Российские реформы государственной политики в сфере науки. Государственная политика в области образования. История политологии как учебной дисциплины

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу
(утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. N Пр-576)

Общие положения

1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (далее именуются - Основы) определяют важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность.

3. Реализация Основ направлена на обеспечение стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, к которым относятся: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны.

4. Основы формируются и реализуются с учетом обеспечения федеральных интересов и интересов субъектов Российской Федерации.

I. Цель и задачи государственной политики в области развития науки и технологий

5. Развитие науки и технологий служит решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации.

6. Базой развития науки и технологий являются:

1) научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность и подготовку научных работников, в том числе кадров высшей квалификации;

2) фундаментальная наука, имеющая признанные научные школы и достижения мирового уровня, а также развитая система высшего образования;

3) важнейшие прикладные исследования и разработки, промышленный потенциал, уникальные производственные и иные технологии, научно-технический задел:

4) высококвалифицированные кадры научных работников и специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная база;

5) опыт концентрации усилий на решении сложных научно-технических и технологических проблем национального масштаба;

6) богатые природные сырьевые ресурсы, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура.

7. Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов.

8. Для достижения цели государственной политики в области развития науки и технологий должны быть решены следующие основные задачи:

1) создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

2) совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

3) адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;

4) рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники:

5) совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

6) поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;

7) укрепление научно-исследовательского сектора Высшей школы;

8) активизация деятельности по передаче знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования;

9) ускоренная реализация научных и научно-технических достижений, способствующих предотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них;

10) разработка и модернизация вооружения, военной и специальной техники, содействие развитию оборонно-промышленного комплекса;

11) совершенствование технических средств, форм и способов борьбы с терроризмом, в том числе с международным.

II. Важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, пути их реализации

9. Важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и технологий являются:

Развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок

10. Фундаментальная наука является одной из стратегических составляющих развития общества. Результаты фундаментальных исследований, важнейших прикладных исследований и разработок служат основой экономического роста государства, его устойчивого развития, являются фактором, определяющим место России в современном мире.

11. Приоритетные направления развития фундаментальных исследований определяются научным сообществом исходя из национальных интересов России и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники.

12. Важнейшие прикладные исследования и разработки ведутся по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники; они должны быть нацелены на решение комплексных научно-технических и технологических проблем и ориентированы на конечный результат, способный стать инновационным продуктом.

13. Основными задачами развития фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований и разработок являются:

1) разработка мер первоочередной государственной поддержки фундаментальных исследований, способных обеспечить технологические прорывы и формирование последующих технологических укладов;

2) проведение прогнозных исследований по определению перспективных направлений научно-технического и технологического развития, оценке последствий принимаемых управленческих решений;

3) повышение роли социальных и гуманитарных исследований;

4) сохранение и поддержка научных и научно-технических школ, обеспечение преемственности научных знаний;

5) содействие развитию научных исследований и экспериментальных разработок военно-прикладной направленности для выявления и предотвращения военных угроз, создания качественно новых видов вооружения, военной и специальной техники, совершенствования форм и способов ведения вооруженной борьбы;

6) развитие исследовательской, конструкторской, опытно-экспериментальной базы научного приборостроения;

7) создание и ресурсное обеспечение уникальных научных установок, сети центров коллективного пользования уникальным научным и экспериментальным оборудованием, в том числе на основе лизинга;

8) совершенствование информационной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в области науки, образования и технологий, развитие унифицированной системы кодификации научных знаний и технологий, системы научно-технической и военно-технической информации.

Совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий

14. Государственная политика в области развития науки и технологий исходит из необходимости формирования и реализации:

1) важнейших инновационных проектов государственного значения, на исполнении которых концентрируются ресурсы и которые обеспечиваются государственной поддержкой (далее именуются - важнейшие инновационные проекты государственного значения);

2) приоритетных направлений развития науки, технологий и техники как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации;

3) перечней критических технологий федерального, регионального и отраслевого значения.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

31 декабря 2019 , Национальный проект «Наука» Установлен порядок предоставления грантов на обновление приборной базы научных организаций Постановление от 27 декабря 2019 года №1875. Принятое решение позволит обеспечить обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки в рамках федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» национального проекта «Наука».

