Социальные исследования. Методы социальных исследований. Лекция: методы социальной работы

Эффективность социальной работы, проводимой как с индивидами, так и с различными социальными группами населения, во многом зависит от познания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедеятельности людей, от опыта, накопленного предшествующими поколениями и современниками. Важнейшая роль в использовании на практике познанных закономерностей принадлежит целостной системе принципов, методов, форм и средств социальной работы, представляющей собой специфический инструментарий научно-практического знания и действия.

1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы
Социальная работа как система научных знаний состоит из двух основных разделов:
1) теоретико-методологического, фундаментального, в котором изучается методология, рассматриваются закономерности, принципы, категориальный аппарат, и
2) прикладного, социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания к решению практических социальных задач.
Социальная работа как система научных знаний носит преимущественно прикладной характер. Как известно, все науки делятся на фундаментальные и прикладные. Они имеют различные методы и предмет исследования, разные подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной своей практической направленностью. Если фундаментальная наука занимается в основном приращением, апробацией нового знания, его обоснованием и проверкой, превращением текущих исследований в «твердое ядро» науки, то прикладная наука занимается проблемами применения апробированных знаний в социальной практике.
Фундаментальные социальные знания основываются на теоретических положениях естественных и общественных наук, которые, как правило, не поддаются технологизации. Такого рода исследования не направлены на создание конкретного социального проекта. Их результаты определяют долговременные тенденции и направления социального развития общества. Фундаментальные науки открывают новые направления в теории, тогда как прикладные - занимаются поиском путей практического использования открытий, превращения их в массовые технологии преобразования действительности.
Необходимо подчеркнуть, что современная социальная технология не ограничивается лишь тем, что представляет собой определенную совокупность знаний, опыта и навыков по организации того или иного вида деятельности. Технология становится системой знаний об управлении процессами социального развития, их постоянной рационализации и модернизации. Социальная технология включает в себя знания об экономических условиях, о культурных, психологических, социально-экономических и педагогических последствиях развития социальных процессов. Она связывает все эти знания в единую систему технических, правовых, политических, социально-психологических знаний. Технология, понимаемая подобным образом, не просто сливается с наукой, а сама становится наукой, то есть творчеством.
Технология социальной работы как отрасль социальных технологий и система знаний опирается на теоретические положения социальной работы, на соответствующий методологический аппарат (принципы, законы, категории, методы, приемы исследования и т.д.), а также на практический опыт и эмпирический материал.
Для любой науки прикладные исследования технологий являются наиболее трудоемким видом деятельности. В нашей стране термин «социальная технология» прочно вошел в научный оборот лишь в начале 80-х годов. Социальная технология дает возможность многократно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач социальной работы. Социальные технологии упрощают использование инструментария, так как внедрение идет «накатанным» путем, но весьма сложны в разработке.
Пути, способы познания и преобразования объективной реальности принято называть методами. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Полученные достоверные знания используются для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний (в нашем случае - социальная работа) способна воспринять и использовать все самое новое, передовое, что появляется в методах смежных социальных наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании и преобразовании мира.
В познании социальных процессов, различных аспектов функционирования и развития методу отводится центральная роль. Владея различными методами, человек приобретает способность продуктивно осваивать научные достижения, ценности общества. Ведь процессы социального развития реализуются на основе особых принципов и при помощи специфических методов.
Метод - от греческого «methodos» - путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.
Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:
1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;
2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).
В получении новых знаний особое место занимают методы научного исследования. С их помощью определяется путь научного познания и установления истины. По утверждению И.П. Павлова, метод в науке - самая первая, основная вещь, главное - выбор правильного метода. При правильном методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при неверном методе и гениальный человек будет работать впустую. На важность метода указывали и другие ученые, философы, практики. Ч. Дарвин, например, подчеркивал, что искусство создания нового состоит в методе поиска причин явлений и в обладании таким множеством знаний, какое только возможно в отношении изучаемого предмета.
Технологическая компетентность специалиста социальной работы означает овладение научными и практическими методами смежных наук, так как социальная работа носит во многом междисциплинарный характер, используя достижения социологии, экономики, педагогики, юриспруденции, экологии, истории и других наук.
Профессионализм социального работника зависит от уровня и глубины познания, применения научных методов исследования социальных проблем. Вместе с тем, социальный работник, занятый научным исследованием, пытающийся с помощью научных методов объяснить суть и эффективность своей практики, должен руководствоваться общими принципами научной деятельности, а именно:
- начиная исследование, необходимо тщательно взвешивать его возможные последствия для людей;
- необходимо получить добровольное и осознанное согласие участников исследования, удостовериться, что никому из них не грозят санкции или наказания в случае отказа от участия, неукоснительно соблюдать личные права и достоинство участников;
- необходимо гарантировать защиту участников исследования от несанкционированного физического или психологического дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба;
- обсуждение оказанных услуг или отдельных случаев оказания социальных услуг должно проводиться только в координатах профессиональных обязанностей социального работника и только с лицами, которые непосредственно и в силу своей профессии имеют к этому отношение;
- необходимо гарантировать конфиденциальность полученной в ходе проводимых исследований информации об ее участниках;
- исследователь должен ставить себе в заслугу только ту работу, которая действительно им проделана, и отдавать должное вкладу, сделанному другими лицами.
Роль того или иного метода в каждом случае обусловливается рядом факторов:
1) целью и характером задач, решаемых в ходе исследования;
2) наличием материально-технической и источниковедческой базы, на основании которой ведется исследование;
3) состоянием знаний по той или иной проблеме, квалификацией и опытом исследователя или практического работника.

2. Классификация социальных методов
Классификация методов социальной работы представляет собой очень сложную, недостаточно разработанную, но актуальную проблему теории и практики социальной работы. Классификация методов - важный компонент научной организации социальной работы. Однако необходимо отметить, что описание и анализ методов, их ранжирование в специальной литературе находится лишь в стадии становления.
Современная система научных методов столь же многообразна, как и сама система знаний об окружающем мире. В связи с этим существуют различные классификации методов в зависимости от признаков, положенных в основание классификации: степень общности, сфера применения, содержание и характер деятельности и т.п.
Применительно к области социальной работы для понимания места и роли методов важное значение имеет их классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характером теории и практики социальной работы. По этому основанию можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные специальные научные методы.
1. Всеобщий, или философский метод понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности.
Одним из основных методов социального познания является всеобщий метод материалистической диалектики, сущность которого состоит в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность. Диалектика как метод научного исследования расширяет возможности социального предвидения и прогнозирования, потому что позволяет обнаружить самые глубинные причины и связи происходящих событий, вскрыть присущие им внутренние закономерности, а следовательно, с достаточной степенью научной достоверности обозначить зарождающиеся в них тенденции.
Следует сказать, что технология с давних пор привлекала внимание философов, так как деятельность человека, по сути, всегда технологична.
Еще Аристотель выделил специфическую для человека деятельность в особое понятие, получившее в его философии название «праксис». Он распространил это понятие не только на сторону материального производства, но и на область межличностных, социальных, нравственных и политических отношений. Именно этот древнегреческий мыслитель довольно близко подошел к осознанию того, что и политическая, и повседневная деятельность людей технологична по своей природе.
Действительно, в рамках любой профессиональной и общественной деятельности повторяются определенные операции или их наборы, т.е. процедуры, которые осуществляются в той или иной последовательности для решения более или менее сходных задач.

