Допрос несовершеннолетнего подозреваемого обвиняемого проводится в присутствии. Особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых подозреваемы. Виды несовершеннолетних допрашиваемых

  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ
  • ДОПРОС
  • СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ
  • УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ

В работе дано понятие допроса как следственного действия, рассмотрены особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Также в статье представлены конкретные случаи из судебной практики нарушений положений статей Уголовно-процессуального кодекса. Кроме того, в статье приведены некоторые рекомендации следователям, дознавателям относительно допроса указанной категории лиц как правового характера, так и психологического.

  • Роль центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей МВД РФ в процессе профилактики подростковой преступности
  • Новеллы уголовной ответственности за семейное насилие
  • К вопросу о форме оформления некоторых протоколов следственных действий как доказательств по уголовному делу
  • К вопросу возраста уголовной ответственности в уголовном законодательстве Российской Федерации
  • Причины совершения правонарушений несовершеннолетними

Допрос является самым распространенным следственным действием, без допроса не обходится ни одно производство по уголовному делу. Допросу уделяется большое внимание в современной процессуальной и криминалистической литературе. А допросу несовершеннолетних уделяется внимание еще и в психологической литературе, так как несовершеннолетние, в силу своего возраста, обладают психологическими особенностями, отличными от взрослого человека.

Среди всех следственных действий допрос является наиболее психологизированным. Он напрямую связан с личностными особенностями допрашивающего и допрашиваемого, а также психическим взаимодействием между ними, что в совокупности влияет на характер допроса .

Допрос – это получение от допрашиваемого лица устных сведений (показаний), т.е. устной речевой информации об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для разрешения уголовного дела . Цель допроса - получение от допрашиваемого лица сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Получение таких сведений осложняется, если в роли допрашиваемого выступает несовершеннолетний .

Правила производства допроса несовершеннолетних лиц закреплены в трех статьях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ):

  • допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля на стадии предварительного расследования (статья 191 УПК РФ);
  • допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в суде (ст. 280 УПК РФ);
  • допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ст. 425 УПК РФ).

В соответствии со ст. 424 УПК РФ вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних – через администрацию этого учреждения. Такое же положение содержится в ч. 4 ст. 188 УПК РФ: лицо, не достигшее шестнадцатилетнего возраста, вызывается на допрос через его законных представителей, либо через администрацию по месту его учебы или работы.

Если несовершеннолетний подсудимый не имеет родителей и проживает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем, в суд в качестве его законного представителя вызывается представитель органа опеки и попечительства.

Повестка должна адресоваться одному из законных представителей (родителю, опекуну, попечителю), администрации учреждения, в котором воспитывается несовершеннолетний. Следует учесть, что недопустимо вручать повестку непосредственно несовершеннолетнему.

Принимая решение об участии в допросе несовершеннолетнего его родителей или законных представителей, следует иметь в виду, что:

  • во-первых, вызов указанных лиц на допрос нежелателен, если их роль неясна или не исключена возможность склонения ими допрашиваемого к ложным показаниям, либо;
  • во-вторых, с особой осторожностью нужно подходить к вопросу об участии законных представителей в допросе несовершеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении, т.к. это может усугубить и без того тяжелые переживания потерпевшей, что она вынуждена в присутствии родителей давать показания, в таком случае нужно выяснить мнение самой потерпевшей;
  • в-третьих, вызывать законных представителей несовершеннолетнего следует лишь тогда, когда установление психологического контакта с допрашиваемым вызывает затруднения.
  • в-четвертых, следует учитывать, что их присутствие будет стеснять несовершеннолетнего; допрашиваемый в присутствии родителей испытывает неловкость, отвлекается от задаваемых вопросов или дает ответы в зависимости от реакции родителей.

По определению или постановлению суда законный представитель может быть отстранен от участия в судебном разбирательстве, если есть основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого. В этом случае допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подсудимого.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» к действиям, наносящим ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого, относит невыполнение обязанностей, вытекающих из статуса законного представителя, в том числе по воспитанию несовершеннолетнего; либо уклонение от участия в деле в качестве законного представителя, а равно злоупотребление процессуальными и иными правами; отрицательное влияние на несовершеннолетнего; создание препятствий для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела».

Так, по одному из дел суд обоснованно заменил законного представителя несовершеннолетней.

К. был признан судом виновным в том, что совершил действия сексуального характера в отношении своей малолетней дочери с использованием ее беспомощного состояния.

Законным представителем несовершеннолетней потерпевшей по данному делу была признана ее мать.

По смыслу закона, родители не вправе представлять интересы своих детей, если между интересами детей и родителей имеются противоречия и если родители используют свои полномочия во вред ребенку.

Судом по ходатайству государственного обвинителя мать потерпевшей обоснованно была отстранена от участия в деле в качестве законного представителя, и в качестве такового была допущена представитель органа опеки и попечительства администрации города, поскольку поведение и высказывания матери потерпевшей, которая стала утверждать, что она и дочь оговорили К. в совершении указанного преступления, с очевидностью свидетельствовали о том, что ее интересы противоречат интересам малолетней потерпевшей .

Ч. 1 ст. 191 и ч. 1 ст. 280 УПК РФ указывают, что допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет проводится с участием педагога, а по статье 280 УПК РФ – педагога или психолога; а также по усмотрению следователя или суда педагог или психолог может присутствовать и при допросе несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет. Кроме того, при допросе несовершеннолетнего вправе присутствовать его законный представитель.

Как отмечает Пикалов И.А. участие указанных специалистов преследует цель оказания необходимой помощи субъекту расследования или рассмотрения уголовного дела в налаживании контакта с несовершеннолетним, а также оказания консультативных услуг по вопросам общения с несовершеннолетними и устранения возможности оказания на несовершеннолетнего незаконного психического воздействия со стороны должностного лица, расследующего либо рассматривающего дело .

В судебной практике немало случаев, когда осужденные подают в суд жалобы, в которых указывают среди прочих доводов, довод о том, что допрос несовершеннолетнего был проведен в нарушение закона – без законного преставителя.

Так, в жалобе осужденных на приговор Кемеровского областного суда, в дополнениях к данной кассационной жалобе было указано, что несовершеннолетний свидетель Д. был допрошен в отсутствие законного представителя и педагога. На период допроса несовершеннолетнего свидетеля Д. ему было 17 лет. Суд данный довод не принял, указав, что согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ участие законного представителя и педагога при допросе несовершеннолетнего от 14 до 18 лет не является обязательным .

Ч. 3 ст. 425 УПК РФ содержит обязанность участия педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Как указывает Пленум Верховного суда Российской Федерации в своем постановлении от 01 февраля 2011 года №1 показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психологи, в силу ч. 2 ст. 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами .

Так, несоблюдение требований ст. 425 УПК РФ повлекло отмену приговора и направление уголовного дела на новое судебное разбирательство.

По приговору Сахалинского областного суда с участием присяжных заседателей Г., У. и К. были осуждены за убийство двух лиц, совершенное группой лиц, из хулиганских побуждений. Кроме того, К. осужден за кражу и покушение на кражу, совершенные группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение, хранилище.

