизаций присуща также несинхронность (рассогласование). Она отчетливо видна в развитии российского общества, где разные общественные системы, формации и субцивилизации созревают не синхронно, соперничают одна с другой. В этой связи следует обратить внимание на важное обстоятельство из жизни биосоциальных организмов — людей: мы созреваем для каких-то потребностей и соответствующей деятельности в определенной последовательности. Когда человек созрел для ходьбы, ему нужно дать возможность сделать первый шаг. Иначе он, как выросший среди животных ребенок, не научиться ходить на двух ногах, а будет передвигаться на четвереньках. И как трагично, когда новая потребность и соответствующее ей умение созрели, а время упущено, мир не востребовал их. И тогда происходит торможение, блокировка, деградация этих потребностей и умений. В такой же последовательности созревают общественные системы, формации, цивилизации: если они оказываются не востребованными правящими элитами, господствующими классами, то деградируют, возможно, навсегда.

Может быть, и в развитии народов (например, российского) тоже возникают такие ситуации: потребность и умение к свободе и нормальной жизни созрели, а правящая элита и государственная власть не идут им навстречу. Русское крестьянство созрело для свободы в петровское время, но его не раскрепостили. Блокировка свободы породила желание и волю, с одной стороны, к безответственному действию, отрицающему интересы прочих слоев, а с другой стороны — к действию ожесточенному, агрессивному, злобному и слепому. Такая воля и проявилась, когда буржуазно-демократическая революция в феврале 1917 г. дала свободу, вылившуюся в озлобленную анархию. Этим воспользовались большевики, которые дали населению выплеснуться в гражданской войне, а затем сковали его индустриально-крепостническими (советскими) формацией и цивилизацией.

Миро-системные теории

В 70-е годы XX века оформился миро-системный анализ. Это своеобразная «социология человечества», наряду с социологией групп, мегаполисов, политических систем и т. д. Концепция миросистемного анализа возникла тогда, когда в результате процессов глобализации произошло в какой-то мерс политическое, экономическое и информационное объединение мира под эгидой капитализма и социализма, каждый из которых претендовал на свою истину, ценность, будущее устройство человечества.

Миро-системный социологический анализ включает в себя, но мнению И. Валлерстайна, следующие элементы. Во-первых, глобальность, подход к человечеству как к миросистеме, а не совокупности отдельных обществ. Развитие каждого общества считается результатом процессов как внутри его, так и вне. Во-вторых, исторический подход, рассматривающий человечество как результат взаимодействия всех основных технологических типов обществ. (Идут споры вокруг выделения таких исторических этапов и их критериев.) В-третьих, отказ рассматривать системы общества в качестве автономных: они образуют метасистемы, где взаимодействуют разные типы обществ. В-четвертых, холистический подход: понимание стран, регионов, городов, деревень как целостных образований с качествами, не сводимыми к качествам формирующих их общественных систем. В-пятых — циклически-волновой подход.

В свете миросистемной парадигмы исследования мы решаем следующие задачи. Во-первых, мы выявили разные типы общественных формаций и цивилизаций. Во-вторых, обнаружили у них свою историю, которая не сводится только к истории Запада. В-третьих, далее мы рассмотрели процессы модернизации, конвергенции, гибридизации разных типов обществ, формаций, цивилизаций, которые опосредуют их взаимодействие. В-четвертых, далее мы увидим, что развитие нынешнего человечества как системы обществ не носит линейного характера, полно неопределенности и опасностей.

Миро-системные теории общества (теории Универсальной Истории) рассматривают человечество как становящийся суперорганизм, в котором действуют механизмы, тенденции и законы, общие для всех стран. Но это совсем не гак, если брать цивилизационную сторону. «Использование марксовой концепции «Истории» для оправдания террора в Советском Союзе, Китае и других коммунистических странах придало этому слову весьма зловещую коннотацию в глаза многих. Идея, что история имеет направление, смысл, что она движется поступательно или хотя бы что она всеобъемлюща, очень чужда многим направлениям мысли нашего времени», — пишет Ф. Фукуяма. В этой связи его же утверждение, что история Запада в виде либерально-демократического общества достигла своего конца, выглядит сомнительным, если брать не формационный, а цивилизационный аспект анализа.