2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Среди них следует выделить:
- метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении (вычленении) глубинной сущности процесса. В основе этого метода две ступени познания: во-первых, исследование начинается с конкретного анализа и обобщения эмпирического материала. Здесь выделяют наиболее общие понятия и определения науки; во-вторых, на основе уже познанных явлений, понятий происходит объяснение нового явления. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному;
- метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуемое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину о социальном процессе;
- метод индукции и дедукции. С помощью индукции (от лат. наведение) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (от лат. выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным;
- единство общего и особенного в теории и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик;
- исторический метод. Историческое исследование не только выявляет социальные закономерности возникновения, становления и развития явлений в контексте исторического времени, но и помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты;
- метод восхождения от простого к сложному. Социальные процессы представляют собой совокупность простых и сложных социальных явлений. В социальном развитии простые отношения не исчезают, они становятся элементами сложной системы. Сложные социальные явления, базируясь на простых (абстракциях, категориях) аспектах научного познания, концентрируют их и получают более емкие, но конкретные определения. Поэтому развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному;
- единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений. Социальные теории не могут ограничиваться выявлением лишь качественной стороны социальных процессов. Они исследуют также и количественные взаимосвязи, тем самым познанные социальные явления предстают в виде меры, или как качественно определенное количество. Например, меру процессов представляют пропорции, темпы, показатели социального развития.
Единство качественного и количественного анализа требует применения математических методов и электронно-вычислительной техники в социальных исследованиях. В свою очередь, для этого необходимо методологическое определение места и роли математики в теории и технологии социальной работы.
Одна из особенностей современной науки - ее усиленная математизация. Это не значит, что применение математики в научных исследованиях, в решении и проверке эффективности человеческой деятельности - явление совершенно новое, возникшее только в XX веке. Еще в прошлом веке К. Маркс писал, что наука достигает совершенства только тогда, когда она использует математику;
- генетический метод направлен на исследование преемственности процесса развития понятий, категорий, теории, методики и технологии социальной работы;
- конкретно-социологический метод выясняет и показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.;
- методы формализации - составление данных о процессах социального развития субъектов и объектов управления в виде схем, графиков, таблиц и т.д.;
- метод аналогии - оценка конкретной социальной ситуации, итогов работы исходя из опыта оценки других организаций, субъектов и т.д.;
- системно-структурный или структурно-функциональный метод направлен на выяснение целостности явлений, нового качества, выделение компонентов системы социального развития и работы, выяснение способа их взаимосвязи и функций.

3. Частные специальные научные методы - это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы.
Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных методов, приемов научного исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие - техникой, третьи - процедурой или методикой, а иногда - методологией.
Известный социолог В.А. Ядов так раскрывает эти термины: метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных; техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода; методика - совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь; процедура - последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.
Например, при изучении общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. Далее, в силу различных причин, часть вопросов он формулирует в открытой форме, а часть - в закрытой. Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция респонденту представляют собой в этом случае методику.
В профессиональной деятельности социального работника метод является способом действия, он как бы опосредует цель и результат, служит соединению намеченной цели со средствами ее достижения, задает наиболее плодотворный путь к успеху.
С помощью научных исследований специалисты-практики могут выяснить, работают ли их методы, достигают ли цели программы. Исследование может проводиться как самими социальными работниками, так и другими специалистами (например, социологами), однако социальные работники-профессионалы все больше осознают значение проведения исследования своими собственными силами. Исследование помогает установить, какие типы практического вмешательства и при каких обстоятельствах наиболее эффективны.
Методы социальной работы постоянно развиваются, обогащаются, совершенствуются. Они находятся в тесном взаимодействии с формами социальной работы. Но метод и форму социальной работы не следует отождествлять, как это часто случается в практической работе, а иногда и в научных публикациях. Если метод есть путь, способ достижения цели и решения задачи, то форма выступает способом организации содержания работы, сочетания определенных функций работы. Благодаря формам работы методы наполняются конкретным содержанием, выражая существенные связи и отношения социальной работы.
Взаимосвязанный характер социальных, экономических, психологических, педагогических, юридических проблем требует и комплексного их изучения. При этом необходимо не слияние, а кооперация различных наук (гуманитарных и естественных), причем кооперация не простая, а сложная, то есть основанная на межпредметном разделении труда. Поэтому методы теории, методики и технологии социальной работы постоянно обогащаются современным научным аппаратом и методами исследования, широко применяемыми в других науках.
Надо сказать, что использование в социальной работе данных смежных наук связано с определенными трудностями. Во-первых, заимствованные идеи и данные не всегда синтезированы и адаптированы к новым потребностям. Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в упрощенном варианте и порой практически фальсифицируются в процессе их приспособления. В-третьих, нередко бывает, что социальные работники оперируют конкретными данными или идеями других наук, которые уже устарели или, наоборот, находятся в стадии становления и апробации.
Технология - это система предложенных наукой алгоритмов, процедур, способов и средств, применяемых в социальной практике, которые должны вести к заранее намеченным результатам деятельности, гарантировать получение продукции данного количества и качества. «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала».
Пока технология не создана, преобладает индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология.
Необходимо отметить, что деятельность социального работка в силу своего статуса имеет ряд ограничений, позволяющих ему проводить работу лишь в определенных пределах, в частности:
- зависимость от состояния экономической и социальной ситуации в стране (рынок труда, безработица, проблемы жилья, своевременность выплаты зарплаты, пенсий, пособий и т.д.);
- фактический уровень обеспеченности необходимыми ресурсами, возможность активного взаимодействия, посредничества с другими социальными учреждениями (государственными институтами, школами, органами правопорядка, медицинскими учреждениями и т.д.);
- границы функциональных обязанностей социального работника и его профессионального статуса.
Задача теоретиков технологии социальной работы - изучать разнообразные аспекты социальных явлений, анализировать, обобщать и затем передавать проверенные данные в распоряжение тех субъектов, которые практически решают проблемы социального развития. Применение научной теории в технологиях социальной работы - это метод мышления социального работника о человеке, его потребностях и интересах, который в отличие от обыденного, житейского, может быть выделен и проверен на достоверность, верифицирован.
Без знания законов, действующих в конкретных социальных системах и процессах, без связей с гуманитарными и естественными знаниями невозможны ни повышение научности технологии социальной работы, ни ее упорядочение и объективизация, определение специфических закономерностей, свойственных ей функций. Технологический процесс в практике социальной работы - одна из необходимых ступеней. Технология призвана искать наиболее удобные пути решения проблем, оптимизировать усилия, отбирать приемлемые варианты. Вместе с тем без должной гуманизации, предоставления субъекту более широкого выбора и свободы действий она не имеет права на признание и использование.
Процессы социального развития индивидов, социальных групп не спонтанны, они детерминированы и регулируются общественно необходимыми мотивационными аспектами поведения личности (группы), ее интересами и потребностями. Социальная работа, по существу, - это целенаправленная управленческая деятельность по решению социальных проблем, ситуаций как внутреннего, так и внешнего порядка. Все это повышает роль социального работника как менеджера, организатора, увеличивает значимость его знаний, опыта, интуиции, умения отдавать все силы защите интересов клиента. Работа с людьми - это также обучение и воспитание детей и взрослых, имеющая специфическую направленность, решение психологических ситуаций и проблем социального развития.
Следовательно, методы социального управления занимают значительное место в деятельности социального работника, включают в себя способы воздействия, совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия решения, организации его выполнения.
Основой для классификации методов практической деятельности социальной работы могут служить интересы, потребности индивидов, а также социальные интересы управленческих систем.
Анализ практической деятельности органов управления социальной сферой позволяет выделить четыре основные группы методов социальной работы: организационно-распорядительные или административные, социально-экономические, педагогические, психологические. Иногда говорят и о юридических методах. По мнению ряда авторов, юридические (правовые) методы необходимо рассматривать в контексте правовых основ управления, поскольку содержание и границы применения административных и экономических методов регламентируются нормативными актами, которые юридически закрепляют компетенцию, права и обязанности субъектов управления, возможности маневрирования ресурсами и т.д.
Ведущее место в практике социальной работы занимают административные и экономические методы. Деление этих методов в известной мере условно, так как четкое обособление каждого из них не всегда представляется возможным: они взаимодействуют друг с другом и имеют немало общих черт. В то же время им присущи различия в способах и мотивационном механизме воздействия на объекты управления.