В нарушение требований закона допрос подсудимого К., не достигшего на момент рассмотрения дела судом первой инстанции шестнадцатилетнего возраста, был проведен без участия педагога либо психолога.

Признавая приговор незаконным, Судебная коллегия в своем определении указала, что показания подсудимых в судебном заседании являются доказательствами, подлежащими оценке коллегией присяжных заседателей в совокупности с другими доказательствами. Таким образом, поскольку допрос несовершеннолетнего подсудимого К. был произведен в судебном заседании с участием присяжных заседателей с нарушением установленных уголовно-процессуальным законом требований, и его показания, полученные с нарушением уголовно-процессуального закона, в судебном заседании были представлены коллегии присяжных заседателей в качестве доказательства, имеются основания для отмены приговора .

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 425 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними является обязательным участие защитника. Законный представитель несовершеннолетнего допускается к участию в деле в качестве защитника при отсутствии к тому препятствий, предусмотренных законом (ст. 72, ч. 2 ст. 428 УПК РФ и др.)

По общему правилу, установленному ст. 187 УПК РФ, допрос лиц, в том числе и несовершеннолетних потерпевших, свидетелей, должен производиться по месту производства предварительного следствия, а по усмотрению следователя – в месте их нахождения . Мне думается, что допрос малолетних лучше проводить в привычных им обстановках – школа, дом, дошкольное воспитательное учреждение, так как в привычном месте ему будет спокойнее, он будет более раскрепощен, чем, например, в кабинете следователя, в неизвестном ему месте. В кабинете следователя следует проводить допрос несовершеннолетнего в возрасте 14-16 лет, поскольку официальная обстановка подчеркивает важность происходящего и настраивает на дачу правдивых и полных показаний.

В соответствии с ч. 2 ст. 191 УПК РФ потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, об этом также упоминается в ч. 5 ст. 280 УПК РФ. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных ст. ст. 42, 56 УПК РФ им лишь указывается на необходимость говорить правду. Также перед допросом несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля до шестнадцати лет в суде, председательствующий дополнительно обязан разъяснить им значение для уголовного дела полных и правдивых показаний.

В суде по ходатайству сторон или по инициативе суда допрос несовершеннолетнего может быть проведен в отсутствие подсудимого, в целях охраны прав несовершеннолетних.

Допрос несовершеннолетнего имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом и нравственно – психологическими особенностями допрашиваемых.

Законом ограничивается время допроса несовершеннолетнего. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 425 УПК РФ допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. Это правило в силу ч. 6 указанной статьи распространяется также на несовершеннолетнего подсудимого. Полагаю, что и на несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля данное правило распространяется в той же мере.

Допрос несовершеннолетнего следует проводить как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с событием преступления. Это обусловлено тем, что несовершеннолетний быстро забывает старые воспоминания, под влиянием новых впечатлений, тем более, если интересующее событие не имеет для него резкого эмоционального значения.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего следователю, дознавателю следует получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, привычках, а также о взаимоотношениях с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос. Все это нужно для того, чтобы правильно построить алгоритм допроса, так, чтобы не нанести психических травм, так как несовершеннолетние очень уязвимы.

Также следует заранее обдумать план беседы, и сформулировать вопросы, которые предстоит задать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть понятны, недвусмысленны, не должны быть наводящими.

В криминалистической литературе отмечается, что несовершеннолетние, в силу недостаточного уровня развития, ограниченности логического мышления, отсутствия жизненного опыта и профессиональных знаний, которые мешают им порой воспринять в целом картину того или иного события, не могут правильно воспроизвести на допросе запечатленную информацию. Однако зато они легко запоминают наиболее яркие моменты и детали происшедшего (например, номер автомашины, броские приметы преступника и т.п.) .

В заключение хотелось бы отметить, что проведение допроса несовершеннолетнего сложно не только с точки зрения процессуальных особенностей, но и с точки зрения психологии. Ведь следователь (дознаватель) в какой-то мере должен обладать профессиональными навыками психолога, чтобы с правильной стороны подойти к допросу несовершеннолетнего; установить психологический контакт с допрашиваемым, провести допрос так, чтобы у подростка не осталось каких-либо психологических травм, отрицательных эмоций, чтобы он не замкнулся в себе и не отказался давать показания. В конечном итоге учет следователем (дознавателем) психологических особенностей несовершеннолетних при производстве допроса данной категории лиц способствует получению наиболее полных и достоверных сведений по существу расследуемого уголовного дела, помогает объективно оценить роль несовершеннолетнего в преступном деянии.

Список литературы

  1. Дорофеева В.Ю. Особенности производства допроса несовершеннолетнего потерпевшего // Вопросы ювенальной юстиции, 2008. № 4 (18). (URL: http://juvenjust.org/index.php?showtopic=968)
  2. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. 781 с.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2001 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 05 декабря 2001 г.: введен Федеральным законом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ: в ред. Федерального закона Российской Федерации от 03 февраля 2014 г. № 7-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 22 декабря. - № 249.
  4. Руководство по расследованию преступлений: научно-практическое пособие / отв. ред. А.В. Гриненко. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - М.: НОРМА, 2008. - 768 с.
  5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 №1 «О судебной практики применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // «Российская газета». - 2011. - 11 февраля. - № 29.
  6. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года/ Электронный ресурс, URL: http://ппвс.рф/2013/obzor-sudebnoy-praktiki-vs-rf/2013.11.20-vtoroy%20kvartal, дата обращения - 15.04.2014.
  7. Пикалов И.А. Уголовный процесс Российской Федерации (краткий курс): Учебное пособие, 2005. (URL: Allpravo.Ru).
  8. Кассационное определение Верховного суда Российской Федерации от 04 августа 2010 года № 81-О10-85 / СПС Консультант Плюс, дата обращения - 15.04.2014.
  9. Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за первое полугодие 2010 года / Электронный ресурс, URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/283625/, дата обращения - 15.04.2014.

© Гулякевич Д.Л., 2014

ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Согласно ч. 1 ст. 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Но УК допускает применение уголовной ответственности и к лицам, совершившим преступления в возрасте от 14 до 16 лет. Перечень таких преступлений содержится в ч. 2 ст. 27 УК. Их всего 21. Таким образом, за совершение преступлений могут отвечать подростки, достигшие возраста 14 или 16 лет. Но пока им не исполнится 18 лет, они занимают и в уголовном праве и в уголовном процессе особый статус как несовершеннолетние.

В ч. 8 ст. 4 УК указано, что под несовершеннолетним понимается лицо, которое на день совершения преступления не достигло возраста 18 лет. Вмеждународно-правовых актах такое лицо называется ребенком. Это понятие используется и в национальном законодательстве . В силу физической и умственной незрелости ребенка в уголовном праве установлены особенности уголовной ответственности и наказания ребенка. В УК Республики Беларусь, нормы, касающиеся таких особенностей, сосредоточены в самостоятельном разделе – V, именуемом «Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет». Соответственно установлены и особенности производства по уголовным делам в отношении таких лиц и в уголовном процессе. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее – УПК) имеется самостоятельная глава 45, именуемая «Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет». При этом, как в УК, так и в УПК особенности предусмотрены и в отношении несовершеннолетних, то есть если они были таковыми на момент производства по уголовному делу, и в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, даже если в процессе уголовного судопроизводства они уже достигли 18 лет. Поэтому предусмотренные законодательством льготы распространяются и на совершеннолетних обвиняемых или подозреваемых, но при условии, что они совершили преступление в несовершеннолетнем возрасте.