31 декабря 2019 , Национальный проект «Наука» Установлен порядок предоставления грантов на проведение масштабных научных проектов мирового уровня Постановление от 30 декабря 2019 года №1941. Принятые решения будут способствовать реализации не менее пяти масштабных научных проектов мирового уровня, обеспечивающих решение ключевых исследовательских задач в мировой научной повестке, направленных на получение новых фундаментальных знаний, необходимых для долгосрочного развития страны.

31 декабря 2019 , Национальный проект «Наука» Установлен порядок предоставления грантов на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Постановление от 27 декабря 2019 года №1902. Принятые решения будут способствовать обеспечению присутствия России в числе пяти ведущих стран мира, которые проводят научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития.

26 декабря 2019 , Принято решение о создании инновационного научно-технологического центра «Долина Менделеева» Постановление от 24 декабря 2019 года №1805, распоряжение от 24 декабря 2019 года №3153-р. Центр создаётся в целях реализации приоритетов научно-технологического развития России, повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок.

24 декабря 2019 , Татьяна Голикова провела первое заседание Совета по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня Обсуждался перечень приоритетных направлений, по которым центры будут создаваться, а также порядок конкурсного отбора победителей на предоставление грантов и критерии оценки участников конкурса.

5 декабря 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Татьяна Голикова провела заседание оргкомитета по подготовке Международного конгресса математиков Конгресс пройдёт 6–14 июля 2022 года в Санкт-Петербурге.

4 декабря 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Присуждены премии Правительства России в области науки и техники за 2019 год Распоряжение от 29 ноября 2019 года №2846-р. Лауреатами премий в 2019 году стали 131 соискатель. Премии присуждены за работы в области медицины, энергетики, геологии, производственных технологий, материаловедения, машиностроения, транспорта, информационных технологий, экологии и сельского хозяйства.

21 ноября 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Татьяна Голикова и Андрей Фурсенко провели заседание президиума совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий В повестке – обсуждение результатов анализа программ создания и развития центров геномных исследований мирового уровня в части приобретения оборудования и создания информационных систем, а также требований к развитию приборной базы.

12 ноября 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Поездка Дмитрия Медведева в Новосибирскую область и совещание.

12 октября 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Присуждены премии Правительства России в области науки и техники для молодых учёных за 2019 год Распоряжение от 7 октября 2019 года №2323-р. Лауреатами премий в 2019 году стали 25 соискателей. Премии, в частности, присуждены за разработку и внедрение методов и систем интеллектуального управления роботами различного вида и назначения, комплексной системы обеспечения устойчивого жизненного цикла зданий и сооружений, форвакуумных плазменных электронных источников для обработки и модификации диэлектрических материалов.

13 сентября 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Татьяна Голикова и Андрей Фурсенко провели заседание Совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий Объём финансового обеспечения создания и поддержки центров геномных исследований на период 2019–2024 годов из федерального бюджета составит 11,2 млрд рублей.

9 сентября 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Дмитрий Медведев выступил на торжественной церемонии открытия съезда.

7 сентября 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Увеличен размер премий Правительства России в области науки и техники для молодых учёных Постановление от 31 августа 2019 года №1121. С 2020 года размер денежной части премий Правительства России в области науки и техники для молодых учёных увеличен с 500 тыс. рублей до 1 млн рублей.

29 августа 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Татьяна Голикова провела заседание Совета по государственной поддержке создания и развития математических центров мирового уровня На заседании определили победителей конкурсного отбора и утвердили их программы создания и развития.

28 августа 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Алексей Гордеев провёл совещание о создании нового зимовочного комплекса антарктической станции «Восток» Совещание прошло в преддверии 200-летнего юбилея со дня открытия Антарктиды русскими мореплавателями под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

23 августа 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Установлены показатели реализации Стратегии научно-технологического развития, динамика которых подлежит мониторингу Распоряжение от 15 августа 2019 года №1824-р. Определены 11 показателей, отражающих ход реализации Стратегии по направлениям: влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие России, в том числе обусловленное переходом к модели больших вызовов; состояние и результативность сферы науки, технологий и инноваций; качество государственного регулирования и сервисного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности.

1

Государственная научно-техническая политика

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Научно-техническая политика стала важным элементом внутренней и внешней политики государства. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входит большинство развитых капиталистических стран, в целях выработки научно-технической стратегии проводятся обследования практики организации НИОКР.

Целями научно-технической политики являются: государственная поддержка национальной науки; стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение; обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства.

Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста и конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от многих факторов: стадии экономического развития; социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.