Социальная помощь: что это?

Определение 1

Социальная помощь является одной из форм организационно-правовых мер, которые направлены на поддержку отдельных категорий населения, которые оказались в затруднительной жизненной ситуации, касающейся отсутствием достаточного уровня доходов для ведения полноценной жизнедеятельности.

Наиболее распространенной является государственная социальная помощь. Она является одним из видов социальной помощи, которая предусмотрена в нашей стране на законодательном уровне. Государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям, а также отдельным категориям граждан в виде социальных выплат: пенсий, пособий, субсидий, льгот. Помимо этого, социальная помощь со стороны государства может предоставляться в виде разного рода социальных услуг, а также в виде жизненно-необходимых товаров, которые направлены на поддержание жизнедеятельности граждан (еды, одежды, лекарств).

По своей сути социальная помощь выступает в качестве важнейшего направления деятельности, которая осуществляется в современном государстве. Она возможна при сотрудничестве с государственными организациями, государственными службами и фондами.

Замечание 1

В России на сегодняшний день основной государственной организацией, которая представляет социальную помощь, является отдел социальной защиты исполнительного комитета (районного или городского исполкома). Безусловно, в каждом регионе есть свои определенные нормы и правила по предоставлению социальной помощи, но все они подчиняются непосредственно единому законодательству.

Формы социальной помощи

Направления и формы по предоставлению социальной помощи малоимущим гражданам достаточно разнообразны. Все они подчинены задачам, которые необходимо решить для уменьшения уровня бедности в стране:

  1. Установление ускоренного роста заработной платы различных категорий населения;
  2. Становление и укрепление среднего класса, его стабильность;
  3. Сокращение межрегионального неравенства (в особенности в доходах населения, проживающего в сельской местности с доходами населения, которое проживает в крупных городах и мегаполисах);
  4. Разработка комплексных, федеральных и региональных программ, которые направлены на снижение бедности, повышение уровня и качества жизни населения.

Формы социальной помощи могут быть двух видов: прямые и косвенные. К прямым формам социальной помощи относятся государственная социальная помощь (предоставление социальных пособий, доплат к пенсии, субсидий и льгот тем категориям населения, которые относятся к наиболее нуждающимся и менее благополучным); денежные выплаты, которые могут предоставляться в виде социальных пособий, единовременных выплат. Их особенность заключается в том, что эти выплаты, как и иные формы социальной помощи, являются безвозмездными.

Также к прямым формам социальной помощи относятся натуральная помощь (в виде топлива, одежды, продуктов питания и необходимых средств медицинской помощи тяжелобольным), социальное пособие (безвозмездное предоставление денежной суммы за счет средств конкретного бюджета или определенной бюджетной системы, которая действует на территории Российской Федерации), субсидия (полная или частичная оплата предоставляемых социальных услуг, которые необходимы гражданину и его семье в определенный промежуток времени), социальная доплата к пенсии (может предоставляться и как денежная выплата, и в натуральной форме, в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации).

Косвенные формы социальной помощи могут быть следующими:

  • Единые наборы потребления как по Российской Федерации, так и в зависимости от уровня доходов отдельных регионов;
  • Средние цены по Российской Федерации и регионам, которые демонстрируют заметное неравенство и дифференциацию населения и его уровня жизни;
  • Индекс потребительских цент и тарифов на товары и социальные платные услуги, предоставляемые населению. Этот индекс характеризует изменение во времени общего уровня цен, а также тарифов на товары и услуги;
  • Прожиточный минимум, а также потребительская корзина. Прожиточный минимум представляет собой оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (например, оплата ежемесячных коммунальных услуг). Потребительская корзина – это набор продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения полноценной жизнедеятельности гражданина, а также для сохранения его здоровья;
  • Снижение ставки налогообложения для отдельных категорий граждан (малоимущие, пенсионеры, инвалиды, сироты, многодетные семьи).

Основные методы социальной помощи

Методы социальной помощи идентичны методам социальной работы, поскольку оба этих направления преследуют единую цель – предоставление помощи отдельным категориям населения, их обеспечение и защиту. Во-первых, очень важна мотивационная характеристика всей совокупности способов воздействия на личность и социальную группу, которым необходима социальная помощь. Предоставляя ее, есть возможность открыть человеку новую деятельность, которая позволит обеспечивать себя и своих близких без обращения в службы социальной поддержки и защиты.

Во-вторых, методы социальной помощи неоднородны, так как различаются по следующим направлениям:

  • Социально-экономические методы социальной помощи;
  • Организационно-распределительные методы социальной помощи;
  • Психолого-педагогические методы социальной помощи.

Благодаря данным методам происходит воздействие на материальные, национальные, семейные и иные интересы и потребности гражданина. Материальная и социальная мотивация у граждан, которые испытывают потребность, реализуется в форме натуральной или денежной помощи, установления льгот и выплаты единовременных пособий, компенсаций, а также организация патронажа и бытового обслуживания для отдельной категории лиц.