Это касается случаев совершения преступления лицом в возрасте до 18 лет. Но несовершеннолетние могут выступать и в роли потерпевших или свидетелей. Поэтому особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних предусмотрены не только в выше названной главе, но и в целом ряде норм УПК расположенных в иных разделах и главах.

Одним из следственных действий, с помощью которого устанавливается истина по уголовному делу, является допрос. Он предназначен для получения показаний, имеющих значение для уголовного дела. Допрос может производиться в отношении обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля как в процессе предварительного расследования, так и в судебном разбирательстве.

Порядку проведения допроса в процессе предварительного расследования посвящено 7 статей УПК (ст. 215 – 221). Проведению процедуры допроса в судебном разбирательстве посвящено 4 статьи УПК (327, 329, 330, 332). При этом для каждой из указанных стадий уголовного процесса зафиксированы особенности допроса несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля (ст. 221 и 332). В главе 45 УПК предусмотрены особенности допроса несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого (ст. 433 – 435).

При допросе несовершеннолетнего на стадии предварительного расследования в качестве потерпевшего и свидетеля учитывается, прежде всего, возраст ребенка. Если он не достиг 14 лет, то следователь или дознаватель в обязательном порядке должен пригласить педагога или психолога для участия в допросе. Иными словами, участие их (того или другого либо обоих) в данном случае обязательно. Если допрашивается ребенок в возрасте от 14 до 16 лет,

педагог или психолог участвуют по усмотрению следователя или дознавателя. При допросе несовершеннолетних в любых возрастных границах могут участвовать их родители или другие законные представители.

Указанные лица наделены соответствующими правами. Как педагог или психолог, а также родитель или законный представитель несовершеннолетнего имеют право делать замечания с занесением в протокол допроса о нарушении прав и законных интересов допрашиваемых, а также задавать им вопросы с разрешения следователя или дознавателя. Эти права должны быть им разъяснены перед началом допроса.

Несовершеннолетние потерпевшие и свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу ложных показаний, поскольку такая ответственность в соответствии со ст. 401 и 402 УК наступает с достижения 16-летнего возраста. Детям в возрасте до 16 лет лишь указывается говорить только правду.

Несовершеннолетним потерпевшему и свидетелю в возрасте до 18 лет разъясняется, что они имеют право отказаться от дачи показаний, уличающих в совершении преступления их самих, членов семьи и близких родственников. Им также разъясняются другие процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст. 50 и 60 УПК. Об этом обязательно делается отметка в протоколе допроса, удостоверяемая их подписью.

Такие же особенности предусмотрены для допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в процессе судебного разбирательства.

Согласно ч. 1 ст. 332 УПК при допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и при допросе этих лиц в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет участвуют педагог или психолог, а также могут участвовать родители или иные законные представители несовершеннолетнего.

Таким образом, если в суде допрашиваются дети в возрасте до 14 лет, то при допросе обязательно должны участвовать педагог или психолог и могут участвовать родители или законные представители несовершеннолетнего. Если допрашиваются дети, достигшие 14 лет, то педагог или психолог допускаются в судебный процесс по усмотрению суда. И в этих случаях могут также участвовать при допросе родители или законные представители несовершеннолетнего.

Законными представителями подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего являются их родители, усыновители, опекуны или попечители, представляющие при производстве по уголовному делу интересы несовершеннолетних. Законными представителями не могут быть лица, признанные недееспособными. При отсутствии у подозреваемого, обвиняемого лица, потерпевшего, законного представителя из числа указанных выше лиц орган, ведущий уголовный процесс, признает их законным представителем орган опеки и попечительства.

Как педагог или психолог, так и родители или законные представители несовершеннолетнего имеют право с разрешения председательствующего задавать вопросы потерпевшему и свидетелю.

Перед допросом потерпевшего и свидетеля, не достигших шестнадцатилетнего возраста, председательствующий разъясняет им права и обязанности, предусмотренные УПК (ст. 50 и 60). Об ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний эти лица не предупреждаются и подписка у них не берется.

Особенностью является и то, что по ходатайству сторон или по инициативе суда допрос потерпевшего и свидетеля, не достигших восемнадцатилетнего возраста, может быть проведен в отсутствие обвиняемого. После возвращения обвиняемого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания этих лиц и предоставлена возможность задавать им вопросы.

Потерпевший и свидетель, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, по окончании их допроса удаляются из зала судебного заседания, кроме случаев, когда суд признает необходимым их дальнейшее присутствие.

Имеет свои особенности и допрос несовершеннолетних в качестве подозреваемых или обвиняемых. Так, если в отношении взрослого лица продолжительность допроса в течение одного дня не может превышать восьми часов, а непрерывно он не может длиться более четырех часов (ст. 215 УПК), то допрос несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день (ч. 1 ст. 434 УПК).

При допросе несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого участие защитника обязательно. При этом он вправе с разрешения следователя, прокурора задавать вопросы допрашиваемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте записи показаний.

При допросе несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого обязательно также участие педагога или психолога, которые вправе с разрешения следователя, прокурора задавать вопросы подозреваемому или обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, прокурор обязаны разъяснить педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего, о чем делается отметка в протоколе допроса.

Аналогичные нормы предусмотрены для участия педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого в судебном заседании.

УПК (ст. 436) также предусматривает обязательное участие родителей или других законных представителей несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого в предварительном следствии.

Законный представитель допускается к участию в уголовном деле постановлением следователя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в деле законному представителю разъясняются его права, предусмотренные в ст. 57 УПК. Круг его прав достаточно широк. В частности, он имеет право: знать сущность подозрения, обвинения, содержание предъявленного иска; знать о вызовах представляемого им участника уголовного процесса в орган, ведущий процесс, и сопровождать его; участвовать по его ходатайству или ходатайству представляемого им лица в производимых органом уголовного преследования с участием представляемого им лица следственных или других процессуальных действиях; давать пояснения; представлять доказательства; заявлять отводы и ходатайства, возражать против действий органа уголовного преследования и требовать внесения его возражений в протокол следственного или другого процессуального действия, проводимого с его участием; участвовать в судебном заседании суда первой инстанции, в том числе в исследовании доказательств, а также в заседаниях судов кассационной, надзорной инстанций и при производстве по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам; выступать при отсутствии у представляемого им обвиняемого защитника в судебных прениях с речью и репликой и др. (см. ст. 57 УПК).

Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если в ходе предварительного следствия установлено, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого. Об этом следователь выносит мотивированное постановление. В таком случае к участию в деле должен быть допущен другой законный представитель несовершеннолетнего. По этой же причине законный представитель мотивированным определением суда может быть отстранен от участия в судебном разбирательстве. В этом случае суд должен решить вопрос о допуске другого законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого.