Отдельные проявления государственного регулирования научно-технического развития наблюдались еще в XIX веке, когда правительства развитых стран законодательно защищали свою науку, помогали университетам в проведении научных исследований, заботились о росте научных кадров. В современных условиях, когда углубляется международное разделение труда, происходит интернационализация хозяйственной жизни и в то же время - усиление конкурентной борьбы между странами, проблема развития национального научно-технического потенциала выходит на первый план. И государственная поддержка в сфере НИОКР становится одним из решающих факторов его развития.

По мнению американских экспертов, без соответствующей государственной поддержки научной сферы в XXI веке экономическая безопасность страны может подвергнуться серьезным испытаниям в таких областях, как вычислительная техника особо высокой мощности, биотехнология и генная инженерия, новые виды вооружений.

В рамках интеграционных союзов начинает разрабатываться межгосударственная научно-техническая политика. Характерной является политика ЕС в области фундаментальных исследований, прикладных разработок, в частности технической стандартизации, технологий, информации и т.д.

Государственная научно-техническая политика может выступать как:

Активная, умеренная или пассивная;

Сдержанная, дающая простор рыночным процессам;

Протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;

С опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий;

Высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;

С выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ.

Реальная государственная научно-техническая политика сочетает указанные альтернативные формы в зависимости от складывающейся ситуации, фактического состояния экономики и активности научного сообщества .

Примером высокоэффективной научно-технической политики могут служить меры принятые правительством Японии для восстановления экономики после второй мировой войны.

Развитие науки и техники своими силами требовало колоссальных затрат и, главное, многих лет, что грозило серьезным экономическим отставанием. За 30 лет, с 1949 г. Япония приобрела, в общей сложности 34 тыс. лицензий и патентов у западных коллег, которые были творчески доработаны японцами и, что самое главное, быстро внедрены в производство.

В результате создание научно-технического потенциала обошлось Японии всего в 78 млрд. долларов, причем ученые уложились в кратчайшие сроки. Эффективность такой стратегии оценивается от 400% - в целом, до 1800% - в отдельных отраслях .

На сегодняшний день, наука Японии занимает передовые позиции в области новых технологий. Учтя опыт прошлого, страна использует большинство своих разработок для улучшения качества жизни людей и защиты окружающей среды. Создаются и совершенствуются новые, экологически чистые двигатели для автомобилей, роботы и эффективные медикаменты, облегчающие жизнь недееспособных граждан, экономятся и повторно используются энергоносители и ценные металлы.

Необходимость государственного регулирования науки связана с особенностями научного «производства» и его продукции. В их числе - непредсказуемость экономических результатов научных исследований, сложность получения прибыли даже от коммерчески эффективных проектов при существующих системах защиты авторских прав. Главное же рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку - так называемый «провал рынка». Главная задача государства в такой ситуации - разработка и реализация мер для компенсации «рыночного провала», уменьшения риска, связанного с проведением научных исследований и другими фактами инновационного процесса.

На практике реализуются три основные схемы преодоления отмеченной «слабости» рыночного механизма:

Прямое участие государства в производстве знаний путем организации крупных лабораторий, находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные результаты широкому кругу потенциальных пользователей. Обычно такие лаборатории заняты решением проблем обороны, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства. Разновидностью данной формы участия можно считать финансирование государством исследований в лабораториях или научных центрах частного сектора в случае выполнения ими государственного заказа (как правило, на производство систем вооружений или космической техники).

Предоставление безвозмездных субсидий на проведение фундаментальных научных исследований ученым, находящимся вне государственных лабораторий (в основном в университетах). Условием получения субсидий является полная отчетность о ходе исследований, открытая публикация полученных результатов, т.е. отказ от особых прав на полученное знание.

Предоставление налоговых льгот или субсидий частному бизнесу, вкладывающему средства в научные разработки.

В первых двух случаях объем, и структура расходов на науку являются непосредственным результатом государственной политики, в третьем - экономическая ответственность за развитие науки, их масштабы и приоритеты полностью лежит на компаниях частного сектора и государство прямо не претендует на эти результаты .

Использование средств госбюджета - главный финансовый инструмент научно-технической политики развитых стран. За счет госбюджета практически полностью финансируется фундаментальная наука в университетах, исследования оборонного характера и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок «большой науки» (ускорители, телескопы, космические станции и т.д.).

Доля затрат на науку в общей сумме бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна: 6-7% в США, 4-5% во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3-3,5% в Японии .