Методы социальной психологии являются в известной мере междисциплинарными и применяются в других науках, например в социологии, психологии, педагогике. Развитие и совершенствование социально-психологических методов происходят неравномерно, что определяет трудности их систематизации. Весь набор методов обычно подразделяют на две группы: методы сбора информации и методы ее обработки (Андреева, 1972, 2000; Ядов, 1995). Однако существуют и другие классификации методов. Например, в одной из широко известных классификаций выделяются три группы методов, а именно: методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); методы моделирования; методы управленческо-воспитательного воздействия (Свенцицкий, 1977). Причем выделение и классификация методов социально-психологического воздействия особенно важны для методологии социальной психологии. Значение последних связано с усилением роли социальной психологии в решении социальных проблем.

Наиболее часто в социальной психологии используют следующие методы сбора эмпирических данных.

Метод наблюдения - это метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.

Классификация наблюдения производится по различным основаниям. В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение. Стандартизированная техника предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдения, единообразных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений. Сбор данных при этом предполагает последующую их обработку и анализ посредством приемов математической статистики. Нестан-дартизированная техника наблюдения определяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти. Данные этой техники обычно представлены в свободной форме, возможна также и их систематизация с помощью формальных процедур.

В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее ) и невключенное (простое ) наблюдения. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Исследователь имитирует свое вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события в ней как бы «изнутри». Существуют разные виды включенного наблюдения в зависимости от степени информированности членов изучаемой группы о целях и задачах исследователя (Андреева, 1972; Ершов, 1977; Семенов, 1987). Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия (Петровская, 1977).

Главный недостаток включенного наблюдения связан с воздействием на наблюдателя (его восприятие и анализ) ценностей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует утратить необходимую нейтральность и объективность при отборе, оценке и интерпретации данных. Типичные ошибки: сокращение впечатлений и их упрощение, банальное их истолкование, реконструкция событий к среднему, выпадение «середины» событий и др. Кроме того, вызывают серьезные затруднения трудоемкость и организационная сложность данного метода.

По условию организации методы наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента). Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам относят: речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота, продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т. п.); физические действия, т. е. касания, толчки, удары, совместные действия и т. п. (Лабунская, 1986). Иногда наблюдатель фиксирует происходящие события, используя обобщенные черты, качества человека или наиболее типичные тенденции его поведения, например доминирование, подчинение, дружелюбие, аналитичность, экспрессивность и т. д. (Бейлз, 1979).

Вопрос о содержании наблюдения всегда конкретен и зависит от цели наблюдения и теоретических позиций исследователя относительно изучаемого феномена. Главная задача исследователя на стадии организации наблюдения - определить, в каких актах поведения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наиболее существенные, наиболее полно и достоверно характеризующие его признаки. Выбранные характеристики поведения (единицы наблюдения) и их кодификаторы составляют так называемую «схему наблюдения».

Сложность или простота схемы наблюдения влияет на надежность метода. Надежность схемы зависит от числа единиц наблюдения (чем их меньше, тем она надежнее); их конкретности (чем признак абстрактнее, тем сложнее его фиксировать); сложности умозаключений, к которым приходит наблюдатель при классификации выявленных признаков. Надежность схемы наблюдения обычно проверяют с помощью контроля данных со стороны других наблюдателей, а также иными методами (например, использование сходных схем наблюдения, экспертная оценка) и повторным наблюдением.

Результаты наблюдения фиксируются в соответствии со специально подготовленным протоколом наблюдения. Наиболее распространены следующие способы регистрации данных наблюдения: фактологический, предполагающий фиксацию всех случаев проявления единиц наблюдения; оценочный, когда проявление признаков не только фиксируется, но и оценивается с использованием шкалы интенсивности и шкалы времени (например, длительность акта поведения). Результаты наблюдения должны быть подвергнуты качественному и количественному анализу и интерпретации.

Основными недостатками метода считают: а) высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя); б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования. Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, с минимизацией эффекта присутствия наблюдателя и зависят от тренировки, опыта исследователя (Ершов, 1977; Семенов, 1987).

Метод анализа документов. Данный метод является разновидностью метода анализа продуктов человеческой деятельности. Он впервые в социальной психологии применен как основной метод исследования У. Томасом и Ф. Знанецким при изучении феномена социальной установки (Андреева, 1972; Ядов, 1995).

Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях (Ядов, 1995). Документы различаются по способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы), по целевому назначению (целевые, естественные), по степени персонификации (личные и безличные), в зависимости от статуса документа (официальные и неофициальные). Иногда их также делят по источнику информации на первичные (документы на базе непосредственной регистрации событий) и вторичные документы. Предпочтение того или иного вида документа как носителя социально-психологической информации определяется исходя из цели исследования и места документов в общей программе исследований. Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т. е. интерпретации исследователем информации, содержащейся в документе.

Метод опроса. Суть этого метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основных типа: а) опрос «лицом к лицу» - интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос - анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Пионерами его применения в социальной психологии являются С. Холл, Г. М. Андреева, Э. Ноэль. Область применения опроса в социальной психологии: а) на ранних стадиях исследования для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария; б) опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных; в) как основной метод сбора эмпирической информации. Источником информации при опросе является устное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника. Существуют специальные техники и правила проведения опроса, направленные на обеспечение надежности и достоверности информации. В них отражены алгоритмы определения представительности выборки и мотивации участия в опросе, конструирования вопросов и композиции вопросника, процедуры проведения опроса (Андреева, 1972; Свенцицкий, 1977; Ядов, 1995).

Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании - стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменения. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

Большое значение для успешного интервьюирования имеет техника ведения беседы. Она требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе, «активно» слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, преодоления «сопротивления» опрашиваемого. При этом интервьюер должен избежать навязывания («подсказывания») опрашиваемому лицу возможного варианта ответа, исключить субъективное истолкование его высказывания.

Трудность проведения интервью связана с задачей поддержания в течение всего времени беседы необходимой глубины контакта с респондентом. В литературе описаны разнообразные приемы стимулирования активности (ответов) опрашиваемого, среди них наиболее часто упоминаются: выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание), использование коротких пауз, частичное несогласие, уточнение путем неправильного повторения сказанного, указание на противоречия в ответах, повторение последних слов, требование пояснений, добавочной информации и др.

Выделяют также другие виды интервью, например фокусированное и терапевтическое. Каждый из перечисленных видов интервью характеризуется определенными ограничениями, обусловленными целями его применения и характером получаемой информации (Андреева, 1972; Свенцицкий, 1977; Ядов, 1995).

Критерии эффективности интервью: полнота (широта) - оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы; специфичность (конкретность) - в ходе интервью должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы; глубина (личностный смысл) - интервью обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст - интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового, опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством их заполнения, возможность использования только очень простых по структуре и по объему анкет.