Родители или иные законные представители несовершеннолетнего обвиняемого должны быть вызваны в суд. В судебном разбирательстве они пользуются такими же правами, как и в процессе предварительного следствия (ст. 57 УПК).

Неявка законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения уголовного дела и не заявившего ходатайства об его отложении, не препятствует рассмотрению уголовного дела, если суд не найдет его участие необходимым.

При допросе несовершеннолетних, как и при проведении других следственных действий, крайне важен учет требований, содержащихся в таком международном акте, как Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.

В частности, в нем указывается, что контакты между органами по обеспечению правопорядка и несовершеннолетним правонарушителем осуществляются таким образом, чтобы уважать правовой статус несовершеннолетнего, содействовать благополучию несовершеннолетнего и избегать причинения ей или ему ущерба, с должным учетом обстоятельств дела (правило 10.3). Выражение «избегать причинения ущерба», по общему признанию, является весьма гибкой формулировкой и охватывает многие стороны возможных действий (например, грубые формы словесного обращения, физическое насилие, осуждение окружающих). Уже само участие в процессах правосудия в отношении несовершеннолетних может «причинять ущерб» несовершеннолетним, поэтому термин «избегать причинения ущерба» следует толковать широко, как причинение прежде всего наименьшего ущерба несовершеннолетним, а также любого дополнительного или излишнего ущерба. При этом весьма важное значение имеет сострадание и мягкий, но требовательный подход (Комментарий к правилу 10.3) .

Основные процессуальные гарантии, такие, как презумпция невиновности, право быть поставленным в известность о предъявленном обвинении, право на отказ давать показания, право иметь адвоката, право на присутствие родителей или опекуна, право на очную ставку со свидетелями и их перекрестный допрос и право на апелляцию в вышестоящую инстанцию

должны быть гарантированы на всех этапах судебного разбирательства – говорится в указанном документе (Правило 7.1).

Поэтому для того, чтобы несовершеннолетним не был причинен моральный ущерб при их допросе, чтобы предусмотренные законодательством их процессуальные права были реально соблюдены в полном объеме, важное значение имеет участие в допросе не только педагога и адвоката (если допрашивается обвиняемый или подозреваемый), но и психолога, статус которого определен в УПК (ст. 62) как специалиста, который наделен соответствующими правами и обязанностями. Именно психолог, и не просто психолог, а специализирующийся в детской психологии, на наш взгляд, имеет возможность в полной мере оградить несовершеннолетнего от каких-либо нарушений их прав и законных интересов, реально защитить их от возможных травм их психики, неадекватных реакций на вторжение в их сознание юридических процедур.

Участие специалиста-психолога в допросе несовершеннолетнего будет успешным, если он сумеет установить с ним соответствующий контакт, который приведет к должной откровенности допрашиваемого, имеющей неоценимое значение для установления истины по уголовному делу.

Главное же заключается еще и в том, чтобы ни следователь или дознаватель, ни судья, пригласившие для участия в допросе несовершеннолетнего специалиста-психолога, не подходили к этому вопросу формально, ограничившись лишь формальной стороной: при допросе присутствует человек, имеющий диплом о психологическом образовании. А является ли он специалистом в области детской психологии, умеет ли повести сознание несовершеннолетнего в должное русло и оказать необходимую помощь в установлении истины по делу, не травмировав в то же время психику ребенка, – это осталось бы за пределами интересов компетентных лиц органа, ведущего уголовный процесс.

Специалист-психолог может выступать и в роли индикатора, осуществляющего наблюдение за ходом допроса, поведением при нем родителей или других законных представителей несовершеннолетнего, деятельностью защитника, корректируя их вопросы и в целом поведение с точки зрения нормального психологического восприятия их несовершеннолетним и адекватной его реакции на происходящее во время допроса.

При подготовке к допросу несовершеннолетних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. И то и другое значимо для определения круга участников допроса, места, времени и наиболее целесообразных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.

В соответствии с законом несовершеннолетний свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в присутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специалиста. По усмотрению следователя педагог может присутствовать и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет. Указанное положение распространяется и на допрос несовершеннолетних потерпевших. При допросе обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, педагог может присутствовать по усмотрению следователя или прокурора, а также по ходатайству защитника

Вызов несовершеннолетних на допрос осуществляется, как правило, через их родителей или законных представителей. Если же у следователя имеются достаточные основания полагать, что эти лица причастны к преступным действиям подростка или способны склонить его к отрицательной линии поведения, то реализуются иные варианты. Следователь может вызвать подростка через посыльного, приехать в школу (профтехучилище, на работу) и допросить его в привычной обстановке. Нежелательно вызывать телефонограммой, так как это повлечет ненужную огласку. Крайне нежелательно доставлять подростка приводом, так как это может его травмировать и затруднит установление психологического контакта.

Многое в тактике допроса определяется процессуальным положением несовершеннолетнего.

Допрос подозреваемого несовершеннолетнего.

Необходимо собрать хотя бы минимальную информацию о подростке, допросив его родителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. Запросить участкового инспектора по делам несовершеннолетних, нет ли у него нужных сведений.

При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это - эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.

Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решающим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с. беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению. После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается.

Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость.

Если подозреваемый признается в совершенном преступлении и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоятельств. При этом желательно максимально детализировать излагаемые им факты и по возможности дословно занести их в протокол. Полученные подобным образом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они правдоподобны, действительно ли подросток совершил преступление или почерпнул информацию из других источников. В случае достоверности показаний они помогут установить новые сведения, отыскать похищенное, орудия преступления, выявить сообщников.

Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п. Использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду. Вместе с тем, предъявляя подростку те или иные доказательства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоинству. Поэтому целесообразно разъяснять ему истинное значение предъявляемых фактических данных.

При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.

При допросе подозреваемого (14-16 лет) может присутствовать педагог, однако решать этот вопрос всегда надлежит с учетом многих факторов: характер преступления, роль подозреваемого в его совершении, личностные качества подростка и многое другое. В отдельных случаях присутствие педагога, которого знает и уважает подросток, поможет снять напряжение, успокоить допрашиваемого. В других случаях, например при расследовании половых преступлений, участие педагога, знакомого подозреваемому, нецелесообразно. Лучше пригласить его из другой школы (училища). Что касается родителей, то на этой стадии их присутствие нежелательно. Как показывает практика, подозреваемый несовершеннолетний, допрашиваемый в присутствии родителей, испытывает повышенное чувство стыда, теряется, замыкается.

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого.

К моменту предъявления обвинения следователь должен иметь все необходимые сведения о несовершеннолетнем (от родителей, учителей, наставников, лиц из окружения подростка, из запросов и характеристик). Таким образом, готовясь к допросу, следователь располагает его нравственно-психологической и социально-демографической характеристикой. Добавим, что к этому моменту позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь учитывает его отношение к обвинению. Перед допросом следователь может ознакомить педагога и защитника с психологической характеристикой подростка, чтобы они могли учитывать ее, участвуя в этом действии. Что касается допуска родителей, то так же, как в ситуации с подозреваемым, их участие на данной стадии нецелесообразно.