Основными получателями бюджетных средств могут быть не только государственные лаборатории или университеты, что характерно для Японии, Германии, Канады, но и компании частного сектора, как это имеет место в США.

Взаимодействие частного и государственного секторов, перелив средств из бюджета в корпорации обеспечены рядом организационных механизмов, в разработке и реализации которых участвуют законодательная и исполнительная ветви власти, аппараты министерств, агентств и специальных ведомств. Основной инструмент размещения госзаказа на научно-исследовательские работы, являющиеся обычно составной частью федеральных программ - контракты и проекты. Оба эти инструмента в США, например, являются частью федеральной контрактной системы.

Федеральная контрактная система выполняет функцию главного инструмента организации и управления государственным рынком товаров и услуг, регулируя хозяйственную деятельность более 22 тыс. различных органов государства или его представителей, выступающих заказчиками этих товаров и услуг. Именно через этот экономико-хозяйственный, предельно конкурентный механизм американское государство оказывает решающее воздействие на регулирование экономики, ускорение темпов НТП и обновление основных средств корпораций - государственных подрядчиков, на государственную поддержку НИОКР и подготовку кадров, формирование равномерной «географии» промышленного, военно-технического и научно-технического потенциала и проведения единой патентно-лицензионной политики государства.

Повышение эффективности использования бюджетных средств идет по разным направлениям. Одним из них, популярным во многих развитых странах, является перераспределение научного бюджета в пользу мелких инновационных компаний. Исторически сложившаяся концентрация бюджетных средств в ограниченном круге крупных корпораций рассматривается как фактор торможения НТП.

Налоговое стимулирование как вид государственной поддержки науки используется относительно недавно. Повышение удельного веса льгот, обеспечивающих благоприятный инновационный климат, является общей тенденцией. Главное преимущество налоговой поддержки состоит в том, что льготы предоставляются не авансом, а в качестве поощрения за реальную инновацию.

Главный принцип западной системы состоит в том, что налоговые льготы предоставляются не научным организациям, а предприятиям и инвесторам. Льготы плюс конкуренция обеспечивают высокий спрос на исследования и инновации. Регулярный пересмотр льгот позволяет государству целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях, влиять не только на структуру и численность научных и инновационных организаций, но главное - на структуру производства .

Важное значение для разработки и осуществления эффективной государственной научно-технической политики имеет теория цикличности экономического развития, включающая теорию цикличности технологических переворотов, разрабатываемую многими отечественными и зарубежными специалистами. В современной обстановке среди целостной совокупности факторов экономическая наука выделяет инновационные факторы (новая техника, новые материалы, новые технологии, новая организация производства и труда, новая мотивация). Их наиболее полное и эффективное использование позволяет хозяйственной системе достигать максимального совокупного результата.

Данные факторы проявляют наибольшие преобразующие возможности, когда они используются в хозяйственной системе любого уровня в определенном соотношении и их действие подкрепляется другими факторами (инвестиционный, интеллектуальный, предпринимательский и кадровый ресурсы, инновационный менеджмент, нормативно-правовая база и т.д.). Анализ различных состояний результатов научно-технической деятельности показывает, что все они могут быть подразделены по основным фазам научно-воспроизводственного цикла .

В последнее время в ведущих индустриально развитых странах активно формируется новая научно-техническая (или технологическая) политика, включающая согласованный комплекс действий со стороны государства, частного бизнеса и системы образования по совершенствованию механизма и ускорению темпов разработки и распространения критических технологий как основы экономической и национальной безопасности.

Наиболее характерными чертами этой политики являются:

Усиление государственного регулирования НИОКР в области критических технологий и создания в этой связи единых министерств, координирующих вопросы развития науки, промышленности и внешней торговли с целью более тесной увязки научно-технического и промышленного развития;

Разработка общих технологических принципов критических технологий как ключевого в современных условиях этапа инновационного процесса;

Стабильное или возрастающее государственное финансирование фундаментальных исследований как основы долгосрочного технологического и экономического развития. Приоритетное финансирование направлений, определяющих развитие критических технологий;

Переход к все более равномерному распределению научно-исследовательских учреждений по всей территории страны с целью содействия региональному экономическому развитию и широкому распространению критических технологий. Использование при этом таких организационных форм, как технополисы, научные парки и др.;

Ориентация системы военных НИОКР на разработку технологий «двойного применения». Замена военных стандартов на стандарты «двойного применения», используемые при создании как военной, так и гражданской продукции;

Совершенствование системы обучения с целью удовлетворения потребностей промышленности в квалифицированных инженерных и технических кадрах.