Выбор типа опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с анкетой. Однако недостатком является прежде всего трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, что может привести к искажению объективности и надежности информации.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы (Морено, 1958). Измерение предполагает опрос каждого ее члена с целью выявления тех членов группы, с которыми он предпочел (выбрал) или, напротив, не захотел бы участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы: а) определение варианта (числа) выборов (отклонений); б) выбор критериев (вопросов) опроса; в) организация и проведение опроса; г) обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Лидером часто считают того, кому преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» члены малой группы.

Надежность измерения в социометрии зависит от «силы» социометрического критерия, возраста испытуемых, вида индексов (персонального или группового). В социометрическом тесте не исключена возможность искажения ответов испытуемого, сокрытия его истинных чувств. Гарантией откровенности испытуемого могут выступать: личностно значимая мотивация участия в исследовании, выбор значимых для членов группы критериев опроса, доверие к исследователю, добровольный характер тестирования и др.

Устойчивость социометрического измерения подтверждают, как правило, методом параллельного теста и взаимной корреляцией результатов. Установлено, что стабильность социометрических результатов обусловливается динамичной природой социально-психо-логических явлений, в частности межличностных отношений, и с течением времени снижается. Для определения валидности социометрического метода применяют сравнение результатов измерения с внешним критерием, обычно - с мнением экспертов. Социометрический метод должен быть дополнен другими приемами, направленными на более глубокий анализ оснований межличностных предпочтений: мотивов межличностных выборов, сделанных членами группы, их ценностных ориентаций, содержания и типа осуществляемой совместной деятельности.

Наиболее существенными недостатками метода принято считать трудность выявления мотивов межличностных выборов, возможность искажения результатов измерения из-за неискренности испытуемых или вследствие влияния психологической защиты, и наконец, социометрическое измерение приобретает значение лишь при исследовании малых групп, имеющих опыт группового взаимодействия.

Метод групповой оценки личности (ГОЛ). Метод групповой оценки - способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Разработка метода связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии, где на его основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров (Чугунова, 1986). Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и исследовательских целях связано с его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники) и др.

Психологической основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей в процессе общения. На методическом уровне ГОЛ есть статистическая совокупность индивидуальных представлений (образов), фиксируемая в форме оценок. Психологическая сущность метода определяет границы его практического применения как приема фиксации некоторых отраженных свойств личности, уровня проявления качеств личности оцениваемого лица в конкретной группе.

Процедура метода ГОЛ предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик (качеств) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др. Содержание оценки, т. е. совокупность оцениваемых качеств, зависит от цели использования полученных данных. Число качеств варьирует у разных исследователей в широком диапазоне: от 20 до 180. Качества могут группироваться в отдельные смысловые группы (например, деловые и личные качества). Применяют и другие основания разделения (Чугунова, 1986; Журавлев, 1990). Для получения надежных результатов рекомендуется число субъектов оценивания в пределах 7-12 человек. Адекватность измерения с помощью ГОЛ зависит от трех моментов: познавательных способностей субъектов оценки (экспертов); от особенностей объекта оценки; от позиции (уровня, ситуации) взаимодействия субъекта и объекта оценки.

Тесты. Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные или межгрупповые различия. С одной стороны, считается, что тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в общей психологии, справедливы и для социальной психологии (Андреева, 1995). С другой стороны, широкий спектр используемых социально-психологических методик диагностики личности и группы, межгруппового взаимодействия позволяет говорить о тестах как о самостоятельном средстве эмпирического исследования (Семенов, 1977; Кроз, 1991). Области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе. Тестовые показатели относительны. Их диагностическое значение обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых. Главную методологическую проблему измерения в социальной психологии с помощью тестов составляет определение нормативной (базовой) шкалы оценки при диагностике групп. Она связана с системной, многофакторной природой социально-психологических явлений и их динамичностью.

Классификация тестов возможна по нескольким основаниям: по основному объекту исследования (межгрупповые, межличностные, личностные), по предмету исследования (тесты совместимости, групповой сплоченности и т. д.), по структурным особенностям методик (опросники, аппаратурные, проективные тесты), по исходной точке отсчета оценки (методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения межличностных отношений) (Ядов, 1995).

Среди тестов, используемых в социальной психологии, особое место занимают являющиеся важным инструментом изучения и методики (шкалы) измерения социальных установок прогнозирования социального поведения личности (Анастази, 1984). Они предназначены для количественного измерения направленности и интенсивности поведенческих реакций человека по отношению к различным категориям социальных стимулов. Шкалы установок используются для различных целей. Наиболее известны следующие направления их применения: изучение общественного мнения, потребительского рынка, выбор эффективной рекламы, измерение отношения к труду, к другим людям, к политическим, социальным, экономическим проблемам и т. п.

Установка часто определяется как готовность благоприятно или неблагоприятно реагировать на определенные социальные стимулы. Особенностью проявления установок является то, что они не могут наблюдаться непосредственно, но могут быть выведены из особенностей внешнего поведения, в частности из ответов человека на специально отобранную совокупность суждений, высказываний (шкалу установки), в которой фиксируется мнение относительно определенного социального объекта или стимула, например отношение к религии, войне, месту работы и т. д. Шкала установок, в отличие от опроса мнений, позволяет измерить установку как одномерную переменную, определить специальную процедуру ее построения и предполагает единый суммарный показатель.

Эксперимент. Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой испытуемых) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Однако считается, что наличие только логики экспериментального анализа не является достаточным и не указывает на специфику эксперимента (Жуков, 1977).

Среди специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов (Панферов, Трусов, 1977).

Можно сказать, что с проникновением эксперимента в исследование человеческих отношений связано становление социальной психологии как науки. Ставшие классическими исследования В. Меде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и др. заложили экспериментальные основы изучения «группового эффекта», социальной психологии личности. По мере развития социальной психологии данный метод приобретал все большее значение в теоретических прикладных исследованиях, совершенствовалась его техника (Жуков, 1977).

Как правило, эксперимент предполагает наличие следующих этапов его проведения. Теоретический этап - определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого явления (определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования). Следует отметить важность этого этапа, так как эксперимент имеет самую высокую опосредованность теорией. Методический этап исследования предполагает выбор общего плана эксперимента, выбор объекта и методов исследования, определение независимых и зависимых переменных, определение процедуры опыта, а также приемов обработки результатов (Кэмпбелл, 1980; Панферов, Трусов, 1977). Экспериментальный этап - проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных, являющихся неорганизованными, т. е. входящими в число изучаемых факторов. Аналитический этап - количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями.

В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента: по специфике задачи - научные и практические; по характеру экспериментального плана - параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»); по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабораторные; по числу изучаемых переменных - однофакторные и многофакторные эксперименты. Иногда выделяют естественно-научный эксперимент и эксперимент «экс-пост-факто» (Андреева, 1972).

Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных. Однако использование эксперимента как основного метода сбора эмпирических данных привело в 70-е гг. к кризису экспериментальной социальной психологии. Эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, т. е. невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия). Тем не менее существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации (Жуков, 1977). Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.

Как уже отмечалось, наряду с методами сбора и обработки психологической информации социальная психология располагает арсеналом методов социально-психологического воздействия. Это и методы социально-психологического тренинга, и социально-психо-логическое консультирование и т. д. Весьма удачная классификация методов социально-психологического воздействия (табл. 1.1), причем в виде, удобном для использования схемы, предложена А. Л. Журавлевым (1990).

Таблица 1.1. Классификация социально-психологических методов воздействия

Цель воздействия

Название группы методов

Оптимизация

Оптимизирующие

Формирование благоприятного психологического климата, тренинг общения, комплектование совместимых групп

Интенсификация (стимулирование, активизация)

Интенсифицирующие

Приемы рациональной организации труда, комплектование сработанных групп

Управление

Управляющие

Психологический отбор, расстановка кадров, планирование жизнедеятельности групп

Развитие, формирование

Развивающие

Групповая подготовка, обучение и воспитание

Предупреждение

Профилактические

Способы коррекции психологических свойств индивида и группы

Диагностические

Аттестация, самоаттестация

Информирование

Информирующие

Психологическое консультирование

Г. М. Андреева предлагает делить все методы социальной психологии на две основные группы: исследовательские методы и методы воздействия. Исследовательские методы характеризуют социальную психологию как фундаментальную науку, а методы воздействия представляют практическую социальную психологию.

Общая классификация методов, применяемых в социальной психологии, составленная с учетом сделанных в предыдущем параграфе данной главы замечаний, выглядит следующим образом.
Все методы делятся на две основные группы: теоретические и эмпирические.

Теоретические методы применяются при разработке и обосновании научных теорий. Они являются общими для социальной психологии и других, как психологических, так и непсихологических наук. К таким методам можно отнести:
обзорно-аналитический;
критический;
конструктивный.

Суть обзорно-аналитического метода состоит в том, что, пользуясь им, ученый изучает литературу по интересующему его вопросу, проводит обзор и анализ полученных другими учеными данных, имеющихся в опубликованной научной литературе, с целью их систематического описания и представления состояния дел в данной области научных знаний. При этом критический анализ сделанного другими учеными им не проводится, и вместо того, что уже сделано, ничего нового не предлагается, за исключением, возможно, новой классификации уже известных явлений.

Критический метод проявляется в том, что сделанное в науке подвергается критическому анализу с целью выявления недостатков, имеющихся в проведенных исследованиях. Итогом критического анализа становится аргументированный перечень замечаний к проведенным исследованиям, к установленным в них фактам (закономерностям) и их общая критическая оценка.

Конструктивный метод заключается в том, что сам ученый предлагает новое решение какой-либо проблемы и его теоретическое и/или экспериментальное обоснование.

К эмпирическим методам, используемым в социальной психологии, относятся следующие:
1) методы наблюдения;
2) методы опроса;
3) методы анализа документов и продуктов деятельности отдельно взятого человека или социальных групп;
4) экспериментальные методы;
5) математические методы.

Кратко охарактеризуем некоторые из них.
Суть методов наблюдения состоит в том, что при их использовании основную информацию об изучаемом явлении исследователь получает путем наблюдения за ним. К этой группе методов относятся:
открытое наблюдение;
скрытое наблюдение;
свободное наблюдение;
стандартизированное наблюдение;
стороннее наблюдение (наблюдение со стороны, или внешнее наблюдение);
включенное наблюдение.

Специфика открытого наблюдения заключается в том, что, пользуясь им, исследователь ведет свое наблюдение не скрывая, открыто (явно), а людям, поведение и взаимоотношения которых подвергаются анализу, как правило, известно, что за ними наблюдают. Так, например, можно вести наблюдение за общающимися друг с другом людьми, за группой людей в процессе их совместной работы, за поведением людей в толпе.

Особенность скрытого наблюдения состоит в том, что люди, поведение которых исследуется, не знают о том, что за ними наблюдают. Так, например, можно организовать и провести скрытое наблюдение в социально-психологических исследованиях поведения детей, которые в условиях непосредственного наблюдения за ними могут вести себя не вполне естественно и скованно. Однако применение данного метода в отношении взрослых людей имеет определенные этические и правовые ограничения. В большинстве случаев такое наблюдение можно вести только при добровольном согласии на это испытуемых.

Стандартизированное наблюдение предполагает заранее продуманный план или программу наблюдения, в которой четко определено, что наблюдать, как наблюдать, как записывать, как обрабатывать и интерпретировать результаты наблюдения.

Примером стандартизированного наблюдения, применяемого для изучения малых групп, является метод системы категорий (метод категориальной системы), предложенный американским социальным психологом Р. Бейлзом. Его основу составляет следующая система из 12 категорий, в соответствии с которой в ходе наблюдения фиксируется и описывается поведение членов группы:
1) проявляет солидарность;
2) снимает напряжение;
3) выражает согласие;
4) высказывает предложение;
5) выражает мнение;
6) ориентирует других;
7) просит проинформировать;
8) просит высказать мнение;
9) просит высказать предложение;
10) выражает несогласие;
11) создает напряжение;
12) проявляет антагонизм.

Свободным называется такое наблюдение, при проведении которого не существует заранее продуманной программы или схемы. В данном случае все вопросы, связанные с организацией и проведением наблюдения, свободно и произвольно решаются наблюдателем в ходе проведения эксперимента.

Сторонним (наблюдением со стороны, или внешним наблюдением) называют такое наблюдение, при котором сам исследователь не участвует в процессе, за которым ведется наблюдение. Он следит за происходящим со стороны.

Включенным называют такое наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в том процессе, за ходом которого он следит. Этот метод используется в тех случаях, когда наблюдать со стороны за происходящим невозможно (например, в закрытых от посторонних людей социальных группах), или когда стороннее наблюдение изменяет само созерцаемое явление.

Методами опроса называют такие способы, при которых основную информацию об изучаемых явлениях получают в результате опроса людей или анализа их ответов на задаваемые устные или письменные вопросы. В социальной психологии чаще всего используются следующие разновидности опроса:
устный опрос;
письменный опрос;
свободный опрос;
стандартизированный опрос;
открытый опрос;
закрытый опрос;
анкетный опрос.

При устном опросе вопросы и ответы на них получают в устной форме.
При письменном опросе то же самое делается в письменной форме.

Имеются и комбинированные варианты применения данного метода, когда, например, вопросы или ответы на них задают и получают в различных формах, устной и письменной одновременно.

Свободный и стандартизированный опросы мало чем отличаются от свободного и стандартизированного наблюдения, за исключением того, что материалом для анализа в данном случае становятся ответы людей на задаваемые им вопросы.

Открытым называют опрос, при котором опрашиваемые могут давить любые ответы на задаваемые им вопросы, причем ни форма ответа, ни время, затрачиваемое на него, не регламентируются.