Перед допросом следователь оглашает постановление о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. После этого подростку в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявленного обвинения, обоснованность квалификации, содержание процессуальных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

В соответствии с УПК следователь в начале допроса выясняет, признает ли обвиняемый себя виновным в предъявленном обвинении. Отрицательный ответ сразу фиксировать нецелесообразно, так как в ходе допроса подросток может изменить свою позицию под влиянием доказательств.

Если подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно. Тактическими приемами такого допроса является максимальная детализация обстоятельств преступления и роли каждого из участников. Для этого должны быть выявлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, их взаимоотношения, когда и как возник преступный умысел, кто был его инициатором.

Если подросток, признавая свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобраться в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отсталость в развитии и др.) или он сообщает сведения, известные ему из других источников.

О необходимости выяснить роль взрослых подстрекателей или иных соучастников следует помнить на протяжении всего допроса. Обращать для этого внимание на различные обстоятельства свободного рассказа подростка, задавать вопросы, заранее подготовленные, а также формулируемые по ходу допроса, касающиеся взрослых лиц, их взаимоотношений и взаимодействия с подростком.

Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, могут быть использованы и другие. В первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким. Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

Второй тактический прием - порядок предъявления доказательств. Особенность этого действия при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, отрицающего свое участие в преступлении, будет заключаться в том, что доказательства целесообразнее, предъявлять по нарастающей, в логической последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять

Не следует излагать его показания не свойственным подросткам языком.

Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.

Свидетелей и потерпевших, не характеризуемых отрицательным поведением, целесообразнее допрашивать в привычной для них обстановке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установлению психологического контакта.

Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) старше 16 лет предупреждаются по полной форме.

Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля.

При подготовке к допросу целесообразно по возможности выяснить некоторые индивидуальные его качества: отношение к сверстникам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т. п.), интересы, увлечения, взаимоотношения с участниками события.

Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Данная категория свидетелей обычно доверяет Следователю и, может быть и бессознательно, готова помочь в установлении истины. Вместе с тем это доверие и такая готовность чреваты возможностями подтвердить все, о чем его спрашивают. Поэтому вопросы, задаваемые несовершеннолетнему свидетелю (очевидцу), формулируются очень продуманно. Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказки, никакого внушения.

При допросе несовершеннолетних свидетелей, участвовавших в общественно опасных деяниях, дело в отношении которых прекращено, может быть применена та же тактика допроса, что и в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, с которым они весьма близки по содеянному.

При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга.

Свидетели данной категории связаны настоящей круговой порукой. Их необходимо убедить в том, что их "дружба", возникшая на почве нездоровых интересов, праздного времяпрепровождения, ничего общего не имеет с подлинной, когда человеку по-настоящему не безразлична судьба его друга и он готов ему помочь.

Следует учитывать и то, что проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами группы. Свидетель может "отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию. Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких предположений. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия. Полезно при этом показать свидетелю на примере обвиняемого, к чему может привести подобное поведение.

Дети до"14 лет, несмотря на склонность к фантазированию и повышенную внушаемость, очень наблюдательны. Они часто видят и запоминают такие подробности, которых не замечает взрослый человек. Это качество используют, обращая внимание допрашиваемого на детали и подробно фиксируя их в протоколе для последующей проверки.

Допрашивать малолетних свидетелей необходимо в привычной для них обстановке в присутствии педагога (воспитателя детского сада) и родителей, если последние не заинтересованы в исходе дела. Допрос ведется в форме беседы самим следователем или по его поручению педагогом (воспитателем).

Допрос потерпевших.

Несовершеннолетние потерпевшие обычно объективны в своих показаниях. Однако, готовясь к допросу и осуществляя его, необходимо помнить, что они заинтересованы в исходе дела, так как им причинен моральный, физический или имущественный вред. К тому же на правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства они находились в состоянии стресса, испытывали чувство страха, неадекватно воспринимали происходящее. К тому, же они думали не о том, как запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства.

Особенности производства допроса несовершеннолетнего потерпевшего


Дорофеева В.Ю. ,
аспирант кафедры организации судебной власти и правоохранительной деятельности Воронежского государственного университета

Среди всех следственных действий допрос является наиболее психологизированным. Он напрямую связан с личностными особенностями допрашивающего и допрашиваемого, а также психическим взаимодействием между ними, что в совокупности влияет на характер допроса. Цель допроса - получение от допрашиваемого лица сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Получение таких сведений осложняется, если в роли допрашиваемого выступает несовершеннолетний.

Российский законодатель обозначил, пожалуй, все возможные гарантии соблюдения прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, выделив в отдельную главу УПК РФ положения, касающиеся производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними (речь идет о главе 50 УПК РФ), но тем не менее искусственно сократил гарантии прав потерпевших, не достигших возраста 18 лет. Так, в действующем уголовно-процессуальном законе не уделено должного внимания производству такого следственного действия, как допрос несовершеннолетнего потерпевшего. Ряд условий, которые должны быть соблюдены следователем при производстве допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, не обязателен при допросе несовершеннолетнего потерпевшего.

Правила производства допроса несовершеннолетних лиц закреплены в трех статьях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (ст.191, 280, 495). Однако они раскрывают особенности проведения семи разновидностей данного следственного действия в зависимости от субъекта допроса и стадии уголовного процесса. Ими являются:

  • — допрос несовершеннолетнего потерпевшего на предварительном следствии;
  • — допрос несовершеннолетнего свидетеля на предварительном следствии;
  • — допрос несовершеннолетнего подозреваемого;
  • — допрос несовершеннолетнего обвиняемого;
  • — допрос несовершеннолетнего потерпевшего в суде;
  • — допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде;
  • — допрос несовершеннолетнего подсудимого.

Следует пояснить, что под несовершеннолетним потерпевшим в процессуальном плане мы понимаем лицо, в отношении которого имеются достаточные данные, позволяющие предположить, что ему причинен физический, имущественный или моральный вред, не достигшее к моменту причинения ему вреда и производства по делу совершеннолетия, т.е. 18 лет, и признанное в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, потерпевшим.

Одним из условий получения у несовершеннолетнего потерпевшего правдивых и полных показаний является установление с ним психологического контакта, который возможен при правильных решениях следователя о порядке вызова несовершеннолетнего на допрос, о месте и времени его проведения, о лицах, присутствующих при его проведении.

Проведенный нами сравнительный анализ ст.191, 280 и 425 УПК РФ, а также ст.187 и 188 УПК РФ позволил сформулировать некоторые положения-рекомендации для следователей, осуществляющих расследование преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних и сталкивающихся с необходимостью проведения допроса несовершеннолетнего потерпевшего.

1. Следователь должен внимательно подходить к выбору способа вызова несовершеннолетнего на допрос.

Статья 188 УПК РФ выделяет две группы несовершеннолетних, к которым применяются различные правила вызова на допрос. Так:

  • — лица, достигшие возраста 16 лет и не достигшие 18 лет, вызываются на допрос повесткой, которая вручается им под расписку либо передается с помощью средств связи, а в случае временного отсутствия несовершеннолетнего повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос;
  • — лица, не достигшие возраста 16 лет, вызываются на допрос через их законных представителей либо через администрацию по месту их работы или учебы.