Для понимания неопределенности развития человечества нужно уточнить понятие «современность». Сторонники прогрессивности западного, христианского общества (цивилизации и цивилизаторского подхода) но сравнению с другими незападными, нехристианскими обществами по умолчанию считают себя победителями и «современными», а остальных — проигравшими историческое соревнование и «несовременными». Понимание современного как западного пока узурпировано победившим меньшинством, но преобладающую часть человечества составляют традиционные, коллективистские общества, принципом мировоззрения, ментальности, мотивации которых является не потребительская раскрепощенность и атеизм, а аскетизм и вера в Бога. Нынешний мир — совокупность аграрных (традиционных) и постиндустриальных, информационных обществ, которые одинаково являются современными, существуют «здесь и теперь». В этой связи проблема поиска истины и стремление к справедливому обществу остаются по-прежнему актуальными.

Циклическое понимание развития обществ при миро-системном подходе включает в себя синхронизацию социальных и природных циклов. В частности, А.Л.Чижевский показал зависимость общественных событий от космических процессов. Он исходил из того, что солнечный импульс воздействует на нервно-психические процессы человека, вызывая возбуждение и отклонения от нормального поведения в массах людей. «...Вопрос этот, — писал он, — не стоит в противоречии с тем энергетическим пониманием мирового процесса, частью которого является процесс всемирно-исторический или социальный». Например, в 1917 г. произошло около семи мощных выбросов энергии Солнцем. Можно синхронизировать космические, биологические, психические, социальные процессы и события, как это сделал А. В. Чижевский в своих работах, и тогда миро-системный анализ развития человечества станет в полном смысле слова космо-миросоциальным.

В течение полуторавекового развития диалектический материализм создал хорошо разработанную теорию развития, основными разделами которой выступают общая концепция диалектики и ее структуры, основные принципы диалектики (всеобщей связи и развития), основные законы развития (перехода количества в качество и качества в количество, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания), группа категорий (общее, особенное и единичное, необходимость и случайность, сущность и явление и др.). Разработке этой теории посвящена огромная философская литература, включающая многие тысячи монографий л статей. Хорошее изложение содержания этой теории в ее разнообразных вариантах можно найти в многочисленных учебниках по философии, изданных в 80-е гг., многотомных монографиях по материалистической диалектике (40).

Вместе с тем по мере развития вширь детальных исследований по традиционной диалектике с 60-х гг. возникает ощущение, что эти исследования связаны с уже в основном выработанным пластом философской проблематики. Это впечатление настойчиво появлялось в ходе дискуссий о материи, развитии, противоречий, между “онтологами” и “гносеологами” и др. Исследования в советской философской науке 70-80-х гг., как мы неоднократно писали, во многом теряют свой фундаментальный характер и все более концентрируются вокруг деталей или частностей философской проблематики. Философская мысль этого времени все более развивается вширь, а не вглубь. Это породило сильную “подземную” тенденцию выхода за пределы диалектико-материалистической концепции, хотя последняя при этом толковалась


упрощено. Нередко такой выход подавался как “истинно марксистский”.

Примечательно, что такого рода выходы за пределы диалектико-материалистического способа мышления осуществлялись преимущественно в сторону давно пройденного, простого и по-своему притягательного типа интеллекта - кантианского - и, на этой основе - к Феноменологии и неопозитивизму, замешанным на препарированном кантианстве, из которого выбрасывались остатки материализма.

Характерно также, что среди этих романтических увлечений не было тяги к гегельянству, требовавшему несомненно больших интеллектуальных усилий, чем кантианство. Эта подростковая философская тенденция (сочетавшаяся с подростковой политической и реформаторской) представляла собой запоздалую корь интеллекта. Научный тип интеллекта, основанный на современном материализме и диалектике, нередко “прививался” на базе простого здравого смысла, не опосредованного высокой философской культурой, в частности культурой критического (Кант) и объективно-идеалистического (Гегель) типов интеллекта. Интеллектуальная корь, пока еще задержавшаяся, может быть полностью преодолена на основе глубокого осмысления, интеллектуального освоения и преодоления Гегелева типа интеллекта, освоения современного типа интеллекта, связанного с современным материализмом и диалектикой.