Накрытый - это опрос, при котором имеются стандартные, заранее установленные возможные ответы на задаваемые вопросы, а испытуемые только выбирают один из них. К примеру, на каждый из вопросов испытуемому может быть предложено ответить одним из следующих вариантом: «да», «нет» или «не знаю».

Анкетным называют опрос, при котором, помимо прямых ответов на задаваемые вопросы, касающиеся изучаемой проблемы, от испытуемого требуется сообщить некоторые социально-демографические сведения о себе, например профессию, возраст, пол и другие. Такие сведения получают из ответов на дополнительные вопросы, содержащиеся в анкете.

Методами анализа документов или продуктов человеческой деятельности называют способы изучения текстов (документов), относящихся к людям или к группам людей. Имеются в виду тексты или документы, составленные ими самими или содержащие сведения о них. Предполагается, что через такие документы можно раскрыть социальную психологию соответствующих людей или социальных групп.

Контент-анализ - это метод специального, целенаправленного, стандартизированного и содержательного изучения текстов (документов), в процессе которого выделяются и оцениваются признаки, характеризующие психологию того, кто создал данный текст (документ), или того, кто в нем упоминается. В ходе контент-анализа в тексте (документе) выделяются аналитические, значимые «единицы» - слова, фразы или предложения, несущие в себе определенную информацию об изучаемом человеке или социальной группе. Затем подсчитывается количество таких единиц в исследуемом тексте (документе) и предлагается соответствующая социально-психологическая интерпретация.

Экспериментальные методы - это методы, которые предполагают организацию или использование необычной (экспериментальной) ситуации для исследования социально-психологических явлений. Данная ситуация может быть создана в лаборатории, и тогда эксперимент называется «лабораторный». Она может сложиться сама по себе в реальной жизни, и в этом случае эксперимент носит название «естественный». Наконец, психолог может сам создать необычную ситуацию в реальной жизни. И в этом случае эксперимент будет называться «полевой». Наиболее достоверные, соответствующие реальной действительности знания о социально-психологическом явлении можно получить в естественных или полевых экспериментах.

Математические методы исследования - это такие методы, которые позволяют представлять изучаемые в социальной психологии явления в численной форме или производить соответствующие количественные (математические) расчеты. Эти методы являются общими и для всех областей психологии и делятся на две основные группы:
1) методы математической статистики;
2) методы математического моделирования.

С помощью методов математической статистики производится количественная обработка данных, получаемых в ходе исследования, с целью обнаружения имеющихся в них математических связей и закономерностей.

Посредством методов математического моделирования явления, изучаемые в социальной психологии, представляются в виде математических моделей - формул и выражений.

В главе раскрываются теоретические и содержательные аспекты методов социальной работы, рассматриваются их основные классификации и обосновывается их научный характер. Изучение данной главы позволит сформировать представление о способах осуществления практики социальной работы.

1. Методология социальной работы и ее значение

2. Методы социальной работы как области научного знания

3. Методы социальной работы как практической деятельности

Ключевые слова: научный метод, методология, методы познания метод деятельности, объект и предмет науки, общенаучные методы познания, частные научные методы, метод социальной работы, индивидуальная социальная работа, социальная работа с группой, социальная работа с сообществом, индивидуальный менеджмент, создание сетей поддержки.

Социальная работа является относительно новой для нашей страны областью научно-практической деятельности и многие ее аспекты в теоретическом плане остаются пока дискуссионными. Поэтому не случайно проблемы определения методов социальной работы, их классификация и содержательная характеристика часто становиться предметом обсуждения ученых и практиков.

Метод в общенаучном смысле представляет из себя способ построения и обоснования системы философского и научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Своими генетически корнями метод восходит к практической деятельности человека, приемы которой должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности. Развитие и дифференциация метода мышления в ходе познания привели к учению о методах – методологии. Методологией называется система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Научный метод - способ построения и обоснования системы научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

В основе методологического знания лежит учение о методе как способе получения знания и реализации практической деятельности. Методологический анализ призван дать принципиальные ответы о том, как возможно получить знание об объекте, какие методы обеспечивают достоверность знания и обоснованность выводов об объекте, какие процедуры получения знания адекватны природе объекта. (Философский энциклопедический словарь. М., 1989).

В настоящее время социальную работу можно рассматривать с трех точек зрения:

1) социальную работу как науку;

2) социальную работу как вид практической деятельности;

3) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин).

Очевидно что, в каждом из этих аспектов социальная работа предстает в разном качестве, требует использования разных методов и подходов. Если главной целью социальной работы как научной дисциплины является познание социальной реальности, то как практическая деятельность она связана с преобразованием этой реальности. В рамках данного пособия мы сосредоточимся на первых двух аспектах социальной работы, учитывая тот факт, что анализ проблемы обучения социальной работе и методов формирования профессиональной компетентности специалиста мог бы занять весь объем данного пособия.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА

Методологический анализ в науке предполагает выделение объекта и предмета науки, определение общих закономерностей и понятийно-категориального аппарата, методов и принципов организации исследований. Объект и предмет науки определяет границы изучаемых явлений, место конкретной науки в системе других наук. Под объектом той или иной науки понимается, та сторона реальности (природная и социальная), на изучение которой данная наука направлена.

Вместе с тем ни одна наука не в состоянии описать свой объект во всей полноте в силу различных причин. В связи с этим конкретная наука вынужденно ограничивает сферу своих интересов. Кроме того, любая наука ограничена в своем подходе к объекту той традицией, в которой она формировалась, тем понятийным аппаратом, тем языком, который в ней сложился, теми средствами анализа и исследований, которые в ней доминируют, и т. д. В связи с этим от объекта науки отличают предмет, т. е. то, какими сторонами представлен в науке изучаемый объект. В настоящее время общепринятым является понимание предмета любой науки как результата выбора объективно существующего явления с целью изучения его под определенным углом зрения. Определение предмета науки зависит от многих факторов: от уровня достигнутых в этой области знаний, развития социальной практики и т.д. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с наукой и фиксируется в ее системе категорий

Таким образом, выбор объекта и предмета науки влияют на содержание теории и практики социальной работы. Для теории социальной работы характерно разнообразие подходов к их выделению. В Словаре-справочнике по социальной работе (2000) отмечается, что « … объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе”.

В учебном пособии «Основы социальной работы» (1999) объектом социальной работы названы люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию; подростки, оказавшиеся в дурной компании и многие другие.

Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями практической социальной работы, а с другой – влияют на границы и содержание теории и практики социальной работы. Несмотря на различные формулировки объекта, и предмета, они сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы социальной помощи крайне нуждающимся категориям, становясь теоретическим знанием о человеке и способах улучшения его социального самочувствия.

Методы научного познания – это обоснованные и нормированные способы получения и синтеза знаний, отвечающие критериям эмпирической проверяемости (т.е. проверке на опыте) и опровержимости.