К вызову несовершеннолетнего через администрацию по месту работы или учебы, на наш взгляд, необходимо прибегать лишь в редких случаях, так как подростку может быть неприятно разглашение факта вызова в следственные органы ввиду, например, боязни неправильной реакции родственников или осуждения уважаемых людей. Кроме этого, ч. 4 ст.188 УПК устанавливает возможность применения иного порядка вызова на допрос, который допускается в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела. Иной вариант вызова на допрос возможен, «если вызов через законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых показаний или необходимо обеспечить немедленную явку несовершеннолетнего и т.п.» . По тактическим и этическим соображениям, в случаях, когда необходимо не допустить обострения отношений в семье (например, вызов потерпевшей по делу о преступлении против половой неприкосновенности), могут применяться такие способы вызова на допрос, как приглашение по телефону, путем личного вручения повестки или направление посыльного.

2. При получении правдивых показаний большую роль играют место и продолжительность допроса несовершеннолетнего потерпевшего.

По общему правилу, установленному ст.187 УПК РФ, допрос лиц, в том числе и несовершеннолетних потерпевших, должен производиться по месту производства предварительного следствия, а по усмотрению следователя в месте их нахождения.

Полагаем, что целесообразно производить допрос:

  • — несовершеннолетних потерпевших, не достигших 14 лет (малолетних), в месте нахождения несовершеннолетних;
  • — несовершеннолетних потерпевших, достигших 14 лет в кабинете следователя, поскольку официальная обстановка настраивает потерпевшего на дачу полных и правдивых показаний.

В литературе уже высказывались мнения как о том, что при допросе малолетних потерпевших следует избирать привычное ему место (школу, дом, дошкольное воспитательное учреждение) так и то, что иногда допрос целесообразно производить на месте, где подросток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания .

Так как ст.191 УПК РФ не закрепляет продолжительность проведения допроса несовершеннолетнего потерпевшего, то должно действовать закрепленное в ст.187 УПК РФ общее правило о времени проведения допроса, т.е. допрос может длиться непрерывно не более 4 часов, а общая продолжительность в течение дня не должна превышать 8 часов. Однако, определяя в ч. 1 ст.425 УПК РФ порядок производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, законодатель установил, что допрос несовершеннолетнего не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день .

Полагаем, что установленный порядок производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, должен применяться и при допросе несовершеннолетних потерпевших, так как, по сути, оба участника, как потерпевший, так и подозреваемый (или обвиняемый), должны находиться в равных условиях и им должны гарантироваться равные права, определяемые не столько исходя из их процессуального статуса, сколько исходя из возраста, а как следствие физического и психического состояния, свойственного такой категории лиц.

3. В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога - знакомого или незнакомого допрашиваемому, следует пригласить для участия в допросе.

Согласно ч. 1 ст.191 УПК РФ допрос потерпевшего проводится с участием педагога:

  • — обязательно, если несовершеннолетний потерпевший не достиг 14 лет;
  • — по усмотрению следователя, если несовершеннолетний потерпевший достиг 14 лет.

Полагаем, что допрос малолетних потерпевших целесообразно проводить с участием педагога, работающего с ними в дошкольном воспитательном учреждении или в школе. Однако неразумно приглашать на допрос педагогов учебного заведения, в котором обучался или обучается допрашиваемый, если между ними не сложились доверительные отношения, так как это может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с потерпевшим. Поддерживаем позицию С.Ф. Шумилина и Б.Д. Завидова о том, что по делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. «Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, не только отрицательно может отразиться на полноте показаний, но и причинит им моральную травму» . Таким образом, полагаем, что до начала допроса у допрашиваемого необходимо выяснить, в присутствии какого педагога - знакомого или незнакомого - он хотел бы давать показания.

4. Законодатель умолчал о возможности участия при допросе несовершеннолетнего потерпевшего его представителя, т.е. адвоката или одного из близких родственников, о допуске которого может ходатайствовать потерпевший, тогда как право представителя участвовать в уголовном деле, а значит, и присутствовать при производстве допроса, прямо вытекает из ст.45 УПК РФ.

Так, в соответствии с ч. 2 ст.45 УПК РФ для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители или представители. Согласно ч. 1 ст.45 УПК РФ представителями потерпевшего могут быть адвокаты, а также один из близких родственников потерпевшего, о допуске которого ходатайствует потерпевший. Часть 3 ст.45 УПК РФ устанавливает, что законные представители и представители потерпевшего, имеют те же процессуальные права, что и потерпевший. Однако в ч. 1 ст.191 УПК РФ закреплено право только законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего при соблюдении уголовно-процессуальной формы реализации этого права участвовать в допросе представляемого. Если буквально следовать норме закона, то при отсутствии у несовершеннолетнего потерпевшего законного представителя представитель, т.е. адвокат или один из близких родственников потерпевшего, не вправе участвовать при допросе несовершеннолетнего потерпевшего.

По нашему мнению, участие адвоката-представителя несовершеннолетнего потерпевшего при производстве допроса потерпевшего наиболее полно способствовало бы гарантированному ст.51 Конституции РФ доступу потерпевшего к правосудию, соблюдению порядка производства допроса, особенно в случаях:

  • — когда несовершеннолетний потерпевший не имеет ни законного представителя, ни других представителей, т.е. близких родственников или иных лиц, которые готовы выполнять функцию представителя потерпевшего в судебном процессе;
  • — когда несовершеннолетний потерпевший хотя и имеет законного представителя, но участие в деле последнего нецелесообразно (например, если он привлечен в качестве подозреваемого или обвиняемого), и при этом потерпевший не имеет других представителей.

Продолжая данную тему, хотелось бы также выразить свое пожелание законодателю относительно участия при допросе несовершеннолетнего потерпевшего психолога. Необходимо, на наш взгляд, закрепить в ст.191 УПК РФ возможность участия психолога при допросе несовершеннолетнего потерпевшего, так как это сделано в ст.425 УПК РФ.

Характерные для несовершеннолетних особенности психики влияют на процессы формирования и дачи показаний, что создает немалые трудности для следователей, в получении от них показаний, и в оценке этих доказательств.
В психологии несовершеннолетних принято делить на шесть возрастных групп:

1) дети младенческого возраста (с момента рождения до 1 года);

2) дети, относящиеся к раннему детству (от 1 года до 3 лет);

3) дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет);

4) дети младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет);

5) дети подросткового возраста (от 11 до 15 лет);

6) несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет .

Упоминания о производстве допроса малолетних потерпевших в возрасте до трех лет в литературе встречаются крайне редко. Доля детей дошкольного и младшего школьного возраста в общем массиве лиц, допрашиваемых в качестве потерпевших по уголовным делам, относительно невелика, однако именно по делам, где несовершеннолетние являются потерпевшими, они в силу разных причин оказываются иногда единственными очевидцами преступлений, совершенных в отношении их, располагают уникальной информацией, имеющей исключительно важное значение для органов следствия и суда. «Несовершеннолетним в возрасте от 7 до 8 лет, учитывая запас знаний, еще не под силу хорошо изложить и логически описать увиденное» . Для девочек и девушек подросткового возраста (между 11–12 и 14–15 годами) и раннего юношеского возраста (между 14–15 и 17–18 годами) характерны повышенная эмоциональность, застенчивость, обидчивость, что создает определенные трудности при получении от них значимой информации .