Наряду с отмеченной тенденцией в отечественной философии развивается и другое направление мысли. Далее мы изложим авторскую трактовку этого направления философских исследований.

Разрабатывавшаяся в течение полутора сотен лет теория диалектики, диалектического материализма в целом может быть определена как абстрактно-всеобщая теория развития, диалектического материализма. Традиционная теория диалектики основана на предельно общих абстракциях материи вообще, развития вообще, законов развития вообще. Создание предельно общих абстракций является важнейшей целью каждой науки. Так, большим достижением физики было открытие закона сохранения энергии, который абсолютно применим ко всем без исключения физическим процессам. Поэтому основополагающей тенденцией всякого научного интеллекта является создание таких абстракций, которые охватывали бы всю изучаемую область явлений, а не ее часть. Очищение абстракций от частностей, затуманивающих и вуалирующих общее, - важнейшая цель научного интеллекта. Так, биология коренным образом заинтересована в формировании предельно общего и универсального понятия жизни, или жизненности, которое не включало бы частных признаков, относящихся только к некоторой части


живых существ.

Однако эта кажущаяся бесспорной тенденция научного интеллекта с некоторого момента приводит к неожиданному результату - омертвлению интеллекта. Абстрактно-всеобщие понятия становятся неподвижными и безжизненными.

Всеобщий признак живой материи можно определить как жизненность. Рассматривая это свойство в предельно общем виде, мы получаем понятие жизненности как свойства, одинаково присущего всем живым организмам - от амебы до человека, лишенного каких-либо черт особенного, конкретных биологических видов и особей. Абстрактно-всеобщее свойство жизненности становится некой пассивной, инертной и неподвижной общностью живого, из которой никоим образом не следует развитие от простейших форм жизни до человека. Эта особенность основных понятий биологии является, на наш взгляд, причиной кризиса современной теоретической биологии, оказавшейся неспособной объяснить поступательное развитие живой материи. “Прогресс - у Дарвина чисто случайный” (К. Маркс).

Одна из крупнейших заслуг Гегеля перед человеческим интеллектом состоит в том, что немецкий философ понял коренной порок абстрактно-всеобщих понятий, которые, по его мысли, должны быть сняты конкретно-всеобщими понятиями. Последние, с точки зрения Гегеля, должны включать в себя, наряду с абстрактно-всеобщим, также особенное. Гегель определил, в рамках введенной им системы понятий и языка, характер включения особенного во всеобщее: всеобщее включает особенное не в его развитой и полной форме, а “в себе”, в неразвитом виде.

Понятие конкретно-всеобщего получило дальнейшее развитие в научной философии. Маркс, Энгельс и Ленин высоко оценили Гегелеву идею конкретно-всеобщего, отметив в то же время ее крупный порок: у Гегеля всеобщее порождает из себя все богатство особенного и единичного (“тайна спекулятивной конструкции”), что неверно. Однако в разработке теории диалектики понятие конкретно-всеобщего получило свою реализацию и развитие далеко не сразу.

Традиционное в советской философской литературе изложение теории развития, диалектического материализма в целом имеет абстрактно-всеобщий характер: оно основано на понятиях материи вообще, развития вообще законов развития вообще и т.д. Это изложение теории развития, диалектического материализма представляет собой, по нашему мнению, лишь первый, относительно простой “школьный” уровень теории научной философии, в принципе исчерпанный уже в 60-х гг. нашего века.