Важным направлением научно-технической политики является меры, направленные на стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) .

Таким образом, можно сделать вывод что научно-техническая политика является составной частью политики государства, необходимая для реализации проектов по регулированию и развитию научной деятельности государства. Существуют три основных механизма воздействия государства на науку: прямое участие в создании научных знаний, финансирование научной деятельности, налоговые льготы.

Анализ механизмов научно-технической политики стран Запада не позволяет сделать однозначных выводов о том, практика какой из них является наиболее эффективной. Каждое государство, используя набор инструментов, решает свои, нередко уникальные задачи, спектр которых очень широк - от укрепления оборонной мощи страны до повышения конкурентоспособности отдельных отраслей. Общим же является поиск рационального сочетания бюджетных субсидий и налоговых льгот.

Обобщая вышесказанное в первой главе можно определить сущность науки и научной деятельности в государстве. Наука важная составляющая развития общества и экономики государства, ее развитие напрямую влияет на развитие производства, способствуя экономическому росту в стране. Являясь производительной силой общества, наука формирует технологические уклады, которые составляют совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. Изменение технологических укладов происходит циклически, при изменении уровня развития технологий, этот фактор определяет цикличность экономики в долгосрочном аспекте.

Совокупность средств производства и использования новых знаний формирует национальный научный потенциал. Эффективность функционирования научного потенциала определяет качество научной деятельности в государстве. Само государство воздействует на науку в стране посредством научно-технической политики. Данная политика государства крайне важна для развития национальной экономики.

Государство имеет комплекс различных мер по регулированию научного потенциала, но основными являются бюджетная и налоговая политика в сфере науки.

В рамках системно-управленческого подхода в политологии объектом изучения политологии являются процессы и эффективность политического управления всеми видами технологий и процессов жизнедеятельности в государстве. В качестве логической основы системы политического управления рассматривается идеология. При системно-управленческом подходе в политологии формулируются Функции и роли идеологии, политической культуры, гражданского общества (как субъекта и объекта политического управления), разработана система коэффициентов для количественной оценки эффективности политического управления и оценки деятельности политических субъектов (политических партий).

История политологии как науки

Историю развития политологии можно условно разделить на 3 периода:

  1. Философский. Возникает в древнем мире. Продолжается до середины XIX в. Аристотель - основатель политической науки; Цицерон , известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон ; Николло Макиавелли - итальянский ученый, живший во Флоренции (XVI в.), который считается основателем современной политологии, первым выдвинул политологию как самостоятельную науку.
  2. Эмпирический. Середина XIX в. - 1945 г. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология . Возникает движение марксизм . Политология бурно развивается. В 20-30 годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки.
  3. Период рефлексии . 1945г. - продолжается до наших дней. В 1948г. под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения во все высшие учебные заведения

Научные труды:

  • Наиболее древние из дошедших трудов по политической мысли - «Политика» Аристотеля , «Государство» Платона , Цицерона
  • Средневековье: Аврелий Августин («О граде божьем»), Фома Аквинский
  • Возрождение: Макиавелли , «Государь », «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» - отказ от взгляда на политику как предмет божественного провидения, власть монархов рассматривается как целиком человеческое явление, поэтому книга Макиавелли до сих пор воспринимается многими как образец крайнего политического цинизма.
  • Новое время: Гоббс , «Левиафан»; труды социалистов-утопистов
  • XIX в.: социальные концепции Маркса , Вебера и Спенсера
  • ХХ в.: Поппер , «Открытое общество и его враги»; тоталитарная политология (политические труды Гитлера, Каддафи, «исторический материализм »); труды Римского клуба .

История политологии как учебной дисциплины

Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки. В году во Франции была открыта приватная школа политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата. Большую роль также сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО . Именно тогда был предложен термин «политология» и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.

Объект и предмет политологии

Объектом изучения политической науки является политика - политические процессы, происходящие в обществе

Предметом политологии являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как:

  • политические институты (институт парламентаризма, институт исполнительной власти, институт государственной службы, институт главы государства, институты судопроизводства)
  • политическая культура , политическое поведение
  • политическое сознание
  • общественная мысль
  • международные отношения

Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией , социологией , государственно-правовой наукой и т. д. Политология же изучает их, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин.