Неоднозначная позиция законодателя на участие психолога при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних выражается в том, что в ст.191 УПК РФ нет ни одного упоминания о психологе. Тогда как в ч. 3, 4, 5 ст.425 УПК РФ закреплено, что, если допрашиваемый подозреваемый (обвиняемый) не достиг возраста 16 лет либо достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, участие педагога или психолога в допросе Обобщая все вышеизложенное, полагаем, что порядок допроса несовершеннолетнего потерпевшего должен быть аналогичным установленному УПК РФ порядку производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.


Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социально-демографическими, нравственно-психоло-гическими особенностями допрашиваемых.
К особенностям, определяющих специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.
Несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать событие в целом и не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление.
Несовершеннолетние чаще взрослых допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий.
Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их заинтересовали.
Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на их показаниях.
Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.
Поскольку перечисленные и другие особенности физического и психического развития несовершеннолетних находят свое одинаковое проявление в их поведении на допросе, постольку их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения.
Вызов на допрос лица, не достигшего шестнадцати лет, производится через законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок допускается лишь в случаях, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УПК РФ).
Вызов несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, не находящегося под стражей,
производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в спе
циализированном учреждении для несовершеннолетних,- через администрацию этого учрежде
ния (ст. 424 УПК РФ). ¦ : .
Если несовершеннолетний вызывается повесткой, то повестка адресуется законному представителю несовершеннолетнего с указанием его фамилии, имени и отчества, либо руководителю заве-
368

Глава 22. Допрос
дения, где учится или работает несовершеннолетний. Законному представителю или руководителю заведения, где учится или работает несовершеннолетний, предлагается явиться вместе с несовершеннолетним, вызываемым на допрос в орган предварительного следствия или дознания, с указанием адреса, номера кабинета, фамилии, имени и отчества следователя юга дознавателя, даты и времени прибытия в часах и минутах. В повестке должно быть также указано, в качестве кого будет допрашиваться несовершеннолетний (Приложение 149 к ст. 476 УПК РФ).
Иной порядок (через посыльного, путем личного вручения повестки, по телефону) допускается, если вызов через законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых показаний или необходимо обеспечить немедленную явку несовершеннолетнего и т.п.
В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса.
1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу несовершенно
летние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя - в месте
нахождения несовершеннолетнего. Определяя место допроса несовершеннолетнего свидетеля или
потерпевшего, следует исходить из того, что подросток в возрасте 14-16 лет может быть допрошен
в кабинете следователя, так как официальная, деловая обстановка в сочетании с разъяснением сле
дователя о необходимости рассказать все, что подростку известно по делу, подчеркивает важность
происходящего и настраивает на дачу полных и правдивых показаний. Для допроса малолетних
свидетелей и потерпевших следует избирать иное место, более ему привычное (школа, дом, дошко
льное воспитательное учреждение). Иногда допрос целесообразно производить на месте, где под
росток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания.
Несовершеннолетний обвиняемый и подозреваемый допрашиваются в рабочем кабинете следователя либо в следственном изоляторе, если несовершеннолетний задержан или заключен под стражу. Допрос в официальной обстановке необходим для того, чтобы обвиняемый или подозреваемый не воспринял допрос как увещевательную беседу.
2. Определить день и время допроса. Допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего
должен быть произведен как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с со
бытием преступления. Это обусловлено тем, что восприятие несовершеннолетнего, если наблю
даемое им событие (факт, явление) не имеет для него резкого эмоционального значения, поверхно
стно, и поэтому образы (представления), запечатленные в его памяти, быстро стираются под
влиянием новых восприятий. Кроме того, актуальность своевременного допроса состоит в том, что
несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются преднамеренному и не
преднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное
восприятие высказываниями других лиц, с которыми они общались до допроса. Если в результате
сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологи
ческая затороможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока несовершеннолетний смо
жет давать показания.
Дата допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого определяется с учетом сроков, установленных для производства допроса.
Устанавливая время явки несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего на допрос, следователь должен учитывать особенность их психики и планировать свое рабочее время таким образом, чтобы подросток не ожидал в коридоре вызова на допрос. Следует также иметь в виду, что допрос не может длиться непрерывно более 4 часов (ч. 2 ст. 187 УПК РФ).
Время допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого необходимо планировать с учетом требований ч. 1 ст. 425 УПК РФ, согласно которой «допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день».
3. Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для установления психологическо
го контакта и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить: отноще-
ние к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и
т.п.), черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.), круг интересов и увлечений, а
также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно-психологической
характеристикам несовершен-нолетнего. С этой целью необходимо тщательно изучить материалы
уголовного дела с точки зрения извлечения указанных сведений, а также допросить законных пред
ставителей несовершеннолетнего, педагогов и других лиц.
4. Определить круг участников допроса. Согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ допрос потерпевшего
или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевше
го и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога.

Глава 22. Допрос
При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.
С особой осторожностью следует подходить к решению вопроса об участии в допросе несовершеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении ее родителей. Тяжелые переживания потерпевшей, связанные с насилием, усугубляются тем, что она вынуждена в присутствии родителей давать показания о совершенном насилии. Учитывая деликатность ситуации, следователь (желательно чтобы это была женщина) должен выяснить мнение потерпевшей относительно участия в допросе кого-либо из ее родителей.
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 2 ст. 425 УПК РФ).
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса й делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе (ч. 3-5 ст. 425 УПК РФ).
Подход к приглашению педагога для участия в допросе несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов - с участием педагогов, преподающих в соответствующих классах.
В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога - знакомого или незнакомого допрашиваемому, следует пригласить для участия в допросе. Если между несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым и преподавателями учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашиваемым. Поэтому до начала допроса целесообразно разъяснить подозреваемому или обвиняемому порядок допроса и выяснить, в присутствии какого педагога- знакомого или незнакомого- он предпочитает давать показания.
По делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может не только отрицательно отразиться на полноте показаний, но и причинить им моральную травму.
В соответствии со ст. 426 УПК РФ законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные ч. 2 ст. 426 УПК РФ. Таким образом, до начала допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого следователь обязан решить вопрос о том, кто из числа лиц, указанных в п. 12 ст. 5 УПК РФ, должен быть допущен к участию в уголовном деле в качестве законного представителя. Принятое решение излагается в постановлении, содержание которого установлено Приложением 59 к УПК РФ.
В постановлении должны быть указаны, в частности, основания допуска к участию в уголовном деле законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) и кто конкретно (с указанием фамилии, имени, отчества и даты рождения) допускается в качестве законного представителя.
Постановление под расписку объявляется лицу, допущенному к участию в д«ле в качестве законного представителя.
Одновременно законному представителю разъясняется, что он вправе:

  • знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
  • присутствовать при предъявлении обвинения;
  • участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разреше
    ния следователя - в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием
    защитника;
370
  • знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать
    письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей; :
  • заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дозна
    вателя, следователя, прокурора;
  • представлять доказательства;
  • по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного
    дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме (ч. 2 ст. 426 УПК РФ).
В последующем законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь выносит постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ч. 4 ст. 426 УПК РФ).
5. Побеседовать с участниками предстоящего допроса. В ходе беседы целесообразно:
а) разъяснить участникам допроса их роль в допросе и предусмотренные законом права;
б) выяснить особенности психологии допрашиваемого; в) выяснить характер взаимоотношений не
совершеннолетнего с другими участниками производства по уголовному делу; г) предупредить
участников допроса о недопустимости постановки допрашиваемому наводящих вопросов и выска
зывания в адрес допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и
содержания показаний, пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить об
становку на допросе.
При наличии данных о том, что несовершеннолетний (малолетний) свидетель или потерпевший неконтактен с посторонними, его родителям или педагогу можно поручить постановку определенных вопросов в присутствии следователя.
  1. Составить план беседы с допрашиваемым в подготовительной стадии допроса. Следователь
    должен очень серьезно относиться к подготовительной стадии допроса, так как в ней берет начало
    психологический контакт между ним и допрашиваемым. При всей своей неопытности несовершен
    нолетние тем не менее тонко чувствуют фальшь. С учетом этого следователь в ходе подготовки к
    допросу должен определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним
    искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной и потому не способст
    вующей установлению психологического контакта.
  2. Составить тан допроса несовершеннолетнего. При составлении плана допроса необходимо
    тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать допрашиваемому. Вопро
    сы должны быть понятны и недвусмысленны. Недопустима постановка наводящих вопросов. Для
    того чтобы интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушающего воз
    действия, их не следует выделять среди «нейтральных» вопросов изменением интонации, повыше
    нием или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т.п.
  3. Подготовить средства фиксации показаний. Для фиксации показаний, помимо бланков про
    токола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует
    проверить не только их наличие, но и готовность к фиксации показаний, для того чтобы не при
    шлось приводить в рабочее состояние во время допроса.
Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних в основном не отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что свидетели и потерпевшие, не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от отдачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении процессуальных прав несовершеннолетнему свидетелю и потерпевшему следователь указывает им на необходимость говорить правду (ч. 2 ст. 191 УПК РФ).
Личность допрашиваемого удостоверятся путем предъявления документов лично допрашиваемым, либо это делают участвующие в допросе законные представители, которые сообщают следователю необходимые анкетные данные и дают пояснения о взаимоотношениях несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего с подозреваемым или обвиняемым.
На подготовительной стадии допроса, как уже отмечалось, следователь должен установить психологический контакт с допрашиваемым.
Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса: свободного рассказа и ответов на вопросы.
Желательно, чтобы несовершеннолетний давал показания в форме свободного рассказа. Однако следует иметь в виду, что свободный рассказ несовершеннолетних обычно отрывочен, сбивчив и непоследователен. От следователя в данном случае требуется умение применять тактические приемы, направленные на то, чтобы помочь допрашиваемому не терять нить изложения. Для этого следователь с максимальной осторожностью, не допуская постановки наводящих вопросов, должен направлять рассказ несовершеннолетнего в нужное русло. Задавая вопросы, необходимо убедиться

Глава 22. Допрос
в тем, что допрашиваемый правильно уяснил его содержание, ив случае необходимости изменить
формулировку вопроса или расчленить на несколько более конкретных и простых вопросов. :
Особое значение для получения показаний от несовершеннолетнего имеет стадия ответов на вопросы, в которых следователь путем постановки уточняющих, напоминающих и дополняющих вопросов получает интересующую информацию. Содержание и направленность вопросов в этой стадии зависят от характера полученных показаний и процессуального положения допрашиваемого.
Несовершеннолетнему, который дал правильные, хотя и неполные, неточные показания, следователь задает уточняющие, дополняющие и напоминающие вопросы. При этом вопросы должны быть несложными, четкими, понятными, конкретными недвусмысленными и не содержать терминов, недоступных пониманию допрашиваемого. В ряде случаев на показания несовершеннолетнего может оказать влияние интонация, с которой задан вопрос. Если, задавая вопрос, следователь интонацией демонстрирует свою уверенность, твердое убеждение, достоверное знание определенных фактов, то тем самым он оказывает внушающее психическое воздействие, которое может привести к даче недостоверных, не соответствующих действительности показаний. При постановке детализирующих вопросов следует помнить, что несовершеннолетние запоминают выборочно события (факты, явления) и поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях иногда не представляется возможным. Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата, основанные на постановке напоминающих вопросов, могут привести к тому, что недостающие детали в показаниях окажутся вымышленными.
Для несовершеннолетних зачастую бывает легче узнать тот или иной объект (предмет, место и т.п.) и вспомнить связанные с ним события, и поэтому эффективным способом получения более полных и точных показаний является допрос несовершеннолетнего в том месте, где он воспринимал событие (факт, явление), по поводу которого ему необходимо дать показания.
В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего следует обращать внимание на соответствие изложения показаний уровню психического развития допрашиваемого. Гладкость, заученность показаний, употребление формулировок и оборотов, не свойственных возрасту подростка, противоречия между показаниями, которые были даны в ходе свободного рассказа и стадии ответов на вопросы, и некоторые другие признаки могут свидетельствовать о том, что несовершеннолетний дает показания под чьим-то влиянием. Поэтому следователь должен выяснить, кто расспрашивал подростка или с кем он общался и обсуждал обстоятельства, по поводу которых давал показания, обсуждались ли эти обстоятельства в его присутствии другими лицами, не подсказывал ли ему кто-либо ответы, которые он должен давать на допросе, и т.п.
Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания, то следователь обязан выяснить причины (чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников и т.п.) и с учетом установленных обстоятельств применять тактические приемы, направленные на изменение позиции, занятой несовершеннолетним на допросе. При этом должно соблюдаться непременное условие: применяемые тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения или переубеждения.
Следует иметь в виду, что на процесс формирования показания несовершеннолетних свидетелей также влияют объективные и субъективные факторы (свойства восприятия и памяти, направленность внимания свидетеля, патологические дефекты психики и нервной системы, обстановка восприятия события и т. д.) (подробнее см. §3 настоящей главы). Если в показаниях несовершеннолетнего свидетеля обнаруживается неполнота и неточность, следователь должен выяснить, не являются ли причиной этого дефекты органов чувств, нервное потрясение от увиденного и другие факторы, которые могли оказать негативное влияние на восприятие и запоминание свидетелем того или иного события (факта, явления).
В ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, впервые совершившего преступление, наибольший эффект достигается применением такого тактического приема, как использование положительных свойств личности допрашиваемого. Это предполагает постановку вопросов, рассчитанных на стимулирование известных следователю положительных качеств допрашиваемого. В следственной практике встречается немало случаев, когда следователь, используя смелость, правдолюбие, стремление быть первым и другие качества несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, получает от них полные и правдивые показания.
Акцентирование следователем (дознавателем) внимания без особой в том необходимости на отрицательных сторонах жизни несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), как правило, приводит к тому, что допрашиваемый замыкается в себе и отказывается давать показания.