В состав законов диалектики как науки входят только абстрактно-всеобщие понятия качества вообще, количества вообще, противоречия вообще и т.д. Согласно этим законам развитие везде и всюду происходит одинаково - от количественных изменений к качественным, путем отрицания отрицания и т.д. Вместе с тем в составе законов нет ни одного реального особенного - жизни, человека, общества. Таким обрезом, объяснение “развития вообще” не дает ничего для объяснения возникновения наиболее крупных форм материи или событий - жизни, человека и т.д. Традиционные законы диалектики безразличны, равнодушны к реальным ступеням развития материального мира. Они в одинаковой мере применимы и к объяснению возникновения жизни или человека, и к возникновения амебы или дождевого червя, ибо везде действуют одни и те же законы развития. Равнодушный характер законов развития резко контрастирует с основным вопросом философии, суть которого в отношении особого особенного - человеческого сознания - к материи как единству всеобщего, особенного и единичного. Традиционная диалектика, таким образом, не связана органически с основным вопросом философии. Вопреки распространенному мнению, в советской философской науке 50-60-х гг. единство материализма и диалектики еще не имело проработанного вглубь характера. Ленин в свое время хорошо понимал, что соединение научного материализма и диалектики -исключительно сложная задача, которую еще предстоит глубоко решать. В конспектах "Лекций по истории философии" Гегеля Ленин писал поэтому о необходимости соединить всеобщий принцип развития с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи и т.д. (41).

Абстрактно-всеобщий вариант диалектического материализма все более обнаруживал свою недостаточную связь с конкретными науками -физикой, химией, биологией, социальными науками. По сути дела, объяснение физической, химической, биологической и социальной реальности оставалось всецело делом частных наук, в то время как философской теории оставалось каждый раз констатировать, что возникновение химического, биологического и социального происходило по законам диалектики. Все более выявлялся своеобразный параллелизм двух рядов мысли - конкретно-научной и философской, в котором абстрактная философская теория мало что давала для объяснения основных ступеней развития материи. Следствием такого параллелизма явились большие теоретические трудности, нередко - кризисы, в области физической, химической, биологической, социальной теории, с одной стороны, состояние застоя философской мысли - с другой.


Поскольку реальное развитие состоит именно в последовательности особенных - физического, химического, биологического и социального, а философская теория практически ничего не давала для объяснения именно особенного, с определенного момента теоретического мышления возникала ситуация, когда законы диалектики оказывались не законами развития, а законами повторения одних и тех же абстрактно-диалектических моментов - количества, качества, меры, противоречий и т.д. Абстрактно-всеобщая диалектика, не включавшая в себя особенного, становилась мертвой наукой, констатирующей лишь формальный факт, что развитие везде есть повторение одних и тех же неизменных форм -качества, количества, противоречий и т.д.

Гегель обнаружил огромную проницательность, уловив в абстрактно-всеобщих понятиях дух неподвижности и неизменности.

В советской философской науке первые серьезные выходы за рамки абстрактно-всеобщих понятий были намечены Э.В. Ильенковым и А.А. Зиновьевым. Однако они не пошли достаточно далеко, к созданию развернутой конкретно-всеобщей теории диалектики.

Далее мы изложим концепцию конкретно-всеобщей теории развития, диалектического материализма в целом в том наиболее явном и развернутом виде, в каком она разработана группой исследователей, работающих на кафедре философии Пермского университета, в которую имеет честь входить автор настоящих строк.

Конкретно-всеобщая теория научной философии, как современного этапа или формы диалектического материализма, изложена в трех десятках монографий и учебных пособий, трех сериях межвузовских сборников статей: “Философия пограничных проблем науки” (1967-1975), “Фундаментальные проблемы философии” (1977-1990), “Новые идеи в философии” (с 1992 г.).

В основу исследований положено понятие конкретно-всеобщего, которое в отличие от абстрактно-всеобщего, “не замутненного” особенным, включает в себя как абстрактно-всеобщее (в определенном смысле ослабленное), так и особенное. При этом включение особенного во всеобщее определяется рядом понятий, которые в философии Гегеля были только намечены. Конкретно-всеобщее включает в себя особенное в зачатке, в тенденции, в зародыше. Так, жизненность, как всеобщее свойство живого, следует трактовать не как абсолютно равное себе и неподвижное свойство, а как имеющее внутри себя определенную степень, тенденцию, концентрацию. Многообразие форм живого характеризуется не некой абстрактной жизненностью, а жизненностью в определенной степени или концентрации. По сути дела, это было отмечено крупными


отечественными биологами. Развитие живого, считал известный советский биолог Н. Бауэр, есть повышение интенсивности всех свойств живого. Продолжая эту мысль, М.М. Камшилов отметил, что в процессе эволюции живое становится все более живым. Биологи-теоретики, таким образом, фактически обнаружили феномен конкретно-всеобщего, который в явной теоретической форме объясняется лишь научной философией.