В представлении многих учёных предмет политологии представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия "вечных" истин и "неизменных" политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного - то, что один теоретик рассматривает как "прогресс", для другого оказывается регрессом.

Проблемы , которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока:

  1. философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;
  2. политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;
  3. политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.

(Гаджиев К.С. Политическая Наука. Ч. 1. - М.: Межд. Отн., 1994. - С. 7)

Методы и методологии политологических исследований

Задачи и функции

Задачи политологии - формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связана функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации . Метод политической науки (в рамках системно-управленческого подхода в политологии)- это система принципов и приемов, с помощью которых осуществляется снятие неопределенности, объективное познание политической системы управления в государстве, а так же политических, социальных, экономических и иных последствий императивного политического управления. Роль политологии (в рамках системно-управленческого подхода в политологии) - повышение социально-экономической эффективности деятельности, а также снижение политических рисков социально-экономических субъектов. Глущенко В.В. Политология:системно-управленческий подход. -М.: ИП Глущенко В.В., 2008.- 160 с.

Функции

  • Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.
  • Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.
  • Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.
  • Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.
  • Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.
  • Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.
  • Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

Ещё одна трактовка:

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

  • выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,
  • разрешение общественных конфликтов, их рационализация,
  • руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,
  • интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,
  • политическая социализация,
  • обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества.

Примечания

Библиография

  • Гаджиев К.С. Политическая Наука. Ч. 1. - М.: Межд. Отн., 1994.
  • Глущенко В.В. Политология: системно-управленческий подход.-М.: ИП Глущенко В.В., 2008.
  • Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.:Аспект пресс, 2001.

Ссылки

См. также

Ведущие политологические журналы

Ведущие политологические центры


Wikimedia Foundation . 2010 .

Организация эффективного государственного регулирования и поддержки образования и науки является непростой задачей. Можно выделить несколько основных этапов реформирования правовой идеологии, предшествовавшие нынешним представлениям о государственном регулировании и финансовом обеспечении в образовании и науке.
В период до 90 годов прошлого столетия государственное регулирование и финансирование в области науки имело в своей основе простую схему. Объем бюджетного финансирования в области науки рассчитывали, исходя из директивно устанавливаемого количества научных работников в стране и среднего планового норматива материально-технического оснащения штатного рабочего места в научной организации. Правовое регулирование деятельности в области образования и науки определялось целями и нуждами государства. Главную роль играла политическая воля, аранжированная инструкциями, методическими указаниями и рекомендациями. Подзаконные акты государственных органов исполнительной власти использовались чаще, чем нормы законов. Тексты законов во всех важнейших для практики случаях отсылали гражданина к актам министерств и ведомств. Особенностью правовой идеологии государственного управления, доминирующей в тот исторический период, являлось уравнивание минимальных доходов внутри каждого из слоев населения, выделенных по формальным признакам (по профессиональной принадлежности, стажу работы или иным факторам). Правовая система страны в целом и, в частности, конкретное содержание отдельных норм отражали тогдашнее экономическое и политическое устройство страны, когда единственным координатором, работодателем и социальным партнером для участников научно-исследовательского процесса было государство. Законодательство в области образования и науки постоянно прирастало требованиями, распространяющими на участников образовательной и научной деятельности разного рода доплаты, льготы и иные преференции, относящиеся к пенсионному, жилищному или другим отраслям права.
После известных социально-политических реформ начала 90-х годов XX века правила финансирования в области образования и науки в целом сохраняли прежнюю схему, но бюджетные назначения перестали исполняться. Для компенсации недостачи бюджетных ассигнований учреждениям образования и науки разрешили использовать средства, полученные в результате предпринимательской деятельности. Были введены налоговые льготы в области образования и науки, чтобы компенсировать недополучаемые бюджетные назначения. Проникновение либеральных тенденций в правовую идеологию российских законодателей имело своим результатом инкорпорацию ряда не свойственных прежде концепций и идей в тексты законов России. Все чаще стали появляться цитаты и обороты из зарубежной юридической практики, а также принципы и положения, по своей обоснованности и лексике напоминающие декларации. Правовые новшества не всегда были обеспечены экономическими, материально-техническими или кадровыми ресурсами. Поэтому неисполнение предписаний закона стали достаточно привычным явлением. В качестве средства борьбы с указанным явлением в дополнение к одним неисполняемым законам стали принимать другие, имевшие целью отследить исполнение предыдущих. Нормы бюджетного и налогового законодательства, административного, трудового и иных отраслей права стали занимать чуть ли не самостоятельное положение в текстах отраслевых законов в области образования и науки. Примером может служить появившийся в этот период закон О науке и государственной научно-технической политике. Указанная тенденция была даже некоторым образом узаконена вследствие принятия Федерального закона от 9 июля 1999 года 159-ФЗ О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации, где указано: Законодательные акты Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, принятые до введения в действие Кодекса, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу. Подобные заимствования из иных разделов правовой системы России способствовали возникновению коллизий и противоречий. Юридические несоответствия выправить не удавалось, так как даже федеральный бюджет не исполнялся, что позволяло в любой момент признать не действующим любой договор вследствие обстоятельств неодолимой силы.
_________________________
первоначальный текст опубликован в СЗРФ, 01.01.2001, 1, (частьII) ст. 20 СЗРФ, 12.07.1999, 28, ст. 3492