Методы, которые используются в социальной работе для целей объективного научного познания и формирования представлений об объекте исследований, аналогичны методам, применяемых в других науках.

В науке, вообще, очень строгое отношение к способам получения знания. Они достаточно жестко регламентированы. Это делается для того, чтобы полученные данные удовлетворяли строгим требованиям научной обоснованности и объективности. Более того, в науке не существует знания вне метода: если нет научного метода для изучения явления – значит, нет и научного знания о нем.

Современная система научных методов столь же многообразна, как и сама система знаний об окружающем мире. В связи с этим существуют различные классификации методов в зависимости от признаков, положенных в основание классификации: степень общности, сфера применения, содержание и характер деятельности и т.п.

Применительно к области социальной работы для понимания места и роли методов важное значение имеет их классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характером теории и практики социальной работы. По этому основанию можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные специальные научные методы (В.И.Курбатов и др., 2003).

1. Всеобщий, или философский метод понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности.

Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины 19 века начал все больше вытесняться диалектическим. Метод материалистической диалектики, сущность которого состоит в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности, является в настоящее время единственным всеобщим методом. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность.

2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Они имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровня научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях природы путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. В науке принято выделять два основных общенаучных эмпирических метода: наблюдение и эксперимент.

Наблюдение . Научное познание как способ отражения реальности неизменно предусматривает восприятие особенностей явлений природы и сфер человеческой деятельности. Говоря в широком смысле, любой метод эмпирического исследования содержит в себе элементы наблюдения за объектами с целью изучения их специфики и изменений. Однако в научной традиции издавна закрепилось выделение особого, относительно самостоятельного от всех других метода, объединяющего наблюдение и самонаблюдение (интроспекцию). В социальной работе под наблюдением понимают метод изучения особенностей индивидов или социальных систем на основе фиксации проявлений их поведения.

Эксперимент . Ведущий метод научного познания, в том числе социальных и психологических исследований. Он направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым измерением этих условий. В отличие от наблюдения эксперимент – активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет ответить на вопросы «Как? Каким образом это происходит?», то эксперимент дает возможность найти ответ на вопрос другого рода – «Почему это происходит?».

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям.

Среди общенаучных теоретических методов можно выделить (Зайнышев и др., 2002):

- метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении (вычленении) глубинной сущности процесса. В основе этого метода две ступени познания: во-первых, исследование начинается с конкретного анализа и обобщения эмпирического материала. Здесь выделяют наиболее общие понятия и определения науки; во-вторых, на основе уже познанных явлений, понятий происходит объяснение нового явления. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному;

- метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуемое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину
о социальном процессе;

- метод индукции и дедукции. С помощью индукции (от лат. наведение) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (от лат. выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным;

- единство общего и особенного в теории и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик;

- исторический метод. Историческое исследование не только выявляет социальные закономерности возникновения, становления и развития явлений в контексте исторического времени, но и помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты;

- метод восхождения от простого к сложному. Социальные процессы представляют собой совокупность простых и сложных социальных явлений. В социальном развитии простые отношения не исчезают, они становятся элементами сложной системы. Сложные социальные явления, базируясь на простых (абстракциях, категориях) аспектах научного познания, концентрируют их и получают более емкие, но конкретные определения. Поэтому развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному;

- единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений. Социальные теории не могут ограничиваться выявлением лишь качественной стороны социальных процессов. Они исследуют также и количественные взаимосвязи, тем самым познанные социальные явления предстают в виде меры, или как качественно определенное количество. Например, меру процессов представляют пропорции, темпы, показатели социального развития.

К общенаучным методам, можно отнести и стоящие несколько особняком статистические методы . Эти методы позволяют с помощью математических процедур статистического анализа проверять эмпирические гипотезы и устанавливать достоверность полученных данных.

3. Частные специальные научные методы - это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы.

Как отмечают И.Г. Зайнышев (2002) ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных методов, приемов научного исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие - техникой, третьи - процедурой или методикой, а иногда - методологией.

Известный социолог В.А. Ядов так раскрывает эти термины: метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных; техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода; методика - совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь; процедура - последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.

Например, при изучении общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. Далее, в силу различных причин, часть вопросов он формулирует в открытой форме, а часть - в закрытой. Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция респонденту представляют собой в этом случае методику.

С помощью научных исследований специалисты-практики могут выяснить, работают ли их методы, достигают ли цели программы. Исследование может проводиться как самими социальными работниками, так и другими специалистами (например, социологами), однако социальные работники-профессионалы все больше осознают значение проведения исследования своими собственными силами. Исследование помогает установить, какие типы практического вмешательства и при каких обстоятельствах наиболее эффективны (Зайнышев и др., 2002).

Поскольку социальная работа возникла и развивается как междисциплинарная область знаний, возникавшая на стыке многочисленных дисциплин естественнонаучного (медицина, биология и т.п.) и социально-гуманитарного направления (таких, например, как социология, психология, антропология), в каждой из которых применяется широкий арсенал частных методов, то для своих целей она аккумулирует множество конкретных методов, методик и техник. В качестве примеров таких частных методов можно назвать интервью, анкетирование, контент-анализ, экспертные методы (метод экспертных оценок), метод фокус-групп, тестирование, анализ продуктов деятельности и т.д. За не именем возможности уделить их анализу и представлению сколь либо подробное внимание, мы ограничимся здесь лишь их кратким упоминанием, отсылая читателей за более подробной информацией к первоисточникам в той предметной области, где данный метод возник и развивается.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Классификация методов социальной работы с точки зрения практической деятельности представляет собой сложную и пока мало разработанную проблему. Классификация методов профессиональной деятельности - важный компонент научной организации социальной работы. Однако необходимо отметить, что описание и анализ методов, их содержательная дифференциация в специальной литературе находится лишь в стадии становления. Если анализ социальной работы как научной системы знаний может опираться на уже отработанную методологию гуманитарного познания, то попытка методологического обоснования практики деятельности социальных работников нуждается в иных подходах.

Как мы уже указывали выше, проблема метода в любой научно организованной теории и практике является одной из ключевых в при методологическом анализе: в науке принципиально важно четко определить обоснованные нормированные способы осуществлении познания и достижения целей профессиональной деятельности. И если методы научного познания, используемые в социальной работе, принципиально не отличаются от методов используемых в смежных областях научного знания, по методы деятельности имеют качественно иной характер и содержание. Именно профессиональные цели и способы их достижения придают социальной работе статус самостоятельной профессии.

В науке метод деятельности рассматривается как способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Человечеством накоплено множество методов деятельности. Но непрерывное усложнение задач и появление новых требуют постоянного обновления методов их решения. Сказанное имеет прямое отношение и к социальной работе.

Метод деятельности - способ осуществления деятельности, который ведет к достижению поставленной цели.


Похожая информация.