ТЕОРИИ1) Эволюционная теорияЭволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, бихевиорных, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее. Тем не менее, ниже я более полно рассмотрю именно эту теорию, несмотря на то, что гораздо приятнее осознавать, что ты произошел от Бога, в крайнем случае, от "залетного гуманоида", чем то, что твоим предком было нечто, что и сейчас раскачивается на лианах, жует бананы и корчит рожи.… Но вернемся к теориям…2) Теория творения (креационизм)Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории. Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.3) Теория внешнего вмешательстваСогласно этой теории появление людей на Земле, так или иначе, связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.Более сложные варианты ТВВ предполагают:а) скрещивание иномирян с предками людей;б) порождение человека разумного методами генной инженерии;в) создание первых людей гомункулярным способом;г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.4) Теория пространственных аномалийПоследователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя-Энергия-Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции. При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.Итак, вернемся к первой теории, по которой антропогенез - процесс выделения человека из мира животных - прошел, по мнению большинства исследователей, четыре основные стадии.

Грегори Матлофф, астрофизик из университета Нью-Йорка, опубликовал работу, в которой предполагает, что Вселенная являет собой гигантский организм, обладающий сознанием.

Работа Матлоффа является развитием идей панпсихизма . Этим термином обозначают комплекс теорий о всеобщей одушевленности природы. - пишет nv.ua

Ученые утверждали, что природу сознания невозможно объяснить на уровне классической механики. Для того, чтобы понять, как возникает сознание и что такое разум, необходимо привлечь такие понятия как квантовая запутанность и суперпозиция.

В частности, Пенроуз и Хамерофф выдвинули тезис о том, что сознание возникает в результате квантовых вибраций внутри микротрубочек – белковых внутриклеточных структур, входящих в состав цитоскелета (“каркаса” живых клеток).

Спустя десятилетия после появления работы Пенроуза и Хамероффа эту теорию по-своему развил Мэтью Фишер, американский физик из университета Санта-Барбары.

Пройдя успешный курс лечения депрессии в качестве пациента, Фишер заинтересовался механизмами работы антидепрессантов. Его увлекла идея возможности квантовых процессов в головном мозге.

Ему попались на глаза данные, полученные медиками из Корнеллского университета в ходе исследования 1986 года. Согласно этим данным, поведение лабораторных крыс, получавших изотопы лития-6 и лития-7 в корне отличались.

У этих изотопов идентичные химические свойства и мало отличающиеся атомные массы. Зато у атома лития-6 меньший спин. Теоретически это может означать, что он может дольше оставаться “запутанным”, чем литий-7.

Следовательно, предположил Фишер, данные эксперимента свидетельствуют о том, что квантовые явления оказывают влияние на когнитивные процессы.

Фишер посвятил долгие годы поискам доказательств этой теории. В 2015 году он опубликовал в авторитетном журнале Annals of Physics , в которой утверждает, что нашел хранилище квантовой информации в головном мозге.

Фишер считает, что эту роль выполняют атомы фосфора и ионы кальция, которые в связке образуют стабильные кубиты (так называются квантовые разряды – наименьшие элементы хранения информации в квантовых компьютерах). Ученый также утверждал, что обнаружил молекулу, которая умеет сохранять кубиты в стабильном состоянии длительное время. Таким образом, констатировал Фишер, головной мозг представляет собой квантовый компьютер.

Немецкий физик Бернард Хайш в 2006 году предложил теорию, которая связывает между собой теории о квантовой природе сознания с процессами вселенского масштаба.

Он предположил, что сознание проистекает из квантового вакуума тогда, когда возникает достаточно сложная система, через которую проходит энергия.

По мнению нейробиолога Крифа Коха, другого видного теоретика панпсихизма, существует некое информационное поле Вселенной, которое предполагает, что сознание просто не может быть уникальной особенностью только лишь биологических организмов.