После 2000 года роль государственного управления начала меняться, бюджетные назначения начали исполняться, целевая бюджетная поддержка образования и науки начала вытеснять налоговые льготы. На процесс развития законодательства в области образования и науки целенаправленно и последовательно оказывает влияние международное сотрудничество, обусловленное стремлением России стать полноправным партнером в сообществе развитых стран. Источником и основой реформ служат действующие социальные и экономические реалии нашей жизни.
Реформирование правовой системы России в области образования и науки реализуется в следующих основных направлениях:
исключение из федеральных нормативных правовых актов отраслевого законодательства норм, не относящихся к полномочиям Российской Федерации, а также уточнение прав собственности в части распоряжения федеральным имуществом подведомственными учреждениями;
_________________________
См. Постановление Правительства Российской Федерации 71 от 10.02.2004 О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений

исключение из отраслевого законодательства норм финансового права, административного права, конституционного права;
_________________________
См. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.07.2004 О бюджетной политике в 2005 году и Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 249 О мерах по повышению результативности бюджетных расходов

Исключение норм или отмена федеральных нормативных правовых актов, не обеспеченных федеральным бюджетом;
_________________________
См. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30.05.2003 О бюджетной политике в 2004 году

введение унифицированных юридико-технических конструкций и приемов для нормативных правовых актов из различных отраслей права.
Обилие рассредоточенных по разным отраслям права нормативных правовых актов, содержащих юридические нормы в области образования и науки, вызвало к жизни идею систематизации отраслевого законодательства в области образования и науки, чтобы устранить его несогласованность с нормами финансового, административного и международного права, а также убрать внутренние противоречия. Более полное развитие и реальное конструктивное воплощение идея кодификации отраслевого законодательства получила в области образования.
_________________________
Мельников И.И., Сафаралиев Г.К., Бердашкевич А.П. Структура законодательства о науке как отрасли права// М., Издание Государственной Думы, 2002 г. 264 c. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - М., 2000, 135 с.; Сырых В.М. Образовательное право как отрасль Российского права // Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М., 2000, 136 стр.; Концепция общей части Кодекса Российской Федерации об образовании (проект) / Под общей и научной редакцией В.М. Сырых, д.ю.н., проф.; Ю.А. Кудрявцева, к.ф.н., с.н.с. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 69 с.

Особенно резко проблемы несогласованности нормативных правовых актов Российской Федерации начали проявляться в области разделения компетенций между уровнями власти. Проблемы накапливались давно, но широкие публичные дискуссии возникли при обсуждении проекта федерального закона О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Примерно 200 федеральных нормативных правовых актов были изменены или утратили силу после принятия этого закона.
Помимо уточнения предметов ведения и разделения полномочий упомянутым выше законом внесены поправки во многие акты в области образования и науки. Возникновение последних обусловлено разными причинами. Давно стало очевидным, что нужно очистить правовое поле в области науки от недействующих, коллизионных, дублирующих и иных норм. Нормы, заимствованные или пересекающиеся с положениями из иных отраслей права, стали играть роль нормативных сорняков. Правовой статус субъектов в области науки перестал отвечать реалиям социально-экономической ситуации. Кроме того, существовавшая в определенный период политическая неопределенность в сочетании с юридической эйфорией, как результат корпоративных или личных, идеологических или экономических лоббистских интересов, способствовали насыщению отраслевых законов отрывочными нормативными сентенциями.
Настоящая работа имеет целью проанализировать системные изменения правового регулирования, произведенные в области науки.